Зачем развивать логику
Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить структурно становится жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:
- Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум.
- Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать.
- Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана.
- Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.
Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы.
<<Блок перелинковки>>
Игры и задания
Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.
Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.
Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.
Для 4-5 лет
В этом возрасте малыш умеет:
- находить сходство и различия между предметами;
- конструировать по образцу;
- соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
- удерживать учебную задачу на несколько минут;
- называть группу предметов общим словом;
- определять пару для предмета;
- находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
- подбирать несложные слова — антонимы.
Игры для этого возраста используются следующие:
- Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
- Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
- Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
- Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.
Для 5-7 лет
В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.
Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.
Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.
Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.
- Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
- Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
- Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
- Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
- Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
Загадки и задачи
Их активно можно использовать в таком возрасте, например:
- сосчитать лапы у животных, фрукты или овощи на столе;
- отсортировать по форме или размеру геометрические фигурки;
- разложить несколько картинок и выбрать среди изображений животных и растений опасные, съедобныех, способные двигаться и др.
- посчитать до 15, а потом от 5 в обратном порядке.
Задачи для развития логики можно легко включать в повседневную жизнь, например, во время прогулки:
- поиграть с малышом в «съедобное-несъедобное», «я вижу 7 красных предметов» (ребенок должен найти их и назвать);
- попросить сказать, что находится дальше, а что ближе, что меньше, а что больше и т.п.
А вот задачки-загадки:
- Ходят по двору утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько уток во дворе?
- У Маши 3 пары носков. Сколько их у Маши всего?
- На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько стало теперь детей на площадке?
- На дереве было 6 груш. Все дети сорвали по одной и на дереве осталось 2. Сколько было детей?
- В коробке были конфеты. Даша взяла 3, а Саша на 1 больше. Сколько конфет теперь съест Саша?
В 6-7 лет занятия по развитию логики с ребёнком особенно важны, потому что от их успешности во многом будет зависеть учеба в школе. Поэтому отбирать задания нужно тщательно.
Полезные материалы для развития логического мышления
В рамках одной публикации просто невозможно уместить все упражнения и задания на логику. Для тех, кто хочет на регулярной основе заниматься развитием логического мышления, я собрала дополнительные ресурсы. Какие-то из них бесплатные, какие-то предполагают платную подписку.
Курсы:
- Много разных задач и головоломок можно найти на ресурсе ЛогикЛайк. Там есть задания на развитие интеллекта, памяти и внимания для дошкольников, детей младших классов и подростков.
- На платформе Викиум есть целый раздел с упражнениями на логику. В нем доступны задания на разгадывание анаграмм, решение математических задачек, логических рядов, сравнений и др.
- Мышление Шерлока – еще один курс для развития логического мышления от платформы Викиум. Он включает более 100 головоломок и задач на логику для взрослых и детей с 6 лет.
- На портале Умназия можно пройти курсы математики и логики для детей 7–13 лет.
- На базе онлайн-школы Фоксфорд доступен Курс программирования игр для учеников 1–4 классов с любым уровнем знания компьютера. На нем школьников учат писать код на языке Scratch.
Книги:
- Т. Маланка “Логика. Веселые задания”
- Е. Трофимова, Е. Емельянова “Развиваем логику: игры и головоломки”
- Л. Кэрролл “Символическая логика, или Безупречная бессмыслица”
- С. В. Попов, Н. Л. Брошкова “Прикладная логика”
- Ч. Филлипс “ХОЧУ… быть самым умным! 300 задач”
- П. Холлинс “Книга эффективных решений: 30 стратегий мышления”
- М. Уити “Убеждай и побеждай! Гайд по безукоризненной риторике и железной логике”
- В. Шейнов “Развиваем мышление, сообразительность, интеллект. Книга-тренажер”
Еще больше книг по развитию мышления ищите на нашем блоге.
Как развивать логическое мышление школьника?
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности вприменении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос разминок сводится к следующему: как бы успеть супражнениями для глаз и рук?
Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
Развитие логики дома (вне школы) отличное дополнение к основной школьной программе.
Что особенно важно дошкольникам ипервоклассникам?
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Задания каких типов нравятся детям
Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).
Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.
Популярные варианты:
- поиск второй половинки;
- установление соответствия — правда или ложь;
- сложение геометрических фигур;
- простые алгоритмы;
- задачи на пространственное мышление;
- вопрос на логику и смекалку;
- задания на взвешивание и переливание.
Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.
Требования к логическому развитию ребенка
К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.
Выделение определенного признака в группе предметов
Первые попытки обучить ребенка выделению определенных признаков предметов нужно делать, когда ему исполнится один год. Обладание этим умением является базой для дальнейшего развития. Обучение начинается с простого объяснения. Родитель берет в руки игрушку и рассказывает о том, чем она отличается от другого предмета.
Заостряя внимания на явных отличительных признаках, родитель поясняет ребенку разнообразие мира. Покажите ребенку два предмета разной формы, но одного цвета. Расскажите, чем они похожи, а чем различаются. В возрасте 2 лет можно просить самостоятельно выбрать игрушку с обозначенным признаком. Называйте как можно больше различных вариантов для поиска, развивайте пассивный и активный словарь малыша.
Пусть малыш возьмет в руки круглый предмет. Расскажите, что кроме формы, этот предмет еще имеет цвет, фактуру, функцию и т.д. Разумеется, что в беседе с ребенком мы объясняем это словами «круглый красный резиновый мяч для игры в футбол».
Примеры заданий:
- Попросить принести игрушку заданного цвета или формы (принести маленький шарик, синий кубик);
- Найти ряд предметов, с определенным признаком (трогаем все синие предметы, кто найдет больше круглых предметов);
- Показать на игрушку, которая обладает двумя или более заданными отличиями (а что у нас красное и мягкое?);
- Поиграть с ребенком в игру «Найти предмет по форме». В мешок сложите различные вещи известной малышу формы. Предложите ему достать что-то одно, прощупав все находящиеся в мешке;
Для проведения сравнения нужно уметь выделить необходимое свойство у каждого из представленных предметов. После этого обдумать полученный результат и дать вам только те предметы, которые обладают заданным признаком. Обучение начинается на сравнении двух похожих предметов. После этого задача должна усложняться и для сравнения предлагаться ряд различных игрушек с одним или несколькими общими признаками.
Для закрепления умения сравнивать предложите ребенку найти общее у внешне не похожих образцов. Возьмите куклу и мягкую игрушку. Спросите, чем они отличаются между собой.
Примеры заданий:
- Разделить предметы по одному признаку. В коробку смешайте кубики и шарики. Предложите ребенку разделить их по форме или цвету. Использовать для этого задания можно самые разные предметы. Главное, чтобы признак был очевиден.
- Нахождение по образцу. Покажите ребенку предмет или картинку. Обозначьте необходимые признаки. Предложите найти такой же.
- Для детей 2-4 лет, количество признаков не должно превышать 3 и быть очевидными.
- Детям 5-7 лет количество можно увеличить до 5.
Разновидности игр на развитие логического мышления у детей
Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:
- Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
- Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
- Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
- Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Тестовые задания на уровень логического мышления
По какому принципу построена эта последовательность
Закономерность есть везде
Где спрашивали: в компаниях по всему миру
Нестандартная задачка.
У вас есть ряд:
8 2 9 0 1 5 7 3 4 6
Нужно определить принцип, по которому расположены цифры.
Есть подсказка: задачка адаптирована для русскоязычных претендентов на должность.
В тему: 15 загадок от Стива Джобса. Он задавал их сотрудникам, когда принимал на работу
iPhones.ru
С помощью них местные отделы кадров должны определить, подходящего кандидата на конкретную должность.
Рассказать
Николай
Кандидат наук в рваных джинсах. Пишу докторскую на Mac, не выпускаю из рук iPhone, рассказываю про технологии и жизнь.
Как решать логические задачи?
Полезно играть с дошколятами 6-7 лет и младшими школьниками в одну игру. Назовём её «А докажи». В процессе игры решаются как минимум две задачи.
- Ребёнок учится понимать, о чём идёт речь.
- И находить наглядное решение логической задачи.
Рассмотрим на примере
Яше купили компьютерный стол с прямоугольной столешницей. Какая фигура получится, если папа отрежет у стола один угол?
Варианты полученных нами ответов до обучения.
- Дети отвечают, не задумываясь: три угла. (Большинство)
- Некоторые возмущаются: зачем портить новый стол. Когда им объяснили, что просто стол не помещался в назначенное ему место, дети присоединились к большинству.
- Немногие просто сидят и слушают, не включаясь, потому что ничего не поняли.
Сразу скажу: все ребята 6 лет – абсолютно нормальные обычные дети. Но всех придётся учить решать логические задачи. Приступим…
Последовательность анализа
- Все слова тебе понятны? (Дети редко знают слово «столешница»)
- Что значит столешница прямоугольной формы? (Если ребёнок затрудняется описать словами, предложите нарисовать: вот такая форма у столешницы. Она называется «прямоугольник». Можно предложить показать что-то прямоугольное в окружении).
- Что делает папа? (Папа отрезает угол).
- Как он это делает? Ножом отрезает? (Он берёт пилу и отпиливает угол столешницы).
- Покажи на рисунке этот угол. Нарисуй линию, по которой пилил папа.
- Считаем, сколько теперь углов? Как фигура называется? Раз пять углов, значит пятиугольник.
Очень важно научить будущего первоклассника соединять слова с образами. Ведь что такое «схватывание на лету», так высоко ценящееся в школе? Это сперва работает правое полушарие. Оно рисует сразу целую картинку, которую потом левое будет, анализируя по частям, описывать словами
Что неправильно отразилось в картинке изначально, правое полушарие поправит в результате анализа. Так и взаимодействуют
Оно рисует сразу целую картинку, которую потом левое будет, анализируя по частям, описывать словами. Что неправильно отразилось в картинке изначально, правое полушарие поправит в результате анализа. Так и взаимодействуют.
Загадки на логику для детей 7-8 лет
Загадки на логику для детей 7-8 лет это загадки для первоклассников, которые уже учатся в школе.Загадка №50
В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.
(Ответ: Всего попугаев 9. Жёлтые = голубые. Голубые = красные. Красные = 3. 3 красных + 3 голубых + 3 желтых = 9.)
***
Загадка №51
Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.
(Ответ: Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.)
***
Загадка №52
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?
(Ответ: Спит)
***
Загадка №53
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря.
(Ответ: Река)
***
Загадка №54
В воде она живет, Нет клюва, а клюет.
(Ответ: Рыба)
***
Загадка №55
Три, три, три и три…Что будет?
(Ответ: Дырка)
***
Загадка №56
Накормишь – живет, Напоишь – умрет.
(Ответ: Огонь)
***
Загадка №57
Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее?
(Ответ: Одинаковые)
***
Загадка №58
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков?
(Ответ: Один)
***
Загадка №59
Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает?
(Ответ: Будильник)
***
Загадка №60
Как отыскать черную кошку в комнате, где выключен свет?
(Ответ: Включить свет)
***
Загадка №61
У бабушки живут три кошки – кошка Мурка, кошка Клава и кошка Лиза. Обычно они спят на трех разных подушках – желтой, розовой и синей. Кошка Клава любит спать на розовой подушке. Кошка Мурка никогда не выбирает ни розовую, ни синюю. Подумай и скажи, на какой подушке должна спать каждая из кошек?
(Ответ: Клава – на розовой, Мурка – на желтой, Лиза – на синей.)
***
Загадка №62
Какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?
(Ответ: 9)
***
Загадка №63
На дереве висело восемь яблок: три красных и пять зеленых. Через два дня покраснели еще два яблока. Сколько теперь яблок на дереве?
(Ответ:
***
Загадка №64
За что обычно учеников выгоняют из класса?
(Ответ: За дверь)
***
Развивающие игры для детей 8 лет, прививающие правила этикета
Школьник обязан знать азы этикета. Почему бы не предложить ему освоить их в игровой форме?
- «Вежливые слова». Для игры нужно всего лишь обзавестись палочками или спичками, а также кусочком пластилина. В него палочки и втыкаются. Ребенку предлагается вытянуть палочку, называя при этом вежливое слово. Конечно же, чем больше при этом заготовлено предметов для игры – тем лучше! Школьник должен вспомнить как можно больше вежливых слов. Игра также может быть групповой – в этом случае выиграет тот, кто назовет максимальное количество слов.
- «Сервировка». Нужно приучить ребенка к тому, чтобы он сервировал стол к каждому приему пищи. Пусть он представляет себя, к примеру, официантом солидного ресторана. Такая игра позволит не растеряться в будущем при приеме гостей.
Пусть для начала ребенок 8 лет научится сервировать игрушечный стол
Математические задачи на логику: 3-4 класс
Дальнейшее обучение в школе имеет свои особенности: дети научились складывать двузначные числа, совершать с ними различные математические операции, в том числе умножение, деление. Логические математические задачи для школьников 3-4 класса должны охватывать уже полученные знания и совершенствовать их качество.
- В кошельке лежит 15 копеек двумя монетами. Одна из монет не пятак, как такое может быть? Ответ: может, т.к. другая монета вполне может быть пятаком.
- Шла Маша в Волгоград, а навстречу ей 10 ребят. У каждого в руках по лукошку, в каждом лукошке по кошке, а у каждой кошки по котенку. Сколько всего ребят шло в Волгоград? Ответ: одна Маша. Все остальные, сколько бы их не перечисляли, шли навстречу девочке, а значит в противоположную сторону от Волгограда.
- Дедушка пилит бревна. Распил бревна пополам он делаем ан одну минуту. Сколько ему понадобится времени, чтобы распилить бревно на 10 частей? Ответ: 9 минут, т.к.чтобы распилить бревно на 10 частей, нужно сделать 9 распилов.
-
Мальчик пришел в амбар. В каждом углу амбара стояло по 3 мешка. На каждом мешке сидело по кошке, у каждой кошки было по котенку. Сколько всего ног было в амбаре? Ответ: две, только мальчика.
Примечание: Как бы долго дети не перемножали между собой числа-«ноги» кошек и котят, стоит помнить, что у кошек – лапы, а ноги – только у мальчика.
- Родители купили своим двум дочкам Маше и Лизе по коробке конфет. В каждой коробке было по 15 конфет. Маша съела несколько конфет и отложила коробку. А Лиза съела столько, сколько оставалось в коробке у Маши, и тоже отложила коробку. Вечером мама посчитала конфеты в коробках обеих девочек. Сколько конфет там было? Ответ: 15. Маша и Лиза съели вместе 15 конфет. Маша несколько (например, 15-х=у), а Лиза столько, сколько осталось у Маши (т.е. у конфет). Сумма х+у = 15. А у девочек было по 15 конфет, т.е. 2*15 = 30. Было 30, 15 съели, и 15 на двоих осталось. А сколько у кого – этого в задаче не уточняется.
- Из ГОРОНО в школу пришли проверяющие. Они выбрали класс для проверки, но не все дети были готовы отвечать урок. Тем не менее, на каждый вопрос учителя весь класс поднимал руку, и тот, кого учитель вызывал к доске, отвечал блестяще. Как получилось, что учитель угадывал, кого вызвать отвечать? Ответ: решением этой задачи есть небольшая хитрость. Перед уроком школьники и учитель договорились, что те, кто наверняка знают ответ на поставленный вопрос, будут поднимать правую руку. А те, кто не знают – левую. Благодаря маленькой хитрости класс достойно прошел проверку и никто ни о чем не догадался.
- Что у коровы находится спереди, а у быка сзади? Ответ: буква «К». Корова, быК.
- Когда маме исполнилось 31 год, дочери было 8. Сейчас мама старше дочери ровно в 2 раза. Сколько их обеим лет? Ответ: дочке 23, маме 46. Когда дочь родилась, маме было 31-8 = 23 года. Чтобы быть старше дочки в два раза, маме должно быть 23*2 = 46 лет. За это время дочь доросла до 23 лет.
- Две одноклассницы Наташа и Лена живут в одном подъезде: Лена на втором этаже, а Наташа на четвертом. Наташа поднимается по ступенькам на четвертый этаж и проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Лена, которая поднимается на второй этаж? Ответ: 20. Чтобы подняться с первого этажа на четвертый, нужно пройти три пролета. 60:3=20 ступенек в одном пролете. А Лена поднимается с первого на второй этаж и проходит при этом только один пролет, все те же 20 ступенек.
- Может ли страус называть себя птицей? Ответ: нет, не может. Страусы не умеют разговаривать.
- Какая физическая величина не имеет ни высоты, ни глубины, ни ширины, ни длины, но ее можно измерить? Ответ: время, температура.
- Задание на логику из серии «Юный Шерлок». На вызов о самоубийстве были вызваны представители уголовного розыска. В кабинете жертвы они обнаружили диктофон и включили его. На диктофоне была записана следующая фраза: «В моей смерти прошу никого не винить, жизнь не имеет смысла…» далее раздался выстрел. Как следователи поняли, что убийство сфабриковано? Ответ: убитый не мог перемотать запись на начало, это сделал кто-то другой.
- Что не может поместиться даже в самую большую кастрюлю? Ответ: ее крышка.
- В кастрюле налита вода до самого верха. Как отмерять жидкость, не используя никаких мерительных приспособлений, чтобы в кастрюле осталась только половина жидкости. Ответ: нужно наклонить кастрюлю и выливать воду до тех пор, пока не покажется с боковой части дно. Это и будет половина кастрюли.
- Когда цифра «2» означает «10»? Ответ: на циферблате цифра «2» соответствует «10 минутам».
С каждым годом задания на развитие логики и смекалки должны становится все сложнее, иметь подвохи, хитрости, чтобы ребенок учился размышлять, уделять внимание деталям. А регулярные и систематические занятия обязательно принесут свои плоды
Головоломка для мозга взрослым
Головоломка для мозга взрослым:
Разделите фишки на две группы
Задание со шнурами
Как приготовить нужное количество лепешек?
Угадайте цвет медведя
Задача с кошельками
Вберите правильное действие
Как перевезти через реку капусту, и не потерять козлика?
Задание с замками
Как в этом случае быстрее выполнить работу?
Загадка о наследстве — восточная мудрость
Подробно расскажите, каким образом у человека вышло победить?
Угадайте профессию людей
Детективная загадка для взрослых
Сколько денег не хватало Галине?
Пересадите деревья правильно
Найдите таблетки с браком
Отвесьте нужное количество чая
Определите правильна маркировка на гире или нет?
Найдите мешок с фальшивыми монетами?
Как забрать из емкости три литра воды?
Найдите фальшивую монетку
Поделите молоко на две равные части
Попробуйте выделить пять литров из общего количества
Простое задание со спичками
Примеры задач с ответами
Логические задачи можно решать на онлайн-платформе «ЛогикЛайк» или приобрести печатный вариант. К каждой загадке прилагается ответ, поэтому можно самостоятельно сверять сказанное с имеющимся решением.
Поиск лишнего предмета
Занимательная игра для дошкольников в картинках предполагает выбор лишнего предмета или слова.
Задача 1
Нарисовано: диван, шкаф, лампа, стол. Нужно определить, какой признак объединяет предметы и почему один из представленных объектов лишний.
Ответ: лампа, т. к. она используется для декора интерьер, другие же предметы относятся к мебели.
Аналогичные варианты:
- волк, лиса, кот, медведь;
- лето, утро, зима, весна;
- малина, брусника, калина, слива;
- грузовик, велосипед, машина, скутер.
Задача 2: «четвертый лишний».
Изображено 4 фигуры: квадрат, треугольник, ромб и круг. Нужно выбрать лишнюю.
Ответ: круг, т. к. остальные фигуры имеют углы.
Простые загадки на логику
Вариантов логических задач для дошкольного и школьного возраста множество.
Популярные:
- На грядке сидят 5 сорок. К ним прилетели еще 3. Кот подкрался и схватил одну сороку. Сколько птиц осталось сидеть на грядке? (Ответ: все улетели)
- Когда цапля стоит на одной ноге, то весит 5 кг. Сколько она будет весить, если встанет на обе ноги? (Вес не изменится)
- На столе лежало 5 яблок. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок осталось? (5)
- На столе стояло 3 стакана. Ваня подошел и выпил из одного. Сколько стаканов осталось? (3)
- Шапка без головы, а нога без сапога — что это? (Гриб)
- Под каким деревом прячется заяц в дождь? (Под мокрым)
- Шел человек в лес, а навстречу ему 2 знакомых. Сколько человек пошло в лес? (Один, другие пошли в противоположную сторону)
- Разрезали батон на 3 части. Сколько разрезов сделали? (2)
- Если белый платок опустить в Красное море, то каким он будет? (Мокрым)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
- Шел турист к озеру, дошел до перекрестка, где было указано четыре пути: направо, налево, к озеру и обратно. Там сидели двое парней, один из них говорил всегда правду, а другой обманывал. На все поставленные вопросы они отвечали «да» либо «нет». Туристу было сложно понять, кто же говорит правду. И тут он что-то сказал одному из парней, по ответу которого узнал, какая дорога ведет к озеру. Что это были за слова? (Эта дорога ведет к озеру?)
Такие загадки открывают ребенку неопознанный мир, тренируют произвольное внимание, развивают сообразительность. Решать подобные задачи весело
Поиск закономерности
Задачи на поиск закономерностей учат сравнивать, рассуждать, классифицировать, делать собственные выводы и фантазировать.
Примеры задач по математике:
- восстановить закономерность — 0,10,110….11110 (1110);
- продолжить цифровой ряд: 23, 23, 21, 25, 19, 27 (17 и 29 — на 2 меньше и на 2 больше).
Также могут быть задачи с выбором представленных вариантов ответа, из которых нужно найти верный результат.
Например, продолжить ряд чисел: 29, 28, 26, 23.
Варианты ответов:
- 20, 17, 14…
- 19, 14, 8…
- 26, 28, 29…
- 16, 10, 4…
Важно установить соответствие с закономерностью. Еще одна задача:
Еще одна задача:
3 | 12 | 6 |
4 | 16 | 8 |
5 | 20 |
Нужно вписать в поле ответ. Результат: 10.
Арифметические ребусы
Цифровые, арифметические, буквенные, математические ребусы — занимательная игра для детей от 5 лет. Разгадывание шифров способствует развитию внимания, усидчивости, целеустремленности у ребенка. Это путь к получению новых знаний.
На картинке изображено: 3 (круг) 1 (квадрат) 2 (круг) 3 = 5. Задание: какой знак спрятан в круге? Ответ: 3+1-2+3=5
При решении арифметических ребусов важно уметь вести нить логических умозаключений и осуществлять арифметические действия
Развивающие игры для детей 8 лет для ориентации во времени
Для того чтобы ребенок не путался в составляющих времени, можно проводить с ним следующие игры:
- «Сумасшедшая неделька». Взрослый заранее подготавливает карточки, на каждой из которых фигурирует какой-либо день недели. Затем все карточки раскладываются в произвольном порядке. Задача ребенка – разложить их по нужному порядку. Также можно спрятать какую-нибудь из карточек – тут малышу предстоит догадаться, какого же дня недели не хватает.
- «Карточный календарь». Предварительно нужно заготовить карточки, на которых изображаются по отдельности времена года и времена суток. Затем взрослый зачитывает что-нибудь, что иллюстрирует эти времена. Источник может быть любой – сказка, загадка, стихотворение либо просто придуманное тут же предложение. Ребенок же поднимает соответствующую тексту карточку. К примеру, после фразы «Сережа проснулся, умылся и сел завтракать» нужно поднять карточку, изображающую утро.
Карточки с временами года пригодятся для игры с ребенком 8 лет
Инопланетяне и десяток храбрецов
В нашу планету вторглась инопланетная раса, чтобы уничтожить всё человечество. Но перед этим они решили дать нам возможность проявить свои интеллектуальные способности. Они отобрали десять умнейших людей планеты, построив их в ряд в полностью тёмной комнате. Каждому они надели чёрную или белую шляпу. После этого свет включился.
Инопланетянин просит стоящего в конце ряда человека назвать цвет своей шляпы. Если ответ правильный — этот человек остаётся жить, если нет — погибает. Подсмотреть цвет своей шляпы нельзя, однако можно обсудить с остальными определённый принцип ответа, которого будут придерживаться все. Распределение цветов шляп случайное, но вам виден цвет шляп всех остальных людей.
Вопрос: каким должен быть ответ, чтобы в живых осталось как можно больше людей?
Люди должны договориться о следующем принципе ответов: отвечающий считает количество чёрных шляп у остальных людей. Если шляп нечётное количество, он называет «чёрный», если чётное — «белый». Следующий человек в ряду, видя шляпы остальных и зная чётность чёрных, может вычислить цвет своей шляпы. Например, если чёрных всё ещё нечетное количество, то на нём белая шляпа. С такой тактикой выживут 9 из 10 человек. Один же из них героически погибнет, спасая остальных.
Загадки на логику для детей 7-8 лет
Загадки на логику для детей 7-8 лет это загадки для первоклассников, которые уже учатся в школе.Загадка №50
В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.
(Ответ: Всего попугаев 9. Жёлтые = голубые. Голубые = красные. Красные = 3. 3 красных + 3 голубых + 3 желтых = 9.)
***
Загадка №51
Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.
(Ответ: Вася, Гоша и Витя едят мороженое. Ребята поедают эскимо, фруктовый лёд, и пломбир в вафельном стаканчике. Догадайся, кто какое мороженое ест, если известно, что Вася не любит эскимо, а Витя лакомится фруктовым льдом.)
***
Загадка №52
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей?
(Ответ: Спит)
***
Загадка №53
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря.
(Ответ: Река)
***
Загадка №54
В воде она живет, Нет клюва, а клюет.
(Ответ: Рыба)
***
Загадка №55
Три, три, три и три…Что будет?
(Ответ: Дырка)
***
Загадка №56
Накормишь – живет, Напоишь – умрет.
(Ответ: Огонь)
***
Загадка №57
Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее?
(Ответ: Одинаковые)
***
Загадка №58
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков?
(Ответ: Один)
***
Загадка №59
Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает?
(Ответ: Будильник)
***
Загадка №60
Как отыскать черную кошку в комнате, где выключен свет?
(Ответ: Включить свет)
***
Загадка №61
У бабушки живут три кошки – кошка Мурка, кошка Клава и кошка Лиза. Обычно они спят на трех разных подушках – желтой, розовой и синей. Кошка Клава любит спать на розовой подушке. Кошка Мурка никогда не выбирает ни розовую, ни синюю. Подумай и скажи, на какой подушке должна спать каждая из кошек?
(Ответ: Клава – на розовой, Мурка – на желтой, Лиза – на синей.)
***
Загадка №62
Какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?
(Ответ: 9)
***
Загадка №63
На дереве висело восемь яблок: три красных и пять зеленых. Через два дня покраснели еще два яблока. Сколько теперь яблок на дереве?
(Ответ:
***
Загадка №64
За что обычно учеников выгоняют из класса?
(Ответ: За дверь)
***