Конспект логопедического занятия «гласные звуки и буквы» план-конспект урока логопедии (1 класс) по теме

Русский язык как иностранный Как учить русскому произношению: буквы и звуки Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки , , , а иногда даже буква Е может обозначать звук (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Артикуляционная гимнастика для звука «А»

Цель — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Для произнесения звука «А» потребуется научиться широко открывать рот. Для этого можно поиграть с малышом в игру «Накорми птенца». В этой игре ребенок — птенец, а взрослый — мама–птичка. Мама–птичка принесла своему детенышу зернышки. Птенец ждет еду, открыв ротик. Он съел зернышки и закрыл рот.

Эту игру можно проводить несколько раз, постепенно увеличивая время держания рта открытым до 5–6 секунд

Обратите внимание, чтобы во время игры малыш сидел спокойно, плечи расправлены, голову держал прямо. При открывании рта должна двигаться только нижняя челюсть, язык, губы остаются спокойными, рот открывается без напряжения

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Методы постановки

Практикуются 2 метода постановки гласных у дошкольников. Первая методика принадлежит дефектологу Федору Федоровичу Рау, включает такие пункты:

  1. Продолжительное изолированное проговаривание, а также в слогах.
  2. Отработка изолированного и слогового произношения.
  3. Изменение громкости проговаривания.
  4. Слоговое проговаривание ударной и безударной гласной, затем в словах.
  5. Определение гласной в слогах.

У педагога Ксении Александровны Волковой иной подход:

  1. Изолированное проговаривание.
  2. Произношение при напряженных органах артикуляции ударной гласной, находящейся в первом слоге слов и в первой позиции слога.
  3. Отработка ударной и безударной формы фонемы.
  4. Проговаривание в начале и конце слов, внутри слов меж согласными.
  5. Определение гласной в слогах, затем в словах.

Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

Звонкие согласные

образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

При образовании глухих согласных звуков

голосовые связки остаются в расслабленном состоянии. Такими звуками являются:

Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

Русский алфавит – Буква Ж Произношение русского звука [Ж]. Фонетические упражнения для иностранцев

Другая буква русского алфавита – буква Ж – необычна для иностранцев и своим написанием (некоторые иностранцы называют её бабочкой), и произношением.

При произношении звука кончик языка поднят к альвеолам (к бугоркам за верхними зубами) и язык оттянут назад.

Для постановки жужжащего звука мы опять обратимся к звукам-помощникам: согласному и гласным , . Звук поможет оттянуть язык назад, а звуки и помогут вытянуть вперед и округлить губы.

Фонетические упражнения для иностранцев:
гжу – гжу – гжу – жу – журнал, жук, жужжу, расскажу
гжо – гжо – гжо – жо – жёлтый, чужой, ножом, кружок

Произношение звука похоже на произношение звука , но отличие заключается в том, что звук произносится без участия голосовых связок (без голоса, только шум). Ниже мы отдельно поговорим о буквах русского алфавита Ш и Щ.

Частые проблемы и их решение

Приведём примеры простых неполадок, в более сложных случаях лучше сразу отдать прибор в ремонтную службу. Например, если перестала гореть лампочка готовности к работе или появились лёгкие удары электрическим током. При запахе гари из инвертора и, тем более, появлении дыма из прибора лучшим решением будет обратиться к специалисту.

  1. Часто при отключении сетевого автомата достаточно просто поменять пробки.
  2. Не загорается дуга, однако при этом работает охлаждающий вентилятор и индикация готовности сварочника показывает, что с прибором все в порядке. Скорее всего, не выставлен ток, посмотрите на регулировку тока, она наверняка стоит в положении 0 А.
  3. Электрод стал «прилипать», в большинстве случаев ситуацию исправит либо увеличение тока, либо смена угла сварки со строго вертикального на угол 45 градусов к детали.
  4. Загорелся жёлтый индикатор, оповещающий о перегреве устройства − достаточно прекратить работу и подождать, пока прибор не остынет, и жёлтый сигнал погаснет. Это будет означать, что прибор снова готов к работе.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Гласные звуки «О»,» У»

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема: «Гласные звуки «О, У»

  1. Закрепить у детей навыки различения и правильного произношения звуков «о, у» изолированно, в словах, фразах.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Учить выделять звуки «о, у» в начале, середине и конце слова.
  4. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  5. Учить детей исправлять деформированные предложения, составлять из них связные тексты.
  6. Создавать условия для развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  7. Воспитывать у детей дружелюбие, чувство ответственности за товарищей.

Оборудование:

Предметные картинки (обруч, облако, ослик, окно, стекло, стол, гнездо, картошка, кошка, помидор, окунь, осы, паук, туфли, улитка, сумка, стул, уж, улей, удочка, ухо, лук, капуста, утка, кенгуру); разрезные картинки утка и окунь; макет телевизора; буквы О, У (дети); магнитофон, звукозаписи; макеты ручейка и мостика; искусственная ёлочка, мягкая игрушка ёжик; полоски с тремя клеточками, кружки красного цвета на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Логопед говорит детям, что в детский сад позвонили буквы О, У. Они очень хотят приехать к ребятам, знающим звуки «О, У».

— Ребята, вы хотите встретить гостей? (Да.)

— Для этого нужно доказать, что вы знатоки звуков «О», «У» и выполнить несколько заданий. Вы готовы? (Да.)

— Предлагаю разделиться на две команды: первая будет встречать букву О, а вторая – букву У.

Чтобы разделиться на команды, каждый из детей берёт себе кусочек разрезной картинки и ищет других ребят с подобными осколками. Когда две картинки сложены правильно, определяются две команды.

2. Логопед даёт обеим командам задание на звукоподражание:

— Как воет вьюга? (У-у-у.)

— Что мы говорим, когда удивляемся? (О-о-о.)

— Как сложены губы на звук «О»? (Губы вытянуты вперёд, округлены.)

— Как сложены губы на звук «У»? (Губы трубочкой, «хоботочком».)

— Что можно сказать о звуке «У»? (Он гласный.)

— Что можно сказать о звуке «О»? (Он тоже гласный.)

— Как мы узнаём гласные звуки? (Они тянутся, поются, нет никакой преграды для воздушной струи.)

— Произнесите свой звук громко.

— А вы произнесите свой звук тихо.

Логопед хвалит детей.

3. Дидактическая игра «Испорченный телевизор».

Логопед показывает детям макет телевизора и объясняет, что телевизор испорчен, у него иногда пропадает звук. Предлагает проговорить каждому ребёнку слово на звук «О» и «У» в телевизор. Дети артикулируют первые звуки, проговаривая окончания слов. (Например: утка, улица, улитка; обруч, окунь, облако…)

4. Определение позиции звуков «О, У» в словах.

На двух столах приготовлен раздаточный материал (картинки со звуками «о», «у» в разных позициях, полоски с тремя клеточками, кружки красного цвета).

Дети обеих команд подходят к своим столам и работают индивидуально.

Логопед просит каждого ребёнка озвучить позицию звука в его слове.

«Ты картинку посмотри, место звука назови».

5. Дидактическая игра «Назови ласково».

Дорогу командам преграждает замёрзший ручей. Логопед предупреждает ребят, что лёд ещё тонкий. Поэтому нужен мостик. Мостик появится тогда, когда все ребята правильно ласково назовут слова со своих картинок (утка – уточка, облако – облачко и т. д.).

  1. Итог занятия.

Слышен шум подходящего поезда. Входят буквы О, У.

Они обращаются к знатокам:

— Здравствуйте, дети, вы нас узнали? (Дети отвечают.)

Логопед продолжает:

— Ребята, вы правильно выполнили все задания, и за это буквы хотят подарить вам свои портреты.

Гости дарят детям картинки со своими буквами, просят их раскрасить в красный цвет.

Звучит весёлая музыка. Дети прощаются с гостями.

Русский алфавит — аудио

Все буквы русского алфавита представлены в графическом виде с транскрипцией и аудио произношением. Все аудио файлы выложены в формате mp3 и их можно с комфортом слушать онлайн. Буквы расположены по порядку. Качество оцифровки высокое.

http://audiolang.info/it/audio/rualf/1.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/2.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/3.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/4.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/5.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/6.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/7.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/8.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/9.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/10.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/11.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/12.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/13.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/14.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/15.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/16.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/17.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/18.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/19.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/20.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/21.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/22.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/23.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/24.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/25.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/26.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/27.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/28.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/29.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/30.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/31.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/32.mp3
http://audiolang.info/it/audio/rualf/33.mp3

Описание устройства: Лицевая панель FoxWeld Мастер 202

Лицевая панелька с таблом и тумблером выключения

  • Надежность оборудования, возможность автономного использования;
  • небольшое разбрызгивание металла;
  • система принудительного охлаждения;
  • имеется функция антизалипания для электрода, что бы он не приставал к основному металлу;
  • есть возможность «горячего старта» («Hot Start») для быстрого получения дуги;
  • функция «ARC FORCE» для стабильного горения дуги;
  • сопротивление высокой влажности;

На лицевой стороне аппарата имеется спец. лампа желтого цвета которая загорается при изменении напряжения в сети, в случает срабатывания защиты, аппарат будет на время отключен.

Игры для изучения алфавита

В этом разделе мы приведем примеры игр, которые сделают обучение интереснее и одновременно эффективнее.  Развлекательные элементы не только позволят разнообразить занятия, но и обеспечат довольно широкое поле для применения полученных знаний на практике.

«Найди букву». На листе бумаги расположите разные буквы в случайном порядке. Пусть они будут яркими и крупными. Вы называете букву, а ребенок должен отыскать ее и показать. Подвижный вариант этой игры – развесить листы с крупно написанными буквами по комнате, пусть ребенок находит и срывает нужный листок.

«Мемо». Подготовьте набор карточек, каждая буква должна быть представлена в двойном экземпляре, чтобы получилось определенное количество пар. Карты выкладываются в несколько рядов рубашкой вверх. Пусть ребенок перевернет одну карту и назовет звук, который обозначает буква на ней. Затем  надо найти ей пару, открывая другие карты. Не вышло с первого раза – карточки переворачиваются обратно лицом вниз и надо искать заново. Нашлась пара – обе карточки игрок забирает себе, и так до момента, пока все карточки не кончатся.

«На какую букву начинается?». Расположите в ряд несколько животных – это могут быть рисунки на бумаге, карточки или небольшие игрушки. Отберите буквы, с которых начинаются их названия, и в перемешанном виде дайте их ребенку. Задача в том, чтобы соотнести, к кому относится какая буква, и положить ее возле нужного животного.

«Собери букву». Изобразите букву размером  во весь лист бумаги. Разрежьте на несколько частей, пусть малыш соберет получившийся пазл и назовет, какая буква на нем изображена.

«Игра с кубиками». Наверняка у вас есть кубики с буквами, а если нет, их легко сделать самим из бумаги. Вы кидаете кубик и смотрите, какая буква выпала сверху. Ребенку нужно вспомнить животное (или даже предмет!), название которого начинается с этой буквы и показать его, например, если выпала буква «В», то можно изобразить ворону – помахать руками как крыльями и каркнуть.

«Съедобные буквы». Алфавит бывает не только полезным, но и вкусным! Вашему ребенку будет еще веселее учиться, если он сможет не только назвать букву, но и съесть ее. Можно купить готовое печенье в виде букв, либо испечь его самим, так малышу даже будет интереснее, особенно если вы вместе украсите готовые печенья. Также вы можете вырезать буквы из фруктов и овощей.

Как бы ни продвигались ваши занятия, будьте терпеливы к ребенку, не требуйте от него слишком многого и не ругайте, если что-то не получается. Если вы будете соблюдать основные принципы и рекомендации, творчески подходить к урокам и дарить малышу положительные эмоции, ваш ребенок обязательно выучит алфавит легко и с удовольствием.

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

  • разделительную (бурьян);
  • обозначающую мягкость предшествующей ему согласной (верность);
  • в именительном и винительном падежах, если существительные женского рода заканчиваются на шипящие (ложь, вошь);
  • в иностранных словах перед буквой О (лосьон);
  • на конце глаголов с шипящими (делаешь, режь).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

  • П—Б (почка—бочка);
  • Ф—В (фон—вон);
  • К—Г (код—год);
  • Т—Д (том—дом);
  • Ш—Ж (шар—жар);
  • С—З (сам—зам).

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

Гласные звуки и буквы

Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

  • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
  • 6 гласных звуков , , , , , . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.

Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

Построение слов по-американски

Согласные буквы английского алфавита являются основой всех слов. Общее количество литер – 26, из них согласных – 20, а гласных в английском всего 6. Несмотря на столь скудное число они могут принимать различные формы произношения, в итоге из 6 букв получается порядка 20-24 звуков. Все гласные и согласные перечислены в таблице ниже:

Как можно заметить на картинке гласные буквы в английском алфавите выделены желтым цветом. Рядом с каждой литерой прописана транскрипция, благодаря которой можно научиться правильно произносить ту или иную букву. Необходимость в транскрипции была всегда ввиду того, что объяснить правильное произношение на примере русского языка просто невозможно. Если в русском одна буква приравнивается к одному звуку, то большая часть гласных букв в английском алфавите произносится с помощью сочетания двух фонем.

Буква Транскрипция Расшифровка
Аа Эй
Ее Долгое «и»
Ii Ай
Oo О, оу
Uu Долгое «ю»
Yy уай

Последняя литера «Yy» может гласной и согласной в зависимости от типа слога. Это стоит учитывать при прочтении и морфемном разборе слов. Какой звук будет определять та или иная буква зависит от ее положения в слове и слоге.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: