Логические тесты при приеме на работу

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит малыша
Кушать травку не спеша.

А цыплята у курушки
Все похожи друг на дружку.
И девочки, и мальчики,
Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!
Он бодает всех с пеленок.
Что же делать нам, когда
Вырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило (лето).

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности вприменении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос разминок сводится к следующему: как бы успеть супражнениями для глаз и рук?

Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
Развитие логики дома (вне школы) отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам ипервоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Аналогии

Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.

Как выполнять?Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.

Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.

Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)

Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель) 

Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)

Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)

Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон) 

Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой) 

Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки) 

Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога) 

Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо) 

Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец) 

Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак) 

Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок) 

Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол) 

Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём) 

Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)

Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка) 

Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный) 

Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы) 

Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа) 

Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)

Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая) 

Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом) 

Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе) 

Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр) 

Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра) 

Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер) 

Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя) 

Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор) 

Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка) 

Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)

Память младших школьников

Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.

Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:

  • флаг;
  • ложка;
  • птица;
  • колбаса;
  • кактус.

Чем такую:

  • верность;
  • творчество;
  • смелость;
  • испуг;
  • прелесть.

Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.

Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.

И еще одна особенность младших школьников. Если учитель задает подготовить пересказ какого-то текста, то ученик будет механически заучивать его наизусть, используя метод многократного повторения. С этим механическим подходом нужно бороться. Нужно научиться пользоваться памятью правильно. Выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.

Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

Пример лингвистической задачи для развития логики

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Графические игры

Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.

Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:

1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Найди недостающую фигуру

Категория: Подготовка ребенка к школе

Одним из довольно сложных на первый взгляд заданием для четырех- или пятилетнего ребенка является задачка на поиск недостающей фигуры в какой-либо закономерности. Но если немного потренироваться, закономерность ребенок сможет выявить легко, а, следовательно, с легкостью подберет и недостающую фигуру. Шестилетний ребенок с таким заданием должен справляться за несколько секунд.

Если ребенок сам не может выявить закономерность, помогите ему, объясните эту закономерность и пусть ребенок снова попробует найти недостающее.

Задание:

Найди недостающую фигуру или предмет на каждой карточке

Есть несколько вариантов закономерностей. Самое простое – это когда в каждом ряду по 3 разных предмета, но эти 3 предмета аналогичны для каждого ряда.

Другой вариант закономерности – это когда абсолютно все фигуры на карточке разные. Самый легкий вариант решения такой задачки – найти из предложенных вариантов ту фигуру, которой непосредственно в карточке нет. Но иногда это не срабатывает и нужно все-же выявить закономерность (например, все фигуры в ряду маленькие, значит ставим тоже маленькую, а далее находим закономерность по цвету).

А теперь более сложные задания. Начнем с разминки, а затем усложняем и усложняем.

Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи. При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу – специалисту.Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка

Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.


Логические игры из магазина

1. «Я загадал»

Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.

2. «Я беру с собой»

Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.

Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.


Интересная игра на логическое мышление

3. «Рассели по комнатам»

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).


Игра лишний предмет – усложненный вариант для 6-7 лет

4. Задачи на сравнение

Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:

  1. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
  2. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.

Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.

Как оцениваются полученные результаты?

В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:

10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд

Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.. Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей

Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках»

Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».

Задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.

Задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки.

1. Преобразование слов.

2. Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами.

3. Учимся устанавливать причинные связи между событиями

4. Учимся находить причину событий. (Игра “Почему это произошло?”)

5. Учимся представлять последствия событий.(Игра ” Выбери одну из причин”)

6. Учимся формулировать законы.(Игра “Почему это происходит?”)

7. Учимся объяснять образное сравнение (Игра “Вырази мысль другими словами”,)

8. Игра “Да – нет”

9. Игра “Веришь – не веришь”

10. Игра “Правда ли, что … ”

11. Усовершенствование предмета по списку Осборна.

12. Учимся задавать вопросы к научно-познавательному тексту по методу американской исследовательницы Сандры Каплан, пользуясь наборами вопросительных слов и ключевых слов вопросов.

13

Учимся анализировать проблемную ситуацию (проранжировать выделенные факторы ситуации, то есть нужно расположить факторы по степени важности)

14. Учимся разрешать противоречия.

15. Учимся оценивать и принимать альтернативные стратегии действия. (“Игра “Робинзон”, “Менеджер”)

Черточки в фигурах

Необходимо сначала открыть рисунок с помощью графического редактора и рисовать инструментом “карандаш” или распечатать рисунок с помощью принтера и рисовать реальным карандашом. Нужно в определенных фигурах нарисовать заданные символы, при этом не пропуская фигуры, т.е. нельзя рисовать сначала в одной фигуре, потом в другой. Рисуем по порядку, начиная с верхней строчки слева.

Нарисуйте палочки или кружочки по образцу.

Порядковый номер

Одновременный счет количества каждого вида представленных предметов. Считать нужно не по отдельности каждый вид, а сразу все. Сначала можно считать количество каждого из двух видов предметов, затем трех и т.д.

Одновременный счет количества каждого вида представленных предметов. Считать нужно не по отдельности каждый вид, а сразу все. Сначала можно считать количество каждого из двух видов предметов, затем трех и т.д.

Назовите порядковые номера предметов. начинайте с верхней строки: первый карандаш, первая ручка, второй карандаш, первая линейка,…

Найди числа

Задания на нахождения чисел сначала просто по порядку, затем более сложные задания на одновременное нахождение чисел разного цвета.

В каждом из рисунов разбросаны красные и синие цифры от 1 до 10. найдите все цифры сначала только красные в порядке возрастания, затем только синие в порядке убывания, затем чередуя красные и синие: а) в порядке возрастания (1 кр., 1 син., 2 кр., 2 син….) б) в порядке убывания (10 кр., 10 син., 9 кр., 9 син….) в) красные цифры в порядке убывания, синие цифры в порядке возрастания.

А в этом задании каждое число нужно сосчитать по два раза, ведь все числа здесь повторяются дважды.

Необходимость логических задач для детей

Различные загадки на логику способствуют активизации мыслительного процесса, побуждают думать, рассуждать, анализировать, делать собственные умозаключения. Расшифровка каждой задачи — это возможность развивать смекалку и усидчивость.

Решение логических задач для детей 6 лет приводит к сосредоточенности на одном объекте продолжительное время, что так необходимо в процессе обучения в школе. Упражнения развивают умение запоминать предлагаемый материал, анализировать ситуацию, способствуют саморазвитию и являются трудотерапией.

Учиться мыслить нестандартно — путь к рациональному и объективному решению различных жизненных задач. Это возможность находить выход из любой затруднительной ситуации в будущем.

Конспект урока по математике на тему ” Закономерность последовательностей. Нарушение закономерностей. Головоломки с цифрами, фигурами. Ребусы”

Начало урока

2 минут

3 -10 мин

Середина урока

11-26 мин

Орг. момент:

Мотивация. На доске ребус.

На этой картинке зашифрованы слова. Все они связаны с зимой. Кто знает, как можно прочитать этот ребус?

Целеполагание:

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Проблемные вопросы:

Что такое ребус?

– Кто умеет разгадывать ребусы? Актуализация

     Ребус – загадка, в которой разгадываемые слова изображены в виде комбинации рисунков с буквами и другими знаками.     Слово “ребус” латинского происхождения (лат. rebus, при помощи вещей, “Non verbis sed rebus” – “Не словами, а при помощи вещей”). Зародился ребус во Франции в XV веке, а первый печатный сборник ребусов был издан во Франции в 1582 году, составлен он был Этьеном Табуро.     Ребусы очень полезны для развития мышления детей, развития сообразительности и логики. К тому же ребус пользуется популярностью в детской аудитории, являясь одним из самых популярных детских игр. Это хорошее детское увлечения, приносящее пользу и удовольствие.

Работа по теме урока.  Например, нарисовано «стрекоза», а необходимо читать только «коза», изображен «графин», необходимо читать только «граф»:

     4. Если предметы или буквы изображены один в другом, то их названия читаются с прибавлением союза «в». Например, «в-а-за»:

     5. Если какая-то буква состоит из другой буквы (много раз повторенной), то читают с прибавлением союза «с». Например, «с-о-с-на»:

     6. Если за какой-то буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать необходимо с прибавлением союза «за». Например, «за-м-ок»:

     7. Если одна фигура или буква изображена под другой, то читать необходимо с прибавлением слов «на», «над», «под». Например, «на-пи-ток» или «над-е-ж-да»:

     8. Если по какой-нибудь букве написана другая, то читают с прибавлением предлога «по». Например, «по-р-т»:

     9. Если одна буква лежит возле другой, присоединена к ней, то читают с прибавлением предлога «у». Например, «л-у-к» или «с-у-д»:

     10. Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения (по-приколу) ребуса.     11. Если изображено предмет, а возле него (или на нём) написана, а потом зачеркнута буква, то это означает, что эту букву необходимо исключить из слова, зашифрованного рисунком. Если же над зачеркнутой буквой находится другая, то это означает, что необходимо ею заменить зачеркнутую. Тоже самое делают, когда между двумя буквами стоит знак равенства или переходные стрелочки. Зачеркнутые (заменяемые) буквы обычно используют для исключения (замены) их из середины слова. Например, была «груша», а стала «крупа», или был «доктор», а стал «диктор»:

     12. Если зачеркнутая буква(ы) стоит как независимая фигура, то ее необходимо читать с прибавлением частицы «не». Например, «не-р-в»:

     13. Если рядом с рисунком (или над ним, или под ним) стоят цифры, то это означает, что буквы зашифрованного изображением слова читаются в том порядке, который указан цифрами. Также они указывают на то, все ли буквы слова необходимо читать, или нет. Зачеркнутые (отсутсвующие) цифры указывают на отсутствие определенных букв. Например, «табуретка» превращается в «букет», а «бутылка» на «булка»:

     14. Если рисунки «двигаются» один от другого или один к другому, то необходимо использовать предлоги «к» или «от». Если же какую-то фигуру в ребусе изображают, которая как бы бежит, лежит, летит, сидит и т.п., то к названию этой фигуры необходимо добавить соответсвующий глагол в настоящем времени (бежит, лежит, летит, сидит и т.д.).     15. Довольно часто в ребусах отдельные буквосочетания «до», «ре», «ми», «фа», «ля», «си» изображают соответсвующими нотами. Напри    Это, по существу, все основные правила для тех, кто хочет попробывать себя в составлении ребусов или в их разгадывании. Однако процесс ребусотворчества предпологает синтез всех приведенных принципов составления ребусов и создания новых правил, понятных для большинства по логике построения.

Физкультминутка.

(К)Работа с учебником

Работа в группе: Разгадайте ребусы.

Критерии успеха:

  1. Верно разгадать все ребусы.

  2. Составить свой ребус.

  3. Работать дружно, уважать мнение других.

Работа в группах: Повторяем закономерности. (закономерность в рисунке)

Я думаю, у всех вас бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаетесь решить сложную задачу. Долго ничего не получается

И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение уловить самое важное, найти выход из этой ситуации, сравнив с похожими, с которыми вы сталкивались прежде

 А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей 

Где встречаются логические тесты?

Подобные задачи часто используют для проверки интеллектуальных способностей, и многие соискатели встречали тест IQ при приеме на работу, даже если его так не называли работодатели. Точнее, кандидаты решали задачи, присущие IQ, а не весь тест.

При решении абстрактно-логических задач максимально используется интеллект, ведь найти связь между набором кружочков, звездочек, всяческих линий надо крайне быстро. Необязательно человек, решивший лучше всех данный тест, умнее других, просто он способен быстро обрабатывать непонятную, неизвестную ранее информацию, и на ее основании находить решение. Такие способности важны для всех профессий, но особенный упор в компаниях делается для менеджеров по сбыту, продажам, маркетологов и т.п.

Можно почти наверняка сказать, что логические тесты при приеме на работу соискатель встретит в компаниях сектора FMCG, то есть, в крупных корпорациях, производящих продукцию массового спроса. Procter&Gamble, Unilver, Mars, другие известнейшие компании с доходами в десятки миллиардов долларов требуют от своих сотрудников уметь обрабатывать неизвестные данные, причем делать это быстро, а ответы находить верные.

Как развивать у детей 6-7 лет — старшими дошколятами


В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление

Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.

Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:

  • игрушки;
  • раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
  • плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
  • абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.

Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.

Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.

Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.

Новые задачи

Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:

  1. Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
  2. Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
  3. Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
  4. Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
  5. Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
  6. Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
  7. Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
  8. Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
  9. Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
  10. Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
  11. Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
  12. Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
  13. Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.

Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.

И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.

Какие задания эффективнее?

Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:

  • докажи свое мнение;
  • поясни, почему именно так ты думаешь;
  • расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.

В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.

Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».

К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.

Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:

  • «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
  • «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
  • «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
  • «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
  • «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.

Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.

Развитие логического мышления ребенка показано на видео:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: