Обзор методик раннего развития детей: от 0 до 1 года в домашних условиях с мамой и до 3-х лет в развивающих группах

Шестой принцип: предсказуемо и с любовью заботиться о детях

Естественное родительство. Младенцы и маленькие дети испытывают острую потребность в физическом присутствии последовательного, любящего, отзывчивого опекуна, в идеале родителя. При необходимости может быть выбран другой воспитатель, но он должен сформировать и укреплять связь с малышом. Поддерживайте гибкий режим и сводите к минимуму стресс и страх во время коротких разрывов со значимым взрослым.

Монтессори — это развитие «целостного» ребёнка. Задача Монтессори-родителей состоит в создании среды, которая учитывает каждый аспект развития маленького человека. Часто проще сосредоточиться на интеллектуальной стороне вопроса, поскольку это включает в себя вещи, которые мы можем видеть и осязать — учебные объекты

Но создание безопасного пространства, в котором удовлетворяются эмоциональные потребности детей, имеет жизненно важное значение для поддержания здоровых отношений впоследствии

Д-р Джилл Штамм в книге «Гений с рождения» пишет, что «биологически ребёнок зависит от вашей ответной реакции. Хотя он родился с возможностью испытывать радость, печаль, страх и многие другие чувства, ему нужна помощь в регулировании этих эмоциональных состояний, чтобы они не перегружали его разум».

Мы также должны признать, что процесс разделения — это именно процесс. Это происходит не мгновенно в первый день, который малыш проводит без родителей. Разделение, рассматриваемое через философию Монтессори, происходит на нескольких уровнях и начинается с рождения, когда младенец выходит из защищавшей его матки в мир. Затем происходит отлучение от груди: он отделяется от молока как источника пищи и начинает самостоятельно питаться взрослой едой.

Следующий этап — движение, когда малыш переворачивается, ползёт, встаёт у опоры, начинает ходить и, отпуская мать, идёт изучать окружение дома. И период самоутверждения, на котором дети объявляют себя автономными и способными к самостоятельной жизни.

Джуди Орион (Judi Orion), ассистент Монтессори-педагога, говорит: «Здесь мы должны быть осторожны и не путать потребность детей в самостоятельности и наше стремление к тому, чтобы они стали самостоятельными, их нужно также поддерживать. Просто потому, что дети могут что-то делать, не означает, что они не нуждаются в заботе. Иногда мы делаем упор на самостоятельность в ущерб воспитанию. Я думаю, всегда нужно поддерживать в этом вопросе баланс».

Идеи методики П. Тюленева:

     «МИР» — это целая система, которая позволяет в очень раннем возрасте обучить малышей многим навыкам в достаточно короткие сроки.
     
     Основными идеями автора являются следующие:
     
     — Родители должны своевременно заняться формированием способностей ребенка;
     — У малышей уже в период перинатального развития заложен огромный потенциал. Родителям необходимо максимально раскрыть интеллектуальный потенциал своего малыша в наиболее раннем возрасте;
     — Родители должны заниматься формированием и раскрытием физического потенциала своих малышей;
     — Задача родителей — сделать малыша одаренным;
     — Научить малыша читать как можно раньше сделает огромный прорыв в развитии. Научившись читать, малыш уже сможет самостоятельно искать источники информации. Ведь ни одни родители не в состоянии рассказать ребенку все то, что он сможет прочитать самостоятельно.

Об авторе

Автор данной методики Павел Викторович Тюленев — педагог, социолог, автор многочисленных книг по детскому развитию. Разработал уникальную систему и является президентом ассоциации «Метод Интеллектуального Развития Ребенка», сокращенно МИРР.
Изобрел азбуку, и другие обучающие материалы и пособия для занятий разностороннего развития. Так же является автором других не менее занимательных книг:

  • «Считать раньше, чем ходить»;
  • «Предпринимать раньше, чем ходить»;
  • «Методики перинатального развития» (с четвертого месяца беременности);
  •  «Методы интеллектуального и физического развития детей в разном возрасте»;
  • «Знать ноты раньше, чем ходить»;
  • «Одаренность детей».

Все его труды говорят только об одном: развитие с младенчества. Вот, о чем должны позаботиться родители, и тогда их ребенок непременно вырастет гением.

Методика раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман, врач-физиотерапевт, был одним из руководителей Института человеческого потенциала в Филадельфии. В результате многолетней работы со здоровыми детьми и детьми с отклонениями в развитии, Доман и сотрудники его института разработали систему раннего развития ребенка, базирующуюся на том, что с рождения человеческий мозг должен постоянно развиваться благодаря усиленной работе.

Методика Домана строится на принципах:

  • Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке с трех месяцев (когда ребенок уже различает предметы) до трех лет;
  • До 3-5 лет ребенок не нуждается в дополнительной мотивации, т.к мозг человека уже запрограммирован на развитие даже в столь раннем возрасте;
  • В здоровом теле — здоровый дух. Чем лучше физически развит ребенок, тем больше возможностей для его интеллектуального роста.

Доман предлагал начинать занятия с ребенком с трехмесячного возраста, начиная с демонстрации ребенку карточек с нарисованными предметами, явлениями и действиями.

При интенсивном развитии мозга появляется необходимость и такого же по интенсивности физического развития: был разработан специальный «трек для ползания» — специальный тренажер, больше похожий на бобслейную трассу. Узкие и высокие бортики, касающиеся плеч ребенка, должны стимулировать в нем воспоминания о внутриутробном пространстве и первых рефлексах.

Несомненные плюсы методики Домана в том, что ее можно применить в любых условиях, нужны только карточки, которые легко сделать самому, а также, при желании, специальный тренажер «для ползания». Существенные минусы схожи с минусами системы Монтессори — эта система работает лишь за счет усвоения ребенком огромного количества материала и никак не направлена на развитие воображения и творческих способностей. Также методика Домана никак не помогает в развитии мелкой моторики и сенсорики.

Недостатки методики Павла Тюленева

Программу загадочной теории нельзя назвать чёткой, её рекомендации скорее имеют общий характер. К минусам МИРР можно также отнести:

  • В методике преобладает интеллектуальное развитие, эмоциям в ней практически нет места. Физическое воспитание Тюленев практически отрицает.
  • Требования МИРР достаточно жёсткие. В частности, автор запрещает обращаться к другим развивающим технологиям.
  • Разобраться в программе МИРР достаточно непросто. Тюленев даёт к ней очень путанные и абстрактные пояснения.

Вопрос, заказывать ли методику Тюленева, волнует многих прогрессивных родителей

Но на самом деле гораздо более важной является проблема, нужно ли стремиться делать своего ребёнка гением. Ведь гениальность никак не гарантирует малышу счастья

Наоборот, высокий интеллект нередко способен стать причиной одиночества ребёнка, его изолированности от общества.

Разумеется, ребёнка необходимо развивать и обучать — но в рамках разумного, не пытаясь реализовать собственных амбиций за счёт своего малыша. И тем родителям, которые это понимают, некоторые идеи методики Тюленева вполне пригодятся.


Автор —  Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Периоды развития детей:

     П. Тюленев выделяет такие периоды развития детей:
     
     — Раннее развитие — от рождения до полутора лет;
     — Среднее развитие — от полутора до двух лет;
     — Позднее развитие — от двух до трех лет.
     
     Всех малышей, которые в возрасте старше трех лет не являются готовыми к школе П. Тюленев считал запущенными

Поэтому согласно методике «МИР» родители должны уделить максимальное внимание развитию малышей в первые три этапа, когда происходит интенсивное развитие головного мозга.
     Наряду с периодами развития П. Тюленев выделяет десять класс-миров

Первый класс-мир малыш начинает «посещать» сразу после рождения. Последний класс-мир приходится на возраст ребенка от 12 до 14 лет. По мнению автора методики десятый класс-мир полностью соответствует получению высшего образования.
     Чтобы научиться читать ребенку отводится первые пять класс-миров — от 0 до 2 лет. П

Тюленев обращает внимание родителей на то, что максимальную насыщенность обучающая программа имеет именно в это период, поскольку до двух лет развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно.
     
     Важно! Родители ни в коем случае не должны упустить это благоприятное время!

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Основные принципы системы раннего развития Тюленева

Прежде всего, Павел Тюленев утверждает – из любого ребенка можно вырастить гения, если заниматься с ним с первых дней жизни (и даже до рождения) и не тратить ни минуты времени без пользы для интеллекта. Согласно теории Тюленева, любой ребенок в состоянии научиться читать к 2, максимум 3-м годам, к 5-6 освоит программу начальной школы, а в 10-12 лет поступить в университет. По мнению педагога, дети гениями не рождаются, а на успешность человека во взрослой жизни влияет почти исключительно работа родителей по его развитию.

Для того, чтобы вырастить из своего ребенка вундеркинда, по Тюленеву, следует всегда придерживаться важных правил:

  • Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития
  • Разговаривайте с младенцем нормальным языком, никакого сюсюканья.
  • Читайте малышу «нормальную» литературу – Тюленев рекомендует Пушкина, Лермонтова, Толстого, утверждая, что даже самый маленький, хоть и не понимает смысла услышанного, запоминает образ произведения, что поможет его интеллектуальному развитию в будущем.
  • Никогда не учите ребенка ходить – он сам пойдет, когда придет время.
  • Любое общение с ребенком должно быть только развивающим, бесполезные в образовательном плане игрушки следует исключить.
  • С первых дней создавайте вокруг ребенка развивающую среду – разумеется, из пособий Тюленева. Перед глазами самых маленьких всегда должны находиться «опорные образы»: карточки с буквами, нотами, изображениями предметов, животных и т.д.
  • Не пытаться совмещать методику и материалы Тюленева с любыми другими развивающими методиками – все они, по мнению Тюленева, разработаны без должного изучения детского мозга, кроме того, рассчитаны на зарубежных малышей и слишком коммерциализированы. Тюленев категорически против системы Домана, Монтессори, вльдорфской педагогики и прочих, признанных во всем мире систем.

Принципы методики П. Тюленева:

     Успешное обучение малышей возможно только в результате тесного и эффективного общения родителей и детей, начиная еще в период внутриутробного развития. П. Тюленев выделяет три способа получения максимального результата от такого общения:            1. Родители должны воспринимать своего малыша кумиром. А вы являетесь близким помощником своего кумира (то есть малыша);      2. Время бодрствования малыша и максимально эффективное его использование – это залог его будущих успехов и период активного формирования талантов и способностей. Родители должны с момента рождения, когда активность продолжается несколько минут, заполнять ее познавательными делами. Малыш только проснулся – а перед его глазками уже новый объект (этот предмет или объект можно увидеть, потрогать, понюхать, он определенные свойства и свое название). Период активности ребенка, как и всех гениев, стоит дорого. Если его грамотно использовать, то это обернется талантами, способностями, успехами и огромными достижениями ребенка в будущем;      3. Родители – важные и главные учителя в жизни каждого малыша. Для него вы – Бог, царь, объект для подражания. Родители должны высоко ценить и свое время. Нельзя тратить его попусту. Цените каждую минуту, проведенную с малышом. Пускай каждый контакт с вами станет для крохи новым уроком. Развивайте кругозор ребенка, выучите по 2 неизвестных для него слова, покажите новую эмоцию или сделайте вместе что-то новое;      4. С самого рождения необходимо создавать обучающую среду для ребенка. Очень важным периодом автор считает первые недели его жизни. Их нельзя упустить. Создание условий и атмосферы – это главное. Даже если у вас минимум свободного времени на занятия с малышом, то развивающая среда, которую вы ему создали, будет развивать ребенка вместо вас постоянно. Для этого автор разработал идею развивающей кроватки (ее в методике называют микрошколой). Для этого на ее стенки необходимо крепить изображения букв, различных объектов в зависимости от возраста малыша;      5. Процесс обучения по методике П. Тюленева требует строгого соблюдения режима занятий

Автор акцентирует внимание родителей не только на привязанности занятий к определенным дням, но и даже временным промежуткам. Но в то же время не стоит пугаться, что занятия по методике будет требовать очень много времени. Она рассчитана на любых родителей, в том числе и очень занятых на работе

Просто следуйте рекомендациям автора, уделяйте для занятий несколько минут перед тем, как уйти на работу, а затем в вечернее время и перед сном. И даже при таком графике вы обязательно добьетесь огромных результатов;      6. Во время обучения по методике ребенка не должны отвлекать игрушки и посторонние предметы. Все внимание должно быть сосредоточено на изучаемых предметах и материалах;      7. Любой изучаемый объект должен озвучиваться. Недопустимы неозвученные демонстрации карточек. Только живое и развивающее общение

Она рассчитана на любых родителей, в том числе и очень занятых на работе. Просто следуйте рекомендациям автора, уделяйте для занятий несколько минут перед тем, как уйти на работу, а затем в вечернее время и перед сном. И даже при таком графике вы обязательно добьетесь огромных результатов;      6. Во время обучения по методике ребенка не должны отвлекать игрушки и посторонние предметы

Все внимание должно быть сосредоточено на изучаемых предметах и материалах;      7. Любой изучаемый объект должен озвучиваться. Недопустимы неозвученные демонстрации карточек

Только живое и развивающее общение.

Примеры занятий с детьми до 1 года по Сесиль Лупан

Воспитание малыша до года базируется на решении 4-ёх задач:

  1. Стимуляция 5 органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
  2. Развитие двигательной активности.
  3. Обретение ребёнком положительного восприятия себя и окружающих.
  4. Закладывание основ языка.

Все упражнения опираются на принцип от простого к сложному (методика поэтапного обучения).

Какие же конкретные игры предлагает Сесиль?

Например, для развития зрения полезно строить разные гримасы при общении с малышом. Хорошей тренировкой для маленьких глазок будет фокусирование на цветных объектах внутри кроватки: мобиль, специальные картинки (они же иллюстрированные карточки Сесиль Лупан).

Слух отлично развивается благодаря материнскому пению и включению музыкальных произведений для прослушивания. Даже самый маленький ребёнок способен воспринимать красоту классической музыки.

Для улучшения осязательных ощущений Лупан советует заворачивать деток в различные материалы (шерсть, бархат, шёлк и т.д.). А также массаж и поглаживания различными предметами: пёрышком, губкой, кисточкой.

Для самостоятельной игры ребёнку предлагаются игрушки и вещи из домашнего обихода, выполненные из различных, желательно натуральных, материалов: деревянная ложка, металлический колокольчик, старый журнал и т.д. Не давайте малышу больше 3 предметов за раз и меняйте всякий раз, как старый набор наскучивает ребёнку.

Важно выполнять специальную гимнастику для укрепления всего тела малыша. А от манежа желательно отказаться совсем, ведь он ограничивает физическую активность

Чтобы пополнять пассивный словарный запас малыша, важно как можно больше с ним разговаривать, озвучивать все ваши действия, во время массажа акцентировать внимание на названиях частей тела. Полезно придумывать различные истории с участием всех вещей из обихода и малыша

Программа интеллектуального развития ребенка по методу Тюленева:

С рождения до двух месяцев.  Ребенку можно демонстрировать изображения – геометрические фигуры, буквы, орнаменты. Окружающая обстановка должна быть простая, чтобы не отвлекать малыша. Ребенок будет рассматривать картинки, прикрепленные в кроватке, а вы называть, что на них изображено.

С 2 месяцев. Показывать и называть изображения животных, растений, математических символов, иероглифов, букв, предметов обихода…

С 4 месяцев. Знакомство с физическими законами – бросайте игрушки разного веса и размера на пол.

С 5 месяцев. Дать возможность ребенку самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов (например, стучать молоточком по ксилофону). Это способствует развитию музыкального слуха.

С 6 месяцев. Добавьте очередное пособие – открытки. Ребенок должен их рассматривать. К году в распоряжении ребенка должно быть не менее 100 открыток, к двум годам – не менее 500.С 7 месяцев. Игры с магнитной азбукой, составление слов. Подпишите предметы интерьера, мебели в квартире (прикрепите к ним таблички с названиями).

С 8 месяцев. Ежедневно нужно играть с ребенком в игру “Дай букву”, малыш должен подать или указать ту букву, которую вы называете.

С полутора лет. Можно обучить ребенка играть в шахматы.

С двух лет. Ребенок может составлять слова и короткие предложения из отдельных букв азбуки, печатать их на компьютере.

С трех лет. Знакомство с профессиями. Научите ребенка писать письма родственникам, героям сказок, игрушкам.  Также можно познакомить ребенка с азами журналистики, научить пользоваться видео и фотокамерой.

В этом возрасте прогулки на свежем воздухе тоже должны быть развивающими.

Представьте, что это не прогулки, а путешествия:

Ведите дневники путешествий, которые всегда берите на прогулку.

«Путешествие геолога». По маршруту прогулки, собирайте интересные камушки, описывайте географические объекты.

«Путешествие Дарвина». Нужно переписывать всех животных, птиц и насекомых, увиденных на пути.

«Путешествие Мичурина». Собирайте гербарий, потом сделайте альбом с описанием образцов.

«Путешествие Петра I». Пересчитывайте и описывайте встречающуюся технику, интересные строения.

Так словарный запас ребенка будет быстро пополняться, появится желание узнать больше об  “переписанных”  объектах, ребенок захочет прочитать специальную литературу, энциклопедии.

С четырех лет. Ребенок может сочинять рассказы и сказки, печатать их на компьютере или печатной машинке. Потом вместе с вами организовать домашнее издательство и выпустить книжку – сборник рассказов, стихов.

С четырех – пяти лет. Нужно организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Так дети осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Таким образом, раннее развитие ребенка по методу Тюленева позволяет не только развить интеллект, кругозор ребенка, но и закончить школу экстерном, а в последствии и несколько ВУЗов!

Суть методики

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

  • сравнение детей;
  • соревнование между ребятами;
  • оценка ребенка по общепринятым критериям;
  • применение поощрений и наказаний;
  • принуждения.

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
  • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность уроков;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому педагогам нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Проверяем малыша:

     В процессе раннего обучения чтению родителям трудно проверить, насколько малыш усваивает развивающую программу. Все дело в том, что формирование навыков чтения у малышей значительно опережает развитие устной речи. Поэтому такие дети читают «про себя» (были даже случаи, что малыш читал в 5 месяцев). Чтобы определить, на каком уровне находится ваш малыш, необходимо попросить его найти какое-либо слово в пособии (книжке-мир). Малыш, который еще не может сказать и озвучить, но освоил навыки чтения, уверенно покажет требуемое слово. Если ребенок не может показать слово, тогда необходимо проверить, насколько хорошо он усвоил буквы. Сделать это можно таким же способом.

Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе

Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.

После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.

Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.

Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей. Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы

Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.

Когда же можно начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

  • Ребенок говорит предложениями. Крайне опасно начинать обучение чтению, если малыш еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того, чтобы участвовать в живом общении, они читали и писали с помощью кубиков.
  • Достаточно развит фонематический слух. Это означает, что малыш хорошо слышит каждый отдельный звук в слове, хорошо отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы К, а заканчивается буквой А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.
  • Сформирована пространственная ориентация. Например, не вызывают сложностей понятия «право» и «лево». Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, например, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, «зеркалят», путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.

  • Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.
  • Образный (дооперациональный – от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.
  • Логический (период конкретных операций – от 7 до 11-13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Пишем-пишем…:

     Снова автор обращает внимание родителей на то, что важно учить не только буквы, но и составлять из них слова. Придумывайте различные игры, в которых будет использовано умение составлять слова. Например, пишите письмо от папы, дедушки

И читайте его малышу.      Письмо прекрасно поддерживает интерес малышей к занятиям. Своеобразный прием родителей — это написание писем-пожеланий (например, письма с просьбами, письма Деду Морозу, волшебнику и т.д.).
     С четырехлетнего возраста заказывайте ребенку написание сказок. Пускай он их придумывает и печатает на компьютере.
     
     Игры с буквами:
     
     Очень важно уделять вниманию играм с буквами. Автор рекомендует почаще возвращаться к игре такого плана: расположите около малыша буквы из азбуки или карточки и попросите его принести вам определенную букву. Так малыш не только будет лучше запоминать буквы, но и станет больше двигаться

Например, пишите письмо от папы, дедушки. И читайте его малышу.
     Письмо прекрасно поддерживает интерес малышей к занятиям. Своеобразный прием родителей — это написание писем-пожеланий (например, письма с просьбами, письма Деду Морозу, волшебнику и т.д.).
     С четырехлетнего возраста заказывайте ребенку написание сказок

Пускай он их придумывает и печатает на компьютере.
     
     Игры с буквами:
     
     Очень важно уделять вниманию играм с буквами. Автор рекомендует почаще возвращаться к игре такого плана: расположите около малыша буквы из азбуки или карточки и попросите его принести вам определенную букву

Так малыш не только будет лучше запоминать буквы, но и станет больше двигаться.

Несколько слов об авторе методики

Павел Викторович Тюленев – незаурядная личность и увлеченная натура. Свою методику раннего развития детей он «опробовал» на собственных детях. По утверждению самого Павла Викторовича, благодаря методике МИРР его младшая дочка в год уже умела читать, а в полтора – писать. Примечательно, что в сферу интересов П.В.Тюленева попала не только педагогика и социология.

С семидесятых годов прошлого века он поглощен изучением естественных, точных и гуманитарных наук одновременно. Его интересовали вопросы преобразования экономики Советского Союза в эпоху застоя, одновременно с этим он занимается исследованиями в области химии и биохимии, проблемами производства нефтепродуктов и сокращения импорта сырья, сбором и обработкой информации о минерально-сырьевых ресурсах страны. Социология, журналистика, философия, математика, медицина – также входят в круг его интересов.

Внимание П.В. Тюленева привлекла и педагогическая психология, так как ученый понимает, что без подготовки подрастающего поколения к новому уровню развития общества невозможно эффективно решить все проблемы кризисного периода

Так родилась идея о воспитании человека новой эры, появились авторские методики и программы:

  • «Система методов интеллектуального развития ребенка (МИРР), как основа новой системы образования». РАО – 1995 г.;
  • Программа: «Начальное образование — к возрасту 4 — 5 лет»
  • «Читать — раньше, чем ходить» – 1996 г.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: