Правила поведения за столом для детей
Важная составляющая этикета – это правильное поведение за столом. Начинать его нужно с того, что малышу объясняют, что к еде и труду поваров необходимо относиться с уважением. Самое главное правило – во время приема пищи за столом не играют! Но кроме этого, вежливый дети знают и соблюдают следующие правила:
- ставить на стол локти некрасиво;
- не раскачиваться на стуле;
- разговаривать с полным ртом нельзя;
- откусывать слишком большие куски опасно;
- суп и каши едят ложкой, а гарнир и котлету и рыбу – вилкой;
- напитки пить маленькими глотками;
- руки и рот вытирают салфеткой.
И обязательно после приема пищи нужно говорить «спасибо!» и уносить посуду за собой в раковину. Воспитатели назначают дежурных, которые помогают накрывать и убирать со стола, тем самым приучая ребенка помогать взрослым.
Как легко и быстро научить этикету детей?
Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные
Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом
Сюжетные игры
Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.
«Накормим куклу»
Популярные сюжетные игры по типу «Накормим игрушку» нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: «Давай устроим нашим куклам праздничный обед», «Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей». По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка — слева от тарелки, нож — справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят «гости», ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.
«Путешествие»
Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и «поезд» отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить «Эйфелевую башню» из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.
«Магазин посуды»
Взрослый вместе с ребенком обустраивает «магазин», в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: «Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей», «Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда».
Ветер на речке
Зинаида Александрова
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки…
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
По дорожке побеги, побеги, поймай-ка
Голубые трусики, беленькие майки!
Мы приехали сюда,
Ходим за цветами.
Солнце, воздух и вода
На прогулках с нами.
Одинаковые все, кружат по лужайке
Голубые трусики, беленькие майки.
Мы купаться побежим,
Голышами ляжем.
Ветер, ты посторожи
Трусики на пляже!
Ветер дунул, обманул – и летят, как чайки,
Голубые трусики, беленькие майки.
Кто поймает их скорей?
Ну-ка, без оглядки!..
Распугали пескарей
Озорные пятки.
Ух, поймали!.. На кусты сели сохнуть стайкой
Голубые трусики, беленькие майки.
***
Книги по этикету
Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.
Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.
В список полезных изданий входят:
- Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
- В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
- Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».
Прощальное (С. Богдан)
Нас каждый день
встречал наш детский сад,
Как добрый друг,
он был всегда нам рад.
Здесь нас учили:
как дружить, играть,
Читать стихи,
петь песни, танцевать.
…Пять лет назад
мы были малышами,
Все плакали,
в слезах просились к маме,
А вы любили нас,
на ручки брали,
Заботливо
носы нам вытирали.
Бывало много
с нами вам хлопот:
Один балует,
а другой ревет,
А тот, глядишь,
кого-то уж кусает,
А этот, вот,
игрушку отнимает.
Да! Было трудно вам
с такими нами…
Теперь уж стали мы
выпускниками.
Пред нами дверь
в большую жизнь открыта:
Нас ждет учеба,
новые открытья…
Вас будем помнить
все мы обязательно,
Любимые вы наши,
воспитатели.
Май 1999 г.
Школа учит вежливости
Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:
- тематические классные часы;
- тренинги;
- семинары;
- игры.
Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.
Правила поведения в туалетной зоне и спальне
Дети должны правильно себя вести в туалетной и моечной зоне:
- посещать туалет и подходить к раковинам может не больше 6 человек;
- руки моют только с мылом и насухо вытирают полотенцем;
- после каждого посещения туалета нужно смывать за собой и пользоваться туалетной бумагой;
- нельзя брызгаться водой, забираться на батареи, бросать различные предметы в унитаз;
- после каждого приема пищи обязательно нужно полоскать рот водой, подготовленную воспитателем.
Находясь в спальне, дети также должны придерживаться определенных правил:
- перед «тихим часом» чистят зубы, посещают туалет;
- в кровать не берут с собой игрушки (исключение – малыши в период адаптации и любимые игрушки ребенка);
- одежду аккуратно складывают на своем стульчике;
- в спальне нельзя кидаться подушками;
- передвигаться нужно медленно, спокойно.
Соблюдение этих правил приучает детей не только к этикету, но и делает их организованнее и собраннее.
В детском садике детишки…
Сергей Волков
В детском садике детишки –
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несется с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведерком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведерком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!
***
Ольга Павловна
Нина Найденова
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтите маме»?
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
Всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
Любит детский сад!
***
Новые ясли
Зинаида Александрова
Новые ясли открыты у нас,
В ясли придут ребятишки сейчас.
В комнатах светлых кроватки стоят
В эти кроватки уложат ребят.
Держится Миша за мамин подол –
Миша заплаканный в ясли пришел.
Оленька смело гуляет одна,
В ясли сама прибежала она.
Чище умойся, воды не жалей –
Будут ладошки от мыла белей.
Вкусную травку коровы едят,
Много дадут молока для ребят.
Стали ребята обедать в саду,
Будут сегодня оладьи в меду.
Новенький пролил своё молоко,
Жалко, что киска сейчас далеко.
В поле кузнечики звонко трещат.
Спать в холодке уложили ребят.
Толстенький Петя совсем еще мал,
Начать ходить и на травку упал.
Сели ребята играть на песок,
Сделал Сережа высокий пирог.
Оленька весело в яслях живет,
Любит плясать и водить хоровод.
Вот наступила седая зима,
Белые шапки надели дома.
Новые санки по снегу скрипят.
В ясли на ёлку позвали ребят.
Встали ребята в широкий кружок,
Кто-то на ёлочке свечи зажёг.
Оленька смело выходит вперед,
Беленький зайчик куклу дает.
Каждый подарку хорошему рад.
Весело в яслях у наших ребят.
***
Про утренник
Светлана Автономова
На утренник в садик я очень спешу,
Компот не допит, так как часто дышу,
Волненье тревожное мне не даёт
Спокойно допить этот сладкий компот.
Стихи я упрямо на память твержу
И кошку своим бормотаньем бужу,
Ответственно к делу подходим вдвоём,
И вот уже вместе с ней громко поём.
Моя вся в итоге проснулась семья,
Дед смотрит сердито…обиделась я…
А папа три раза в прихожей зевнул
И старые туфли спросонья обул.
А мама сказала: «Болит голова!»
Поэтому папа оставил права.
А дед проворчал: «Твой детсад – озорство!»
Увы, опоздали мы на торжество..
Придётся семью мне свою проучить
И в садик на утренник чаще водить.
***
Правило 4.Взрослые уважают нянь, уборщиков и помощников
В семью могут приходить разные помощники: няни, уборщики, домработницы, репетиторы, сантехники. И дети будут вести себя с ними так, как себя с ними ведут родители
Поэтому важно, чтобы родители были максимально уважительны
Обращаться на «вы», даже если человек молод. Если переходите на «ты», то пусть этот переход будет по взаимной договоренности, без панибратства, а ребенок будет свидетелем того, как вы об этом договорились.
Общаться на равных. Чтобы ребенок уважал чужой труд, ему нужно подавать соответствующий пример: не командовать, не оценивать, соблюдать границы. Если клинер что-то плохо убрал, не надо говорить: «Что-то мне ленивого клинера прислали, попрошу ваше начальство в следующий раз другого прислать». Можно представить, будто это коллега по работе, тогда тональность сразу изменится: «Ирина, вот здесь осталась пыль, посмотрите, пожалуйста? Давайте ее тоже уберем».
Прямо и честно решать денежные вопросы. Иногда хорошим тоном будет дать чаевые, причем сделать это не в виде подачки, а в виде искренней благодарности: «Ирина, вы меня сегодня спасли! Мне так приятно, что в доме теперь такая чистота, пожалуйста, позвольте вас поблагодарить».
Если вы платите на руки работнику, то уточнить: «Николай, мы договаривались на полторы тысячи изначально, но, возможно, работы получилось больше. Сколько я вам должна?» Не пытаться сбить цену, не ставить человека в неловкое положение. Если кажется, что он взял слишком много, лучше его просто больше не вызывать, но не выяснять отношения на месте и тем более при ребенке.
Если потенциально могут быть сложности, то лучше перед началом работы договориться: «Николай, мы договаривались на полторы тысячи. Если вдруг ваша работа будет стоить больше, сообщите мне, пожалуйста. Мне нужно будет понять, смогу я вам заплатить эту сумму или мы решим отказаться от какой-то части работы».
Решать денежные вопросы — это критически важное умение в жизни. Это влияет на репутацию и отношения с людьми
И если ваш ребенок будет видеть хороший пример, это очень поможет ему в жизни.
Виды этикета детей
Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.
Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.
Учить правила хорошего тона нужно с детства.
Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:
- вести себя при общении с другими людьми
- позиционировать себя
А также:
- характерная походка
- речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
- жесты и мимика
- прочее
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.
Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:
- вежливыми
- сдержанными
- скромными
- отзывчивыми
- рациональными
- участливыми
- ненавязчивыми
- опрятными
- аккуратными
В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:
- речевой (правила вербального общения с окружающими)
- столовый (правила общения во время еды)
- выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
- семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
- телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
- гостевой (правила поведения в гостях)
- пассажирский (правила поведения в транспорте)
- учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
профессиональный - спортивный
- свадебный
- траурный
- военный
- религиозный
- дипломатический
- корпоративный
По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.
Советы родителям
Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.
Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте
Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет
Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
Этикет приветствия
Самое первое, с чем знакомят ребенка – это правилам приветствия. Начинают это делать еще когда малыш только учится говорить, добавляя при этом невербальный жест – мах руки. Именно по тому говорит ли ребенок «здравствуйте!», «до свидания!» окружающие определяют, знает ли он основы вежливости. Воспитатели обязательно проговаривают с детьми на занятиях правила приветствия:
- при встрече с родными, друзьями и знакомыми людьми нужно говорить «здравствуйте!»;
- во время приветствия лучше всего немного остановиться и улыбнуться, поздороваться дружелюбным тоном;
- кроме «здравствуйте!» можно сказать «доброе утро!», «добрый день!», «добрый вечер!»;
- приветствуя воспитателя стоит добавлять его имя-отчество.
Также уходя нужно обязательно говорить «до свидания!». А когда за ребенком приходят родители, он отпрашивается («Можно мне пойти, имя-отчество воспитателя»). Перед сном вежливые люди всегда желают «Спокойной ночи». В детском саду правила приветствия закрепляют посредством:
- заучивания стихотворений;
- обсуждения поведения героев детских сказок и рассказов;
- инсценировка сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель на занятиях по этикету объясняет важность приветствия. Поздоровавшись с улыбкой с человеком можно поднять ему настроение на целый день
Приветствие – это азы правил хорошего тона.
Когда прививать правила хорошего тона
Некоторые полагают, что обучать ребенка этикету нужно в возрасте 4-х лет, когда он больше взаимодействует с окружающими, посещает детский сад. Это ошибочное утверждение: чем раньше взрослые будут объяснять правила поведения малышу, тем лучше он их усвоит. Конечно, понимать их он начнет в старшем возрасте, но у него уже будет сформирован навык вежливого общения.
Например, малыша уже в возрасте 1,5 лет учат здороваться, прощаться, махая при этом рукой, а с 2-х лет обучают столовому этикету. Кроме родителей, воспитанием дошкольника занимаются воспитатели и другие сотрудники детского сада. Когда ребенок пойдет в школу, его поведение уже не будут так контролировать, поэтому всем упущения в его воспитании будут видны, а устранить их будет сложнее. Прививать правила хорошего тона нужно еще в раннем возрасте.
Что надо знать об этикете для детей
Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:
Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.
Правильная посадка за столом
Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами
А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение
Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом
А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.
Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами
А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами. Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей
Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей
Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.
Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.
Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!
Отчего загрустили игрушки?
Отчего загрустили игрушки,
Прислонясь к диванной подушке?
Друг на друга глядят уныло –
Их хозяйка про них забыла.
Сникла кукла в атласном платье.
Как же, как же теперь гулять ей?
Кто прокатит в детской коляске
И расскажет смешные сказки?
Что случилось с девочкой Милой,
Симпатичной, веселой, милой?
Мама с папою говорят,
Что закончился детский сад.
Куплен новый портфель из кожи,
Книжки, ручки, карандаши
И красивые туфли тоже.
Мила радуется от души!
Скоро-скоро народ веселый
Заспешит по дороге в школу.
Станет девочка ученицей,
Мама с папою будут гордиться.
Обнимает игрушки Мила:
«А о вас я совсем не забыла.
Подрастает моя сестренка,
Я не буду стоять в сторонке,
Буду маленькой помогать.
Вместе будем в игрушки играть!»
Правила приветствия
Здравствуйте, добрый день (вечер, утро) – именно так начинается общение. Часто приветствие задает общий тон всей беседе или закладывает первое впечатление при знакомстве. Имеет значение форма и тон обращения, поэтому правильно здороваться малыша нужно учить с ранних лет. Поможет несколько несложных правил:
- Воспитанные дети не ждут приветствия от других, а здороваются первыми, особенно с людьми, старшими по возрасту.
- На приветствие нужно обязательно ответить.
- Вежливые слова при встрече стоит произнести громко и внятно, но кричать во все горло неприлично. Если знакомый человек проходит вдалеке, достаточно поздороваться кивком головы или легким взмахом руки.
-
Расположение и доброжелательность вызовут искренняя улыбка и теплые интонации в голосе во время приветствия. Сухой тон и грубая речь, напротив, оттолкнут от себя.
- При встрече принято обмениваться рукопожатиями, наклонять голову или немного склоняться в знак уважения. Неприлично отводить взгляд, произнося вежливые слова, держать руки в карманах.
- Малышу нужно объяснить, что если родители здороваются с кем-нибудь, то ему тоже нужно это сделать. Входя в помещение, где находится несколько человек: в группу или класс, во время похода в гости, нужно громко поздороваться со всеми. В гостях первыми приветствуют хозяев.
Этикет для девочек и мальчиков практически не имеет различий. Отличие при обмене рукопожатием: мужчинам (и мальчикам) нужно снять перчатку. Женщины, девушки и девочки первыми подают руку во время приветствия по желанию.