Как развить логическое мышление и логику: упражнения и задания для взрослых и детей

Практикуйте SWOT-анализ

SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

Настольные игры на развитие мышления для детей 5–7 лет

В старшем дошкольном возрасте мышление ребёнка становится наглядно-образным, то есть он уже может рассуждать о том, что не видит в данный момент, активно используя накопленные ранее опыт и знания. Настольные игры на развитие мышления в этом возрасте направлены на дальнейшее развитие таких навыков, как умение делать логические выводы, сравнивать предметы, группировать их по общим признакам и находить отличия, а также придумывать рассказы на заданные темы и по картинкам. Ребёнок активно познаёт мир, учится читать, считать и писать, а потому тематика игровых занятий значительно расширяется.

Чаще разговаривайте с ребёнком, не спешите давать ответы на его вопросы, пусть размышляет сам

Настольные игры, которые развивают мышление, могут быть следующие:

  • пазлы, но уже с более замысловатыми сюжетами (например, из мультфильмов или знакомых ребёнку сказок) и большим количеством деталей;
  • домино, но уже с точками, которые необходимо считать;
  • мозаика;
  • конструкторы;
  • лото («Азбука», «Весёлый счёт», «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает»);
  • игры-ходилки (они помимо формирования причинно-следственных связей тренируют навыки счёта);
  • шашки;
  • змейка Рубика, из которой можно складывать самолётики, птиц, танки и т. п.;
  • игры на бумаге («Крестики-нолики», «Цветик-восьмицветик», «Дорисовки», «Точки»);
  • игры-лабиринты;
  • игры с карточками («Доагл», «Мемори»);
  • стратегические игры («Весёлая ферма», «Коридор»);
  • игры на классификацию, выделение предметов по общим признакам («Круглый год», «Мой день», «Что лишнее»).

В продаже имеется большое количество настольных игр на развитие мышления для детей разного возраста

Необязательно покупать готовые игры, можно сделать их своими руками.

«Угадай, что это»

Для игры приготовьте карточки с изображениями известных ребёнку предметов и лист обычной бумаги размером с картинки.

Закройте чистым листом одну из картинок (чтобы ребёнок не видел, какую) и предложите дошкольнику догадаться, что на ней изображено, открыв только её часть. Если мальчик или девочка не может догадаться, откройте изображение ещё больше. Приоткрывайте картинку до тех пор, пока не получите нужный ответ.

«Остров»

Эта игра — упрощённая версия известной забавы «Морской бой». В ней также участвуют два человека.

Каждый игрок рисует на чистом листе бумаги («карте») квадрат («таинственный остров») — по шесть клеток в длину и ширину. Участники прячут на этом «острове» свои «сокровища в сундуках». «Сокровища» – прямоугольники из двух клеток (по 5 штук у каждого участника). Рядом со своим «островом» игроки рисуют «остров» соперника, на котором будут отмечать угаданное ими месторасположение «сундуков» второго участника. У каждого квадрата слева сверху вниз написаны цифры от 1 до 6, а сверху — слева направо — буквы от А до Е. Игроки не должны видеть «карту острова» своего соперника.

Игроки по очереди называют координаты (Б5, В2 и т. п.), пытаясь угадать, где у соперника спрятаны сокровища, и помечая ответы для себя на втором квадрате на своём листе. Например, если первый участник сказал «А6», а второй ответил, что там ничего нет, они ставят на соответствующей клетке точку, которая будет обозначать, что эти координаты называть больше не нужно. Если же игрок угадал месторасположение «сокровища», он закрашивает эту клетку на той карте, где помечает информацию о противнике. Задача игры: как можно скорее обнаружить все «сокровища» на «острове» соперника.

Приблизительно вот так должен выглядеть «остров сокровищ» у каждого участника игры

«Товарный поезд»

Для игры приготовьте карточки разной тематики (посуда, овощи, мебель, животные).

Предложите ребёнку поиграть в поезд, который везёт предметы определённой категории (посуду). Пусть берёт карточки — «вагончики», из которых будет состоять состав.

В игре может участвовать несколько человек. Их задача — как можно быстрее «сформировать груз» для своего состава (кто-то везёт мебель, кто-то перевозит фрукты и т. д.). В этом случае карточек по каждой категории должно быть одинаковое количество.

«Квадраты»

Для игры понадобятся шахматная доска и 64 цветные карточки (по размеру клеток на шахматной доске), одна сторона которых должна быть синей, другая — красной.

Двое участников делят между собой поровну карточки и договариваются, у кого какого цвета они будут.

Затем поочерёдно выкладывают карточки на доску «своей» стороной. Как только какая-нибудь карточка оказывается между двух другого цвета, она переворачивается обратной стороной. «Словить» соперника можно как по вертикали и горизонтали, так и по диагонали. Выигрывает тот, кто быстрее превратит карточки соперника в свои.

Шахматную доску можно нарисовать на бумаге

Для чего оно нужно

Трудно найти сферу жизни человека, в которой бы не пригодилась логика. Именно она когда-то спасала жизни первобытных людей. Например, наблюдая за тем, как разгорался пожар после попадания в дерево молнии, они делали вывод об опасности этого явления и начинали прятаться.

В нашей современной жизни логическое мышление помогает:

  • доступно и четко излагать мысли как в устной, так и письменной форме;
  • обучаться новому, связывать полученные знания с имеющимся опытом;
  • находить решения проблем, выходы из ситуаций, в том числе нестандартные, креативные;
  • вычислять и исправлять свои ошибки, а также избегать промахов в будущем;
  • выявлять неточности, заблуждения и ложь в словах других людей и в информационном пространстве;
  • избегать самообмана, мошенничества;
  • постоянно развиваться и держать ум в тонусе;
  • добиваться успехов в карьере, сохранять отношения и даже элементарно вести свой повседневный быт.

Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ

Цель:

познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.

Оборудование:

  • аппликация домика,
  • листы с таблицей по количеству детей.

— Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.

Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.

— Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.

Педагог работает на доске, а дети – на листочках.

— Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок. Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер — нарисуем значок размера. Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.

— Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.

Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.

Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА

Цель:

  • обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;
  • познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.

Оборудование:
­

  • аппликация главного города;
  • цветные фломастеры;
  • таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».

Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:

— Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз?
— Треугольная.
— Почему вы ее так назвали?
— Потому что на ней живут только треугольники.
— Чем же похожи все эти фигуры?
— Формой.
— Какая у них форма?
— Треугольная.
— Что же можно нарисовать на табличке этой улицы?
— Треугольник.
— Правильно!

Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.

— А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.)
— Красная.
— Почему вы её так назвали?
— Потому что все фигуры на этой улице красные.
— Чем же похожи все эти фигуры?
— Цветом.
— Что нарисуем на табличке?

Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.

— А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.)
— Маленькие.
— А остальные?
— Большие.
— Чем же они отличаются?
— Размером.
— И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе.
— По форме, цвету и размеру.

Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:

Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

Логика наука о понятийном мышлении

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Головоломки для взрослых без регистрации онлайн

Головоломки для взрослых без регистрации онлайн:


Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн
Головоломки для взрослых без регистрации онлайн

Советы по созданию самодельных игр

  1. Начинающим игрокам проще копировать существующие игры. Когда у вас накопится опыт, вы сможете менять внешний вид поля, добавлять задания и персонажей, придумывать новые сюжеты. Опытные любители настолок создают авторские игры.
  2. Готовые игры имеют расширения и дополнения. Их можно создавать и самостоятельно. Например, к популярной игре «Билет на поезд» нередко добавляют собственноручно нарисованные карты.
  3. Есть сайты, на которых можно скачать шаблоны настольных игр для детей бесплатно. Там предлагают и самые простые игры, и сложные – чтобы нарисовать их вручную, пришлось бы потратить не одну неделю. С распечатанными шаблонами вы сможете приступить к игре уже через полчаса.
  4. Используйте подручные материалы. Так, игровых персонажей легко собрать из конструктора или сложить из бумаги в технике оригами.

За настольными играми можно сидеть часами, но родители хорошо знают, что детям вскоре захочется побегать и попрыгать. Как только настанет это время, загляните в статью Кидпассажа о подвижных играх для детей. Вы узнаете о том, как ребенок может потратить энергию, не разнеся весь дом.

Племянник не подкачал

Тетя Адельхайд, которая ждала своего знаменитого племянника недалеко от сберегательной кассы, бросилась ему навстречу, не скрывая своего нетерпения. Какая-то женщина только что вырвала у нее сумочку с деньгами и тотчас же исчезла.

— Скорее всего она скрылась в самой сберегательной кассе, — заметил инспектор Варнике. — Попробуем ее найти.

И в самом деле, тетя Адельхайд сразу увидела свою сумку, которая стояла на скамейке между двумя женщинами. Она была раскрыта. Когда инспектор бросил внимательный взгляд на сумку, обе женщины, заметив это, встали и прошли в другой конец комнаты. Сумочка осталась на скамье.

— Но я не знаю, которая из них украла мою сумку. Я не успела ее разглядеть, — сказала тетя.

— Ну, это пустяки, — ответил Варнике. — Допросим обеих, но думаю, что сумку у тебя украла…

Кого обвинил инспектор Варнике?

Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ

Цель:

совершенствование умения выполнять анализ и синтез.

Оборудование:

  • аппликация дома,
  • мешочек с некоторыми фигурами из набора.

Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.

Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».

Графические игры на развитие логики

К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить.
Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.

Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.

В сети интернет существует множество подобных заданий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях с графическими заданиями, можно подбирать картинки, в которых сразу не понять, что будет изображено в конечном итоге на картинке. Например, выполнять задание «раскрась по номерам» намного интереснее, когда контуры картинки не обведены. Закрашивая фрагмент за фрагментом, ребенок успеет поразмыслить, что же конкретно может быть зашифровано в том или ином задании.

Что такое логика и логическое мышление

В переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении или способность к рассуждению. Логика изучает способы вывода новых знаний из полученных ранее знаний и опыта.

Если простыми словами, то это мыслительная работа, которая задействует логику и благодаря которой человек может мыслить последовательно, без противоречий.

Выделяют несколько видов логического мышления в зависимости от этапов его развития у человека:

  • Наглядно-действенное. Именно с данного типа начинается формирование логики у маленьких детей. В это время еще нет устойчивых логических связей, мыслительный процесс опирается на реальные предметы и ситуации. Например, малыш может построить картинку из кубиков и фигуры из конструктора.
  • Наглядно-образное. Такое мышление развивается у дошкольников, когда для мыслительной деятельности ребенку уже не нужны конкретные предметы. Он может их воображать, вызывать из памяти в виде образов. Способность к анализу на данной стадии еще отсутствует.
  • Абстрактное. Развивается в период младшего школьного возраста, когда ребенок начинает находить сходства и различия, связи, учится анализировать, объединять предметы в категории.

Логика в системе языка

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения),  даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами. Такие предложения называются истинными суждениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: