Режим ребенка в 5 месяцев

Физическое развитие ребенка 5 месяц жизни

За месяц мальчик должен был прибыть в весе и росте на 430–580 грамм и 2 см, девочка на 390–580 г. и 1,9 см.

Моторные умения и навыки

— совершенствуются навыки переворачивания с живота на спину;
— при поддержке под мышками стоит, сгибая ножки;
— уверенно удерживает голову, если его поднимает взрослый;
— сидит, поддерживаемый за обе руки;
— ритмично сгибает и разгибает ноги, «пританцовывает» на руках у взрослого;
— удерживает по предмету в каждой руке. Пищевое поведение

Вскармливание ребенка остается исключительно грудным. Ориентировочно с пяти месяцев малыш начинает проявлять интерес к пищевым продуктам, которые потребляют родные взрослые. Он требует, чтобы ему дали попробовать новую пищу: протягивает руку к маминой ложке, тарелке, чашке. Появление пищевого интереса ребенка совпадает с появлением возможности хватать предметы и удерживать их в руках. Именно благодаря этому он может самостоятельно принять пищу, держать ее в руках и донести до своего рта. При введении прикорма необходимо помнить, что сначала ребенок должен получить грудное молоко, а только потом продукт питания, которым подкармливают ребенка.

Гигиенические навыки

В пять месяцев у ребенка во время бодрствования сокращается период между мочеиспусканием (их ритм — ориентировочно 1 раз в 30-40 минут). Частота появления стула та же, что и в предыдущем месяце. Высадка становится успешнее, улучшается контроль над мочеиспусканием: малыш может прерваться, если начал мочиться, и завершить дело в нужном месте.

Задача развития:
— развивать моторные умения и навыки малыша, поддерживать его стремление менять позы, переворачиваться, удерживать голову, вести себя активно;

создавать позитивную атмосферу, обеспечивать малышу эмоциональный комфорт, радоваться малейшим его достижением;
— осторожно удовлетворять интерес ребенка к взрослой пище, искусственно не ускорять этот процесс, но и не тормозить его;

с пониманием относиться к периодическим отвлечением малыша от сосания груди, не упрекать и не торопить его;
— упражнять в умении контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, одобрять за успешное высадки;

создавать благоприятные условия для ознакомления ребенка с различными частями человеческого тела — родителей и своего собственного. Организация жизнедеятельности

Организация жизнедеятельности

Необходимо помогать ребенку открывать различные части своего тела, управлять ими, важно позволить знакомиться не с носками и комбинезончикам, а с собственными ручками и ножками. Важно, чтобы в сознании младенца запечатлились части его тела, а не предметы одежды

Знакомству малыша со своим телом почти не мешают распашонка, майка или футболка, поскольку они закрывают верхнюю часть его тела — грудь, спину, которые станут предметом внимания после года. Пока что ребенка интересуют конечности, живот, половые органы.

Взрослые должны принимать во внимание, что начиная с пятимесячного возраста и до 1,5 года ребенок запоминает именно те продукты питания, которые потребляют в его семье. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, принимаются им неохотно или просто он отказывается их употреблять

Если малыш тянется к маминой ложке, тарелке, чашке, ему можно предложить лизнуть те пищевые продукты, которые едят родители и другие члены семьи.

Частые отвлечения малыша во время сосания груди мать должна принять: эмоциональное неудовлетворение ребенком наносит только вред, а делая по 2-3 движения между перерывами на рассмотрение окружающей среды, малыш хорошо набирает вес и хорошо себя чувствует.

Для полноценного развития двигательной сферы ребенка необходимо создать многообразную, динамичную, комфортную среду, помогать в освоении рефлекторных, слуховых, зрительных реакций и двигательных действий.

Нужно стимулировать физическое развитие подвешиванием над кроваткой, манежем разнообразных игрушек-подвесок, колец, образных игрушек. Местоположение больших мягких игрушек в манеже активизирует двигательные действия ребенка: на стене манежа — переворачивание на бок и живот, на барьере манежа — лазанья, в конце манежа — подъем и перемещение.

Во время бодрствования ребенка поглаживайте его, делайте массаж рук, ног, спины и живота.

Показатели физического развития:
— стоит при поддержке под мышки;
— сидит при поддержке за обе руки;
— «пританцовывает» на руках у взрослого;
— проявляет все больший интерес к взрослой пищи;
— самостоятельно удерживает в руках кусок яблока, сухарик;
— время от времени отвлекается от сосания груди на окружающее;
— лучше становится контроль за мочеиспусканием.

По каким показателям оценивается развитие крохи

Рекомендуется заранее ознакомиться с основными параметрами развития малыша от 0 до 1 года. Ученые неоднократно доказывали, что каждый новорожденный является уникальным. Однако несмотря на это, было выделено несколько основных показателей, по которым можно определить уровень их развития.

К ним относятся:

  • увеличение массы тела;
  • развитие моторики и основных двигательных функций;
  • рост;
  • размер головы;
  • окружность грудной клетки.

На перечисленные критерии чаще всего обращают внимание педиатры. Неврологи советуют родителям при определении развития их младенца обращать внимание на:

  • особенности речи;
  • эмоциональное развитие;
  • понимание детками интонаций и фраз других людей.

Новые открытия в движениях

В этом возрасте любимой позой для детей является положение «лежа на животике». Карапузы начинают часто поднимать и хорошо удерживать голову, пытаясь разглядеть все, что их окружает.Что же должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Малыш в 5 месяцев

Первые достижения

Удерживание головы в вертикальном положении, независимо от позиции грудничка. Формирующийся скелет и мышечный каркас позволяют уверенно держать шею и голову прямо, находясь на руках мамы и папы, или же в положении лежа на животе. Когда грудничка аккуратно приподнимают со спины за ручки, он уже не запрокидывает головку назад, а сохраняет ее на одной линии с шеей и позвоночником.

Присаживается. Пять месяцев – это слишком ранний срок, чтобы ребенок начал сидеть. В этом возрасте допускается подсаживание младенца на несколько минут, для выполнения с ним некоторых упражнений и наблюдения за двигательными умениями и навыками. Например, педиатры и невропатологи усаживают малыша на твердый коврик, поддерживая его за разведенные плечи. Затем аккуратно наклоняют малыша влево и вправо, наблюдая за головой. Если она не наклоняется вместе с корпусом, а держится ровно, то это большое достижение для пятимесячного малыша.

Усовершенствование связи между «глазами и руками». Еще в 4 месяца груднички начинают с уверенностью брать игрушку или любые другие предметы, которые находятся перед ними. В возрасте пяти месяцев этот навык можно совершенствовать и закреплять с помощью специальных упражнений. Вам потребуется яркая и небольшая игрушка, ее следует показать малышу

Первой его реакцией станет удивление, после чего он попробует сконцентрировать на ней свое внимание, а затем потянется к интересной вещи руками. Далеко не всегда младенцу удается захватить предмет руками, иногда он просто дотрагивается до него открытой ладошкой

Все эти движения осмысленны и скоординированы.

Чаще играйте со своим крохой

Еще несколько умений

  • Попытки распрямить ноги при опоре. Когда ребенка берут под мышки и ставят в вертикальное положение, он пытается встать на стопы и выпрямить ножки. Нормальное состояние, когда малыш встает на кончики пальцев, а не на всю стопу.
  • Ребенок в пять месяцев также может самостоятельно удерживать бутылочку, вытаскивать изо рта пустышку и засовывать ее обратно. Таким образом, у младенца происходит тренировка координации, и он закрепляет навыки действий по принципу «глаза-руки».

Как и прежде, грудничок активно интересуется лицами родителей. И если раньше он мог только смотреться и улыбаться в ответ на улыбку и ласковые слова, то теперь он пытается ладошками активно исследовать щеки, уши, глаза, нос и рот. Дети обожают, когда с ними играют, громко разговаривают, берут на ручки, гуляют с ними по квартире и даже просто щекочут. На все эти действия малыш может улыбаться, громко смеяться, выражая свое одобрение.

На данном этапе развития ребенку интересно все яркое

Занятия с ребёнком

Те действия, что должен уметь ребёнок в 5 месяцев, можно и нужно развивать. Родителям полезно знать, как это сделать.

Если вы хотите развивать малыша буквально с пелёнок, ознакомьтесь с психологической статьёй, в которой рассмотрены самые распространённые и популярные методики раннего развития детей.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Нормальное физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте по сравнению с первыми тремя месяцами темпы развития немного замедляются. Очень часто первые зубки появляются в пять месяцев. Они могут быть вот-вот на подходе. Окружность головки малыша увеличивается на 17-18 миллиметров, окружность груди — на 22-24 миллиметра. Масса основного органа дыхательной системы крохи — легких — в этом возрасте возрастает вдвое по сравнению с той, которая была при рождении. А поджелудочная железа увеличивается в полтора раза. Печень к этому периоду прибавляет 55-60 граммов.

Желудочек крохи уже меньше беспокоит его, как, впрочем, и маму, потому что в нем синтезируются почти все необходимые ферменты. Малыш может спать всю ночь, потому что у него практически сформированы представления о времени суток.

Отличительной особенностью физического развития ребеночка является хватание

Это целенаправленное действие крохи, важное для дальнейшего манипулирования с предметами. Хватание составляет основу активности ребенка, его познавательной деятельности

В пять месяцев малыш может взять предмет, притянуть к себе, держать, отталкивать, вертеть. Навык хватания позволяет ему пробовать предметы на вкус, ощупывать.

В 5 месяцев ребенок поднимает руки, ноги. Если малыш лежит, а в его ладошки вложить свои пальцы, то он их схватит и приподнимется с помощью взрослого, может даже сесть. Но по-настоящему сидеть ребенок еще не в состоянии — мышцы его спины развиты так, что, лежа на животе, он может делать так называемый самолетик — поднимает голову, ноги, руки и машет ими. Лежа на спине, кроха может отправить в рот пальчики своих ног.

Пятимесячный младенец активно знакомится со своим телом, ощупывает свои половые органы. И в этом нет никакой сексуальной подоплеки. Ему просто интересно, таким образом он развивается и познает себя. Умение уверенно переворачиваться с животика на спинку должно заставить родителей не оставлять кроху одного, чтобы избежать возможных падений и травм.  

Рост и вес

Педиатры говорят, что удвоение массы тела, с которой кроха родился, в пять месяцев является нормой. Так что умножьте начальный показатель на два и узнайте, сколько должен весить ваш ребенок.

Что касается средних параметров, то это 6,5-7,5 кг. Девочки обычно весят меньше мальчиков. За последний месяц малыш должен прибавить 600-700 граммов. Что касается роста, то средний показатель составляет 63-65 сантиметров. За пятый месяц жизни детки подрастают на два сантиметра.  

Сон

Режим бодрствования и сна у пятимесячного малыша остается таким же, как и в предыдущем месяце. Ночной сон составляет 11 часов. Днем малыш спит трижды. Продолжительность промежутков дневного сна составляет полтора-два часа.

Отметим, что в этом возрасте кроха еще может перепутать день с ночью. Сон каждого малыша зависит от темперамента, биоритмов. Одни детки могут спать дольше ночью, другие же — днем.

Питание, прикорм

Самым лучшим питанием для пятимесячного малыша остается мамино молоко. Стоит отметить, что запас железа, который был получен крохой в утробе матери, к этому возрасту уже израсходован. Для мальчиков и девочек, находящихся на искусственном вскармливании, надо подобрать адаптированную смесь с повышенным содержанием этого вещества.

Искусственникам в 5 месяцев педиатры уже рекомендуют вводить прикорм. Это благоприятный период для знакомства с новыми продуктами. Подходит в качестве первого прикорма брокколи, кабачок. Многие мамы предпочитают готовые каши. Увеличивать порции прикорма надо постепенно. Нельзя вводить два новых блюда в этом возрасте.

Что касается малышей на грудном вскармливании, то им тоже можно вводить прикорм на шестом месяце жизни, если они здоровы и не страдают аллергией, по разрешению педиатра.

Обычно малыши-искусственники в этом возрасте кушают 4-5 раз в день, а те, кто пребывает на грудном вскармливании, питаются 6-7 раз в сутки.

Педиатры советуют при введении прикорма приобщать малыша к общему приему пищи всей семьей — со слюнявчиком, салфетками, ложечкой. Так дитя приучается к культуре питания и семейным традициям.

Одиннадцать месяцев

Что уже умеет?

  • Пытается называть животных и птиц по звукам, издаваемым ими: гав-гав, ква-ква,
  • При отрицании машет головой, при согласии кивает,
  • Использует простые жесты для прощания,
  • Повторяет какую-либо манипуляцию для того, чтобы научиться выполнять ее лучше,
  • Учится ходить,
  • Висит на турничке почти 60 секунд,
  • Самостоятельно поднимается на 2 — 3 ступеньки приставной лестницы,
  • Говорит первые слова.

Как его развивать?

  • Можно научить малыша выбрасывать обертку от конфеты в мусорку или приносить по просьбе разные мелочи. Такое сотрудничество принесет массу положительных эмоций и родителям, и ребенку,
  • Детские игрушки теперь интересуют ребенка меньше, чем предметы из «взрослой» жизни, следует поощрять этот интерес, а опасные или ценные предметы лучше убрать из поля зрения ребенка,
  • Следует поощрять самостоятельность малыша, давая ему возможность помогать делать покупки в магазине, самостоятельно одеваться (носки и тапочки вполне реально), кушать,
  • Ребенку необходимо общение со сверстниками. Поначалу вполне достаточно часа прогулки в парке или во дворе в компании других детей. Во время таких прогулок детей следует держать под присмотром, но не особо вмешиваться в общение,
  • Книги должны стать обычным предметом в быту. Для приучения ребенка к книгам можно покупать ему специальные жесткие книги с пищащими, шелестящими вставками. Каждый день ребенку нужно читать с интонацией, показывать картинки в книжках. Сеансы чтения должны быть короткими, но интересными.

Конец первого года

В этом возрасте ребёнок становится очень любознательным. Он интересуется всем, что его окружает. Каждым новым предметом кроха стучит, гремит или подбрасывает его. Малыш с удовольствием играет и ищет спрятанные игрушки. Если назвать предмет на картинке — он его найдет. У ребёнка уже хорошо развито логическое мышление.

В 11 месяцев он любит двигаться под музыку, танцевать и играть с другими детьми. Умеет показывать части своего тела и знает как они называются.

Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 11 месяцев

К году перед родителями предстает маленькая личность, которая активно требует удовлетворения его желаний. Кроха перестает волноваться в присутствии посторонних людей и начинает проявлять собственническое отношение к родителям и вещам. Его словарный запас существенно увеличивается и он учится говорить. На заданные вопросы старается отвечать.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей на соответствие возрасту

Все эти параметры являются индивидуальными и нельзя каждого ребенка подогнать под стандарты. Дети растут и развиваются по-разному, но общие характеристики выделены в таблицу, которой и придерживаются педиатры.

Психическое и эмоциональное развитие

Нормальное эмоциональное развитие невозможно без здорового психического состояния ребенка в 5 месяцев. Родителям нужно побеспокоиться, чтобы кроха чувствовал себя комфортно. Тесный контакт с мамой – неотъемлемая часть нормального эмоционально-психического развития.

Постепенно формируется умственное развитие. Например, если 5-месячный малыш видит игрушку, которая частично накрыта пеленкой, то он скинет ее, чтобы она не мешала достать интересующий предмет.

Мальчику или девочке 5 месяцев интересно наблюдать за действиями взрослых. Они проявляют интерес не только к повседневным делам, но и к взрослой еде. Дети становятся более самостоятельными, до 10 мин. времени могут играть без участия взрослых.

Что умеет

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев:

узнавать родителей;
отличать родных людей и незнакомых, выдавать соответствующие эмоции;
следить за передвижением родителей;
рассматривать предметы, находящиеся в поле зрения, обращать внимание на мелкие детали;
изучать свое тело, трогать руки, ножки, пробовать их на вкус;
гулить, выдавать звуки, напоминающие слоги, например, «ам», «ма»;
молчать, когда с ним разговаривают, вести диалог на своем языке.

Ребенок охотно выражает свои эмоции. Он плачет, когда ему страшно, смеется, если весело. Малыши в 5 месяцев еще не понимают, что им говорят, однако они уже различают интонацию, поэтому выдают соответствующую реакцию.

Как развивать

Важную роль в развитии ребенка в 5 месяцев играют родители. Малышу во время бодрствования необходимо уделять все свободное время. Нужно носить его на руках, показывать и рассказывать обо всем, что попадает в его поле зрения.

Младенцев 5 месяцев по-прежнему интересуют яркие игрушки, картинки, поэтому их стоит использовать для развития. Рассматривая книги с животными, необходимо имитировать их голоса. Пора изучать части тела.

Стоит приобрести музыкальные инструменты, например, колокольчики, звенящие бубенчики, детское пианино.

Частые проблемы

Пятимесячный ребёнок большой непоседа. Поэтому он может резко перевернуться и удариться. За ним надо очень внимательно следить и не оставлять одного. У детей в этом возрасте начинают резаться зубы, потому они могут капризничать, плакать и даже кричать. Первые прикормы могут изменить состояние стула ребёнка. Довольно часто у него может возникать запор. Тогда стоит исключить новые продукты из рациона малыша. Их можно будет попробовать ввести позже. Если вы кормите грудью, и малыш за месяц поправляется меньше чем на полкилограмма, то сходите к врачу.

Если у малыша сохраняются рефлексы новорождённого и есть гипертонус, то также не стоит откладывать с визитом к специалисту.

Первый месяц первого года

Это самый сложный месяц как для ребенка, так и для его мамы. Его начало характеризуется так называемым кризисом новорожденности.

Появление этого кризиса вызвано огромным количеством новых эмоций и впечатлений и закономерностями роста.

Окончание кризиса именуется комплексом оживления, который представляет собой появление активных двигательных реакций, первых звуков, а еще появление осмысленной улыбки, вызванной видом маминого лица.

К другим характерным умениям этого возраста относится различие основных ярких цветов, умение зафиксировать взгляд на лице склоненного над малышом человека, возможность сосредоточить взгляд на статическом предмете.

В возрасте одного месяца ребенок пытается, лежа на животе, приподнять и удержать в вертикальном положении голову.

Приблизительно к третьей неделе жизни можно наблюдать у ребенка, помимо врожденных безусловных рефлексов, формирование условных. Ярким примером этого может стать крик до тех пор, пока не появится мама. Если такое поведение будет поощряться, то оно закрепится.

Развитие семимесячного крохи

В этом возрасте выделяются прикладные способности. Теперь ребенок не только впитывает новое, но и учится применять это в жизни. Он умеет различать крупные предметы и показывает их. К концу месяца в норме у него развивается навык хождения. Малыш уже может недолго держать свое тело на весу и способен стоять с поддержкой.

Семимесячный ребенок умеет сидеть самостоятельно. Он с радостью бросает игрушки и стучит ими. Кроха легко переворачивается на живот и обратно. Это настоящий непоседа, которому сложно усидеть на месте.

Теперь ребенок может довольно длительное время находиться один в кроватке и лепетать. Но больше всего он любит исследовать лицо мамы руками, листать книжки и пробовать собирать пирамидку.

Читайте подробнее: Все о навыках ребенка в 7 месяцев

Пятый месяц

Месяц оттачивания физических навыков. Малыш хорошо переворачивается, пытается сидеть, ползать, подниматься на ноги. Отлично отличает своих от чужих, может расплакаться при виде посторонних людей. Учится капризничать, когда ему не хватает внимания и становится скучно.

Достижения пятого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • попытки к сидению: полулежит на одном бедре, опирается о поверхность одноименной с бедром ручкой;
  • может дотянуться до стоп, берет их в рот, сосет;
  • играет с игрушками (бросает их, стучит ими, облизывает);
  • рассматривает книжки с крупными картинками; хорошо, если они будут из плотного картона (его трудно порвать, зато можно взять в рот);
  • с интересом слушает мамино чтение простых стишков;
  • может повторять простые слова: «мама», «папа», «баба»;
  • хорошо умеет заливисто хохотать или, наоборот, грустить.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: