Работа над лексическим значением слова

Какие могут возникнуть трудности при чтении слов

Бывает так, что дети испытывают трудности с чтением слов, не разделенных на слоги, и стараются найти слоги там, где их нет (распространенный пример: «кн-и-га», где разделение на слоги неправильное). Если подобное затруднение испытывает и ваш ребенок, советуем вам на первых порах помогать ему выделением слогов-слияний. Нужно просто указывать карандашом на слог и говорить, как правильно читать.

Также довольно часто встречающееся затруднение – сложности при прочтении длинных слов.

И еще один нюанс: обращайте внимание на слова, имеющиеся в букваре или азбуке вашего малыша. Нередко некоторые авторы стараются включить в свои пособия множество слов, которые вполне легко составить, используя имеющиеся на страницах буквы (как правило, это более сложные специфические слова типа «фаза», «краситель», «реле», «помпа» и т.д.)

В этих случаях будет более оптимально не фокусироваться на этих словах, а вместо их чтения и изучения использовать их в вышеназванных упражнениях.

На этом уроке основная обучающая чтению часть курса подходит к концу, и заключительные три урока будут иметь несколько иную направленность. В восьмом уроке мы расскажем о том, как помочь своему ребенку читать быстрее.

Словесные геоборды

Чтение словесных геобордов – очень интересное и продуктивное занятие, прекрасно развивающее навык чтения и внимательность. Нужно взять альбомный лист и расчертить его квадратами. В вертикальные и горизонтальные квадраты вписываются слова на одну тему (тему можно выбрать любую – от напитков до сказочных героев). Пустые клетки, которые в любом случае останутся, можно заполнить любыми буквами в произвольном порядке.

Ребенок должен найти спрятанные в геоборде слова. Если поначалу задание он выполняет с трудом, называйте ему эти слова, а он пусть ищет. В дополнение ко всему геоборды отлично развивают мышление и осмысленность при чтении, ведь помимо реальных слов среди всего их многообразия будет присутствовать множество совершенно бессмысленных.

Ниже приведен пример словесного геоборда на тему сказочных героев:

К О Л О Б О К А Й Д
А Д И Л А П О Т Ь Ю
Р У С А Л О Ч К А Й
А Р А Б Д А Д О Н М
Б Е Л К А Щ У К А О
А М А Л Ь В И Н А В
С А Л Ё Н У Ш К А О
Д Р А К О Н К О Т Ч
Е Ь К А Р Л С О Н К
Л Я Б А З И Л И О А

10

Использование ИКТ при формировании навыков смыслового чтения

Выбор средств ИКТ определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в образовательном процессе учебных задач, формирующих навыки смыслового чтения, а с другой, их интерактивными возможностями по организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

При подготовке заданий с использованием ИКТ перед учителем стоят следующие задачи:

  • определить цель;
  • обозначить УУД, необходимые для достижения поставленной цели;
  • подобрать информационные источники или создать собственные. При подборе источников текста можно использовать следующие критерии: актуальность источника, соответствие возрасту, индивидуальным особенностям обучающихся, соответствие учебной программе. Основной информационный источник — учебник.
  • подобрать ИКТ-средства, которые помогут обучающимся при выполнении задания.
  • разработать задания, формирующие смысловое чтение текста.
  • разработать систему оценивания.

Игра «Закончи слово»

Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).

Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.

6

Лучший ответ:

Энджелл

Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл. Во-1-х, слово «попал» несет колер неожиданности, а псарня — это не овчарня, псы могут защитить сами себя.

«Поднялся. двор» значит, что с Волком начал биться весь люд. Почувствовав, осознав опасные намерения захватчика, «псы залились в хлевах», другими словами, в прямом значении, залаяли звучно, в переносном — после долгого отступления от границы к Смоленску и далее в сторону к Москве армия желала схватки: «и рвутся вон на драку».

Прямое значение фразы «и мгновенно ворота на запор» дополняется переносным: российская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были припасы продовольствия.

Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, Очами, кажется, хотел бы всех он съесть». У российского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Другими словами Волк-Наполеон желает захватить всю Россию, но не может. Его способности меньше его желаний.

Волку приходит черед «расчесться за овец». После освобожденияРосии российская армия сделала зарубежный поход, освободив все европейский страны, которые захватил Наполеон.

Наполеон осознавал, что если он не сразит Россию, то не сумеет удержать и другие завоеванные страны.

«Пустился в переговоры», означает, начал переговоры. «Начал» — в данном случает синоним слова «пустился». Но слово «пустился» звучит выразительнее, чем «начал». «Уставим общий лад» означает «заключим мирный договор». Волк-Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», другими словами воевать на стороне России.

«Не делать мировой» значит не заключать мирного договора. «Выпустить на Волка гончих стаю» означает дать армии команду преследовать отступающих французов, чтоб прогнать их за границы страны.

Некие выражения из басни могли бы применяться в виде пословиц либо крылатых выражений: «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, желал бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю».

Значение слова «объяснить»

1. также с придаточным дополнительным. Растолковав, сделать более ясным, понятным. Объяснить задание. Вы меня извините, я не поняла вас. Объясните мне, что значит слово «экономка» и какие ее обязанности? А. Островский, Бешеные деньги. Обрадованный колхозник проводил ее на вокзал и объяснил, как добраться от станции до места. Чаковский, У нас уже утро.

2. Истолковать, установить причину, смысл, закономерность чего-л. Объяснить явления природы. Чем, чем ты объяснишь такую утомляемость? Чехов, Иванов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОБЪЯСНИ’ТЬ, ню́, ни́шь, сов. (к объяснять), что. 1. Растолковывая, сделать более ясным, понятным, вразумительным. О. задачу. О. свою мысль. Оставшись наедине с матушкой, отчасти объяснила ей свои предположения. Пшкн. Объяснила ей всё, как есть, начистоту. Чхв. 2. со словом «себе» и без него. Осмыслить, истолковать что-н., понять или установить причину, смысл, закономерность чего-н. Я решительно не мог

объяснить себе жестокости своего поступка.

Л. Тлстй. Как объяснить ее нежелание давать показания? Чхв.

объясни́ть

1. растолковать; сообщить кому-либо суть, подробности смысла чего-либо ◆ После некоторых колебаний решаюсь вспомнить в этих записках, что мне пришлось объяснить Осипу, что нам не следует так часто встречаться, это может дать людям материал для превратного толкования наших отношений. А. А. Ахматова, «Листки из дневника: воспоминания об О. Э. Мандельштаме», 1957-1964 г. (цитата из НКРЯ)

2. истолковать; выяснить причину чего-либо ◆ Несмотря на попытки ученых объяснить это явление, известное людям уже тысячи лет, шаровая молния так и остается загадкой. В. П. Карцев, «Приключения великих уравнений», 1970 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: всевластие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Игра «Составление слов из букв»

Игра, аналогичная одной из рассмотренных выше. Разница лишь в том, что играть в нее с ребенком нужно только в тех случаях, кода при чтении он не переходит на побуквенное чтение и уже приспособился к проговариванию и озвучиванию слогов-слияний.

Для игры вам потребуется вырезать из какой-нибудь азбуки буквы (можно даже пожертвовать на это дело две или три азбуки). Буквы раскладываются перед ребенком, и он должен составить из них существующие слова.

Интереснее играть в эту игру, если специально подобрать комплект букв. Например, выложите перед малышом буквы Ф, Е, Н, О, Т, Л, Е, и посмотрите, какое слов он из них составит. Если же хочется усложнить игру, то можно дать ребенку задание составлять два слова одновременно, заранее подготовив соответствующий комплект букв. Например, положите перед ним буквы Й, О, С, Ч, К, А, и дайте задание составить два слова, обозначающие названия напитков (рекомендуется выбирать слова, относящиеся к одному общему понятию, но когда выполнять задание станет просто, этой рекомендации можно не придерживаться).

9

Методы и приемы смыслового чтения

Принято выделять 3 этапа смыслового чтения:

  1. Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.
  2. Непосредственно процесс чтения. Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп.
  3. Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

  1. Развитие умения анализировать задание.
  2. Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
  3. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
  4. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
  5. Опираясь на изученный материал, доказывать  свою точку зрения.
  6. Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
  7. Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
  8. Определение последовательности событий.
  9. Формулирование простых выводов после прочтения.
  10. Преобразование в таблицу.
  11. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Уровни сформированности навыка смыслового чтения

Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

  • содержать материал, знакомый учащимся;
  • исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;
  • иметь несложную структуру.

Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак­тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).

Навык грамотной устной речи:

  • пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);
  • пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);
  • самостоятельный пересказ текста (2 балла).

Умение работать со «свернутой» информацией:

  • обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 бал­лов);
  • видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);
  • умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схе­ме (2 балла).

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроке.

Стратегии чтения

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и т. д.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), т. е. процедуру обучения пониманию при чтении.Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.

В настоящее время известно около ста стратегий, добрая половина из которых активно применяется в учебном процессе. Уже существуют списки «любимых» стратегий (создаются в ходе семинаров или тренингов)для учащихся и студентов, преподавателей и учителей.

Примеры наиболее распространенных стратегий.

Предчтение (ориентировочный этап): Ориентиры предвосхищения содержания.

Мозговой штурм.

Поставь проблему. Предложи решение.

Рассечение вопроса.

Прогноз и впечатления.

Алфавит за круглым столом.

Чтение (исполнительный этап):

Следуйте за персонажем книги.

Путешествие по главе книги.

Чтение с пометками (SMART, INSERT).

Чтение с вопросами.

Карта осмысления и запоминания событий.

Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).

Постчтение (рефлексивно-оценивающий этап,

включение в другую деятельность):

Карта фрейма текста.

Карта типа текста.

Паутина обсуждения.

Пирамида фактов.

Где ответ?

Карта межпредметных связей.

Паутина обсуждения.

Пирамида фактов.

Где ответ?

Карта межпредметных связей.

Сводные таблицы.

Граф-схема текста.

Различные вопросы к тексту.

Аннотация – реферат – пересказ.

Взаимовопросы.

Синквейн.

Предчтение – чтение – постчтение: Обзор, вопросы, чтение, изложение, повторение.

Рефлексивные размышления (SQ4R).

Чтение вслух: Театр у микрофона.

Попеременное чтение (с вопросами).

Чтение и слушание: Попеременное чтение и слушание.
Чтение и письмо: РАФТ (роль, аудитория, формат, тема).

Дневник/журнал чтения.

Игра «Картинка и слово»

Представленная игра относится к самым распространенным среди словесных игр (кстати, ее можно найти во многих книжных магазинах). В обычном варианте игра проводится так: ребенку выдаются карточки со словами, а у родителя на руках картинки. Родитель показывает картинки малышу. Если среди его карточек есть слово, соответствующее показанной картинке, он забирает картинку себе. Если нет – игра продолжается.

Нередко также можно встретить подобную игру в специальных тетрадях по чтению. Игра подразумевает прочтение ребенком слова и его соединение с изображением, которое ему соответствует.

Хотим обратить ваше внимание: если вы решите сделать подобную игру сами, чтобы она стала более интересной и насыщенной, добавьте в карточки со словами и картинками пару лишних карточек, которые не соответствуют друг другу. 4

4

Типы текстов

Валгина Н.С. выделяет художественные и нехудожественные тексты. Нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия; художественные — на неоднозначность.

В качестве признаков художественной и нехудожественной коммуникации чаще всего называют:

  1. присутствие/отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
  2. отсутствие/наличие эстетической функции;
  3. отсутствие/наличие подтекста;
  4. установка на однозначность/неоднозначность восприятия;
  5. установка на отражение реальной/нереальной действительности.

Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления.

Нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

В материалах PISA дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей,для рабочих целей, для получения образования).

К сплошным относятся:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы (кластеры);
  • таблицы;
  • географические карты и карты местности;
  • план помещения, местности, сооружения и т.д.

Как тренировать логическое мышление у детей

Для тренировки малышей, чтобы развитие логики началось как можно раньше, будут актуальны развивающие игры и упражнения. Они помогут понять причинно-следственные связи, классификацию, обобщение. К ним можно отнести задания о животных и среде их обитания, окружающих предметах и их назначении, группировку предметов, сравнение по элементарным признакам: размеру, цвету, форме.

«Где чья мама?»

Задание по типу лото предполагает подбор карточек с изображением знакомых детям животных и их детенышей. Взрослый предлагает малышу рассмотреть картинки, изображающие курицу, кошку, собаку, корову, лошадь, козу, медведицу. Затем среди других карточек найти те, на которых нарисованы детеныши этих животных, и соединить их вместе. Спросить, как правильно назвать детеныша, если малыш затрудняется, обязательно проговорить все названия. Элементарные суждения у малышей помогут вызвать вопросы о том, кто вырастет из цыпленка, щенка, козленка. Для поддержания интереса к заданию прочитать веселые стишки:

У коровы сын, теленок,Очень вежливый ребенок.Мама учит малышаКушать травку не спеша.

А цыплята у курушкиВсе похожи друг на дружку.И девочки, и мальчики,Словно одуванчики.

Глупый маленький козленок!Он бодает всех с пеленок.Что же делать нам, когдаВырастут его рога.

«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»

Игра помогает развивать логику, проследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогащает речь рассуждениями. Малышу показывают ряд сюжетных картинок с изображением времен года и предлагают разложить их в соответствии с признаками, например:

  • Сугробы; дети и взрослые одеты тепло; ребята катаются на санках; идет снег.
  • Капель, ручьи; мальчики пускают кораблики; среди снега первые подснежники.
  • Ярко светит солнце; дети купаются в реке; взрослые и малыши играют в мяч.
  • Идет дождь, пасмурное небо; птицы летят караваном; грибники идут с корзинками.

Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда бывают эти явления в природе. Учит малыша правильно обобщать ряд , рассуждать о смене времен года. Интересно подкрепить беседу загадками:

Зазвенели ручьи,прилетели грачи.Кто скажет, кто знает,когда это бывает?

Долгожданная пора!Детвора кричит: Ура!Что ж за радость это?Наступило (лето).

Дни стали короче,Длинней стали ночи,Кто скажет, кто знает,Когда это бывает?

Щиплет уши, щиплет нос,Лезет в валенки мороз.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает?

«Логические цепочки»

Подобные задания обычно предлагаются ребятишкам среднего и старшего дошкольного возраста, у которых есть опыт обобщения предметов. Однако, при достаточно простом игровом материале можно начинать обучение логическим операциям (классификации и обобщению) в младшем возрасте. Малыш составляет цепочки из предметов определенной группы, например, цветы, овощи, фрукты. Если ребенок затрудняется, родитель помогает назвать группу предметов обобщающим словом. Задание можно усложнить, если предложить среди группы картинок найти такую, которая дополняет уже построенную цепочку.

«Я начинаю, а ты продолжай…»

Классическая игра, которая предлагается ребятишкам всех возрастов, чтобы развить логику, способность к анализу. В каждой возрастной группе задания будут различаться по сложности. Малышам даются простые и доступные словосочетания. Взрослый начинает фразу, ребенок продолжает:

  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Птица летает, а черепаха (ползает).
  • Слон большой, а зайчик (маленький).
  • Дерево высокое, а кустик (низкий).

Поддержать интерес ребенка к заданию поможет игра с мячом. Взрослый бросает мячик с началом фразы, ребенок возвращает с концовкой. Для старших дошколят подбираются сложные задания, требующие умозаключения:

  • Стол выше стула, значит стул (ниже стола).
  • После ночи наступает утро, значит утро (после ночи).
  • Камень тяжелее бумаги, значит бумага (легче камня).

«Что лишнее?»

Логическое задание, доступное всем деткам, хорошо развивает способность к обобщению, сравнению, классификации. Взрослый предлагает ребенку среди картинок, изображающих предметы определенной группы, найти лишнюю (предмет другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди предметов мебели – карточка с одеждой.

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №337

Объясните происхождение и смысл выражений. Определяя лексическое значение устаревших слов, пользуйтесь толковым словариком. 1 ) Семи пядей во лбу. 2 ) Сам с ноготок, а борода с локоток. 3 ) Не отдать ни пяди земли. 4 ) Как аршин проглотил. 5 ) Мерить на свой аршин. 6 ) От горшка два вершка. 7 ) За семь вёрст киселя хлебать.

Решение

1 ) Семи пядей во лбу. − отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями. 2 ) Сам с ноготок, а борода с локоток. − о человек незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. 3 ) Не отдать ни пяди земли. − стоять насмерть и защищать свою родную землю до последней капли крови. 4 ) Как аршин проглотил. − о человеке, стоящем неестественно прямо. 5 ) Мерить на свой аршин. − судить о чем−либо односторонне, исключительно со своей точки зрения, своей выгоды. 6 ) От горшка два вершка. − пренебр. о молодом или низкорослом человеке. 7 ) За семь вёрст киселя хлебать. − пойти куда−то бесполезно, поехать далеко за тем, чего и близко достаточно. Пядь − устар. мера длины, равная расстоянию между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер от 19 до 23 см). Аршин − устар. мера длины, равная 71 см; линейка или палка такой длины для измерения. Вершок − устар. мера длины, равная 4,4 см. Верста − устар. мера длины, равная 1,06 км.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения»

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.

Лексическая работа на уроках русского языка и чтения

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его.

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Реферат на тему: «Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения».

Лексическая работа на уроках русского языка.

Данная брошюра содержит хороший игровой и занимательный материал , подобранный специально для более глубокого изучения лексикологии слов на уроках русского языка, для прочного практического усво.

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся

В данном материале представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций.

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Развитие речи — канал развития интеллекта.

Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.

Презентация дает представление о работе учителя по теме «Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.».

Игра «Составление слов из слогов»

Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.

Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.

Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.

5

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Работа со словами

Для младших школьников смысловое чтение не может производиться без работы со словами.

Объяснение незнакомых слов. Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Работа с ключевыми словами. В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут.

Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде. Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанное, используя данные ключевые слова. Также записывать такие слова можно и по ходу чтения.

Детям наверняка понравится проведение урока в форме викторины, когда по прочитанному материалу задаются вопросы, а команды или отдельные участники соревнуются между собой.

Смысловое чтение — важный шаг в обучении детей

Приобретенный навык поможет в дальнейшем вычленять из потока информации самое важное и нужное, отсекая второстепенное

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: