«Дружба»
Дружат в нашей группе, Пальцы рук соединяют в замок несколько раз
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пятьПальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. Соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхивают кистями.
В гости к пальчику большому.
В гости к пальчику большому, Самомассаж подушечек пальцев поочерёдно.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Моя семья
Знаю я, что у меняПоднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: И в соответствии с текстом,
Это – мама, В определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, Средний и большой.
Это – папа,
Это – дед. И у нас разлада нет.
Зимой
Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад) Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад) И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе) Мчатся наперегонки.
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет
Игры усложняются, появляются новые фигуры и движения, которые ребёнок выполняет самостоятельно, смотря на движения взрослого и повторяя их.
Паучок
По веткам паучок ходил,
Он деток за собой водил.
(Дети скрестили руки. Пальчики каждой руки «бегают» по плечам).
Вдруг с неба сильный дождь полил,
И паучков на землю смыл.
(Ребята хлопают по столу или коленям раскрытыми ладонями).
Вот солнышко опять взошло,
И стало паучкам тепло.
(Дети обмахивают себя ладонями — жарко).
Все вверх, на дерево, ползут
Они ребят с собой зовут.
(Пальчики “ползут” от коленей к плечам).
Кукушка
Кукушка на базар пошла,
(Дети “шагают” указательным и средним пальцем).
С собой корзиночку взяла.
(Складывают ладони ковшом).
Кукушка груши покупала,
(На вытянутую ладонь левой руки складывают правой груши).
Корзинка на пол вдруг упала!
(Хлопок по левой ладони).
И покатились груши прочь,
А сможем птичке мы помочь? (Большой палец выпрямлен, остальные сжаты в кулак ― класс).
Дом
Стук — стук, стук да стук,
Раздаётся где-то звук.
(Дети ритмично стучат).
Стучат молотки, строят дом для лисят.
А какой они хотят?
Хотят стены высокие
И двери дубовые.
(Ребята ставят свои ладошки вдоль щёк).
Чтоб были окна велики (ладони закрывают лицо),
Крепки железные замки.
(Дети сжимают пальцы в замок).
Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?
Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.
Разминка включает в себя:
- поглаживание ладошек;
- поглаживание всех пальчиков;
- загибание всех пальчиков;
- лёгкие похлопывания ладошками;
- соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).
Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно
После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.
Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.
Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.
Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.
Подключать простые стишки с 4 месяцев.
Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.
Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.
Советы для начинающих:
Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.
Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.
Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.
Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1
Можно придумывать свои.
Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится
Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?
Цель и задачи пальчиковых игр
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Игры про домашние заботы и обязанности
Помогаю маме
Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.(Выполнять имитирующие движения по тексту)
Мамины помощники
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!
Моем посуду
(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)
Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.
Как правильно играть с ребенком
Во время такой игры малыш ощущает очень сильный контакт с родителем, и, чтобы его усилить, лучше подготовиться к игре заранее. Ребенка лучше посадить на руки. Так он будет чувствовать объятия близкого человека, а это, в свою очередь, благотворно повлияет на его психику.
- Игры лучше выбирать в соответствии с возрастом. Игра, рассчитанная на годовалого малыша, будет слишком сложной для младенца 6 месяцев.
- Лучше заранее освободить место под игровое пространство, убрать предметы, которые могут отвлечь ребенка.
- Перед тем как играть, нужно объяснить малышу, что именно вы сейчас будете делать, коротко рассказать ему суть. Будьте доброжелательны и общайтесь с ребенком ласковым, спокойным голосом.
- Играть лучше обеими руками по очереди, начиная с правой.
- Не перегружайте ребенка: пусть одна игра длится не больше 5 минут.
Плавающие рыбки
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений. Кроме того, эта игра развивает мышцы плечевого пояса.
Плыл карасик по реке (пальцы рук складываете щепотью, руки вытягиваете в стороны и совершаете волнообразные движения от плеча — карасик плывет»)И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх — «карасик испугался»),От испуга сжался (плотно сжимаете пальцы),А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),В камыши закопался. (Опускаете руки, пальцы складываете щепотью, поочередно каждой рукой совершаете «копательные» движения — «карасик закапывается».)Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (Трясете кистями рук — «карасик дрожит», и вновь волнообразные движения от плеча — «щука уплыла».)
Не забудьте рассказать малышу, кто такие карасик и щука, почему карасик боится щуки. Покажите ему картинки с изображениями рыб. Покажите картинку с изображением камышей, объясните, как карасик прячется в камышах от опасности.
В эту пальчиковую игру можно играть с ребенком до 2 лет.
Пальчиковая игра на тему «Овощи, фрукты»
Это вариант самомассажа, который также является пальчиковой гимнастикой.
«Сбор урожая»
Овощи собрать решили, и друзей мы угостили.
(растопырить пальцы одной руки, а другой рукой тянуть несильно за каждый пальчик, словно срывая овощи)
Помидором, огурцом, тыквою и кабачком.
Снова овощи посадим, семена расти заставим. (вначале делаем вид, что бросаем на ладошку семена. А затем будто поливаем грядки)
Мы приедем через год, убирать наш огород!
Ребенок поочередно разминает каждый палец. И такой же массаж делает для другой руки.
«Капуста»
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
(сжимаем руки в кулаки и трем их друг о друга)
Как же мне без хруста,
Если я — капуста?
(приближаем запястья обеих рук друг к другу, а ладони и пальцы разводим в стороны, имитируя большой кочан капусты)
Фрукты в саду
Фрукты выросли в саду
Я сейчас их всех найду.
Яблоко румяное
Круглое и спелое. (показываем форму яблока пальцами)
Вот висит, качается
Груша загорелая. (одной рукой делаем большой круг, другой маленький. Кончики пальцев приближаем и показываем форму груши)
Сливы свешиваются с ветки,
Словно добрые соседки.
Персики пушком покрылись,
И листками принакрылись.
Абрикосы встали в ряд.
Вышли словно на парад.
Виноград украсил сад,
Грозди сладкие висят.
«Покупка фруктов»
Мы вчера на рынке были
Апельсины там купили.
Яблоки, сливы и дыни,
И сладкие мандарины. (пальцами показываем форму каждого фрукта)
Сложили покупки в корзинку. (показать, как складываем фрукты в корзинку — согнутую ладонь)
Пришли домой по тропинке. (показываем как идем, используя указательный и средний пальцы)
Купили огромный арбуз.
Его прикатил карапуз. (показываем, как катим арбуз, подталкивая ладонью)
Пальчиковая гимнастика «Зима» в подготовительной группе
Представляем интересные пальчиковые игры на тему «Зима» для развития моторики пальцев и расширения кругозора у дошкольников 6–7 лет.
Зимний ветер
Ветер тучку крутит-крутит,
Будто это жернова. — дети вращают руками в противоположных направлениях;
И на землю улетают
Легкие, как пух, снега. — трясут кистями;
Нельзя окна открывать,
Нельзя в дверь мороз впускать. — складывают ладони книжкой;
Закрывай скорее нос, — закрывают ладонями лицо;
Чтоб не укусил мороз. — пощипывают себя за разные части лица;
Тихо мороз ходит, бродит, — «шагают» пальцами по столешнице, изображая человечка;
Кто не спрятался, находит. — показывают грозящий жест указательным пальцем.
Снегопад
Белые хлопья кружат в легком танце, — воспитанники неторопливо вращают кистями;
Тихо ложатся на шапку и пальцы. — вскидывают, затем медленно опускают руки;
И дом, и деревья под покрывалом, — складывают руки треугольником над макушкой головы;
Чтобы зимою теплее им стало.
На каждом кусте шаль снеговая, — гладят одну ладонь второй;
А хлопья танцуют, не прекращая. — плавно двигают руками в произвольных направлениях;
Белою краской дворик покрыт,
Каждая травка и жучок спит. — подкладывают руки под щеку, изображая сон;
Если к утру снег не прекратится, — прижимают ладони к щекам, качают головой;
Можно на саночках нам прокатиться. — ребром левой ладони «едут» по открытой правой руке.
Новый год
Долго праздник ожидали, — воспитанники трут одну ладошку о вторую;
Наконец, пришел черед
Под красивой елкой вместе — с усилием прижимают кулаки друг к другу;
Собираться в хоровод. — изображают перед собой широкое кольцо;
Когда зима в окно стучится, — стучат костяшкой пальчика по столешнице;
Елке нужно нарядиться. — соединяют правые и левые кончики пальцы, формируя треугольник;
Мы кружились, танцевали, — совершают круговые активные движения кистями;
Утомились и устали. — опускают руки, расслабленно трясут кистями;
Вот явился Дед Мороз,
Он подарки нам принес. — хлопают в ладоши.
«Народная игрушка, Фольклор»
У Матрешкиной сестрицы
Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылицРитмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, Пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригожеРитмичные чередующиеся хлопки в ладоши
Корова в рогоже. Удары кулачками.
Игрушки
Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.
Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».
Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.
Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
Петушок
Петушок, петушок, Соединить на руке указательный и большой палец
Золотой гребешок, Сделать «замок» из пальцев
Масляна головушка, Погладить рукой по голове
Шелкова бородушка, Погладить рукой по подбородку
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? Закрыть глаза и сложить ладони под щеку
Солнышко-вёдрышко
Солнышко-вёдрышко! Развести руки в стороны и раздвинуть пальцы
Взойди поскорей, Поднять руки вверх
Освети, обогрейСделать «фонарики» перед собой
Телят да ягнят, Показать «рожки» на голове
Еще маленькихНе до конца соединить, указательный палец и большой РебятПриложить ладони к груди.
Развитие пальцев рук
Сегодня уже совершенно точно установлено, что развитие речи ребенка зависит от уровня развития мелкой моторики у ребенка. Чем более совершенны движения пальчиков ребенка, чем более они соответствуют возрастным нормам, тем более правильной будет его речь. Именно поэтому тренировке движений кистей и пальцев рук уделяется в дошкольном возрасте столько внимания. Упражнения для мелкой моторики:
- способствуют развитию артикуляции;
- влияют на готовность руки к письму;
- тренируют мышление ребенка, стимулируя кору головного мозга.
Очень важно начинать такие занятия как можно раньше. Пальчиковые игры для самых маленьких рекомендуется делать с 2-3 месяцев
Сначала взрослый помогает малышу, делая движения за него, а к 3-4 годам дети уже отлично справляются с такими задачами сами.
Польза пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика для детей является не только увлекательной игрой, но и приносит пользу их развитию. В связи с этим в детском саду, особенно в старшей группе, такие зимние забавы не являются редкостью.
Выполняя гимнастические упражнения для пальчиков, у детей наблюдаются следующие изменения:
Улучшается развитие речи. Происходит это благодаря тому, что движения пальцами, выполняющиеся с определенной ритмичностью, приводят к согласованию речевых зон, активизированию работу речевых центров в головном мозге.
Оказывается благоприятное воздействие на эмоциональный фон ребенка
Он учится слушать, вникать в суть сказанного и повторять движения того, кто проводит гимнастику.
За счет того, что внимание детей сосредоточено на повторении движений, прослеживается улучшение памяти.
У малыша развивается фантазия, воображение.
На руках тренируются мышцы, они крепнут, что позволяет быстрейшему освоению навыков письма.
Пальчиковая гимнастика для детей любого возраста, несомненно, принесет пользу, поэтому практиковать ее обязательно нужно. Для этого можно воспользоваться примерами, которых существует достаточно много.
Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 года зима
Пальчиковая гимнастика игра Снеговик
Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок –
Он превратился в толстый ком.
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос… метла…
Но солнце припечет слегка –
Увы, и нет снеговика.
Показать, как лепят снежки.
Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться.
Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинуть пальцы («метла»).
Приложить ладонь ко лбу и посмотреть вверх.
Развести руки в стороны.
Пальчиковая гимнастика Елочка
Ждут красавицу колючую («Рисуют» руками елочку.)
В каждом доме в декабре. (Делают ладошками «дом».)
На ветвях зажгут фонарики, (Показывают «фонарики».)
Искры брызнут в серебре. (Руки над головой, пальцы оттопырены.)
Сразу станет в доме празднично, (Берутся за руки и становятся в хоровод.)
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, (Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.)
Братья-лежебоки
Солнце красное взошло, Лежебок будить пришло. |
Ладошка малыша лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и »посветите« над спящими братцами. |
Первым старший брат проснулся, Приподнялся, потянулся. Только встать с перины лень, Впереди ведь целый день. |
Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик малыша вверх, остальные лежат на столе. |
Снова он в кроватку лег |
Положите его обратно. |
И толкнул соседа в бок. |
Постучите три раза большим пальчиком малыша о его указательный пальчик. |
Вот и брат второй проснулся, Приподнялся, потянулся. Только встать с перины лень, Впереди ведь целый день. Снова он в кроватку лег И толкнул соседа в бок. |
То же самое проделайте с указательным пальчиком. |
Вот и третий брат проснулся, Приподнялся, потянулся. Только встать с перины лень, Впереди ведь целый день. Снова он в кроватку лег И толкнул соседа в бок. |
То же самое проделайте со средним пальчиком. |
Вот четвертый брат проснулся, Приподнялся, потянулся. Только встать с перины лень, Впереди ведь целый день. Снова он в кроватку лег И толкнул соседа в бок. |
То же самое проделайте с безымянным пальчиком. |
Вот и младший брат проснулся, Вот поднялся, потянулся |
Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик малыша. |
И сказал: »А ну давайте, Братцы милые, вставайте!« |
Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик. |
Тут уж братцы все проснулись, Поднялись да потянулись |
Поднимите все пальчики малыша своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх. |
И кричат: »Ура! Ура! Нам же завтракать пора!« |
Переверните ручку малыша тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите. |
Наварили кашки, Сели возле чашки. |
Поводите своим указательным пальцем по середине ладошки малыша кругами. |
Первый кашку ел – хвалил, Второй кашку ел – пролил, Третий кашки съел немножко, А четвертый четверть ложки. |
Нагните большой пальчик малыша к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца. |
Пятому – какая жалость – Кашки вовсе не досталось. Целый день он горевал: «Ну зачем же я вставал!» |
Возьмите мизинчик малыша за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился. |
Составление и обработка. Олеся Емельянова. 2000 г.
Пальчики-зайчики (театр на ладошке). Комплекс пальчиковых упражнений для детей от 2 до 7 лет. Включает 14 упражнений-потешек в стихах на мелкую моторику и координацию с иллюстрациями и подробным пошаговым описанием.
Настольная игра своими руками «Секретики». Настольная игра для малышей от 1,5 до 6 лет, способствующая развитию мелкой моторики пальцев рук, речи и творческих способностей.
Настольная игра «Пальчиковый тренажер». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для тренировки координации движений и мелкой моторики пальцев рук.
Настольная игра «Я рисую». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для развития мелкой моторики пальцев рук.
Настольная игра «Буквы и цифры». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет для развития мелкой моторики пальцев рук и обучению написанию букв и цифр.
Настольная игра «Дело мастера боится». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет с пальчиковой гимнастикой про профессии и орудия труда.
Настольная игра «Забавушки». Настольная игра-водилочка для малышей от 3 до 7 лет с пальчиковыми играми для двоих участников.
Сборник русских народных потешек «Ладушки-ладушки». Традиционные потешки для самых маленьких про реву-корову, козу рогатую, котеньку-кота, веселых гусей, сороку-ворону, серенького волчка и сову – большую голову.
Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.
Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.
Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
«Мир профессий»
Повар
Повар готовил обед, Ребром ладони дети стучат по столу
А тут отключили свет.
Повар леща беретЗагибают большие пальцы
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет вареньеЗагибают средние пальцы Угли бьет поварёшкой. Загибают безымянные пальцы
Сахар сыплет в бульон. Загибают мизинцы
И очень доволен он. Разводят руками
Хитрые пальчики
Вот забор. Пальцы правой руки прижать друг к другу.
В заборе щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели. Просунуть большой палец левой руки
Сунул голову БольшакМежду большим и указательным пальцами правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указательный палец левой руки между
Середняк хотел – напрасно! Указательным и средним пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! Средний палец левой руки между,
Хоть один прошёл? Конечно! Средним и безымянным пальцами правой,
Щуплый, маленький мизинчикМизинец несколько раз согнуть –
Помощь братьям оказал: Разогнуть, потом помахать им.
Из щелей их всех достал. Каждый палец по очереди освободить из плена.
Много есть профессий знатных
Много есть профессий знатных, Соединять пальцы правой руки с большим.
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх
Пальчиковые игры для детей 2–3 лет
Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)Тут и свёкла, и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)Курточку и шапку.И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребруладони, показывая направление надевания перчаток.)Натяну перчатку. (Смена рук.)
Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)И на ножки надеваютПапа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палецпридерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)В снежки играть,На лыжах бегать,На коньках по льду кататься,Вниз с горы на санках мчаться.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Общие рекомендации для родителей
Первое, что рекомендуют специалисты, – стараться включиться в игру самостоятельно . Если процесс вызывает только раздражение, ребенку он вряд ли принесет пользу. Лучше заранее подбирать стишки и активности, которые забавляют и вас тоже. Педагоги советуют:
- не заставлять малыша играть, если он не хочет;
- если ребенку сложно переключиться, сначала подождать;
- быть доброжелательными и не ругать, не упрекать ребенка, если он вдруг ошибется;
- помогать малышу во время занятий, если ему сложно, но не стараться делать все за него;
- не торопить ребенка, если он вдруг задумается. На скорую руку с малышами не стоит играть, это не принесет пользы им и утомит вас.
В отношении таких игр работает принцип «лучше меньше, но лучше». Не старайтесь играть сразу во все. Выберите несколько вариантов, которые особенно нравятся и ребенку, и вам самим.
Упражнения
Самые первые пальчиковые игры нужно проводить без стихотворного или сказочного контекста, все внимание малыша должно быть сосредоточено на процессе тренировки нового навыка. Можно предложить ему посоревноваться в ловкости и выдать победителю небольшой приз
Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно. Вот несколько простых упражнений для детей 2-3 лет
Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке). Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой).
Кулачки-ладошки
Обе руки лежат на столе. Одна ладошка открыта, другая — сжата в кулачок. Затем нужно несколько раз поменять их положение.
К себе-от себя
Руки стоят на локотках. Выгибаем ладошки на себя, потом прогибаем в обратном направлении. Следим за пальчиками, они должны быть прямыми.
Замок
Пальчиковая игра “Замок”: держим руки перед собой. Соединяем пальцы обеих ладошек друг с другом, «замочком». Выпрямляем руки, выворачивая замок другой стороной, от себя.
Ладошки-близняшки
Держим руки перед собой. Соединяем ладони вместе. Двигаем сомкнутыми ладошками в разные стороны. Следим за их плотным соединением и параллельными движениями.
Пальчики здороваются
Поставить руки перед собой, выпрямить все пальчики на ладошках. Начать соединять парные пальцы — большой с большим, указательный с указательным и т. д. Потом, тоже по очереди, разъединить их.
Потешки для пальчиковой гимнастики
Пальчиковой гимнастикой и развитием мелкой моторики рук можно заниматься начиная с 2–3 месячного возраста. К этому времени у грудничков проходит гипертонус, мышцы расслабляются и разжимаются кулачки. Начиная с мягких, поглаживающих движений и массажа, можно переходить к пальчиковым играм.
Деление потешек по возрастам условное. Степень готовности и восприимчивости вашего малыша зависит от уровня физического и эмоционального развития. Пробуйте читать все потешки про пальчики своему ребенку, проигрывайте с ним сюжет и отмечайте, на которые он лучше реагирует. Самые любимые собирайте в свой личный сборник. Представляете, если лет через 20–30 эти же потешки ваш ребенок будет читать своим детям, играть с их маленькими пальчиками и вспоминать свое детство и маму… А, быть может, этот сборник пригодится и вам для занятий с внучатами!
От 0 до 6 месяцев
От 0 до 6 месяцев достаточно легкого поглаживания ладошек грудничка в сопровождении веселого стишка. Ребенку должно быть интересно и приятно, основная цель — общение мамы и ребенка, положительные эмоции. Грудничок прислушивается к интонации, улыбается и начинает агукать.
Указательным пальцем мама водит по раскрытой ладошке малыша:
Кашку варили, Ложечкой мешали, Куколку кормили, Кошечке давали.
Считаем и разжимаем пальчики, круговыми движениями поглаживаем ладошку и загибаем пальчики в обратном порядке:
Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать.
Рисуем или постукиваем указательным пальцем по открытой ладошке малыша по сюжету стихотворения:
Твоя ладошка — это пруд, По ней кораблики плывут. Твоя ладошка — как лужок, А сверху падает снежок. Твоя ладошка — как тетрадь, В тетради можно рисовать. Твоя ладошка — как окно, Его помыть пора давно. Твоя ладошка — как дорожка, А по дорожке ходят кошки!
От 6 месяцев до 1 года
От полугода и до года легкий массаж дополняется круговыми и потягивающими разминающими движениями отдельных пальчиков. При этом все действия сопровождаются забавным сюжетом – потешкой. Можно подключать стишки-считалки, по ходу которых загибаются или разжимаются пальчики рук. В этом возрасте малыш с удовольствием слушает стишок и издает радостные звуки, реагируя на знакомые слова.
Пальчики сжаты в кулачок, мама по тексту потешки разгибает по одному:
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда!!! Разбегайтесь кто-куда!
Берем открытые ладошки малыша в свои и начинаем хлопать. В конце стихотворения кладем ручки на коленки ребенка — отдыхаем:
Ладушки-ладошки Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки — Отдохнем немножко!
«Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого
Новые кроссовки
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки. Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки. Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук
Ботинки
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём. Средний и указательный пальчики «шагают» по столу
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать, Загибают по одному пальчику, начиная с большого
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол
Обувь
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем обувь мы считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки,
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
Условия проведения пальчиковых игр
Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:
Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.
Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.
Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.
Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы.
Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)
Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые
Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.
Потешки с пальчиками для самых маленьких: играем с грудничками
Новорожденные и груднички в первые месяцы жизни еще не могут играть с пальчиками, это за них делает мама. Легкое поглаживание и массаж пальчиков ручек и ножек помогает быстрее снять физиологический гипертонус и расслабить мышцы. Кроме того, воздействие на нервные окончания стимулирует мозговую деятельность и благотворно влияет на развитие ребенка.
5 лучших потешек с пальчиками для самых маленьких:
Этот пальчик — маленький-маленький, Этот пальчик — слабенький-слабенький, Этот пальчик — длинненький-длинненький, Этот пальчик — сильненький-сильненький, Этот пальчик — толстячок-толстячок, А все вместе — кулачок-кулачок!
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, наш малыш …(имя)!
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.
Будут пальчики вставать, Наших деток одевать. Встали пальчики — ура! Одеваться нам пора!
Этот пальчик — хочет спать, Этот пальчик — лёг в кровать, Этот пальчик — лишь вздремнул, Этот пальчик — уж заснул. Этот — крепко, крепко спит. Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!
Складываем стаканчики
Для этой игры требуются всего лишь одноразовые пластиковые стаканчики. Задача — вкладывать стаканчики один в другой, чем больше, тем лучше. Сначала малышу нужно показать, как это делается, — вложить один стаканчик в другой, медленно повторить несколько раз. Дать ребенку два стаканчика, поманипулировать его ручками, вкладывая стаканчик в стаканчик.
Если стаканчики разноцветные, то игру можно усложнять по мере роста ребенка. Сначала стаканчики просто вкладываются друг в друга, затем — в определенной последовательности в зависимости от цвета.
— Берем стаканчик, один стаканчик, один синий стаканчик (постоянно нужно комментировать действия, полностью описывая каждый предмет, участвующий в игре; описание идет от простого к сложному: сначала сам предмет, затем количество, затем свойства предмета).
— Берем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик. Вкладываем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик в другой стаканчик, в синий стаканчик…
«Насекомые»
Прилетела к нам вчераМашут ладошками
Полосатая пчела. На каждое название насекомого,
А за нею шмель-шмелекЗагибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, Подносят к глазам.
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
Осы
Осы любят сладкое, Сжать кулачок,
К сладкому летят, Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
И укусят осы,
Если захотят. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт, Всеми пальцами правой и левой руки шагать по столу одновременно.
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они, Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.
Юбочки с точками чёрненькими. Постучать указательными пальцами по столу.
Паучок
Пау – пау – паучок, Образовать пальцами рамку «паутина»
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт, Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотылька. Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.
Собираем вишни
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений.
Один пальчик вишню поднимает (одна ладонь раскрыта, большой палец второй руки «подхватывает вишню» с раскрытой ладони — движение подобно щелчку одним пальцем, «чиркающее» движение по ладони),Второй пальчик вишню катает (указательный палец делает круговые движения по раскрытой ладони — «катает вишню»),Третий пальчик вишню вытирает (средний палец двигается по раскрытой ладони вперед-назад — «вытирает вишню»),Четвертый пальчик вишню отдает (безымянный палец постукивает по мизинцу),А пятый пальчик вишню съедает! (Мизинец трется о раскрытую ладонь — «съедает вишню».)
Игра повторяется со сменой рук.