Непослушные дети. 5 полезных советов по воспитанию ребенка

Может ли крик быть нормой?

— Понятие нормы в данном случае — это усредненное понятие. Как описать норму взаимоотношений в семье? Если для конкретных людей, живущих в социуме, эти взаимоотношения  не являются болезненными, травмирующими, то мы не вправе называть это антинормой.

Если у ребенка атмосфера в семье достаточно спокойная и ровная, то крики чужого человека он воспримет болезненно.

Даже крики посторонних людей на улице. Если дома приняты эмоциональные и достаточно резкие взаимоотношения друг с другом, то есть муж, жена, бабушки, дедушки бранятся, ругаются, и это является частью семейных отношений, то есть в этой ячейке общества это норма, тогда ребенок не будет травмирован тем, что на него кричит воспитатель.

Голос является для человека инструментом, и нужно понимать, какие последствия использования этого инструмента в данной конкретной ситуации могут быть для данного человека (ребенка).

Большое количество предъявляемых требований

Ребенок растет, развивается, учится, все это происходит путем проб и ошибок. Он шумит, прыгает, бегает — это нормально. Вы вспомните себя в детском возрасте. Если его загонять в жесткие рамки, засыпать его бесконечными запретами, то в нем проснется бунтарь. Все категоричные запреты должны сводиться к минимуму, ограничивая только опасные для его жизни, жизни окружающих действия. Если же вам просто надоели шумные игры, то вместо категоричного «нельзя!» предложите малышу альтернативу, порисуйте с ним, полепите из пластилина, сделайте подделку в преддверии какого-нибудь праздника. Благодаря этому вы не только избежите конфликта, но сблизитесь с ним еще больше.

Внутрисемейные конфликты

Когда в семье царит напряженная обстановка из-за конфликтов родителей, воспитание детей уходит на второй план

На него обращают внимание лишь в те моменты, когда требуется наказать за плохое поведение. Если такая ситуация происходит повторяется, то у детей выстраивается ассоциативный ряд: плохое поведение – внимание родителей

Хуже дела обстоят, когда родители принимают решение расторгнуть брак. Ребенку приходится разрываться между любимыми папой и мамой, а это тяжело для маленького человека. Тогда он начинает искать способы, чтобы как раньше проводить время сразу с двумя родителями. Как правило, людей после развода объединяют трудности в воспитании общих детей, их болезни. Дети будут специально создавать неблагоприятные ситуации, которые даже могут угрожать их здоровью. Поэтому во время бракоразводного процесса не забывайте о детках, уделяйте им максимум внимания. Если почувствуете, что теряете контроль над ситуацией, не пренебрегайте помощью специалистов.

«Вот мы с ним отлично ладим!»

Подобную эмоциональную реакцию ребенка родителям обычно сложно принять. Типичная внутренняя логика: это я — плохая мать. Еще и бабушка может подлить масла в огонь: «Вот мы с ним отлично ладим, а при тебе он сразу начинает капризничать». Но если родители перестанут думать, что такое поведение ребенка обращено на них и что именно они виноваты в том, что произошло, перед ними откроется огромный арсенал возможностей и реакций.

«Просто сразу становится очень холодно». Что чувствуют дети, когда на них кричат родители

В некоторых случаях нужно просто пропустить эту эмоциональную волну. Если немного подождать и не опасно отстраниться — не стать холодными, а внутренне отойти на пару шагов, — то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он сможет выйти сам, но даже если и застрянет там, ему можно помочь словами: «Я так по тебе соскучилась! Вижу, и ты по мне тоже очень скучал».

Бывает, что контраст между бабушкой и мамой слишком большой. Тогда провокативные реакции у ребенка могут быть очень сильными. В таких случаях его желательно моментально передавать с рук на руки, в буквальном смысле. Если мама с бабушкой сядут пить чай или будут долго обсуждать новости, ребенок не успокоится. Лучше — «дверь в дверь»: один пришел, другой вышел.

Иногда нужно смириться, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым.

Почему он так себя ведет?

Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.

Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).

«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям

Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.

Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.

Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.

У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.

Основные правила воспитания

Существуют много причин, почему дети не слушаются. Но есть единые правила, которые применимы ко всем детям, вне зависимости от сложности характера.

  1. Никогда не унижайте своего ребенка. Фразами типа: «У тебя мозги есть? Ты почему такой глупый?» вы разрушаете самосознание малыша.
  2. Не нужно угрожать. Дети должны уважать вас и считаться с вашим мнением, а не бояться вас. Страх порождает ненависть, не стоит об этом забывать.
  3. Не требуйте обещаний. Это взрослые привыкли жить будущим, а дети живут настоящим, и все ваши «вымученные» обещания могут выработать у малыша «комплекс вины», который проявится с возрастом. 
  4. Не стоит излишне опекать. Это делает его беспомощным и формирует в его сознании ощущение собственной никчемности. А это в более зрелом возрасте не будет ему плюсом.
  5. Не требуйте сиюминутного повиновения. Вы должны понимать, что ваш малыш – личность, а безоговорочное повиновение свойственно лишь марионеткам.
  6. Не идите на поводу у детей и будьте последовательны в своих высказываниях и требованиях. Вседозволенность препятствует формированию личности, способной приспосабливаться к жизни и новым условиям. Ведь в большом мире вряд ли кто-то будет исполнять все их прихоти.
  7. Не требуйте слишком многого. К каждому возрасту должны быть свои требования.
  8. Не нагружайте моралями — во всем должна быть мера. Излишние: «Так делают только плохие детки» занижают самооценку малыша.
  9. Не пытайтесь подчинить себе малыша – у каждого есть право на детство. Дисциплина, распорядок – это все хорошо, но детство проходит и его не вернуть.

Как минимизировать последствия?

— Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых. 

Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.

Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.

Причины непослушания и упрямства у ребенка

В некоторых случаях «нормальное» непослушание, капризы и упрямство могут перерасти в негативные черты характера и основной способ взаимодействия с людьми.

Есть несколько причин, по которым упрямство и капризность  становятся уже поведенческой проблемой.

Стремление родителей полностью контролировать ребенка, не оставляя ему права выбора и возможности иметь собственное мнение. Такие отношения влияют на жизнь ребенка в будущем. Как правило, эти дети довольно недоверчивы. Их опыт отношений в семье во многом основывается на противостоянии сил, а не на поддержке и любви. В будущем такой ребенок либо учится манипулировать, либо становится довольно жестким диктатором в своей собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям со стороны. Подавление инициативы ребенка в подростковом возрасте может перейти в глубокий  внутренний кризис.
Еще одним фактором возникновения капризов и упрямства являются различные изменения в жизни ребенка: режим дня, место жительства, новые люди, большое количество впечатлений. При возвращению к окружению и режиму, поведение налаживается.

Усталость, голод, отсутствие сна делают ребенка очень чувствительным, капризным и упрямым

Ему сложно соответствовать требованиям родителей, если его физические потребности не удовлетворены. 

Большое количество запретов, особенно немотивированных, провоцирует упрямство без объяснения причин.

Вседозволенность, вызванная недостаточным вниманием родителей, провоцирует упрямство, как способ привлечения внимания.

Отсутствие последовательности в воспитании заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно. Когда действия родителей последовательны и согласуются, ребенок понимает, чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны.

Советы психолога

Непослушные дети – люди с собственным мнением , взглядами на жизнь. При воспитании задача родителей – сохранить внутренний стержень.  Стоит прислушаться к советам психологов:

Соответствие наказаний и похвал. Наказывать детей все могут, а похвалить многие забывают. Если воспитание строится исключительно из наказаний, чадо уйдет в протест, будет замкнут. Необходимо хвалить и благодарить детей за хорошие поступки, за оказанную помощь.
Следите за своей речью, интонацией. При разговоре на повышенных тонах ребёнок ставит блок и перестает вас слышать и призывать к послушанию бесполезно. Даже когда вы его наказываете, старайтесь не кричать

Спокойным тоном объясните, что был совершен плохой поступок, который вас очень сильно расстроил, огорчил или обидел. 
В ситуации, когда чадо занято своими делами и не реагирует на вас, надо правильно переключить его внимание. Для этого можно заговорить шепотом, дать окраску произносимым словам мимикой и жестами.
Избегайте дублирования просьб

Когда одна и та же фраза, просьба прекратить плохо себя вести, повторяется, малыш не считает нужным послушаться вас с первого раза. Многократным повторением вы делаете отсрочку для наказания, либо вообще его избегаете. Научить ребенка слушаться с первого раза поможет схема: 1 предупреждение, 1 наказание, в случае если предупреждение не возымело должного эффекта.
Не поддерживайте истерики. Дайте чаду успокоиться и повторите просьбу. Если вы будете перекрикивать, то не будете услышаны. Вы понапрасну потратите свои нервы.
Будьте последовательны в словах и действиях, чтобы ребенок слушался.
Уделяйте внимания интересам детей, играйте, рисуйте, занимайтесь вместе спортом, просите их помочь по дому.

Запомните истину – нет плохих непослушных детей, есть неправильный подход в воспитании. Воспитывайте, совершенствуйте себя ежедневно, потому что они будут брать пример с вас. Слушайте и слышьте ребятишек, тогда взаимоотношения будут гармоничными, а вопрос, что делать если ребенок не слушается отпадет сам собой.

Какие последствия для ребенка, в семье которого, в основном, спокойные и ровные взаимоотношения, могут повлечь за собой крики воспитателя?

— Для детей это может иметь серьёзные последствия. В худшем случае у малыша формируется мнение, что мир жесток, что его не любит близкое окружение, в частности воспитатель, который на него кричал. И из такого ребенка, скорее всего, вырастет человек с заниженной самооценкой, который будет постоянно чувствовать себя жертвой.

Кроме того, у малыша, на которого кричат, могут быть трудности в поведении, например, проявление агрессии: он может позволить себе кричать на других (детей, воспитателей, родителей), жестоко обращаться с игрушками (бить, кричать). Представьте, если ребенок приходит в школу, секцию, кружок и начинает орать на других детей. Будут ли у него друзья? Нет.

Отсюда — в недалеком будущем проблемы с коммуникацией. Родителей в первую очередь должны насторожить изменения в поведении своего чада, если он подавлен и стал закрываться в себе, тогда нужно помочь ему справиться с последствиями того, что на него накричали. 

С каждым человеком — особые отношения

Надо понимать, что с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, «выделенная линия общения».

Своя «выделенная линия общения» у ребенка должна быть с тетей, бабушкой, с няней. Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, командует и даже манипулирует ею, то он ведет себя так потому, что для бабушки это нормально, она это разрешает. У них развивается своя, вполне гармоничная история. Это особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой и развиваются по другим законам. В них ребенок другой. Ведь и взрослый человек в отношениях с каждым из своих близких проявляется по-разному.

Если родители в разводе, то с папой (если с ребенком осталась женщина) у малыша тоже сложатся свои особые отношения. Тут, конечно, все сложнее, не так спокойно и безопасно: маме будет непросто смириться с тем, что существует такая «выделенная линия».

Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях она не сомневается, вполне разумно позволить отдельный формат. «Выделенная линия» общения позже может сложиться с учителем, тренером. А потом ребенок также сформирует свою историю общения с друзьями.

Такие отношения не вызовут сложностей, если со стороны мамы не будет непонимания, ревности, диктата. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими на своей «выделенной линии», это всем пойдет только на пользу.

Непослушный ребенок. Что делать?

 Помните, что упрямство, капризы и непослушание – это нормальные поведенческие реакции, с помощью которых ребенок заявляет о своих интересах и желаниях. Родителям необходимо запастись терпением и внимательно отнестись к интересам ребенка.
Основная задача родителей —  четкое соблюдение  границ

Важно, чтобы эти границы предоставляли пространство для инициативы самого ребенка. Большая часть упрямства и капризов вызвана отсутствием выбора, поэтому вы можете предоставить его в определенных пределах. Дайте ему выбрать из того, с чем вы можете согласиться. Возможность доступного выбора формирует партнерские отношения и развивает у ребенка инициативу.
Если капризы, непослушание, упрямство становятся более частыми или длительными, то скорее всего  ребенок просто не знает, как изменить ситуацию, ему нужна ваша помощь и поддержка

Но он может просить об этой помощи только таким образом, у него пока нет возможности понять что с ним происходит и выразить это словами. Ваша задача – выслушать его и подумать о том, с какими желаниями и переживаниями ему так трудно справляться.
Проанализируйте свое собственное поведение и частоту отказов, дети копируют поведение взрослых. Если ребенок часто слышит отказ, то вскоре и вы начнете слышать отказы.  
И, прежде чем сражаться с непослушанием, капризами и упрямством, исключите реальные факторы. Может быть, он не упрямиться писать, а просто левша; или это не восстание против ужина, а просто его недавно кормила бабушка.
Если Вы считаете поведение проблемным, обратитесь за консультацией к специалисту — детскому психологу.
На нашем сайте вы можете пройти бесплатный онлайн тест «Оценка поведения ребенка», по результатам которого вы можете определить, является ли поведение ребенка проблемным. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: