Сладкие кристаллы
Что понадобится: 2 ст. воды, 5 ст. сахара, деревянные палочки, прозрачные банки или стаканы, плотная бумага, пищевой краситель.
Какой ребенок не любит сладостей? А уж
если конфеты вы сделали сами, то гордости малыша не будет предела. Он
обязательно захочет рассказать всем друзьям об этом эксперименте и поделиться с
ними оригинальными леденцами.
Итак, волшебство начинается! Сначала
нужно приготовить сахарный сироп, смешав 0,25 стакана воды с 2 ч. л. сахара.
Затем насыпьте немного сахара на плотную бумагу. Возьмите с малышом по
деревянной палочке и смочите их в сиропе. Теперь обмокните их в сахар так,
чтобы кристаллики облепили палочку со всех сторон. Сделайте несколько заготовок
и оставьте их до утра подсохнуть.
На следующий день нужно развести в 2
стаканах воды 5 стаканов сахара. Лучше, чтобы вода была теплой. Разлейте сироп
в 5 прозрачных емкостей и подождите около 15 минут. Если вы забыли о баночках с
подготовленной жидкостью, придется готовить сироп заново. В противном случае
кристаллы не образуются.
Теперь дайте ребенку пакетик с красителем и попросите его высыпать содержимое в банку (только немного). Выберите любимые цвета малыша. Пусть все емкости будут разноцветными и яркими. Когда жидкость приобретет равномерную окраску, подготовленные накануне палочки окуните в каждую емкость.
Важно, чтобы палочки не соприкасались
со стенками. Закрепите их при помощи прищепок
Наблюдайте, как постепенно
растут кристаллы на ваших заготовках. Это настоящее волшебство! Уж поверьте,
ребенок не будет отходить от поставленных вами разноцветных баночек.
Когда конфеты будут готовы, доставайте
их из емкости. Объяснить ребенку этот эксперимент просто. Когда вода оседает на
дно емкости, сахар начинает накапливаться на стенках стакана и на палочках. Так
растут разноцветные чудо-кристаллы.
Требования к постановке опытов дома
Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:
- Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
- Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
- Использование ядовитых веществ запрещено.
- Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
- Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.
Ледяные самоцветы
Вам понадобится:
- формы для льда или небольшая посуда
- поднос
- соль
- разноцветные краски или пищевые красители
- пипетки (можно использовать чайную ложку)
Для выполнения такого красивого опыта с детьми, необходимо заранее наморозить льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания.
Когда лед готов, приготовьте несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложите ваши ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска.
Выращиваем кристаллы
Нужны: Соль, вода, проволока.
Опыт: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.
Объяснение: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.
Занимательные опыты по физике
Эти опыты, несмотря на всю свою простоту, помогут понять основные принципы и законы физики.
“Огнеупорный” шарик
Возьмите 2 воздушных шарика, свечу и спички. Надуйте и завяжите один из шаров, а во второй перед надуванием налейте чуть-чуть воды. Теперь зажигаем свечу и подносим к её пламени пустой шар. Бах! Он сразу лопнул. А что будет, если “подогреть” над огнём шарик, в котором есть вода? Ничего не случится, он просто потемнеет. Дело в том, что теплопроводность воды во много раз превышает теплопроводность воздуха, и пока жидкость внутри шарика не испарится полностью, он останется целым!
Бегемот и птичка
Возьмите два любых предмета разного веса (игрушки, фигурки). У нас это фарфоровый бегемот и деревянная птичка. Затем посадите их на противоположные концы линейки, а линейку положить серединой на круглый карандаш. Кто перевесил импровизированную качель? Конечно, бегемот, он же тяжелее! А теперь попробуем постепенно сдвигать карандаш ближе к бегемоту. Незаметно фигурки уравновесятся. А что, если сместить карандаш вплотную к тяжёлой фигурке? Удивительно, но лёгкая птичка перевесит гиппопотама! Это происходит благодаря точке опоры, в качестве которой здесь выступает место соприкосновения линейки и карандаша.
Электрический кот
Оказывается, электрические способности есть даже у котов! Для постановки этого простейшего опыта нам опять пригодится воздушный шарик, а ещё добродушно настроенный и смирный кот. Ах, да… Опыт желательно проводить зимой, в хорошо протопленном помещении, а шубка у кота должна быть абсолютно чистая и сухая.
Быстро надуйте шарик и осторожно погладьте им кошачью спинку от головы к хвосту. Вы увидите, как шерсть поднимется и будет притягиваться к шарику, а, может быть, даже услышите лёгкий треск
Это объясняется тем, что при трении определённых материалов возникает статическое электричество. Кошачий мех — это очень хороший проводником для электричества! А ещё его хорошо проводят сухие волосы, синтетическая одежда, резина и нейлон.
Всегда ли жизненный опыт является благом
Существуют люди, которые спустя какое-то время могут с уверенностью сказать, что они не хотели бы ничего менять и готовы прожить все свои моменты в жизни точно так же, не внося никаких корректив. Но таких счастливчиков не так уж и много. Некоторые вспоминают события минувших лет и очень жалеют, что не поступили иначе в какие-то моменты.
Что на это влияет? Разный жизненный путь? Возможно ли прожить, не совершив ни одной ошибки и ни о чем не жалея?
В целом жизненный опыт можно отнести скорее к положительным моментам. Существует множество крылатых выражений, связанных с этим. Например: «Лишь ваш личный жизненный опыт всегда остается с вами» или «Урок, извлеченный из собственного жизненного опыта, запоминается гораздо лучше, да он обычно вообще никогда не забывается. Вы перестаёте делать глупые ошибки и увеличиваете вероятность принятия правильных решений, становясь богаче, удачливее и счастливее», или «Опыт— самое ценное, что есть у каждого из нас в жизни».
За всю жизнь человек совершает далеко не одну ошибку – некоторые имеют очень печальные последствия. Порой такие промахи заставляют человека бояться повтора ситуации. Но стоит подумать, а надо ли? Боязнь обжечься еще раз в семейных отношениях (например, при неудачном браке) оставляет людей одинокими; страх осуждения окружающими порой не позволяет осуществить самую заветную мечту. И таких примеров можно привести множество.
Не всегда приобретенный через ошибки жизненный опыт помогает в дальнейшем. В некоторых ситуациях нам проще действовать как бы по привычке, а не продумывать новые ходы. Именно такое мышление и загоняет нас в тупик, мешает познавать что-то неизведанное и добиваться успеха.
Иногда привычные вещи могут раскрыться совсем с другой стороны, если не бояться рисковать. Например, вы стесняетесь петь, хотя у вас прекрасные вокальные данные – а вдруг вы упускаете свое истинное предназначение стать великой певицей; или вы избегаете коллегу, который периодически наблюдает за вами – а вдруг он тайно влюблен в вас и просто не знает, как лучше подойти, хотя он и есть тот самый принц, о котором вы мечтали. Подобных примеров очень много.
Как в жизни могут произойти изменения, если вы ничего не делаете и не стремитесь что-то изменить, а просто ждете? Нельзя жить прошлым неудачным опытом. Иногда гораздо проще оставить все сомнения позади и двигаться вперед на встречу чему-то новому.
Как пример такой боязни перемен можно привести историю слоненка, которого еще маленьким привязали к столбу цепью. Конечно, малышу не под силу порвать привязь. Но слон вырос и, казалось бы, набрался сил, но он не рвет цепь просто потому, что привык и не знает другой жизни.
Так же и человек боится выйти из зоны комфорта и рискнуть, попробовать что-то новое. Он зацикливается на том, что ничего не получится, и замыкается в себе.
Для детишек возрастом 5-7 лет
RANOK CREATIVE Занимательные опыты для начинающих
С помощью данного набора можно проводить эксперименты по некоторым научным тематикам. Детям нравится ставить опыты и получать конечный результат. Им интересен весь процесс, где они добывают определенные знания. Набор поможет вникнуть в причины образования стихий и понять природу их происхождения. В него входят разнообразные предметы и вещества, необходимые для постановки химических реакций.
Препараты, входящие в комплект, экологически безопасны. Для проведения опытов производители кладут в набор крахмал, воздушные шарики, соду, пищевые красители, фасоль, пластилин и чашку Петри. Дети могут смело пользоваться препаратами. Они не вызовут аллергии и других негативных последствий. Дошкольники смогут проделать эксперименты по химическим и физическим явлениям. Также имеются вещества для проведения опытов, связанных с воздушными потоками и природными явлениями.
Инструкция написана простым языком. В ней присутствует множество красочных иллюстраций. Если малыш не умеет читать, можно все сделать по рисункам.
Родителям нравится эта полезная и развивающая детей игра. Ребенок активно втягивается в процесс. Его начинают интересовать азы физических и химических явлений. В интернете можно найти массу положительных отзывов о наборе. Поэтому к производителям нареканий нет.
RANOK CREATIVE Занимательные опыты для начинающих
Достоинства:
- все препараты экологически чисты;
- инструкция грамотно составлена (много красивых иллюстраций);
- можно проделывать большое количество опытов;
- в комплект входят только высококачественные компоненты;
- игра затягивает не только детей, но и взрослых.
Недостатки:
отрицательные моменты не выявлены.
BONDIBON Солнечная система
Данный набор понравится тем, кому интересно знать об устройстве солнечной системы и тайнах космических просторов. В комплекте имеется множество вещей, которые помогут ответить на вопросы. К игрушке прилагается специальная брошюра с красочными изображениями. Из нее можно многое узнать об устройстве мироздания. В инструкции все подробно изложено. Поэтому провести интересные опыты не составит труда.
Производители включили в набор многоразовую клейкую ленту, двусторонний скотч, бруски из дерева, светящиеся наклейки, ложечку для перемешивания, полистироловые шарики и форму, которая используется в изготовлении кратера. Сначала собирается телескоп. Он состоит из прочного картона. В него монтируется окуляр. Игра развивает моторику и усидчивость ребенка. Перед экспериментами необходимо все хорошо подготовить.
По отзывам родителей, дети с энтузиазмом начинают собирать элементы игры. После первых экспериментов они с большим любопытством спрашивают о различных аспектах астрономии. Игра помогает раскрыть творческие способности ребенка, ведь сконструированные космические объекты нужно красиво раскрасить.
BONDIBON Солнечная система
Достоинства:
- все элементы легко собираются ребенком;
- проводимые опыты очень увлекательны и полезны;
- безопасность;
- к игре прилагается красивая книжка с яркими иллюстрациями;
- хорошая комплектация.
Недостатки:
не обнаружены.
TOY Экспериментариум
Этой игре специалисты отдали 3-е место. В ней собрано около 60 самых интересных экспериментов. В проводимых опытах будут затронуты темы вулканологии, ботаники, кристаллографии, аэродинамики. Здесь имеются разборные макеты вулкана и пропеллера, воздушные шарики, ингредиенты для экспериментов и много других предметов. Все компоненты обладают необходимыми критериями безопасности.
В комплекте с игрой идет DVD-диск. На нем можно посмотреть специфику всех опытов, а также последовательность проведения всех этапов подготовки. Ребенок получит ответы на многие вопросы в доступном формате. Все изложено на простом и понятном языке. Детям очень интересно пользоваться брошюркой с яркими иллюстрациями, откуда можно почерпнуть много знаний.
Игра прослужит долгий срок, поскольку она включает в себя большое количество экспериментов. Она не надоест ребенку, в ее комплект входит внушительное число разнообразных предметов и компонентов. Опыты помогут ребенку развить стремление к достижению целей, увеличить любопытство к наукам. Отмечено, что игра прививает малышу порядок и аккуратность. Это связано с необходимостью уборки помещения после проведения экспериментов.
TOY Экспериментариум
Достоинства:
- обучающие опыты для детей этого возраста;
- большое количество сфер и направлений;
- эксперименты увлекают как мальчиков, так и девочек;
- все составляющие сделаны из высококачественных компонентов;
- инструкция написана простым и понятным языком.
Недостатки:
отрицательных моментов нет.
Популярные вопросы
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать?
Любые опыты с химическими реактивами, огнем должны проводиться под руководством взрослых. При необходимости следует одевать защитные перчатки, маски и другие приспособления.
С какого возраста можно экспериментировать?
Начинать участвовать в экспериментах ребенок может с того возраста, когда он уже начинает понимать и слушаться родителей
Опыты, которые могут быть опасными (с огнем, химикатами), лучше проводить со зрелым ребенком школьного возраста (с 8-10 лет).
Дети очень любят необычные вещи – опыты, фокусы, эксперименты. При этом родители могут не только удивить юного испытателя, но и научить его полезному, а также полюбить такие науки как физика и химия.
Малахитовое яйцо
Что понадобится: литровая стеклянная банка, яйцо, пластилин, сухой медный купорос, вода, перчатки.
Этот опыт посложнее, поэтому он
подойдет для детей 5-10 лет. Сначала нужно убрать из скорлупы белок и желток,
сделав с противоположных сторон 2 дырочки. Содержимое выдуйте из скорлупы.
Внутрь можно положить немного пластилина. Он создает балласт, не участвуя в
химической реакции.
В банку нужно налить 0,5 л теплой воды.
Затем в жидкость добавьте столовую ложку медного купороса, размешав его до
полного растворения. Теперь нужно надеть перчатки и опустить яйцо в воду. Благодаря
балласту из пластилина оно опустится на дно или будет погружено полностью в
раствор. Если яйцо плавает у поверхности, нужно добавить пластилина внутрь
скорлупы.
Теперь можно наблюдать за реакцией.
Этот опыт учит терпению, потому что результаты придется ждать около месяца. Но
он того стоит!
Сейчас можно следить за реакцией. Сначала скорлупа покроется мелкими пузырьками. Спустя неделю яйцо приобретет зелено-синий оттенок. Через месяц у вас в банке будет малахитовое яйцо.
Почему так произошло? Дело в том, что скорлупа – это карбонат кальция. Он вступает в реакцию с медным купоросом. В результате получается малахит – основной карбонат меди. А пузырьки, которые вы видели в начале опыта – углекислый газ, который тоже выделяется в ходе реакции.
Смешиваем разные цвета
Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.
Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте
Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные цветовые миксы:
А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.
Разноцветные цветы
Такие эксперименты для детей в домашних условиях покажут ребенку, как движется вода в тканях растения.
Для опыта нужно взять три цветка, имеющих белые лепестки.
Для каждого из них следует приготовить сосуд с водой.
Растворить в сосудах пищевые красители – в каждом разного цвета.
Один цветок до поры до времени откладывается в сторону.
Остальным цветам поочередно острым ножом (!) наискосок – под углом 45о – обрезаются стебли. Делается это в теплой воде.
Зажмите пальцами срез и как можно быстрее переместите цветы в подготовленные для них сосуды с красителями. Как можно быстрее – чтобы предотвратить образование в микропорах стебельков воздушных пробок, которые будут препятствовать свободному движению воды по стеблю.
Стебель отложенного цветка тоже надо разрезать надвое, начиная от центра. Все остальное проделать точно так же, как и с предыдущими цветами. Только поместить разделенные части его стебля надо в разные сосуды, в которых растворены красители разных цветов – скажем, красный и синий.
Через сутки можно полюбоваться полученным результатом: окрашенная вода, поднявшись по цветочным стеблям вверх, окрасит белые лепестки в разные цвета. Путь воды можно проследить, разъединив стебли и обследовав их
Особое внимание обратите на третий цветок – он должен получиться двухцветным.
Все эти и подобные им эксперименты хороши тем, что пробуждают интерес детей к разным наукам, при этом не требуя больших расходов, обходясь подручными средствами, и без длительной подготовки.
14. Опыт с окрашиванием пекинской капусты
Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.
Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным.
Очень важное замечание! Капуста не будет окрашиваться, если для цвета добавить в стакан гуашь, акварель и даже тот сухой краситель в таблетках, который используется для окрашивания яиц на Пасху! Подойдут только кондитерские пищевые красители, лучше всего жидкие. Мы все это перепробовали, и эксперимент получился у нас только с натуральными жидкими красителями, вроде вот таких
Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе
Вывод эксперимента. Вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения и передавая ему все качества жидкости.
На этом все, спасибо за внимание! Еще больше интересных игр для дошкольников можно найти здесь. Чтобы не пропустить наши новые статьи, присоединяйтесь к нам в Инстаграм, , !. Вам также будет интересно:
Вам также будет интересно:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Эксперименты с огнем для детей постарше
Играть с огнем очень опасно. Но детей всегда интересует эта стихия. Чтобы удовлетворить их любопытство можно показать старшим детям несколько фокусов с огнем.
-
Горящие купюры. Суть фокуса – денежная купюра возгорается, потом гаснет, но при этом остается невредимой. Для него понадобится:
- денежная купюра;
- этиловый спирт;
- вода;
- спички;
- пинцет.
Сначала нужно смешать воду и спирт в пропорции 4:6. Далее купюру берут пинцетом и опускают в раствор на пару минут. Потом ее вынимают и поджигают. Купюра начинает быстро гореть, но потом резко тухнет. Это происходит потому, что спирт сгорает, а вода не дает загораться бумаге.
-
Огненное облако в бутылке. Для создания необычного зрелища потребуются такие материалы:
- зимняя стеклоомывающая жидкость для автомобилей;
- спирт;
- 2 бутылки;
- спички.
Опыт лучше проводить в темноте. В первую бутылку наливают немного спирта, во вторую – незамерзающую жидкость и взболтать их, чтобы они растеклись по стенкам. После к горлышку подносят горящую спичку и наблюдают.
Опыты с бумагой
Режущие свойства
Бумага — настолько привычный для детей материал, что, кажется, удивить уже нечем, они о ней всё знают! Но так ли это? Домашние опыты с самой обыкновенной бумагой расширят представление ребёнка о её свойствах.
Расскажите малышу о режущих способностях этого материала. Для этого подготовьте несколько видов бумаги: обычную писчую (альбомный лист), картон, салфетку, газетный лист. А ещё нам понадобится кусочек пластилина. Попросите ребёнка скатать из пластилина колбаску. Затем пусть он попробует каждым из видов бумаги сделать на этой колбаске надрез. Твёрдый картон режет хорошо, а вот салфеткой вообще ничего не получится. С помощью этого простого опыта малыш научится различать плотность бумаги.
Бумажный мост
Возьмём две жестяные банки из-под консервов или два стакана, бумажный лист и какой-нибудь небольшой предмет, который можно установить на “мост”. Сделаем из банок или стаканов опоры, сверху разместим бумагу и расположим на ней фигурку или игрушку. Что будет? Правильно, все упадёт. А сейчас сложим лист гармошкой и попробуем ещё раз поставить предмет на мост. Теперь он выдерживает вес игрушки! Почему? Согнув бумагу гармошкой, мы сформировали так называемые ребра жёсткости, которые обеспечили прочность всей конструкции.
В большинстве школьных программ физику и химию начинают изучать с седьмого класса, реже — с пятого. Но познакомить с их основами можно не только школьников, но и дошколят. Несложные и увлекательные детские опыты в домашних условиях — лёгкий способ заинтересовать ребенка естественными науками. Научные опыты — дело увлекательное как для детей, так и для родителей. А ещё это отличная возможность провести время всей семьей весело и с пользой. Незабываемых вам открытий!
Айкьюша и команда
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Цветное молоко
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
7. Несгораемая купюра
Нужны: Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (½ часть спирта на ½ часть воды).
Опыт: В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.
Объяснение: В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.
Опыт с йодом
Нам не обойтись без следующих ингредиентов:
● 5% спиртовой раствор йода;
● 3% перекись водорода;
● витамин С 1000 мг;
● крахмал;
● несколько любых стеклянных сосудов с широким горлышком.
Сначала разотрите аскорбинку в порошок и хорошенько растворите его в трёх ст.л. теплой воды. Это будет наша первая смесь. Затем 1 ч.л. получившейся жидкости перелейте в сосуд, добавив 1 ч.л. спиртового раствора йода и 3 ст.л. теплой воды. Йод обесцветится. Это будет смесь номер два. В отдельной емкости соедините 1 ст.л. перекиси водорода и пол чайной ложки крахмала. Потом снова долейте 3 ст.л. воды, так получим третий раствор. Для финального результата второй раствор перельём в сосуд с третьим, затем назад, и так несколько раз. Мы увидим, как прозрачная жидкость приобретает тёмно-синий цвет!
Йод обесцвечивается аскорбиновой кислотой. Крахмал, взаимодействуя с йодом, становится синим. Смешивая второй и третий раствор, мы одновременно приводим в действие обе химические реакции. Так очень быстро крахмал одерживает победу, и раствор синеет.
Опыт 2. «Водомерка может, и я смогу»
Есть такие насекомые, которые передвигаются по поверхности воды — не плывут, а именно ходят, бегают и ползают по ее поверхности и не тонут. Например, водомерка — маленький клоп.
Ну так вот: нам интересно, почему они не тонут. Можно предположить, что дело в плотности тела, но никто специально не узнавал их плотность. А если вместо водомерки взять, допустим, лед (его плотность меньше воды, и он действительно не тонет), то он все-таки плавает, частично погруженный в воду. Нам такое не подходит, поэтому разбираемся сами.
Что делать. Возьмем стакан с водой и бросим в него металлическую скрепку или монетку. Она обязательно утонет — металлическая же.
А теперь возьмем еще одну скрепку и положим ее на лист бумаги или салфетки. Теперь эту бумажку аккуратно кладем на поверхность воды. Какое-то время бумага продержится, а затем намокнет и утонет. Но не скрепка — она останется плавать на поверхности.
Почему так. Внимательно понаблюдайте за скрепкой — вокруг нее вода как бы прогибается. Это все еще наши невидимые «футболисты-защитники» в виде молекул, которые притягиваются друг ко другу, чтобы удержать эластичную оболочку поверх воды.
Скрепка немного продавливает и растягивает эту оболочку, но не тонет, как в первом случае без бумаги. Это происходит потому, что с бумагой мы опустили ее в воду медленно — вот и скрепка опускается на воду тоже медленно и ровно, нигде не продавливая воду ни сильнее, ни слабее.
Поверхностному натяжению это все же не нравится — молекулы воды все еще хотят сохранить оболочку и кидают все силы на эту задачу. Вместо того чтобы сдаться, разорвать оболочку и утопить монетку, сила поверхностного натяжения направляется вверх и уравновешивает вес монетки — вот она и не тонет. С водомеркой та же история.
Добивка опыта. Если мы будем менять поверхностное натяжение, монетка будет двигаться. Просто ткнем пальцем рядом, и она утонет. Но это скучно. Лучше возьмем ватную палочку, сильно смочим ее в мыльном растворе (он увеличивает поверхностное натяжение воды) и уже ей коснемся воды рядом с монеткой — тогда она будет отодвигаться от палочки.
Интересные эксперименты с водой
Вода – универсальное средство, при помощи которого можно создавать многие фокусы и удивлять маленьких исследователей. Дополнительно могут потребоваться материалы, присутствующие в каждом доме – бинт, сахар, масло.
Перевернутый стакан
Физика – очень интересная наука. С ее помощью можно показать необычные и удивительные свойства обычной питьевой воды. Например, можно доказать, что вода из емкости не прольется, если прикрыть ее горлышко обычной бумагой. Для этого понадобится стакан, вода и кусок плотной бумаги. Наливаем жидкость в стакан, прикрываем его небольшим куском бумаги и переворачиваем.
Вода не проливается, поскольку бумага прилипла к стакану и не выпускает жидкость.
Фокус с бинтом
Если прикрыть стакан бинтом и перевернуть его, то жидкость будет проливаться. Но можно сделать так, что бинт не будет пропускать воду наружу, не используя при этом дополнительных приемов. Для этого достаточно обернуть стакан или бокал куском бинта полностью.
Так создается пленка поверхностного натяжения, которая из-за небольшого размера отверстий в бинте не рвется под тяжестью жидкости.
Водолазный колокол
Как сделать так, чтобы бумага, помещенная в стакан, который опускают в воду, не промокла? Кажется невозможным. Но это не так. Следует создать водолазный колокол. Для этого в стакан помещают свернутый листок бумаги, чтобы он плотно прилегал к его стенкам. После стакан переворачивают и так опускают его на дно большой емкости с водой.
Вода не сможет пробраться в стакан, поскольку там находится воздух, поэтому бумага останется сухой.
Вода и лед
Вода может находиться в 3 состояниях – жидком, твердом (лед) и парообразном. Чтобы показать детям разные свойства жидкого и твердого состояния воды, можно показать им простой фокус. Для этого нужно заморозить несколько кубиков льда и бросить их в емкость с водой.
Лед не утонет, поскольку он легче воды.
Вода + масло
Постное или растительное масло значительно легче воды. Чтобы это показать и одновременно удивить малыша, можно проделать опыт. Для него потребуются:
- жидкость;
- сахар;
- масло;
- краситель.
Сначала готовят сахарный сироп и выливают его на дно стакана. Далее краситель растворяют в теплой воде и также аккуратно по стеночке выливают в стакан. Последний слой – растительное масло.
Запомните!При правильном выполнении должна получиться 3-цветная жидкость.
Опыт с сахаром
Используя сахар, можно создать интересное явление – радугу. Для этого потребуются самые простые ингредиенты – сахар, пищевой краситель и вода. Фокус получается при правильном создании сахарного сиропа разной консистенции. Для этого в несколько стаканов помещают разное количество сахара – в первый 1 ложку, во второй 2, в третий 3 и так далее. Воду в каждый стакан с сахаром добавляют в одном и том же количестве – по 3 столовые ложки.
Получившиеся сиропы нужно окрасить в разные цвета – синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.
Приступаем к созданию радуги. Для этого в отдельный прозрачный стакан или другую емкость вливаем аккуратно сиропы по принципу – от более насыщенного к менее концентрированному. Чтобы цвета не смешивались нужно вливать каждый новый слой медленно по ложечке. В результате должна получиться разноцветная радуга.
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
62.64%
Не особо увлекается экспериментами 11.49%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25.86%