Основные тезисы:
1.Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
2.Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
3.Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
4.Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.
5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки.
В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.
Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.
Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.
6.Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша.А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.
8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков — неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
9
Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие
10.Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.
11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша — ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.
Что делать родителям
На видео семейный психолог Ирина Ковалева говорит, что ребенок никогда не будет не слушаться и делать назло родителям, которые создают в семье атмосферу принятия и любви, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав.
- Родителям изначально следует выражать свои мысли в правильной, понятной ребенку форме. Часто просьбы родителей детям непонятны, т. к. они не считают нужным объяснять, как и почему. Как может ребенок повиноваться, если не понимает зачем.
- Малышам до шести лет необходимо буквально на пальцах показывать, что и как надо делать. Какой смысл добиваться криком выполнения просьбы? Часто, кажется, что малыш делает назло, на самом деле его просто не научили делать правильно.
- Для детей весь мир заключается в игре. Они на самом деле не воспринимают, что им говорят родители, когда чем-то увлечены. Лучше всего отвлечь ребенка от любимого занятия, спокойно высказать свою просьбу и предложить вариант ее выполнения (немедленно или спустя какое-то время). Он должен услышать это четко и ясно.
- Родители могут жаловаться, что их ребенок ничего не успевает, игнорирует просьбы, будто все делает назло. Нет, его просто надо обучить планированию. Для этого можно завести блокнот, чтобы каждый вечер вместе записывать дела завтрашнего дня. В течение дня, выполняя их, он отмечает это в блокноте. Вечером ребенку самому будет интересно похвастаться родителям своими достижениями. Конечно, предварительно сына или дочь обучают, как пользоваться часами.
- Каждый человек нуждается в праве на «ошибку». Хорошо если с первого раза у ребенка получится сделать что-то правильно. Если нет, пусть сам попробует, затем надо объяснить и помочь сделать что-то, что он сам не может. Если ребенку не дают ошибаться, ругают, по любому поводу, у него отпадает желание познавать этот мир и стремиться к лучшему.
- Игровая форма общения и наставления со стороны родителей дает хороший результат. Дети любят соревноваться. Общение с ребенком в форме «кто быстрее соберет игрушки, кто быстрее сложит свои вещи, кто быстрее помоет свою чашку, кто быстрее протрет свою обувь» — научит его быстрее реагировать на просьбы родителей, чем крик и нотации.
Алина Нафикова
Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).
Если обманывает ребенок, что делать родителям
Что делать, если ребенок врет?
Как общаться с трудным подростком: совет психолога
Мне нравится3Не нравится
4 правила примерного родителя
Чтобы спокойно увести сына или дочь с прогулки придется проявить изобретательность. Однако существует четыре базовых и простых правила из детской психологии, которые помогут договориться с ребенком:
- Дайте доиграть.
Вспомните себя на рабочем месте. Вы не пойдете пить кофе с коллегой или не уйдете домой, пока не закончите то, что нужно сделать. Вот и ребенок не хочет уходить, потому что ему нужно достроить башенку или доиграть в прятки, это — его потребность.
Необходимо тактично предупредить малыша, что пора уходить, вовремя взять его за руку и увести домой. Обязательно сделайте комплимент о том, какая красивая башня получилась, как ловко ребенок убегал, прятался.
- Договоритесь на последние пять минут или последние пять раз.
Не все дети раннего возраста хорошо ориентируются во времени. Потому нужно выбрать тот вариант, который понятнее вашему малышу.
Как это можно сказать: «Маша, нам пора уходить. Еще пять минуток и домой. Иди пробегись еще кружок», «Петя, нам нужно идти домой, давай ты еще пять раз съедешь с горки, и пойдем».
- Уходите играючи.
Важно! Уход с детской площадки не должен быть резким. Переведите одну игру в другую
Предложите ребенку попрощаться с песочницей, игрушками, фигурками, другими детками.
Пообещайте живым и неживым обитателям детского городка, что вы сюда еще вернетесь. И играючи идите домой: играйте в догонялки, в прятки. Но заранее договоритесь, что после того, как вы найдете или догоните непоседу, то пойдете прямиком домой.
- Держите свое слово.
Сказали, что ребенок получит сладость — купили. Сказали, что осталось пять минут или пять прыжков на батуте — никаких уступок, несмотря на торги или капризы маленького оппонента.
Это поможет приучить ребенка к дисциплине, укрепит родительский авторитет, упростит уходы с прогулок. В противном случае истерики не прекратятся, а ребенок научится манипулировать родителями.
Как поддерживать свой авторитет, и быть лидером для ребенка в важных вопросах, смотрите в интернет-семинаре Мама — главная>>>
Семейные ритуалы важны для психологического здоровья ребенка, сплочения мамы и малыша. Почему бы не превратить уход с улицы в веселый ритуал из игр?
Вот вы прощаетесь с песочницей, а вот бежите по тротуару, а вот ребенок, как обычно, сам открывает домофон, вызывает лифт, открывает квартиру.
Важно! Не забываем до этого напоминать, что лифт, ключ, домашний питомец, игрушки соскучились по своему маленькому другу
МЫШЕЧНАЯ ДИСТОНИЯ, СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ДИСТОНИИ У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ, дистонические атаки, их лечение
Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться МЫШЕЧНОЙ ДИСТОНИЕЙ, при которой мышечная гипотония чередуется с гипертонией. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют «дистоническими атаками». Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус — или АВО — несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.
Как правильно одевать ребёнка весной и летом
Температура | Плюсы и минусы прогулки | Пример того, как одевать малыша на улицу |
+15 до +20 | Очень обманчивая пора. Смотрите по обстоятельствам – светит ли солнце или пасмурно, дует ли ветер. Все факторы необходимо учесть перед выходом на улицу. Не поддавайтесь на иллюзию близкого лета и не раздевайте малыша слишком рано. | Хлопковый слип + теплый велюровый комбинезон + теплый чепчик или х/б шапочка. Подденьте дополнительные носки. |
+ 20 до + 25 | Солнце – это не только полезный витамин D. Это еще и опасный фактор для нежной кожи младенца. Поэтому, если на улице яркое солнышко, постарайтесь полностью защитить малыша. Да, одежда должна быть тонкой и дышащей, но она должна закрывать тело от прямых солнечных лучей. |
Хлопковый боди + носочки + легкий чепчик Или легкий «человечек» + легкий чепчик + легкий плед |
+ 25 и выше | Старайтесь гулять только в период до 11 часов и после 15. На коляску обязательна защита от солнца (например, тонкий мамин шарф, который можно набросить на капюшон коляски и создать внутри коляски тень). Берите с собой много питьевой воды, иначе малыш будет капризничать и плохо спать. |
Маечка + памперс + легкий чепчик. Носочки по обстоятельствам. |
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)
Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).
Двигательные расстройства при ДЦП
Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).
Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.
Чего нельзя делать
«Сейчас злой дядя тебя заберет», «я тебя сейчас здесь брошу», «больше не придем сюда» — примерно так некоторые родители пытаются увести своего малыша с прогулки.
Надеюсь, вы не используете этот антипедагогический метод. Он НЕ улучшает отношения с ребенком, НЕ формирует родительский авторитет, НЕ помогает предотвратить истерику.
Наоборот, он вызывает еще большее недовольство у ребенка, а иногда становится причиной фобий и невротизации.
Итак, три табу в воспитании:
- Шантаж.
Примеры фраз: «Я тебя здесь брошу», «Больше гулять не пойдем». Думаю, вы психически здоровый человек, а потому не бросите и пойдете.
Важно! Ребенок быстро это смекнет и не будет обращать внимания на ваши слова. Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки
Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает
Итог: потеря родительского авторитета, продолжение прогулки. Разве такого результата мы хотим добиться? Нет, значит, метод не работает.
- Уговоры.
Ребенка нужно уважать, но нельзя давать ему руль управления. Вы должны предлагать условия, которые устроят и вас, и малыша. Нельзя задавать вопросы типа «Что ты хочешь, чтобы я сделала?», «Когда ты хочешь пойти домой?».
Так вы никогда не уйдете с улицы, а ребенок привыкнет к вседозволенности.
- Насилие (физическое, психологическое).
Обида превратится во внутреннюю агрессию, которую малыш направит на вас, других детей, животных.
Читайте полезную статью Преодоление детской агрессии>>>
Если попытаетесь унести ребенка с прогулки на руках, то он научится лучше прятаться, быстрее бегать, сильнее кусаться и царапаться, громче кричать.
Если будете давить психологически, то вырастите замкнутого, озлобленного, неуверенного в себе человека. Не думаю, что вы видите будущее своего ребенка таким.
Примеряйте на себя те методы, которые используете в отношении сына, дочери. Если вам что-то неприятно, вы не хотели бы такого обращения, то почему вы желаете этого своему ребенку?
В заключение хочется подчеркнуть, что ключ к уходу с прогулки без истерик — это терпение, настойчивость, доброта и чуткость родителя. Нужно уважать личность малыша, а НЕ идти на обманы, НЕ прибегать к жестокости.
Счастливого материнства!
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
- Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
Отставание и задержка психомоторного развития при мышечной гипотонии, гипотонус
Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго. Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (травматический парез ног, акушерский парез руки). В этих случаях задержка будет парциальной.
Нужно ли укачивать?
Ребенок рождается не с нулевым опытом, у него уже имеется опыт внутриутробной жизни.
Находясь внутри, он не оставался без движения, мама, вынашивая его, двигалась: ходила, наклонялась, а может быть, иногда и приходилось догнать уходящую маршрутку. Все материнские движения малышу были ощутимы.
На момент рождения ребенок становится «обездвиженным», он не ощущает движения, влиявшие на него раньше. Это является непривычным состоянием для новорожденного малыша.
Прибавьте к этому еще и незрелую нервную систему, неспособность к самоуспокоению и получится, что укачивание является мощным инструментом для успокоения.
В уходе за малышом можно придерживаться следующих правил:
- Чем младше ребенок, тем более необходимы укачивания (в чем еще нуждается малыша с рождения до 3 месяцев, смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода>>>).
- Укачивания не должны быть единственным способом успокоения ребенка.
- Укачивание должно укачивать не только ребенка, но и успокаивать маму.
- Обычно в укачиваниях малыш нуждается до 3–4 месяцев.
Основные проявления
Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:
- нахмуривание бровей;
- моргание;
- зажмуривание;
- шевеление крыльями носа;
- втягивание воздуха носом;
- подергивание уголком рта;
- повороты или наклоны головы;
- пожимание плечами;
- вздрагивания;
- подергивание конечностями;
- сгибание или разгибание пальцев;
- щелчки пальцами.
Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:
- гримас;
- вскидывания головы;
- касания руками различных частей тела;
- сокращения мышц живота или диафрагмы;
- приседаний;
- подпрыгиваний.
Все перечисленные выше нервные тики у детей – это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.
Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
Легче всего сделать это в период 3-4 лет когда у малыша возникает установка: «Я – сам!»
Для ребенка очень важно доказать свою самостоятельность и все делать без помощи взрослого, так почему бы этим не воспользоваться? Сначала пусть научится снимать одежду после прогулки и перед купанием, (это для ребенка намного проще освоить), а потом постепенно учите одеваться
В начале ребенок все делает очень медленно, поэтому если вы ходите в сад, лучше будить его заблаговременно, чтобы успел одеться самостоятельно. Да, вы можете сделать это за 2 минуты, да, иногда очень сложно ждать, пока ребенок с десятой попытки попадает ножкой в штанину, но оно того стоит. Пройдет несколько месяцев, и он будет одеваться намного быстрее.
Очень важно не критиковать малыша: «Да что ты так долго копаешся?»или «Опять у тебе все шиворот-навыворот!» Если вы не верите, что ребенок справится, как ему поверить в себя?
Некоторые дети путают поочередность одевания одежды. По этому с самого раннего возраста одевая, комментируйте действия: «Сначала наденем майку и трусы, затем колготы и кофту, потом штаны или юбку».
Многие дети путают переднюю и заднюю часть одежды, лицевую и изнаночную сторону. Подбирайте одежду с принтом на груди – так будет проще сориентироваться
Если фактура ткани на изнанке сильно отличается цветом и швы заметны – ребенку будет легче определить лицевую сторону.
До определенного возраста одежда ребенка должна быть максимально простого кроя. Штаны, юбки, шорты на резинке, а не на молнии. Минимум мелких пуговиц, шнурков, молний.
Выбирать одежу лучше вместе с ребенком. Если ему безумно нравится кофта с динозавром и пижама с единорогами он и одевать их будет охотно сам.
Подбирайте одежду с принтом на груди – так будет проще сориентироваться. Если фактура ткани на изнанке сильно отличается цветом и швы заметны – ребенку будет легче определить лицевую сторону.
До определенного возраста одежда ребенка должна быть максимально простого кроя. Штаны, юбки, шорты на резинке, а не на молнии. Минимум мелких пуговиц, шнурков, молний.
Выбирать одежу лучше вместе с ребенком. Если ему безумно нравится кофта с динозавром и пижама с единорогами он и одевать их будет охотно сам.
Если ребенок не желает самостоятельно одеваться – помогайте ему, но только частично. «Я подержу курточку, но наденешь ты ее сам!». И не ведитесь на капризы – чтобы не провоцировать лень : «Зачем одеваться если я скажу что не могу, и мама сама меня оденет?»
Как одевать ребенка осенью и весной
Возраст | Температура (°С) | Одежда |
От 0 до 6 месяцев | от +15 до +10 | Памперс, боди с длинным рукавом, теплый слип-комбинезон или теплые штанишки с кофтой, шапочка. |
от +9 до 0 | Памперс, комбинезон из х/б, теплый флисовый комбинезон или демисезонный с утеплителем, шапочка из х/б и теплая вязаная или капюшон, при ветре шарфик. | |
от – 1 до – 10 | Памперс, теплый слип-комбинезон, теплый демисезонный (или зимний после – 5 градусов) комбинезон, теплая шапка, капюшон, шарф. | |
От 6 месяцев до 1 года | от +10 до +15 | Памперс, боди с длинным рукавом, теплый слип комбинезон или теплые штанишки с кофтой, шапочка. |
от +9 до 0 | Памперс, теплый х/б комбинезон, теплый демисезонный комбинезон или конверт, шапка, шарф. | |
от – 1 до – 10 | С наступлением холода доставайте теплые зимние комбинезоны, а под низ надевайте малышам флисовый комбинезон. Шарфик по необходимости, если нужно закрыть шею. | |
От 1 года до 3 лет | от +10 до +15 | Маечка и трусики, колготки, рубашка или платье с длинным рукавом, теплый демисезонный комбинезон или ветровка (плащ), или куртка и штаны, сапожки или ботиночки, теплая шапочка. |
от +9 до 0 | Нательное белье или теплое боди, теплые колготки и рубашка с длинным рукавом, теплая кофта, штаны, куртка (комбинезон) зимние с капюшоном. | |
от – 1 до – 10 | Теплое белье, теплые колготки, штаны и кофта, комбинезон зимний или теплая зимняя куртка, варежки и вязаная шапка, шарф. | |
От 4 до 6 лет | от +10 до +15 | Комфортное хлопковое белье, колготки, кофта, штаны и комбинезон или курточка, шапка с ушками и сапожки или ботики. |
от +9 до 0 | Нательное х/б белье, колготки, кофта, теплые носки, ботинки, шапка, штаны и утепленный демисезонный комбинезон, перчатки. | |
от – 1 до – 10 | Термобелье или теплое нательное белье (водолазка), теплые колготки, зимний комбинезон, теплая шапка, капюшон, варежки, теплые носки, сапоги или ботинки на меху. |
Как одевать ребенка зимой
Возраст | Температура
(°С) |
Одежда |
От 0 до 6 месяцев | от – 10 до – 15 | Памперс, комбинезон с длинным рукавом из х/б, комбинезон из шерсти или велюра, носочки теплые, зимний комбинезон или одеяло, простая х/б шапочка и теплая вязаная шапка. |
от – 16 до – 20 | Памперс, слип-комбинезон из х/б или флиса, кофта, теплые носочки, меховой или пуховый комбинезон, тонкая шапочка, вязаная шапочка, капюшон, шарфик. | |
от – 21 до – 25 | С новорожденными при такой температуре желательно не гулять. | |
От 6 месяцев до 1 года | от – 10 до – 15 | Памперс, теплое боди, кофточка и штанишки из шерсти или флиса, шерстяные носки, зимний комбинезон, шапка, шарф. |
от – 16 до – 20 | Памперс, боди из х/б, флисовый теплый комбинезон, теплые носки, зимний комбинезон, легкая х/б и теплая демисезонная шапка, шарфик. | |
от – 21 до – 25 | После – 20 градусов с детками до года не стоит гулять. | |
От 1 года до 3 лет | от – 10 до – 15 | Теплое белье (боди с рукавом), теплые колготки и носки, куртка и штаны теплые зимние или комбинезон, рукавички и шапка теплая, шарф. |
от – 16 до – 20 | Теплое нательное белье или боди с длинным рукавчиком, колготки, гетры, носки шерстяные, зимняя верхняя одежда, рукавички, шарфик. | |
от – 21 до – 25 | С детьми нежелательно гулять в мороз после – 21-22 градусов. | |
От 4 до 6 лет | от – 10 до – 15 | Теплое нательное белье, водолазка, колготки теплые, носки шерстяные, куртка или комбинезон, шапка вязаная, варежки или перчатки, сапожки или ботинки. |
от – 16 до – 20 | Термобелье, колготки или гетры, водолазка или свитер, теплые носки, верхняя теплая куртка и штаны или комбинезон, рукавицы, шапка демисезонная и капюшон, сапоги или валенки. | |
от – 21 до – 25 | Термобелье, теплые колготки, гетры, кофта или водолазка, комбинезон на пуху (на меху) утепленная куртка «аляска» и штаны, вязаные носки, варежки, шапочка тонкая и теплая, шарф, сапоги или валенки. |