7 действенных советов родителям, чтобы дети слушались

«Подростки выдумывают себе проблемы»

«Подумаешь, в классе обижают — не бьют же», «Подумаешь, мальчик не любит — найдешь другого», «Какие такие панические атаки? Ты это всё придумываешь, никакого тебе психолога, иди учись» и извечное «Мне бы твои проблемы» — так взрослые могут отвечать на любую жалобу: от не очень значительной до серьезной вроде травли со стороны одноклассников или более чем реальных ментальных проблем. Даже если взрослые не произносят этих фраз вслух, судя по тому, как невнимательно и неделикатно они подходят к разговорам на «чувствительные» для нас темы, в голове у них частенько именно такие мысли.

Анна Жукова:

«В такие моменты я сама понимаю, что это пройдет, исправится или забудется. Но судя по тому, как сын переживает, можно сказать: для него всё хуже некуда. Поэтому я просто стараюсь быть рядом, выслушать его, поддержать, как-то помочь пережить приступ гнева или раздражения, истерику (иногда „быть рядом“ — значит позволить ребенку уединиться и быть готовой в любой момент, что он всё-таки придет снова). Если получается, пытаюсь использовать активное слушание. А вот советов избегаю: они обычно вызывают у сына новую вспышку гнева, но уже направленную на меня. Всегда идем пить чай, когда ему легче, это помогает поставить точку».

В жизни подростков очень много давления: нет взаимопонимания с родителями, они либо слишком мало уделяют нам внимания, либо нарушают личное пространство; учеба становится всё интенсивнее, нужно сдавать экзамены и выбирать профессию; нужно найти друзей, любовь и свою идентичность. Ко всему прочему уже маячат и «взрослые» проблемы: скоро придется за всё платить и самому себя содержать, всё дорожает, пандемия, экономический кризис, рост безработицы. Всё это вместе «перегревает» так, что кажется, будто справиться с этим просто невозможно.

Что вы почувствуете, если в схожем состоянии услышите: «Ты всё выдумываешь»? А на нас так могут смотреть очень многие.

Александра Шеттлер, психолог:

«Непонимание эмоциональных проблем детей — это не только психологическая неграмотность, но и непроработанность собственных психологических проблем родителей, а также их неверие в то, что подросток может адекватно оценивать действительность.

Уход за пожилыми людьми: 5 практических советов, чтобы жить спокойно

Вот пять советов, как научиться заботиться о тех, кто когда-то заботился о нас.

  1. Воодушевляйте стариков правильными стимулами

Если и есть универсальный ингредиент, который помогает сохранить здоровье тела и разума, то это определенно активность. Любое занятие полезно для наших близких, когда они становятся старше, главное – чем занять тело и разум. Следовательно, стимулы имеют фундаментальное значение. От встречи с друзьями, до посещения новых мест, прогулки на свежем воздухе. Иногда не нужно много усилий, чтобы помочь родителям скрасить свой день и заставить их на несколько часов забыть типичные боли старости. Маленькие жесты иногда имеют очень большое значение.

  1. Научитесь терпеливо понимать новое состояние

Как известно, старость делает всех менее терпеливыми и боле вспыльчивыми. Однако самая распространенная ошибка – не ставить себя на их место

Иногда это может быть сложно, но стоит подумать в таком ключе: «Как бы я себя чувствовал в их условиях: без ежедневных обязательств, с телом, полным досадных болей, с небольшим количеством энергии, без социальной жизни?» Это важное усилие, но как только мы поймем фазу, в которой находятся наши близкие, нам будет легче понять и уделить должное моментам разочарования или, казалось бы, их неоправданно плохому настроению

  1. Создайте правильный распорядок дня

Еще один телефонный звонок, еще одно посещение, даже если оно будет коротким, могут иметь значение. Поддержание контакта (телефонного и физического) передает безопасность, близость; это означает: «Я думаю о тебе, я забочусь о тебе»

Осознание того, что старики по-прежнему являются важной частью жизни своих детей, помогает им жить и чувствовать себя лучше в своих жизненных условиях, которые не всегда легко принять. Иногда достаточно просто телефонного звонка или сообщения (спасибо современным технологиям)

  1. Принимайте постороннюю помощь, не чувствуя вины

Первоначально для некоторых идея получить помощь от кого-то «вне семьи» могла представлять угрозу, поражение или даже своего рода невозможность выполнить свои обязанности. Принятие посторонней помощи не означает отказ от близких, это означает, что мы можем предоставить им необходимую помощь, не жертвуя своими и жизнями наших детей и супругов. Поэтому обращение к внешней помощи, например, к помощнику по дому в определенное время, может помочь не расстроить свою жизнь и жизнь любимого человека.

  1. Найдите подходящее учреждение для правильного ухода

Управлять очень пожилым родителем, страдающим заболеваниями, ограничивающими самодостаточность, может быть непростой задачей, особенно когда есть непреодолимое отвращение к лечению. Когда мы сталкиваемся с физическим (и психическим) упадком своих родителей, лучшее решение обрести душевный покой – обратиться за помощью к надежным структурам, способным профессионально справиться с этим новым трудным состоянием.

«Подростки не могут иметь мнения»

«Мне лучше знать», «Слушай старших и помалкивай» — такое, к сожалению, нередко звучит, когда подросток пытается выразить свое мнение по какому-либо вопросу. Это само по себе довольно оскорбительно. В подобных ситуациях игнорируется факт того, что мы — полноценные личности, а свою точку зрения может иметь каждый человек, способный наблюдать и рассуждать. Кроме того, взрослые часто втягивают нас в свои проблемы: отношения, неразумные решения, негативные эмоции. Странно при этом ожидать, что у нас не будет своего мнения о ситуации.

Александра Шеттлер, психолог:

«Установка не иметь своего мнения блокирует способность принимать самостоятельные решения. Что, в свою очередь, влияет на способность брать на себя ответственность. А ведь родители зачастую именно этого от подростка и добиваются. Круг замкнулся.

Люди, которых не поощряли вырабатывать собственные суждения, сосредоточены на внешних поощрениях и игнорируют свои внутренние желания и чувства. Это затрудняет формирование психологической автономии и собственного „я“, отдельного от родительского „мы“.

Один из самых плачевных вариантов дальнейшего развития событий — это созависимое поведение, когда человек без одобрения со стороны окружающих не может принять никакого решения и перестает отчетливо распознавать собственные потребности, цели и приоритеты. Вся его жизнь проходит с оглядкой на другого человека, будь то родитель или впоследствии партнер, друг и т. д.

К аргументации юные люди относятся намного лояльнее, чем к навязыванию. Это касается и мировоззрения в целом и конкретных просьб».

Отсутствие опыта не равно глупости: многие выводы можно сделать, наблюдая и анализируя «с нуля». А в некоторых вещах мы можем разбираться лучше взрослых: часто у нас выше психологическая грамотность, глубже понимание этических и/или экологических проблем (кроме того, у каждого человека могут быть свои особые интересы, дающие любопытный ракурс его рассуждениям).

Отдельная проблема — когда мнение подростка пытаются не учитывать в делах, касающихся его самого. Мы достаточно осознанные, чтобы самостоятельно принимать многие решения — и взрослым далеко не всегда лучше знать, что именно нам нужно.

Анна Жукова:

«Меня часто раздражает, когда мой тринадцатилетний сын отстаивает свое мнение. В такие моменты я не думаю, что он имеет на это право просто потому, что он такой же человек, как и я. Включается родительское „мы делаем для него всё — должен нас слушаться!“.

Мне становится страшно, что свергнут мой авторитет: я теряю власть над ребенком, а значит, и возможность его контролировать. Чтобы вернуть контроль, в ход идут манипуляции: шантаж, давление на совесть или игнорирование. При этом я сама чувствую неуверенность: не знаю точно, когда я должна настоять, а когда можно ему уступить, чтобы сделать всё правильно. Из-за этого мои требования часто непоследовательны, всё время меняются.

Я стараюсь себя контролировать. Сначала я выслушиваю его точку зрения (пока он выговаривается, у меня есть время, чтобы подумать), потом озвучиваю свою и спрашиваю: „Как же нам быть? Что можно сделать?“ Предлагаю варианты, интересуюсь, какой ему кажется лучшим, и мы что-то решаем вместе.

Вальдорфская педагогика

Основатель вальдорфской педагогики — Рудольф Штайнер, австрийский доктор философии и педагог. Первая школа по его методике была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» — отсюда и название. В России вальдорфские школы стали появляться в начале 1990-х. 

Этот педагогический подход стоит немного в стороне от других методик. Он не про развитие с помощью упражнений, а про сохранение детства. Штайнер призывает не торопить ребенка и не нагружать занятиями. 

Цель взрослых — обеспечить предпосылки для развития потенциала, веры в себя, силы воли. В центре внимания — гармоничное развитие, эстетическое воспитание, практические навыки и познание окружающего мира.

Девиз: «Всему свое время».

Возраст: детские сады — с 3 до 7 лет, школы — с 7 до 14 лет.

Что развивает: силу воли, эмпатию, творческий потенциал, уверенность в себе.

Основные принципы:

  1. Отсутствие нагрузки.

Нужно избегать нагрузки на мышление и память до 7 лет. Сначала должны окрепнуть дух и воля ребенка.

  1. Недопустимость спешки.

У каждого ребенка свой темп и ритм развития, его нельзя торопить.

  1. Равенство.

Нет сильных и слабых, лидеров и ведомых, нет оценок и сравнения.

  1. Нет учебникам.

В начальных классах дети учатся без учебников. Главное — личность учителя. Это он выбирает, чему учить, когда и как.

  1. Приоритет творчества.

Лучше посвятить время таким занятиям как лепка, музыка, танцы, поделки, сюжетно-ролевые игры, постановка сказок.

Плюсы: 

  • Экологичность и обилие природных материалов. Часто обучение проходит на свежем воздухе, дети ходят в походы.
  • Много ручного труда и ремесел: дети учатся шить, готовить.
  • Обилие сюжетно-ролевых игр и сказок, которые развивают фантазию и социальное взаимодействие.

Минусы:

  • Дети отстают от сверстников в навыках чтения и письма. Так, до второго класса их не учат читать и просят писать только печатными буквами.
  • Сложно перевести из вальдорфской школы в обычную, потому что дети не вольются в программу.
  • В основе естественно-научных предметов часто мистические учения и псевдонаучные теории.

Что почитать родителям: 

  • Рудольф Штайнер «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки»;
  • Владимир Загвоздкин «Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка»;
  • Лилия Дыкман «Гармоничный ребенок. Как этого достичь?».

Чем полезен оптимизм и нужен ли он вообще?

Оптимизм не означает неразумной радости по поводу и без, не оценивая здраво свои шансы и опору на накопленный жизненный опыт. Это прежде всего, осознание, что завтрашний день будет намного лучше, нежели вчерашний.

Основные преимущества оптимизма

  • Помощь в формировании открытого взгляда на мир, независимой точки зрения, умения решительно идти к своей цели;
  • Позволяет управлять своими эмоциями, преодолевать сомнения, страхи, разочарования;
  • Помогает справляться препятствиями, которые встречаются на жизненном пути;
  • Развивает общительность, доброжелательность, эмпатию;
  • Служит профилактикой развития психосоматических заболеваний;
  • Формирует установку к здоровому образу жизни.

Игра “Рукотворное — нерукотворное”

Вы удивитесь, как мало детей задумываются об этом. Однако такой простой вопрос запускает целую цепь рассуждений. Тут помогает собственный опыт, включается познавательный интерес и задействуются причинно-следственные связи, развивается речь. А также рождаются собственные смыслы.

Как это объяснить ребенку: “Ты знаешь, что нас окружают рукотворные и нерукотворные вещи? Рукотворное — все, что создано руками людей. А нерукотворное — то, что человек не создавал, это создано природой. Например….”.

После небольшого вступления переходите к примерам. Дерево — нерукотворное, джинсы — рукотворные. Потом задавайте вопросы: “А вот это рукотворное или нет? А давай, кто больше назовет нерукотворного вокруг.

А рукотворного?”

Развить игру можно вопросами: давай найдем все, что рукотворное-нерукотворное. Это может быть, например, карандаш или стол. А бумага?

Яблоко — рукотворное или нет? А почему? Помнится, у нас разразилась довольно любопытная дискуссия, где обе стороны сыпали аргументами и контраргументами. Аргументация — тоже полезный навык, как и искусство вести споры.

А еще эта игра расширяет горизонты познания. Так, например, если вы спросите: «Торт — это рукотворное или нет?» — то можете постепенно прийти к различным вопросам, например: «Откуда берется сахар?»

Или, к примеру, пуговица — рукотворное. А бывает рукотворная пуговица из нерукотворного материала? Да, деревянная пуговица. А еще пуговицы бывают из металла, стекла, драгоценных камней. Хочешь покажу в интернете? Раньше еще были костяные пуговицы. А из чего бы ты сделал пуговицу? А хочешь, сделаем пуговицу-оладушек, испечем ее вместе.

Такой простой игрой мы развиваем словарный запас, познавательный интерес, обогащаем знаниями по истории, о профессиях, прививаем любовь к природе, учим ценить чужой труд, развиваем навыки аргументации, кругозор, формируем понимание, что “я тоже могу что-то интересное создать”.

В эту игру можно играть дома, пока вы заняты делом, а ребенка надо чем-то занять, или по пути в магазин, детский сад или школу.

Похвала ребенка – как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.


Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.


Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Зачем вообще нужно творчество

Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

‍Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

‍Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое. 

<<Перелинковка>>

Очень важно — заботиться о других.

Мы все люди, и зачастую забота о себе — для нас самое важное и основополагающе дело. В это же время мы упускаем вещи, которые действительно необходимо сделать

Например, забота о других людях. Если же мы будем заботиться о других, наш пример преподнесет детям самый важный урок в жизни — как вести себя с другими людьми.

Личный пример родителей и практика помогут молодым людям развить в себе способность и смелость вмешиваться в ситуации, когда они или кто-то другой подвергаются опасности. Они это почувствуют первыми и смогут принять меры, — говорится в исследовании Гарвардского университета.

Показывайте постоянно, что забота о других людях очень важна  для вас. Увидите, очень скоро это станет необходимостью и для ваших детей. Вне всякого сомнения, тогда вы воспитаете сына или дочь, которые думают о других, которые будут жить так, чтобы быть добрыми, отзывчивыми.

Положительные переживания

Позитивное воспитание предполагает только положительный эмоциональный фон. Товарищи взрослые, мамы и папы, понимаем, что это требование является весьма жёстким и далеко не всегда выполнимым, но вы просто обязаны поддерживать в семьях обстановку умиротворённости и спокойствия. Сделайте так, чтобы дети росли в атмосфере радости. Чаще улыбайтесь. Улыбка – безотказное средство для поднятия настроения. И самое простое, практически не требующее усилий. Положительные эмоции во всех аспектах семейной жизни создают атмосферу доверия.

Хвалите ребенка чаще, особенно детей тихих и скромных. Притом, для девочек и мальчиков похвала должна звучать по-разному

Сыном – изумляйтесь – Как ты смог сделать такую замечательную вещь? – акцентируя внимание на творческом моменте. А дочь хвалите просто за то, что она есть. Не бойтесь впадать периодически в детство – чаще играйте с ребенком, проводите семейные мероприятия, походы, праздники

Сотворчество – основной принцип гуманистического воспитания в семье. Сотворчество в игре, в рисовании, чтении, в работе – в жизни. В таких условиях жизненные ценности, закладываемые родителями, остаются с человеком на годы и десятилетия. Это, пожалуй, главный эффект позитивного воспитания

Не бойтесь впадать периодически в детство – чаще играйте с ребенком, проводите семейные мероприятия, походы, праздники. Сотворчество – основной принцип гуманистического воспитания в семье. Сотворчество в игре, в рисовании, чтении, в работе – в жизни. В таких условиях жизненные ценности, закладываемые родителями, остаются с человеком на годы и десятилетия. Это, пожалуй, главный эффект позитивного воспитания.

Совет напоследок от мэтров педагогики. Родители никогда не должны выяснять отношений между собой при детях. Им не надо знать о ваших взаимных противоречиях. Сначала поцелуйте их, уложите спать, и вот тогда можете начинать дуться друг на друга. А лучше не начинайте.

Лечимся

  • Мезотерапия — введение специальных препаратов или их смесей в кожу множественными микроскопическими дозами, очень тонкими и короткими иглами, поверхностно.

  • Подводный душ-массаж — массаж тела человека, погруженного в ванну с водой струей воды различного давления, температуры и направления.

  • Ортезирование — вид коррекции, стабилизации и компенсации нарушений опорно- двигательной системы при помощи внешних ортопедических приспособлений.

  • Ринопластика (пластика носа) — это изменение хирургическим путем костно-хрящевой структуры носа с целью изменения его формы.

  • Хирургия кисти — лечение оперативными методами патологии кисти. В лечении затрагиваются кости и суставы, мягкие ткани, нервы, сосуды. Конечная цель — восстановление функции кисти.

Читаем

  • В наши дни тема стволовых клеток приобрела особенную актуальность. Но в Европе ни одна методика лечения с использованием стволовых клеток не была официально разрешена до сегодняшнего дня.

  • Часто шумом в ушах страдают музыканты. Но в большинстве случаев причина довольно безобидна, порою имеющая отношение к повседневному образу жизни: прослушивание громкой музыки через наушники и без них, пробки в ушах и инфекции, некоторые заболевания и прие

  • Cкрытая депрессия выступает связующим звеном между «чисто» психическими болезнями (включая классическую депрессию) и психосоматическими заболеваниями, такими, как язва желудка и 12-перстной кишки и др.. Нередко скрытая депрессия «остается» после перенесен

  • Министерство здравоохранения и социальных служб США (FDA) одобрило первый комбинированный препарат для лечения гепатита C. Препарат является настолько мощным, что лечит болезнь почти у всех, кто его принимает.

  • Программа биорезонансной диагностики может заменить целую клинику. И, тем не менее, даже на такое экспресс-обследование требуется потратить не менее 2-3 часов.

Как воспитать ребёнка оптимистом?

Воспитание в ребенке оптимизма – важная часть развивающего процесса. Детский оптимизм поможет справиться со множеством проблем. Нужно только знать, как преимущества оптимиста направить на формирование личности.

  • Не стоит жаловаться на жизнь. Будучи в раннем возрасте, ребёнок копирует поведение родителей. Поэтому вам стоит последить за речью и поступками. Возьмём пример: пошёл дождь. Отреагировать на это можно по-разному. Или сказать «Ну вот, сейчас промокнем и заболеем». Или «Вот здорово! Можно надеть резиновые сапоги и побегать по лужам». Негативные мысли – это источник пессимизма. Чем больше вы будете при ребёнке сокрушаться и жаловаться, тем большая вероятность, что он будет делать то же самое.
  • Научите малыша видеть во всём хорошее. Даже в мелких деталях можно заметить прекрасное. Возьмём за пример тот же дождь. Вы с семьёй собирались погулять, но сильный ливень помешал вашим планам. Это не беда! Объясните ребёнку, что во всём можно найти позитив. Не получилось погулять, значит, останемся дома и устроим семейные чтения. Или все вместе приготовим вкусный ужин. Сосредотачивайтесь на положительных моментах, и тогда ваш малыш поступит так же.
  • Организуйте больше поводов для похвалы. Вы можете составить список задач, которые ребёнок должен делать. Включите в него не только выполнение уроков, но и дела по домашнему хозяйству. Это может быть уборка комнаты, подметание пола. И каждый раз, когда малыш выполнил какой-нибудь пункт из списка, похвалите его. Пусть он почувствует, что на что-то способен. Дети, которые осознают свою ценность, чаще вырастают оптимистами.

  • Поддерживайте ребёнка. Даже самый сильный взрослый часто нуждается в моральной поддержке. А что уж говорить о детях? Если ваш малыш не понимает математику, не стоит устраивать скандал и говорить о том, какой он глупый. Куда лучше спокойно объяснить ему материал и пообещать, что у него всё обязательно получится. Если вы начнёте верить в ребёнка, он тоже начнёт верить в себя. Также измените отношение к трудностям. Он должен знать, что они его не сломают. Поэтому говорите ему: «Да, это может быть трудно, но ты справишься».
  • Поощряйте разумный риск. Любой родитель заботится о ребёнке, волнуется за его психическое и физическое здоровье. Но нужно суметь «ослабить поводья». Не нужно ограждать ребёнка ото всех действий и знакомств. Необходимо поддержать его инициативу сделать что-то новое или познакомиться с кем-нибудь. Помните, что без трудностей и потерь ребёнок не сможет выйти на новый уровень жизни. Вы не сможете всё время ограждать его от бед, позвольте ему самому набить шишек и получить новый опыт. И тогда придёт время, когда он прибежит к вам и скажет: «Мама, у меня получилось!»
  • Прежде чем вмешаться, подождите. Представьте ситуацию: вашего ребёнка обижают в школе. Конечно, первой мыслью у вас будет защитить его, найти обидчиков, поговорить с его родителями. Но в следующий раз, когда возникнет подобная ситуация, не факт, что вы будете рядом. Поэтому научите ребёнка постоять за себя. Пусть он станет сам себе адвокатом. Объясните ему, как реагировать на оскорбления, порепетируйте возможные ситуации. И если вдруг конфликт повторится, ваш малыш будет знать, как действовать. Он будет горд собой за то, что сумел постоять за себя. Он почувствует внутреннюю силу, поверит в себя, а это способствует формированию позитивных взглядов на жизнь.
  • Не давайте сыну или дочери ложных надежд. Не нужно говорить «Ты точно станешь чемпионом», если вы в этом не уверены. Ребёнок поверит вам, а если вдруг этого не случится, он будет очень разочарован и обманут. А это, в свою очередь, сильно ударит по самооценке малыша. Оптимизм должен формироваться в условиях реалистичного мышления.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

«ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ»

Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.

Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».

ПРИЗНАКИ ТРУДНОГО ВОЗРАСТА

К пяти годам мальчики и девочки осознают, что «принадлежат к разным мирам» и отличаются по половому признаку. Однако, несмотря на разницу в физиологии и устройстве психики, кризис проявляется без особых различий у детей обоих полов.

Совсем не обязательно, что этот период начнется ровно в 5 лет. Это условное определение, потому что одни дети развиваются быстрее, а у других кора головного мозга зреет дольше. Поэтому кризис может начаться после 4 лет или ближе к школе. Этап взросления может протекать относительно быстро и мягко (всего несколько недель), а может затянуться на месяцы. Вашего воспитанного, внимательного, доброго ребенка как будто подменили, нынешнее поведение ему не свойственно и не вписывается в привычные рамки.

Речь идет о кризисе 5 лет, если ребенок:

  • стал нервным, раздражительным, злым, может нагрубить кому-то из близких людей, сорваться, накричать, обидеть словами;
  • замыкается в себе, не делится с родителями секретами, переживаниями и даже событиями дня, может сказать «оставьте меня в покое», «вы меня достали», «не хочу никого видеть» и т. п.;
  • устраивает истерики, капризничает, если его прихоти не исполняются, может весь день находиться в плаксивом состоянии и постоянно быть недовольным, начинает плакать по малейшему поводу;
  • зависит от мнения окружающих, переживает, если что-то делает не так, заранее настраивает себя на провал, поэтому не хочет даже попробовать что-то новое (например, пойти в секцию или кружок);
  • не уверен в себе, считает себя хуже других, постоянно сравнивает себя с ровесниками;
  • хочет быть похожим на взрослых, копирует их поведение, манеры, может дерзко ответить, используя услышанную от родителей грубую фразу;
  • борется за самостоятельность, хочет все делать сам, например гулять без присмотра взрослого, переходить дорогу, выполнять взрослые домашние дела, до которых еще физически не дорос.

Если все перечисленное – про вашего пятилетку, наберитесь терпения и не судите строго. Вам тяжело, но ему еще тяжелее, у него нет богатого жизненного опыта, а у вас – есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: