Палка о двух концах
Забота о безопасности детей дело, разумеется, нужное и благородное. Однако, как и везде, не обходится здесь без проблем и конфузов. Бывают ситуации, когда ребенка просто невозможно перевозить в детском автомобильном кресле, как того требуют правила ГИБДД. Например, ребенок, еще толом не научившийся сидеть, страдает ДЦП и физически не может во время движения находиться в детском кресле.
Также в России, на данный момент, отсутствует единый подход по привлечению к административной ответственности в случае длящегося правонарушения. Иными словами, штраф за детское кресло, а вернее за его отсутствие, может выписывать каждый автоинспектор, остановивший машину для проверки. Даже если несколько часов назад водитель уже получал штраф за данное правонарушение.
Иными словами, если владелец транспортного средства забыл удерживающее устройство и перевозит ребенка, дабы избежать повторного штрафа, ему надлежит высадить ребенка на обочину (ведь на пути до дома также может попасться пост ГИБДД), вернуться за детским креслом (или бустером) и лишь после этого вновь сажать ребенка в машину. Но много ли родителей согласятся оставить своего ребенка одного на дороге?
Справедливости ради стоит отметить и о недобросовестности некоторых автолюбителей. В попытке экономить они не только экономят на безопасности своих детей, но и пытаются уйти от ответственности всеми путями.
Штраф за неправильную перевозку детей
3000 рублей
Важно отметить, что под неправильной перевозкой детей в автомобиле подразумевается не только фактического отсутствие специального кресла для детей до 12-ти, но и неправильное установка данного элемента
Запрет на оставление ребенка в автомобиле
Коррективы, внесенные в 2017 году, затронули пункт 12.8 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель обязан принять меры для исключения начала самопроизвольного движения автомобиля или использования ТС третьим лицом в отсутствие водителя. Так, если выполняется стоянка, категорически нельзя оставлять ребенка в машине одного. Правило распространяется на детей в возрасте младше 7 лет. Маленькие пассажиры обязательно должны оставаться в компании совершеннолетнего лица.
Исключение составляют ситуации, когда выполняется не стоянка, а остановка. Разница между понятиями заключается во времени, на которое автомобиль прекращает движение. Оба понятия приводятся в п. 1 ПДД РФ. В 2020 году остановкой называют преднамеренное прекращение движения автомобиля на время до 5 минут. Срок может быть повышен, если выполняется посадка и высадка пассажиров, а также загрузка или разгрузка транспортного средства.
Если вышеуказанные требования выполняются, оставление несовершеннолетнего одного в автомобиле нарушением не считается. Однако родителю придётся доказать, что он отошел на короткий промежуток времени, если во время его отсутствия автомобиль с ребенком внутри заметит представитель Госавтоинспекции.
Штраф за оставление ребенка в машине в 2020 году
Если родитель пренебрег правилами и оставил ребёнка одного в автомобиле, нарушителя ждёт денежное взыскание. Его размер отражен в статье 12.19 КоАП РФ. Здесь говорится, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств влечет за собой наложение штрафа в размере 500 руб. Правило актуально, если ситуация возникла в регионах. Когда речь идет о Москве или Санкт-Петербурге, размер взыскания повышается. Его величину фиксирует часть 5 статьи 12.19 КоАП РФ. За нарушение придётся заплатить 2.500 руб.
Штраф для такси, если ребенок без кресла
Водители такси могут быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности по статье 238 УК «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Однако эта мера принимается редко. Чаще всего, как водителю, так и владельцу таксомоторной компании – юридическому лицу, назначается штраф.
По административному законодательству, водитель, нарушивший правила перевозки, обязуется выплатить штраф 25 000 рублей, поскольку он является ответственным должностным лицом. Директор компании выплачивает 100 000 рублей.
Если езда без детского кресла стала причиной нанесения ребенку травм в случае, когда машина попала в аварию, начинают уголовное разбирательство. Размер штрафа по статье 238 УК РФ может составить от 100 000 до 500 000 рублей.
Служба такси должна иметь собственные автокресла для детей разных возрастов
Однако важно учесть, что если родители вызвали такси, не предупредив о том, что в машине будет ребенок, водитель имеет право отказаться от предоставления услуг
Правила перевозки детей в машине
Согласно ПДД, школьники и младенцы могут путешествовать в салоне легкового автомобиля или кабине грузовика. Категорически запрещено их перемещение в кузове или прицепе.
Перевозка более 8 человек считается организованной.
Младенцев
Для провоза самых маленьких пассажиров необходимо на заднем сиденье установить автолюльку. Крепится она с помощью обычных ремней безопасности перпендикулярно движению транспортного средства. Ребенок располагается в ней горизонтально и пристегивается с помощью широкой лямки самого кресла, проходящей через живот пассажира.
Такое положение малыша способствует тому, что он чувствует себя безопасно, его неокрепшие кости не поддаются чрезмерным нагрузкам. Устройство рассчитано только для младенцев до 6 месяцев и занимает много места в машине.
Детей постарше перевозят в полулежачем положении. Кресло при необходимости можно установить спиной к движению авто. Уровень наклона люльки регулируется для минимизации нагрузки на шею.
Нужно понимать, что когда родитель перевозит ребенка на руках, то при столкновении его вес увеличивается в несколько раз, удержать при таких условиях кроху просто невозможно. Для избежания опасности делать это категорически запрещено.
Детей до 12 лет
Пассажиры с 7 до 12 лет могут путешествовать на заднем сидении автомобиля без специального кресла. Достаточно просто пристегнуться ремнем безопасности.
Исключением из правил считаются детки, вес которых превышает 36 кг, а рост – 150 см. Такие пассажиры могут ездить без кресла, но пристегнувшись штатными лямками.
Ребенка старше 12 лет
После достижения двенадцатилетнего возраста все ограничения, которые устанавливаются для младенцев и школьников, снимаются. Подросток приравнивается к взрослому пассажиру и главным для него остается – использование ремня.
В такси и общественном транспорте
Перевозка детей более 8 человек считается организованной. В таком случае начинают действовать другие правила:
- Путешествие должно проходить в автобусе, не в маршрутке;
- Водителю необходимо специальное разрешение органов власти на перевоз ребят;
- Езда детей без взрослых запрещена;
- Передвижение группы на 3-х автобусах и более сопровождается машинами автоинспекции. При этом заранее согласовывается маршрут, время и данные водителей и родителей.
Что касается такси, так в этой части никаких особенностей законодатель не прописал, поэтому правила те же, что и для обычных автомобилей.
Вызывая службу, нужно предупредить диспетчера, что в машине будет ребенок и что понадобиться для него автокресло. Так, родитель не будет лишний раз волноваться за свое чадо, да и препирательств по поводу оплаты штрафа с водителем в случае остановки авто сотрудником ГИБДД можно будет избежать.
Нововведения с 1 июля 2020 года
Со второго полугодия текущего года вводится еще одно новшество в ПДД, которое касается организованных поездок. А именно, на автобусах, осуществляющих транспортировку маленьких пассажиров, должны быть установлены желтые или оранжевые маячки.
Такие сигнальные установки не дают преимущества при движении
Они только привлекают внимание других водителей и призывают их к осторожности. Для размещения дополнительных знаков не требуется специального разрешения
Дополнительные изменения, которые вводятся с 1 июля 2020 года:
- К управлению транспортным средством для перевозки детей допускаются только водители, которые имеют непрерывный стаж категории «D» от 1 года;
- Автобусы, эксплуатируемые больше 10 лет, запрещены для организованных поездок младших пассажиров;
- Посторонние лица, не включенные в список, кроме медработника, не допускаются к поездке вместе с детьми;
- Если транспортировка по одному и тому же маршруту происходит регулярно, можно оформить многоразовое разрешение.
Перевозка в кресле на переднем сидении, требования к подушкам безопасности
Устанавливать удерживающие устройства для провоза детей можно не только на задних сиденьях автомобиля, но и на передних. Правилами это не запрещено. Единственным условием, при котором можно посадить малыша спереди, является отключение подушки безопасности. Ведь в случае ее сработки вред, нанесенный малышу, будет существенным.
Классификация детских автокресел
Различают шесть групп удерживающих систем, каждая из которых предназначена для разного веса и возрастов юных пассажиров. При выборе детского автокресла следует отталкиваться именно от параметров роста и веса – поскольку это наиболее точный показатель того, подойдёт оно вашему ребёнку или нет.
Сравнительная таблица детских удерживающих систем (автокресел):
Группа автокресел | Возраст | Вес/рост ребёнка | Особенности удерживающего устройства |
---|---|---|---|
с рождения | не более 10 кг, до 75 см | предназначение – для новорожденных, наклон спинки 30-45 градусов, располагается против хода движения машины | |
0+ | с рождения до 15 месяцев | до 13 кг, до 75 см | обычно это автолюлька, ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, положение – полулёжа, против хода движения ТС |
Категория I | 1 – 4 года | от 9 до 18 кг, до 98 см | дети уже сидят, направление – лицом по ходу движения машины, поддержка либо ремнями безопасности, либо «столиком» |
Категория II | 3 – 6 лет | 15 – 25 кг, до 120 см | аналогично предыдущему |
Категория III | 6 – 12 лет | 25 – 36 кг, до 135 см | бескаркасные удерживающие устройства – бустеры, фиксация ремнём безопасности |
Универсальные | любой (до 12 лет) | любой из вышеперечисленных | регулируется в зависимости от веса и роста ребёнка, подходит как для новорожденных, так и для детей до 11 лет (включительно), |
И ниже мы подробнее рассмотрим каждую группу автокресел.
Для новорожденных (до 10 кг)
Напоминает обычную колыбельку и предназначена для перевозки в машине самых маленьких пассажиров – новорожденных. Детские кресла группы 0 еще называют автолюльками. Максимальный возраст пассажиров, которых можно размещать в таком устройстве – 6 месяцев, а вес не должен превышать 10 кг.
Наклон спинки 30-45 градусов, при этом правильным расположением автолюльки на переднем сиденье будет против хода движения машины. Это связано с тем, что грудной ребёнок еще не может самостоятельно держать голову.
Важной тонкостью является отключение подушки безопасности. Как вы, возможно, уже догадались это нужно для того, чтобы не навредить хрупкому тельцу крохи при срабатывании подушки во время ДТП
Кресла для детей 0+ (от 10 до 13 кг)
Удерживающие устройства категории 0+ – это те же автолюльки, только для подросших малышей, вплоть до 15 месяцев. Но никто не запрещает вам приобрести автокресло для перевозки только что родившегося ребёнка.
Удерживающие устройства этой группы располагаются таким образом, чтобы затылок младенца смотрел в сторону передвижения автомобиля. При этом кресло позволяет менять положение ребёнка с лежачего на полусидячее – но это индивидуально.
Категория I (9 – 18 кг)
Автокресла этой группы можно установить как рядом с водителем, так и на заднем сиденье машины. В отличие от устройств 0-0+, данные кресла должны располагаться по ходу движения ТС, то есть ребёнок будет сидеть лицом к лобовому стеклу.
Модели кресла идут в комплекте с пятиточечным ремнём безопасности. Но в ряде случаев вместо них устройство оборудуется специальным столиком – он поддерживает ребёнка во время езды и не даёт падать вниз. Оба варианта являются допустимыми и безопасными с точки зрения Техрегламента.
Категория III (25 – 36 кг)
Модели этой категории представляют собой сиденье от кресла, но без спинки – бустеры. Еще их называют бескаркасными. Предназначены такие устройства для подросших детей в возрасте от 6 до 12 лет, и с ростом от 130 см до 150 см.
Вот как выглядит бустер:
На некоторых моделях бустеров встречаются подлокотники. Но это слабая защита, в отличие от стандартных каркасных автокресел. Фиксация происходит с помощью штатного ремня безопасности. Высокая посадка подушки-подкладки позволяет приподнять малыша, чтобы ремень проходил не через шею и живот, а через плечо и грудную клетку.
Универсальные кресла для любых возрастов
Вышеназванные кресла для перевозки детей легко умещаются в так называемом «трансформере» – универсальном удерживающем устройстве, которое подходит и для новорожденных, и для детей до 4 лет, и для ребёнка весом 36 кг.
Автокресло-трансформер можно использовать длительное время. По мере роста ребёнка вы можете легко подстраивать каркас устройства под рост и вес юного пассажира. Это возможно благодаря съемной спинке, внутренним ремням, боковой защите и регулирующемуся подголовнику. Но с точки зрения безопасности универсальные ДУУ ощутимо уступают подходящим по возрасту и весу группам автокресел.
Правила перевозки детей по годам
В версии ПДД 2017 года предполагались одни нормы для людей младше 12 лет. Все они должны были перевозиться в детском удерживающем аппарате с соответствующими креплениями. Новая редакция несколько пересмотрела условия, так что теперь они различаются для разных возрастов.
Перевозка детей до 1 года
Транспортировка новорожденного или малыша до 1 года – крайне важный вопрос, который необходимо решать уже через несколько дней после рождения. Необходимо каким-либо образом перевезти ребенка из роддома домой. Для этого чаще всего используется легковой транспорт.
По ПДД, все пассажиры до 7 лет всегда транспортируются в авто с использованием дополнительных удерживающих конструкций. Они крепко фиксирует тело на месте и обеспечивают безопасность во время движения. В эту же категорию входят новорожденные.
В роли фиксатора чаще всего используют особые автомобильные кресла, которые размещаются на стандартном сидении транспортного средства. Существует множество кресел различных конструкций и конфигураций. Выбор обычно делается исходя из целей, возраста ребенка и его веса.
Некоторое время назад в Правилах дорожного движения вообще не было требований по правильному перемещению маленьких пассажиров. Все привыкли к тому, что малыша просто сажают на коленки взрослому сопровождающему. Но сегодня, когда определенные нормативные акты все-таки имеются, вопрос транспортировки грудных младенцев возникает достаточно часто.
Нередко родители считают, что новорожденному еще рано садиться в специальное кресло. И по этой причине принимается ошибочное решение о транспортировке младенца в руках. Если ранее это было вполне разумно, учитывая относительно небольшую транспортную загрузку на дорогах, то сегодня это крайне опасное и рискованное решение. Автомобиль не зря признан самым опасным средством передвижения, которое регулярно попадает в аварии и разного рода ДТП.
Сила инерции будет слишком высокой. Даже на скорости 60 км/ч при резкой остановке обычный 3-киллограмовый младенец создаст такую же нагрузку, как груз весом 100 кг. А учитывая внезапность возникновения аварийной ситуации, шансы удержать малыша в руках близки к нулю.
Отдельно стоит учитывать возможность получения серьезных травм самим взрослым. Из-за удара или увечий он может оказаться неспособным обеспечить ребенку нужный уровень безопасности. Таким образом, только качественное техническое оборудование убережет малыша от травм.
Перевозка детей до 7 лет
Люди до 7 лет обязательно должны перевозиться в легковых авто или кабинах грузовых авто
Причем крайне важно, чтобы салон предусматривал особые ремни безопасности, а также удерживающую установку по типу ISOFIX. Другими словами, пассажиры до 7 лет обязаны располагаться в автокреслах или же ином аналогичном устройстве, прочно установленном внутри салона при помощи штатных ремней
Используемые системы для перевозки детей 7 лет в автомобиле в 2022 году обязаны соответствовать указанным в ПДД нормам, так как иначе безопасность не может быть гарантирована. Несоблюдение требований приведет к выписке штрафа.
Перевозка детей от 7 до 12 лет
Если ребенку уже 7 лет, его допустимо транспортировать на заднем ряду легкового авто без применения дополнительных устройств. Также можно не применять какие-либо специализированные удерживающие конструкции. Достаточно просто пристегнуть малыша при помощи стандартного фиксирующего ремня.
Перевозка детей после 12 лет
Как только исполнилось 12 лет, можно полностью отказаться от применения удерживающих автомобильных конструкций. Но это справедливо только для тех случаев, когда рост составляет более 1.5 метров. Если пассажир ниже, рекомендуется продолжить использование удерживающих приспособлений для обеспечения наибольшего комфорта и безопасности во время движения.
Людям старше 12 лет разрешается свободно перемещаться на заднем или переднем сидении авто без использования дополнительных фиксирующих конструкций. Но не стоит пренебрегать общими требованиями безопасности, предполагающими пристегивание ремнем.
Виды детских автомобильных кресел
Разработка детских удерживающих устройств (автокресел, бустеров, адаптеров и др.) потребовалась потому, что для совсем маленьких пассажиров кажущееся естественным положение на руках у взрослого оказалось чрезвычайно опасным.
Дело в том, что при лобовом столкновении даже на скорости 50 км/час инерционная составляющая в десятки раз превышает вес предмета: ребёнка попросту невозможно удержать. Ситуация усугубляется тем, что ребёнок может быть придавлен пассажиром, который пытается его удержать.
Для детей же, например, от 3 до 7 лет использование только штатных ремней безопасности недопустимо потому, что они охватывают шею и бёдра ребёнка, что может привести к весьма печальным последствиям при аварии.
Именно поэтому международные (европейские) нормы безопасности ECE – R 44/03, применяемые и в России, предусматривают классификацию детских кресел в зависимости от веса ребёнка и выделяют пять групп устройств:
Группа ДУУ | Вес и возраст ребенка |
---|---|
Гр. «0» | 0 – 10 кг, от рождения до полугода |
Гр. «0+» | 0 – 13 кг, от рождения до 1 года |
Гр. «1» | 9 – 18 кг, 1-4 года |
Гр. «2» | 15 – 25 кг, 3-7 лет |
Гр. «3» | 22 – 36 кг, 6-12 лет |
Мы уже описывали подробно эти группы (а также промежуточные и универсальные) в статье о выборе детского автокресла, поэтому в рамках данного материала остановимся на них лишь вкратце.
- Группа «0» – так называемые автолюльки. Предназначена для перевозки грудных детей в возрасте до 6 – 8 месяцев. Крепится ремнями безопасности или иным способом на заднем сидении перпендикулярно направлению движения транспортного средства.
- Группа «0+» – детское кресло, в котором ребёнок находится в полулежащем положении. Оборудовано собственными ремнями безопасности. Закрепляется либо ремнями безопасности автомобиля, либо при помощи креплений ISOFIX (если они предусмотрены конструкцией) против направления движения машины. Предназначено для детей в возрасте до 1 -1,5 лет.
Принципиально важно, чтобы при креплении автокресла групп «0» и «0+» на переднем пассажирском сидении автомобиля была возможность отключить подушку безопасности, иначе при её срабатывании можно травмировать ребёнка. Если подушка не отключается, то крепление детского кресла спереди запрещено
- Группа «1» – кресло для детей от 9 месяцев до 4 лет. Также оборудовано собственными удерживающими ремнями. Крепится по ходу движения автомобиля.
- Группа «2» – детское автокресло с регулируемым по высоте подголовником или спинкой. Ребёнок удерживается ремнями безопасности автомобиля, пропускаемыми в специальные прорези-направляющие кресла. Предназначено для детей от 3 до 12 лет. Крепится по ходу движения.
- Группа «3» – кресло для безопасной транспортировки детей до 12 лет, которым по тем или иным причинам (рост, вес, состояние здоровья) нельзя использовать штатные ремни безопасности автомобиля.
Альтернатива детским автокреслам
Правила дорожного движения не дают строгого определения ДУУ. И на практике для детей пятой возрастной группы (от 6 до 12 лет) используются так называемые бустеры – фактически часть автокресла пятой группы со снятой спинкой. Стоимость бустеров существенно ниже стоимости автокресел и их можно приобрести отдельно.
Также достаточно часто встречаются (особенно в машинах такси) бескаркасные детские автомобильные кресла, представляющие собой, по сути, тканевый коврик с пришитыми к нему ремнями безопасности (смотрите на фото выше). Само собой, что при возникновении аварийной ситуации о серьезной защите ребенка в таком «автокресле» и речи быть не может.
Наконец, самые простые (и самые недорогие) устройства – тканевые адаптеры, позволяющие изменить траекторию штатных ремней безопасности, «собрав» их на груди ребёнка (освобождается шея и бёдра). Подробней о таких адаптерах и о законности их применения смотрите на видео в конце этой статьи.
При описании видов детских удерживающих устройств необходимо отметить, что максимальная безопасность обеспечивается только автокреслами из перечисленных выше пяти групп. Параметры безопасности бустера ниже из-за отсутствия боковой поддержки и еще менее безопасны адаптеры: при аварии возможно «подныривание» под ремни (ребенок не достаёт ногами до пола и, конечно, незащищённость при боковом ударе).
Самым безопасным местом для перевозки детей в легковом автомобиле по статистике является расположение детского автокресла на заднем сидении по центру.
Правила перевозки детей в такси в зависимости от возраста
Для различных возрастных групп детей существуют различные требования и нюансы правил перевозки детей в такси и автомобиле в целом. Возрастные группы делятся на:
- Грудные дети до года
- Маленькие Дети от 1 до 7 лет
- Дети от 7 до 11 лет
- Взрослые дети Дети от 12 лет
Грудные дети до 1 года
Ребенок в такси до 1 года
В первые месяцы жизни новорожденного — для его транспортировки нужно использовать автолюльку с маркировкой «0». Ребенок в ней может лежать в полностью горизонтальном положении и удерживается спецремнями. Это устройство ставится боком — перпендикулярно направлению движения на заднем сидении. Перевозить ребенка возможно и на переднем сиденье, но при этом он должен лежать спиной к направлению движения.
Дети от 1 года до 7 лет
Ребенок в такси от 1 до 7 лет
Пассажир в возрасте от 1 до 7 лет обязательно должен находиться в машине в детском автокресле или детском удерживающем устройстве иного типа. Любое удерживающее устройство обязательно должно соответствовать росту и весу ребенка, как на переднем сиденье автомобиля, так и на заднем. Если до 1 года малыш должен располагаться спиной к направлению движения, то старше года – лицом.
Дети от 7 до 11 лет
Ребенок в такси от 7 до 11 лет
Детей в возрасте от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля можно перевозить не только в детских автокреслах лицом по ходу движения, но и с использованием штатного ремня безопасности (только в случае, если рост ребенка более 150 см). При этом на переднем сиденье авто несовершеннолетний ребенок должен обязательно размещаться в спецустройстве. Если же ребенок, которому еще не исполнилось 12 лет и ростом выше 150 сантиметров и весом больше 36 килограмм пристегнут на заднем сиденье штатными ремнями безопасности — это не нарушает правил, прописанных в ПДД.
Дети от 12 лет
Дети от 12 лет в такси
После того как ребенку исполнилось 12 лет — детское кресло для ребенка не обязательно. Но в случае, если школьник ниже 150 см, то использовать автокресло все же нужно
При этом стоит обращать внимание и на вес. Ребенок может быть пристегнут ремнем, если он весит не менее 36 килограмм
Ребенок в возрасте от 12 лет, и НЕОБХОДИМОМ росте, может ездить на переднем сиденье без СПЕЦИАЛЬНЫХ удерживающих устройств, пристегнувшись лишь ремнями безопасностями для взрослых.