Детки рисуют, а мы расшифровываем. о чем расскажут детские рисунки?

Важные моменты в анализе рисунка ребенка

Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением

Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)

Важные детали

Теперь можно оценить сам рисунок. Если взять в руки учебник для психологов и попытаться интерпретировать каждую деталь в отдельности, у вас получится одна картина. А когда вы учтете ответы ребенка на вопросы к тесту, его общий настрой и ваше собственное впечатление от рисунка, результат получится другой. Второй вариант будет ближе к реальности

Особое внимание обращайте на следующие моменты:

Темные цвета. Учитывайте возрастные особенности. До 5–7 лет многие дети рисуют схематично, а для этих целей темные карандаши подходят оптимально: они создают яркий контраст на бумаге. Так что пристрастие к черному цвету вполне может быть возрастной особенностью зрительного восприятия. Лучше ориентироваться на то, какие чувства картина пробуждает лично у вас. С детьми постарше проще: они умеют выстраивать сложную композицию и закрашивать фон. Если небо мрачное, одежда темная, лицо у человечка грустное, тогда и вероятность того, что ребенок подавлен, возрастает.
Штриховка. Неровная, нервная штриховка может свидетельствовать о том, что у ребенка еще плохо развита мелкая моторика. В силу возраста прежде всего. Но если вы понимаете, ­что ­малыш старался выполнить задание хорошо и он правда умеет лучше, то это повод заподозрить повышенный уровень тревожности. Тогда постарайтесь вспомнить, проявлялось ли беспокойство ­как-то еще?
Нажим на карандаш. Сильный нажим может говорить о высоком психомоторном тонусе, то есть о том, что ребенок эмоционально напряжен. Особенно если весь рисунок выполнен в такой технике, а деталей и четких линий очень много и они четко прочерчены. Слабый нажим может намекать на упадок сил, если обычно малыш так не рисует.
Размер человечка. Если человечек получился очень маленьким или ребенок изобразил его в углу листа, это может быть связано с низкой самооценкой.
Поза и выражение лица. Если герой улыбается, руки протянуты вперед, пальцы и ладони раскрыты, скорее всего, так проявляется склонность к экстраверсии и желание ребенка общаться. Крупная, заметная фигура, широкие плечи, широко расставленные ноги свидетельствуют о том же. Если человечек получился худым, вытянутым в струнку, угловатым, рук у него нет или они практически незаметны, пальцы или кисти спрятаны или плотно прижаты к туловищу, можно подумать о склонности к интроверсии

Но, опять же, важно разобраться: речь идет о черте характера или о нежелании общаться в данный момент?

Цвет рисунка в психологии ребенка

Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.

В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.


Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения

Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными

Читать ›

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.

Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи

Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание

Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.

Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

  • темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
  • зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
  • красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
  • фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
  • коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
  • черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.

Качество зависит от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками — палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Значение неосознанных рисунков

Облака

Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. «Сердитые», облака перед дождём, — это депрессия или трудности в повседневной жизни.

Кубики

Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.

В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.

Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.

Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам

Точки

Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.

Уши

Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.

Яйца

Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.

О чем говорят нарисованные предметы?

Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать

  • Живые объекты, к которым относятся животные или люди, свидетельствуют о нехватке общения, потребности в социальном контакте. Также подобные изображения могут указывать на сложную проблему в жизни человека, которую он боится решать в одиночку.
  • Пустые пейзажи, изображающие природу без людей, указывают на трудности в коммуникации и понимании чужих чувств или мыслей.
  • Повторение стандартных простых орнаментов, например, цветов, облаков, деревьев или звездочек, говорит об эмоциональной закрытости и попытке скрыть свои истинные переживания.
  • Сюжетные рисунки, изображающие людей или животных в движении, выдают активную и деятельную натуру.

Что означают неосознанные рисунки?

Объекты и предметы

Итак, что именно вы рисуете?

Животные

Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.  

Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.

Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.

Стрелы

Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.

Цепи

Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.

Круги

Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.

Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое

Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще

Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.

Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Цвета

Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи. 

Поэтому трактуем цвета, исходя из того, что у рисующего есть под рукой весь набор и основываемся на том, что он выбирает.

Красный цвет

Часто представляет власть и может указывать на гнев или необходимость навязать свою власть. Также является сезонным, праздничным цветом. В Китае красный цвет – это знак процветания и радости.

Интересный факт: когда человек смотрит на красный цвет, у него увеличивается частота сердечных сокращений.

Оранжевый

Показывает социальную коммуникацию и оптимизм, среди негативных характеристик этого цвета фигурирует поверхностность.

Жёлтый

Показатель ума и интеллекта. Жёлтый — цвет оптимизма и веселья. Отрицательные характеристики – нетерпение, критика и трусость.

Зелёный

Означает благополучие, равновесие и рост. Это уверенность в себе, а среди отрицательных характеристик – сильное чувство собственничества, зависть, болезнь и нездоровое отношение к деньгам.

Синий

Показатель стабильности, силы, доверия и мира. С одной стороны — это лояльность и честность, с другой – консерватизм и нежелание познавать новое. Синий цвет часто выбирается в качестве корпоративного в финансовом секторе, чтобы обозначить безопасность.

Индиго

Интуиция. Индиго также означает идеализм и желание всё расставлять по полочкам с одной стороны, и приверженность разным зависимостям и ритуалам с другой.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет ассоциируется с половыми расстройствами или потребностью казаться нестандартным. С одной стороны, это творчество и индивидуальность, с другой – незрелость и непрактичность. В данном случае ключевое слово – воображение.

Интересный факт: это любимый цвет творческих людей. Исторически фиолетовый представлял королевскую власть, а его более тёмные оттенки были символом всего магического и таинственного.

Коричневый

Коричневый – это земля и осень. Предпочтение, отданное коричневому цвету, говорит о консервативности личности. Это касается также одежды и обстановки.

Серебряный

Этот цвет обладает женской энергией. Он связан с луной, отливами и течениями. Энергетика цвета текучая, эмоциональная, чувствительная и таинственная.

Золотой

Золотой – это символ успеха, достижений и триумфа. Связанный с изобилием и процветанием, роскошью и качеством, престижем и изощренностью, ценностью и элегантностью, он подразумевает материальное богатство и экстравагантность.

Черный и серый

В западной культуре чёрный ассоциируется с тьмой, злом и смертью. В американской культуре чёрный – это цвет животворящей земли.

Интересный факт: серый иногда называют «цветом печали», он считается самым угнетающим цветом, чёрный – на втором месте.

Белый

Это полный, чистый цвет. Цвет совершенства. Он говорит о чистоте, невинности, завершённости и цельности.

В следующий раз, когда вы будете неосознанно что-то рисовать, вспомните, что ваш рисунок может рассказать миру о том, что происходит глубоко внутри вашего подсознания. Заберите с собой свои каракули, чтобы никто посторонний не смог раскрыть ваших секретов.

«Эволюция» юного живописца

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает ребенку возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) из-под руки юного художника выходят черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком «послании», образно говоря, «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать настроение малыша, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: