Причины СДВГ
Биологические факторы:
- Генетика во взаимодействии со средой может определять темперамент ребенка.
- Мозговые проблемы в результате родовой травмы и/или патологии беременности.
- Воздействие никотина и алкоголя во время беременности.
- Послеродовая черепно-мозговая травма или инфекции, поражающие нервную систему.
Факторы окружающей среды:
- Стрессовая обстановка в семье.
- Трудности в учебе.
К факторам риска относят:
- Синдром ломкой Х-хромосомы.
- Фетальный алкогольный синдром.
- Дефицит G6PD.
- Фенилкетонурию.
- Устойчивость к тиреоидным гормонам.
- Хронические заболевания: эпилепсия, астма, патологии печени, почек.
- Лекарства, принимаемые ребенком.
- Психические проблемы.
Как помочь ребенку: советы психологов
Что делать родителям, если ребенку поставили диагноз гиперактивность?
- Не паниковать.
- Обеспечить малышу спокойные условия с минимумом стрессов.
Ребенок не должен наблюдать семейные конфликты и быть их участником.
- Создать доброжелательную атмосферу.
- Реже использовать запрещающие слова, так как это вызывает протест и возбуждает нервную систему.
- Установить распорядок дня. Контролировать его исполнение придется родителям. Однако делается это мягко, без открытого принуждения.
Дать возможность расходовать лишнюю энергию, обязательно ходить каждый день на прогулки. Однако учтите, что такие занятия, как бокс, силовая борьба для гиперактивных детей противопоказаны, это повышает уровень возбудимости.
Разговаривать с малышом спокойно, мягко.
Если ребенка пугает большое скопление людей, избегать подобных мест, приучать его к обществу постепенно.
Хвалить малыша.
Не давать ему сразу несколько поручений, лучше сосредоточиться на одной задаче.
Помогать, если у него что-то не получается. Делать это надо спокойно.
Если у ребенка не получается завязать шнурки, не надо кричать на него, а необходимо сделать это вместе, обязательно похвалив малыша даже за небольшие успехи.
Не торопить. Если вы куда-то спешите, начнитесь собираться заранее. Ребенок не понимает, что вы опаздываете, но ему передается нервозность родителей.
Выделить ребенку комнату или отдельное место, где он сможет спокойно играть заниматься самостоятельно.
Не говорить ребенку, что он плохой, непослушный. Выражайте недовольству непосредственно поступком, а не личностью.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ требует обращения к квалифицированным медикам: детскому или подростковому психиатру, педиатру, детскому неврологу. Часто уместна консультация других специалистов: психолога, логопеда.
Помимо фармако-, витамино- и психотерапии, врачи используют методику биологической обратной связи, назначают гипоаллергенную диету, хорошо зарекомендовавшую себя при коррекции СДВГ.
Адекватная фармакотерапия (строго по назначению) способствует стабилизации поведения, улучшению успеваемости и частичному нивелированию СДВГ.
Важно: самостоятельно определить синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя. Только врач, исключив другие состояния, поставит диагноз и назначит терапию
СДВГ требует дифференциальной диагностики, т. к. схожую симптоматику дают:
- эпилепсия;
- проблемы со слухом;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- синдром Туретта;
- аутизм;
- синдром Аспергера.
Многие дети бывают чрезмерно активными, легко отвлекаются, испытывают некоторые трудности с концентрацией внимания. Такое поведение, наблюдаемое в относительно легкой форме, не должно рассматриваться как расстройство (СДВГ).
Для диагностики и получения подробных консультаций по лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей обращайтесь к педиатрам медцентров «Президент-Мед»
Совет второй — побольше движения
Гиперактивному ребенку обязательно надо выплеснуть свою энергию. Создайте же для этого подходящие условия:
- Прогулки на свежем воздухе обязательны. Но не старайтесь заставить свое сокровище чинно прогуливаться «за ручку» в новых белых брючках. Пусть он бегает-прыгает-лазает и скатывается с горок. Вспомните дворовые игры из своего детства — и вам приятно окунуться в прошлое, и ребенок будет счастлив поиграть вместе.
- Спортивная секция — очень неплохой выход. И для здоровья полезно, и для психики, и для воспитания привычки слушаться старшего, выполнять упражнения в правильной последовательности. Обязательно учитывайте интересы и возможности ребенка. Если у него «совсем не получается» или его поведение вызывает конфликты с тренером, может быть, стоит поискать другое занятие. Очень часто тот факт, что в каком-то виде деятельности СДВГ-шка оказывается «на коне», стимулирует его на более сдержанное поведение.
- Дома тоже неплохо устраивать небольшие физкультминутки. Особенно если вы проводите какие-то развивающие занятия или выполняете школьную домашнюю работу. Усидчивость — не самая сильная сторона вашего ребенка, так что не стоит заставлять его долго корпеть над книжками. Позанимались — придумайте какую-нибудь игру, чтобы сбросить напряжение.
- Приобретите домашний спорткомплекс. На нем ребенок не только сможет выплескиваться свою активность, но и стане более ловким, что позволит ему уберечься от возможных травм из-за своей непоседливости.
Диагностика
В каких случаях ставят диагноз «,гиперактивность», у детей дошкольного и школьного возраста? Что должно насторожить родителей и психолога при анализе поведения ребенка:
- нарушение сна. Ребенок плохо засыпает, часто просыпается, чувствует себя усталым, у него нарушаются биортимы, его тяжело успокоить, а сон очень чувствительный,
- несмотря на усталость, успокоить и уложить спать ребенка трудно, его активность повышается,
- раннее физическое развитие. Ребенок быстро начинает переворачиваться на живот в младенчестве, у него наблюдается повышенный тонус мышц,
- беспокойство, громкий плач, плакать может начать внезапно, без видимой причины, приступами , истерика начинается и также резко заканчивается,
плохое развитие мелкой моторики, неуклюжесть,
резкие, хаотичные движения конечностями,
повышенная реакция на раздражители , не нравится тесная одежда, пугается звуков и яркого света,
необходимость в движении, ему сложно усидеть на месте даже пару минут,
боязнь незнакомцев, большого скопления людей.
Как лечат гиперактивность у взрослых?
Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых:
- организовать правильное питание, обеспечить поступление в организм достаточное количество витаминов, употреблять меньше белого сахара и продуктов с искусственными добавками,
- правильно организовать режим дня: ложиться и вставать примерно в одно и то же время, спать по ночам, питаться несколько раз в день,
- избавляться от лишней энергии путем физической нагрузки,
- не сидеть больше часа на одном месте, давать себе возможность подвигаться,
бывать на природе, чаще отдыхать от городского шума и избытка информации,
практиковать методы релаксации , медитацию, дыхательные упражнения, аутотренинг,
не назначать лекарства, не посоветовавшись с врачом , неправильный выбор препарата способен усугубить проблему,
общаться с друзьями, родственниками, не быть слишком долго в одиночестве. Социальная активность помогает избавиться от лишней энергии,
учиться сдерживать себя, развивать силу воли,
уделить внимание развитию усидчивости, вниманию, памяти, воображения,
Занятия следует проводить с перерывами, не перегружая слишком сильно мозг.
найти себе хобби, которое будет приносить положительные эмоции и успокаивать.
Гиперактивность , это не приговор, а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:
Как ведет себя ребенок с СДВ
Детей с СДВ нельзя назвать одинаковыми. Они чувствуют себя по-разному, в зависимости от подтипа поведения:
- Невнимательный тип. Ранее его называли синдромом нарушения внимания.
- Импульсивный тип. Присущ гиперактивным детям.
- Комбинированный тип. Имеет признаки всех подтипов.
Невнимательный подтип СДВ встречается чаще всего. Такие дети держат себя в рамках в школе, но становятся практически неуправляемыми дома, а также имеют проблемы в общении со сверстниками. Они не обязательно «сносят голову» родителям. Ребенок может оставаться спокойным, мечтать, но абсолютно отстраниться от происходящего вокруг. Часто родители и учителя не замечают признаков синдрома дефицита внимания, пока школьник не начинает серьезно отставать в учебе.
Дети невнимательного типа без труда концентрируются на том, что им нравится, но сосредоточится на принятии новой информации им тяжело. Они часто путают уроки, забывают выполнить домашнее задание, принести учебники и т.д.
Гиперактивные дети разрушают все на своем пути. Им тяжело справиться со своими эмоциями. Они без умолку разговаривают, бегают, пытаются найти новое занятие. Реакция в мозгу происходит слишком быстро. Ребенок не успевает подумать, перед тем, как натворить что-то. Он проявляет беспокойство, не может подождать своей очереди в играх, выкрикивает ответы, не дождавшись окончания вопроса.
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Очень часто снижение внимательности у детей имеет психологические причины. Тревожная обстановка дома и любые изменения в семье, от пополнения до утраты, вынуждают ребёнка включить механизмы адаптации. Эти процессы задействуют ресурс внимания настолько, что ребёнку становится трудно сконцентрироваться на учёбе.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Непоседливость и рассеянность ребёнка — это не повод пугаться и вести ребёнка к неврологу. Диагноз СДВГ ставится только на основании длительного наблюдения ребёнка лечащим врачом и только после двенадцати лет.
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
Лечение
Дети с СДВГ нуждаются в комплексном лечении. Многие родители ошибочно полагают, что со временем проблема сама собой разрешиться. Но в действительности при отсутствии грамотной коррекции ситуация трансформируется в более серьезные нарушения.
В поликлинике «Эдкарик», расположенной в Калининграде, опытный невролог разрабатывает для каждого маленького пациента индивидуальную программу коррекции. При необходимости будет подключена медикаментозная и мануальная терапия. Специалист поможет родителям откорректировать образ жизни ребенка и составить правильный рацион питания. При необходимости будут назначены консультации других узких специалистов. Детям с СДВГ крайне полезно заниматься спортом, но это должны быть одиночные виды: плавание, гимнастика, конный спорт.
Как диагностировать СДВ у ребенка?
Родители могут подозревать у ребенка синдром дефицита внимания, но поставить диагноз и определить методы коррекции может только квалифицированный специалист — невролог или психиатр
В то же время диагностика во многом будет опираться на наблюдения родителей, поэтому важно быть максимально объективным
Чтобы быть уверенным, что вашему ребенку нужна консультация специалиста, убедитесь, что:
- ключевые симптомы наблюдаются длительное время (дольше полугода);
- в раннем детстве возникали особенности СДВ, характерные для младенцев;
- ребенку сложно дается обучение даже с индивидуальным подходом;
- регулярно возникают трудности в общении со сверстниками.
Диагностика СДВ у специалиста занимает много времени — как правило, речь идет о 6 месяцах. За это время врач в динамике наблюдает за ребенком, параллельно исключая другие патологии нервной системы и организма в целом. Пациенту назначают комплексное медицинское обследование: проверяют зрение, слух, состояние ЖКТ, делают общие анализы и ЭЭГ головного мозга, в редких случаях назначают МРТ (при родовых травмах или травме головы).
Во время наблюдения специалист занимается сбором информации о ребенке. Он общается непосредственно с ним, его родителями, нередко предлагает заполнить небольшие анкеты его педагогам. Полученные данные врач сопоставляет с основными критериями симптомов синдрома дефицита внимания и принимает решение о постановке диагноза.
Сложность диагностики заключается именно в том, что нет никаких лабораторных способов подтвердить наличие СДВ — только внешнее наблюдение за поведением ребенка и исключение других патологий.
Синдром гиперактивности
Обычно мама замечает симптомы гиперактивности у ребенка в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Но некоторые неблагоприятные особенности заметны уже в раннем детстве.
Неврологическое обследование нужно, если малыш:
- имеет высокий мышечный тонус;
- не может подолгу уснуть и часто просыпается;
- остро реагирует на любые раздражители;
- страдает частыми приступами тошноты и рвоты.
Эти признаки не обязательно говорят о СДВГ, однако консультация специалиста в любом случае не будет лишней.
Повторим, что впервые признаки СДВГ обнаруживаются в 5-8-летнем возрасте, когда ребёнок идёт в школу
А это накладывает на него определённые обязанности, в том числе умение регулировать своё поведение, организовывать деятельность, самостоятельно решать некоторые проблемы, соблюдать правила и концентрировать внимание на важных объектах. Затем симптоматика обостряется в подростковом возрасте и объясняется изменением гормонального фона
Клиническая картина СДВГ включает такие группы симптомов, как дефицит внимания, импульсивность и собственно гиперактивность. Рассмотрим их более подробно.
Дефицит внимания
Гиперактивный ребёнок невнимателен, и это аксиома
Он не может долго удерживать внимание на объекте деятельности. Первоклашки с СДВГ могут 10 минут увлечённо заниматься чем-то, потом они отвлекаются на другое занятие
Со временем длительность «внимательного» периода увеличивается, но всё равно отстаёт от возрастной нормы.
Из-за постоянных отвлечений ребёнок допускает множество ошибок в работе, результаты его деятельности оставляют желать лучшего. Простой пример: чтение небольшого текстового отрезка. Гиперактивный школьник читает быстро, делает ошибки, перескакивает с одной строчки на другую, пропускает буквы и даже слова.
Таким детям сложно следовать предложенным инструкциям, алгоритмам, доводить до логического завершения уроки и даже игры. Особенно сложно чрезмерно активным малышам и подросткам самостоятельно организовывать свою деятельность, выполнять установленные правила и придерживаться оговорённых поведенческих норм.
Импульсивность
Импульсивное поведение проявляется сразу в нескольких аспектах. Настроение у гиперактивных детей меняется внезапно. Они могут играть со своими ровесниками, но из-за какого-либо пустяка способны устроить яркую истерику или даже ударить своего партнёра по играм. Если не корректировать подобное поведение, импульсивность перерастает в агрессивность и асоциальные поступки.
Импульсивное поведение характеризуется нетерпеливостью. Ребёнок, не дослушав вопрос, начинает кричать то, что приходит ему в голову. Особенно сложно для него дожидаться своей очереди и терпеть. Если он чего-то хочет, то сделает всё, чтобы заполучить желаемое сразу же. В полном объёме.
Такие поступки часто сопровождаются безрассудством и непониманием опасности. Вследствие этого гиперактивные дети не слушают предостережения родителей и педагогов, ведут себя так, как подсказывает им их желания. Как результат – получение различных травм: лёгких и тяжёлых. Подобное поведение характерно для маленьких детей, а вот для школьников и подростков это уже не является вариантом нормы.
Гиперактивность
Этот симптом предполагает психическую и двигательную расторможенность. Ребёнок с гиперактивностью постоянно в движении, причём они хаотические: дёргание конечностями, прыжки, верчение на стуле, суетливая беготня, тики. При этом школьник может попросту встать со стула во время урока и пройтись по классу, громко крикнуть с места и т.д. У подавляющего большинства таких детей наблюдается диспраксия – неуклюжие действия, неповоротливость, сложности с выполнением точных движений.
Гиперактивный ребёнок много болтает. При этом говорит он громко и быстро, глотает окончания слов, может перебивать собеседников и учителей, теряя мысль и перескакивая с одного вопроса на другой. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью нередко сочетается с логопедическими нарушениями.
Все эти проблемы особенно остро проявляются с момента поступления в школу. Из-за перечисленных выше характеристик детям сложно запоминать большие объёмы информации, работать в одном темпе с одноклассниками, напрягаться при выполнении контрольных работ, требующих умственного напряжения. Вследствие этого гиперактивные дети часто числятся в списке неуспевающих.
Гиперактивность у дошкольников и школьников
Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут
принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него
повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело
просыпается. Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку
сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.
Все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому
гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный
специалист.
Первые признаки СДВГ начиная с грудничкового возраста могут проявлятся в виде следующих симптомов:
частые движения руками и ногами;
хаотичность движений;
задержка развития речи;
неуклюжесть;
расторможенность, бесконтрольность в поведении;
неусидчивость;
невнимательность;
невозможность удерживать внимание на предмете;
частая смена настроения;
постоянная торопливость;
трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
отсутствие страха
Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем
В силу своей физиологии
ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может
концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить
по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам
Причины гиперактивности
По поводу расстройств такого типа до сих пор ведутся споры. Но полный перечень провоцирующих факторов ни один невролог не может назвать, поскольку очень сложно проследить связь между факторами и последующими событиями. Поэтому правильнее считать, что СДВГ развивается при сочетании разных причин влияния. Среди доказанных факторов:
- осложненные либо преждевременные роды;
- связь с вредным производством во время беременности матери;
- курение и злоупотребление алкоголем матери;
- внутриутробные инфекции;
- поздняя беременность после 40 лет;
- погрешности в питании матери в период беременности;
- наследственные заболевания.
Кроме этих причин, существует ряд социальных факторов, которые негативно сказываются на неокрепшей нервной системе ребенка. В их числе:
- факты насилия в семье;
- постоянные скандалы между супругами;
- психологические травмы ребенка;
- низкий социальный уровень, в частности постоянная нехватка средств.
Способствует развитию СДВГ слишком высокие требования родителей. Например, мам и пап часто не устраивают достижения их чада в учебе или творчестве. Постоянное недовольство родителей ломает психику детей, что со временем формирует поведенческие и другие нарушения.
Детская гиперактивность — это не баловство
Скорее всего мы видим не баловство и распущенность, а особенного ребенка с гиперактивной нервной системой. Будет ошибкой обвинять родителей в плохом воспитании, а ребенка в капризности и упрямстве. Просто он необычный и требует нестандартного подхода в воспитании. Назовем это задачей, которую лучше решать совместными усилиями невролога, психолога, родителей и учителей (воспитателей).
Таким образом вполне реально исправить поведение ребенка, научить его общаться, держать себя в руках, расслабляться, следить за своими действиями — в общем, помочь адаптироваться к жизни в обществе. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, чтобы значимые результаты появились к началу школы.
Еще одна мама жалуется: ”У меня такой сынуля: усадить читать или просто успокоить его невозможно. Даже накормить тяжело, он все время куда — то бежит. Не знаю, как мы пойдем в школу.”
Понимаю, насколько это тяжело для родителей. Окружающие взрослые с укором и предвзятостью относятся к шумным маленьким непоседам. Одногодки с ними не играют — просто не поспевают за ними, да и сама игра не клеится. В детском саду, школе таких слишком подвижных “надоедливых” детей не любят, часто предъявляют претензии к родителям. А мамы и папы краснеют, бледнеют, но ничего не могут сделать.
И это еще не самое неприятное. А попробуйте-ка чему — либо научить таких “круть — верть”! На ходу читать, рассматривать картинки, слушать очень тяжело. Получается, что в развитии гиперактивный ребенок отстает от своих сверстников. В школе все только усугубляется: он не может долго сидеть в одной позе, вертится, встает, ходит по классу на уроках, болтает, отвлекая одноклассников, не может сконцентрироваться, не понимает материал.
К чему это ведет, все догадываются
Поэтому, чем раньше вы обратите внимание на импульсивность и чрезмерную активность своего сынишки (дочурки), тем раньше и легче будет определиться с диагнозом и начать действовать
Как выявляют СДВГ?
Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?
СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.
В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.
Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Исследователи поддерживают идею двух различных характеристик СДВГ: невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности. У ребенка, как правило, наблюдают следующие признаки:
Невнимательность:
- трудности с концентрацией внимания;
- несвязные мысли;
- проблемы фокусировки и поддержания внимания;
- проблемы с восприятием услышанного;
- трудности планирования, организации и выполнения задач по времени;
- проблемы с обучением новым навыкам;
- плохая саморегуляция поведения, т. е. трудности контроля и изменения поведения в зависимости от ситуации.
Гиперактивность:
- беспокойство, суетливость, невозможность усидеть на месте: ребенок буквально извивается на стуле, трясет ногой, бродит по комнате, «пританцовывает», трогает/перебирает предметы;
- резкий переход от одного занятия к другому;
- попытки заняться одновременно всем, т. е. сделать больше чем одно дело сразу.
Импульсивность:
- неумение думать, прежде чем действовать;
- нетерпение: выдает ответ до завершения вопроса, заканчивает предложение за кого-то, перебивает, т. к. не умеет ждать очереди в разговоре.
При СДВГ возникают и другие поведенческие проблемы:
- у 60 % детей отмечают вызывающее поведение. Ребенок идет на конфронтацию, «показывает» характер, отказывается выполнять просьбы взрослых, намеренно раздражает их;
- у 25 % детей наблюдают расстройство поведения. Ребенок может врать, воровать, умышленно портить вещи;
- у 30 % детей отмечают специфические трудности в обучении, например, дислексию;
- порядка 33 % детей страдают клинической депрессией;
- у 30 % наблюдают тревожные расстройства.
СДВ – это проблема?
Давайте разбираться пошагово, что такое синдром дефицита внимательности и как с ним бороться. Определенные отличия от нормы в поведении ребенка возникают, в зависимости от возраста. Для детей, посещающих детсад, характерно отсутствие самоконтроля и усидчивости, школьникам свойственна рассеяность, а подросткам – фобии и тревожность.
Однако, для всех групп основной признак отклонения – трудности с концентрацией. Ребенку тяжело долго находиться в одном месте, выполнять одно и то же задание, воспринимать новую информацию и указания. У него могут возникать сложности с самоконтролем. Отслеживается чрезмерная активность, возбужденность или, наоборот, отстраненность (мечтательность). Ребенок старается вести себя хорошо, но безуспешно, ведь расстройство – это не результат недостатка воспитания, а особые процессы в мозгу.
Родители должны помнить, что в появлении синдрома дефицита внимания нет ничьей вины. Своему чаду обязательно нужно помочь, потому что СДВ может стать причиной пониженной самооценки и неуспеваемость в школе. Наиболее распространенными проблемами, которые сопутствуют расстройство, являются:
- депрессия (ребенок отстраняется от мира, спит больше или меньше обычного, часто грустит, теряет интерес к любым занятиям);
- проявление страхов (появляются тревожные мысли, пугливость, беспокойство);
- учебные проблемы (дети с СДВ могут обработать далеко не всю информацию, часто неуспеваемость возникает по нескольким предметам; информация просто не регистрируется в мозгу).
Проявление синдрома дефицита внимания – это проблема, с которой нужно бороться. Перенос расстройства во взрослую жизнь может вылиться в более серьезные последствия – трудности с поиском работы и т.д.
Какие процессы происходят в мозгу ребенка с СДВ?
Поскольку СДВ — это неврологическое расстройство, его проявления можно увидеть не только снаружи, но и внутри – в головном мозге. Исследования доказали, что у детей с таким заболеванием нарушена концентрация тех или иных нейромедиаторов — биохимических веществ, которые отвечают за передачу импульсов между разными отделами головного мозга и нервными клетками всего организма.
Вы наверняка слышали о дофамине, адреналине, серотонине или глицине — эти нейромедиаторы участвуют во многих химических процессах, определяя наше настроение и поведение. К примеру, дофамин отвечает за систему поощрения нашего мозга, вызывая чувство удовольствия, удовлетворения и предвкушения, что благотворно сказывается на обучении и мотивации.
Исследования в области СДВ показали, что у невнимательных, но неимпульсивных детей, склонных к рассеянности, наблюдаются снижение уровня дофамина. Это происходит вследствие нарушения работы коры лобных долей. Упадок сил, отсутствие мотивации и зацикливание на себе наблюдается на фоне снижения активности в мозжечке. Вспыльчивость, тревожность и мрачные мысли у детей с синдромом дефицита внимания говорят о нарушениях в работе височных долей.
Располагая этими фактами, можно медикаментозно воздействовать на уровень нейромедиаторов, корректируя таким образом работу мозга.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины
Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка
- Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
- загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
- прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
- воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
- инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
- конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
- угроза выкидыша;
- асфиксия плода;
- обвитие пуповиной;
- осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
- Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
- заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
- прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
- бронхиальная астма, пневмония;
- тяжелые заболевания почек;
- сердечная недостаточность, порок сердца.
- Генетические факторы. Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.
На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
Диагностика СДВГ
Главная цель диагностических мероприятий при СДВГ — исключение иных патологий нервной системы. Поэтому часто детский невролог на этом этапе работает в тандеме с психологом. Точно дифференцировать синдром гиперактивности и дефицита внимания помогут следующие виды обследования:
- лабораторные исследования крови;
- МРТ головного мозга;
- энцефалограмма;
- ЭКГ .
Помимо этих мероприятий врач может провести нейропсихологическое тестирование. По результатам перечисленных видов обследования детский невролог сможет определить, имеет ли место СДВГ у ребенка, или у него иные расстройства психики. Например, аутизм нередко сочетается с гиперактивностью.