Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Чем полезен оптимизм и нужен ли он вообще?
Оптимизм не означает неразумной радости по поводу и без, не оценивая здраво свои шансы и опору на накопленный жизненный опыт. Это прежде всего, осознание, что завтрашний день будет намного лучше, нежели вчерашний.
Основные преимущества оптимизма
- Помощь в формировании открытого взгляда на мир, независимой точки зрения, умения решительно идти к своей цели;
- Позволяет управлять своими эмоциями, преодолевать сомнения, страхи, разочарования;
- Помогает справляться препятствиями, которые встречаются на жизненном пути;
- Развивает общительность, доброжелательность, эмпатию;
- Служит профилактикой развития психосоматических заболеваний;
- Формирует установку к здоровому образу жизни.
Притча «Осел и колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».
Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец
Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Работа
Следующие шесть принципов – для тех, кто хочет преуспеть в профессиональной сфере в долгосрочной перспективе. Данные правила призваны служить указателями пути в стратегическом плане.
1. Следуйте за своей страстью… и голодайте. По мнению Марти Немко, огромное количество людей, которые решили заниматься тем, что любят, идут в одни и те же сферы, например, в спорт, моду или защиту окружающей среды. В результате спрос и предложение расходятся, и редкие представители следования своей страсти способны достойно зарабатывать.
2. Поставьте себя на место работодателя. Иногда соискатели подчеркивают то, что считают своими самими лучшими качествами. Полезнее использовать такой тест-вопрос для каждой фразы, которую хотите произнести: «Это заставит работодателя захотеть взять меня на работу?» Проверяйте так то, что сообщаете о себе в своем резюме, сопроводительном письме, профиле LinkedIn (или профиле на других сайтах и сервисах по поиску работы) и на самом собеседовании.
3. Никакой пыли в глаза. В наш век маркетинг во всех его формах и вариациях все настойчивее и изощреннее. Не идите у этого на поводу в попытках отретушировать свое резюме и то, как вы себя преподносите. Да, нетворкинг сегодня необходим, как и прекрасный внешный вид, но на них одних далеко не уедешь
Если вам важно преуспеть в долгосрочной перспективе и чувствовать себя уверенно и позитивно, делайте ставку на свои реальные навыки и умения. Постоянно пытаться показаться лучше, чем вы есть, и пускать пыль в глаза не получится
4. Опирайтесь на сильные стороны, обходите слабости. Мы гораздо более устойчивы в том, какие мы есть, чем нам порой хочется думать. Марти Немко с его многолетней практикой в коучинге как никто об этом знает. Потому имеет смысл делать ставку на свои сильные стороны и достоинства, выбирая соответствующие занятия, сферу деятельности и хобби. (Лучше понять свои сильные и слабые стороны может помочь наша 4-недельная онлайн программа «Самопознание».)
В свою очередь, собственные слабости и недостатки нужно в первую очередь осознать и признать. Можно попробовать их исправить, особенно если они вам мешают жить и быть счастливым, либо же вредят другим и не позволяют выстраивать здоровые отношения с людьми вокруг. (Возможно, вам будут полезны программы, обучающие навыкам психической саморегуляции и коммуникации). Однако же мудрее будет перестать тратить силы на то, чтобы изменить себя и развить что-то вам не присущее, и играть на своих сильных сторонах.
5. Максимальный вклад вместо баланса «работа-жизнь». Немко предлагает здесь переосмыслить положения подхода «work-life balance», и посвящать свое свободное от работы время не «отдыху», а более осмысленным и социально значимым занятиям. Это может быть что-то, что улучшает жизнь людей рядом с вами, помогает тем, кому вы можете помочь, и несет какой-то ценный вклад в общество
Конечно же, обращайте внимание на то, сколько у вас сил и энергии, и помните о себе
В то же время это может быть и прекрасным отдыхом для вас и даже увлечением. Как нам кажется, Марти Немко хочет подчеркнуть, что качество жизни не завязано на количестве отдыха и личного времени, а скорее на удовлетворении от того вклада и ценности, которые вы привносите в жизнь. Даже работая много, вы можете жить полноценной и удовлетворяющей жизнью, следуя этой рекомендации, находя применения своим дарам и способностям.
6. Вверх – это не единственное направление. Не для всех правильно и полезно стремиться к новым вершинам. Возможно, именно вам, именно сейчас или именно в этом деле стоит притормозить и оглянуться вокруг, увидеть другие направления и пути. Будет мудро увидеть всю картину в целом:
Имеет ли реальные перспективы данная работа, должность или направление, и стоит ли стремиться на самый верх?
На данном этапе моей жизни действительно так важно непременно добиваться успеха?
Может, наоборот, стоит отказаться от каких-то обязанностей и занятий и сбавить темп?
Стоит ли желаемая цель той цены, которую она запрашивает?
Таким образом, получается, что универсального рецепта идеальной карьеры и успеха нет, и в первую очередь, важно четко видеть свое направление. Предлагаем вам подумать над этими вопросами, так же, как и над вышеперечисленными правилами, прежде чем бросаться в бой за новые достижения
Вполне вероятно, что такой анализ поможет увидеть, что именно проседает в вашей сфере работы, и на что нужно направить свои усилия.
От 0 до 1 года
Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм
Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.
Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.
Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.
Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.
Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.
Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание
Со временем младенец научится другим способам коммуникации.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.
Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.
Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».
А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью
И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы
Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.
Unsplash / Aswin
От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.
Использование технических новшеств на даче
Считается, что ведение сада и огорода на даче основано на устаревших ручных методах. Это не так. Использование современной техники в условиях дачи способствует минимизации затрачиваемых сил и времени. Например:
Использование греющего кабеля в теплицах, способствует раннему урожаю и снижению рисков, связанных с периодами заморозков. С помощью теплых грядок можно выращивать теплолюбивые растения, даже в суровых сибирских условиях;
Для полива нужно будет лишь повернуть кран. Кроме того, можно автоматизировать процесс полива и установить определенное время, когда система будет самостоятельно производить полив растений на участке.
Спорт подождет
Не загоняйте себя похудением и возвращением в добеременную форму. Не секрет, что появление ребенка меняет в жизни женщины всё — тело, здоровье, образ жизни, ценности и иногда даже мировоззрение. Но если мировоззрение и ценности в инстаграм не выставишь, то подтянутую за считанные недели после родов фигуру можно и модно. И вот молодые мамы чуть ли не из роддома начинают записываться в фитнес клубы и онлайн марафоны, чтобы скорее похудеть и вернуть заветные формы. Изменения тела настолько пугают, что снова стать «девушкой с обложки» любой ценой превращается в помешательство. Но соответствие фигуры каким-либо параметрам и скорость возвращения к ним после родов — это всего лишь навязанный стереотип. Да, изменения фигуры у большинства из нас после родов неизбежны, но они временны. Примите это как данность. Через несколько месяцев ребенок подрастет и будет чуть меньше зависеть от вас, тогда появятся и возможности, и силы подкорректировать смущающие моменты. Всему свое время, как бы банально это ни звучало сейчас.
Прогулки
Проводить больше времени на свежем воздухе всем пойдет на пользу: дети спят или играют на улице, а для молодой мамы уменьшается количество домашней уборки за малышами после активных игр.
Первое, что пригодится молодой маме – коляска для погодок, по размеру она немного больше и тяжелее обычной коляски. Но это намного удобнее, чем иметь 2 коляски или носить одного малыша на руках.
Младшего ребенка можно носить в слинге – и дома, и на прогулках. Для холодного времени года есть специальные женские куртки с дополнительным пространством для малыша в слинге.
Также для прогулок или долгих отъездов с детьми полезно иметь специальную сумку, где будут находиться полезные мелочи для малыша: салфетки, запасные памперсы, бутылочка с водой, погремушки и др.
Соблюдайте режим дня
Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм. Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д. Родители иногда удивляются — не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность. В обратном же случае рождается ощущение хаоса и как следствие — непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша — утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме. Когда он заранее знает «программу» дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится «дружить со временем»: он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет поиграть. Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.
Откуда берется оптимизм?
Все дети без исключения появляются на свет оптимистами. Они одаривают нас радостной улыбкой еще будучи в пеленках, старательно учатся делать первые шаги, невзирая на падения и ушибы. Самая главная задача родителей – не загубить в своем чаде умения радоваться жизни, научить ощущать удовольствие от событий повседневной жизни. Своими запретами, мы можем вызвать у ребенка нежелание познавать окружающий мир и радоваться от тех или иных действий. Это способствует формированию чувства опасности, боязни инициативы и самостоятельных действий.
При общении с ребенком, мать и отец делятся с ним собственным восприятием мира. Если жизненным кредом родителей является радость от повседневной жизни, спокойное восприятие действительности, преодоление трудностей и уверенность в себе – они способны «заразить» столь прекрасной привычкой и ребенка.
Оптимизму можно научить. Самое главное не упустить момент. Когда малыш только- только начинает делать самостоятельные шаги, пытается сделать что-либо своими силами, стоит похвалить, чтобы у него возникло ощущение уверенности в себе и желание дальше познавать окружающий мир, зная, что взрослые его поддержат. Именно родители должны развить в ребенке положительное восприятие окружающего мира.
Лайфхак №3: Приготовление еды
Такой совет поможет вернуть позитив в отношениях со спутником жизни и обеспечит формирование запаса еды, который позволит забыть о заботах с приготовлением еды на несколько дней. В большинстве случаев при появлении ребенка общение между родителями сводится к просмотру какого-то фильма после того, как малыш засыпает. Если такое положение вещей в семье, то стоит поместить на кухню либо маленький телевизор, либо ноутбук, что сделает менее скучным приготовление различных блюд, к которому можно привлечь и мужа.
Совместное приготовление пищи поможет супругам вновь сблизиться и подарит массу положительных эмоций, а пельмени и котлеты, помещенные в морозильную камеру, обеспечат семью едой на неделю. В остальном нужно будет только сварить макароны или картофель в качестве гарнира.
Интересно: Тринадцать лайфхаков для мам грудничков… и пап тоже
Долой чувство вины
Мы все не идеальны, мы все делаем ошибки, особенно, мама, и особенно, если это ее первый ребенок. Чувство вины по любому поводу — это вообще одна из наиболее частых эмоций матери первого года. Каждой из нас в определенный момент нужна внешняя помощь. Работа мамой — одна из самых сложных и самых неоцененных. Не занимайтесь самобичеванием, если чувствуете, что не справляетесь и нуждаетесь в помощи. Есть бесплатные телефоны поддержки для женщин в сложных жизненных ситуациях, где вас выслушают специалисты и окажут нужную психологическую или юридическую помощь. Это абсолютно бесплатно и конфиденциально.
- Горячая линия по поддержке материнства — 8-800-222-05-45 (бесплатный звонок из любой точки России);
- Кризисный центр помощи женщинам и детям — +7 (499) 977 20-10 и +7 (499) 492 46-89 (Москва);
- Телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 (бесплатный звонок из любой точки России).
Разноцветное молоко, которое движется
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.
Что делаем:
- Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
- С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
- Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
- Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
- Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.
Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут
Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
62.64%
Не особо увлекается экспериментами 11.49%
Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 25.86%
Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.
Советы родителям от психолога
Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.
- Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
- Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Поддержка родителей – самое важное для ребенка
Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.
А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Покупка неприхотливых сортов растений
Чтобы не хлопотать дни напролет возле грядок, стоит посмотреть на территорию участка здравым взглядом
Для этого важно:
- Отказаться от чрезмерно прихотливых овощей, фруктов и ягод;
- Засадить цветники многолетними растениями, которые способны комфортно существовать без пересадки длительный промежуток времени;
- Покупать морозостойкие сорта растений.
Ремонтантная малина, вместо обычной. Такие кусты малины неприхотливы, не требуют подрезания отдельных побегов, пригибания на зимний период. Достаточно просто выкосить все кусты, тем самым избавившись от вредоносных насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Заменить крупноцветковые сортовые тюльпаны, выведенными от них ботаническими. Последние тюльпаны имеют сравнительно маленькие бутоны, однако порадуют покупателя:
- Разнообразием форм и цветов;
- Более ранним цветением, практически на полмесяца раньше обычных;
Отсутствием необходимости в выкапывании и последующем закапывании луковиц в грунт.
Обязательно берите в расчет морозоустойчивость засаживаемых культур. Не стоит тратить силы и время на экзотические растения, если климат абсолютно им не соответствует. Также, желательно сократить до минимальных цифр, либо полностью исключить посадку культур, которые необходимо укрывать на зимний период.
Запрещенные приемы
-
Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается — «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время». Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно — по-человечески.
-
Пугать. «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» — кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.
-
Использовать угрозы, которые не сможете реализовать. Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.
-
Поддаваться на провокации. Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»
-
Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.
-
Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.
-
Припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило «наказан — прощен — забыто».
-
Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.
-
Унижать. Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.
-
Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка. «Вот придет отец, он тебе устроит» — нельзя быть хорошим за счет другого человека.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на .
Лайфхак №4: Сборы на прогулку
Такая рекомендация поможет в короткие сроки собрать ребенка на прогулку. Одеть младенца зачастую тяжело. Этот процесс может отнимать много времени у родителей. Гипертонус мешает ему полностью выпрямить ручки и ножки. С теми детьми, которые уже немного подросли, возникает другая проблема. Они начинают активно капризничать, балуются и стараются избавиться от элементов одежды, которые старательно надевают на них родители.
Если маленькому ребенку не нравится тот или иной элемент одежды, то стоит от него отказаться. Для ребенка в возрасте от 6 месяцев до года наиболее удобной одеждой считаются слипы, которые представляют собой комбинезоны на кнопках. Существуют даже такие модели, которые позволяют менять подгузник.