Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?
Фото Pexels
- Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
- Допускать естественные последствия – истинные наказания.
- Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
- Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
- А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
- Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
- Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.
Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.
Комментарий психолога Екатерины Пластеевой
Как воспитывать ребенка, не наказывая его?
Я считаю, что самое главное в воспитании ребенка — понимание и принятие его чувств. И, если при этом родитель что-то делает по своему, может возникать конфликт. И это здорово. Потребности могут сталкиваться. И на следующих этапах вступают в силу договоренности, взаимные уступки.
Зачастую родители не верят в такую схему отношений. Они видят детей отрицательными, не способными к договорённостям. Скажу вам по секрету, как специалист с 30-летним стажем работы. Это родители не умеют договариваться, а дети могут. Физическое наказание в корне ломает психику ребенка. Да, солдата можно таким способом воспитать хорошего. Но дать возможность своему ребенку быть счастливым, вряд ли.
Ситуация 3. Ребенку запрещают плакать
Родители могут запрещать ребенку плакать, а также злиться, смеяться, грустить или выражать любые другие эмоции. В этом случае страдают эмоциональные границы.
Если ребенок подавил злость или сделал вид, что не обижен, это не значит, что он перестал злиться или обижаться. Просто эмоции загнаны в темный угол, из которого они рано или поздно вылезут в искаженной форме в виде непонятных капризов, хронического раздражения на родителей и даже болезней.
Задача родителей не подавлять эмоции, а научить выплескивать их безопасно для окружающих и для самого ребенка. Как это делать — тема отдельной статьи.
Мешают отстаиванию эмоциональных границ такие утверждения:
«Мальчик не должен плакать».
«Девочка всегда должна быть доброй».
«Злиться — плохо».
Ситуация 5. Ребенка стыдят, когда он не делится
«Фу, жадина», «дай ему машинку, ты же ей все равно не играешь» — эти фразы звучат на каждом шагу, а ведь это нарушение материальных границ.
Материальные границы — это отстаивание личной собственности. А у ребенка уже таковая имеется. Он имеет право отказаться делиться своей игрушкой. И вправе подарить ее кому и когда захочет. Если родители уважают эти границы, они не будут при этом стыдить, ругать и делать недовольное лицо.
Сегодняшним родителям это особенно трудно. Отголоски лозунгов СССР («все общее») дают о себе знать
Но принять материальные границы ребенка очень важно. Иначе он и сам не будет их чувствовать по отношению к другим людям
Отсюда воровство, отнимание силой и обиды на тех, кто чего-то не дал.
Психологические последствия насилия над ребенком
С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.
Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.
Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.
Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.
Как вести себя с токсичными родителями
- Признайте факт токсичности. Отделите своих родителей от себе. Их проблемы — это их проблемы. У вас своя жизнь. Не тратьте время на бесплодные попытки перевоспитания. Лучше займитесь собой и залечите собственные раны.
- Поведение ваших родителей ни на йоту не оправдано каким бы то ни было вашим поведением или поступком.
- Смиритесь с тем, что чуда не произойдет и, увы, теплыми и доверительными отношения уже не станут. Работайте лишь над тем, чтобы они были для вас минимально травматичными. Защищайте себя.
- Если обстоятельства не позволяют жить отдельно от токсичных родителей, старайтесь максимально отключаться от ситуации. Выплескивайте отрицательную энергию в спорте, танцах, бегайте. Наполните жизнь общением с единомышленниками. Читайте специальную литературу, чтобы понимать, как себя обезопасить.
- Раз и навсегда пообещайте себе не попадаться снова в эту ловушку. Оправданий токсичности нет. Точка. Заботиться о себе и своем благополучии — это не эгоизм и не неблагодарность. Это норма.
Пятью пунктами тема последствий воспитания токсичными родителями, конечно, не исчерпывается. Чтобы «починить» поломанную психику, потребуется не один сеанс работы со специалистом. Но это того стоит. Ведь речь идет о базовых установках: любви к себе, восприятии мира, отношениях и т. д.
Грамотный психотерапевт ответит на все вопросы, развеет страхи, сомнения, комплексы и ложные убеждения. Разобрав эту тему до мельчайших подробностей, вы сможете избавиться от скелета в шкафу. Поняв и приняв себя, вы пойдете по жизни без ненужного груза и сможете воспитывать уже своего ребенка с чистого листа, так, как сами посчитаете приемлемым.
Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни
Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.
Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.
Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.
Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.
Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.
Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.
Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.
А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?
Ирина Краморова
Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.
Как перестать опекать
Перестать опекать — значит разрешить себе быть не идеальной, а достаточно хорошей мамой.
Лучшее, что родители могут сделать для своих детей, ― это пройти курс психотерапии, решить свои проблемы и не тащить их в отношения с ребёнком.
Но можно постараться справиться самостоятельно. Вот несколько правил.
Выяснить, чрезмерна ли забота
Есть ситуации, когда подросший ребёнок может именно так считать, хотя ваши просьбы основываются на каких-то законных фактах. Например, дети, не достигшие совершеннолетия, должны быть дома в 22:00. Конечно, такое требование со стороны родителей может показаться сверхмерным. Но таков закон.
Попробовать понять, что заставляет вести себя так, а не иначе: реальные угрозы или старые страхи
Например, часто бабушки и мамы более взрослого возраста перекармливают детей, помня голодные годы войн, нехватку продуктов в перестройку. У кого-то травма голода унаследована и, кажется, закодирована в генах.
Перестать всё делать самим
Доверить что-то ребёнку. Поначалу у него будет плохо получаться, но это не повод ругать. Наоборот, стоит грамотно похвалить и не переделывать при нём. Если требуется, переделывать, когда он не видит.
Научиться слушать и слышать своего ребёнка, его страхи, его переживания
Вести себя эмоционально грамотно в разговоре с ребёнком. Например, пошаговую инструкцию можно найти в книге Клода Штайнера «Эмоциональная грамотность».
Найти себе и своим увлечениям место в жизни
Сверхзабота, как правило, отнимает всё возможное свободное время. Стоит забрать его обратно.
Понять, что процесс сепарации (отделения) наполнен тревогой
Надо научиться жить с этой тревогой и брать ответственность.
Вспомнить, что ребёнок — это отдельная личность
Мама не равна ребёнку, как и ребёнок не равен маме. Он не может быть продолжением своих родителей.
Снять ребёнка с пьедестала
Потребности ребёнка важны, но мамины — не меньше. Не стоит отдавать последний кусок торта, лишь бы всё досталось малышу. Стоит включить здоровый эгоизм.
Не переоценивать свою значимость
Для ребёнка мама или папа — это не целый мир. Кроме родителей воспитанием займутся садик, школа, улица, друзья, значимые взрослые. Стоит просто быть рядом.
Разрешить себе ошибаться
Ребёнок может надевать колготки наизнанку и считать ворон на уроках. Это его право. Родитель тоже может позволить себе совершать глупости, лениться и просто ошибаться.
Бывает такое, что в гиперопеке люди чувствуют себя хорошо, им комфортно и они выбирают так жить дальше. Жизнь может быть достаточно счастливой, пока гиперопекун находится рядом.
Иллюстрация: Lorena G / Dribbble
Причины
Чаще всего излишней заботой страдают мамы и бабушки, у которых есть психологические сложности:
повышенная тревожность, вызванная навязчивыми страхами;
недостаток любви и понимания в собственном детстве, который становится в некотором роде компенсацией ошибок собственных родителей;
перфекционизм как желание быть идеальным родителем идеального ребёнка;
способ самореализации в формате компенсации неудач, например в карьере;
чувство вины из-за неприятия ребёнка таким, как есть;
ужас перед взрослением, боязнь одинокой старости;
желание получить внимание, даже от собственного малыша.
В отдельную категорию гиперопекунов можно выделить мам, которые слишком долго ждали появления ребёнка или у которых были сложности во время беременности или родов. Их чрезмерная забота обусловлена физиологическими инстинктами: выносить, спасти, выжить.
Какими бы мотивами ни руководствовались родители, они воспитывают ребёнка, передавая свои предписания. Дети впитывают всё с раннего возраста, когда ещё нет ни логики, ни критики. Эти предписания становятся жизненными принципами уже следующего поколения.
Жизнь в парадигме «тиран-жертва»
— Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?
— Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может, это странно звучит, но таковы далеко идущие последствия, и они более глобальные, чем синяки и телесные побои. Люди, которых били, теряют способность доверять. Потому что любящий беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль – значит, чтобы избежать боли, надо не доверять, нельзя любить.
При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь при стрессе наступает паника, и в стрессовых условиях применяются самые простые, эффективные средства защиты, и мораль в данном случае — уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе, и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.
— Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?
— У детей, растущих в напряжении, в частых ситуациях насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность, и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если им не занимались. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем «сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.
Если было грубое физическое насилие, тут могут быть разные ситуации. В случае с разовым эпизодом, например, со стороны какого-то постороннего, ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии он может довольно быстро восстановиться.
Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, они находятся в эмоциональной зависимости от насильника и усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попав в нормальные условия, они сами станут насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.
— Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?
— Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Но если это были редкие эпизоды, интеллект может и не пострадать.
— Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?
— Зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут присутствовать. Если ребенок сломлен, он, наоборот, теряет способность защищаться. Опять же, это выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если характер сильный, человек постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.
В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.
Истоки ошибок в воспитании
Сложная задача – выработать и соблюдать правильный, последовательный стиль воспитания. Что делать? Чтобы стать образцовым, ответственным родителем следует узнать обстоятельства, провоцирующие хроническое стрессовое состояние у юной личности. Исследовать стили родительского поведения, типичные реакции на повседневные явления, традиционное отношение к ребенку, которые препятствуют нормальному развитию здорового человека.
Изучить плодовитую почву для выращивания психических проблем – бесполезных стереотипов мышления и ошибочных шаблонов действия взрослых. Ознакомиться с семенами родительского невежества, из которых вырастает гигантское дерево с обильными плодами: меланхолией, тревогой, агрессией, аддикцией, гиперактивностью, дефицитом внимания, суицидальным поведением.
Как формируются личные границы у ребенка
Первые личные границы, которые начинают формироваться у ребенка, — физические. Рождаясь, он отделяется от тела матери, но не до конца, границы размыты.
У младенца многих личных границ еще нет, поэтому когда родители решают все за него, они ничего не нарушают. Мать чувствует тесную связь с малышом. Это заметно даже из речи. Она говорит «мы прибавили в весе» или «у нас болит горлышко». Прибавил в весе и заболел только малыш, но мама еще не может отделить себя от него.
Но вот ребенок научился ползать, потом ходить — его личные границы стали проявляться четче. Теперь от реакции и чуткости родителей зависит, будут ли они крепнуть или искажаться, уходя постепенно в протесты или вялую покорность. Чем старше становится ребенок, тем дальше его физические границы отодвигают его от родителей. Если родители не удерживают ребенка рядом.
За физическими постепенно выстраиваются и с каждым годом расширяются и другие виды границ.
На первый взгляд это может показаться страшным («я теряю связь с собственным ребенком»), но это единственный путь к отделению и способности жить самостоятельной жизнью и способностью позаботиться не только о себе, но и о постаревших родителях.
Кармический долг
Неважно, верите вы или нет в карму или то, что каждый получит по своим заслугам, существуют определенные духовные законы, который действуют, вне зависимости от ваших верований и убеждений.
Помните о том, что те или иные убеждения или же их отсутствие не освобождают вас от ответственности.
Эти законы существуют и работают, и все те, кто совершают неправильные поступки, должны будут ответить за них. Это и есть карма.
Действия ваших предков даже сейчас влияют на вашу жизнь и жизнь ваших детей. Ваши действия повлияют на жизнь тех, кто родится после вас. Таким образом Вселенная заставляет вас нести ответственность за свои действия. Ведь осознание того, что ваши поступки влияют не только на вашу собственную карму, но и карму ваших детей, помогает избежать множества ошибок и серьезных проступков.
Наверняка вы любите своих детей
Если да, то вам нужно обратить внимание на свои мысли и действия, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам благословенную жизнь.. Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.
Есть много людей, которым все равно, что происходит с ними лично, но когда речь заходит об их детях, это уже становится совсем другой историей.
Однако, есть и те, кому абсолютно наплевать, что получат их дети в результате неправильной тропы, выбранной их родителями. В этом случае стоит отметить, что у Кармы своеобразное чувство юмора, которая может сыграть злую шутку с такими людьми.
Они переживут реинкарнацию и родятся вновь уже в теле их собственных внуков или правнуков, таким образом они будут настигнуты своей собственной кармой, пусть даже в теле другого человека.
Этот кармический закон может быть смягчен только благодаря тому, что человек будет проживать честную, искреннюю духовную жизнь. И здесь речь не идет о религиозности или глубокой вере в Бога.
Просто каждый человек должен жить так, чтобы приносить счастье себе, своим близким и окружающим его людям.
Вам нужно больше знать, насколько важна карма и что кармические законы распространяются на каждого из нас. Это касается не только верующих людей. Закон работает один для всех. Невежество и незнание этих законов не освобождает вас от ответственности.
Вы должны знать как работает великий Закон кармы, потому что всё, что вы совершаете, влияет на вас, вашу семью и вашу жизнь
Не быть осведомленным о чем-то важном, что влияет на каждый этап вашей жизни, является преступлением.. Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.
Кроме того, невежество приводит к страданиям, неправильным представлениям, ошибочным восприятиям и, в конечном счете, менталитету жертвы.
Эффект наказания
К сожалению, наказание эффективно только для сдерживания ненадлежащего поведения, поскольку вызывает у детей опасения. Дети опасаются за своё имущество (может быть отнято), привилегии (отменены), предпочтения (использованы против них) и даже безопасность и благополучие (если они обычно причиняют боль или вред от имени наказания).
Дети не обязательно понимают, почему их поведение было неправильным, или как их поведение отрицательно повлияло на других. Напротив, влияние дисциплины на детей часто является повышенным чувством ответственности, уверенностью в себе и способностью отличать соответствующее от ненадлежащего поведения.
Наказание или преднамеренное причинение неприятностей тому, кто, как считается, совершил ошибку, очень заманчивы для некоторых родителей. В разгар момента легко попасть в ловушку, чтобы ребёнок плохо себя почувствовал в ответ на их собственное плохое поведение. Однако наказание не учит ребёнка ничему, кроме того, что хорошо причинять боль другим. Вместо этого родители должны стремиться дисциплинировать детей, чтобы помочь им улучшить себя и своё поведение.
Дисциплинированные дети будут счастливыми, здоровыми и продуктивными членами не только семьи, но и общества.
Последствия гиперопеки
Для ребёнка:
- неуверенность в себе;
- инфантильность;
- эгоистичность;
- асоциальность;
- неадекватная самооценка;
- несформированность бытовых навыков;
- заторможенность или расторможенность;
- неумение принимать решения;
- боязнь ошибок;
- стеснительность;
- чрезмерная агрессия;
- повышенное желание самостоятельности;
- зависимость от чужого мнения;
- бунтарство.
Для родителя:
- раздражительность из-за несовпадения «ожидание — реальность»;
- конфликтность;
- ощущение «Только я здесь делаю хоть что-то»;
- повышенное чувство страха;
- зависимость от одобрения окружающих;
- неадекватная оценка действий ребёнка;
- эгоистичность;
- боязнь ошибок.
Здоровую заботу можно отличить от гиперболизированной — забота продиктована любовью. Мне очень нравится определение, данное Эрихом Фроммом: «Любовь ― это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Нужно думать не только о сохранении жизни любимого человека, но и о его постоянном развитии.
А гиперопека, как мы убедились на примерах, не даёт развиваться в направлении, которое созвучно потребностям опекаемого. Поэтому грань проходит там, где есть осознанная любовь. Люблю я? Заинтересована ли я в развитии ребёнка? Готов ли я помогать? Или я любовью готов задушить?
Извиниться и найти причины своего поведения
Но сначала родители должны извиниться перед своим ребенком. Вот так они показывают своему ребенку, как справляться с ошибками: признавая их и давая понять другим, что есть сожаление. Можно взять ребенка на руки (если ему это нравится), поднять или опуститься к нему на уровень глаз и объяснить ему, что это было неправильно, что взрослый причинил ему боль. Объяснить, что родители были очень напряжены в тот момент и сожалеют, что взбесились. Сказать, что они больше не хотите этого делать, и извиниться перед ребенком.
Важно разобраться с собой тоже:
- Что послужило толчком для такого психического расстройства? На что именно разозлился взрослый, что в поведении ребенка разозлило?
- Проследите, а что было раньше? Родители долгое время подвергались стрессу / беспокойству / переживали серьёзные проблемы?
- Какие потребности были или не были удовлетворены, из-за чего они так плохо себя чувствовали? Например: отдых, время для себя, сон, общение со взрослыми людьми…
- Какой лучший способ позаботиться о себе, чтобы не нервничать? Например, можно запланировать небольшие периоды отдыха днем и/или вечером, привлечь в качестве помощника своего супруга или бабушку и дедушку на выходных и сделать что-нибудь приятное для себя, заняться спортом или погулять.
- Как вы узнали, что становитесь все злее и злее? Например, этому предшествовали приливы жара, гневные мысли, учащенное сердцебиение… В следующий раз, когда будут замечены эти признаки, можно ли что-то сделать, чтобы выйти из ситуации, вместо того, чтобы взорваться? Возможные варианты, например: сказать, что вам нужно выпить воды/ сходить в ванную, чтобы отойти на некоторое расстояние. Сделать три глубоких вдоха и выдоха. Сжать кулак, сосчитать до пяти и отпустить. Подумать вот так: «Я буду сохранять спокойствие, мой ребенок не хотел меня довести до такого состояния» (или что-то подобное).
Оформление протокола об административном правонарушении
Ошибки при составлении протокола могут стать причиной прекращения дела об административном правонарушении. Статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе должны быть отражены:
- дата и место его составления;
- должность и Ф.И.О. составителя;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол (Ф.И.О., адрес и данные документа, удостоверяющего личность);
- место и время совершения административного правонарушения;
- статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение;
- Ф.И.О. и адреса свидетелей и потерпевших;
- объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и др.