Некоторые основные моменты Великой дидактики Коменского
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав Великой дидактики Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
- Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
- Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
- Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент
Второе основоположение гласит:
- Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
- Ум должен развиваться раньше, чем язык
- Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
- Примеры должны служить основой правил
Четвёртое основоположение гласит:
Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет
Шестое основоположение гласит:
- Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
- Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом
Седьмое основоположение гласит:
- Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
- Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
- Юношеское образование следует начинать рано
- Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
- Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы
Второе основоположение гласит:
- В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
- Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению
Третье основоположение гласит:
- Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
- Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
- Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.
Принцип № 2: поддержка вопреки всему
Любому человеку хочется, чтобы его близкие всегда были на его стороне и вступались за него в неприятных ситуациях, если для этого есть необходимость. Точно так же дело обстоит и с детьми. Чувство вины, которое может съедать сутками, постоянная борьба и конкуренция – это те факторы, которые могут повлечь развитие неустойчивой психики и развитие комплексов. В процессе воспитания необходимо давать как можно больше поддержки и одобрения ребенку при любых обстоятельствах. Даже если он не совсем прав.
Поддержка родителей – для ребенка главное
Это не означает, что нужно закрывать глаза на аморальные поступки, плохое поведение или любые другие негативные стороны ребенка.
Естественно, нужно поговорить, объяснить неправильность действий чада, направить его на истинный путь. Рассказать, что есть «плохо», а что – «хорошо». Но, не смотря на это, вопреки всему ребенку нужна поддержка. Ругая его за неправильные поступки, нельзя забывать о доброте и благосклонности к нему. «Чтобы ни случилось – я всегда буду рядом», – это те слова, которые хочет услышать малыш. Таким образом, у него пропадет желание делать что-то на зло, совершать пакости. Он прочувствует на себе добро. Ему захочется самому творить добро.
Поддержка в подростковом возрасте важна особенно
Иной пример: часто не только детей, но и взрослых людей считают воспитанными тогда, когда они отказываться от своих желаний и делают так, как удобно для окружающих. В обществе принято, что со всеми нужно делиться и не жадничать. Быть жадиной – плохо. Но если та самая «отдача» приносит вред человеку (внутренний дискомфорт, например), то зачем идти в ногу со стереотипами и пытаться всем угодить? Ребенок не хочет делиться своими игрушками с наглыми детьми, но для приветливых и вежливых он всегда рад дать их. Боевой посыл одного ребенка вызывает боевую реакцию второго, а окружающие осуждают так званую «жадину». Зачем ругать свое чадо за нежелание поделиться игрушками с наглецом? Нужно поддержать его, это ваш ребенок и его желания стоят превыше любого из окружающих. По сути, он имеет право распоряжаться ими так, как пожелает. Поддержка близкого человека в подобных ситуациях необходима как воздух.
Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.
Советы родителям от психолога
Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.
- Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
- Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Поддержка родителей – самое важное для ребенка
Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.
А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.
https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ
Воспитательные системы
На сегодняшний день наиболее распространены и популярны 4 воспитательные системы (школы, методики):
- Макаренко — идея воспитания ребёнка как самостоятельного члена общества, имеющего точку зрения;
- Сухомлинского — гуманная педагогическая система, в рамках которой отсутствуют наказания;
- Вальдорфская — подчинение системы воспитания не запросам общества, а законам детского физического и психического развития в соответствии с возрастной периодизацией;
- Монтессори — индивидуальный подход к воспитанию, позволяющий каждой маленькой личности развиваться в своём собственном темпе, посредством личного опыта в специально подготовленной для этого среде.
Родители имеют право выбрать одну из данных традиционных систем или найти какую-нибудь инновационную. Могут взять для себя что-то полезное из каждой и комбинировать их. Несмотря на разный подход к воспитанию, многие принципы в рамках данных концепций перекликаются:
Какие принципы воспитания заимствовать из той или иной системы — решать только родителям.
Лекция 2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
План лекции:
1. Жизненный путь Ж.-Ж.Руссо.
2. Теория естественного и свободного воспитания – центр педагогической теории Ж.-Ж.Руссо.
3. Возрастная периодизация. Задачи, содержание и методы воспитания и обучения.
Выдающийся мыслитель, высказавший оригинальные идеи, оказавший большое влияние на развитие педагогической теории и практики Ж.-Ж.Руссо родился в Женеве в семье ремесленника (1712-1778). Не получил систематического образования. Непродолжительное время учился в городской школе, затем покинул отчий дом, очень много скитался (Швейцария, Франция), попробовал себя в разных профессиях (ремесле, разнорабочим, писал статьи, врачевал и даже поработал педагогом). Всего, чего достиг мыслитель, добился самообразованием. Уже сложившимся человеком приезжает в Париж и знакомится с энциклопедистами (Гельвеций, Дидро и др.). По совету Дидро участвует в конкурсе научных работ Дижонской академии. Пишет сочинение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?», за что получает премию академии и становится известным в научных кругах. В 1762 был опубликован социально-педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», который делает автора всемирно известным. Этот роман был принят неоднозначно: были ярые противники, так и сторонники идей автора. Официально роман был запрещен, его стали публично сжигать, автора обвинили в богохульстве и даже был отдан приказ о его аресте. Ж.-Ж.Руссо был вынужден скрыться. Во Францию он возвращается на склоне лет. Интерес вызывает эпитафия на камне Ж.-Ж.Руссо: «Здесь покоится человек природы и истины».
В основе его педагогических воззрений лежит идея естественного и свободного воспитания. Человек должен воспитываться естественно, т.е. сообразно собственной природе. В этом была принципиально отличительная черта идеи природосообразности Ж.-Ж.Руссо от Я.А.Коменского. Воспитание следует природе ребенка. Воспитание человек получает из трех источников: от природы, окружающих людей и от вещей. Правильно если все три фактора действуют согласованно. Идеи естественного и свободного воспитания составляют единое целое. «Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», — писал он. Истинно свободным является человек, живущий своим трудом. Поэтому надо воспитывать такого человека, который бы ни от кого не зависел, ценил бы свою свободу и умел её защищать. Человек, ценящий свою свободу, будет конечно уважать и свободу других людей. Мыслитель выступает против схоластической школы с её зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями. Он требовал уважения к личности ребенка, следование его интересам и запросам. Доминирующие идеи: гуманизм, демократизм, всестороннее развитие человека, любовь к ребенку, подчинение обучения воспитанию и воспитание, соответствующее возрасту.
Воспитание должно организовано с первого дня рождения и до вступления человека в брак. Цель воспитания – высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Цель обучения – вооружить полезными практическими умениями. Возрастная периодизация: 1) от рождения до 2 лет; 2) от 2 до 12 лет; 3) от 12 до 15 и 4) от 15 лет до совершеннолетия. Периодизация не была лишена диалектики. В первый период акцент делается на физическое воспитание: укрепление здоровья, закаливание, никаких лекарств, материнское молоко, свобода движений, никаких ограничений, в том числе в виде режимов дня, следование естественным потребностям, не форсировать развитие речи, приучать к темноте, незнакомым людям и предметам. Второй период «сна разума», когда ребенок не может рассуждать и логически мыслить. Нужно развивать «внешние чувства». Измерять, взвешивать, сравнивать ребенку самому, когда он в этом почувствует нужду. В третий период широко разворачивается умственное воспитание. Развитие любознательности, поиски ответов на собственные вопросы, ребенок «не выучивает науку, а выдумывает». Обучение ремеслу и широкое трудовое воспитание. И в четвертый «период бурь и страстей» осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Эмиль возвращается в общество и начинается общественное воспитание. «Жить – вот ремесло, которому я его хочу обучить. Выйдя из моих рук, он не будет – я согласен с этим – ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего, человеком».
Последнее изменение: Среда, 12 Ноябрь 2014, 15:48
Четвертый принцип
Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества. Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели. Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.
Меры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку
Педагогические принципы Ж. Руссо
- содержание и методы обучения должны способствовать самоопределению и активности ученика. В процессе обучения студент всегда должен быть поставлен в положение исследователя, который сам претендует на открытие научных истин. «Пусть он, — писал Руссо, — приходит к знаниям не через вас, а через себя; пусть он не заучивает науку наизусть, а изобретает ее сам».
- Знания нужно получать не из книг, а из жизни. Книжное обучение, оторванное от жизни, от практики, неприемлемо и разрушительно. 3.
Нужно не учить всех одному и тому же, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям.
- необходимо развивать наблюдательность, активность, самостоятельное мышление студента на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо сыграли решающую роль в развитии взглядов на образование в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Его взгляды были противоположностью феодальной педагогики и были полны горячей любви к ребенку. Концепция Руссо о воспитании ребенка была проникнута прежде всего духом гуманизма и демократизма. Он настаивал на связи образования с жизнью, с личным опытом ребенка.
Наследие Ж.Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе прогрессивных педагогов уже в конце XIX — начале XX века против старого консервативного порядка в школе, против жесткого режима, регламентации, ограничений и стеснения свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, уважение к природе ребенка.
Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали значительное влияние на немецких педагогов-филантропов, на его последователей — И. Г. Песталоцци, русского Л. Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается очень популярной среди домашних воспитателей. Руссо разработал оригинальный метод получения знаний ребенком, основанный на самостоятельном исследовании явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, который открывает научные истины, изобретает компас и т.д.
Пытаясь разработать программу интеллектуального воспитания «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо ставил независимость, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ребенка выше предрассудков систематического знания. Предложенный Руссо скудный запас интеллектуальных знаний, конечно, недостаточен для воспитания «нового человека».
Помимо интеллектуального образования, свободный человек, по мнению Ж.Ж. Руссо, должен овладеть навыками физического труда, различными видами ремесел, различными профессиями труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля — это голова философа, а руки Эмиля — это руки ремесленника». Теперь Эмиль подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период, период нравственного воспитания, и его можно дать только в обществе. Развращенный город больше не боится Эмиля; он достаточно закален против соблазнов и пороков города. Ж.-Ж. Руссо представляет три задачи нравственного воспитания: Воспитание в добрых чувствах, в добрых суждениях и в доброй воле, в которых он представляет себе «идеального человека» — мелкого буржуа.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Метод изучения педагогической документации
- Структура процесса обучения
- Задачи экологического воспитания в доу
- Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
- Теоретические основы дошкольного образования
- Методология и методы психолого-педагогических исследований
- Модульное обучение в ВУЗе
- Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности
- Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
- Условия успешного воспитания ребенка в семье
Теория свободного воспитания
Нужно понимать, что воспитание свободой не имеет ничего общего с вседозволенностью и баловством. С детьми постоянно занимаются, но эти занятия проходят незаметно: посредством игры, труда, помощи, творчества, чтения, бесед. Детям рассказывают о хороших и плохих поступках, к каким последствиям приводит неправильное поведение, прививают уважение к товарищам, бережное отношение к природным ресурсам.
Ребенок всегда находится под присмотром. Когда он поступает плохо, вместо одергивания, поучения или игнорирования, ему объясняют последствия его поведения
Малыш вредничает и балуется — не ругают и не наказывают, а переключают внимание на полезное занятие: творчество, труд
С одной стороны ребенку предоставляют право выбирать самому, что делать и когда. Нет наставлений и поучений, но с другой — не идут на поводу, и не делают за него то, что он способен сделать сам. Например: расчесать волосы, одеться, самостоятельно покушать.
Ребенок свободен в своих действиях и поступках до тех пор, пока не наносит вред окружающим, и не нарушает свободу другого человека.
Свободное воспитание — не вседозволенность
Одной из причин, почему воспитание свободой не прижилось на практике, является искаженное представление этой концепции. И если бы это были отдельные личности… Но доходило до того, что создавались специальные школы, где дети были предоставлены сами себе. Отсутствовали какие-либо занятия и учения. Делали, что хотели без ограничений. Итог — ни знаний, ни навыков, ни воспитания. По окончании школы далеко не все из учеников смогли адаптироваться и нормально жить в социуме.
Ошибки искаженного представления о свободном воспитании
- Вседозволенность. Некоторые родители путают свободное воспитание с «все можно». Позволяя ребенку делать, что ему хочется, не ограничивая, не запрещая, даже если это наносит ущерб другим. Отсутствие контроля над ребенком, никакого воспитания и научения. Результат — неуправляемый, безнравственный, социально отвергнутый ребенок.
- Попустительство. Встречается, что родители прикрываются данным термином, скрывая безразличие к развитию и обучению своего чада. Малыш предоставлен сам себе, потому что у взрослых нет на него времени: «Вырастет как все остальные». Только вот каким он вырастет, не задумываются.
- Подчиненность или «Пляшут под его дудку». Еще одна распространенная ошибка — выполнять приказы ребенка. Он закомандовал, родители тут же сделали. Дети должны иметь свою позицию, но мама и папа не рабы. Взрослый — это надежность, защищенность и опора для малыша.
- Делают за него. Ребенок капризничает, отказывается самостоятельно кушать и одеваться, мама тут же покормила с ложки и одела. Это не свобода выбора, а скорее воспитание манипулятора. Теперь он точно знает, что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
Восьмой принцип
Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.
К домашней работе детей надо приучать в форме игры
Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.
Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать. Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли. В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.
Принципы воспитания
Персонификация
Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка. Определение 2. Определение 2
Определение 2
Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.
Принцип персонификации предполагает, что педагог:
- находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
- умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
- регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
- своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
- осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
- создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
- способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.
Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.
Природосообразность
Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.
В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.
Культуросообразность
Определение 3
Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.
Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.
Гуманизация
Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.
Дифференциация
Определение 4
Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Педагогика Л.Н.Толстого
“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой
Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.
На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.
09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.
Школа в ясной поляне
В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.
Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.
Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».
Принципы воспитания и главная идея
Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является – свободное, естественное воспитание. Главные ценности – духовность, гуманность и любовь.
Принципы:
1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.
2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,
3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.
4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.
Условия воспитания и освоения знаний:
доброжелательная обстановка;
учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;
уважение личности ребёнка;
предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);
установление межпредметных связей;
повторение пройденного материала, систематически;
обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;
Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.
Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.
Толстой написал для детей “Азбуку” в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.
О воспитании в семье
Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей
- родители должны иметь единый подход к воспитанию;
- важен личный пример;
- уважение, между всеми членами семьи;
- трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
- телесные наказания не допускаются;
- развитие должно быть гармоничным.
Минусы:
- полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
- нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
- идеализация природы детей.
В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.