Какого ребенка хочу я?
Психологи для начала рекомендуют родителям задать вопрос самим себе: «что для меня значит иметь хорошего ребенка?» Честный ответ самому себе поможет выбрать правильный вектор воспитания. Если же ответ никак не приходит на ум, лучше разобрать ситуацию в кабинете психолога, особенно если вам кажется, что воспитание ребенка сбилось с курса и не приносит должных результатов.
Интернет и полки книжных магазинов пестрят всевозможными пособиями по воспитанию детей. Но, как правило, каждый конкретный ребенок и отдельная семья нуждаются в индивидуальном, а не усредненном подходе к такому деликатному вопросу. Мы рекомендуем вам обратиться к опытному, квалифицированному специалисту, с которым вы сможете обсудить все свои сомнения относительно воспитания вашего чада.
Почему дети не хотят слушать родителей?
Ждать и даже требовать от своего сына или дочери послушания – естественно для каждого родителя. Ведь мама и папа заботятся о своем чаде, обеспечивают его всем необходимым, стараются дать самое лучшее. Взамен он должен их слушаться, то есть поступать так, как ему велят.
Идиллии не существует. Обязательно в каждой семье наступает такой день, когда данная схема перестает работать. Самый первый момент, когда дети начинают оказывать родителям сопротивление, называется «кризисом 3 лет». Родители деток, достигших 3-летнего возраста, сталкиваются с непослушанием, отстаиванием ребенком своей точки зрения, истериками, стремлением заставить всех членов семьи плясать под его дудку.
Вместо того чтобы нервничать, родители должны понять, что, как и другой кризис, данный просто необходим. Он является естественным этапом формирования личности. Конечным итогом кризиса станет осознание собственного «я» ребенком. Малыш научится отделять себя от родителей.
Как только ребенок поймет, что является отдельной личностью, навсегда прекратит беспрекословно подчиняться воле родителей. Чтобы заставлять его вести себя так, как хочется старшим, придется прибегать к уговорам и наказаниям. По собственной воле ребенок будет выполнять просьбу только в том случае, если:
- сама идея ему лично понравится, не пойдет в разрез с его желанием;
- сочтет ее для себя выгодной;
- родителям удастся найти разумные обоснования, почему ее стоит выполнить;
- из стремления получить вознаграждение (может быть как похвала, так и подарок);
- из боязни быть наказанным.
Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»
Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым
Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
ГРАНИЦЫ ПОСЛУШАНИЯ
Когда ребенок знает свои границы и уважает чужие, он способен придерживаться правил и может себя контролировать
Для формирования границ очень важно с самого детства обозначать их и проговаривать. Они не могут появиться сами, вдруг, например в семь лет, если до этого в жизни сына или дочери доминировала вседозволенность
Сформировать их позже намного сложнее, чем заложить естественным путем в раннем детстве. Сначала малыш учится осознавать границы своего тела, затем взрослые учат его признавать границы других людей, прежде всего родителей, например, сами отучаются говорить «мы», заменяя это слово на «я и ты». Это необходимо сделать, если родители хотят, чтобы ребенок воспринимал себя как самостоятельную личность.
Как себя вести со слишком послушными малышами?
Нужно жить жизнью ребенка: интересоваться, что ему доставляет радость, каковы его увлечения, какие дети и взрослые его окружают, каковы его поступки. Ребенок должен постоянно ощущать подтверждение родительской любви к нему, любви безусловной, и готовности к принятию его позиции. Почаще говорите ребенку о своей любви.
Такой подход принесет плоды, ребенок почувствует уверенность в своих силах и станет проявлять самостоятельность. Так он вырастет человеком, который уважает себя и других.
Приучая к хорошим привычкам, поступайте грамотно
Скажите малышу о том, что так поступать важно и полезно для всех. Например, если ребенок наотрез отказывается убирать игрушки, подумайте – почему так происходит
Может, он не понимает, зачем делать скучные дела? в таком случае нужно объяснить важность порядка, в идеале – через сказку. Или кроха еще не доиграл, и вы прервали его на самом интересном месте? Тогда лучше выделить ему еще минут 20, договорившись, что за игрой последует уборка.
Обдумайте свое поведение. Какое оно, и что вы требуете от ребенка? Как вы относитесь к другим людям, готовы ли к твердому отказу, способны ли открыто выражать собственное мнение? Каждый родитель – пример для подражания. Легче воспитать не словами, а собственным поведением.
Что делать, если ребенок не слушается в 2 года?
Если Ваш двухлетний малыш совершенно отказывается Вас слушать, без конца балуется и очень усложняет этим Вашу жизнь, то необходимо в первую очередь задуматься о собственном восприятии ситуации и своем поведении. Что делает родитель, когда ребенок носится из угла в угол по комнате, разбрасывает игрушки и рвет книжки? Наиболее частой реакцией мамы и папы в подобных ситуациях является крик. Это в корне неправильно.
Изучающий мир ребенок не понимает слова «нельзя». Ведь оно необоснованно разумным объяснением — он не понимает почему нельзя. Если кроха не реагирует на запреты, то, может быть, их возникло слишком много, может, на каждом шагу ребенок встречает злосчастные табу?
Чтобы воспитать ребенка послушным и не сломить его волю к познанию мира следует придерживаться определенных правил:
- никогда не позволять себе переходить на крик, а тем более матерные слова — ребенок впитывает, как губка, все Ваши выражения
- методы физического наказания — атрибут варваров и людей ничего ничего не смыслящих в педагогике — к ним ни в коем случае не следует прибегать
- всегда объяснять ребенку почему ему запрещают что-либо («Машенька, трогать утюг нельзя, потому что он горячий, на ручке появится ожог, который будет сильно болеть»)
- сделать среду обитания ребенка безопасной, чтобы не возникало потребности в запретах
- в каждой комнате у ребенка должно быть не более трех запретов
- старайтесь демонстрировать ребенку правильное обращение с вещами, тогда он не будет применять их наобум
Никакие рекомендации и советы не помогут родителям в тяжелом процессе воспитания ребенка, если они не будут считаться с тем, что малыш личность, требующая должного к себе отношения и уважения к своим желаниям
При этом важно не стать объектами детской манипуляции и не вестись на поводу у капризного ребенка
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ С ЧЕРЕСЧУР ПОСЛУШНЫМ РЕБЕНКОМ?
Чаще интересуйтесь мнением ребенка, событиями и поступками, людьми из его окружения, ситуациями, в которых он оказывается. Успокойте малыша, объясните, что любите его таким, какой он есть, и всегда примете любую его позицию. Тогда ваш послушный ребенок вырастет уверенным в себе с чувством собственного достоинства, уважающим себя и окружающих людей.
Приучая малыша к чему-либо, объясняйте последствия – нужно быть аккуратным, потому что это полезная привычка в жизни. Если ребенок отказывается прибирать в своей комнате, пусть сам несет ответственность за свое пока что еще безобидное решение. Например, ему станет стыдно, когда к нему неожиданно нагрянут друзья или он не сможет найти в беспорядке нужную вещь.
Стоит посмотреть и на себя. Очень часто удобные дети растут у таких же удобных взрослых. Способны ли вы говорить «нет» и высказывать свое мнение открыто? Как часто не учитываете свои интересы ради сохранения хороших отношений с другими людьми? Если такое с вами происходит, начните быть «неудобным». Только самодостаточный взрослый может воспитать уверенного в себе ребенка.
Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка
Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
Без режимность
Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
Причина – следствие
Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.
Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.
Ошибка 1. Длительная разлука со старшим сразу после рождения младшего
После рождения младшего ребёнка на маму сваливается большое количество новых обязанностей. Если разница между детьми небольшая, то старший ребёнок — тоже ещё совсем малыш, который требует времени, заботы и бытовой помощи.
Бывает, что родители с трудом справляются с уходом за двумя маленькими детьми и делегируют уход за старшим кому-то другому. Например, отправляют его погостить у бабушки на несколько недель или даже месяцев, чтобы мама могла освоиться с малышом. Или сразу после появления новорождённого отдают старшего в детский сад. Нанимают няню, которая присматривает за первым ребёнком, пока мама возится с малышом.
Как поступить родителям
Ребёнка нужно заранее подготовить к появлению нового члена семьи. Если старший ещё маленький, полезно обучить его основным бытовым навыкам заранее. Например, самостоятельно засыпать, есть, наливать себе водичку.
Если планируется отдать ребёнка в детский сад, лучше это сделать за несколько месяцев до родов. Все изменения в жизни нужно планировать так, чтобы ребёнок не связал их с появлением младшего.
Автор книги «Дети в семье. Психология взаимодействия» Екатерина Бурмистрова советует немного перестроить семейные ритуалы, увеличив роль папы в ежедневном уходе за ребёнком. Например, если раньше книжку перед сном читала мама, то теперь это будет папиной обязанностью.
После родов родителям нужно стараться проводить максимум времени со старшим ребёнком. Если есть бабушка, которая хочет помочь, или возможность нанять няню, лучше поручить им дела по дому и заботу о новорождённом. Екатерина Бурминстрова не советует отдавать на аутсорс старшего ребёнка. А вот младенцу всё равно, кто будет катать коляску по парку.
Почему они не слушаются?
Мы не будем, конечно, приписывать плохие мотивы нашим деткам. Рассмотрим одну причину, которая может быть и причиной всему.
Когда ваш малыш только появился на свет вы делали ради него все. Вы не спали ночами, не отдызали днем, успевая делать еще свои обычные домашние обязанности. Это понятно, ведь ребенок беззащитен в новом для него мире. Однако мера вашего внимания не может оставаться такой же на протяжении всей его жизни. Со временем вы захотите, чтобы он выполнил какие-то ваши просьбы, которые ему по силам и которые в принципе будут ему же на благо. То есть вы захотите от него послушания, пусть даже в очень упрощенной форме. И проблема в том, что ребенок не привык к такому раскладу вещей!!! он не специально может не хотеть вас не слушаться, просто он привык, что вы его всегда слушались! Это реальная психология ребенка, поверьте. Он привык что все существует только для него, ради его улыбки и не привык сам кому-то что-то давать. Но это просто его восприятие мира и то можно исправить путем воспитания и обучения его послушанию.
Чем раньше ваш малыш поймет, что он не главный в доме и будет вас слушаться, тем счастливее ему самому будет!
К чему может привести излишнее послушание?
- Недостаток инициативы. Послушные дети привыкли, что ими руководят, говорят, что делать, а что нет. Привычка настолько сильно закрепляется у них, что, повзрослев, они не могут самостоятельно принимать какие-либо решения.
- Низкая самооценка. Послушание ребёнка часто идёт рука об руку с неуверенностью в себе. Хорошим поведением дети пытаются заслужить расположение мамы и папы.
- Гиперкомпенсация. Часто ребёнок, который в детстве был очень послушным, пытается в подростковом возрасте бунтовать и отбивается от рук. Ему надоедает постоянное ограничение его свободы, он старается компенсировать примерное поведение в детстве взрывами характера в пубертатном периоде.
Что делать, если такой старший ребёнок — вы
Если вы узнали себя в одной из описанных ситуаций и чувствуете, что некоторые особенности поведения мешают вам, с этим можно работать. В детстве мы вынуждены вести себя так, чтобы быть принятыми в семье. Но во взрослом возрасте у нас есть выбор. Психолог Мария Новикова советует действовать так.
Осознайте, какие стратегии поведения из детства тянутся за вами до сих пор.
Найдите в этой стратегии что-то хорошее, полезное. То, что помогает вам в жизни, позволяет достигать результатов. Это хорошее признайте и оставьте.
Отследите, что в привычной вам стратегии является лишним, ограничивающим. Сформулируйте, как можно действовать иначе.
Пробуйте делать то новое, что вашей привычной стратегии не свойственно
Важно не торопиться и двигаться вперёд маленькими шагами.
Предположим, что вы сильная личность, умеете добиваться целей и пробивать стены — это часто бывает свойственно старшим детям. Но при этом вы не умеете просить помощи и вам неловко её принимать. Постарайтесь оставить сильные стороны вашей стратегии — умение достигать целей. Но осознайте слабые стороны стратегии — неумение проявлять слабость и просить о помощи. И тренируйтесь сотрудничать с другими людьми.
Начинать лучше с малого. Например, с незначительных просьб к близким людям: купить для вас что-то вкусное, заварить и принести чай. Прислушайтесь, что вы чувствуете в этот момент. Если реакции слишком болезненные или вы не можете переступить через себя и сделать что-то вопреки привычной стратегии, стоит обратиться к психологу. Он поможет разобраться в ситуации и получить недостающий опыт.
Больше полезных материалов об отношениях с родителями
Автор обложки: Анна Гуридова
Мнение родителей
Почему удобные дети – это плохо?
Как правило, каждый ребенок в годовалом возрасте активен, шаловлив и чрезвычайно любознателен. Он пытается все посмотреть и пощупать, все попробовать и везде побывать. Родителям такой малыш доставляет много неудобств: за ним нужно следить, оберегать от опасностей. Гораздо проще сделать его послушным, очень спокойным и управляемым – в общем, удобным во всех отношениях. И все это происходит в ущерб маленькому проказнику.
Читаем также: как обезопасить дом от ребенка
Встречались ли вам такие дети, которые и в магазин сходят, и комнату уберут, а потом тихо и спокойно сидят дома, не занимаясь ничем особым? Что скажешь, то всегда и делают. Но ведь такой ребенок хочет угодить не только маме с папой, воспитателю или учителю, но и всем, кто старше или сильнее его. В том числе, и тем детям, которые согласятся признать его своим при одном условии – он должен курить, употреблять алкоголь, воровать и издеваться над более слабыми.
И вот такие бывшие удобные дети взрослеют и становятся такими же удобными мужьями и женами, стремящимися выполнить любое желание супруга и отбросить собственные потребности и мысли. Согласитесь, не каждому понравится подобное соглашательство.
Читаем также: как правильно поощрять ребенка?
Что делать?
Научите ребенка формулировать собственную позицию. Старайтесь чаще интересоваться его мнением о том или ином событии, поступке, человеке, о ваших семейных правилах и традициях. Создайте для него безопасную обстановку, объясните малышу, что примете любой его ответ. Именно тогда он сможет высказываться откровенно, не боясь последствий с вашей стороны.
Объясните, что у каждого поступка есть последствия. Если вы прививаете ребенку какой-то навык, не делайте это для себя
Нужно, чтобы он понял: важно быть аккуратным потому, что это пригодится ему в жизни. Объясните, в чем главные преимущества порядка. Если же малыш не захочет убирать игрушки, позвольте ему ощутить последствия принятого решения на самом себе
Например, ему будет стыдно, когда к вам неожиданно нагрянут гости, или он не сможет в таком беспорядке найти нужную ему вещь
Если же малыш не захочет убирать игрушки, позвольте ему ощутить последствия принятого решения на самом себе. Например, ему будет стыдно, когда к вам неожиданно нагрянут гости, или он не сможет в таком беспорядке найти нужную ему вещь.
Взгляните на себя. Удобный ребенок часто растет у таких же удобных родителей. Прежде чем воспитывать в детях самостоятельность и независимость, спросите себя: способны ли вы отказаться выполнить чье-то требование, расходящееся с вашими желаниями? Как часто вы поступаетесь собственными интересами ради добрых отношений с другими людьми? Если такое происходит с вами постоянно, попробуйте быть «неудобным». Только научившись самостоятельности, вы сможете воспитать это качество в своих детях.
Читаем также: 12 признаков избалованного ребенка
Спокойные, беспроблемные дети – это настоящая мамина радость. Они не приносят родителям лишних проблем, и, главное, они такие удобные. Гораздо сложнее, когда у маленького ребенка есть собственные желания и своя, особенная точка зрения. Но ведь именно это и нужно для счастливой взрослой жизни. А вы хотите видеть своего малыша счастливым или удобным?
Читаем также:
- 10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей
- 5 проблем послушных детей
https://youtube.com/watch?v=El4ci0IH1LM
https://youtube.com/watch?v=XKNWBddkGtk
Что значит быть послушным?
Быть послушным – значит, выполнять требования и установки родителей или заменяющих их людей. Если ребенок слушается взрослых, он растет контролируемым и воспитуемым, умеет жить в рамках, установленных авторитетными взрослыми.
Например, вы попросили ребенка вымыть руки – он согласился с вами и выполнил вашу просьбу. Если нужно закончить игру и сделать уроки – малыш собрал игрушки и сел за книги. Вы просите подростка сходить в магазин за хлебом – он собрался и пошел.
Послушание это выполнение ребенком разумных требований родителей и педагогов в тех случаях, когда эти требования для него неинтересны или не очень приятны.
Если вы потакаете прихотям ребенка, разрешаете ему делать только то, что он хочет, о послушании не может быть и речи. Так вы укореняете в ребенке неприятные черты характера – капризность и избалованность.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).
Таким образом ребенок чувствует вашу заботу
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который будет его баловать
- с которым можно повеселиться
- который его учит чему-то новому и интересному.
Второе правило воспитания
Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.
Третье правило воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.
Ошибка 3. Старший всегда виноват, отвечает за проступки младшего
Бывает, что старшего ребёнка просят присмотреть за младшим, а потом ругают, если малыш ударился или заплакал. А когда дети немного подрастают, старшего автоматически считают виноватым во всех конфликтах и спорных ситуациях.
Как поступить родителям
Родителям нужно помнить, что старший — тоже ещё ребёнок. И ответственность за младшего брата или сестру для него непосильная задача. Старшего ребёнка нужно научить обращаться с младенцем так, чтобы не причинить ему вреда. А если разница между детьми меньше пяти лет, оставлять их без присмотра вообще может быть опасно.
Конфликты между детьми неизбежны. Винить в них только старшего ребёнка несправедливо. Не стоит и дотошно выяснять каждый раз, кто прав, а кто виноват. Так родители превращаются в судей, которые по несколько раз в день разбирают тяжбы. А дети будут ябедничать и подставлять друг друга. Если дети поссорились, психолог Екатерина Бурмистрова советует пожалеть пострадавшего ребёнка, а поведение второго никак не комментировать.
Почему ребенок не слушается?
Причина детского непослушания кроется в особенностях развития ребенка. Во-первых, ребенок, появившись на свет, стремится как можно больше узнать и постичь: ему невероятно интересно почему утюг горячий, что будет если стянуть тарелки со стола и что таится в шкафу. А то, что мама запрещает изучать мир делает его еще более интересным и стремление «шкодить» разгорается с новой силой.
Во-вторых, процесс развития ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно, что провоцирует такие явление, как кризисы. Кризис проявляется в изменении поведения ребенка, капризности, желании быть самостоятельным, перечить воли взрослых. Таких явлений длятся непродолжительно и проходят так же внезапно, как и появляются.
Малыш в Вашей семье — это не существо, которое когда-то вырастет и станет личностью, он уже личность. А так как каждой личности свойственны свои характер, рвения, желания и манеры, то совершенно непростительно для родителей сдерживать эти детские порывы разнообразными «нельзя».
Добавьте каплю радости
Но никакое послушание не сделает ребенка достойным человеком, если свои требования и просьбы родители будут преподносить со строгим лицом, а жизнь ребенка сведется только к выполнению бесчисленных требований.
Можно ли подчинение сочетать с радостью? Не только можно, но и нужно. Сообразительные малыши во всем стараются отыскать мотив игры, а мудрые взрослые этому способствуют.
Вам нужно, чтобы ребенок полил цветы? Предложите ему провести эксперимент. Дайте 2 лейки и попросите проверить, что лучше: поливать маленькой лейкой, но чаще носит воду, или принести один раз и полить из большой посуды?
Нужно застелить постель? Предложите сделать это наперегонки. Вы застилаете свою постель, а малыш – свою. Кто быстрее?
Таким образом, воспитывая умное послушание, вы действуете в 3 этапа:
- Воспитание воли: если сказал, значит, сделал.
- Формирование критического мышления: думаем, как и почему мы делаем.
- Сохраняем радость жизни: делаем, радуясь.
Такой способ подходит для взаимодействия с ребенком в возрасте до 10-12 лет, пока он не вступит в подростковый период. Далее родители от простого командования должны перейти к обсуждению и согласованию действий.
Добавьте каплю радости
Но никакое послушание не сделает ребенка достойным человеком, если свои требования и просьбы родители будут преподносить со строгим лицом, а жизнь ребенка сведется только к выполнению бесчисленных требований.
Можно ли подчинение сочетать с радостью? Не только можно, но и нужно. Сообразительные малыши во всем стараются отыскать мотив игры, а мудрые взрослые этому способствуют.
Вам нужно, чтобы ребенок полил цветы? Предложите ему провести эксперимент. Дайте 2 лейки и попросите проверить, что лучше: поливать маленькой лейкой, но чаще носит воду, или принести один раз и полить из большой посуды?
Нужно застелить постель? Предложите сделать это наперегонки. Вы застилаете свою постель, а малыш – свою. Кто быстрее?
Таким образом, воспитывая умное послушание, вы действуете в 3 этапа:
- Воспитание воли: если сказал, значит, сделал.
- Формирование критического мышления: думаем, как и почему мы делаем.
- Сохраняем радость жизни: делаем, радуясь.
Такой способ подходит для взаимодействия с ребенком в возрасте до 10-12 лет, пока он не вступит в подростковый период. Далее родители от простого командования должны перейти к обсуждению и согласованию действий.