Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком
Некоторые мамы считают, что в два годика малыш уже способен сам себя занять и не надо постоянно находиться рядом. Это заблуждение: он еще слишком мал и очень нуждается в вашем участии. Другая ошибка – думать, что говорить с таким маленьким нужно на специальном детском языке, сюсюкая и коверкая слова. Ребенок очень хорошо понимает вашу интонацию, да и слова многие ему знакомы. Ваша речь должна быть для него образцом. Укладывая малыша спать, возьмите за правило обязательно читать ему детские книжки. Пусть пока еще он не может уловить сюжет, но сама музыка слов его завораживает, принося эстетическое удовольствие.
https://youtube.com/watch?v=t9JpoM2S3_I
Полезные советы родителям
- Не противиться проявлениям их эмоций. Чтобы не потерять контакта с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на всё реагируют чрезмерно бурно и вызывающе, а на запреты могут устраивать истерики, надо не противиться проявлениям их эмоций. После всплеска, который не находит преград, дети оказываются готовы к конструктивной беседе, так как не ощущают противодействия со стороны взрослых и необходимости биться за интересы. Они осознают, что спокойный разговор с аргументированными доводами даёт намного больше.
- Место свободе. Контроль за жизнью детей в ряде направлений должен ослабевать. Не следует строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать своё мнение, но не используя вызывающих чувство вины слов: «ну», «твоё дело», «как хочешь» и «мне не нравится»). Например, если хочется убедить подрастающую дочь, что платье, которое она выбрала, ей не подходит, лучше сделать это, объяснив, что оно скрывает её сильные стороны и создаёт эффект несуществующих недостатков.
- Адекватная оценка внешности. Родители не должны занижать или переоценивать внешние данные детей. И то и другое вызовет комплексы. Надо не тыкать на недостатки, а следует в мягкой форме показывать подростку, какие слабые стороны во внешности у него есть, и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, характеризуя их как индивидуальную особенность.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки
Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Малыш учится быть самостоятельным
В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:
- Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
- Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
- Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
- Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
- Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.
Воспитание ребенка от полугода
В этом возрасте малышу нужны ваши эмоции. Он уже активно «впитывает» ваше настроение и совсем скоро начнет его копировать. Если хотите что-то донести до малыша, то покажите это посредством игры
В этом возрасте ребенку важно видеть вас добрыми, любящими, улыбающимися. Никогда не забывайте о ласках, которые позволяют ребенку чувствовать себя комфортно в домашней обстановке
Старайтесь воспитывает ребенка оптимистом. Дети быстро впитывают негативные эмоции и способны помнить их длительное время, поэтому максимально оградите малыша от зла, недовольства, упреков. В этом возрасте для него важно не количество времени, которые вы проводите вместе, а его качество.
Правильный выбор игрушек
Для воспитания и развития ребенка в 2 года необходимо купить развивающие игрушки. Малыш с 2-х лет начинает обыгрывать различные сюжеты с помощью игрушек. Дело родителей – научить и организовать ту или иную игру. Тогда с помощью игрушек малыш начнет быстрее и лучше постигать все новое в этом мире.
Прекрасные игрушки можно сделать самим из подручных материалов, разных по тактильным ощущениям (это мешочки, коробочки с разными на ощупь материалами), так чтобы малышу можно было все трогать, вынимать, складывать. В процессе игры запоминаются названия цветов, формы предметов, развиваются необходимые навыки.
Воспитание ребенка в 2 года – это интересный и неповторимый период жизни. И все, что здесь требуется родителям – это запастись терпением и научиться понимать своего малыша.
Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?
Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:
Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я»
Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.
Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:
- Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
- Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
- Стремление к самостоятельности.
- Частые капризы и истерики.
- Проявление деспотизма.
Как преодолеть кризис?
- Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
- Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
- Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
- Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
- Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
- Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
- Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.
Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком
Некоторые мамы считают, что в два годика малыш уже способен сам себя занять и не надо постоянно находиться рядом. Это заблуждение: он еще слишком мал и очень нуждается в вашем участии. Другая ошибка – думать, что говорить с таким маленьким нужно на специальном детском языке, сюсюкая и коверкая слова. Ребенок очень хорошо понимает вашу интонацию, да и слова многие ему знакомы. Ваша речь должна быть для него образцом. Укладывая малыша спать, возьмите за правило обязательно читать ему детские книжки. Пусть пока еще он не может уловить сюжет, но сама музыка слов его завораживает, принося эстетическое удовольствие.
Режим дня ребёнка в 10-12 лет
Соблюдение за строгим выполнением режима дня оказывается затруднительным, так как в таком возрасте начинается проявляться подростковая самостоятельность. В этот период родители должны идти на компромиссы для сохранения правильного ритма дня у детей. Также надо не просто указывать, когда и что делать, а следует, приводя обоснованные доводы, объяснять сыну или дочери, почему это необходимо и чем не соблюдение распорядка им повредит.
Также надо позволять подростку на себе испытать минусы нарушений. Например, если он до глубокой ночи просидел перед телевизором или компьютером, то утром проснуться в школу легко не сможет, а в течение дня будет страдать от плохого самочувствия. Столкнувшись с этим, повторять ошибку уже вряд ли захочется.
Что нужно знать родителям о воспитании
Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.
Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:
Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею
В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.
Проблемы воспитания ребёнка в 2 года
Главным вопросом, которым задаются все родители в период первого переходного периода малыша, это как воспитывать непослушного ребёнка. Ведь в 2 года все детки становятся не просто вредными, они испытывают некоторые изменения личности, начинают видеть мир по другому, не так как прежде. Ребенок взрослеет, и как бы это не звучало смешно для мам и пап, для которых их дети всегда крохи, переходят в более взрослую жизнь.
Родителям помогут простые советы и знание проблемы, так же не грешно обратиться к детскому психологу, чтобы услышать информацию и прочесть всю необходимую литературу по поводу переходного возраста в 2 года. Ребёнка к врачу вести не обязательно, но самостоятельно посетить несколько консультаций — значит помочь малышу справиться с первыми жизненными проблемами, узнать, как правильно воспитывать свою кроху, и найти выход из некоторых сложных ситуаций.
В 2 года ребята становятся более рассудительными, главной их задачей становиться самостоятельность. То есть познание мира по средствам собственных сил и изучения окружающей среды без помощи взрослых. А любые запреты и правила только тормозят развитие. Мама хочет опекать и дальше, но как же быть с желаниями ребенка? Дайте ему свободу, хотя бы частичную. Запрещайте только то, что угрожает его здоровью или дальнейшей жизни
Старайтесь не «подмешивать» в воспитание своего малыша мнение посторонних людей (всем не угодишь). Учитесь слушать и прислушиваться, это крайне важно
Каждый запрет для детей 2 лет – серьёзный удар по самолюбию и желанию быть самостоятельным. Дети чувствуют, что их права начинают ущемлять, ощущают дискомфорт, при этом, не осознавая в полной мере его причину. Мозг в ответ дает команду действовать вопреки родителям, сопротивляться различными способами. Капризы, крики, молчание и надутые щеки, сломанные игрушки – все это формы протеста.
Одно из основных негласных правил для родителей – не обвинять себя во всём, перестать себя корит. Переходной возраст ребенка не зависит от родительского воспитания, от того, строги вы с малышом или наоборот – слишком мягки, от количества домашних правил или их отсутствия. Воспринимайте это как данность, единственное, что под силу маме и папе – прочесть нужную информацию и быть готовым к тому, что придётся задать себе вопрос, как воспитывать капризного ребёнка.
Плач и истерики, сопровождающие двухлетний возраст, вполне нормальные, а так же капризы и нежелание подчиняться вашим правилам. Конечно, старайтесь давать крохе больше пространства, а так же решение простых и посильных задач, с которыми ребёнок будет справляться налегке. В этом возрасте лучше всего начинать заниматься разноплановыми развивающими играми, пазлами, раскрасками. Так, желание справляться с поставленными задачами в одиночку, будет удовлетворено. Вы поможете мягко сформировать характер ребенка, и волноваться придётся гораздо меньше.
Развитие речи и артикуляционных навыков
В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.
Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.
В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.
Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:
- играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
- рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
- проговаривать или пропевать сложные слова;
- изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
- разучивать скороговорки и песенки.
Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями
Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается
У каждого родителя свои правила по воспитанию
У каждой семьи свой принцип воспитания. А значит и свои правила. Для некоторых родителей удовольствие придумывать свои креативные пункты истории. Другие придерживаются стандартов. В любом случае воспитание ребенка — это нелегкий процесс, но очень интересный.
Золотой стандарт:
Система кнут и пряник.
– А, ну-ка попробуй сделать это! – Какой ты умница, так стараешься! – Это твой лучший результат. Именно способом поощрения мы можем привить ребенку ту поведенческую реакцию, которую хотим видеть. Но стоит помнить, что даже «самый вкусный пряник» не переделает ребенка, если вы хотите его видеть спортсменом, а он хорошо рисует, наверняка ему не понравится предложенное вами увлечение. Однако поведение «вкусняшкой» можно и подкорректировать.
– Зачем ты так сделал? – Это неправильно! Наказывать ребенка за плохие действия можно, но нужно это делать правильно. Ругать нужно правильно, чтобы не навредить психике. Хвалить стоит в 3 раза больше. Но и в хорошем поведении, и в плохом стоит объяснять причину вашего одобрение/неодобрения.
Закон суров, но это закон!
Правила и правда должны быть в семье. И это не только нормы воспитания ребенка, но и поведения всей семьи. Т.е. если взрослому можно их нарушать, то и ребенку можно, а значит за это не наказывать. Стоит правилам следовать абсолютно каждому члену семьи, разве что кроме кота Васьки. И если у вас принято убирать за собой посуду, то никакая усталость с ответственности не снимает. Исключения, когда, кто-то болеет, но по мере выздоровления, он должен отработать свою немытую посуду, т.е. мыть столько же раз посуду того, кто в этот момент мыл за вас.
«Только не бей»!
Нормы воспитания ребенка не приемлют силы. Даже самый, казалось бы, невинный подзатыльник имеет последствия. И это касается не только психологических травм, подзатыльник несет в себе и физическую угрозу здоровья для человека. Такое пресечение плохого поведения нежелательно, так как это ослабляет психическую уравновешенность, подавляет волю малыша и пробуждает факторы агрессии. Особенно тяжело такие наказания переносят дети в ранний период формирования личности. Но это не значит, что можно бить детей постарше.
На личном примере!
Дети уже с малых лет начинают копировать поведение взрослых. И чтобы добиться успехов в воспитании малыша, особенно таких полезных привычек, как: чистка зубов, заправленная кровать и т.д., это должны делать и родители регулярно.
Правильное поведение матери
- не мешать ему исследовать мир, не делать за него то, что он может и должен научиться делать сам! т.к. его главная задача на этой стадии развития — ПРАКТИКОВАНИЕ, т.е. обретение навыков целеустремленности и познания мира
- мать продолжает оставаться эмоционально доступной, оберегает его и защищает от опасностей, которые он пока еще не может сам оценить
- эмоциональный настрой матери — уже не обеспокоенность (тревога, желание сохранять его живым), а заинтересованность — эмоция веры, воодушевленности, радости, гордости
Для этого надо, чтобы он:
а) умел самостоятельно успокаиваться и понимать и осознавать свои эмоции — тогда у него не будет эмоционального переедания и зависимостей (алкоголизм, наркомании);
б) умел утешить себя (тогда не будет депрессии);
в) знал слово нет и умел терпеть ограничения (тогда у него не будет ожирения и низкоуровневого нарциссического расстройства личности);
г) мог доверять миру и знал, что о нем будут заботиться (тогда у него не будет недоверчивости).
Читать далее: Истерики, капризы, непослушание — как реагировать маме
Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?
Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:
Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я»
Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.
Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:
- Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
- Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
- Стремление к самостоятельности.
- Частые капризы и истерики.
- Проявление деспотизма.
Как преодолеть кризис?
- Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
- Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
- Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
- Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
- Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
- Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
- Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.
Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.
Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.
Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.
Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.
К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.
Уверенно ставим цели!
Осознанных родителей, которые твердо ставят перед собой цели воспитания и применяют различные методы для достижения этих целей значительно меньше. Многие родители «учатся» быть родителями: посещают соответствующие семинары, смотрят вебинары, читают литературу на эту тему. Но всем ли удается применять полученные знания на практике – вопрос спорный, потому что дети не создаются по шаблонам и к каждому из них нужен индивидуальный подход
Мало быть отличником в теории воспитания, важно уметь применять эти знания на практике. Сформулировать корректно и односложно понятие воспитания практически невозможно
Конечно, можно сказать, что воспитание – это определенные действия (чаще всего эмоционального характера), которые помогают формированию личности ребенка и корректируют его поведение. В каждой семье ценности, устои и правила свои. Например, религиозные родители воспитывают детей по таким ценностям, которые в обычной светской семье не приветствуются. В семье военных нередко встречается строгая соответствующая дисциплина. Если, например, у мальчика нет отца или же он много работает и не имеет возможности достаточное количество времени уделять ребенку, то воспитание может быть «женским» (от любящих мамы и бабушек). Таким образом, понятие воспитания становится индивидуальным в каждой семье. В каждом доме оно видится по-разному.Подведем итог вышеизложенному: прежде чем воспитывать своего ребенка, определите для себя приоритеты и задачи, которые вы хотите решить своим воспитанием. Что вы хотите получить в будущем? Каким вы хотите видеть своего ребенка? Это ваш ребенок – вам и решать. Эта фраза может показаться слегка грубой, но она правдива. Отталкивайтесь в воспитании собственного чада от своих знаний, возможностей и желаний.
Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия
В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.
Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:
- не любят повторений в обучении;
- воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
- несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
- мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
- любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
- они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.
Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.
Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:
- знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
- информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
- девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
- они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.
Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.
Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого
Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года
Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого
Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.
Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию
Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.
Как развиваются навыки общения и эмоции
Ребенок от 2 до 3 лет любознательный и любопытный; чувствительный и эмпатийный: понимает состояние другого на основании своего опыта, умеет переживать и сочувствовать, проявлять внимание и заботу; к людям относится приветливо, доверительно и открыто.
По-разному относится к разным членам семьи, испытывает привязанность к родителям и друзьям.
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, доволен, когда хвалят, огорчается, когда забывают, переживает, когда ругают, может долго обижаться; умеет сдержанно, без истерик попросить о помощи, если испытывает затруднения.
К прежним эмоциям радости, гнева, раздражения, удовлетворенности добавляются новые сложные чувства: малыш начинает испытывать гордость в случае достижений и чувствовать вину за провинность.
В 2 года вводит в игру ролевые, а в 3 года — и сюжетные элементы: планирует свои действия («я буду строить дом», «я буду лечить куклу»), имитирует поступки окружающих (ходит на работу, готовит обед, сидит за компьютером) и социальные отношения (с куклой может обращаться ласково и строго).
Копирует и переносит на общение со сверстниками и окружающими нормы и правила поведения в семье: если дома все спорные вопросы решаются мирным путем, за столом переговоров, то и в игре с детьми малыш будет искать компромиссы, что в целом способствует более легкой адаптации в коллективе и социализации.
К 3 годам играет с другими детьми без участия взрослых: сам завязывает знакомства, вовлекает в игру другого ребенка, зная, что в этом случае лучше следовать определенным правилам — делиться игрушками, чтобы быть принятым в компанию, при проявлении агрессии можно получить сдачу; учится, как вести себя в сложных и спорных ситуациях; в игре проявляет инициативу, участвует в ее планировании, с удовольствием берет на себя роли и осознает их, фантазирует, легко придумывает правила (и так же легко меняет их), следует им (в подвижных играх); получает от игры удовольствие, особенно от подвижной.
Начинает демонстрировать четкие представления о своей половой принадлежности.