Положительное и отрицательное влияние мультфильмов на поведение и развитие ребенка

Интервью с детским психологом Валентиной Паевской

Разговор о телевизоре и в частности о мультфильмах: когда можно уже включать мультфильмы ребенку, на какое время можно включать, нужно ли это делать вообще и вредны ли мультфильмы.

https://youtube.com/watch?v=BjKgLaosGrM

00:30 С какого возраста показывать ребёнку мультфильмы? 00:55 Роль телевизора в проблемах с психикой детей 02:45 Мультики, которые воздействуют на непроизвольное внимание 03:10 Смотрят, но ничего не понимают 04:05 Формат подачи информации детям 05:05 Откуда возникают проблемы в школе 05:55 Увеличение количество событий и смены планов на минуту времени 06:30 Видео и телевидение в раннем возрасте 07:25 Какие мультфильмы показывать детям

Мнение Валентины Паевской: «К сожалению, тенденция по моим наблюдениям такова, что детей с искусственной задержкой развития становится все больше, поэтому сейчас я выступаю категорически против телевизора вообще. Особенно детям гиперактивным, детям с дефицитом внимания телевизор противопоказан.

Но я также знаю, что в реальности многие родители не могут отказаться от этой привычки. Поэтому обобщу правила, которые стоит выполнять: 1. Мультфильмы только после 3 лет. 2. В день не более 20-30 минут. Старайтесь выбирать советские мультфильмы, где нет такого «мелькания» и форсирования сюжета, как в современных мультфильмах. 3. На каждый мультфильм приходится 1 документальный фильм (например, о животных). Таким образом мозг учится обрабатывать разную информацию.

Пожалуйста, отнеситесь серьезно к рекомендации не включать мультфильмы детям до 3 лет

Все современные мультики воздействуют на непроизвольное внимание и искусственно заставляют ребенка смотреть их. Это негативно влияет на эмоционально-волевую сферу и на когнитивные способности ребенка

Все негативные последствия вы заметите в школе!»

Ограничения по времени

Допустимое время, которое ребенку разрешено смотреть мультфильмы, зависит от возраста.

Как долго можно смотреть мультфильмы детям:

  • в 3-4 года продолжительность сеанса не должна превышать 20 минут (не более двух раз в день);
  • в 5-7 лет допустимо увеличение до сорока минут (максимум, 2 раза в день);
  • школьникам можно смотреть мультфильмы до 1-1,5 часов в день, но 2-3 раза в неделю, например, в пятницу, субботу и воскресенье. А лучше — только в выходные.

Кроме того, важно не только, «сколько смотреть», но и как правильно это делать. Во-первых, нужно сидеть, а не лежать или стоять

Во-вторых, расстояние да экрана не должно быть менее 2,5-3 метров.

В-третьих, если в комнате темно, необходимо включить дополнительное освещение (гореть должен не только яркий экран).

Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру

  • Здесь контекст ребенка в основном семья.
  • Различные бытовые правила поведения.
  • Жизнь, каких-то животных, растений.
  • Модели поведения, усвоение гигиенических правил.

Для этого возраста продолжительность 10 -15 минут.

Интересный факт, очень важно для малышей показывать один и тот же фильм много раз. Они сами это просят, чтобы встретиться со знакомым героем, воспроизвести, что им показали

Ребенок смотрит только яркие мультфильмы

  • Объяснить ребенку разницу между хорошо и плохо;
  • Можно или нельзя;
  • Преподнести реалии жизни более мягким способом, отчасти даже шутя.

Кто не помнит смешных «Ну, погоди!», где проворный, смекалистый заяц всегда благодаря сноровке все время перехитрил угловатого, но сильного волка. Конечно, кроме таких поучительных мотивов, в этом многосерийном мультике существует ряд странностей, где волк много курит, иногда даже пьет, конечно, такие моменты не смогут научить вашего ребенка ни чему хорошему.

Винни-Пух, нашего производства, что диснеевский – настоящее произведение искусства. Наш учит детей, что нельзя никогда унывать, как это делает ослик, нужно вести активный образ жизни, есть поменьше сладкого, иначе не пролезешь в дверь при необходимости, как тучный медвежонок. Даже маленьких аспектам этикета – на день рождения обязательно нужно приходить только с подарком, чтобы сделать приятно близкому человеку.

«В тридевятом царстве» — вовсе настоящее пособие, каким быть в этом мире не стоит. Весь сюжет крутиться вокруг маленького, но очень ленивого мальчика, принципом которого становится притча — «И так сойдет». Весь мультфильм этот парень, который прыгает от сказки к сказке, пытается обмануть законы природы, общества и получить все легким путем. Но, как говориться, в итоге, не добившись никаких результатов от волшебства, мальчуган понимает, что все нужно делать собственными руками, много учиться. В итоге, он даже замахивается построить настоящий дворец старухе из «Золотой рыбки».

Дети находится очень близко от телевизора

Цикл серий «Простоквашино» нравится взрослым и детям за счет необычного сюжета – в попытках самостоятельности ребенок переезжает в деревушку Простоквашино, где обитает вместе с говорящим, хитрым и хозяйственным котом Матроскиным, верным другом и сотоварищем Шариком. Мультфильм показывает реалии жизни, что нужно заботиться о близких, хозяйстве, чтобы получить доход.

Что касается зарубежного проката, то тут точится множество споров. Бесспорно, лидирующее место в списке хороших мультиков заняла компания Уолт Диснея, особенно хороши ее творения девяностых годов: «Бэмби», «Синдерелла», «Синдбад», «Король Лев», «Гуффи», «Чип и Дейл», «Утиные истории». Приятные цвета, натуралистичность, мораль – это есть в качественных мультфильмах, которые сегодня стали классикой.

Приятны к просмотру пресловутый «Спанч Боб», «Даша-путешественница», «Денни Фэнтом», «Джимми Нейтрон» и другие мультфильмы, которые можно увидеть сегодня на Никелодеоне. Настоящий фурор произвел мультфильм производства канала «Аватар, легенда об Аанге, легенда о Корре», по мотивам которого даже снят полноэкранный фильм с многомиллионным бюджетом.

Из современного продукта, стоит обратить внимание «Маша и Медведь», где девочка откровенно выводит из себя могучего, но доброго медведя, который всегда терпит причуды Маши, ведь он горячо ее любит. «Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра

«Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра.

Как правильно выбирать мультики для просмотра

Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.

Признаки «нежелательных» мультиков

Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности

Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался

А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.

Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.

Признаки хороших мультиков

После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:

  1. Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.

  2. Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.

  3. Простая, но не скучная подача информации. 

  4. Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость. 

  5. Спокойный звуковой ряд.

  6. Чистая и грамотная речь у персонажей.

Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.

Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов

3–5 лет

6–9 лет

10 лет и старше

Первые сезоны «Смешариков»

«Смешарики», серия «Пин-код»

«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец»

«Лунтик и его друзья»

«Фиксики»

«Мой сосед Тоторо»

«Даша-путешественница»

«Щенячий патруль»

«Спирит: душа прерий»

«Гуппи и пузырьки»

«Бемби»

«Маленький принц»

«Робокар Поли»

«Чаччингтон: веселые паровозики»

«Карлик Нос»

«Клуб Микки Мауса»

Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки»

«Трое из Простоквашино»

ВКЛЮЧАТЬ ИЛИ НЕ ВКЛЮЧАТЬ?

В конечном итоге, решение и ответственность за то, сколько мультиков ребёнок смотрит в день и смотрит ли он их вообще, остаётся на взрослых. Сперва необходимо понять, какую роль играет просмотр мультиков в жизни ребёнка. Если они лишь один из вариантов досуга малыша, который он может заменить играми и общением со сверстниками, то просмотр нескольких серий в день не нанесёт ему вреда.

Возможно, в этой связи будут полезны несколько общих рекомендаций:

Не включать мультики «фоном» к основной деятельности ребёнка. Лучше поставить 3-4 в день, которые ребёнок посмотрит внимательно, чем телевизор будет включен сутки напролёт. Перманентный фоновый шум перегружает нервную систему, пусть даже вам и кажется, что вы и ребёнок привыкли его не замечать.

Смотреть мультики вместе с ребёнком. В этом случае они скорее будут способствовать укреплению привязанности, чем поводом для конфликтов.

Обсуждать с ребёнком сюжеты его любимых мультфильмов, поступки персонажей, выражать отношение к тем или иным изображённым ситуациям – это поможет ребёнку усваивать нормы поведения и ценности вашей семьи.

Побуждать ребёнка работать с полученной информацией – разыгрывать увиденные ситуации, рисовать и лепить любимых героев из пластилина и т.п. Это разумное сочетание различных видов активности поможет ребёнку привнести увиденное в собственный опыт.

Как влияют мультики на детскую психику?

Мультипликационная индустрия может по разному воздействовать на психику ребенка. Сначала поговорим о плюсах, то есть, о пользе, которую получают дети, смотря мультфильмы.

Положительное влияние мультфильмов на психику ребенка:

  • развитие речи. Наблюдая за героями и слушая их разговоры, дети учатся формулировать свои мысли, расширяют словарный запас, запоминают оригинальные высказывания и афоризмы;
  • обучение. Многие мультфильмы сочетают в себе не только развлекательную, но и познавательную функции. Одни учат счету, другие — английскому языку, а из третьих можно почерпнуть массу полезной информации об окружающем мире;
  • воспитание. В мультфильмах герои ведут себя плохо и хорошо — через подобные ситуации ребенок учится быть добрым, искренним, сопереживающим и т.д.;
  • стимулирование полезных навыков. В процессе просмотров у детей улучшается память, логическое и абстрактное мышление, аналитические способности, ведь определенная мораль содержится почти в каждой мультипликационной истории, и иногда вывод не лежит на поверхности — до него нужно додуматься;
  • развитие творческих наклонностей. Если ребенок представляет себя роботом или супергероем, в работу мозга включаются структуры, отвечающие за фантазию и наклонности к искусству. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии или хобби.

Подобное положительное влияние мультфильмов на психику детей возникает только при просмотре правильного и доброго контента.

Отрицательное влияние мультфильмов на здоровье ребенка:

  1. плохо действует на зрение. Особенно это актуально для детей до двух лет;
  2. задержка физического развития и набор лишнего веса. Ребенок должен прыгать, бегать и скакать — это неотъемлемая часть нормального взросления. Когда он неподвижно сидит, да еще и со сладостями в руках, итог становится очевидным;
  3. нарушения в работе мозга. Этот орган при просмотре ярких, быстро меняющихся картинок в сопровождении громкой музыкальной озвучки функционирует буквально на пределе, особенно, у зрителей дошкольного возраста;
  4. расстройства поведения. Одни дети, которых родители не ограничивают, в свободное от просмотра время являются гиперактивными, выбрасывая накопившееся напряжение, другие, наоборот — вялыми и апатичными ко всему, пока им не дозволят усесться на очередной сеанс;
  5. формирование зависимости. Некоторые юные личности готовы отказаться от сна, еды, похода в парк и других составляющих нормальной жизни, заменив все мультиками.

Есть и другие минусы. Например, Е.О.Комаровский при вопросе относительно пользы мультиков приводит такой пример. Ребенок смотрит в экран, на него летит мяч, потом картинка меняется, опасность уходит.

Адекватное чувство страха просто не формируется. В реальной жизни это может быть камень или что-то подобное и едва ли отсутствие реакции позволит увернуться, как это должно быть с тем, кто много играет на улице, а не сидит перед экраном.

Лучшее время для сеансов — дообеденное. Во второй половине дня, а особенно, вечером, мультфильмов лучше избегать.

Признаки “нежелательного” контента

Психологи советуют родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, а затем обсуждать их и проигрывать увиденные ситуации в реальной жизни. Однако, на это не у всех есть время, а сортировать хороший контент от плохого — нужно уметь.

Признаки опасного мультика:

  • рискованное или девиантное поведение героев. Если они прыгают с крыш, бросаются на проезжую часть, грабят магазины, бьют и оскорбляют других, ребенок посчитает такую модель поведения правильной и, скорее всего, захочет повторить нечто подобное в реальной жизни;
  • уродливые или откровенно пугающие персонажи. Ребенок ассоциирует себя с главными героями, поэтому они должны выглядеть хотя бы относительно нормально;
  • присутствие жаргона или нецензурной брани в разговорах;
  • навязывание неправильных стереотипов. Все помнят старые диснеевские мультфильмы про прекрасных принцесс, мечтавших выйти замуж за принца. Сейчас многие ленты пропагандируют мужской тип поведения для девушек, не предусматривающий создания семьи и материнства. В дошкольном возрасте, когда идет закладка гендерных особенностей, это может отрицательно повлиять на ценности. Это лишь один пример, но можно найти и множество других;
  • неправильное поведение. Если в мультфильме проявляют неуважение к старшим, вырубают деревья, ломают цветы на клумбах, выражают цинизм по отношению к попавшим в беду и т.д., едва ли, такой контент можно считать качественным и полезным для ребенка.

Если юный зритель после просмотра конкретного мультфильма становится агрессивным, гиперактивным, никого не слушает и ничего не понимает, значит, такой продукт медиа лучше исключить.

После просмотра: наблюдаем за ребенком

Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:

  • бурное негодование из-за того, что серия закончилась;

  • капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;

  • истерический смех;

  • подавленность.

Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.

В каком возрасте можно смотреть?


Психологи утверждают, что до трех лет смотреть мультфильмы детям категорически нельзя, а до двух — просто опасно для здоровья. Это нужно запомнить всем родителям.

Для тех же, кто постарше, важно не только выбирать правильные мультипликационные фильмы, но и строго ограничивать время просмотра. О нормах мы расскажем далее

Мультипликационное произведение должно подходить ребенку по возрасту. Если трехлетняя малышка смотрит «Красавицу и Чудовище», едва ли она поймет что-то из смысла, зато испугаться может. Да и мальчик 4-5 лет вряд ли осмыслит сюжет из “Смешарики. Пин-код”, рассчитанных на школьников средней и старшей возрастной группы.

«Дорога домой»

Студия/страна: Netflix, США/Австралия

Год создания: 2021

Возрастной ценз: 7+

Из зоопарка сбегает компания опасных существ — змея, скорпион, паук, крокодил, ящерица. Их цель — добраться до своего настоящего дома — далекой Австралии. В своем путешествии они доказывают миру, что, несмотря на свой устрашающий вид, ядовитые жала и острые зубы, они обладают добрыми сердцами и достойны любви и принятия. Казалось бы, главная мысль мультика — в том, чтобы воспитать у подрастающего поколения терпимость. Но все не так просто.

В чем вред?

В главных ролях мультфильма — смертельно опасные животные, которые своим ядом могут отравить или обездвижить жертву, но они подаются зрителям как добрые и приветливые. Их опасная инстинктивная сторона совершенно игнорируется. 

Виктория Яковенко:

Должны ли присутствовать нравственные основы в детских мультфильмах

  • Почему это случилось;
  • Куда идет герой;
  • Чего он ждет;
  • Что с ним приключилось?

Мама это познавательный пласт в жизни ребенка

Познавательный пласт, который должен быть

  • Узнаваемые события, понятно, что это сказка, волшебство.
  • Открытость сюжета, близость темы для возраста ребенка.

Дети очень чувствительны, они моментально схватывают с экрана, как ведет себя главный герой. Герой должен нести позитивные модели (не обязательно веселые), оправданные и понятные.

В чем опасность чрезмерного просмотра детьми медиа продукции

Зависимость от экрана у многих детей, к сожалению есть. Многих малышей уже надо лечить, так как без этого мультика, они не знают чем себя занять. Игры уже становятся не интересными. Они не любят рисовать, танцевать и т.д. Это уже не любовь, а зависимость! Так как, этот экран блокирует их инициативу, активность.

Создается пассивное состояние, из пустого взгляда. Смотрит, а ничего не остается. Что было, не понятно! Паралич активности, тормозит все! Мне постоянно нужен допинг. Я пассивный, а другие пусть вливают активность.

Интервью с доктором психологических наук Еленой Смирновой

00:10 О Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ 02:10 Современные дети обычно начинают смотреть мультфильмы в 2 года 02:50 Физиологические аспекты влияния мультфильмов на мозг ребёнка 05:00 Мнимая безопасность ребёнка при просмотре мультиков 06:00 Эмоциональные переживания и модели поведения героев 07:50 Первичное требование к мультфильму: сюжет должен быть понятен ребёнку 09:10 Поучительные модели поведения 09:50 Мультфильмы, которые можно показывать детям в возрасте 3-4-х лет 11:20 Надо ли показывать дошкольникам один и тот же мультфильм несколько раз 12:00 Мультфильмы с драками и агрессией – их влияние на детей 13:40 «Лунтик» – положительные и отрицательные стороны 15:25 «Смешарики»: образы – детские, содержание – взрослое 16:55 Мультсериал «Маша и медведь»: близкий ребёнку, но разрушительный образ главной героини 17:50 Нарушение полоролевых моделей в мультпродукции и в жизни 19:50 Что показывать ребёнку 20:40 Чем привлекают детей современные мультфильмы 21:18 Чем активнее, быстрее, клиповее видеоряд – тем сильнее парализуется воля и сознание зрителя 23:05 Паралич активности ребёнка, привыкшего смотреть мультфильмы 23:40 Последствия экранной зависимости: гиперактивность, задержка речевого развития, аутизация, нарушение навыков общения и т.д. 24:50 Гламуризация чудовищ и образов смерти в продукции для детей 27:50 Развенчание народного фольклора в серии мультиков про трёх богатырей 28:45 Состояние отечественной мультипликации

Существуют ли полезные мультики?

Хорошие и добрые мультипликационные фильмы есть, и их, к счастью, немало. Они формируют у ребенка правильные ценности: учат дружить, приходить на выручку попавшим в беду, а также заставляют помнить о необходимости быть вежливым, добрым, внимательным везде и всегда.

Приведем небольшой список для детей самых разных возрастов:

  • «Котенок Гав»;
  • мультфильмы по сказкам Сутеева;
  • «Паровозик из Ромашково»;
  • «Мусти»;
  • «Кот Леопольд»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Лунтик»;
  • «Фиксики»;
  • «Бэмби»;
  • «Король лев»;
  • «Балто»;
  • «Винни-Пух»;
  • «101 далматинец»;
  • «Леди и Бродяга»;
  • «История игрушек»;
  • «Бумажки».

Специалисты советуют сначала внимательно изучить сюжет и особенности героев мультика, а только потом допускать ребенка к просмотру.

Положительные последствия

Добрые и развивающие мультики нужно показывать ребенку. Почему они положительно влияют на детей:

Расширяют кругозор

Во время просмотра ребенок знакомится с новыми растениями, животными, предметами техники, городами и странами. Особенно полезны в этом плане развивающие мультики вроде «Бубы» и «Фиксиков». Кроме того, ребенок пополняет словарный запас.

Воспитывают положительные черты характера

Маленький ребенок обычно подражает любимым персонажам. Он старается перенимать их качества: доброту, альтруизм, целеустремленность, смекалку. 

Учат переживать новые эмоции

Когда ребенок представляет себя на месте главного героя, то нередко «заражается» его настроением. Например, уверенностью или любовью по отношению к близким. Впоследствии ребенок переносит такой опыт в реальную жизнь и быстрее адаптируется.

Смотреть ли мультфильм вместе с ребенком?

Если мультфильм незнаком, посмотрите его сами, удостоверьтесь в его безопасности, а уж потом предлагайте крохе. Когда ваш малыш впервые смотрит анимацию, присутствие взрослого необходимо!

Кто, как не родитель разъяснит сюжет, даст оценку персонажам, выскажет свое мнение по поводу увиденного!

Помимо разъяснений о мультфильме, дитя получит бесценное время общения с родителями. Он узнает мнение папы и мамы о главном герое мультфильма, что поможет ему составить свое мнение о нем и решить, нужно ли ему подражать. Родители помогут разобраться на примере мультика, как поступать хорошо, а как плохо. То есть малыш активно вовлекается в воспитательный процесс.

А после просмотра обсудите просмотренный фильм вместе. Пусть сын или дочурка перескажет сюжет, даст оценку персонажам, повторит слова веселой песенки! Это разовьет его речь, память, он будет учиться анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

Что еще нужно помнить

  • Мультики нужно смотреть в хорошо освещенной комнате;
  • Ребенок должен находиться на расстоянии более 3-х метров от экрана;
  • Во время просмотра карапуз должен сидеть на стуле, сохраняя осанку;
  • Смотреть мультик лежа не рекомендуется;
  • Не нужно жевать или пить;
  • До начала просмотра объясните крохе, что после окончания мультика телевизор или компьютер выключается, чтобы он не просил еще один фильм.

Мультик — хороший воспитательный и обучающий инструмент в распоряжении родителей. Если правильно им пользоваться, то можно получить очень хороший результат, развить ребенка и выработать в нем правильные моральные установки. Старайтесь контролировать контент, предлагаемый ребенку, обсуждать увиденное. Психика детей очень хрупкая и легко поддается влиянию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: