Варианты графических диктантов по клеточкам
Диктант «Слон»
Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:
4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
Диктант «Золотой ключик»
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.
Надеюсь вашим деткам понравится выполнять графические диктанты по клеточкам. На картинках (они кликабельны), я выбрала самые интересные графические диктанты для малышей.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Как нарисовать по клеточкам разные рисунки животных? Фото мастер-класс
Вот яркий пример того, как на обычной бумаге в клетку можно нарисовать животное — пони.
Первый этап
- Берем один листок бумаги в клетку. Создайте из группы клеточек квадрат побольше, нарисуйте в нем круг.
- Начинаем вести тонко своим карандашом. Не делайте все сплошной. Пытаемся применять коротенькие лини.
- Разделите овал на половинки. Сложно понять, как это сделать? Находим центральную точку в овале и помечаем ее точкой. Потом рисуем следующую точку в правой стороне и в левой. Они наверняка придутся на четкие отрезки квадратиков на листе.
- Присоедините их к линии, дабы оделить форму на половины. Разместим круг неподалеку. Размер его будет сравнительно меньше. Он может поместиться в одной клеточке либо в нескольких.
- На данном этапе объединяем две фигурки при помощи изогнутых отрезков. Первый этап завершен!
Пони по клеточкам фото
Добавляем ножки
- Нарисуем пару прямых линий, чтобы отыскать подходящие точки для ножек. Первая часть будет в левой стороне. А вторая будет размещена в правой. Отмечаем места, где оба отрезка будут соприкасаться с телом нашего животного и где они будут заканчиваться.
- Визуально отмечайте для себя линию по средине. Ставим там пометку.
- Теперь делим все еще раз на пополам. Эти точки будут помогать помещать все составляющие ноги пони в подходящее место.
- Нам нужны нарисованные линии для планирования того, как широка будет одна нога. Основа копытец — делайте линию длиннее, так мы получим максимальную схожесть с реальным копытом. Верх будем делать короче.
- Часть, где пятка — делаем его еще короче. Чтобы нарисовать локоть, выбираем размер крупнее.
- Делаем очертания фигур туловища. У нас получилось создать чертежи, чтобы вырисовывать копыта. Чтобы дорисовать задник, соединяем копытце с другими частями ноги. Можем добавить пару кривых внутри, чтобы все было, как в реальности. Сейчас присоединяем отрезок с задней половиной. Ножки у пони нарисованы!
Основы рисования автомобиля или как рисовать линии
Если вы хотите узнать, как нарисовать машину, да и любой другой предмет, необходимо сначала познакомиться с азами рисования
Важно научиться правильно рисовать основные линии. Машина – предмет с очень четким контуром, состоящим, в основном, из прямых линий
Поэтому умение рисовать их в большой степени повлияет на конечный результат.
Чтобы не испортить слишком много бумаги и карандашей, запомните несколько простых правил рисования:
- Карандашный грифель всегда должен скользить по бумаге, а не царапать ее. В зависимости от рисуемых линий, карандаш должен выбираться соответствующий. Например, для тонких вспомогательных линий подойдет полутвердый карандаш, а вот для основных или толстых линий лучше выбирать мягкий, но хорошо заточенный карандаш.
- Во время движения карандашом следите не за тем, чтобы провести линию в нужную точку, а за тем, чтобы она была ровной.
- Что касается методики рисования линий. Художники знают, что если необходимо нарисовать прямую линию, она не обязательно должна быть сплошной, особенно, если вам это сложно дается. Попробуйте нарисовать ровную линию штрихами, двигая карандашом плавно и постепенно прорисовывая из одного штриха следующий. Окончательный результат прорисовывается мягким карандашом. При этом забудьте о ластике. Никогда его не используйте, если хотите добиться стоящего результата.
- Ну, и последнее. Как держать карандаш. Запомните — карандаш во время рисования никогда не держится как ручка. Во-первых, держать его нужно немного выше по сравнению с ручкой. Во-вторых, пальцы, держащие карандаш, должны быть слегка согнуты. Да, возможно, поначалу будет неудобно. Зато со временем вы почувствуете себя увереннее, возможно, даже улучшится почерк.
После того, как освоитесь с карандашом в руках, попробуйте попрактиковаться в рисовании линий. В этом вам поможет пара упражнений.
Упражнение 1. Соединение точек. Возьмите лист формата А4. Поставьте на нем несколько точек (10-15), располагая их более-менее равномерно. Нарисовали? Теперь попробуйте провести от каждой точки ко всем остальным прямые линии. Делайте это аккуратно, без спешки. Возможно, у вас уйдет на это упражнение не один лист бумаги, но результат будет того стоить. Цель можно считать достигнутой, если у вас получаются ровные линии, идущие четко от точки к точке.
Упражнение 2. Рисование восьмерки. Расположите лист формата А4 горизонтально. Не спеша нарисуйте восьмерку в левой части листа. Продолжайте рисовать восьмерки, перемещаясь постепенно вправо. Расстояние между цифрами должно быть около 5 мм. Результат достигнут, если:
- цифры имеют практически идентичный по высоте и ширине размер;
- цифры симметричны;
- получившиеся в результате «наложения» цифр многоугольники практически идентичны между собой.
Обзор прописей для малышей
Желательно, чтобы прописи для малышей были яркими и красочными. Так больше шансов, что ребенок ими заинтересуется. Но к 4 годам можно смело переходить на черно-белые варианты.
С двух лет мы использовали пособия О.Н. Земцовой «Послушный карандаш»и «Готовим руку к письму». Бумага достаточно плотная, иллюстрации красочные, но не перегружены деталями. Задания обыграны так, что ребенок не просто рисует линии, а помогает лягушатам съехать с горки, слонику — построить заборчик.
My-shop
My-shop
My-shop
My-shop
My-shop
Еще достойный вариант — Gakken «Мой первый карандаш» (Лабиринт). Милые иллюстрации. Задания начинаются с самых простых, постепенно усложняясь.
Такую книгу хорошо делать многоразовой, просто вырвав нужную страничку и вставив ее в файл. В этом случае пишем фломастером. А спустя время, вытаскиваем из файла и переходим на карандаш.
В тетрадях «Готовим руку к письму » Елены Ульевой предлагается выполнять задания вместе с главным героем — мышонком. Каждое пособие рассчитано на определенный возраст, что очень добно.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Следующие три прописи из серии «Рабочая тетрадь дошкольника» черно-белые, странички тонкие. Но задания разнообразные, их много и цена смешная. Подойдут деткам от 4 лет. Остальные подобные тетради из серии, на мой вгляд, рассчитаны на более старший возраст.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Серия «Прежде, чем начать писать» издательства «Карапуз». Есть книги, где предлагается в форме интересных заданий рисовать «арочки», «спиральки, «комочки», «зигзаги». А есть отдельное издание, которое включает в себя все вышеперечисленные задания.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
«Альбом по развитию мелкой моторики» Виктории Белых. Здесь ребенок штрихует, обводит, рисует, а заодно развивает мышление. Под многими заданиями — советы родителям о том, как предложить их ребенку. В серии альбомы для детей 2 — 3 и 4 — 5 лет.
Лабиринт
Лабиринт My-shop
У Виктории Белых есть также книги для подготовки руки к письму из серии «Рабочие тетради с наклейками». Подойдут для детишек 2 — 4 лет.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Прописи Олеси Жуковой в основном рассчитаны на детей постарше. Однако есть варианты для 2 — 3 и 4 — 5 лет. Есть разноцветные и черно-белые, и даже с наклейками.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Чтобы заинтересовать ребенка, вы можете предложить ему многоразовые прописи — те, на которых можно писать и стирать. Их удобно брать в путешествие. Например, пособия из серии «Первые графические навыки» Шевелева К.В.
Лабиринт My-shop
Лабиринт My-shop
Польза методики
Часто дают графические диктанты и для 1 класса
Неважно, какой вид методики использует педагог или родитель. Занятие положительно сказывается на способностях малыша, помогает ему развить такие жизненно важные качества:
- координацию движений;
- мелкую моторику;
- внимательность;
- усидчивость;
- умение считать;
- пространственное и абстрактное мышление;
- графические навыки;
- целеустремленность.
Пособия для занятий с полными инструкциями можно приобрести в канцтоварах и книжных магазинах или скачать в интернете и распечатать. Некоторые графические диктанты по клеточкам прикреплены ниже.
Графические упражнения довольно простое задание для дошкольников. Поэтому некоторые мамы считают его лишним и бесполезным. Но это не так. Диктанты помогают детям обрести уверенность к себе, развить внимательность и усидчивость, так необходимые для адаптации к школе.
Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам
В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.
Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.
Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.
Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.
Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.
Возрастные особенности
Большинство специалистов советуют начинать выполнять рисунки по клеточкам ближе к 5 годам. Но стоит учитывать, что степень развития каждого ребенка в том или ином возрасте отличается. Именно поэтому при выдаче подобных заданий также нужно учитывать индивидуальные особенности.
На практике нередко встречаются случаи, когда с выполнением несложного рисунка по клеткам прекрасно справлялись малыши 3 лет. Чтобы подготовить чадо к написанию графического диктанта, с ним нужно заниматься с самого детства, обучая основам. При сложностях в выполнении задания ребенка необходимо подбадривать и поддерживать.
Графический диктант по клеточкам 8 лет
Обезъяна
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 вправо
- 1 вверх
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 вверх
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 вправо
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 вниз
- 1 по диагонали влево вниз
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 вниз
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 вниз
- 1 по диагонали влево вниз
- 2 влево
- 1 вниз
- 3 вправо
- 4 по диагонали вправо вверх
- 1 по диагонали влево вверх
- 2 вправо
- 2 вниз
- 5 по диагонали влево вниз
- 2 влево
- 2 по диагонали вправо вниз
- 4 вниз
- 1 по диагонали влево вниз
- 4 вправо
- 1 по диагонали вправо вверх
- 2 вверх
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 влево
- 2 вниз
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 вверх
- 1 по диагонали вправо вверх
- 2 вправо
- 1 по диагонали вправо вниз
- 3 вниз
- 2 по диагонали влево вниз
- 3 влево
- 2 по диагонали вправо вниз
- 3 вниз
- 1 вправо
- 1 по диагонали вправо вниз
- 3 влево
- 3 вверх
- 3 по диагонали влево вверх
- 4 влево
- 3 по диагонали влево вниз
- 3 вниз
- 3 влево
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 вправо
- 3 вверх
- 3 по диагонали вправо вверх
- 1 по диагонали влево вверх
- 4 вверх
- 2 по диагонали вправо вверх
- 2 влево
- 5 по диагонали влево вверх
- 2 вверх
- 2 вправо
- 1 по диагонали влево вниз
- 4 по диагонали вправо вниз
- 3 вправо
- 1 вверх
- 2 влево
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 вверх
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 вверх
- 1 по диагонали влево вниз
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 вверх
- 1 по диагонали вправо вверх
Подходящие виды занятий
В третьем и четвертом классе расширяются возможности для проведения занятий. В этом возрасте вполне можно использовать самые разные виды рисунков по клеточкам.
К ним можно отнести:
- Проведение линий по клеткам под диктовку учителя;
- Самостоятельное следование по предложенной на листе инструкции;
- Симметричное дорисовывание;
- Раскрашивание определенного количества клеток в заданном направлении указанным цветом. В этом случае в тетрадках детей появляются настоящие цветные картины.
Принципом выполнения работы во всем этом разнообразии является отсчитывание необходимого количества клеток в указанном направлении. Это определяется учеником самостоятельно, глядя на предложенную инструкцию либо под диктовку учителя.
Под диктовку учителя и самостоятельное следование по инструкции
Симметричное дорисовывание
Раскрашивание клеток в заданном направлении указанным цветом
Как проводить занятие
Сначала удостоверьтесь, что имеется весь необходимый дидактический материал:
- у каждого ребенка есть тетрадь в клетку (у тех кто по старше клетка должна быть мелкая, в младших группах — крупная);
- есть в наличие простой и цветные карандаши;
- резинка;
- образец картинки;
- инструкция для воспитателя;
- линейка для длинных или диагональных черточек.
Первое занятие должно быть пробным. Объясните ребятам принцип работы с графическими диктантами по клеточкам, ее цели и задачи. Постарайтесь создать веселую и увлекательную атмосферу, чтобы каждый ребенок был заинтересован.
Заранее проговорите воспитанникам все этапы работы. Например,:
- Давайте нарисуем очень интересную картинку из черточек. Это будет зашифрованная фигурка. А вам нужно будет ее расшифровать, делая черточки на своем листе бумаги.
- Если вы будете слушать меня внимательно и четко выполнять указания, то получите удивительную картинку!
- Я буду просить вас рисовать линии то вверх, то вправо, то вниз, то влево. И буду называть сколько клеточек должна длиться эта линия. А ваша задача — рисовать ровную черту, ре отрывая карандаш от бумаги.
- Давайте сначала я покажу вам на доске как это делать. Нарисуем очень легкий рисунок. А затем другой вариант вы будете рисовать самостоятельно под мою диктовку.
После того как дети научились выполнять простые задания, постепенно повышайте сложность схемы. Обязательно хвалите каждого, кто смог сделать правильно. Распечатывайте детям грамоты, медальки и используйте другие мотивационные методики.
Если у детей появляются сложности, проанализируйте свою методику и определите наиболее частые ошибки. Желательно заносить в протокол информацию о каждом занятии. Так вы сможете отслеживать динамику развития навыков и умений дошкольников.
Правила выполнения
Лучше всего воспринимает задание «Продолжи рисунок по клеточкам» подготовительная группа. С ними можно проводить такие упражнения в любое время, они всегда будут им рады. Да и материала для выполнения этих обучалок нужно совсем немного — лист в клетку, карандаш и ластик, чтобы исправлять ошибки. Правила, которыми нужно руководствоваться, довольно просты:
- Подготовить необходимый для выполнения материал. У педагога должен быть уже выполненный рисунок, с которым дети сверятся по окончании диктанта.
- Младшим детям поставить точку на листе, которая будет началом отсчета, старшим — предложить поставить ее самостоятельно, объяснив, откуда нужно начинать.
- Для начинающих детей нужно нарисовать стрелочки — направления сторон, так будет проще избежать ошибок.
- Объяснить, что 1 шаг = 1 клетке, 2 шага = 2 клеткам и т.д.
- Провести диктант спокойно, не торопясь.
- Оценить результат, похвалить тех, кто особенно старался.
Важно! Ни в коем случае нельзя торопиться! Если кто-то не успевает, нужно подождать его, ведь даже один неверный или пропущенный шаг приведет к потере конечного результата. Темп постепенно увеличивается только тогда, когда дети уже привыкли к графическим диктантам, набрались опыта в их написании
Пример задания «Отрази зеркально»
Советы по выполнению графического диктанта
Нельзя в процессе диктовки произносить другие слова, кроме указания количества клеточек и направления, в котором нужно двигаться
Дети должны быть сконцентрированы и сосредоточенны;
Стараться создать тишину в группе, чтобы каждый сумел сосредоточиться;
Если задание выполняет группа детей, а кто-то не успел или не справился, то он должен просто отложить лист и карандаш в сторону, чтобы не отвлекать внимание остальной аудитории. Это нужно обговорить в самом начале диктанта;
Для детей помладше можно в самом начале загадать веселые загадки о том, кого им предстоит нарисовать
Это еще больше подогреет их интерес к процессу.
Развивающие игры «Соедини по точкам цифры» для детей от 4 до 6 лет
Развивающие игры «Соедини по точкам цифры» составлены для детей от 4 до 6 лет, которые уже знают цифры и счет от 1 до 50. Здесь нужно в правильном порядке соединить точки (на каждой точке определенная цифра), чтобы получился контур картинки. Когда ребенок все сделает правильно, то увидит, какая картинка у него получилась.
Эта развивающая игра предназначена для детей от 5 лет, которые знают порядок счета от 1 до 50. В этой игре ребенок должен соединить все точки с цифрами по порядку, начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 50. Как только малыш соединит правильно все точки по очереди — он увидит веселого снеговика на лыжах!
Эта развивающая игра предназначена для детей от 5 лет, которые знают порядок счета от 1 до 60. В этой игре ребенок должен соединить все точки с цифрами по порядку, начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 52. Как только малыш соединит правильно все точки по очереди — он увидит очаровательную буренку!
Игра предназначена для малышей от 4 лет и старше. Здесь тебе нужно соединить все цифры в кружках в правильном порядке: 1, 2, 3, 4 и так до 40. Для этого ребенок должен знать счет в пределах этих цифр. Когда дойдешь до цифры 40 — увидишь зеленую Лягушку в болоте.
В этой игре ребенок должен соединить все точки с цифрами по порядку, начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 25. Как только малыш соединит правильно все точки по очереди — он увидит, какое животное у него получилось!
Игра составлена для малышей от 4 лет, которые умеют считать до 30. Здесь ребенку нужно соединить по точкам цифры между собой, нажимая на них мышкой в правильном порядке. Если ты сможешь это сделать, то на экране появится веселый зайчик!
Чтобы увидеть мишку, соедини по точкам все цифры от 1 до 25. Для этого тебе нужно нажимать на каждую цифру в порядке счета, например, 1. 2, 3, 4, 5 и так далее. Точки между собой буду соединяться линиями, пока не проявится контур животного. Когда ты нажмешь последнюю цифру — увидишь Мишку!
Развивающая игра «Соедини точки» — это любимая игра многих детей, привыкших играть в нее на бумаге. Но здесь соединение точек ты можешь делать прямо на сайте! Соедини точки с цифрами по порядку и ты увидишь, что получилось.
Виды графических диктантов
Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:
- Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
- Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
- Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Графические рисунки по клеточкам могут быть разных видов — как для самостоятельного выполнения, так под руководством взрослых Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве
Важно, чтобы во время этих математических игр у детей было хорошее настроение и желание решить пример, получив красивый рисунок. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребёнку в ненавязчивой форме узнать возможности арифметических действий
Техники выполнения
Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.
Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:
- копировать выбранную картинку;
- симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
- «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.
Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание
При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки
Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок
Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.
Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу.
В чем польза графического диктанта
Изначально графический диктант по клеточкам для дошкольников был разработан с целью выявления уровня знаний у детей и подготовки к школе в детских садах. Для проведения подобных работ разработано множество пособий, которые рассчитаны на разные возрастные группы и отличаются сложностью. Графические диктанты для детей помогают развивать следующие навыки:
внимание;
память;
усидчивость;
воображение;
мелкую моторику;
подготовку руки для письма;
умение различать лево и право;
абстрактное мышление;
координацию движений.
Выполняя диктант, малыши сосредотачиваются на нем и не отвлекаются на посторонние шумы и предметы, что также положительно скажется на дальнейшем обучении в школе. Психологи и преподаватели уверяют, что выполнение числовых заданий под диктовку способствует быстрой адаптации к более старшим классам.