Развиваем пространственные представления

Методика “Различение правой, левой стороны”

Просмотр содержимого документа
«Методика “Различение правой, левой стороны”»

Методика “Различение правой, левой стороны”

(предлагается с 6 лет).

ОборудованиеРисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок а лоиой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в пропой руке.

Цели исследованияВыявление ориентировки в схеме тела. Умение определять правую и левую сторону на себе, у собеседники, на картинке. Обучаемость.

Процедура проведенияПеред тем как показать ребенку рисунок, его просят поднять левую, правую руку, показать правую, левую ногу. Чатем, поставив ребенка напротив себя, спрашивают: “Где у меня правая рука?” Если ребенок показывает неверно, объясняют, поеле чего опять спрашивают: “Где у меня левая рука?” и т.д. Эта часть задания носит игровой характер. После указанных упражнений перед ребенком кладут рисунок. Сначала работа идет с изображением в верхней части рисунка, так как ребенку в  этой части рисунка легче  определить стороны, а затем в нижней части, но в этом случае необходима перешифровка.

Инструкция: “Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?”

“В какой руке у мальчика флажок?” и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания. К 6 годам дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети 6 лет и старше начинают осуществлять этот перенос.

Дети умственно отсталые вб лет не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки. Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют по­мощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Развивающая игра “Право-лево, верх-низ”

Здесь Лисёнок Бибуша подготовил для вас новую развивающую игру, направленную на развитие пространственного мышления детей, которая подойдет ребятам дошкольного, а также младшего школьного возраста. Игра включает в себя 10 уровней, с приятной детской озвучкой каждого задания. В процессе игры малыши научатся различать, где лево, где право, закрепят знания таких понятий как: «вверх, вниз», «за, перед», «над, под», но для этого им необходимо будет правильно ответить на 10 вопросов.

В каждом уровне игры ребенку предлагается внимательно рассмотреть две картинки, прослушать задание и выбрать нажатием мышки ту картинку, которую он считает правильной. Если выбор малыша окажется действительно верным, он сможет прослушать одобрительный комментарий в свой адрес и пояснение, почему именно этот, а не другой вариант ответа правильный. Например: на верный ответ в задании: «На какой картинке божьи коровки ползут вниз?», ребенок услышит: «Правильно! На другой картинке, божьи коровки ползут вверх».

Играть онлайн “Право-лево, верх-низ”

Если игра загружается не до конца – обновите страницу!

Также тебе понравятся и другие игры от лисенка Бибуши: 

А еще для развития логического мышления можете скачать наши развивающие задания:

Логические задания для дошкольников – Скачай и распечатай

В этом разделе вы найдете логические задания для дошкольников, которые помогут вам максимально подготовить ребенка к школе, стимулируя его мышление и любознательность.

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

Игры на ориентировку, использующие планы пространства и схемы маршрутов

«Адресное бюро»

Игра нацелена на обучение ребёнка ориентированию на городской карте, располагать объекты на плане так, как они расположены в действительности. Для игры необходима карта города и фотографии его достопримечательностей.
Дети располагают по памяти на карте города фотографии достопримечательностей.

«Астрономы»

Игра закрепляет умение ориентироваться на микроплоскости фланелеграфа и по схеме. Для неё потребуются фланелеграф, колпаки, звёздочки, схемы созвездий.

  1. Педагог объясняет детям, что сегодня ночью из-за сильного ветра с неба были сдуты почти все звёзды.
  2. Поэтому Луне стало грустно в одиночестве, и она просит детей помочь.
  3. Для этого нужно надеть волшебные колпаки, чтобы превратиться в астрономов.
  4. Луна оставила фотографию неба, на котором ещё присутствовали звёздочки и созвездия.
  5. По этим фотографиям малышам и предлагается вернуть на небо все звёздочки.
  6. Пока дети трудятся над созвездиями, педагог рассказывает им старинные легенды о них.

«Где Маша?»

Игра учит соотносить план с реальным пространством. Требуется лишь план.

  1. Педагог извещает малышей, что потерялась кукла Маша, но есть карта её пути.
  2. Нужно найти куклу и вернуть её домой.

«Помоги разложить учебные принадлежности Незнайке»

Игра закрепляет умение по картинке-плану ориентироваться в микропространстве, учит соотносить реальные объекты со схематическим изображением. Необходимы учебные принадлежности и картинка-план.

  1. Детям предлагается план-картинка, где схематично изображены учебные принадлежности.
  2. Малыши в соответствии с ним раскладывают реальные принадлежности.

Задания для самых маленьких

Задания для самых младших детей в виде инструкций:

  • сделать 2 шага вперёд;
  • 2 шаг влево;
  • 1 шаг назад;
  • 2 шага вправо;
  • 1 шаг влево;
  • 1 шаг вперёд и т. д.

Другой вариант задания для малыша:

  • встань позади меня;
  • встань передо мной (впереди меня);
  • встань слева от меня;
  • встань передо мной;
  • встань справа от меня.

Для закрепления ребёнок должен сам определить и назвать место, где стоит педагог.
Третий вариант задания с объектом:

  • посади куклу слева от себя;
  • мишку посади перед собой;
  • положи сзади себя кубик;
  • поставь машинку справа от себя.

После чего задавать вопросы:

  • где сидит кукла (слева от меня)?
  • где сидит мишка (передо мной)?
  • где лежит кубик (сзади)?
  • где стоит машинка (справа)?

Задание на пространственное соотношение объектов:

  • поставь в ряд игрушки;
  • какая игрушка стоит первой?
  • какая игрушка последняя?
  • что находится между мишкой и рыбкой?
  • что стоит после куклы;
  • что стоит посередине?

В качестве закрепления малыш должен произнести предлоги и определить самостоятельно положение игрушки.
Задание на ориентацию себя в пространстве:

  • повернись лицом к двери;
  • повернись спиной к окну;
  • встань к столу правым боком;
  • повернись левым боком ко мне;
  • что стоит позади тебя?
  • что находится перед тобой?

Поиск предметов (попробуем найти зайку):

  • посмотри за столом и под столом;
  • загляни под шкаф и за шкаф;
  • посмотри у двери;
  • проверь на полке;
  • расскажи, как и где мы искали зайку.

Распределение предметов:

  • мишку и куклу посади на диван;
  • положи мячик в коробку;
  • машину поставь позади коробки;
  • ёлочку поставь в обруч;
  • самолёт положи на полку;
  • а теперь расскажи, что и где находится.

Поиск игрушек в комнате:

  • давай погуляем по комнате и поищем твои игрушки;
  • прямо пойдёшь – куклу найдёшь;
  • налево пойдёшь – мячик найдёшь;
  • направо пойдёшь – мишку найдёшь;
  • назад пойдёшь – машинку найдёшь;
  • а теперь расскажи, где ты нашёл игрушки.

Ребёнок, вооружённый фломастером, стоит у мольберта и по инструкции педагога выполняет задания:

  • нарисовать солнце в верхней части листа;
  • нарисовать дорогу внизу листа;
  • нарисовать мяч в середине листа.

Вопросы для ребёнка:

  • где нарисован мяч?
  • где нарисована дорога?
  • где нарисовано солнце?

Задание для ребёнка № 1:

  • нарисуй в середине листа круг;
  • слева треугольник;
  • справа овал;
  • внизу квадрат;
  • вверху маленьких кружок;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 2:

  • слева направо проведи в верхней части листа прямую линию – «дорожку»;
  • слева направо проведи в нижней части листа зигзагообразную линию – «волну»;
  • сверху вниз на левой стороне листа нарисуй 4 квадрата;
  • снизу-вверх на правой стороне листа нарисуй 6 овалов;
  • расскажи, что ты нарисовал и как.

Задание для ребёнка № 3:

  • в середине нарисуй солнце;
  • нарисуй облако над солнцем;
  • нарисуй домик под солнцем;
  • ёлку справа от домика;
  • грибок слева от домика;
  • цветок рядом с грибком;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 4:

  • нарисуй квадрат в правом верхнем углу;
  • нарисуй круг в левом верхнем углу;
  • нарисуй овал в правом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в левом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в центре;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Запоминание

Когда ребёнок усвоил мысль, что у всего на свете есть стороны, которые называются «право» и «лево», ему предстоит запомнить, какая из них где. В период, когда определение сторон ещё не автоматизировалось, можно использовать подсказки разных типов. Впрочем, многие взрослые в силу индивидуальных особенностей продолжают путать стороны и тоже пользуются этими подсказками.

Визуальные подсказки

К примеру, у меня на запястье левой руки есть родинка, и лет до 16 я по привычке именно так убеждался, где левая рука. Можно запомнить, на какой руке часы или браслет. Есть и более универсальные способы: сложите указательный и большой пальцы в виде буквы «L». Рука, на которой буква будет смотреть в правильную сторону, левая.

Кинестетические подсказки

Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.

Логические подсказки

Если ребёнок уже умеет читать, то поможет ещё такой приём: первая буква любого слова на русском языке всегда слева, а последняя — всегда справа. Запомнив это, можно представлять себе любое слово и быстро сориентироваться, с какой стороны у него первая буква, а с какой — последняя. То же самое можно делать с письмом: пишем мы тоже всегда слева направо.

Постепенно научиться определять лево и право без подсказок помогают разные практические занятия:

  • Танцы или боевые искусства. Тренер постоянно ориентирует, какой рукой и ногой нужно что-то сделать, в какую сторону идти.
  • Подвижные «игры-обманки». Например, когда ведущий даёт инструкции вроде «подняли левую руку», «повернулись направо» и показывает их, а в какой-то момент его слова и действия расходятся. Кто неправильно повторил за ведущим — выбывает или сам становится ведущим!
  • Графические диктанты вроде таких.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Знакомимся с понятиями: Справа, Слева, Сверху, Снизу

Задания с Карточкой №1

1

-Где находится овал?-Овал находится справа от прямоугольника

Где находится круг?Круг находится внизу, под прямоугольником

Где находится квадрат?Квадрат находится слева от прямоугольника

Где находится треугольник?Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

2.

Задания с карточкой № 2

1.

-Где находится овал?-Овал находится в верхнем правом углу.

Где находится круг?Круг находится в нижнем правом углу.

Где находится квадрат?Квадрат находится в нижнем левом углу.

Где находится треугольник?Треугольник находится в верхнем левом углу.

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, меняя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

2.Показать карточку с фигурами ребенку. Попросить, чтобы ребенок запомнил расположение фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Ведущий поворачивает карточку, так, чтобы фигуры поменяли свое место положение. Ребенок открывает глаза и объясняет, что поменялось,т.е. называет где был круг, а теперь где он находится, и т.д.При этом он называет где – в верхнем (нижнем ) правом (левом) углу.

Пусть ребенок рассказывает о расположении предметов, которые его окружают, о том, что он видит на улице, дома и т.д.

Развитие координации как основа пространственного восприятия

Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.

Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.

Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша

Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов

С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.

Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.

Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать).  Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми

До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных  понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется

Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать). Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми

До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется

Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Игры на ориентировку в микропространстве

«Разноцветное путешествие»

Игра должна закрепить навык ориентировки на клетчатом листе и развить воображение. Для неё потребуются мелкая игрушка и игровое поле.

  1. Ребёнку предлагают игровое поле, поделённое на разноцветные клетки.
  2. Игрушку ставят на первую клетку, откуда она отправится в путешествие.
  3. Педагог определяет направление движения игрушки посредством команд типа: «Две клетки вверх, одна вправо, стоп! Где сейчас игрушка?».
  4. Ребёнок, видя, на какого цвета клетке расположилась игрушка, в соответствии с этим цветом говорит, в какой местности оказался герой (например, голубая клетка – море, зелёная – лесная полянка, жёлтая – пустыня).

«Художник»

Цель игры – научить ребёнка ориентироваться на плоскости и закрепить понимание им пространственной терминологии. Для игры потребуются предметные картинки и картинка в качестве фона.

  1. Ребёнку объясняется, что в данный момент он художник, а педагог – его помощник.
  2. Необходимо создать картину.
  3. «Помощник» будет называть «художнику» место на картине, где нужно будет сделать то или иное изображение.
  4. После выполнения этого задания, ребёнок меняется с воспитателем ролями.

«Бабочка»

Игра закрепляет способность ориентации на микроплоскости, вызывает интерес к чтению и закрепляет его навыки. Требуется поле с буквами.

  1. В центре игрового поля находится бабочка.
  2. Малышу объясняется: «Бабочка обожает сладкий нектар и перелетает с цветка на цветок. А сегодня она приглашает в игру. На её полянке выросли необычные цветы с буквами. Тебе нужно следить за полётом бабочки и собирать с цветков буквы, так ты узнаешь слово, которое она загадала».
  3. Затем воспитатель указывает направление полёта бабочки, а малыш собирает буквы с цветков и выкладывает их на столе в ряд, и в конце читает полученное слово.
  4. После этого педагог и малыш меняются ролями: ребёнок задаёт направление движения, а воспитатель выполняет задание.
  5. В зависимости от загаданного слова можно менять буквы.

«Путешествие по азбуке»

Целью игры является закрепление способности ориентирования на микроплоскости, формирования образов слов и букв. Для игры потребуется игровое поле с буквами.

  1. Перед игрой ребёнку объясняется, что сейчас он отправится путешествовать в волшебную страну загадок, разгадать которые поможет азбука.
  2. Чтобы узнать отгадку, малышу предстоит правильно собрать все буквы.
  3. Далее воспитатель загадывает загадку и задаёт направление движения по игровому полю.
  4. Действуя по инструкции, малыш составляет из букв слово-отгадку.

«Волшебный сундучок»

Игра закрепляет навыки ориентирования ребёнка в микропространстве, активизирует использование в речи терминов «справа», «слева», «вверху», «внизу». Для игры потребуется сундучок с мелкими игрушками.

  1. Малыш должен внимательно рассмотреть несколько игрушек, после этого закрыть глаза, а педагог в это время раскладывает игрушки на двух полках сундучка.
  2. Ребёнок приспускает рукава и сквозь них обследует игрушки внутри сундучка, описывая, где они располагаются.

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево.

Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Математика, Справа и слева — Учу учиться

Здравствуйте!

Для того, чтобы начать выполнять задания, необходимо выяснить знает ли Ваш ребёнок, где у него находится правая рука, а где левая рука. Попросите его показать. Если знает, похвалите и спросите где у вас находится левая рука, а где правая. Многие дети теряются и не могут показать верно. Если ваш ребёнок путается и не может четко определить стороны направления, то поясните ему, что правая рука ( левая, если левша) та, в которой он держит карандаш.

Когда вы стоите лицом к ребёнку и он не может определить, где у Вас  находится Ваша правая рука, а где левая, то поставьте его к себе спиной и попросите поднять правую руку, при этом сами поднимите свою правую руку и обратите его внимание на то, что вы вместе подняли одну и ту же руку, с одной стороны. Затем просто разверните ребёнка к себе лицом, руки не опускайте, обратите внимание, что руки стали находиться в разных сторонах

Соедините правые руки, как бы поздоровайтесь, не размыкая рук соедините левые, получился крест. Обратите внимание ребенка на то, что когда он стоит к Вам лицом, то направление меняется. Попросите его об этом запомнить.

Открываем учебник Петерсон ( заказать здесь) на странице 18 и выполняем задания. Вам потребуются цветные карандаши. Предоставьте ребёнку возможность самому выполнить первые два задания. Если ребёнок легко справился, то похвалите. Если задания вызвали затруднения, то ещё раз, на примере этих рисунков закрепите понятия слева и справа.

3. Ориентир красная линия. Ещё раз спросите ребёнка, где будет справа, а где слева. Затем попросите найти круги и раскрасить их, после этого раскрасить квадраты. Молодец, ты справился!

Следующая страница.

4. Мы снова возвращаемся к понятиям часть и целое. Перед Вами мешки. К первой части (показываем первый мешок) прибавляем вторую часть (показываем второй мешок) и получаем целое (показываем большой мешок). В первом мешке что лежит? Правильно, фигуры, какие? Во втором мешке какие фигуры? Что получилось? ( показываем большой мешок) Все ли верно? Молодец, не хватает зеленого треугольника! Просим ребёнка поменять мешки местами. А теперь что получилось? Что ты заметил? Большие мешки одинаковые или нет? Правильно, одинаковые. Вы вслух сами проговариваете, что если поменять мешки местами при сложении, то в большом мешке ничего не изменится — это правило — от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется. 

5. Этот пример выполните вместе так же, как предыдущий

Обратите внимание ребёнка на то, что в большом мешке квадрат должен быть синего цвета. Заметил ли это Ваш малыш? Если да, то похвалите! Не забудьте поменять местами мешки на второй строчке и снова проговорить правило

( от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется)

6. А вот этот пример полностью поручите выполнить ребёнку самому. Попросите порассуждать. Возможно, что он и правило попытается вспомнить, если нет, то просто повторите его сами.

7. Попросите ребёнка найти одинаковые игрушки. Молодец, на этой картинке нет одинаковых игрушек!

Следующая страница.

Ваша задача на этой странице — прочесть 1 и 2 задания и попросить ребёнка выполнить их самостоятельно. Если затрудняется, снова разбираем вместе и находим где предмет слева, а где справа.

3. Чтобы ребёнку было легче выполнить это задание Вы можете прикрыть рукой сначала фигуры справа от зеленой линии, затем фигуры слева от красной. Если ребёнок справился сам, то похвалите — молодец, верно, все фигуры оказались посередине.

Последняя страничка на сегодня.

4. Рассмотрите картинки. Спросите, что это? Правильно, листья. Что лишнее? Молодец, веточка с иголками.

5. Посмотри, что получилось? ( показываем первую строку) Это целое, оно состоит из частей. Вторая часть — это мешок с предметами, а первая часть — мешок пустой, что мы в него нарисуем? Молодец, цветочек! Теперь смотрим на вторую строку. Что с ней не так? Правильно, на первое место поставили целое! Поясняем, что так тоже можно делать. Оно так же состоит из частей . Первая часть нам известна, а вот вторая часть нет. Мы можем нарисовать фигуры во второй части? Какие? Молодец, красный круг и желтый треугольник!

6. Это задание ребёнок должен сделать сам. Так вы можете определить, усвоил ли он понятия целое и часть. Просите его рассуждать и комментировать какую фигуру он рисует и каким цветом. Вы, просто наблюдайте. В конце повторите вслух правило — от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.

7. С этим заданием многие дети могут не справиться. Выполнил — хвалите! Нет, поясняйте как сделать, на будущее пригодится. Итак, слева направо — квадраты идут на уменьшение, но появляется круг, который затем идёт на увеличение. Значит последней будут три круга (они зеркально отображаются трём квадратам).

Занятие #6: грамматика

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: