Рисунок по образцу
Это визуальные задания на внимательность, суть которых в следующем: вы показываете детям определённый рисунок, даёте им несколько секунд на то, чтобы его изучить, потом убираете образец и просите их быстро нарисовать на своих листках точно такой же.
Вот авторская игра, придуманная Анатолием Засобой, в таком ключе. Попросите детей нарисовать на своих листках шесть точек — вот так:
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Затем покажите им заранее сделанный образец (подготовьте сразу несколько вариантов, чтобы провести несколько туров игры). Дайте десять секунд на запоминание.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Попросите детей за те же десять секунд соединить на своих листках шесть точек точно так же, как было на вашем рисунке, и показать результат. Правильно воспроизведут фигуру далеко не все, но это будет весело и включит азарт для следующей попытки (уже с другим образцом).
Лайфхак: если вы проводите занятие онлайн, некоторые дети, скорее всего, постараются схитрить и незаметно от вас сразу перерисовать фигуру в то время, когда вы показываете образец. Чтобы это исключить, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы демонстрируете им свой рисунок.
Это задание развивает не просто визуальную кратковременную память, но и ассоциативное мышление (подскажите детям, что для лучшего запоминания того, как соединены точки на образце, нужно проассоциировать получившуюся фигуру с каким-то предметом или образом, на который она похожа).
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Задачу можно постепенно усложнять — уменьшать время запоминания (до пяти секунд, до трёх и, наконец, до одной), увеличивать количество точек (до восьми, десяти). Главное — помнить правило: усложнение должно быть постепенным, начинать нужно с самого простого варианта, который у детей точно получится, иначе, если задание окажется им не по силам, они быстро потеряют интерес к процессу.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Ещё один вариант задания на визуальное запоминание: попросите детей нарисовать четыре (постепенно количество можно увеличивать) пустых прямоугольника. Потом покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек и предложите точно так же расставить точки в своих прямоугольниках.
Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox
Кстати, недавно шведские учёные выяснили, что подобные задания на визуальную кратковременную память помогают младшеклассникам развивать свои математические навыки. Так что перед уроком математики они будут особенно полезны.
Ужас и хаос учебной жизни
Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки
А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты
Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
Правило первое
Нужно исключить на время, отведенное для занятий, а лучше и на прилегающее к этому периоду время, все, что может отвлечь ребенка от получения полезной информации.
Очистите место занятий от всех предметов, которые не относятся к выполняемой в данный момент работе. Это касается не только игрушек, но и разного рода предметов, которые могут отвлекать ученика: лишние канцелярские принадлежности, цветные стикеры, телефоны и прочее.
Отдельно хочу сказать по поводу смартфонов. Это на сегодняшний день самый главный отвлекающий фактор
Поэтому крайне важно исключить его влияние на процесс занятий. И я сейчас говорю не только о гаджете ребенка, но и о родительском
Если вы занимаетесь вместе с ребенком, вы также должны быть полностью погружены в этот процесс, и своими действиями, примером, показывать ему, как нужно заниматься. Если ребенок занимается самостоятельно, вам нужно помочь ему не отвлекаться, обеспечить комфортные условия для закрепления нарабатываемого навыка. Идеальный вариант – это поставить все смартфоны на время занятий в беззвучный режим без вибрации и убрать их в недоступное для глаз место. Лучше всего в другую комнату. Постарайтесь скорректировать свои планы и желания по звонкам и просмотру ленты соцсетей на это время, и вы совершите очень важное дело для развития своего ребенка.
Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности
Когда детская невнимательность очевидна, родители списывают ее на лень, отсутствие способностей к учебе. Возможно, вы удивитесь, но по результатам опроса около 30% школьников заявили, что учиться дома им мешают…родители! Так что, дорогие мамы и папы, вам будет полезно знать, почему же дети на самом деле становятся невнимательными.
А причины такие:
Нет мотивации. Значит, вы забыли привить малышу интерес к учебе
Если ученик не получает ни удовольствия, ни морального удовлетворения от того, что делает, он не будет уделять этому делу должное внимание.
Школьник слишком загружен. Всестороннее развитие — это замечательно
Но если из-за плотного графика развивающих занятий у малыша не остается времени на отдых, игры, прочие детские дела, возникают проблемы.
У ребенка такой темперамент (тип нервной системы). Нарушение концентрации особенно часто наблюдается у гиперактивных детей, так как они не способны долго усидеть на месте.
Медлительность как результат дефицита внимания. Несмотря на усидчивость, основательность, медлительные малыши все же очень рассеянны, плохо запоминают информацию.
Слабое здоровье. Врачи, психологи настоятельно рекомендуют параллельно интеллектуальному развитию детей активно заниматься его физическим развитием. Физические нагрузки закаляют, тренируют выносливость, способствуют активации мыслительных процессов.
Что такое внимание?
Каждое мгновение мы получаем извне массу информации. Но только наш мозг из всего потока фокусируется лишь на значимой информации, отсеивая незначимую. Такой механизм осуществляется за счет внимания
С точки зрения психологии внимание — это способность человека сосредотачиваться на конкретном явлении или объекте. У детей младшего возраста внимание развито недостаточно
И только по мере обучения в школе, взросления внимание ребенка становится все лучше.
Психологи различают непроизвольное и произвольное виды внимания
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий от человека, чтобы концентрироваться на определенном объекте. Например, родители идут с ребенком по улице
Вдруг за спиной кто-то выкрикивает чужое имя. Ребенок обернется на этот возглас, хоть звали не его. Это неосознанная реакция на звуковой раздражитель, проявление непроизвольной памяти.
Произвольное внимание подразумевает применение воли. То есть человеку необходимо приложить усилия, чтобы концентрироваться в течение определенного времени на каком-то предмете
С этим параметром у маленьких детей имеются сложности, ведь волевая сфера еще неразвита в полной мере. Очень сложно заставить малыша выполнять какое-либо задание, сидеть на месте, если он этого не хочет. Основная задача обучения как раз таки и заключается в развитии произвольного внимания у малыша.
Рекомендуем прочитать: Причины рассеянности и невнимательности у детей
Решение
Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.
Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.
Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.
Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).
Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.
Гиперактивность у детей. Советы по воспитанию
С “шустриками” и ”живчиками” бесполезно истерить, они и сами это хорошо умеют. Крики могут еще больше усилить детские истерики и капризы. Постарайтесь плавно и уверенно обучить ребенка, как вести себя в сложных ситуациях: при капризах, истериках, нытье и баловстве. Здесь мама выступает не врагом, не “злым и страшным серым волком”, а помощником, наставником, доброй волшебницей. Ведь мама помогает ему понять, как себя вести, как овладеть собой.
Гиперактивным детям важно научиться слышать мамины просьбы и выполнять их, не раздражаться и не психовать, когда что-то не получается или в чем-то отказывают, стать более собранным
Похвала и поощрение
Это наша палочка — выручалочка. В первую очередь сфокусируйтесь на хорошем, то есть на положительных моментах в поведении вашего сына или дочки. И только во вторую очередь замечайте негатив. Обязательно нужно заслуженно похвалить!
Например, вы в шоке от того, что карапуз бьется в истерике “Хочу на улицу!”, уже собрался выходить, дергает дверь и стучит ногами, но вы заметили, что оделся он самостоятельно и по погоде. Тут самое время в восторге воскликнуть:”Вот это да! Какой молодец!” и идти срочно звонить бабушке вместе с сыном, чтобы сообщить ей сногсшибательную новость.
Назидание необходимо!
Не просто крикнуть, наказать, а показать, объяснить, как правильно себя вести. Например в ситуации, когда ребенок не может справиться со своей агрессией, бросает в ваш адрес обидные слова или даже замахивается не достаточно сказать: “Стоп! Так нельзя!”. Нужно рассказать, как надо себя вести, то есть:”Ты злишься? Тогда скажи спокойно: мне не хочется идти домой… Я пойму. И мы вместе решим, что делать.”
Ребенку важно верить, что он всегда может обратиться к вам за помощью
Авторитет родителя
Наш родительский авторитет — незыблемая вещь на века. Не поддавайтесь модному веянию: ребенок — не царек в семье! Указания, назидания и прочая воспитательная риторика должны произносится уверенно, тоном, не терпящим возражений. Мы не лебезим и не оправдываемся перед детьми, не боимся их реакции, даже если при этом “мурашки по коже”. Самим детям крайне необходимо присутствие авторитетного взрослого в их жизни — это дает им чувство твердой почвы под ногами.
Интригуем и мотивируем
Не запугиваем! Предложите “что-то интересненькое” взамен на помощь или быстро выполненное задание, сюрпризы действуют безотказно. Помогите ребенку выполнить скучное дело с помощью игры “Кто первый?”, обещания похвалить перед всеми или просто обыграйте задание стишками и шутками.
Направьте вулкан энергии на хозяйственные дела — это принесет всем несомненную пользу. Здесь и творчество, и реальная помощь, и обретение жизненно — необходимых навыков.
Упрощайте
Это помогает в любом важном деле, которое необходимо довести до конца. Домашний труд, какое — то мастерство, выполнение уроков
Просто разбивайте работу на несколько этапов. Прохождение каждого из них — это уже маленькая победа. А победа вдохновляет и стимулирует на покорение новых вершин. Тем не менее ребенку важно рассчитывать на вашу помощь в любой трудный момент.
Правильно организованный режим дня
Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.
Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.
Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом
Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию
Очень важно организовать рабочее место малыша дома
Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире
Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире. Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради
Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов
Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради
Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время
В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.
Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.
Об этой статье
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 32 человек(а). Количество просмотров этой статьи: 23 394.
Категории: Школьная жизнь
English:Pay Attention in Class
Español:poner atención en clase
Italiano:Riuscire a Stare Attento in Classe
Français:être attentif en classe
Português:Prestar Atenção na Aula
Bahasa Indonesia:Memperhatikan Dengan Baik Ketika di Dalam Kelas
中文:提高课堂注意力
Nederlands:Opletten in de les
العربية:الانتباه في الصف
ไทย:ตั้งใจเรียน
Tiếng Việt:Tập trung trong lớp học
Печать
Взросление в условиях диджитализации
Если взглянуть на ситуацию со стороны, то этап диджитализации, который проходит сейчас человечество, не так уж плох, хотя и имеет свои недостатки. Со временем мы научимся отсекать лишнее и отвлекаться от гаджетов, но пока для детей этого поколения гаджеты являются проблемой, справиться с которой не могут ни родители, ни учителя.
Примечательно то, что вывести из состояния диджитального транса можно очень легко, обычными бытовыми вещами
Даже упавший карандаш может легко переключить внимание, полностью погрузнувшее в электронном мире. Детям крайне тяжело отвлекаться, но с этим можно справиться, если научиться концентрировать свое внимание. Взрослому человеку ввиду его мотивации и более сильных психологических установок легче отвлечься от телефона
Дети же не сразу осознают реальность и могут даже при наличии внешнего раздражителя буквально «залипать» в телефоне
Взрослому человеку ввиду его мотивации и более сильных психологических установок легче отвлечься от телефона. Дети же не сразу осознают реальность и могут даже при наличии внешнего раздражителя буквально «залипать» в телефоне
Именно в дошкольном возрасте вниманием детей нужно заниматься прицельно. От умения концентрироваться на нужных вещах потом зависит конечный успех дел, начатых ребенком
Что стоит предпринять родителям?
Если взрослые заметили, что у ребенка проблемы с внимательностью и усидчивостью, то часто для решения проблемы достаточно просто нормализовать образ его жизни. Что для этого нужно?
- Регулярно показывать школьника к врачу, отслеживать состояние его здоровья.
- Обеспечить ему полноценный сон не менее 8-9 часов в сутки.
- Привить любовь к физической активности. Не обязательно записываться на секцию, достаточно утренней гимнастики, ежедневных пеших прогулок, физкультминуток во время осуществления скучной, монотонной работы.
- Кормить ребенка достаточно и сбалансированно, давать ему в школу с собой еду на перекус.
- Выстроить гармоничные и доверительные отношения со школьником. Это станет залогом его успешного обучения и развития.
- Почаще заниматься с детьми обычными бытовыми делами, разговаривать с ними. Это не требует денежных вложений, но укрепляет взаимоотношения.
- У любого ребенка должно быть хобби (не просмотр мультиков или компьютерные игры). Пусть занимается чем-то конструктивным (вышивка, рисование, коллекционирование, моделирование).
- Правильно организовать рабочее место ребенка, поддерживать его в порядке.
Внимание! Для дополнительного умственного стимулирования можно поговорить с учителем и попросить его пересадить ребенка за первую парту
Немного теории
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика
А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо
Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Дидактические игры для тренировки усидчивости ребенка
Для развития усидчивости у детей младшего возраста можно попробовать увлечь их логическими играми, типа:
- найди отличия;
- найди предмет;
- пройди лабиринт и т.п.
Также хороший эффект можно получить и проводя игры на развитие мелкой моторики рук:
- сортировка мелких предметов;
- изготовление украшений из бусинок;
- игры со счетными палочками;
- игра с сенсорной коробкой;
- игра с крышками от бутылок;
- игры с прищепками и т.д.
Ребенку очень понравится играть в дидактические игры, которые содержатся в развивающих книжках.
В заключение приведем несколько советов, что делать, если ребенок неусидчивый.
Родителям важно помнить, что процесс развития усидчивости длительный и требует максимального терпения от взрослых
- В первый месяц занятий достаточно тратить на это всего 5-10 минут в день.
- Разрешите ребенку самому выбирать понравившиеся упражнения, не навязывайте ему какую-то определенную игру.
- Следите за изменениями в характере малыша, отмечайте его успехи. Поддерживайте ребенка, хвалите, а при необходимости делайте перерывы в занятиях.
- Если в течение месяца не будет заметен хотя бы небольшой прогресс в его поведении, необходимо внести в занятия кардинальные изменения.
Усидчивые дети легче адаптируются к школьному обучению, достигают лучших результатов, быстрее определяются со своим хобби. Так что усилия родителей, потраченные на развитие усидчивости у их ребенка, ни в коем случае не пропадут даром.
Правило четвертое
Чередовать направление умственных усилий.
Длительное занятие только чтением или записью нового материала, особенно на начальных этапах самоорганизации, часто вызывает психическое состояние монотонности, внимательность исчезает сама собой
Чтобы избежать этого, нужно переключать внимание с чтения и записи, то есть, с процесса получения знаний, на пересказ только что узнанного, обдумывание и рассуждения по этому поводу. Полезно решить несколько заданий или самостоятельно придумать собственные примеры на изучаемую тему
При этом не следует очень часто менять направления умственной деятельности. Частое переключение равносильно отвлечению от образовательного процесса, способствует суете, разорванному, поверхностному восприятию знаний.
Учим ребенка внимательности
Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.
Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.
Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно
Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически
Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.
Советы родителям:
- проявлять твердость и последовательность
- помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
- избегать лишнюю мягкость и высокие требования
- повторять просьбу много раз
- не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
- не разрешать откладывать выполнения задания
- уделять ребенку достаточно внимания
- не допускать ссор в присутствии ребенка
Важно- не упустить время!
Какую память и внимание развивать у дошкольников — простыми словами
Какие игры для развития внимания и памяти выбрать? Столько есть видов памяти, уже описано около 50, с чего начинать? И у внимания столько свойств, что непонятно, какое развивать в первую очередь. Давайте по порядку.
Начнем с памяти
Поскольку до 7 лет — период созревания природной памяти, мы ее и будем развивать. А вот различные мнемотехнические способы запоминания для деток 4-6 лет не так актуальны и мы их можем пока отодвинуть в сторону. До них дойдет время, но чуть позже.
С рождения и до 3-х лет у детей доминирует правое полушарие, а потом потихоньку вступает в свои права левое полушарие. Окончательно это происходит в 9-10 лет.
До 3-х лет ребенок впитывает информацию как губка, она к нему сама пристает, даже помимо воли. Говоря научным языком — непроизвольно.
Поэтому обучение языкам в этом возрасте у билингвов идет этим же путем — все пристает само самой, как и родная речь. Конечно, не самом собой, для это есть научные объяснения, но мы про это поговорим в другой статье.
Активное в этом возрасте правое полушарие связано с непроизвольным запоминанием. Именно оно дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам.
За память же на слова, формулы, цифры отвечает левое полушарие.
Кроме того, мы будем развивать внимание и память, а не наполнять ребенка фактами. Поэтому, нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:
Поэтому, нам интересно все, что физиологично, а это образная память, которая делится на:
- осязательную
- обонятельную
- вкусовую
- зрительную
- слуховую
Это двигательная, эмоциональная память и чуть меньше словесно-логическая память, поскольку за последнюю отвечает левое полушарие головного мозга.
Сделаем упор на правое полушарие, которое до этого времени, до 6 -7 лет, должно набрать силу.
Поскольку позднее правое со своими способностями (феноменальной памятью, воображением) «передает эстафету» левому полушарию.
Как мышцы атрофируются, а способности остаются не развитыми и потихоньку сходят на нет.
Но как гениальные люди не потеряли эти способности? Все очень просто. Все гениальное просто) Скачивайте нашу книгу об этом здесь (ссылка откроется в новой вкладке).
Внимание! Зачем его иметь?
Внимание — это своеобразный выбор ребенком того, что запоминать, что делать, с кем обращаться, куда смотреть, как долго, на чем концентрироваться. Это не определение внимания, а его суть
Если вы хотите подробно узнать о внимании и протестировать внимание у школьников, читайте здесь. Если вы хотите протестировать свое внимание, то проходите сюда (ссылки откроются в новой вкладке)
Без внимания нет запоминания
Поэтому внимание очень важно и как раз в возрасте от 4 до 6 лет берет свое начало и развивается активное произвольное и опосредствованное внимание
Произвольное внимание возникает при осознанном и целенаправленном направлении и удержании внимания на каком-то объекте в течение определенного времени. Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания
Опосредствованное внимание возникает посредством введения дополнительных средств, связанных или не связанных с самим объектом внимания. Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»)
Например, путем использования символов (стрелка, показывающая на объект), слов (можно сказать, например, «обрати внимание…» или «посмотри»). Важны все свойства внимания:
Важны все свойства внимания:
- концентрация — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно
Как научить ребенка внимательности
Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию концентрации, нужно определиться: действительно ли ребенок в них нуждается. Для этого лучше проконсультироваться с психологом и учителем.
Малышу необходимо получать новую информацию. Но иногда ее становиться слишком много, и у малыша просто притормаживается восприятие
Поэтому важно следить за тем, чтобы переключение внимания не было слишком быстрым
Должно строго соблюдаться время, которое отведено на просмотр телевизора. Когда ребенок кушает или занимается уроками, нельзя включать телевизор, поскольку это будет мешать ему сосредотачиваться на чем-то одном. Ребенок не должен длительное время смотреть телевизор или проводить время за компьютером.