Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание и память

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5—летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Квест в картинке

Ещё одно широко известное и очень увлекательное визуальное занятие — искать по заданию учителя на сюжетной картинке, на которой изображено очень много деталей, определённые предметы. К таким картинкам всегда прилагается список предметов, которые на ней хитро спрятаны. Победит тот, кто отыщет полный список быстрее всех.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Примеры таких изображений есть здесь и здесь. А вообще, их можно искать в интернете по запросу hidden pictures («спрятанные картинки»). Кстати, если вы преподаёте иностранный язык, то вот вам идея: можно подобрать картинки, где есть предметы по лексике урока.

Лайфхак: дополните презентацию с картинкой анимированным эффектом, чтобы во время игры быстро отмечать каждый спрятанный предмет, например, красной точкой, как только кто-то из ребят его найдёт. К концу игры у вас получится картинка, на которой будут отмечены все спрятанные предметы.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Это только часть игр, которые можно приспособить для педагогических целей. Главное — попробовать их как инструмент, а дальше тестировать разные и выбирать те, что больше всего понравятся вам и детям.

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Вопросы

Ниже представлен перечень вопросов, которые может использовать в ходе игры «Чепуха»:

  • Кто?

  • Когда?

  • С кем?

  • Где?

  • Почему?

  • Что они там делали?

  • Кто к ним пришел?

  • Зачем?

  • Чем все закончилось?

Чем старше возраст игроков, тем интереснее могут быть вопросы:

  • Как звали твою первую любовь?

  • Что мы сегодня будем делать?

  • Чем занимался вчера вечером?

  • Куда пойдем после этого?

  • Что мне сегодня нужно будет сделать?

  • Кого я сегодня встречу?

  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?

И так далее. Вопросы могут быть самыми различными. Чем более они будут провокационными, тем смешнее и интереснее будет цепочка ответов. Но тут нужно учитывать возраст игроков.

Правила словесной игры для детей от 8 лет

Игра «Чепуха» может быть и немного в другом формате. На самом деле, правила могут с легкостью варьироваться в зависимости от количества игроков, возможностей, желаний.

Для проведения игры понадобится один листик бумаги и ручка, который будет передаваться от одного участника к другому по кругу. Суть игры — каждый из участников должен придумать какое-то короткое предложение, написать его на листочке, завернуть его, чтобы никто не видел, и передать следующему игроку.

Последнее слово в предложении должно писаться с новой строчки, а каждый игрок должен использовать это слово в своем новом предложении. Таким образом можно сделать сразу несколько кругов игры.

В конце листик разворачивается и все вслух читается. Получаются очень смешные истории, которые точно понравятся и детям, и взрослым.

Варианты дидактических игр

В дидактических играх можно использовать любые предметы и игрушки. Можно воспользоваться уже готовым вариантом или поиграть без дополнительного материала. Например, предложите ребенку показать цифру при помощи тела или слепить ее из пластилина.

Важно понять, что дидактическая игра дает целый комплекс новых знаний и умений, опираясь на полученный ранее опыт. Например, изучая цифры, дополнительно можно повторять формы и цвета

Использование опыта ребенка − прекрасный вариант для развития образного и логического мышления. Формирование ассоциаций и связей между различными предметами благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Игры для 1-2 лет

Для детей этого возраста можно предложить игры на развитие мелкой моторики, логическое развитие и первичные математические операции. Например, постройка башенок из кубиков, перекладывание и деление по признакам различных предметов.

Дидактическая игра − один из самых востребованных способов обучения ребенка математическим навыкам в дошкольном возрасте. Возможность использовать варианты таких занятий с самого раннего возраста дают стимул развития во всех областях знаний.

Детям этого возраста можно предложить следующие варианты:

  1. Предложите малышу составить пирамидку из кубиков одного типа, сами же постройте пирамидку другого стиля. Сравните полученный результат. При построении пирамиды оттачивайте понимание множества предметов;
  2. Вкладыши и различные логические домики и кубики;
  3. Занятия с шариками. Их сортировка по цвету, размеру.
  4. Игра «что в мешке». Положите в плотный мешок предметы хорошо знакомые ребенку и предложите угадать, что попалось в руки малыша. С возрастом можно предложить достать что-то определенной формы.

Игры для детей 3-4 лет

  1. На подбор недостающих деталей. Такую игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Вырежьте из бумаги или картона известный ребенку предмет (домик, паровозик). Сделайте отверстия разной формы и предложите ребенку подобрать недостающие части;
  2. Соберите с ребенком бусы из различных материалов;
  3. Подготовьте большие разноцветные формы предметов. Из такого же цвета подготовьте меньшие копии того же цвета. Предложите ребенку распределить маленькие запчасти на больших;
  4. Научите ребенка играть с мозаикой;
  5. Игры на подбор соответствующих деталей. Можно предложить ребенку подобрать крышки к ряду кастрюль;
  6. Усложните игру «Что в мешке». Пусть малыш сортирует предметы, не доставая их из мешка;
  7. Можно начинать использовать настольные игры;
  8. Собирайте пазлы и разрезные картинки. Для закрепления счета пронумеруйте части разрезной картинки и собирайте их по порядку.
  9. Гуляя на улице, предлагайте ребенку считать предметы и объекты;

Игры для детей 5-6 лет

  1. Разнообразные настольные и напольные игры;
  2. На поиск подходящих частей предметов;
  3. Конструирование из различных материалов и форм;
  4. Создание предметов для игр. Предложите ребенку помочь вам подготовить части для новой игры. Можно вырезать фигуры заданного цвета и размера, рисовать нужные карточки и др.;
  5. Фантазирование новой игры.

Преподносить информацию в игровой форме оптимально детям до 7-ми лет. Попробуйте поиграть с вашим ребенком и вы заметите, как быстро он будет обучаться новым навыкам и постигать необходимые знания.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Путаницы Чуковского для детей


Путаницы Чуковского для детей

Путаницы Чуковского для детей:

Муха в баню прилетела, Попариться захотела. Таракан дрова рубил, Мухе баню затопил. А мохнатая пчела Ей мочалку принесла. Муха мылась, Муха мылась, Муха парилась, Да свалилась, Покатилась И ударилась. Ребро вывихнула, Плечо вывернула. «Эй, мураша-муравей, Позови-ка лекарей!» Кузнечики приходили, Муху каплями поили. Стала муха, как была, Хороша и весела. И помчалась опять Вдоль по улице летать.

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»

А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у!

Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!

Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал — Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверюшек неразумных Уговаривал:

«Кому велено чирикать — Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать — Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком!»

Но веселые зверята — Поросята, медвежата — Пуще прежнего шалят, Зайца слушать не хотят. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили.

А лисички Взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли.

Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами.

Прибегали два курчонка, Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша Поливали из ковша.

Прибегали лягушата, Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат, Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала, Стало море потухать — И потухло.

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали.

Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га!

Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали: Чик-чирик!

Лошади заржали: И-и-и!

Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!

Лягушата квакают: Ква-ква-ква!

А утята крякают: Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают Милую мою: Баюшки-баю! Баюшки-баю!

Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака, и не град, То посыпался из облака виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями. И ручьи из-под земли Сладким медом потекли. Куры стали павами, Лысые кудрявыми. Даже мельница и та Заплясала у моста. Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!

Тренировка сразу двух функций

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций

Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Слалом-гигант» Развитие внимания и контроль двигательной активности.

Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Скамья запасных»

Контроль импульсов и двигательной активности.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

«Скалолазы»

Концентрация внимания, контроль импульсивных движений

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Сказки путаницы для детей


Сказки путаницы для детей

Сказки путаницы для детей:

Пирожки — в корзинке. Мчалась по тропинке Девочка бегом. Темный лес кругом. Встретилась там с волком. И не знает толком, Как же он ее скорей Оказался у дверей, И в кровать улегся, плут? Девочку-то как зовут? Красная Шапочка.

Они везде вдвоем всегда, Зверята — «неразлей вода»: Он и его пушистый друг, Шутник, медведок Винни-Пух. И если это не секрет, Скорее дайте мне ответ: Кто этот милый толстячок? Сын мамы-хрюшки — … Пятачок.

Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? Снегурочка.

Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? Буратино.

Сказать волшебные слова, Взмахнуть предметом тем едва: Цветочки мигом расцветут Между сугробов там и тут. А можно дождь наколдовать, Пирожных сразу штучек пять. И лимонада, и конфет… Вы назовите тот предмет! Волшебная палочка..

Вы знаете, девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг — только грязь и зола. А звали красавицу — Золушка.

Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? Карабас Барабас.

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Три Поросенка.

В поле появился дом. Поселились в доме том: Мышка по имени Норушка, И лягушечка Квакушка, Еж, Лисица и Зайчишка. А еще лохматый Мишка Позже поселился тут. Как все домик-то зовут? Вьктся над трубой дымок. Этот домик — … Теремок.

Свой дом зимою, в холода Она слепила изо льда. Но дом стоял прекрасно в стужу, Весной же превратился в лужу. Дом лубяной построил Зайка. Теперь, читатель, вспоминай-ка, Кого прогнал Петух в леса? Кто Зайца обманул? Лиса.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

Правила игры «Чепуха» для детей от 5 лет

Игру ведет ведущий, которого необходимо выбрать еще до начала игры. Ведущий раздает каждому игроку листик и ручку, далее он будет задавать вопросы, участвуя в игре. Первый вопрос, который задает ведущий: «Кто?» Далее каждый из участников игры должен написать на своем листочке ответ, при этом не показывая его другим участникам игры. Игроки сворачивают свои листочки таким образом, чтобы закрыть написанное слово. Потом участники обмениваются листочками, чтобы не перепутать, лучше передавать их по кругу, по часовой стрелке. Листики переходят от участника к участнику

Важно не подсматривать, что написано. Иначе игра будет неинтересной и не очень юмористической

А суть игры потеряется. Следующий вопрос ведущего: «С кем?» Участники пишут ответ и также заворачивают листик, передают его по кругу дальше. Ведущий задает вопрос: «Где?» Каждый игрок пишет свой ответ, заворачивает листик и передает его следующему игроку. Игра может продолжаться до тех пор, пока ведущий задает вопросы. При этом вопросы могут быть самыми разными. В конце каждый просто разворачивает свой листик, который на данный момент оказался у него в руках, и зачитывает все, что на нем написано. Как правило, получаются очень смешные истории.

Загадки путаницы для детей с ответами


Загадки путаницы для детей с ответами

Загадки путаницы для детей с ответами:

На обед сыночку Ване Мама варит суп в… (не в стакане, а в кастрюле)

Говорит нам папа басом: «Я люблю конфеты с… (не с мясом, а с орехом или джемом)

Просит бабушка Аркашу Из редиски скушать… (не кашу, а салат)

Попросила мама Юлю Ей чайку налить в… (не кастрюлю, а в чашку)

И в Воронеже, и в Туле, Дети ночью спят на… (не на стуле, а на кровати)

Подобрать себе я смог пару варежек для… (не для ног, а для рук)

Во дворе трещит мороз — шапку ты одень на… (не на нос, а на голову)

На дорогах стало суше — у меня сухие… (не уши, а ноги)

День рожденья на носу — испекли мы… (не колбасу, а торт)

Вся хрипит, чихает Лада: Съела много… (не шоколада, а мороженого)

В ползунках всегда одет Спит в саду с пустышкой… (не дед, а братик)

Чинят крыши, мебель, рамы, На рыбалку ходят… (не мамы, а папы)

И капризна, и упряма, В детский сад не хочет… (не мама, а дочка)

Куклам платьица, штанишки Любят шить всегда… (не мальчишки, а девчонки)

Черный весь, как будто грач, С нашей крыши лезет… (не врач, а трубочист)

К первоклашкам входит в класс Лишь бесстрашный… (не водолаз, а учитель)

Холоднющее местечко В доме нашем — это… (не печка, а холодильник)

Ни к чему весь этот спор — резать ткань бери… (не топор, а ножницы)

Чтобы погладить майку, трусы, мама включает в розетку… (не часы, а утюг)

Он — надежная охрана, Дверь не может быть без… (не без крана, а без замка)

Короли все на портретах Нарисованы в… (не в беретах, а в коронах)

Моим сестричкам маленьким Купили к лету… (не валенки, а босоножки)

Наберем цветов охапку И сплетем сейчас мы… (не шапку, а венок)

На базар идут старушки Покупать себе… (не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач Пропустил вратарь их… (не мяч, а шайбу)

С каждым днем к нам лето ближе, Скоро встанем все на… (не на лыжи, а на скейты или ролики)

В Простоквашино он жил И с Матроскиным дружил. Простоват он был немножко, Звали песика… (не Тотошка, а Шарик)

Друг зверей и друг детей Добрый доктор … (не Бармалей, а Айболит!)

Потерял он как-то хвостик, Но его вернули гости. Он ворчлив, как старичок Этот грустный… (не Пятачок, а Иа)

Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его … (не Незнайка, а Карлсон)

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… (не Буратино, а Дуремар)

Бедных кукол бьет и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это, дети… (не Айболит, а Карабас-Барабас)

С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка — актриса, А зовут ее … (не Алиса, а Мальвина)

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой. Сунул нос свой в котелок. Кто же это? (не Колобок, а Буратино)

Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали … (не Чебурашка, а Колобок)

Из муки его слепили, Словно солнышко, приметный. По тропинке покатился Кто, скажи? … (не Кащей Бессмертный, а Колобок)

И красива, и мила, Только очень уж мала! Стройная фигурочка, А зовут … не Снегурочка, а Дюймовочка

Жил в бутылке сотни лет, Наконец, увидел свет, бородою он оброс, Этот добрый … (не Дед Мороз, а джин… Старик Хоттабыч)

Он сыграет на гармошке У прохожих на дорожке. Не возьму я как-то в толк, Заяц это или… (Не волк, а Крокодил Гена)

Все узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Ей лишь крыска дорога, А зовут ее… (не Яга, а Шапокляк)

В дремучем лесу, на болоте Вы ее непременно найдете. Не рыбка она, не лягушка, Моя дорогая подружка. Стройная фигурка, Зовут ее … (не Снегурка, а Кикимора Болотная)

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей в средней группе

«Разговор с руками»

Цель:

отработка эмоций, развитие позитивного самовосприятия.

Возраст:

4-5 лет.

Количество играющих:

взрослый и ребенок.

Необходимые приспособления:

карандаши, лист бумаги.

Описание игры

: в нее играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и что нет. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и ничего ломать, а делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок — 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора».

Комментарий:

игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над своим состоянием и причинами, его вызвавшими.

«Тень»

Цель:

развитие внимания к чувствам другого.

Ход:

дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.

«Я чувствую»

Цель:

развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход:

детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.

«Крокодил»

Цель:

развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Возраст:

4-5 лет.

Количество играющих:

8-10 человек.

Описание игры:

дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: