Устройство прялки
Познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями — на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» — эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью — лопаской, личиной, головкой, пером — по-разному называли верхнюю часть таких прялок — были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» -Писал Александр Сергеевич Пушкин.Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой. На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.
«Ручное прядение было очень медленным
Обработанное льняное волокно — кудель — привязывалось к верхней части прялки — лопасти, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее — она оборвется, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной
Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 — 8 лет.
Веретена с напряденными нитками — мочками пряхи складывали в специальную коробку — мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, — веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Как нарисовать прялку поэтапно?
Рассмотрим совсем простой вариант, с которым вполне может справиться ребенок.
Если смотреть слева направо, то на первой картинке мы увидим набросок нашей будущей прялки. Он очень напоминает зеркало с рукояткой, но это лишь на первый взгляд. Далее мы добавляем в наш рисунок изящности, украшая форму “ручки” и верхнюю часть. Затем вырисовываем узоры. Кстати, здесь можно дать волю фантазии. Не обязательно срисовывать всё точь-в-точь с шаблона.
И заканчиваем свою картинку узором посередине старинного русского приспособления.
При рисовании, используйте простой карандаш, чтобы можно было при необходимости и желании что-то подкорректировать, стерев не нужные контуры ластиком.
Не давите сильно на карандаш так как на бумаге будут оставаться заметные следы, которые после исправления и завершения рисунка могут бросаться в глаза.
Нарисовать прялку карандашом поэтапно можно легко, если использовать примерную схему рисования, которую я показал на своих рисунках.
Вначале нужно нарисовать контур будущей прялки. Делаем рисунок карандашом.
Теперь нужно нарисовать форму ручки прялки.
Рисуем детали орнамента прялки.
Добавляем последние детали и получаем готовый рисунок прялки, который может выполнить ребенок на уроке рисования простым карандашом.
Во время рисунка нужно быть внимательным. Если вы пользуетесь этой схемой поэтапного рисования прялки, повторяйте каждый этап поочередно, чтобы получился красивый рисунок. Если требуется, его можно раскрасить разными красками на свой выбор.
Прялки бывают разных вариантов и форм, одна из них с колесом, такую многие видели в детстве у бабушки в деревне.
На этих прялках пряли нитку для того, чтобы бабушки своим внукам связали варежки и теплые носочки.
А были также и такие прялки
Эти прялки немножко старше, они еще без колеса, а это намного больше забирало времени и сил для прядения нити.
Поэтому со временем и сделали прялки с колесом и педалькой, чтобы пряха могла прячь быстрее.
Чтобы нарисовать старинную прялку можно воспользоваться вот этой простой схемой.
а потом просто раскрасить разными цветными красками и может получиться вот такая красота
Прялки до сих пор сохранились в русских деревнях, они бывают нескольких видов и состоят из разных деталей. некоторые прялки отличает колесо, похожее на перевернутое от велосипеда, другие прялки напоминают лопату. Узоры преимущественно растительные.
Прялку рисуем по образцу на картинке, важная деталь узор на лопасти.
Возьмите лист бумаги и поделите на несколько частей по высоте маковки, лопаски , стойки и донца. По центру набрасываем немного с уклоном прямую линию. Прочерчиваем очертания каждого элемента прялки и обрисовываем мелкие детали. Затем раскрашиваем по картинке или закрашиваем прялку светло-коричневым цветом, некоторые прялки не расписывали, выглядели просто и незатейливо.
Конспект урока по методике Ю.А. Макарова «Русские прялки» (5 класс).
5 класс «Изобразительное искусство» Название общей темы. Древние корни народного искусства. Автор учебника по программе Б. М. Неменского Тема урока. Русские прялки. Цели урока: 1. Дать обучающимся первоначальные сведения о прялке и декоративно – тематической композиции в её украшении. 2. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. 3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Организационный момент. Тема. Целеполагание
Приветствие. Отметка отсутствие обучающихся. Сообщение темы. Контроль организации рабочего места
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
Беседа о русских прялках
Участие в обсуждении нового материала
Показ слайдов (типы прялок)
Закрепление сведений о прялке, о её назначении и традиции
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Участие детей в закреплении материала
Постановка художественной задачи
Объяснение поставленной задачи
Обдумывание и самостоятельное сочинение линейных орнаментов
Практическое выполнение задания.
Обход и контроль за выполнением задания
Практическая деятельность обучающихся
Подведение итогов и обсуждение работ
Организация выставки работ
Участие в обсуждение работ
Запись домашнего задания на доске
Запись в дневниках
Урок по изобразительному искусству раздела «Древние корни народного искусства » , по теме « Русские прялки » даёт первоначальные сведения о прялке. Воспитывает уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Оборудование и материалы.
1.Таблицы и иллюстрации с изображением русских прялок. 2. Художественные материалы. 3. Музыкальный ряд: русские народные песни.
1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок. 2. Дать определение понятию «прялка», ее основным элементам. 3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи. 4. Постановка художественной задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Подведение итогов.
Учитель. Русские прялки, вот они, какие! (Демонстрация иллюстраций прялок). Люди труда в старину думали не только о полезности предмета, но и о художественной красоте её. О чем свидетельствуют со вкусом изготовленные прялки и о стремлении народа к прекрасному.
Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, украшались маковкой и серёжками, к которой привязывалась кудель, для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи.
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, умевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева Прядёт, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней,-
писал А. С. Пушкин
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет.
Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж – жене. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью.
Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Постановка задачи. Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
Практическое выполнение задания (звучит русская народная песня). Выполнение эскиза русской прялки.
В процессе самостоятельной работы проводится обход. Сопоставление результатов и самооценки по карте достижений.
Как пряли в старину на прялке, процесс прядения
Подготовленную шерсть, пух или другое волокно, которое называлось кудель привязывали к верхнему краю лопаски. Аккуратно вытягивали волокна и скручивали вручную. Скрученную нить привязывали к основанию (пяточки) веретена и обматывали веретено широкими кругами по длине. На заостренном крае веретена фиксировали нить с помощью скользящей петли. Нить переворачивали и одевали на кончик веретена, тем самым фиксируя нить.
Чем тяжелее веретено, тем труднее скрутить на нем тонкую нить, она будет рваться. И наоборот, чем легче и меньше по размеру веретено, тем прочнее и тоньше полученная нить.
Волокна шерсти вытягиваются на нужную длину. Место, где шерсть еще не вытянута из кудели необходимо держать пальцами, иначе не вытянутая шерсть начнет закручиваться. Раскручивается веретено, и нить прядется. Далее пряха перехватывает другой рукой место перекрученной пряжи и снова вытягивает волокно. Веретено крутят всегда в одном направлении, как удобно пряхе.
Когда нить достигла необходимой длины, скользящая петелечка снимается и нить наматывается на веретено. Снова делается фиксирующая петля. Таким образом продолжая процесс прядения. Процесс кропотливый и требует сноровки.
Процессу прядения предшествует длительная подготовка. Все делалось поэтапно и вручную. Шерсть необходимо было сначала подготовить. Пряли в основном немытую шерсть, только в некоторых случаях ее стирали. Перебирали руками, тем самым освобождая от травы, репея, навоза, различного мусора. Далее перебранную шерсть чесали с помощью чесок. И только после этого ее пряли.
Прядением занимались почти повсеместно. Девочку приучают к труду с детских лет. Основным временем для этой работы были месяцы свободные от полевых работ. Собирались вечерами и пряли с песнями, пересудами. Источником света служила простая лучина или свеча.
Подписи к слайдам:
МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ 5 КЛАСС
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА: ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ КАКИЕ ИЗ НАЗВАННЫХ СЛОВ ОБОЗНАЧАЮТ ОДУШЕВЛЁННЫЕ ПРЕДМЕТЫ : ПРЯСТЬ, ПРЯЖА, ПРЯХА, ПРЯЛКА?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ПОЧЕМУ ПРЯЛКИ НА РУСИ УКРАШАЛИСЬ С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ? КАКИМИ СПОСОБАМИ ВЫПОЛНЯЛИСЬ УКРАШЕНИЯ НА РУССКИХ ПРЯЛКАХ? КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИЗОБРАЖАЛИСЬ НА ПРЯЛКАХ?
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОЯЛА РУССКАЯ ПРЯЛКА? КАКАЯ ИЗ НИХ УКРАШАЛАСЬ НА ПРЯЛКАХ РУССКОГО СЕВЕРА?
ДОНЦЕ ПРЯЛКИ МЕСТО, НА КОТОРОМ СИДИТ ПРЯХА ПРИ ПРЯДЕНИИ УКРАШАЛИСЬ ЛИ ДОНЦА ПРЯЛОК НА СЕВЕРЕ РОССИИ? А В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ?
МАСТЕРА ИЗ КАКИХ МЕСТ ИЗОБРАЖАЛИ ТАКИХ ВЕЛИКОЛЕПНЫХ КОНЕЙ И ТАКИЕ СКАЗОЧНЫЕ ЦВЕТЫ?
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ГОРОДЕЦ
ГОРОДЕЦ Г О Р О Д Е Ц
МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ВЫБЕРИТЕ ЦВЕТА ДЛЯ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ НАСТРОЕНИЕМ
МЫ РИСУЕМ РУССКУЮ ПРЯЛКУ ЖЕЛАЮ УДАЧИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ!
ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ХОЛОДНЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ НАСТРОЕНИЕ У ВАС , НАВЕРНОЕ, ЕЩЁ НЕ УСПЕЛО ПРОГРЕТЬСЯ.
ПОДНИМИТЕ РУКИ, У КОГО БОЛЬШЕ ТЁПЛЫХ ЦВЕТОВ В РАБОТЕ ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ ТЁПЛОЕ КАК В СТАРИННОЙ РУССКОЙ НАТОПЛЕННОЙ ПЕЧЬЮ ИЗБЕ
УДАЧИ ВАМ! А МЫ ПРОЩАЕМСЯ С ВАМИ ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ
История прялки до начала промышленной революции
Разобравшись с тем, что такое прялка и ее основными не электрическими видами, стоит узнать об истории этого приспособления.
Процесс изготовления нитей появился очень давно. Изначально пряже скручивали в нитки просто с помощью рук. Чтобы упростить этот труд, вскоре стало использоваться веретено, а потом и ручная прялка.
Когда именно появилось это приспособление – точно не известно. Согласно археологическим находкам, в Древнем Риме оно уже активно использовалось. Однако нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество очень сильно зависело от исходного материала.
Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.).
В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в, хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в.
Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Однако индусы и китайцы долгие столетия все равно оставались лидерами по производству тканей, хотя их качество не всегда было достойным.
Современные самопрялки
Деревянную прялку с колесом, наподобие той, которой пользовались наши предки, можно приобрести и сегодня. Цены на новые самопрялки начинаются от 15 000 рублей. Уровень цены зависит от функциональности, комплектации, дизайна и, конечно же, от производителя. Можно приобрести готовый инструмент, либо его могут сделать специально для вас под заказ.
Например, модель с колесом из европейской ольхи и березы с одной педалью и несколькими скоростями будет стоить около 40 000. В комплект будет входить все необходимое для работы: несколько бобин, инструкция по эксплуатации и даже бутылочка масла для ухода за инструментом. Можно самостоятельно выбрать вид покрытия изделия. Конечно же, предусмотрена гарантия.
Более дорогие модели имеют большее количество скоростей, катушек. могут складываться для удобства транспортировки. На корпусе также может быть выполнен рисунок.
Северные прялки
Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом. Искусство прядения было известно с глубокой древности. Ручные прялки использовали в Индии еще в V веке до нашей эры.
И на Руси в старину в каждом крестьянском доме были прялки. На них женщины пряли нити, из которых ткали полотно. Затем из полотна шили разную одежду — сарафаны, рубахи, белье. Пряхи работали от зари до зари. Чтобы получить нити и соткать из них полотно хотя бы на одну рубаху, приходилось трудиться почти две недели.
Работа на прялке выглядела следующим образом. Прялку ставили на скамейку, а пряха садилась на доску — донце
Из кудели, которая прикреплялась к лопасти, мастерица осторожно вытягивала пряжу и постепенно скучивала ее в нитку с помощью веретена
Прядение на ручной прялке ( начало XX века)
В деревенских домах прялка не только выполняла свои практические функции, но и играла роль важного декоративного элемента в оформлении интерьера. В ту пору в избах простых крестьян было немного предметов обстановки, и красивая расписная прялка выступала настоящим украшением
Интерьер русской избы с прялкой
Мастера — умельцы декорировали свои прялки росписью и резьбой. И в каждой местности были свои излюбленные формы прялок и узоры для их украшения.
Нижнетоемская роспись ручной прялки ( XIX век)
Конструкция прялки
Конструкция ручной прялки несложная, но в то же время тщательно продуманная. В состав самых простых прялок входили следующие элементы:
- Лопаска — широкая вертикальная часть приспособления, куда привязывается кудель ( исходное сырье для изготовления нити)
- Донце — горизонтальная часть, на которую усаживается пряха ( или попросту скамейка).
- Шейка ( или ножка) — тонкая вертикальная планка, соединяющая лопаску с донцем.
Красивое декоративное оформление чаще всего наносили на широкую лопаску. В вологодских и архангельских селах прялки были резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную птицу Сирин и коней, запряженных в сани.
Деталь пермогорской прялки ( 18 век, Северная Двина, Пермогорье).
В деревнях вокруг Каргополя на прялках изображали пышные букеты, а в селах у реки Мезень прялки украшали по — своему: по золотистому фону располагали орнаменты с рисунками бегущих оленей и коней.
Коллекция русских ручных прялок, украшенных росписью и резьбой
По конструктивным особенностям различают следующие типы прялок:
- Цельная прялка — была сделана из цельного куска древесины . Приспособление вырезалось из корня и ствола ели или березы.
- Составная прялка — конструкция состояла из двух или трех деталей — лопаски, шейки и донца.
Народные мастера делали прекрасные расписные приспособления, которые использовались нашими предками повсеместно. Но особенным искусство изготовления и декоративного оформления прялок прославились регионы русского севера, где в каждой местности были свои особенности их украшения.
Расписная пермогорская прялка ( середина XIX века).
Виды северных прялок
Для регионов русского северного края были характерными следующие виды прялок:
Вологодская прялка
Вологодская прялка
Олонецкая прялка
Детали олонецких прялок ( конец XVIII — начало XIX века, Архангельская оббласть).
Пермогорская прялка
Пермогорская прялка
Прялка с росписью А. Мишарина ( конец XIX века, Северная Двина, Пермогорье)
Борецкая ( борокская) прялка
Прялка с посвящением владелице ( вторая половина XVIII века, Северная Двина, Борок)
Ракуловская прялка
Ракуловская прялка
Мезенская прялка
Фрагмент художественной отделки мезенской прялки ( Мезень, село Палащелье, 70 — е годы XIX века).
Нижнетоемская прялка
Фрагмент прялки из Нижней Тоймы ( Архангельская область).
Каргопольская прялка
Каргопольская прялка
Архангельская прялка
Архангельские прялки
Прялку очень берегли, ведь она была важным инструментом для производства нитей. Прялка считалась дорогим подарком молодым на свадьбе. Часто прялки передавались из поколения в поколение.
На сегодняшний день старинные прялки сохранились только в музейных экспозициях и в коллекциях этнографов. Однако можно встретить отдельные немногочисленные образцы и в отдаленных северных селах.
Деталь прялки ( середина XIX века, Северная Двина, Пермогорье).
Что такое прялка и для чего она нужна
Правильней всего назвать прялку домашней утварью. Использовали ее преимущественно женщины. Искусству ручных прядений нитей начинали обучать девочку с раннего возраста. Обычно, это деревянное приспособление, простое для использования. Для прядения нужно мастерство и определенные навыки. Прялка использовалась во многих странах, имела разную конструкцию. Назвать точное время возникновения прялки проблематично. Женщину, которая занималась прядением, называли на Руси пряхой.
Первоначально прялки имели совсем простую конструкцию. На Руси делались из ели или березы. Каждая пряха имела свою собственную прялку, ее не одалживали, никому не давали. С прялками на Руси связано много суеверий и обычаев. До сих пор некоторые мастерицы используют прялки для ручного рукоделия.
С помощью прялки волокна шерсти, пуха, хлопка или другого волокна скручиваются в одну нить. В зависимости от мастерства пряхи, нити имеют разную толщину. Хорошую пряху покажет ее нить — всегда ровная, тонкая, одинакового размера, хорошо скручена и не рвется.
Настоящими мастерами и искусными прядильщиками были древние египтяне. Тончайшие нити, из которых была сшита одежда более 2500 лет назад, до сих пор превосходят по качеству нити современного ткачества. Ткани из льна были настолько тонкими и легкими, что сравнить их можно лишь с “дуновением ветра”.
В Индии и Китае ручное прядение нитей с помощью приспособлений известно задолго, до появленья прялок на Руси. Идея для усовершенствования ручной прялки пришла к нам из Индии. В самой же Индии прялка стала символом независимости от английских колонизаторов.
Индийская прялка
Мы определили, что история ткачества уходит в далекую историю. Это ручной кропотливый труд, которым занимались женщины. Ткали нити для тканей и вязания практически повсеместно. Не нужно считать, что ткачество кануло в лету. До сих пор находятся умельцы, которые владеют этим мастерством в совершенстве.
Теперь я понимаю, что мою бабушку можно назвать искусной пряхой. Сохранилась прялка, которая принадлежала еще моей прабабушке. На ней пряла бабушка, моя мама. Сохранился пуховый шарф, который моя бабушка связала для меня более 30 лет назад. Пух для шарфа она пряла собственноручно. Сколько я помню прялка всегда стояла у них в доме и ей постоянно пользовались.
Использование прялок сегодня
Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире. Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел
Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее)
Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).
Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.
Как нарисовать прялку 5 класс
Первоначально городецкие росписи были по цвету более сдержанными, исполнялись в теплых сближенных тонах или с применением небольшого набора красок. Например, в верхней части одного из донец на желтом поле изображены два всадника по сторонам фантастического цветущего дерева с птицей на вершине. Ниже, на красном поле — чаепитие у самовара и приход гостей.
Красный, желтый, синий, зеленый — вот все цвета росписи. Краски расходовали экономно, но достигали большого декоративного эффекта. В крестьянских избах такие донца-картины по окончании работы пряхи вешали на стену, наравне с лубками.
Ржевский р-н Калининской обл Прялка. Ярославская губ Прялка. Наргопольский уезд Олонецкой губ Донце прялки. Район Городца Нижегородской губ Есть в коллекции музея прялки из других районов России с разнообразными формами стояков. Одна прялка, например, состоит из доски, врубленной под прямым углом в другую. Прялка кажется архаичной, хотя и сделана в году.
Она происходит из Ржевского района Калининской области бывшей Тверской губернии. Ее массивная лопасть переходит в фигурную широкую ножку. Лопасть украшена двумя кругами с вписанными в них вихревыми и лучевыми розетками. Некрупный, полный динамики узор смягчает ощущение огромности, неподвижности тяжеловесных форм предмета. Вместе с тем простой орнамент прялки находится в удивительном согласии с ее силуэтом. В XIX веке не только в Ржевском, но и в соседних районах юга Тверской губернии делались подобные прялки-«монументы».
Из Ярославской губернии происходят стройные прялки-«башенки», прорезанные ярусами арочных окошек. Башенка — это ножка прялки. Она крепится в пирамидальный, украшенный резьбой выступ донца. Башенка с ювелирно тонкой резьбой и прекрасно найденными линиями силуэта — главный художественный элемент прялки этого типа. Ее маленькая лопастка то оставалась гладкой, то скромно орнаментировалась.
Ножки некоторых ярославских прялок представляют собой пучки витых колонок или граненые тонкие столбики. В этом проявилось глубокое понимание архитектоники предмета, воспитанное у мастеров на местных образцах архитектуры, на предметах прикладного искусства: шатровых храмах и колокольнях, резных белокаменных колонках и деревянных светцах.
На севере Ярославской области в Любимском, Даниловском районах делали прялки-«терема». Они имеют широкую ножку, переходящую в ромбовидную лопастку. Вершина лопастки прорезная. Если присмотреться, то узнаешь в прорезях дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни. Удивительно, как стойки древние символические образы в крестьянском искусстве. В XIX веке они все еще соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь.
Работая ножом и долотом, мастера на таких прялках контурной и ногтевидной резьбой изображали высокую башню со шпилем, часами-розеткой и воротами. Отсюда и название прялки — «терем».
Картинки про прялку (28 фото)
А ниже помещали сцены праздничных чаепитий, хороводов, плясок, езды на санях. Постарайтесь понять, в каком направлении искусства вы хотите развиваться: иллюстрации, концепт-арт, графический дизайн, детские рисунки, анимация или что-то другое.
Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 2. «Убранство русской избы. Наличник».
Тем самым вы поможете и нам и многим другим людям.
Выводы — от прялок до самопрялок
Настоящая старинная прялка была предметом украшения в русской избе. Старинная утварь отображала колорит местности, в которой была сделана. От росписей, до резьбы, замысловатых узоров и именных надписей. Мастеру хотелось подчеркнуть, при создании прялок, свое умение и перенести смысл созданной ими утвари.
Самопрялка старинная русская
Русь позже других стран автоматизировала процесс прядения нитей. И несмотря на это русские женщины считаются признанными рукодельницами. Не зря девушку обучали этому ремеслу с самого детства. Она сама пряла нити, ткала из них и шила себе приданое.
Многие художники видели вдохновение в пряхах, при создании своих полотен. Простой и бедный быт крестьян, постоянная работа делали женщину выносливой и физически красивой. Пряха — это образ настоящей русской женщины. О нитях, которые она спряла можно было сказать о ее мастерстве.
Известные художники часто изображали пряху за работой
Несмотря на то, что простую прялку с веретеном сменила самопрялка, труд пряхи так и остался ручным. Во многих регионах России до сих пор пользуются прядением нитей вручную. Процесс создания пухового платка — это от начала до конца ручная работа. Старинных русские прялки конечно канули в лету, но во многих музеях страны остались великолепные экземпляры, которые удивляют нас своей простой красотой.