Введение
География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.
Земля из космоса (вид с поверхности Луны)
Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.
Луна — спутник Земли
Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.
Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».
Международная космическая станция
Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.
Планета Марс
Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.
Вид на гору Фудзияма, Япония
Северное сияние, Финляндия
Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.
Торнадо, США
Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия
Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония
Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.
Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.
Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.
Южная часть России (вид из космоса)
Африка
Африка на карте мира / Wikimedia Commons
Африку часто называют «черным континентом», ведь именно здесь проживает большая часть темнокожего населения планеты. Однако на севере Африки большую часть жителей составляют арабы. Также Африка является самым жарким континентом и родиной всего человечества.
Важнейший географический объект Африки – это пустыня Сахара, крупнейшая пустыня мира. На северо-востоке континента располагается река Нил, претендующая вместе с Амазонкой на звание самой длинной реки Земли. От Евразии Африку отделяет Гибралтарский пролив, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив.
Горных систем (наподобие Кавказа, Альп, Гималаев) в Африке нет, однако есть отдельные высокие горы. Высочайшая из них – это вулкан Килиманджаро, достигающий высоты 5895 м.
Население Африки превышает 1 млрд чел. и очень быстро увеличивается. Большинство африканских стран занимают последние места по качеству жизни и ее продолжительности, а также лидируют по распространенности ВИЧ-инфекции.
География для малышей | «Учимся играя»
Добрый день!
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.
В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.
Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.
Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…
А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако
И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется
А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.
И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!
А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.
И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.
Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.
Если вы все еще сомневаетесь, то я приготовила для вас бесплатную книгу, в которой собраны игры и занятия по географии для самых маленьких деток. Очень многие вещи я нашла в свободном доступе в интернете, многое придумала сама. Все, что у меня накопилось, я собрала в одну книгу, которой и хочу поделиться с вами.
Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»
Центры
- Центр дистанционного обучения
- Центр научно-методического тьюторинга
- Центр менеджмента и аттестации
- Центр воспитания и развития творческой личности
- Центр международной интеграции
- Центр специального и инклюзивного образования
- Информационно-библиотечный центр
- Центр анализа и методического сопровождения среднего общего образования
- Виртуальная выставка
- Методический вестник для педагогов города Тореза
- Начальная школа
- Физическая культура
- Русский язык и литература
- Воспитательная работа
- Трудовое обучение
- Социальная защита
- Кадровые вопросы
Сайты МОУ г. ТорезаМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 6 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 8 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 10 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 11 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №13 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №15 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №16 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №22 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 24 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №26 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ГОРОДА ТОРЕЗА»
Сайты МУДОМУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА ТОРЕЗА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТОРЕЗА»
[править] Персонажи
- Кот Яша — антропоморфный кот с бьющей через край энергией. Цвет шерсти фиолетовый (хотя Тётушка Сова называет его чёрным котом), глаза карие. Самый храбрый и бойкий из компании весёлых котов. Увлекается рок-музыкой, слушает песни своих любимых исполнителей. Также обожает экстремальный спорт (среди его экстремального транспорта — самокат и скейтборд). По мнению Тётушки Совы, Яша — проказник, однако на самом деле он не лишён здравого смысла и является приличным котом, но иногда может сделать всё по-своему. Хотя, несмотря ни на что, не унывает. Умеет играть на электрогитаре. Обожает фильмы ужасов и однажды даже сам снял такой фильм. В 5-й серии Географии-малышки Яша оказался самым смелым членом кошачьей экспедиции, не побоявшись крокодилов, если учесть то, что акулы не всегда опаснее чем крокодилы, иногда даже наоборот, из-за чего первая часть его истории оказалась частичной правдой.
- Кот Кеся — антропоморфный кот, лучший друг Яши и Симы. Цвет шерсти рыжий, глаза синие. Очень много читает, поэтому его часто называют котом-учёным и иногда даже сравнивают с самой Тётушкой Совой. Как и Яша, Кеся является приличным котом. Иногда участвует в шутках, в которых упоминается и его золотая цепь, хотя на самом деле у него её не было. В 6-й серии Географии-малышки Кеся пробовал писать сценарий ковбойских фильмов, хотя после первого вопроса ему показалось, что он не делал этого.
- Кошка Сима — антропоморфная кошка, возлюбленная Яши. Цвет шерсти белый с розовыми конечностями, глаза зелёные. Самая красивая из компании весёлых котов. Как и Яша, всегда охотится за новыми приключениями. Всегда помогает не только своим друзьям, но и остальным в разных делах. Например, она сложила стишки Арифметики-малышки, где упомянула себя как Симу и рассказала их зрителям. По мнению Тётушки Совы, ещё и участвует в «проказах» Яши и Кеси, однако она на самом деле просто пытается доказать, что она, как и они, достойна своих поступков.
- Пёс Буля — антропоморфный грозный пёс, не смотря на свой грозный вид и то, что он собака, а не кот, — Буля является лучшим другом Яши, Кеси и Симы. Цвет шерсти белый с двумя чёрными пятнами, нос розовый. Помимо того, что он грозный пёс, он ещё и очень смелый — всегда готов помочь своим друзьями в беде или защитить их, как было показано в 6-ой серии Арифметики Малышки, когда на Яшу с Кесей напали волки, в 6-ой и 10-ой сериях Географии Малышки, когда за ними гнались и окружили индейцы у водопада или когда на Яшу с Кесей нападали кенгуру или акула в Австралии, в результате кажется, что Буля храбрее, чем Яша, если не учесть то, что на самом деле Яша самый храбрый и бойкий из компании весёлых котов. Буля не смотря на то, что он собака, всё равно входит в компанию весёлых котов.
Играем в «Города»
«Алапаевск — Краснодар — Рязань и т.д.» Это хоть и банально, но развивает не только географические представления, но и грамотность (на какую букву начинается – заканчивается название города), внимание (какой город уже называли, какой — нет), память. А главное, такая игра позволяет легко скоротать время в дороге или в очереди
Мне нравится играть еще и в географические названия. Тут по тому же принципу можно называть страны, континенты, моря, реки, горы и т.д. Естественно, при этом стоит уточнять, о каком именно объекте идет речь, чтобы у ребенка не вышло каши в голове из названий стран и городов.
Можно играть в страны — столицы. «Китай — Пекин», «Япония — Токио». Или задавать географические «задачки» — «Эта страна находится на юге Европы и по форме напоминает сапог», «Эта страна занимает целиком один континент» и т.д. Если найти отгадку для начала трудно, подскажите, каким цветом страна обозначена на карте. Причем пусть ребенок тоже задает вам вопросы, а не только вы ему. Чаду будет очень интересно наблюдать, как мама изо всех сил вглядывается в карту в поисках континента, похожего на перевернутое вверх ногами кресло. Ребенок и не такое в очертаниях может найти!
Цель изучения
Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:
- для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
- для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
- чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
- чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.
Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как изучать географию с детьми дошкольного возраста?
ⓅМногие родители считают, что для знакомства своего сына или дочки с географией понадобится только изучение карт, заучивание флагов и запоминание столиц. Их мнение ошибочное, ведь эта наука включает множество смежных. Это не только географические карты…
Как познакомить дошкольника с географией?
География включает геологию, экологию, этнографию, метеорологию, тектонику, геофизику, и другие смежных науки. У малыша она вызывает небывалый восторг, ведь он хочет узнать подробную информацию об устройстве окружающего мира.
Наша планета — Земля
Сначала родителям рекомендуется подробно рассказать своему карапузу о том, что мы являемся частью планеты Земля. Для этого им следует разместить в детской комнате географическую карту. Ребенок будет постоянно на нее смотреть и вместе с родителями изучать части света, моря, океаны, страны и их столицы. Найти подходящую можно в разделе https://akvarel-n.com.ua/catalog/geograficheskie-i-politicheskie-karty/.
Познакомиться с географией также помогает литература для детей. В данном случае нужно не только читать книгу, но и показывать на карте события, которые в ней описаны. Например, приключения известного героя Карлсона происходят в Швеции. Столицей этой страны является Стокгольм. Родиной Чиполлино, в свою очередь, считается Италия. Во время чтения книги родителям рекомендуется демонстрировать на карте происхождение всех событий. С помощью произведений Киплинга малыш сможет подробно изучить Индию. Когда ребенок повзрослеет, тогда ему можно прочитать сказку о капитане Врунгеле. Она полна приключений и географических подробностей. Книга «Поверь в свое дитя» писательницы Сесиль Лупан состоит из стихов. Во время их пения родители могут показывать на карте упоминающиеся географические названия.
Изучение географии во время походов
Чтобы знакомство в этой наукой принесло малышу небывалое удовольствие, ему стоит предложить отправиться в поход. Для этого следует подготовить удобную одежду, рюкзак и вкусности. С юным путешественником можно отправиться на речку, в лес, парк. Родителям стоит регулярно описывать карапузу географические термины. К примеру, ему можно рассказать о свойствах чернозема, песка, гранита, мрамора и т.д.
В таком походе пригодится компас. Родителям стоит продемонстрировать дошкольнику принцип работы устройства. Им следует ему рассказать о том, где располагается север, восток, запад, юг. Кроме того, малышу рекомендуется подробно рассказать, что восходит солнышко на востоке, а садится — на западе.
Ознакомиться с географией помогают игры. Родители могут спрятать в укромном местечке «клад». С помощью условных обозначений им следует создать карту, которая упростит ребенку процесс поиска «сокровища». Придя домой, дошкольнику рекомендуется показать обозначение указанных объектов на настоящих географических картах. Такие игры помогают ребенку узнать много нового и развить пространственное мышление.
*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.
Ищем клады
Любая карта — это схематическое изображение местности, ее план. Начните с того, что нарисуйте план вашей квартиры и отметьте на ней спрятанные для ребенка подарки — «клады», которые он должен отыскать, руководствуясь картой.
Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.
Наверное, помните, как в школе изучали топографичекие знаки — «лес», «сад», «болото», «железная дорога», «река» и другие? Можно показать их ребенку, а потом попробовать попутешествовать по готовой карте где-нибудь за городом, в сельской местности. Еще интереснее нарисовать такую карту самим во время загородной поездки.
Собственно говоря, а зачем нам непременно стандартные топографические знаки? Мы можем придумать и свою систему условных обозначений объектов на местности, зарисовать ее и теперь придумывать свои карты близлежащих дворов. Вечером можно предложить папе определить, какой из дворов вашей округи вы изобразили (предварительно, познакомив его с вашими условными обозначениями, конечно). И, наконец, прячем «клад» (красивый камушек, например) в потайном дупле старой яблони, наносим его на карту. И играем в «Остров сокровищ»!
Наглядная подача информации
Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.
Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.
Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.
Смотрим кино
В канун первого класса мы дочкой взялись смотреть «В поисках капитана Гранта». Сюжет, как и любой другой у Ж. Верна, захватывает. Но еще интереснее, когда под рукой есть карта, по которой можно после каждой серии следить за продвижением героев в их пути, полном приключений, строить свои догадки о нахождении Гранта, а заодно научиться определять долготу и широту.
Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»
Спустя пару лет мы зачитывались повестями Дж. Даррелла — человека, собиравшего животных для своего зоопарка по всему миру. «Под пологом пьяного леса», «Земля шорохов», «Поймайте мне колобуса» и другие не только заставляют посмеяться и поплакать, учат бережному отношению ко всему живому, но и открывают простор для изучения многообразной природы нашей планеты. И снова мы водим пальчиком по карте, чтобы проследить маршрут путешествия Даррелла и его команды.
На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.
Путешествуем
Способ, конечно, самый дорогостоящий, но и один из самых запоминающихся и приятных. Так или иначе, но сегодня многие семьи могут позволить себе куда-то выехать в отпуске. Отправляясь в другой город или страну, заранее определите ее географическое положение (те же широту и долготу). Обсудите, почему погода там отличается от погоды в вашем городе? Какие растения растут, какие животные водятся? Что там может быть особенно интересным, а что — опасным?
Соберите в отпуске гербарий, подписывая названия растений. Привезите домой красивые камушки, ракушки, желуди, орехи и т.д. Эти мелочи — не только приятные воспоминания и материал для поделок, но и еще один повод задуматься над загадками природы: почему в ракушке шумит море, а листья разных растений так не похожи друг на друга?
Школьники могут по итогам поездки сделать электронную презентацию, куда выберут самые необычные снимки и факты. По крайней мере, у нас в школе такие презентации на уроках окружающего мира очень приветствуются.
Южная Америка
Южная Америка на карте мира / Wikimedia Commons
Южная Америка вместе с Северной образует единую часть света – Америку, которую часто называют Новым Светом. Южная Америка является домом для примерно 400 млн чел, причем более половины из этого числа проживает в Бразилии.
Главной природной достопримечательностью континента является река Амазонка. Ее длина оценивается в 7100 км. Она является самой полноводной рекой мира, в 5 раз превосходя по расходу воды ближайшего конкурента – африканскую реку Конго. Вокруг Амазонки и ее многочисленных притоков растет самый большой тропический лес Земли (5,5 млн кв. км), считающийся «легкими» планеты. Благодаря большому количеству осадков в этих лесах Южная Америка признается наиболее влажным континентом Земли.
На западе континента находится единственная крупная горная цепь материка – Анды. Высочайшая вершина Анд – Аконкагуа (6961 м).
Играем в лото
Даже с совсем маленьким ребенком можно играть в лото, типа «Зоопарк». Как правило, на больших карточках, которые раздают игрокам, животные сгруппированы по определенному признаку. К примеру, на каждой карточке животные конкретного континента или климатической зоны. Здесь большой простор для беседы: чем похожи жители одной местности и чем они отличаются от жителей другой. Почему они такие?
Пусть малыш пофантазирует, зачем лисичке из пустыни большие уши, а полярной лисе — белая шерсть. О чем-то он догадается сам, а где-то вы ему подскажете.
В моем детстве было еще «Географическое лото» (предназначенное для детей с 12 лет, но играли мы в него прекрасно и в шесть). Из него я по сей день помню, какой цветок на нашей планете самый большой, а какая птичка — самая маленькая. Многократное повторение в игре даже достаточно сложных для целенаправленного заучивания сведений, приводит к их автоматическому запоминанию.