Из чего строили Великую стену?
До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.
Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.
Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.
Что разрушает стену
Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.
Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.
Современное состояние стены
Ограждение нуждается в реставрации. Стена разрушается из-за ливней, бури засыпают каменную кладку. Нынешнее правительство Китая ввело штраф за порчу достопримечательности: туристы увозят части стены как сувенир. Местные жители разбирают ее для строительства домов. Художники-вандалы расписывают стену граффити.
Часть стены снесена по указу властей при строительстве железных дорог или деревень. Власти городов реставрируют стену и прокладывают к ней туристические маршруты. Для посещения туристов доступны участки в окрестностях Пекина, построенные в XVI веке.
Для мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс. На участке стены в Китае ежегодно устраиваются марафоны бегунов, экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.
Современные китайцы к достопримечательности относятся благоговейно. Большинство считает, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем.
Великая Китайская стена – символ стойкости китайского народа, который не знает равных себе в труде и упорстве. Для возведения сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
Кто, как и из чего строил Великую Китайскую стену?
Ранние постройки периода Сражающихся царств, а также времен династий Цинь и Хань практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом была обычная утрамбованная земля. Самые сохранившиеся участки эпохи династии Мин были выстроены из гранитных блоков и камней, добытых в местных карьерах. Также, впервые были использованы прототипы современных кирпичей. На равнинных и пустынных участках старались использовать песок, тростник. По приблизительным подсчетам рабочим пришлось транспортировать около 100 000 000 тон строительных материалов! В большинстве случае «транспортировочным средством» выступала спина каторжников или заключенных, отбывавших наказание на стройке. Для подъема сыпучих материалов использовали примитивные конвейеры, изготовленные из корзин, веревок и шкивов.
Несомненно, в процесс транспортировки были вовлечены лошади, волы. Для перевозки материалов на дальние расстояния в равнинных областях использовали даже верблюдов! Существует ничем не подтвержденная сомнительная легенда о том, что для строительства участка стены в высоких горах области Бадалинга рабочие приручили горных козлов. Строители привязывали кирпичи к рогам животных и поднимались на крутые скалы.
К сожалению, сохранившиеся исторические записи не позволяют точно оценить, сколько всего людей работало на таком масштабном строительстве. Ведь возведение Великой Китайской стены так или иначе длилось почти 2000 лет. Записи эпохи Цинь говорят о том, что только во время первых строительных работ было призвано примерно 500 000 солдат и нанято 400 000 рабочих. В строительстве участвовали каторжники и заключенные, подсчетом которых никто не занимался. Ученые считают, что на пике строительных работ в эпоху Цинь было задействовано не менее чем 1,5 миллиона человек.
Сложности строительства
С приходом к власти Цинь Шихуанди началась изнурительная, тяжелая работа по возведению длинной стены, которую прокладывали рядом с холмами и горами, отрогами и ущельями, плавно огибая их. При императоре Цинь китайскую стену интенсивно строили 10 лет.
2 миллиона человек, насильно согнанных на строительство, круглый год день и ночь возводили конструкцию из камня и глины. Крестьяне, рабы, преступники, даже солдаты императорской армии таскали каменные блоки и присыпали грунтом.
Сотни тысяч рабочих умирали от голода, нехватки питьевой воды, изнурительной работы и эпидемий. Погибших хоронили рядом со стеной и доставляли новых рабочих. В народе постройку назвали самым длинным кладбищем в мире.
За малейшую провинность людей отправляли на тяжелую стройку, забирали сильных мужчин, разбивались семьи, рушились судьбы людей. Народ роптал, массовые восстания против мобилизации на работы вспыхивали в разных регионах империи. С последним бунтом в 1644 году при династии Мин стройка остановилась.
История возведения стены
Первые защитные сооружения уже появлялись на северных границах Китая еще тогда, когда им правили удельные княжества. Некоторые стены были сделаны из глины и не представляли серьезной преграды для варваров.
Она должна была раз и навсегда дать понять кочевым народам, что они не смогут больше совершать разорительные набеги.
Так как стена была военным объектом, постройкой руководил выдающийся полководец Мэн Тянь. При этом в некоторых местах за основу брались ранее существующие стены, их достраивали и соединяли в более длинную.
Основные трудности, с которыми сталкивались китайские архитекторы и простые рабочие во время строительства:
- Удаленность от основной инфраструктуры. Не было нормальных дорог для доставки стройматериалов;
- Необходимость постоянно задействовать большое число людей. Около 300 тыс. человек неустанно возводили стену. Многим не хватало воды и еды. Поэтому неудивительно, что смертность среди китайских рабочих была высокой. В строительстве использовался рабский труд, но также привлекались солдаты и крестьяне. Иногда проводились массовые мобилизации для создания некоторых участков стен. Это периодически становилось причиной народных волнений;
- Сложная местность. Китайская стена далеко не всегда пролегает по равнинам. Строители вынуждены были возводить ее на горных возвышенностях. С высоты птичьего полета кажется, что стена органично вписана в ландшафт, поднимаясь и опускаясь вместе с ним в некоторых местах. Строительство в таких местностях в то время было тяжелым делом.
В последующие века стена постоянно удлинялась и укреплялась. Уже в начале Нашей эры правители династии Хань решили продолжить ее строительство дальше на запад. Были возведены сторожевые башни, которые охраняли не только поселения, но и торговые караваны.
Наибольших успехов в плане модернизации стены Китаю удалось достичь в 5-м веке. Архитекторы достроили и в некоторых местах восстановили порядка 10 тыс. км защитного сооружения. Для этого дела было привлечено еще больше рабочих – 750 тыс.
К сожалению, сегодня туристы могут насладиться лишь малой частью того, что осталось от Китайской стены. Сохранились в основном ее части, возведенные с 14 по 17-й век. Именно тогда для строительства укрепления активно применяли более прочные материалы в виде каменных блоков и кирпичей.
Стена династии Суй (Suidynastins)
Сразу же, когда император Вэн объединил Китай в 581 году и создал династию Суй (581-618), началось строительство оборонительных стен. Для защиты от турок всего за 20 дней была построена стена на северо-западе провинции Шаньси. Тем не менее, турки быстро прорвались через эту преграду и династия Суй начала строить длинные стены и размещать тысячи солдат на границе. Кроме того в тот же год реставрировались и достраивались части стен, построенные предыдущими династиями.
Позже были построены стены в Ордосе (Нинся, Шэньси и Внутренняя Монголия)
В 585 году было построено 350 км стены довольно близко к тому месту, где в последующем будет построена стена династии Мин. В строителсьве было задействовано 30 000 человек.
Значение сооружения
Жители Китая неоднозначно относятся к культовому сооружению. С одной стороны, некоторые называют ее бесполезной постройкой, ведь она явно не выполняла свои функции.
Дело в том, что завоеватели без труда пересекали ограждение на слабо укрепленных фрагментах или попросту подкупали, запугивали, убивали стражей. Кроме того, на строительство отправляли самых сильных мужчин, откуда они чаще всего уже не возвращались.
Их оппоненты говорят о стене как об олицетворении стойкого и созидательного китайского характера. Подтверждение тому – миллионы посетителей ежегодно, огромный интерес выходцев с Запада, проявившийся еще во времена династии Цин. Сейчас каждый год здесь проводятся соревнования по легкой атлетике под названием «Великая стена».
Особенности и размеры Стены
Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.
На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы — это ещё одна особенность данной конструкции.
Зубцы на Стене располагаются на одной стороне и имеют достаточно простую форму
Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.
Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).
Одна из башен на Великой Китайской стене
Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.
Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот — с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.
Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения — Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.
Легенды
Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.
Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.
Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.
Интересные факты
- Китайская стена не является единым строением;
- Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
- В документах времен русско-китайской войны начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.
Причины строительства
Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.
После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.
Кто участвовал в строительстве
В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.
К строительству были привлечены:
- рабы;
- солдаты;
- крестьяне.
В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».
Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.
Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.
Сколько людей погибло при строительстве
Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.
Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.
Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.
Какой китайский правитель начал строить Стену первым
Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь.
Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди
Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.
Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.
Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе
Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.
Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.
Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.
Как добраться до Великой Китайской стены
Так как достопримечательность растянулась на тысячи километров, до некоторых участков сложно добраться.
Гиды и поток туристов отправляются к наиболее доступной части — Бадалину. Тур можно заказать в любом агентстве Пекина. Чтобы посетить другие участки, нужно ознакомиться с картой или спутниковыми снимками, оценить расстояние и следовать в указанном направлении.
Способы доехать из Пекина до разных мест стены:
- Бадалин: на автобусе № 877 от остановки Deshengmen, на поезде S2 от станции Huangtudian, а дальше на бесплатном автобусе до канатной дороги или на специальных туристических автобусах от Qianmen, East Bridge, Xizhimen Gate, ж/д вокзала Пекина.
- Мутяньюй: от станции Dongzhimen до Huairou North Avenue на автобусе № 916, а дальше на H23, H24, H35 или H36.
- Симатай: на автобусе № 980 от Dongzhimen до станции Miyun, а далее на Mi 37, Mi 50 или Mi 51 до одноименной деревни.
- Губейкоу: на автобусе № 980 от Dongzhimen до Miyun, затем на Mi 25.
- Джиншалин: на метро до West Wangjing, затем на туристическом автобусе. Или от Dongzhimen на автобусе № 980 до Miyun County, а дальше автостопом.
- Хуаньягуан: на междугороднем автобусе до Цзичжоу, а оттуда на местном чартерном микроавтобусе до Ханьягуана.
- Хуанхуачен: от Dongzhimen на автобусе № 916 до Хуайжоу, затем на автобусе H21 до Small West Lake.
Трансфер из Пекина
В режиме онлайн турист может заказать трансфер из столицы или аэропорта. Стоимость зависит от размера транспорта. Микроавтобус обойдется в 14,8 тыс. рублей, а легковое авто для 2-3 человек — в 6000 руб. Водители везут к Бадалину или Мутяньюй.
https://youtube.com/watch?v=EtjxFBfI5YU
Сомнительная военная польза
Интересно то, что одно из грандиознейших военных сооружений мира на практике оказалось малоэффективным. В ходе его возведения погибло много китайцев, затрачены колоссальные строительные ресурсы, вложен труд самых талантливых архитекторов. Даже многие китайские поэты и историки иронично отзывались о стене.
Военная польза от Китайской стены была небольшой по следующим причинам:
- Стража, увидев надвигающегося противника, иногда боялась поднять тревогу. Сражение означало для защищающихся высокий риск, поэтому они просто пропускали врагов;
- Варвары легко находили незащищенные места в Китайской стене;
- За определенную сумму денег враги «договаривались» со стражей стены.
История строительства
Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры. Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди. В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.
Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.
221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи. Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.
Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.
Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум. Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.
Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.
Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.
Стена на костях
До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.
С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира». Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев. В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.
Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.
Дальнейшая судьба стены
Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.
Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.
История строительства Великой Китайской стены
В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.
Какой император начал строительство стены
Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.
Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства
В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.
Что разделяет китайская стена
Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.
Из чего сделана Великая Китайская стена
Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.
Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.
Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.
В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.
Сколько лет Китайской стене
Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.