Ориентировка в пространстве
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
— А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)
Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)
Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)
На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)
Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)
Изучение фигур по методике Монтессори
Знакомство ребенка с формами складывается из двух компонентов: отношение родителей и правильный подбор материалов. Мария Монтессори предлагает малышам узнавать геометрию в игровой форме:
- Из непрозрачного пакета или сумки ребенок берет в руки какой-то предмет, спрятанный взрослым, и пытается определить его форму не глядя.
- Дошкольнику можно придумать слово-определение. Например, попросите ребенка назвать формы, которые могут кататься.
- Называет фигуры с углами и без.
- Попросите малыша представить свои ассоциации. Пусть кроха скажет или нарисует, на что похож треугольник, круг, овал и другие геометрические фигуры.
Кроме того, родители могут вырезать или купить трафареты, которые малыш будет обводить. С одной стороны, он сможет уверенно держать ручку или карандаш в руке. С другой – быстрее запомнит названия и очертания геометрических фигур.
Не стоит забывать и о важности рисунков. Во время совместного создания картин не забывайте проговаривать фигуры предметов
Например, «мы нарисуем квадратную коробку, в которой лежат круглые яблоки».
Как оцениваются полученные результаты?
В методике «Чего не хватает на этих рисунках» используется десятибалльная шкала, где:
10 баллов дается в том случае, если ребенок затрачивает на выполнение задания менее 25 секунд
Важно, чтобы за это время были названы все семь недостающих элементов.
От 8 до 9 баллов начисляется тем, у кого выполнение задачи заняло от 26 до 30 секунд.
От 6 до 7 баллов дается в случае, если поиск нужных элементов занял от 31 до 35 секунд.
От 4 до 5 баллов за результат в пределах от 36 до 40 секунд.
От 2 до 3 баллов начисляется в том случае, если на выполнение задания было затрачено от 41 до 45 секунд.
От 0 до 1 балла – больше 45 секунд.. Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей
Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках»
Оценки в баллах позволяют с максимальной точностью делать выводы об уровне психологического развития детей. Несмотря на то что данные показатели считаются весьма обобщенными, на их основании можно более глубоко судить об уровне развития и восприятия. А колебания баллов – это вынужденная мера, так как точные критерии оценок задать фактически невозможно. Именно поэтому диагностам разрешается либо добавлять, либо отнимать по баллу. Конечно, это мало влияет на итоговые показатели, но тем не менее дает хорошую возможность лучше дифференцировать ребят по методике «Чего не хватает на этих рисунках».
5 правил изучения фигур
Помните, что вся информация, кажущаяся нам элементарной, для детей является новинкой. Сразу все запомнить, без путаницы в определениях, удается далеко не каждому ребенку. Очередная ошибка малыша — это не повод для злости и повышенной требовательности взрослых.
Правила изучения фигур:
- Включайте процесс познания нового в повседневную жизнь. Подайте ребенку книгу и скажите, что она прямоугольной формы. За обедом напомните малышу, что он кушает из круглой тарелки.
- Используйте игрушки правильной геометрической формы: кубики, мячики, детали конструктора.
- Получайте обратную связь. Регулярно спрашивайте, какую фигуру напоминает крыша дома, окно, колесо машины. Смотрите вместе обучающие видео и просите малыша пересказать услышанное и увиденное.
- Купите прямоугольные формы для теста и попытайтесь вместе с ребенком испечь вкусное печенье.
- Играйте в игры, где знание правильных геометрических фигур особенно пригодится. Просите малыша подсказывать вам, пока вы тренируете мозг с помощью «Визуальной геометрии». Дошкольника особенно заинтересует игра «Сложные геометрические переключения».
Усвоение фигур должно быть увлекательным процессом, который не связан с истериками и криками
Родителям важно сочетать настойчивость с творческим подходом, чтобы занятия с ребенком не превращались в скучную обязанность
Полезные советы
В процессе освоения математической науки, методики “Весёлые клеточки” и новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.
Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
Не загружайте ребенка сложными схемами типа динозавра с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться
Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы из онлайн-источников для дополнительных упражнений дома.
Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
Делайте перемены
В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Правила выполнения
Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
-
После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.
Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.
Детям какого возраста подходят фигуры для детей в картинках
Детям до трех лет также подойдут такие раскраски, в которых можно рисовать пальцами
Необходимо обратить внимание на следующее:
- Геометрические фигуры раскраска должна быть с минимальным количеством элементов, силуэт – отчетливым, линии – выделены жирным контуром.
- Рисунок должен быть узнаваем. Пусть это будут известные малышу объекты или животные: цветочек, мяч, пес.
- Детские раскраски геометрические фигуры должны иметь один предмет. Чтобы его раскрасить понадобиться не больше трех цветов.
- Простая раскраска лучше и для того, чтобы малыш не утомился и раскрасил её полностью. Наблюдайте и за тем, чтобы он не бросил рисунок, не раскрасив его до конца. Так как в основном дети торопятся приступать к следующему рисунку. Это приучает доводить начатое полностью.
К 4 годам и способностью раскрашивать, и старательность улучшаются, и он приступает раскрашивать рисунки целиком. Однако выступать за очертания рисунка ещё трудно. В 5–6 лет детали дети прорисовывают аккуратнее. Безусловно, данная способность условна, она может служить образцовым ориентиром.