Развитие пространственного мышления в дошкольном возрасте
Книга с набором развивающих игр для детей от 1 года
Развитие навыков ориентации в пространстве у дошкольников помогает передвигаться по местности, ориентируясь самостоятельно и эффективнее обучаться.
Как формировать пространственное мышление у детей до 3 лет — для этого достаточно проводить с ребенком пару упражнений:
- Поиск клада. Эта игра помогает развить навык ориентирования по плану или чертежу. Объяснив, что план (или карта) является изображением комнаты сверху, нужно нарисовать вместе с ребенком карту, показав, как располагается вся мебель в комнате. После этого попросите ребенка выйти из комнаты, чтобы вы смогли спрятать его игрушку и отметить ее расположение в комнате на карте.
- Расставь правильно. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, согласно вашим указаниям («левее», «правее» и так далее), расположил геометрические предметы на поверхности стола.
- Лабиринт. Игра проста: ребенок закрывает глаза, следуя инструкции, чертит на листе бумаги путь со слов ведущего.
Как стимулировать пространственное мышление у ребенка в возрасте 3-5 лет
- Оригами и пазлы. В процессе складывания фигурок или картинок в сознании ребенка формируется финальный образ, по которому он ориентируется и продолжает сбор.
- Перечерчивание фигур. Игра основана на освоении базовых истин геометрии и черчения. Это упражнение крайне вариативно: начиная с простого перечерчивания фигур, заканчивая рисованием по памяти.
- Чертежи. Всё, что можно изобразить в виде схемы, карты и так далее.
- «Муха». В игре принимают участие 3 человека: 2 игрока и 1 ведущий. Суть: представляется поле 9х9, в верхний угол справа помещается муха. Ведущий, отмечая на схеме, рассказывает путь мухи, после слова «стоп» участники озвучивают предполагаемое место мухи. Побеждает тот, кто назвал правильное положение
Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии
Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.
Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.
Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.
Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.
Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.
Задачи и задания на пространственное мышление
В помощь родителям мы составили подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка. Но это лишь начало. Самое интересное смотрите дальше!
Простые задания «с бумагой и ручкой» (4+)
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
- сравнивать фигуры по размеру и форме;
- дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
- писать математические диктанты;
- соединять точки по цифрам;
- перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
- зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
- рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
- проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
- играть с рамками-вкладышами;
- составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
- рисовать чертежи и схемы различных предметов;
- описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);
- мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.
Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.
А.Л. Венгер предлагает стимулировать детское трехмерное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге».
На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.
А.Э. Симановский придумал для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».
Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.
Занимательные онлайн-задания для детей с 5 лет
Увлекательная и понятная ребенку тренировка трехмерного мышления — онлайн-задания и игры. Авторская коллекция заданий с ответами и пояснениями сэкономит родителям десятки часов и освободит от поисков подходящих занятий. Наглядный материал поможет ребенку создавать собственные зрительные образы. Приятный бонус: озвучка заданий помогает ребенку научиться читать.
На сайте ЛогикЛайк более 10 типов пространственных заданий для детей 5-12 лет: плоские фигуры, кубики в пространстве, развертки, отражения… Начать занятия!
Мы создали сотни занимательных задач на развитие пространственных представлений и тренировку объемного мышления. Есть задания «прямого» действия: сравнить фигуры, найти тень, отражение, сосчитать кубики. И комплексные задачи, развивающие в первую очередь, логику и сообразительность, а также пространственное воображение: шахматы, последовательности, алгоритмы.
Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.
«Налево» и «направо» как движение в правильном направлении
Когда малыш немного подрастёт, ему можно предлагать более сложные задания. Здесь ему потребуется уже не просто вспоминать, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении. Обучение направлениям можно совмещать с обучением счёту. Пусть малыш закроет глаза, а затем повернётся в требуемую сторону и сделает несколько шагов в том направлении. Потом, не открывая глаз, он должен угадать, где он находится. Подобная игра подойдёт для трёхлетних детей. Если малыш пока не освоил счёт, то им можно командовать, прося шагнуть, ещё шагнуть, ещё шагнуть, повернуть налево и т. д.
С помощью этой игры он не только закрепит знания о «право» и «лево», но и научится пространственному ориентированию.
Как же развить пространственные представления у ребёнка?
Выход только один — тренировать и развивать пространственное мышление.
Для этого следует выполнять определённые виды заданий:
- Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
- Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
- Изучение предлогов, которые имеют конкретное пространственное значение.
- Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве;
- Изучение пространственных взаимоотношений объектов и графическое обозначение направлений.
И. Садовникова в своей книге «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» предлагает следующие тренировочные упражнения.
Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
- Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
- Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.
- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
- По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.
Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.
Определение направлений в пространстве:
- вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
- аналогично – слева;
- повернуть голову влево, вправо;
- наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.
Это задание можно проделать также на листе бумаги.
Сидя за столом, определить его правый и левый края.
Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
- Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).
Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.
Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.
Работа в парах.
- Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
- В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».
Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.
Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
- спинкой вверх;
- спинкой вниз.
Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).
Определить, след правой или левой ноги отпечатался на песке.
Как определяют правый и левый берег реки?
Семья на прогулке
Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?
Зрительный диктант
Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).
Проводится следующим образом:
- рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
- перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
- образец закрывается;
- выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
- повторная демонстрация образца;
- проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.
Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.
Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:
Как можно узнать о своих пространственных способностях
Первый и самый простой путь – это самонаблюдение. Попробуйте мысленно представить вашу комнату. Чем больше деталей вы сможете воссоздать, тем лучше ваши пространственные навыки визуализации. Теперь мысленно поверните эту комнату, например, на 90 градусов по отношению к себе. Чем легче вы сможете мысленно вращать или изменять расположение комнаты, тем лучше ваше пространственное мышление.
Каковы ваши навыки ориентации в пространстве? Легко ли даются вам различные способы вычисления
- расстояния;
- системы координат;
- двух и трех измерений;
- широты и долготы?
Пространство также включает в себя взаимное расположение объектов по отношению друг к другу, понятия смежности, перекрестков и далеко-близко друг от друга расположенных регионов. Насколько уверенно вы пользуетесь этими понятиями? Как легко вы воспроизводите в памяти представленность объектов в пространстве? Используете ли вы, и насколько успешно, в своей деятельности
- символы;
- графические изображения;
- точки, линии;
- стрелки
для изображения того, как представлены в пространстве объекты?
Как вы владеете различными способами мышления о расстояниях и взаимосвязях объектов? Можете ли вы экстраполировать и интерполировать? Уверенно ли вы разбираетесь в таких понятиях, как атмосфера,
- литосфера,
- гидросфера,
- геосфера.
- биосфера?
Далее, оценивая свой опыт и умения, как вы ответили бы на следующие вопросы:
- Можете ли вы, опираясь на трехмерный чертеж какой-либо детали, представить, как будет выглядеть изготовленная деталь?
- Можете ли вы изготовить несложную вещь по чертежу?
- Если бы вам пришлось разбираться с неисправностью в двигателе, насколько уверенно вы сориентировались бы в этой ситуации?
- Если вы увлекаетесь кулинарией и готовите сложные блюда, можете вы представить заранее, как оно будет выглядеть?
Второй путь – сравнение себя с другими. Сравните свои успехи в видах деятельности, требующих пространственных навыков, с успехами своих друзей и знакомых. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вы не хуже, а, может, даже и лучше других справляетесь с такими делами, как, например:
- строительство песочных замков на пляже;
- лепка фигур из пластилина или глины;
- поиск и постановка кадра и композиции при фотографировании;
- техническое рисование;
- игра в шахматы и шашки;
- 3D-моделирование, где требуется умение манипулировать формами;
- компьютерные игры;
- ориентировка на местности с помощью компаса и карты.
И наконец, третий путь – выполнение тестовых заданий. Подобные задания встречаются практически во всех тестах оценки интеллекта. Чаще всего задание представляет собою выбор «правильной» развертки, которая соответствовала бы тестовой фигуре. Для решения следует мысленно сложить развертку и убедиться, что ее трехмерный образ – это и есть заданный образец.
В последнее время появилось много разнообразных специальных компьютерных тестов на оценку визуально-пространственного интеллекта. Они требуют разобраться с задачей, где задания связаны с необходимостью мысленно вращать, перемещать, изменять размеры и соединять воедино образы или их элементы. Такие 3D головоломки требуют от человека способностей манипулирования без использования рук, а исключительно в своем воображении.
Вы можете также пробовать свои силы не в специальных заданиях, а разнообразных упражнениях, требующих пространственного мышления. Например, о многом вам скажут игры на пространственное мышление. Легко ли вам даются такие популярные развлечения, как
- кубик Рубика (кстати, на сегодняшний день его признают едва ли не совершенным методом тренировки пространственного мышления);
- головоломки;
- Тетрис?
Активнее использовать игры для закрепления понимания понятий право и лево
Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребёнка различать лево и право.Дошкольникам 5-7 лет можно предложить графические диктанты, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато. Взрослый словами задаёт направление, а ребёнок ведёт карандашом линию строго по клеточкам, поворачивая в нужную сторону по команде. В результате должен получиться определённый рисунок. Поначалу эти узоры должны быть простыми, а когда малыш приноровится, то задачу можно усложнять.
С помощью подобных графических диктантов можно получить вполне смысловые рисунки: крепости, машины, животных, любые другие предметы. Подобные инструкции для рисунков графических диктантов есть в специальных тетрадках для подготовки к школе, но можно их придумывать и самостоятельно.
Главное, чтобы бумага была обязательно в клеточку, причём размер её должен определяться возрастом малыша – чем старше он будет, тем клеточки можно брать мельче. Конечно, перед проведением графического диктанта ребёнку не следует показывать рисунок, который в итоге должен у него получиться.
Полезные упражнения
Ниже приведен список упражнений, призванных облегчить задачу родителям. Построен он в порядке возрастания: от легких к сложным.
В общении с детьми старайтесь как можно чаще пользоваться словами определяющими пространство: низкий, большой, внутри, поперек и т.д. Левее, ниже, выше, правее, впереди. Помимо использования этих слов, объясняйте, что каждое из них означает, когда их использовать. Если придать этому процессу игровую форму, ребенку будет легче усвоить значение слов.
Учите ребенка показывать жестами движение предметов. Старайтесь не использовать при этом словесные объяснения. Таким образом, малыш учится воспринимать наглядные образы.
С детьми дошкольного возраста можно играть в совпадения. Находите предметы по разным признакам: форма, цвет, размер. Усложняйте задание. Сыграйте в игру – «Кто больше отыщет предметов красного цвета».
Покупайте разные интересные конструкторы. Это касается и девочек. Они с большим интересом строят замки и домики для принцесс и кукол. Ну а мальчикам, строить крепость для солдатиков или гараж для машины доставляет истинное удовольствие. Для них это классическая игра. Не стоит покупать однотипные конструкторы. Подходите к этому вопросу творчески. Строительные наборы могут быть пластмассовые («Лего» и ему подобные), железные отечественного производства и деревянные.
Учите ребенка решать различные головоломки: оригами, кубик Рубика. Можно использовать и компьютерные игры, например – Тетрис.
Детям постарше можно предложить квест. Составить план квартиры и обозначить на нем спрятанный предмет. Ребенок с помощью чертежа должен его найти.
Учите детей простейшим чертежам
Обращайте внимание на то, что фигуры в проекции и на плоскости имеют разный вид.
И конечно, не стоит забывать настольные игры. Они хорошо развивают способность мыслить наглядно.
Это умение поможет в дальнейшем выбрать одну из множества востребованных теперь профессий – дизайнер, архитектор, модельер одежды, конструктор, художник, скульптор, пилот и др. Без развитого пространственного мышления заниматься ими невозможно.
Этапы развития пространственного мышления
Умение размышлять в пространстве состоит из 5 фаз:
- Анализ — разделение предмета на составные части.
- Синтез, в процессе которого происходит объединение полученных в ходе анализа частей в единое целое.
- Абстрагирование – в поставленной задаче определяется и выделяется последовательность действий, необходимых для ее решения. На этом же этапе происходит формулировка понятий.
- Обобщение, в ходе которого выделяются ключевые части в предмете, которые в дальнейшем сопоставляются.
- Конкретизация касается выделения присущих данной задаче фаз, которые никак не связаны с решением поставленного задания.
Этапы формирования пространственного мышления соответствуют периодам развития:
- Начальный, проявляющийся в младенчестве, когда у ребенка начинают формироваться взаимосвязи анализаторов.
- Понимание расположения в пространстве – навык, формирующийся к трем годам.
- Представления о мире вокруг. Формируются в старшем дошкольном возрасте.
- Понимание пространства как системы – навык, который приобретается в начальных классах.
Стадии формирования пространственного мышления
Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.
В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.
В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.
Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте
В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:
- Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
- Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
- Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.
Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.
Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.
По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.
При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.
Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.
Осмысление пространства старшим дошкольником
В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.
В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.
Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.
Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.
Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.
Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.
В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.