Передача объема по технике Старых мастеров
В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.
Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь.
Понятие светотени
Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.
Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:
- блика;
- света;
- падающей и собственной тени;
- полутона;
- рефлекса.
Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.
На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео. |
Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения
Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.
Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство
Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.
Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс
Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол
Важно не переделывать ничего на глазах малыша
Занятие домашними делами
Понятие объема
В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.
Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов
В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.
Монтессори-материалы. Блоки с цилиндрами-вкладышами
Лиана Гордиенко
Блоки с цилиндрами были созданы Марией Монтессори около 100 лет назад, но и сейчас они – один из самых востребованных материалов сенсорной зоны.
Блоки с цилиндрами – это четыре деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным лаком. В каждом блоке по 10 отверстий разной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают из отверстий и вставляют обратно. Блоки называются : блок А, блок В, блок С и блок Д.
В блоке А все цилиндры имеют одинаковый диаметр, но различаются по высоте от высокого к низкому.
В блоке В все цилиндры имеют одинаковую высоту, но различаются по диаметру. Диаметр цилиндров уменьшается от толстого к тонкому.
В блоке С все цилиндры имеют разную высоту и разный диаметр. Высота и диаметр этих цилиндров постепенно убывает.
В блоке Д все цилиндры расположены в порядке от низкого толстого к высокому тонкому.
При работе со всеми Монтессори –материалами преследуются две цели : прямая и косвенная.
Прямая цель – это цель, которую преследует ребёнок, работая с материалом. В данном случае ребёнок вынимает цилиндры и вставляет их обратно – это прямая цель при работе с блоками цилиндров.
Косвенная цель – это цель, ради которой создавался дидактический материал, или, проще говоря, косвенная цель – это то, что происходит с ребёнком, когда он работает с материалом. Так, при работе с блоками цилиндров, косвенной целью будет развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме, утончение зрения (ребёнок визуально различает размеры цилиндров и вкладывает их в соответствующие отверстия блоков). При работе с цилиндрами ребёнок усваивает понятия большой-маленький, толстый-тонкий, низкий-высокий. Концентрацию внимания и координацию движений тоже можно отнести к косвенным целям работы с блоками цилиндров. Кроме того,осуществляется подготовка к математике: во-первых, в блоках по 10 цилиндров разной величины и, значит, ребёнок косвенно знакомится с десятичной системой исчислений, во-вторых, он имеет дело с цилиндрами – объемными геометрическими телами.
Кроме того, блоки цилиндров обладают ещё одной важной категорией -баррическими свойствами (вес цилиндров). Если сравнить любые два цилиндра из одного блока, то всегда один будет легче, другой тяжелее
Работать с блоками предлагают детям, начиная с двухлетнего возраста. Как правило, детям очень нравится работать с этими Монтессори-материалами.
Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Блоки Дьенеша» Конспект по математике во второй младшей группе, с использованием Блоков Дьенеша. подготовила воспитатель: Лыюрова Светлана Ивановна.
Консультация для родителей «Методика Монтессори» Консультация для родителей «Методика Монтессори» Слайд 1 Дорогие родители сегодня мы хотим вас познакомить с педагогической системой Марии.
Консультация для родителей «Монтессори-материалы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40» Консультация для родителей: «МОНТЕССОРИ -МАТЕРИАЛЫ» Выполнили:.
Родительское собрание в старшей группе «Универсальные блоки Дьенеша» В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается.
Источник
Использование «Даров Фребеля»
Игровой набор состоит из 14 модулей. «Дары Фребеля» способствуют развитию зрительного, осязательного восприятия, плодотворно влияют на концентрацию внимания, развитие воображения и творческих способностей дошкольников. В данной статье я даю описание игровых приемов и упражнений с некоторыми из модулей «Даров Фребеля».
«Текстильные мячики» способствуют развитию цветового восприятия и концентрации внимания. Детям предлагаются игровые упражнения: «Найди мяч нужного цвета», «Найди мячику пару», «Какого мяча нет?». Перед ребенком выкладываются несколько мячиков для запоминания, он закрывает глаза, взрослый убирает один мяч; открыв глаза, ребенок называет или показывает картинку того мяча, которого нет.
Мячики применяются для формирования у ребенка пространственных представлений. В игре «Путешествие цветных мячиков», раскачивая шарик в разные стороны и, соответственно, приговаривая: «вперед — назад», «вверх — вниз», «вправо — влево», дети понимают и применяют понятия пространственных отношений, тем самым обогащается словарный запас. Через игру «Есть мячик — нет мячика» малыш знакомится с утверждением и отрицанием.
Художественное слово благотворно влияет на запоминание понятий пространственных отношений. Например, «Часики» (движения маятниковые):
«Тик-так, тик-так,
Ходят часики — вот так.
Влево, вправо, влево, вправо,
Ходят часики — вот так!»
Движение направления обозначаются относительно ребенка.
С помощью текстильных мячиков и инструкции взрослого закрепляются модели геометрических фигур, развивается творческое воображение у детей.
Дары «Цветные фигуры», «Фишки», «Палочки», «Кольца и полукольца» — способствуют формированию у детей сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Дети учатся соотносить фигуры, цвет, величину с названием, сортировать и упорядочивать по цвету, форме, величине.
Предлагаю следующие игровые упражнения: разложить предметы по одному признаку, например, по цвету; разложить предметы по двум признакам, например, по форме и величине; разложить фигуры по контуру (зрительное соотнесение фигуры с контуром, ребенок сам определяет какого цвета фигуру он возьмет); разложить предметы в заданном порядке (круг, квадрат, треугольник); разложить фигуры по цветному контуру (зрительное соотнесение фигуры, цвета с контуром); собери рисунок по образцу (путем наложения или зрительного соотнесения с образцом на столе) и другие.
Для эффективности закрепления сенсорных эталонов применяются дидактические игры. Например, «Почини одежду зайчатам», «Наряди матрешку», «Наведи порядок» и другие. Детям описывается проблемная ситуация, что мотивирует их на деятельность. Игра считается законченной, если весь рисунок или контур будет закрыт обозначенными элементами.
Например, дидактическая игра «Укрась бабочку»: «Бабочки прилетели к нам в гости. У них пропали узоры на крылышках, они просят им помочь. Они принесли с собой кружки разных цветов и размеров. Поможем украсить крылышки?» С детьми, необходимо определить, какой цвет и размер кружков они будут использовать для планирования работы.
Игры подбираем на усложнение с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с включением дополнительного эталона.
Используя «Фишки», детям предлагается выкладывание различных предметов из точек разного цвета. Задание выполняется по контуру рисунка с учетом соотнесения цвета с реальным предметом или творческим решением ребенка
При этом развивается зрительное восприятие, внимание, усидчивость, мелкая моторика
Для сенсорного развития используются многообразные игры с палочками. На зрительно-моторную координацию предлагаются задания с выкладыванием палочек по образцу, способом наложения на шаблон, а затем зрительного соотнесения с образцом.
Игры с кольцами и полукольцами позволяют учить детей составлять целое из двух частей полукруга; развивать понятие о том, что часть меньше целого, а целое больше части.
Детям предлагается самостоятельно выложить рисунок или узор на шаблонах, используя различные геометрические фигуры, дуги, палочки, фишки.
Для развития творческого воображения предлагаются игры «Волшебный цветок», «Летняя картинка», «Укрась платье», «Наряд Матрешки», «Рыбка», «Кружка» и другие.
Таким образом, все представленные игровые приемы и упражнения способствуют развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия, обогащению речи дошкольника. Предлагаю педагогам применять в своей работе «Монтессори-материалы» и «Дары Фребеля» для сенсорного развития у детей дошкольного возраста. Желаю вам творческих успехов в работе!
Методика Марии Монтессори- упражнения «Различие размеров — Цветные цилиндры».
Как работать с материалом. Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он показывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра, учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнивает цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в ряд. Одним из пальцев он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем самым их ступенчатое расположение
Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду
Ребенок повторяет упражнение. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.
Контроль над ошибками: при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный контроль над ошибками! Дальнейшие упражнения:
* построить башню; * выполнить упражнение с закрытыми глазами; * построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!); * вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду; * найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации; * найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту; * построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать; * составить комбинации со вставными цилиндрами.
Устный урок: применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички. Применение: ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.
Источник
Методика работы с Монтессори-материалами «Цветные цилиндры»
Лиана Гордиенко
Кроме вставных цилиндров есть еще цветные цилиндры. Это четыре деревянных ящика, в каждом из которых по десять цилиндров. Каждая ящик определенного цвета, и цилиндры в ней такого же цвета. Они соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Блоку А соответствуют голубые цилиндры, блоку В соответствуют красные цилиндры, блоку С- желтые цилиндры, блоку Д-зеленые цилиндры.
Прямая цель при работе с цветными цилиндрами – выстроить ряды цилиндров по принципу уменьшающейся величины и сравнить сериационные ряды.
Косвенная цель – подготовка к изучению математики, экспериментирование с величинами.
Детям нравится, что крышки у ящиков с цветными цилиндрами тоже цветные, и они с удовольствием берут этот материал для работы.
Детям предлагают различные упражнения с цветными цилиндрами,например:
— построить и сравнить четыре башни из цилиндров разных цветов; — построить из всех цветных цилиндров окружность, квадрат, крест, змею;
-построить заборчик из цветных цилиндров или башню, чередуя цвета цилиндров;
— сравнить по величине цилиндры из блоков с цветными цилиндрами и найти одинаковые по величине;
— поставить на столе ряд цилиндров одного цвета, выбрать из него пять штук цилиндров через один и вперемешку раздать детям. Каждый должен определить место своего цилиндра в общем ряду и поставить его на свое место.
К цветным цилиндрам прилагается папка «Проекции для цветных цилиндров». По этим проекциям дети выкладывают из цветных цилиндров разные узоры. Получается очень красиво. Есть простые узоры, а есть узоры, выложить которые очень сложно, так как цилиндры сдвигаются, тонкие цилиндры падают. Но детям нравится работать с этими материалами.
Методика организации работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию безопасного поведения СЛАЙД 1 Проблема обеспечения безопасности на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность.
Кружок по ИЗО «Цветные ладошки» для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп Пояснительная записка. Программа «Цветные ладошки» направлена на развитие творческой личности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методика и формы работы над сказкой Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним, но только в начале девятнадцатого века увидели в.
Методика работы с Монтессори-материалами. Блоки с цилиндрами (продолжение) Большой популярностью у детей пользуются блоки с цилиндрами. Блоки включаются в работу по одному. Начинают с блока В, так как размеры цилиндров.
Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Бумага. Это очень «ранимый» материал: она может помяться, порваться,.
Отчет о результативности работы кружка «Цветные ладошки» за 2016–2017 гг. в средней группе Кружок посещали 10 человек, 4 раза в месяц, по 20 минут. С сентября 2016г. В средней группе функционирует кружок «Цветные ладошки». Работа.
План работы с детьми по Монтессори педагогике. Содержание образовательной работы с детьми Месяц : ИЮНЬ 1. Упражнения с конструктивными треугольниками : Учить детей составлять фигуры.
Презентация «Методика работы с художественной литературой в детском саду» Художественная литература является важным средством умственного, нравственного и эстетического развития ребенка Художественная литература.
Источник
Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать
Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности
Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.
Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.
Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце
На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.
Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития