Позаботилась о безопасности дома
Откровением для меня стало, сколько опасностей для малыша собрано в квартире. Методика Монтессори помогает посмотреть на всё с другого ракурса. Я обнаружила много опасностей для малышки дома и сразу начала с ними бороться:
- приобрела заглушки для низкорасположенных розеток;
- заказала ограничители для дверей и накладки на углы мебели;
- убрала миску с кормом и ящик с вещами для собаки;
- на выдвижные ящики, шкаф и окна поставила замки;
- унесла большую неустойчивую вазу;
- перепрятала бытовую химию и другие опасные предметы с нижних ящиков;
- подняла шторы на подоконники;
- в ванной решила наклеить мягкий уголок на подиум с острым краем;
- у входа на балкон наклеила мягкий уголок на край ступени из керамогранита.
Сейчас я уверена, что Ева может спокойно перемещаться по дому без риска удариться, пораниться или получить другие травмы.
В нижних ящиках не осталось опасных для малышки предметов
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
- Научить малыша воспринимать, сравнивать и классифицировать сенсорный опыт разной модальности,
- Расширить сенсорный опыт ребенка, научить его замечать даже небольшие различия, максимально развить сами органы чувств ребенка,
- Научить ребенка пользоваться собственной памятью: «Я помню, что такое жёлтый, и всегда могу представить его у себя в голове»,
- Научить критически оценивать любую информацию и выработать привычку стремиться к максимальной точности при получении знаний о мире,
- Создать базис для появления абстрактного мышления и воображения.
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Зрительная информация
- Формы: наборы геометрических фигур, а также более сложные формы (например, фигурки животных или листья растений)
- Объёмные фигуры: Розовая Башня, Коричневая лестница, Красные штанги, Монтессори цилиндры-гирьки
- Цвета: наборы базовых цветов, картотека оттенков
Тактильная информация
- Текстура: доска для ощупывания, шершавые таблички, корзинки с лоскутами
- Температура: тепловые кувшины, тепловые таблички
- Масса: весовые цилиндры и таблички
Стереогностика
Сортировка мелких предметов, волшебный мешочек
Звуковая информация
- Громкость: звуковые коробочки, музыкальное сопровождение занятий
- Высота: колокольчики, звуковые цилиндры, музыкальные инструменты
Вкусовые качества и запах
- Вкусовые бутылочки, беседы во время приёма пищи
- Баночки с запахами
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
- Биноминальный куб
- Триномиальный куб
- Конструктивные треугольники
- Квадраты Монтессори
- Цилиндры без ручки
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
- Наборы листьев разных растений
- Тематические пазлы
- Карты и глобус
- Флаги
- Наборы с природным материалом
- Репродукции художников и фотографий природы
Монтессори-среда
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:
- Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
- Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
- Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
- Социальные навыки (общение и манеры).
- Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.
2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.
В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.
Материалы сенсорной зоны:
Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.
Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.
Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.
Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.
Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.
Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.
Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.
3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.
Используемые материалы:
Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.
Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.
Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.
Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.
4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Материалы:
Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.
Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.
Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.
Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.
Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.
Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.
Ограничения метода Монтессори
В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей
Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план
Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.
Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.
Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку
Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.
Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.
Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.
В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.
Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Занятия по сенсорике на развитие обоняния и вкуса в классе и дома
Все предыдущие советы могут показаться довольно общими, но они особенно важны для тренировки вкусовых ощущений и обоняния. Существуют и конкретные упражнения, которые используют в некоторых Монтессори-группах и которые можно попробовать дома.
Коробочки с запахами Монтессори
Этот материал вводится не ранее 3 лет. Для него понадобятся 8–12 одинаковых баночек. Наполните их по парам пахнущими материалами: ватой, смоченной эфирными маслами, различными приправами, кофе.
Каждую из пар разделите, поставив все баночки в две коробки.
Покажите, как нюхают содержимое баночки из одной коробки, а после содержимое баночек другой коробки, подыскивая пару. Подобранную пару отставляют в сторону и переходят к поиску следующей.
На дне каждой ёмкости приклеена метка (кружок определённого для каждой из пар цвета). Таким образом дети самостоятельно проверяют работу, окончив её.
Предложите работать с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе), абстрагируясь от всех других.
Ароматные растения или специи
Предложите детям набор специй в одинаковых баночках. Выберите три специи, дайте понюхать и скажите название. Проведите трёхэтапный урок для введения названий.
Подобную работу можно проводить с ватой, смазанной ароматными маслами, любыми сильно пахнущими веществами и растениями.
Вкусовые бутылочки
По примеру баночек с запахами делают вкусовые бутылочки.
В 8 бутылочек наливают по парам сладкую, солёную, кислую (с лимоном) и слегка горькую (с настойкой полыни) воду. Ребёнку предлагают пробовать воду и подыскать пару. После вводят называния вкусов трёхэтапным уроком.
Игра угадай на вкус и по запаху
Эта игра обычно нравится детям, её легко провести дома, и малыши с удовольствием пробуют и едят даже нелюбимые фрукты или овощи. Именно с этими продуктами лучше всего проводить игру. Возьмите несколько знакомых фруктов, рассмотрите их вместе, отрежьте по кусочку от каждого и положите на тарелку перед собой.
Завяжите малышу глаза и дайте один из кусочков. Пусть попробует угадать фрукт по запаху, а после откусит кусочек и уточнит свои ощущения. Теперь ребёнок может открыть глаза и проверить, правильно ли угадал.
Надеемся, эти упражнения помогут вашим детям получить новый сенсорный опыт. Но помните — это неклассические занятия, они не используются в Монтессори-классах по стандарту АМИ. Лучше всего, по мнению самой Марии Монтессори, обоняние и вкус «….усваивается ребёнком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, разных приправ и кофе…»
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Монтессори педагогика – это
Уроженка итальянского города Кьяровалле Мария Монтессори (1870 – 1952 гг.) изначально занималась развитием особенных детей с задержкой психического развития.
Мария Монтессори
Постепенно Мария разработала свою уникальную систему развития и обучения. Основной целью таких занятий являлась адаптация особых детей в социуме. Однако вскоре стало ясно, что помимо адаптации у детей также значительно улучшились и умственные способности – особенные детки не только догнали, но и перегнали здоровых сверстников. Позже Монтессори педагогику стали использовать и при обучении здоровых детей.
Примечание: В настоящее время данную методику Монтессори применяют для раннего развития малышей.
Метод Монтессори
Суть метода Монтессори заключается в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно и свободно, но под присмотром педагога – «Помоги мне сделать это самому».
Ребенок в классе Монтессори
Обучение заключается в следующем:
- ребенок помещается в специальное помещение (особую среду), где имеются все необходимые дидактические материалы;
- ребенок сам выбирает заинтересовавший его материал и изучает его;
- при этом педагог не наказывает малыша, не поощряет и даже не обучает, так как каждый малыш уникален и развивается по-своему. Задача педагога – помочь ребенку в чем-либо, если это необходимо;
- ребенок сам выбирает продолжительность и скорость обучения.
Примечание: Цель этого метода – ребенок должен сам тянуться к изучению тех знаний, которые интересуют его в конкретный момент, а педагог должен помочь ему в этом, если необходимо это.
Принципы Монтессори
Система обучения основана на трех составляющих:
- ребенок – это центр системы, принимает решения самостоятельно;
- среда – вокруг ребенка, дает малышу развиваться;
- воспитатель – всегда рядом, помогает ребенку, если малыш попросит о помощи.
Схематическое изображение системы обучения Монтессори
Также данная методика подразумевает 6 основных принципов:
изучение основывается на специальных материалах Монтессори;
Монтессори материалы
- дети самостоятельно выбирают понравившиеся материалы;
- дети свободно перемещаются по комнате (классу);
- класс разделен на особые зоны обучения;
- группы состоят из детей разного возраста. Как правило, это два класса – от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет;
- рядом всегда присутствует педагог.
Обучение в Монтессори классе
Монтессори среда
По мнению Марии Монтессори развитию способностей ребенка способствует правильная среда обучения, которая должна быть выстроена по определенной логике. Согласно этой логике класс должен иметь следующие учебные зоны:
- практическая жизнь – бытовая жизнь взрослого человека:
- домоводство;
- приспособления для мытья, стирки (мочалки, тряпки и т.д.);
- кухонные принадлежности, посуда и т.д.;
- прочие предметы, которые мы используем в повседневной жизни;
Зона практической (бытовой) жизни
- сенсорное развитие – изучение вкуса, запаха, цвета, формы (игры с крупами, бусинами и т.д.);
Зона сенсорного развития
- математическая – обучение счету и вычислениям;
- счетные палочки;
- счеты;
- иные обучающие счету и вычислениям материалы;
Зона математического развития
- языковая – обучение чтению и письму;
Зона языкового и речевого развития
- космическая – умственное развитие, изучение окружающего мира, истории, культуры и т.д.;
Космическая зона
- гимнастика – физическое развитие:
- гимнастические и ортопедические коврики;
- разнообразные мячи;
- иные предметы для физических упражнений.
Зона физического развития
Важно! Все предметы и обучающие материалы в классе или комнате должны быть доступны для ребенка и расположены так, чтобы малыш мог самостоятельно достать ту или иную вещь.
Сенсорная коробка с водой
Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».
Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу.
А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.
Суть методики Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.
Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.
Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
- Ребенка учит то, что вокруг него.
- Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
- Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
- Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
- Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
- Высмеивание учит быть робким.
- Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
- Частые попытки опозорить учат чувству вины.
- Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
- Снисходительность учит быть терпеливее.
- Подбадривание делает более уверенным.
- Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
- ребенок;
- окружающая среда;
- педагоги.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
- от рождения до 6 лет — речевое развитие;
- от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
- от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
- от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
- от года до 4 лет — освоение разных действий;
- от двух с половиной лет до шести — социализация.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать
А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Развитие речевых навыков
Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.
От года до трёх лет
С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.
Самые популярные материалы в этот период:
- фигурки-вкладыши;
- пособия для ощупывания;
- книжки с максимально реалистичными изображениями;
- звуковые коробочки.
От трёх до семи лет
Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет
Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма»
Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:
- игры с буквами с шершавой поверхностью;
- подвижный алфавит;
- книжки;
- пособия для раскрашивания;
- обводка слов и изображений;
- переписывание коротких слов;
- карточки со словами.
Помимо разнообразных пособий и учебных материалов, вся атмосфера вокруг ребёнка должна быть заполнена пониманием и любовью. Это поможет малышу развиваться свободно и гармонично. Педагогам и родителям необходимо уметь выслушивать детей, поощрять их высказывания. А если сами взрослые разговаривают грамотно и обладают большим словарным запасом, то и ребёнок совсем скоро разовьёт эти качества, буквально «впитав» их из окружающей среды.
Кухня
Средовой подход Монтессори предлагает активное привлечение ребёнка к приготовлению пищи, поэтому вам будет нужен высокий стул, благодаря которому ребёнок сможет дотягиваться до рабочих поверхностей.
Столовые приборы малыша предлагается располагать на нижнем уровне кухонных шкафчиков. Чтобы малыш самостоятельно мог накрыть на стол и изучал правила этикета – подготовьте салфетку с контурами для верной расстановки столовых приборов.
Найдите на кухонной площади небольшой уголок для возможности перекуса (фрукты, печенье) и расположения кувшина или лимонадника с водой.
На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только попробовать, и ваш интерьер не только преобразится и будет отвечать потребностям ребёнка, но и станет настоящим дизайнерским шедевром.
Развитие через игру
В возрасте от 1,5 до 3 лет пора активно начинать развивающие занятия. В это время ребенок с огромным удовольствием и любопытством познаёт всё, что его окружает — учится ставить перед собой задачи, осмысливает и подбирает решения для них. У него улучшается координация движений, развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук, появляется стремление самостоятельно добиваться, пусть маленьких, но очень важных первых результатов.
Ни для кого не секрет, что ребёнок познаёт мир через игру. Именно игра формирует и развивает у малыша те навыки, которые будут помогать ему самостоятельно создавать комфортные условия в реальном мире. Но ещё не стоит забывать о том, что игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игрушка становится спутником и неизменным помощником ребёнка с первых дней его появления на свет. Увлекая кроху, она доставляет не только радость и хорошее настроение, но и становится первым мудрым воспитателем, незаметно подготавливающим ребёнка к жизни в обществе и выступающим в качестве средства его психического, эмоционального и физического развития.
Подбор игрушек и обучающих материалов — это очень важное и ответственное решение, ведь от того, чем будет окружён ребёнок, с чем он будет взаимодействовать, зависит правильное направление и прогресс в его развитии. Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори
Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях.
В этой статье на конкретных примерах пойдёт речь о том, на что следует обратить внимание и чем окружить ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы он не просто рос и развивался, а делал это самостоятельно с огромным желанием и удовольствием. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития
Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития.
Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом
И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей
Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.