Сенсорные упражнения для развития слуха у детей

Языковая зона

  1. Алфавит из бархатной или шершавой бумаги. Обводить такие буквы карандашом или ручкой как трафарет.
  2. Магнитные, фетровые, или любые другие азбуки с запасными буквами для составления слогов, а затем и слов.
  3. Карточки с буквами, слогами.
  4. Авторские кубики Зайцева, Чаплыгина, Никитина
  5. Для пополнения словарного запаса ребенка. Три небольших одинакового размера коробочки: в первой лежат карточки  с животными, во второй  с растениями, в третьей — предметы быта человека. Постепенно вводите новые карточки. Разложите перед ребенком три карточки, по одной из каждой коробочки. Две знакомых, третью новую. Спрашивайте что это?, а это? Когда ребенок познакомится со всеми карточками, они перемешиваются и ребенок по смыслу раскладывает их по коробочкам, затем убирает на свои места.
  6. Потребуются карточки тех предметов, которые вы можете предоставить ребенку, например изображение мяча — настоящий мяч, или кастрюля, кубик, куколка, карандаш. В одной коробке лежат предметы, в другой коробке — карточки рубашкой вверх. Малыш по одной достает карточку и в коробке ищет такой предмет.
  7. Разрезанные картинки на несколько частей, сначала три, потом четыре и более. Берете любую иллюстрацию из журнала, наклеиваете на плотный картон и разрезаете, не обязательно на ровные части, а можно кривые или сектора.
  8. Понадобятся карточки с изображениями арбуза, дыни, яблока, вишни, подсолнуха,  В одной коробочке лежат картинки, в другой коробочке лежат семена. Нужно на каждую картинку положить нужные семена. То же самое с деревьями. В одной коробочке лежат листья, в другой коробочке — картинки этих деревьев.
  9. Нарисуйте картину формата а3, вертикально разделите землю, воду, воздух и в коробочке вырезанные фигурки животных, рыб, птиц. Ребенок должен расположить на картине кто и где живет.

Упражнения на развитие слуха по Монтессори

Теперь перейдём к упражнениям для развития слуха.

Звуковые коробочки

Второй шаг — поиск парных звуков. Материал для этого упражнения для развития слуха можно сделать из небольших плотно закрывающихся ёмкостей. Они должны быть непрозрачными и производить при потряхивании чёткий звук, когда мы поместим внутрь какой-то предмет. Ёмкости могут быть из разных материалов: стекла, пластика, дерева. Подойдут так же баночки из-под детского питания, но нужно закрасить или заклеить стенки, чтобы было не видно, что находится внутри.

Всего таких ёмкостей-баночек должно быть двенадцать: шесть одного цвета, шесть – другого. Например, красные и синие. Их нужно наполнить песком, крупами разного размера, камешками, т. е. тем, что издаёт разные интересные звуки. В итоге должно получиться два одинаковых набора разных звуков по шесть штук в каждом. Смысл игры в том, чтобы ребёнок научился находить пару ёмкостей-баночек разных цветов, но одинаковых по звучанию.

Важно, чтобы коробочки не отличались ни по каким параметрам, кроме звука — вес каждой должен быть одинаковый. Для начала можно просто слушать, какие звуки получаются, если потрясти баночки, а уже потом искать пары

На примере этого материала хорошо можно услышать градацию звуков – от самого тихого до самого громкого, и наоборот

Для начала можно просто слушать, какие звуки получаются, если потрясти баночки, а уже потом искать пары. На примере этого материала хорошо можно услышать градацию звуков – от самого тихого до самого громкого, и наоборот.

Одной из разновидностей поиска парных звуков может стать поиск одинаково звучащих колокольчиков. Для этой игры для развития слуха таких колокольчиков нужно подготовить несколько пар. Начать можно с трёх, главное, чтобы различие в звучании колокольчиков было хорошо слышимым.

Так как выглядеть колокольчики могут по-разному, а для нас в этом упражнении важно именно узнавание звука, ребёнку нужно будет играть с закрытыми (или завязанными) глазами. Смысл игры в том, чтобы на слух найти все пары одинаковых колокольчиков

Слушаем каждый колокольчик по очереди. Можно возвращаться, слушать повторно. Когда находим звучащие одинаково, откладываем их в сторону. Играем до тех пор, пока не найдём все пары.

Игра в тишину

Отсутствие звука может быть так же интересно, как и самые разнообразные звуки

Игра в тишину даёт возможность обратить внимание на те звуки, которые обычно незаметны, развивает самодисциплину и так же является одним из упражнений для развития слуха

Обычно ребёнку предлагается сесть, закрыть глаза и попробовать не двигаться и не разговаривать какое-то время. Начинать можно по условному сигналу. Например, хлопку в ладоши или звону колокольчика. В это время вы, находясь на каком-то расстоянии от ребёнка, шёпотом зовёте его по имени. Как только он услышит своё имя, он должен молча и медленно подойти к вам.

Ничего страшного, если вначале ребёнок будет сидеть неподвижно совсем мало, не больше 30 секунд. Это нормально. Постепенно он научится расслабляться и контролировать свои желания.

Можно обратить внимание малыша на звуки, которые он услышал, когда вокруг было тихо (своё дыхание, тиканье часов, работу бытовой техники, звуки людей или машин за окном). Можно играть в тишину с движением

Например, пройти по комнате с колокольчиком в руках так, чтобы тот не зазвенел. Или с визуализацией – пока ребёнок сидит с закрытыми глазами, описывать ему, что он видит и чувствует. Например, «Ты идёшь босиком по поляне с мягкой зелёной травой. Впереди ручей с водой. Ты опускаешь в воду ногу. Она холодная!»

Игру в тишину можно превратить в своеобразный ежедневный ритуал. Конечно, только если она понравится вашим детям.

Все эти упражнения проводятся не одновременно, а постепенно друг за другом. Вы должны видеть, что ребёнок понимает, чего от него хотят, готов выполнить ваши просьбы. Не стоит заставлять или уговаривать ребёнка сделать что-то, иначе теряется весь смысл упражнений по Монтессори

Важно, чтобы он заинтересовался и сам захотел попробовать. Можно начинать с фраз: «Сегодня я покажу тебе что-то очень интересное», «Смотри, у меня есть что-то новое, чего ты раньше не видел» и т

п.

Выполняя с вами подобные упражнения, ребёнок научится обращать внимание на те звуки, которые окружают его в жизни, различать их более тонко и называть, что очень важно в возрасте до шести лет. Бесплатные уроки от экспертов

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Определение

Слуховая память – это форма сенсорного восприятия информации для последующего хранения и использования. Синонимами слуховой являются эхоическая и аудитивная память. Информация, поступающая через органы слуха, с высокой точностью сохраняется в течение нескольких секунд.

Этот вид памяти устойчив к повреждениям, возникающим в результате поражения мозгового вещества. Обычно при тяжелых формах амнезии способность воспринимать и запоминать информацию на слух сохраняется. Невозможно одновременно улавливать большое количество звуковых стимулов, чтобы они были различимы.

Эхоическая память отражает способность воспринимать все разнообразие звуковых стимулов, которые воспроизводятся во внешней среде. Объем кратковременной и долговременной аудитивной памяти во многом зависит от индивидуальных особенностей человека и генетических факторов. Примеры слуховой памяти:

  • Повторить номер телефона, который только что услышал.
  • Воссоздать в сознании имя человека, с которым только что познакомился.
  • Отвечать на вопрос, который только что прозвучал.

Как для любого другого вида памяти для слуховой формы типично избирательное запоминание сведений, которые ассоциируются с яркими эмоциями, вызывают интерес, провоцируют появление чувств. Развитое слуховое восприятие обуславливает хорошую обучаемость при помощи устных объяснений и словесных инструкций. Обладатели хорошей слуховой памяти лучше и быстрее осваивают навыки орфоэпии (образцовое литературное произношение), правила интонирования речи, вырабатывают выразительность речевых конструкций.

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Розовая башня и другие материалы для различения размеров

Когда родители начинают изучать данные материалы, они обычно приходят в замешательство. Действительно, непросто заменить или сделать дома розовую башню или красные штанги. К сожалению, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачно.

Как сделать идеально. Розовая башня – это материал из 10 кубов розового цвета, сторона самого большого куба – 10 см, а самого маленького – 1 см. Кубики башни выкладывают на коврике в беспорядке. Ребёнку предлагают выстроить башню, начиная с самого большого куба и сравнивая кубы между собой.

Мы не рекомендуем использовать розовую башню дома – она не работает отдельно от других материалов. Но если вы всё же решили её сделать, то самый лучший вариант – покупка готового материала. Делайте материал из дерева, только если вы абсолютно уверены, что конечный результат будет гармоничным, экологичным, безопасным для ребёнка (гладким) и соответствующим заданным размерам.

Чем заменить. Вы можете сделать башню из бумаги, только если вы абсолютно уверены, что сможете сделать материал эстетически привлекательным. Вы можете купить башню в магазине, хотя, скорее всего, цвет, материал и размеры будут другие. Заменить красные штанги можно 10 полосками из картона, самая короткая из которых 10 см, а самая длинная – 1 метр. Работа может проходить как с красными штангами: штанги лежат в беспорядке на ковре, ребёнку предлагают выстроить штанги одну под другой, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Чем заменять не стоит. Не делайте материалы ни из дерева, ни из бумаги, если не уверены, что сможете сохранить правильные размеры и эстетическую привлекательность. На материалах не должно быть видно клея, изоленты. Не допускаются кривые края, размеры самоделок должны совпадать с оригиналами. Если уверенности нет – купите схожие материалы в магазинах.

Методика М. Монтессори в детском саду

Методика раннего развития М. Монтессори – это целостная образовательная система, в которой подробно прописаны все положения работы детского учреждения, требования к воспитателям и применяемым материалам, образовательная среда. Суть методики заключается в реализации идей свободного воспитания, развитии самостоятельных навыков ребенка при минимальной помощи взрослого, с упором на развитие сенсорики. Сама основательница назвала ее «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде». Система включает 3 части:

  • ребенок,
  • окружающая среда,
  • учитель.

Много лет наблюдая за детьми в детском саду, М. Монтессори пришла к выводу о некоторых особенностях психического развития. В отличие от взрослых, ребенок обладает впитывающим мышлением, вбирая в себя все, что видит вокруг. Отсюда так важна среда, в которой он воспитывается.

По мнению педагога, ребенок в своем развитии проживает сензитивные периоды, то есть в определенном возрасте он обладает особой чувствительностью к восприятию и проявлению способностей:

  • период восприятия порядка (0 – 3 лет),
  • период развития речи (0 -6 лет),
  • период сенсорного рaзвития (0 – 5,5 лет),
  • период восприятия маленьких предметов (1,5 – 2,5 лет),
  • период развития движений и действий (1-4 лет),
  • период развития социальных навыкoв (2,5 – 6 лет).

Соответственно этим периодам педагоги должны подготавливать предметное пространство, дидактические упражнения, игрушки.

Материалы для развития мелкой моторики

В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.

Секретный мешочек

Эта игра надолго увлечёт ребёнка.

  1. Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
  2. Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.

У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.

Рамки-вкладыши

Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.

  1. Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
  2. Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
  3. Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.

Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.

Шнуровки

Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.

  1. Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
  2. Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 — пусть человечек творит.
  3. Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.

Рамка с застёжками

Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.

  1. Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
  2. Найдите старую рубаху, или брюки — любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
  3. Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.

Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.

Скользящие мягкие шарики

Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.

Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.

  1. Возьмите пустую бутылку из-под шампуня — это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
  2. Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
  3. Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.

Волшебный мешочек

Это прекрасный материал для развития стереогностического чувства.

Как сделать идеально. В Монтессори-группах в этом материале используют работу с геометрическими телами. Их складывают в небольшой мешочек или закрывают платком и предлагают ребёнку на ощупь определить геометрическое тело.


Чем заменить. Дома используйте как геометрические тела, так и просто окружающие ребёнка предметы. Рассмотрите с ребёнком предметы и сложите в мешочек. Ребёнок должен на ощупь определить предмет и назвать его, а потом вытащить и проверить правильность своей догадки.

Чем заменять не стоит. Не используйте незнакомые или неприятные на ощупь предметы. Не используйте предметы, сходные на ощупь, старайтесь разнообразить размер и материал.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

Письмо и чтение

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Что такое неречевые звуки?

Неречевые звуки можно разделить на: звуки природы (журчание воды, шум ветра и дождя, шелест листьев, и др.); звуки, которые издают животные и птицы (жужжание мухи или жука, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, мычание коровы и так далее); звуки, которые издают предметы и материалы (жужжание пылесоса, шуршание пакета, стук молотка, шорох пересыпаемой крупы, звон бокалов и т.д.); транспортные шумы (сигналы автомобилей, гудение самолёта, стук колёс поезда, скрип тормозов и т.п.); звуки, которые издают разные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки); звуки детских музыкальных игрушек (дудочка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, гармошка).

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется

Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: