«Завтра опять туда идти?»
Даже если в целом детский сад нравится, нормально, что иногда ребенок устает. Ведь там он целый день находится в замкнутом пространстве с другими детьми и взрослыми, которые могут быть ему неприятны.
Иной раз раздражение копится не только к садику, но и к родителям, которые туда отводят. Эти эмоции требуют выхода.
Хотя, к счастью для родителей, бывает и по-другому. Иногда в садике дети отдыхают от них.
Материалы по теме:
- Как разговорить ребёнка-молчуна после садика
- Стоит ли доверять ребёнка старшему поколению: плюсы и минусы «бабушкиного воспитания»
- Как воспитателю вести себя со своим ребёнком в детском саду
В какой ситуации не стоит отдавать малыша в детский сад?
Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию
Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.
Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку
Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик
Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.
Поместить в новую обстановку часто болеющего ребенка, значит, усугубить негативную сторону его жизни. Душевное волнение, которое он испытает при расставании с родителями, ослабит его иммунитет и продлит время выздоровления малыша. Кроме того, в садике он может подхватить другие болячки, и затея с ранним посещением ДОУ выльется в бесконечные походы по больницам.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Внешность и ее восприятие
Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.
Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.
Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.
«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…
Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.
Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.
Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.
Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.
Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.
8 важных правил
Ребенок должен быть твердо уверен, что детский сад не разрушит незримую связь между ним и его родителями. Достаточно придерживаться 8 правил, и вы никогда не увидите на щеках своего малыша слезы в детском саду:
- Расскажите о распорядке дня, правилах, попробуйте вставать, ложиться, спать и кушать по режиму.
- Научите общаться, получать удовольствие от пребывания в саду — пусть ребенок сам становится инициатором игры и общения со сверстниками.
- Садик — не наказание, а способ провести время. Донесите это до ребенка и не позволяйте себе и родным позиционировать детский сад с отрицательной стороны.
- Разговаривайте. Своим общением дома восполняйте время, проведенное в разлуке. Ребенку нужно насытиться общением с мамой. По дороге домой или перед сном позвольте малышу выплеснуть эмоции и впечатления, он может выплакаться или просто посидеть, молча обнявшись.
- Не переставайте ходить в садик, если ребенок начал плакать — малыш быстро возьмет на вооружение, что истерика — это путь домой.
-
Каждый день общайтесь с воспитателем — это может быть пара фраз, но они помогут скорректировать поведение ребенка или упростить его пребывание в саду, если, например, он не переносит лук или не пьет молоко с пенкой.
- Делайте акцент на положительных событиях в садике. Не любит спать — после сна прогулка или фотосессия/театр, хочет побыть дома — впереди праздник или вы разрешите взять с собой новые игрушки.
- Подкупайте! Но не сладостями или игрушками, а обещаниями, которые обязательно нужно исполнить. Если малышу сложно приспособиться к садику, то он должен четко знать, к чему эти жертвы. День без слез — путешествие к бабушке в выходные. Не сидеть на стульчике и ждать маму, а активно играть — поездка в парк/зоопарк/кино с родителями. А мама всё узнает у воспитателя!
И самое главное — обнимайте, целуйте и любите своего ребенка, дайте ему почувствовать, что временные расставания не ослабляют, а укрепляют любовь!
Атор: Елена
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Успокойтесь сами, ищите компромисс
Зачастую истерика, особенно в общественных местах, застает нас врасплох. Становится настолько неловко, что хочется любым способом ее остановить.
Здесь важно не волноваться о том, что подумают другие – это самое главное. Если ребенок будет видеть, что на вас это не действует, значит, не будет он этого повторять
А если вы внутри себя вздрогнули, посмотрели по сторонам – ага, люди оборачиваются, то почему бы не выцыганить то, что хочу?
На самом деле, большинство окружающих отнесутся с пониманием к этой ситуации, они тоже были родителями и прошли через этот этап.
Будучи совершенно спокойными, попробуйте переключить внимание ребенка – словом, репликой, неожиданным звуком (но не очередной поощрительной конфетой)
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
Перестаньте потакать
Если вы видите, что истерика беспочвенная, важно не идти на поводу. Родителям нужно прежде всего понять для себя, что хорошо, а что плохо
И в соответствии с этим пониманием действовать. Потакать ребенку в том, что считаете плохим, абсолютно неверно. Где же ваша личная свобода? В саду ребенок без причины говорит: не хочу, не буду одеваться! Хорошо, не надо, сиди, мы идем без тебя. Один раз сходили без нее (девочка осталась сидеть на табуретке в коридоре под присмотром), на второй день она быстрее всех оделась и пошла на прогулку.
Конечно, в тот день она плакала. Но не надо бояться слез. Вы же не хотите быть в зависимости от истерик ребенка?
Был у нас мальчик, который не причесывался, не носил трусов, не сморкался (и это в 4 года!) и еще очень много всего НЕ делал. Как можно было довести до такой ситуации? Ни в коем случае не допускайте вседозволенности.
Если сказали «нет», всегда аргументируйте почему. Ребенок не хочет надевать шапку, но на улице холодно, легко замерзнуть, поэтому идти нельзя. Объясните, почему вы сегодня отменяете прогулку. В следующий раз ребенок несколько раз подумает прежде, чем закатывать истерику.
Источник фото: psihomed.com
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Утренник в садике и младших классах школы: о чем нужно помнить
Для родителей утренник — предвкушение радости и гордости за ребенка, для воспитателей — «отчетное мероприятие», для самого малыша — либо праздник, получение удовольствия и игра, либо напряжение, страх перед выступлением, страх не справиться с задачей (забыть слова и проч.). Чем больше у родителей и воспитателей желания «произвести впечатление», тем больше нагрузки и напряжения чувствует ребенок.
Когда мы боимся, часть мозга, отвечающая за безопасность, выключает другую часть мозга, в которой хранятся стихи, песни, формулы, правила правописания. Мы либо впадаем в ступор, либо начинаем суетиться, либо начинаем вести себя агрессивно. Это касается детей любого возраста и даже взрослых.
Если ребенку страшно — самый талантливый, артистичный, умный малыш может забыть слова, путать ноги, не попадать в ноты. Особенно это касается «хороших», ответственных, правильных детей (и детей, которым повезло расти в семьях родителей-перфекционистов).
Напряжение внешнее усиливает природную чувствительность. К звукам, ароматам, прикосновениям. Для чувствительного от природы ребенка волнение, предвкушение плюс внешняя нагрузка может стать чрезмерной. В шумных, душных, наполненных взрослыми (оценивающими и напряженными) помещениях ребенок:
может вдруг начать капризничать, плакать, закрывать ушки (важно отвести малыша в проветренное место, дать воды или подержать ручки под водой);
не давать к себе прикасаться, может отказаться снимать одежду, надевать карнавальный костюм (не торопиться, выбирать одежду не слишком обтягивающую, которая по минимуму надевается через голову. Идеально, если одежда оставляет открытой шею
Можно ребенку предложить — эту деталь мы надевать не будем, а эту наденем);
может просто растерянно стоять (важно присесть к уровню глаз ребенка, прикоснуться к закрытой части тела или обнять и медленно и тихо рассказать, что сейчас нужно делать);
ребенку перед и после утренника важно предложить пойти в туалет;
даже «опытный артист» во время утренника может подбежать к маме, проситься на руки (важно его взять на руки, обнять, потом проводить к сцене). Он бежит на «подзарядку», в самое безопасное место — важно, чтобы это «место» было принимающим, добрым и действительно безопасным;
может испугаться Деда Мороза (его голоса, незнакомого образа) — важно заранее показать картинки Дедушек, сказать, что он добрый, что любит всех детей, что иногда громко говорит, чтобы его все слышали.
Когда ребенок встречает критический взгляд взрослого — он ощущает небезопасность. Критично смотрят те родители, для которых выступление ребенка — подтверждение их статуса «хороший-плохой родитель»
Важно, чтобы на ребенке не лежала ответственность за нашу самооценку. У него — свои задачи в жизни, у нас — свои
Если нам хочется по любому поводу сказать ребенку «Не позорь меня!», это вопрос не к ребенку, а к нашей уязвимости.
Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: способы заучивания
- Дети с удовольствием выполняют то, что им интересно и весело. Чтобы процесс заучивания стихов не был сложным и приносил удовольствие как ребенку, так и его родителям, специалисты рекомендуют определить, каким именно способом малышу легче усваивать информацию: на слух, визуально или с помощью моторики.
- Понимание этого даст возможность выбрать наиболее подходящий для малыша способ заучивания стихов, если ребенок не запоминает стихи.
Канал восприятия информации напрямую влияет на способ обучения:
- Малышу-визуалу легче запомнить стихи, если он будет рассматривать иллюстрации или сам зарисовывать услышанное.
- Ребенок-аудиал хорошо запоминает, если ему зачитывать много раз одно и то же.
- Маленькому кинестетику в процессе обучения нужно выполнять какие-то движения, жесты. Когда он повторяет строчку за вами, то может наматывать в это время ниточку в клубочек или складывать шарики в тарелочку.
Предлагаем несколько способов разучивания стихов с детьми, которые плохо запоминают их.
Способ 1
- Выразительно прочитайте стишок сами два или три раза.
- Покажите малышу иллюстрации.
- Предложите чаду такую игру: вы начинаете строчку, а он ее заканчивает.
- После нескольких повторений пусть ребенок попробует рассказать стихотворение самостоятельно.
Не учится
Способ 2
- Прочитайте стихотворение малышу.
- Нарисуйте схематические картинки, которые иллюстрируют сюжет произведения. Необязательно, чтобы рисунки были реалистичными. Главное требование – они должны быть понятными.
- Попросите малыша рассказать стихи, глядя на картинки. При этом помогайте ему, подсказывайте.
- Повторяйте до тех пор, пока стихи не будут выучены полностью.
Способ 3
- Прочитайте ребенку стихотворение.
- Попросите его рассказать, о чем вы прочитали.
- Предложите малышу самому нарисовать картинки к сюжету.
- Пусть он рисует так, как хочет. Не навязывайте ему собственные образы, особенно если они не очень понятны ребенку.
- Помогайте рисовать, если кроха просит об этом.
- Пусть малыш расскажет стишок по своим картинкам. Помогайте ему, напоминая слова и строчки.
Способ 4
- Разбейте стихи на короткие части.
- После прочтения каждой части попросите ребенка пересказать ее, можно даже своими словами.
- Объясняйте все непонятные малышу слова. Приведите примеры, где еще могут они употребляться.
- Еще раз прочитайте по частям.
- Попросите ребенка повторять за вами.
Способ 5
- Прочитайте полностью стихотворение.
- Прочитайте одну строчку и попросите ребенка повторить ее.
- Несколько раз повторите строку. Можно с разными интонациями и разными голосами.
- Теперь прочитайте вторую строчку. Пусть ребенок повторит за вами.
- После небольшой паузы попросите его повторить обе строки.
- Повторите их несколько раз.
- Затем читайте третью строку и т.д.
Повторение
Пробуйте различные способы заучивания стихов со своим чадом. Подберите тот, который подходит для него. Можете комбинировать методы и придумывать свои. Главное, не забывайте поощрять своего малыша: хвалите, целуйте, обнимайте после каждой строчки, которую он сказал без ошибки. Это придаст ребенку уверенность в своих силах, и результаты с каждым днем будут все лучше и лучше.
Почему ребенок боится детей?
Причиной такой ситуации может быть что угодно. Подумайте, может, вашего малыша кто-то обидел? Это необязательно должно произойти в саду. Быть может, у крохи забрали игрушку на детской площадке или толкнули. Это могли быть не только ровесники, но и более старшие детки.
Также часто ребенок боится чужих детей. Это возникает по той причине, что малыш растет один. В возрасте 2-3 лет он чувствует себя центром вселенной. Все должно крутиться вокруг него. Малыш еще не понимает и не принимает посторонних детей как самостоятельных личностей. Ребенок думает, что все должны заботиться о нем.
Иногда ребенок боится других детей из-за различных патологий нервной системы. Однако в этом случае присоединяются дополнительные симптомы проблемы.
Что делать, если ребенок плачет в детском саду без мамы – адаптация или капризы
Исходя из своего опыта, мы начали знакомить ребенка с новым коллективом постепенно. Приводили дочку в первую неделю в период прогулки детей на площадке. Сидели рядом, играли вместе с ней и другими детьми. Потом начали заводить вместе с остальными детьми в группу, играли в игрушки. Следующий раз остались на обед. Немного помогали докармливали.
Вероятно, на этом этапе мы и совершили ошибку. Мы с мужем затянули процесс расставания и получили ответную реакцию в виде того, что ребенок в садике плачет, а раньше ходил туда с охотой.
Долгие проводы – лишние слезы
Как пояснила нам психолог детского сада:
Когда родители не могут оставить детей самих в садике, переживают и нервничают, это состояние передается и ребенку. Потом, как правило родители принимают импульсивное решение бросить малыша на попечение воспитателей. И тут начинаются проблемы. Родители привели дитя, оставались с ним, играли и кормили с ложечки, а потом просто исчезли.
- Чтобы ребенок не плакал в садике весь день, малыш должен четко ассоциировать группу в садике с тем, что родителей нет рядом. Воспринимать воспитателя и нянечку с дружелюбно, а не как причину расставания с мамочкой.
- Разговаривайте с ребенком до прихода в учреждение. Рассказывайте маленькому, что будет, когда он останется в садике. Расскажите где будут они гулять с другими детками, когда будут кушать, куда ходить в туалет, где мыть ручки. И самое главное расскажите, что вы обязательно за ребенком вернетесь.
- В идеале создать новый ритуал, это будет успокаивать ребенка и придавать ему уверенности. Например, каждый день после того, как мы забираем дочку из садика мы вместе покупаем в магазине маленькую булочку или конфету. Сладкое любят почти все дети, поэтому вариант беспроигрышный. А утром, когда муж ведет ее в садик мы прощаемся перед дверью и посылаем друг другу воздушные поцелуи. Эти ритуалы мы в семье четко соблюдаем.
- Вечером так же нужно перед сном поговорить с ребенком. Пусть маленькие детки возможно не до конца поймут весь смысл сказанного, но когда в вашей речи будет фигурировать слова «детский садик», «группа», «детки в группе или в садике», имя воспитателя, то смысл дойдет до ребенка на интуитивном уровне.
- Не делайте больших перерывов. Например, когда родители сильно переживают, и решают оставить без причины ребенка дома это негативно сказывается на адаптации. Как бы ни было тяжело эмоционально водите ребенка в садик каждый день. Конечно за исключением тех дней, когда ребенок болен.
- Старайтесь демонстрировать перед ребенком дружелюбное и хорошее отношение к садику к другим деткам и к воспитателям. Не обсуждайте при ребенке, что вам нравиться, а что нет. Не ругайте в разговоре сотрудников садика.
Несколько советов родителям
В случае, когда агрессивное поведение в детском коллективе мешает вашему ребенку развиваться и он беззащитен, то выработайте постепенную реакцию.
Если сына или дочку ударили, то пусть ребенок скажет, что ему больно и спросит у обидчика: зачем и с какой целью он это сделал
Важно констатировать факт вслух и описать свои ощущения.
Следующий шаг: ребенок должен сказать, что если насилие еще раз повторится, то он не будет дружить и общаться с обижавшим, а также расскажет обо всем взрослым. Угроза наказания часто многих драчунов останавливает.
Последний этап: если первые два шага не сработали, то следует реализовать угрозу, рассказав о конфликте взрослым или перестав общаться с обидчиком, в редких случаях можно и физически дать сдачу.