В старину в России, опасаясь неровного дна у берега, говорили: «Как бы не попасть…» На что?
Ответы в Поле чудес 24.06.2022. Вот задание на третий тур. В старину в России, опасаясь неровного дна у берега, говорили: «Как бы не попасть…» На что? (Слово из 7 букв)
ОБМЫСОК, диал. – Неровное дно у берега. – Коч ткнулся в обмысок песчаного берега, заскрипел носом о гальку, облизанную до блеска водой (3. 448).
Неровности дна и водная растительность вызывают перераспределение скоростей в потоке. В местах сжатия потока, например между устоями моста, скорость течения увеличивается, особенно в придонной части
Умение распознать направление и линию стержня очень важно для судоводителя. Внутренние течения в потоке
В живом сечении под действием центробежной силы внутреннее течение направлено по поверхности воды к вогнутому глубокому берегу. У вогнутого берега течение направлено вниз и в придонном слое – от вогнутого берега к выпуклому. Поэтому лед в половодье и течение постоянно размывают вогнутые берега. Течение увлекает наносы к выпуклым берегам, где они и оседают.
Ответ: Обмысок (7 букв).
Что можно сделать? Как помочь?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет распознавать психику каждого ребенка, его желания, психологические потребности, стремления и страхи. Современному родителю, педагогу и психологу уже не обойтись без этих знаний. Кто склонен к насилию и почему? Почему ребенок ворует? Почему становится жертвой и как это предотвратить? Как нейтрализовать школьного шута? Как распознать потенциального убийцу или самоубийцу? (К сожалению, даже такие темы актуальны в современной школе!) Ответы на эти и многие другие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Конечно, подкованные взрослые сумеют в доступной форме передать эти знания своим детям, чтобы они тоже лучше понимали себя и других, знали, чего можно ожидать от того или иного ребенка или взрослого, и как с ними правильно взаимодействовать.
Еще одна важнейшая совместная задача по предупреждению насилия в школах – создание школьного коллектива. Помните девиз школы молодых чертей из старого советского мультика? «Люби себя, наплюй на всех, и в жизни ждет тебя успех!» Наслушавшись западной пропаганды, мы стали учить этому наших детей, не понимая, что это в корне ошибочно и противоречит нашему уретрально-мышечному менталитету. Для нас больше подходит девиз мушкетеров: «Один за всех и все за одного!»
Опыт построения школьного коллектива можно перенять у первопроходца советской педагогики А. С. Макаренко, которому удалось в короткие сроки из беспризорников, озлобленных и психически травмированных, воспитать полноценных членов общества, ответственных, интеллектуально и психически развитых.
В основе создания коллектива лежала идея самоуправления, то есть коллективной ответственности, но обязательно под идейным руководством и управлением взрослых. Старший помогает и направляет младшего, а стимулирует и направляет этот процесс учитель или воспитатель. Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогают правильно сформировать коллектив. Например, выделив ребенка с уретральным вектором и мягко направляя, возложить на него ответственность за благополучие всех, не допуская при этом появления одновременно двух уретральных детей в одном классе.
Важно приучать детей к взаимопомощи и взаимоответственности, учить их делиться и помогать друг другу. С помощью родителей разрабатывать не программы увеселительных мероприятий для детей, как сейчас модно, а программы шефской помощи для тех, кто в ней нуждается, например, для детей с ограниченными возможностями
Или для детей, имеющих одного родителя, который не всегда имеет возможность даже вовремя забрать ребенка из школы.
В развлечениях самих по себе нет ничего плохого. Но концерт или конкурс, подготовленный самими ребятами для учителей или младшеклассников, сплачивает их, развивает их таланты, учит взаимодействовать, а готовое развлекательное мероприятие с аниматорами и дискотекой становится лишь выставкой тщеславия.
Профилактика насилия в школе начнется с того момента, когда мы начнем в первую очередь думать не об оценках, а об отношениях детей. Благоприятный психологический и моральный климат, взаимная поддержка, позитивный настрой помогают выбрать правильные ориентиры в жизни, а также лучше всего способствуют хорошей учебе.
Если вы учитель или родитель, не упустите шанс, приходите на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, и вы получите знания, которые станут реальным инструментом по предотвращению насилия в школе, в семье, на работе. Регистрируйтесь здесь.
Дедовщина: иерархические ступени. Как это было
В каждом отдельно взятом виде Вооруженных Сил существовала система иерархических ступеней. Хоть названия для каждой ступеньки и были разными, но все же принцип функционирования самой системы оставался неизменным.
Самым низшим и бесправным был военнослужащий, который еще не принял присягу. Молодому солдату сразу давали понять, кого он должен слушаться, а если он не понимал, то нередко применялось физическое насилие. Для того чтобы военнослужащий не пошел жаловаться командованию, ему внушалось, что «стучать не хорошо». Для обозначения такого солдата использовались термины: запах, дух бесплотный, дрищ, бычье, бык, карантин.
Сразу после того как военнослужащий принимал присягу, он автоматически вставал на следующую ступень: становился духом, салабоном, салагой, зеленью, гусем, бобром, васьком, отцом, воробьем, малышом, ежом, чекистом, чекой, щеглом. Также часто использовалась шуточная аббревиатура ЧИЖ: человек, исполняющий любые желания. Дух был также бесправен, как и запах. Но, как говорится, радость у него была только одна: когда-то стать дедом. Самые жестокие традиции дедовщины были связаны именно с духами, на которых старослужащие отрывались по полной программе: это и подъемы посреди ночи, и изымание денег, и физические нагрузки, и шутки с применением насилия (лось у водопоя, лось музыкальный, саечка).
Солдат, который прослужил полгода, назывался шнурком, слоном, вороном, молодым, моржом, мамонтом. Такое негативное явление, как дедовщина, иерархические ступени слона и духа делало бесправными в одинаковой степени. Правда, солдат успевший привыкнуть к казарменному быту давал меньше поводов для того, чтобы дедушка разозлился.
Через год солдат уже становился черпаком, годком, борзым, черепом, карасем, фазаном, помазком, котлом. Те, кто отслужили полтора года, доверял черпакам контроль за младшими призывами. При этом больше рукоприкладства исходило именно от черпаков. Черпак подвергался редко физическому насилию, больше психологическому давлению со стороны дедушек. Также стоит отметить, что черепом можно было стать только после подписания приказа про увольнение в запас старослужащих.
Деды — военнослужащие, отслужившие более полутора лет. Дед редко опускался до того чтобы самолично применять силу к солдатам младшего призыва. Практически все указания и распоряжения, «воспитательная работа» осуществлялись через черпаков, редко через слонов.
Дед становился дембелем после подписания приказа про увольнение в запас. Дембель практически не принимал участие в жизни подразделения. Увольнялись партиями после подписания приказа, по решению командира части. Как правило, наименее проблемные уходили в первых партиях. Подобное распределение порождало коррупцию. Ведь разрыв между партиями, уволенных в запас мог составлять несколько недель, вот некоторые солдаты и несли деньги своим командирам для протекции, чтобы на гражданку уйти пораньше.
* На флоте понятие дедовщины заменено на годковщину, так как военнослужащий прослуживший 2,5 года, назывался годком (аналог деда в армии).
В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?
Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:
- на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
- на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
- в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
- во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
- дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
- после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
- школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.
Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.
История возникновения дедовщины в армии
Дедовщина появилась еще во времена Царской армии, когда срок обязательной службы исчислялся не годами, а десятилетиями. Солдаты должны были отдавать долг Родине на протяжении 25 лет. Естественно, не могло быть речи о равноправии между теми, кто только призывался и «стариками», отслужившими не один год.
Во время Великой Отечественной армия представляла собой единое целое. Независимо от возраста и срока службы, солдаты одинаково выполняли единые задачи, защищая Родину. Общая беда объединила военнослужащих, не оставляя времени и сил на дедовщину и другие разногласия.
В советской армии ситуация в корне изменилась. Всплеск неуставных отношений в армии пришелся на конец шестидесятых. В 1967 был уменьшен на один год срок службы во всех войсках. Старослужащие часто вымещали злость, издеваясь над новобранцами, которым предстояло отслужить на 12 месяцев меньше. В то же время, по решению правительства, в армию стали призывать бывших уголовников, которые внесли свою лепту в виде тюремных обычаев и порядков.
Лихие девяностые, оставившие след в истории, не обошли стороной и армию. Низкие заработные платы стали одной из причин существенного оттока кадровых военных, что привело к беспорядкам и процветанию дедовщины.
Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?
После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.
2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.
3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.
Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).
По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.
Плохиш
А если поведение новичка характеризуется отрицательно, другими словами, оно провокационное и опасное, затронет ли мальчика дедовщина в школе? Если отрицательное поведение не заходит слишком далеко к алкоголю, наркотикам, а ограничивается повышенной активностью, в крайнем случае, мелким хулиганством, то такое поведение будет одобрено со стороны одноклассников, правда не всех. Почему родители, наказывая своего ребенка за какую-то провинность, приводят в пример страшного Василиска, нет, не мифологическое чудовище, а мальчика Васю? Чем так знаменит Васечкин, Вася-хулиган? Он не был бандитом, или сложным подростком, он отличный пацан, может, немного ершист, но это скорее от того, что нечем заняться. У него нет врожденной злобы к окружающему миру. Дает всем клички – толстяку – Тузик-Пузик, Галкину – Смекалкин-Галкин, ну и что?
Родители?
Среди родителей распространено заблуждение, что ребенка необходимо научить давать сдачи. В массовом порядке родители отдают своих детей в секции карате, где их учат махать руками и ногами. Но парадокс в том, что от школьного насилия умение драться, как правило, не спасает. Так, если обидчиков несколько или они старше, то «замочить» могут любого каратиста.
Да и обижать дети могут не в открытую, а анонимно, например, спрятать вещи какого-то одного ребенка и всем классом с удовольствием наблюдать, как тот мечется в поисках пропавших тетрадок или физкультурной формы в страхе получить нагоняй от учителя. Да и не из каждого ребенка можно вырастить хорошего каратиста. Вот цитата мамы с одного родительского форума на тему насилие в школах:
«Я сама работала пять лет тренером по каратэ, мой муж имел черный пояс по каратэ, и когда я была беременна, то думала, что у ребенка это будет уже в крови. Сейчас сыну 12 лет и его все обижают в школе, сердце кровью обливается. Столько раз ему и говорила, и показывала, как себя защитить, но все зря. Он боится, если он ударит, то они соберутся толпой и побьют».
С точки зрения системно-векторной психологии, все понятно! Ведь если у мальчика кожно-зрительная связка векторов (о чем мама, к сожалению, не знает), то он никогда не станет на «путь воина», его предназначение совершенно иное – это развитие культуры. Такого мальчика бесполезно учить драться, он все равно будет бояться постоять за себя. В нем жизненно необходимо развивать чувства, для этого нужно вести его не в секцию борьбы, а в музыкальную школу и в театральную студию. Там, раскрывая свои таланты, он постепенно выведет свой страх наружу и перестанет бояться. А это значит, он перестанет быть жертвой насилия в школе.
Козлом отпущения в классе может стать практически любой ребенок, это может быть, например, новенький. Мальчики и девочки со зрительным вектором тоже могут стать предметом высмеивания, насилия в школе, что особо травматично для их чувствительной психики. Предметом насмешек может стать и звуковой ребенок. Он умный, тихий, задумчивый, не любит шума и грубых шуток и часто сторонится общения на перемене.
Понятие «дедовщины»
Чтобы ответить на вопрос, есть ли дедовщина в армии, необходимо разобраться, что означает это понятие. На время службы, молодые люди вынуждены поменять образ жизни и круг общения.
«Старослужащие», которые прожили в мужском коллективе несколько месяцев, и уже адаптировались к суровым армейским будням, вполне обоснованно считающие себя более опытными, объясняют новобранцам существующие правила. «Деды» обучают «молодых» строевому шагу, соблюдению субординации, общению с сослуживцами и другим особенностям службы.
Дедовщина, своего рода, социальное явление, подразумевающее именно передачу опыта. Однако не стоит путать это понятие с взаимоотношениями, которые в армии называют неуставными.
Ситуации, связанные с моральным унижением, вымогательством, физическим насилием, являются грубым нарушением требований, прописанных в воинском уставе. Эти действия трактуются в Уголовном кодексе, как преступления против личности и караются действующим законодательством. Именно с «неуставщиной» активно борются офицеры в воинских частях и вышестоящие органы.
Дискриминация по возрасту
Дедовщина в школе – это что-то вроде дискриминации, но не по половому, расовому или возрастному признаку, а по принципу кто на новенького
Новичком быть в школе, собственно, как и в любом другом месте, нелегко и здесь важно помочь ребенку советом, как правильно себя вести, чтобы понравиться и учителю, и ребятам. Некоторые родители советуют не выделяться, быть тише воды и ниже травы
Такой подход хорош для учителя, но, чтобы сдружиться с коллективом, лучше попробовать другую тактику. Тихоня, их не любит никто за то, что любят все учителя. Возможно, многие просто завидуют его сдержанности, правильности и умению ладить с взрослыми. Но все-таки детство – это время игр, развлечений, беготни, всегда успеем повзрослеть и стать буками и величайшими занудами.
Как раньше в народе называли глубокий участок реки?
Слово справа по вертикали (6 букв). Как раньше в народе называли глубокий участок реки?
Ответ: Углыба (6 букв).
Победительнице не удалось отгадать главное слово по горизонтали, но в качестве утешения ей подарили сюрприз.
Русь не зря называли страной городов. Из многих сотен городов, возникших по берегам рек Русской равнины, можно назвать хотя бы такие широко известные исторические центры, как Киев, Москва, Ярославль, Новгород и Нижний Новгород. Говоря о раннем периоде развития речного судоходства, необходимо учитывать, что бассейны крупных рек по существу не были изолированными, поскольку малые размеры судов позволяли перетаскивать их через водоразделы по волокам. Да и сами реки, в том числе относительно небольшие притоки, протекавшие среди дремучих лесных массивов, имели более благоприятный водный режим, нарушенный позднее бессистемной вырубкой лесов по берегам рек, что привело к их обмелению.
Учителя?
От учителя во многом зависит психологическая атмосфера в классе и отношение к определенному ученику. Но основной критерий оценки школы сейчас это успеваемость. Родителям нужны хорошие оценки, детям нужны хорошие оценки, учителям для отчета тоже нужны хорошие оценки.
Поэтому учителя заняты подготовкой детей к очередным тестам. Если ученик хорошо учится, к нему нет претензий.
Учитель задерган, завален бумажками, замучен бытовыми и личными проблемами. Он не обращает внимания на вопрос воспитания, ему не до этого. А иногда и сам не прочь «оторваться» на детях. Правда, дети платят ему тем же. Получается замкнутый круг школьного насилия.
По факту, у ребенка в школе есть только три роли: агрессор, жертва или пассивный наблюдатель насилия. Правда, пассивный наблюдатель не такой уж пассивный, он тоже находится в постоянном напряжении, потому что он видит все эти проявления физического насилия и тоже боится, так как не хочет стать жертвой. Предлагая научиться ребенку драться, мы по сути ничего не меняем в общем раскладе, круг насилия остается все тот же, взаимоотношения в школе так и остаются на уровне бандитских разборок.
Любого ребенка, прежде всего, надо учить не приемам рукопашного боя, а умению понимать людей, находить с ними общий язык, знать себя, свои особенности и сильные стороны
Но самое важное, необходимо понимать, что психика ребенка развивается, только если от родителей он получает чувство защищенности и безопасности, а также благодаря развитию его уникальных врожденных векторальных психических свойств. Если из кожно-зрительного мальчика пытаться делать «настоящего мужика», он просто не разовьется и, естественно, не впишется в жизнь
А если он будет лучше всех играть на гитаре или станет звездой школьного театра, то вместо ненависти ребята будут испытывать к нему симпатию и восхищение.
Чувство защищенности и безопасности и развитие согласно природным свойствам ребенка – это лучшая профилактика любых психологических проблем. Это то, что дает ребенку комфортное внутреннее состояние, в котором он, с одной стороны, не способен испытывать жгучую неприязнь, приводящую к насилию в школе, а с другой, не является слабым звеном, провоцирующим агрессию.
Таланты-изгои
Еще один вариант, чтобы дедовщина в школе прошла стороной – быть гением, мыслителем, увы, либо это дано, либо нет. Гениев уважают, правда, только с одной стороны, или точнее сказать в одном случае, когда надо списать или удачно решить контрольную работу. Гениальность зачастую идет рука об руку со сверхчувствительностью. Такие дети очень восприимчивы к мнению окружающих и тем самым сильно подвержены последнему. Иногда гении бывают себялюбивыми и заносчивыми, что делает их несколько схожими с задирами. Но такое явление редкость. Гений – это отшельник, остров, к которому иногда подплывают.
Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?
- Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
- Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.
Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.
- Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
- Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.
Как себя вести?
Приведенный пример вовсе не означает, что нужно расхваливать направо и налево такое поведение и советовать поступать также. Просто родители должны дать понять своему ребенку, что не нужно впадать в крайности и не пугать ребенка словами: знаешь, что такое дедовщина в школе, лучше не высовываться. Так что же тогда получается: тихоня – крайность, хулиган – крайность, где же тогда золотая середина? Конечно, можно поэкспериментировать. Если не хочешь, чтобы тебя обижали и задевали, можно прикинуться психически ненормальным, ведь все, что выходит за рамки нормы пугает и соответственно отталкивает, тогда бояться нечего. Заработать себе репутацию психа можно с первых дней и на всю жизнь, причем от нее практически невозможно будет избавиться.
Нужно просто быть собой, если мальчик скромный и тихий, то стать этаким крутым, он никогда не сможет, со стороны все попытки будут выглядеть смешно и нелепо. Нужно просто не зажиматься в себе, если предлагают дружить, то не стоит отказываться, если дергают за косички, даже если у тебя их и нет, то не стоит огрызаться, а можно отшутиться. Не нужно казаться выше и лучше всех и тогда дедовщина в школе не будет сниться по ночам. Человек, пусть даже еще маленький, должен быть равным, как среди «королей», так и среди «поданных». В любом случае постоянно притворяться не получится, ведь это огромное напряжение, которое рано или поздно приведет к эмоциональному и психологическому срыву.
Как в старину называли реку Фонтанку?
Ответы в Поле чудес 24.06.2022. Вот задание на второй тур. Как в старину называли реку Фонтанку? (Слово из 8 букв)
В переписной книге Водской пятины 1500 года фигурирует выразительный топоним река Голодуша. Затем именовалось Фонтанной рекой (речкой), с 1737 года получила современное название – Фонтанка. Голодушей была вся Ингрия. Вот как описана наша земля в Калевале: “Я и в Ингрию не выйду На печальное прибрежье, Там и голод, там и холод, Нет воды и нет пшеницы, Даже нет ржаного хлеба…” Торфяная вода рек не пригодна для питья. До Невы не всем близко. Родников мало. А климат не подходит для земледелия. Вот вам и Голодуша.
Ответ: Голодуша (8 букв).