Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Воспитание ребенка в саду: преимущества и недостатки детсадовского воспитания

Многие родители задаются вопросом о том, стоит ли ребенку посещать детский сад, когда в условиях современной жизни родители могут позволить себе воспитывать малыша дома. Для того чтобы понять, нужен ли ребенку детский сад, необходимо оценить преимущества домашнего воспитания и воспитания ребенка в саду.

К преимуществам домашнего воспитания относятся:

  • Полный контроль над активностью, здоровьем и развитием ребенка;
  • Индивидуальный подход к образованию ребенка в зависимости от его предпочтений;
  • Домашнее воспитание прививает ребенку навыки решения мелких бытовых вопросов (уборка комнаты, уход за домашними питомцами, помощь в приготовлении обеда и прочих), что развивает в ребенке чувство ответственности и осознания своей значимости в жизни взрослых;
  • Отсутствие внешних факторов стресса – расставание с родителями, строгость воспитателей, ссоры с детьми. Домашнее воспитание происходит в комфортной для ребенка среде;
  • Отсутствие риска «дурного» влияния других детей – воспитание ребенка в детском саду не может исключить общения с детьми из неблагополучных семей.

Однако домашнее воспитание ребенка также имеет свои недостатки:

  • Изоляция ребенка – семья для ребенка не является его естественной средой для развития и апробации приобретенных знаний и навыков коммуникации. Кратковременные прогулки, посещение студий также не могут заменить ребенку полноценного общения со сверстниками, которое малыш получает в детском саду. В результате такого воспитания ребенок становится замкнутым, боязливым, нерешительным;
  • Благосклонность родителей в большинстве случаев мешает ребенку в развитии (дефекты речи, поведения, обращения с вещами), результатом чего может стать «трудный», избалованный ребенок, перевоспитание которого не представляется возможным без участия психологов.

К преимуществам воспитания ребенка в саду относятся:

  • Комплексный подход к развитию детей – многие родители придерживаются щадящего режима воспитания и обучения ребенка дома, полагая, что детство – это время для отдыха и игр, что является в корне ошибочной тактикой. Родители развивают малышей умственно, не уделяя должного внимания эстетической либо физической составляющей воспитательного и образовательного процесса;
  • Воспитание ребенка в саду в первую очередь призвано подготовить малыша к школе, привить ему основные навыки коммуникации, научить его на примере игр находить правильное решение в различных жизненных, повседневных ситуациях, неизбежных в дальнейшей жизни;
  • Профессиональный подход – воспитание ребенка в саду реализуется с привлечением профессиональных педагогов, воспитателей, психологов, художественных руководителей, врачей, которые помогают ребенку гармонично развиваться, раскрывая в нем новые таланты и умения, что крайне сложно реализовать в домашних условиях;
  • Объективное мнение педагогов – не каждый родитель сможет дать объективную оценку умственного и физического развития своего ребенка. В процессе воспитания ребенка в саду педагоги могут объективно оценить уровень развития ребенка, а также восполнить «пробелы» его образования и воспитания;
  • Социализация – одно из важнейших преимуществ воспитания ребенка в детском саду. Помимо воспитателей и педагогов, детский коллектив является еще одним воспитательным механизмом для малыша, той естественной средой, в которой он может опробовать и усовершенствовать полученные навыки в игровом процессе.

Воспитание ребенка в саду является вспомогательным механизмом для родителей, который призван выполнять две основные функции: решение проблемы занятости родителей, а также коррекцию ошибок родительского воспитания для лучшей адаптации малыша в обществе и для подготовки его к следующему жизненному этапу – школьному образованию.

Статья ( группа) на тему: Детский сад или домашнее воспитание? | Образовательная социальная сеть

Детский сад или домашнее воспитание?

Воспитатель ГБДОУ №120

Белая Л.Е.

В чем привлекательность домашнего воспитания и обучения и в чем преимущество детского сада?

Есть масса аргументов и доводов о пользе домашнего воспитания и обучения. Останавливаться на всех не будем. Отметим очевидное преимущество. Ребенок, окруженный дружественно настроенными близкими людьми, получает больше возможностей развиваться согласно законам природы естественно и гармонично.

Сама идея детского сада – не искусственно придуманная человеком модель. Эта модель подсмотрена в природе. Многие животные, например, пингвины также устраивают детские сады. Пингвины-воспитатели оберегают подопечных, помогают им, защищают их в случае необходимости,

И в чем недостатки домашнего воспитания и обучения?

Ребенок оказывается в ситуациях искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития.

Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми. Это факторы способны создать в будущем массу поведенческих проблем.

Домашние дети испытывают трудности в организации социальных контактов, но они также испытывают и потребность в них. Если в ситуации вне дома ребенок потерпит неудачу в контактах со сверстниками, это разовое огорчение будет переживаться им болезненно.

Полученный отрицательный опыт затрудняет будущие попытки социальной адаптации.

Школьная жизнь домашнего ребенка может носить механистический характер. Он может усвоить общие стереотипы правильного поведения и, научаясь не мешать другим, существовать рядом со всеми.

Формально правильно отвечать на вопросы учителя, знать имена учителей, одноклассников, но не обращаться к ним, не принимать участия в реальной жизни класса.

Словом, без дополнительных педагогических усилий он не осваивает более сложные, более гибкие формы отношений с другими людьми, которые мог бы освоить в стенах детского сада.

Социальная наивность домашнего ребенка делает его удобным объектом для таких «развлечений». Только страстная тяга учиться, быть вместе с другими позволяет ему в это время продолжать ходить в школу.

Ребенку жизненно необходимы социальные контакты с другими людьми, со сверстниками. И домашняя теплая атмосфера не заменит эту потребность. Можно найти компромиссы для тех, кто яростно отстаивает домашнее воспитание и образование.

Можно организовать посещение детского сада на короткое время (время прогулок или игр).

В чем сложность организации домашнего воспитания и обучения?

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто — нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям.

Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек.

Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей

Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки

Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Чем детские центры отличаются от детских садов

Детский сад – это государственное или частное детское учреждение, работа которого основана на государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Дети в садике находятся весь день (график работы совпадает с рабочим графиком родителей), они получают там 4-х разовое питание, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, а также, различные развивающие занятия. Родители оплачивают пребывание ребенка в детском саду, в государственных учреждениях – частично (остальное оплачивают профсоюзы), в частных – полную сумму.

Достоинства и преимущества детских садов в следующем:

  • родители свободны для работы и других дел;
  • строгий режим дня у ребенка;
  • приучение к дисциплине;
  • социализация в среде сверстников;
  • обучение самостоятельности;
  • подготовка к школе.

Есть и недостатки: отсуствие мест, непрофессионализм персонала, стресс для малыша из-за длительной разлуки с родителями

И самое главное – все малыши получают одинаковое внимание и развивающие занятия, независимо от уровня развития каждого, его потребностей и возможностей

У детского развивающего центра совершенно другие подходы. Во-первых, малыша туда приводят на определенное количество часов несколько раз в неделю. Дети там не едят и не спят, все время уделено развивающим занятиям, причем, уровень и объем их существенно выше государственного стандарта по всем направлениям.

Плюсы посещения развивающего центра в следующем:

  • передовые программы обучения;
  • небольшие группы на занятиях;
  • игровая система обучения;
  • постоянная смена деятельности;
  • развивающие занятия самых разных направленностей;
  • развитие индивидуальных талантов ребенка.

В центрах развития ребенка есть не только классы для уроков, но и целый ряд дополнительных возможностей. Чаще всего это:

  • игровые комплексы;
  • физкультурный зал, возможно, бассейн;
  • танцевальный зал;
  • театральная студия;
  • студия изобразительных искусств;
  • компьютерный класс и т.д.

Дети получают полноценное комплексное развитие – интеллектуальное, психическое, физическое, художественно-эстетическое. Для них доступны такие занятия:

  • родной язык;
  • иностранный язык (на выбор);
  • ментальная арифметика;
  • один из видов спорта – плавание, карате, фитнес или другой;
  • вокал;
  • рисование;
  • танцы и др.

Большим преимуществом развивающих занятий в центрах является социализация ребенка, и не только в среде сверстников, но и среди взрослых, которые проводят различные занятия, приходят в гости.

В итоге, следует согласиться, что центры раннего развития действительно могут помочь родителям в гармоничном развитии их ребенка. Но их ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативу детскому саду, а как удачное дополнение.

Задачи, которые выполняет дошкольное учреждение:

     Любой детский садик призван выполнять множество функций, которые направлены на гармоничное развитие малыша. Вот главные из них:
     
     — Защита здоровья и жизни ребенка;
     — Формирование и комплексное развитие основных познавательных, речевых, социальных, личностных, художественных, эстетических и физических навыков и умений дошкольника;
     — Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям каждого человека, любви к Родине и всем членам семьи, к природе и окружающему миру;
     — Работа над устранением погрешностей и нарушений в психофизическом развитии;
     — Просветительская работа с родителями. Консультации и помощь квалифицированных специалистов для родителей в вопросах воспитания и развития малышей.

Воспитание и дошкольное образование детей

Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.

Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.

Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.

Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:

  • Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
  • Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
  • Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
  • Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.

Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.

Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.

Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.

Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.

Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.

Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:

Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

Подготовка к школе — главная задачи дошкольного возраста

Взгляды на воспитание ребенка

Педагогика выделяет четыре стиля воспитания: диктат, невмешательство, гиперопека и сотрудничество. По словам специалистов, при домашнем воспитании наиболее оптимальным является последний вариант. Однако это не означает, что только такой стиль воспитания является «правильным». Исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, вы можете выбрать любой из стилей (или применять некий симбиоз стилей) и добиться больших успехов и как мама, и как воспитатель.

Отметим, что немногие мамы, которые выбрали домашнее воспитание, читают книги по теории и методике преподавания. Чаще всего у них просто нет на это времени и сил. Кроме того, муж, бабушки и дедушки ребенка очень часто высказывают свои мысли по поводу стиля воспитания малыша и его дневной программы. Мамам-воспитателям достаточно сложно устоять перед таким натиском, сохранить свою позицию и придерживаться какого-то определенного стиля воспитания. В результате, домашнее воспитание зачастую превращается в хаотичный набор каких-то правил, которые не имеют ничего общего с педагогикой.

Без сомнений, у домашнего и «детсадовского» воспитания имеются как преимущества, так и недостатки. И то, что подходит для одного ребенка, категорически не подходит другому. Поэтому, выбирая один из вариантов, обязательно проанализируйте, что будет лучше именно для вашего ребенка. Ну а поскольку теперь вы знаете, с какими трудностями вы можете столкнуться в процессе домашнего воспитания, вы наверняка сможете принять верное решение, создать оптимальную систему домашнего дошкольного образования и избежать педагогических промахов.

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы. Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому? Комфортная обстановка или естественная среда.

На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка.

Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду.

Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт. Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз.

Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом! Нет стресса.

Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду.

100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника.

Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка. Воспитание под наблюдением.

Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог.

Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи. Нет уравниловки.

В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе.

Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы.

Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты».

Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом. Недостаточная социализация.

Учится: находить способы общения с группой, играть по правилам, конкурировать, договариваться, учитывать мнение других, подбирать друзей по интересам, примерять социальные роли, отстаивать свое мнение. Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника.

Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами. Неквалифицированная подготовка к школе.

Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики. Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей

Готовность к школе: важные аспекты

От чего же тогда зависит успешность ребенка в школе? И почему опыт одних мам говорит о позитивном влиянии домашнего воспитания перед школой, а другие родители вместе с педагогами нередко отмечают у несадовских детей частые пропуски по болезни, повышенную утомляемость и даже нервные срывы, коммуникативные трудности и сложности в самоорганизации и принятии школьных правил?

В действительности на благополучное обучение ребенка в школе оказывает влияние не место, где он провел первые семь лет своей жизни, а степень сформированности различных сторон его личности. Условно можно выделить 4 критерия готовности малыша к школьному обучению:

1. Интеллектуальный и психологический

Это и система знаний, которой обладает ребенок, и способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитая память, мелкая моторика и речь.

Индивидуальное обучение

Индивидуальный подход к обучению и индивидуальное обучение – совершенно разные понятия. Первое предполагает «дозирование» обучение, «подтягивание» знаний в определенной области. Второе, означает, что ребенок получает индивидуальное образование.

Одним родителям важно развивать умственные способности ребенка. Другие предпочитают развивать творческие способности. Желательно, чтобы родители иногда обращались к помощи квалифицированного, педагога, логопеда, психолога для определения слабых сторон развития ребенка, чтобы индивидуально развивать те или иные способности

Специалист может оценить задатки, заложенные природой, спрогнозировать его развитие на ближайшее время, порекомендовать насколько интенсивной должна быть развивающая  программа

Желательно, чтобы родители иногда обращались к помощи квалифицированного, педагога, логопеда, психолога для определения слабых сторон развития ребенка, чтобы индивидуально развивать те или иные способности. Специалист может оценить задатки, заложенные природой, спрогнозировать его развитие на ближайшее время, порекомендовать насколько интенсивной должна быть развивающая  программа.

Индивидуальное обучение полезно при дальнейшем развитии таланта, одаренности – музыка, живопись, спорт или танцы. В этом случае работа один на один с ребенком, сможет эффективнее развить его способности, в отличие от групп, где малыш будет отвлекаться на других детей, будет концентрироваться на обучении.

Еще одно преимущество индивидуального обучения – работа с детьми, которым необходим особый подход. Это дети с физическими и психологическими проблемами здоровья, значительно отстающие в развитии. С такими детьми лучше занимать индивидуально, а общение со сверстниками не на занятиях, а на детской площадке.

Очень часто индивидуальное обучение идеальный вариант для деток, которые опережают в развитии своих сверстников, не только по знаниям, но и по кругу интересов

Талантливому ребенку, несмотря на свои успехи, нуждается просто необходимо повышенное внимание родителей и педагогов, ведь он испытывает большие психические нагрузки, значительно больше, чем его сверстники. Опережение в умственном развитии не всегда тесно связано с опережением в личностном развитии. Поэтому таким деткам неинтересно общаться со сверстниками, а на фоне детей старшего возраста они выглядят инфантильно

В этой ситуации ребенку полезно индивидуальное обучение, но в сферах, в которых способности ребенка приближены к среднестатистическим, лучше дополнять занятиями в группах

Поэтому таким деткам неинтересно общаться со сверстниками, а на фоне детей старшего возраста они выглядят инфантильно. В этой ситуации ребенку полезно индивидуальное обучение, но в сферах, в которых способности ребенка приближены к среднестатистическим, лучше дополнять занятиями в группах.

Но помимо преимуществ индивидуально обучение имеет ряд недостатков:

  • Ограничение общения со сверстниками. Ребенок неуверенно чувствует себя в социуме.
  • Отсутствие возможности сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Это негативно влияет на формирование самооценки.

Поэтому без необходимости лучше не стремиться обучать ребенка индивидуально. Общение с педагогами, находясь под пристальным присмотром, ребенок намного лучше усваивает новый материал, но хуже развиваются навыки самообучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: