Введение
Чтение – это процесс познания человеком мировых истин. Литература помогает не только отвлечься от насущных проблем, но и узнать много новой информации. Книги накапливают знания и мудрость всех народов мира. Человек, который читает различные произведения, знакомится с историей. Через выдуманные, а порой и реальные истории любитель литературы способен прикоснуться к прошлому своего народа, понять то, как люди жили раньше, как они говорили и чувствовали.
Роль книги и литературы в целом в жизни человека отмечалась многими, в частности ценителями слова и искусства – писателями, поэтами, драматургами. И отечественные, и зарубежные авторы подчеркивали необходимость чтения, его способность сделать человека не только любознательным, но и счастливым. Писатели говорили о том, что отношение человека к чтению указывает на его истинное лицо.
Правило 1.Не входить без стука
Правило «Не входить без стука» должен соблюдать не только ребенок по отношению к взрослым, но и родители по отношению к ребенку.
Стучаться в родительскую спальню. Спальня — это закрытая для ребенка территория, в нее нельзя забегать, врываться, играть в ней со своими игрушками, пока родителей нет дома. Это правило обезопасит ребенка от сцен, которые он не должен видеть, а с родителей снимет напряжение: не надо всё время беспокоиться, что в комнату может забежать ребенок. В итоге всем там будет проще и спокойнее.
Стучаться в детскую. Если ребенка просят стучаться в комнату взрослых, то и взрослые должны стучаться в комнату ребенка
Это важно по нескольким причинам
Если взрослые стучат в детскую перед тем, как войти, они подают этим пример. Пример всегда действует на детей убедительнее слов. Так что если папа курит и говорит, что это плохо, то ребенок будет скорее верить тому, что видит. Так же и со стуком в комнату: если родители говорят, что надо стучать, а сами этого не делают, ребенок теряется и не понимает, как всё-таки правильно.
Еще стучаться к ребенку важно, чтобы сказать ему: «Смотри, мы просим тебя стучать не потому, что ты маленький, а потому, что в нашей семье так принято, это правило для всех». И самое главное — у ребенка тоже есть право на уединение, личное пространство и тайну
И если это право уважать, это поможет выстраивать более спокойные и доверительные отношения
И самое главное — у ребенка тоже есть право на уединение, личное пространство и тайну. И если это право уважать, это поможет выстраивать более спокойные и доверительные отношения.
Советы родителям младших школьников
Помогайте, а не делайте вместе
Иногда ребенок, учащийся в младших классах, не может самостоятельно справиться с домашним заданием – был невнимателен на уроке, прослушал, а, быть может, слушал внимательно, но не все понял.
Главное – именно помогайте, а не делайте задание за него. Объясните тему еще раз, определите, что именно требуется в задании и объясните ребенку более простыми словами. Не повышайте голос, если ребенок не понимает с первого раза. Таким образом, помогая ему самостоятельно прийти к ответу, вы разовьете в нем самостоятельность и умение анализировать.
Читайте вместе
Если вы заметили, что ваш ребенок неохотно читает заданный ему в школе материал – читайте его вместе с ним. Вечером, например, перед сном, садитесь и читайте вместе вслух. Часть можете прочитать вы, а часть – ребенок. Кроме того, вы можете просто читать произведения ребенку на ночь.
Смотрите вместе
Этот совет неразрывно связан с предыдущим, ведь по многим произведениям и сказкам, которые дети проходят в младшей школе, сняты чудесные фильмы и очень интересные мультфильмы, которые сделают произведение более красочным и запоминающимся, и помогут ребенку полностью представить описанных в книге персонажей.
А если после просмотра вы вместе перескажете содержание фильма и спросите, что ребенок понял – он обязательно запомнит этот совместный просмотр.
Общайтесь с учителем
Школьники, особенно учащиеся в младших классах, могут неправильно понять учителя, перепутать что-нибудь, или просто забыть об информации, которую необходимо передать родителям. Кроме того, ни они, ни родители не способны в полной мере сделать вывод об успеваемости.
Это необходимо для того, чтобы быть в курсе всех важных событий класса, узнавать о результатах и прогрессе ребенка в обучении из первых уст, советоваться по интересующим вопросам, а также просто быть на связи с человеком, который много времени проводит с вашим ребенком и может предупредить вас, если обнаружит какие-то негативные изменения в его поведении или настроении.
Участвуйте в жизни класса
Многие родители думают, что организация классных мероприятий и поездок – это дело простое поэтому другие родители справятся сами и без посторонней помощи. Однако такое мнение не имеет ничего общего с реальным положением дел.
рисоединяйтесь к родителям, которые отвечают за активность в классе.
В процессе обсуждения будьте сдержаны, выслушивайте варианты, находите компромиссы. Быть в курсе последних событий класса и участвовать в обсуждении, помогать в организации – это отличная возможность сблизиться не только с вашим ребенком, но и с родителями его друзей.
Будьте примером
Большинство детей, обучаясь основам самостоятельной жизни, повторяют действия своих родителей – они перенимают манеру их общения друг с другом и с окружающими, способы решения проблем и многое другое.
Покажите ребенку, как важно учиться в любом возрасте – читайте с ним, смотрите полезные передачи. Покажите ему, как важно поддерживать свое здоровье – гуляйте с ним на свежем воздухе, бегайте, играйте в футбол, катайтесь на велосипеде
Если вы будете заставлять сына или дочь заниматься спортом, а сами при этом будете изредка выходить из дома – результат не сразу оправдает ваши ожидания.
«Во всем есть красота, но не каждый ее видит»
Rakicevic / Pexels.com
Мы живем в эпоху быстрых алгоритмов и информационной перегрузки. С самого пробуждения нас кормят информацией о том, что мы должны есть, покупать, чувствовать и думать. В среднем более 11 часов в день мы «приклеены» к нашим экранам. Мы стали так одержимы поиском способов увеличить продуктивность, что неудивительно, что стали «выгорать».
Что нужно сделать сейчас каждому из нас, так это замедлиться и стать более внимательными.
Нужно осознать, что аромат жизни не рассеивается в ритме стремлений, он парит под мелодию тишины. Вы не сможете почувствовать запах, вкус и красоту вокруг вас, если вы постоянно бежите. Вы должны остановиться и оглянуться вокруг. Вы должны открыть свое сердце, чтобы увидеть то, что слепо для глаз.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
Эта перспектива внимательности сегодня более актуальна, чем когда-либо прежде, но есть еще один важный аспект: под поверхностью всего, что вы видите, и находится скрытая красота.
Истинная красота, жизнь и все, что в ней несовершенно, расцветает от этого естественного несовершенства. Если что-то ломается – оно не становится уродливым или бесполезным. Точно так же наличие шрамов на теле не означает, что вы недостойны. Не прячьтесь в тени собственного солнца – научитесь полностью любить и ценить то, что может сломаться.
Как применить: Что действительно важно в жизни, так это ценить моменты, в которых мы находимся, и осознавать очарование самых простых вещей, которые предлагает жизнь: закат и его яркую палитру, смену времен года, звук ветра и шуршащих листьев. Так что останавливайтесь, чтобы ловить красоту, которая неподвластна течению времени
Есть и другой космос: Уволиться, чтобы писать.
Пару лет назад я переезжала. И, распаковав все свои тетради, блокноты и папки, набитые набросками Книги, села и расплакалась. Их было очень много: как объектов. И очень мало: по количеству информации. Хуже того, когда я попыталась их перечитать, записи повторялись – я «сочиняла» одно и то же, просто забыв, что уже думала об этом. Вновь и вновь писала первую главу – варианты отличались, конечно. Но суть не менялась: вторая глава так и не появилась. Я сочиняла наброски, первые главы и «идею» пять с половиной лет.
Втройне обидно оттого, что Первую Книгу я на самом деле написала за пару месяцев. Прострадав одну треть своей жизни из-за того, что я не могу ее написать – сначала абстрактно, просто как Книгу, потом конкретно — Эту Книгу. Выворачивая себе душу и расписание дел тем, что не могу найти время на то, чтобы вот сесть — и написать. Обвиняя весь мир в том, что он якобы не позволяет мне делать то, о чем горит моя душа: когда есть время – нет сил, они все высосаны работой или учебой. Когда есть силы – нужно мчаться выполнять что-то «делегированное».
Как я все-таки нашла время и силы? Я уволилась.
Сначала закончила аспирантуру. Едва-едва «отбрыкавшись» от того, чтобы не быть привязанной к институту и безумному научруку до конца своей (или его) жизни. Потом – принялась страдать из-за того, что «перспективная» работа превратилась за время моего отсутствия «на учебе» в черт знает что.
Я пошла к психологу. С совершенно другими запросами. Понятия не имея, чего хочу. Пока на одной из встреч не начала ей жаловаться, как все бестолково на работе – и она вдруг спросила, а почему я не уволюсь? А почему, собственно? Мне было страшно. Просто страшно сказать «я ухожу». Мы с ней отрепетировали, что я говорю шефу. Как я говорю. Какими словами и с какой интонацией.
Через полтора часа я уволилась за «деловой беседой» в паршивом кафе: воздух здесь был серым от сигарет и от выхлопных газов с автовокзала, и не прекращая крутили шансон. На вопрос шефа «зачем?», объяснила, что буду писать Книгу
Что у меня депрессия, из-за того, что я не делаю самого важного в своей жизни: не пишу
А потом, вернувшись домой, я поняла, что все время, все годы моей жизни после окончания университета, это было правдой: я не пишу – и поэтому я страдаю.
Я не стану космонавтом и не стану человеком, который изобрел гипер-двигатель, я это приняла. Но я могу иначе открывать иные миры. Создавать их. Писать про них, жить в них
И вот этого единственного, самого важного в своей жизни я не делала. Почему-то
Писать для меня – это настолько же важно и ценно, насколько когда-то было важно и ценно пытаться проложить дорогу в космос. Но самое главное, здесь всё зависит от меня: не от эпохи, государственных дотаций, уровня технологии или гендерных заскоков общества
Я могу это сделать – и хочу всем сердцем. Так почему бы и нет?
«Жизнь действительно проста, но мы пытаемся ее усложнить… Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта»
Elina / Pexels.com
Конфуций считал: если праведный человек хочет реализовать свой потенциал и жить здоровой, гармоничной жизнью, он должен развивать чувство собственного достоинства и самодисциплину.
И для этого необходимо ежедневно практиковать определенные добродетели: скромность, доброту, честность, щедрость и сосредоточенность. При этом он предлагает оценить то, что у нас уже есть, и посмотреть, какое место наши личные трудности занимают в обширной вселенной.
1Gai.Ru / Shutterstock.com
Его слова напоминают нам, что удовлетворение зависит от знания того, как извлекать удовольствие от простоты, и что путь к получению желанного – это умение отдавать.
Как применить: Будьте щедрыми и добрыми, оставаясь при этом скромными и заземленными. Будьте щедры на свою искренность, но оставайтесь сосредоточенными. Будьте щедры на поступки, но помните о своем собственном невежестве и обо всем, чему вам еще предстоит научиться.
Эта цитата объединяет все вышеперечисленные уроки в одну основную идею: если ваши мысли сложны, то вы усложните всю свою жизнь. Но если в вашей голове – хорошие, простые мысли, вы, наконец, увидите жизнь такой, какой она должна быть:
Обложка: 1Gai.Ru / Shutterstock.com
Источник статьи: 7 Mindful Quotes by Confucius That Will Change The Way You Think
Детство кончилось
Переход в среднюю школу обычно совпадает с физиологическим завершением детства: дети растут, меняются и превращаются в странных подростков. Все это делает адаптацию пятиклассников еще загадочнее и краше. Сложности вызывает рост тела, гормональные бури, несбалансированность разных систем организма, эмоциональная неустойчивость
А психологически подростковый старт связан с чувством взрослости и собственной важности
У подростка появляется чувство самостоятельности: «Я могу!» (иногда зашкаливающее). Та уютная гармония личности и отношений, которая выстроилась к 8-9 годам, начинает со стоном рушиться. Детке очень хочется заново обрести себя, показать всем вокруг себя – нового, могучего и прекрасного. Этот путь непрост, сначала он порождает желание отдалиться от всего привычного и от всех, кто раньше оказывал на ребенка влияние.
Внешне это отдаление часто проявляется в негативизме – желании отрицать и противиться всему, что «навязывается» ребенку, любым предложениям, суждениям и чувствам взрослых (чтобы не «затоптали» ростки новой подростковой жизни). Но негативизм – это еще и начало поиска своей уникальности, собственного Я, и в этом его положительный смысл
В этом возрасте дети особенно хорошо понимают важность доверительных отношений и уважения к себе, начинают разбираться в последствиях своего и чужого поведения. Они начинают гораздо больше ценить отношения с другими детьми, с которыми можно быть на равных и которые ничего не могут навязать, в отличие от взрослых
Психологи говорят, что именно из-за ценности отношений со сверстниками у младших подростков происходит замена ведущей деятельности. В младшей школе ведущей была учебная деятельность: детям нравилось именно учиться, разбирать новое, они с позитивом относились к самой учебе. В средней школе начинается новенькое: деятельность общения становится главной, — и это меняет приоритеты. То есть, подросткам по-прежнему нравится узнавать новое, но способности будут развиваться только там, где учеба подкрепляется положительными эмоциями, положительным обменом мнениями с одноклассниками и учителями, где есть успех, одобрение и уважение. Иными словами, хорошо учиться ребенок будет там, где он может быть крутышкой. Если самооценка и внешняя оценка не совпадают: когда сам для себя я принц и гигант, а для учителей — лентяй и скандалист, — это может не только усиливать негативизм, но и вести к внутреннему дискомфорту и конфликтам. А высокие оценки стимулируют дальнейший рост. И это нужно учитывать, настраивая ребенка на хорошую учебу и разрешая конфликты с учителями.
И еще немного физиологии, чтобы помнить: в 11-12 лет у подростков снижается выносливость, они быстро утомляются, снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Все это кратковременные явления, они не означают, что ребенок испортился, стал ленив, слаб или приобрел плохой характер. Просто в настоящее время он по объективным причинам не может хорошо себя контролировать и управлять собой
Очень важно в этот период жизни не предъявлять к детям завышенных требований, а спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет
Правило номер пять
Напоминайте себе, что это ваш любимый человек. Он пробует разные способы взаимодействия с действительностью. И если он валяется на кровати и смотрит в потолок, это не значит, что он бездельничает. В этот момент у него проходит колоссальная душевная работа. Как каждый из нас, он имеет право лежать и думать.
Не правда ли, когда у нас начинается новый роман, нам вдруг становится безумно важно, что этот человек любит, чего не любит, какую еду ест, какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет. И если он лежит на кровати и смотрит в потолок, нам кажется, что он лучше всех в мире лежит на кровати и смотрит в потолок… Так вот, я желаю вам такого же отношения к вашему ребёнку — головокружительного романа с ним
Правило 5.Родители не объединяются с кем-либо против ребенка
Важное правило для родителей: ни с кем не объединяться против ребенка. Ребенок должен чувствовать, что мама с папой за него, он может на них положиться
Допустим, ребенку сделали замечание в магазине:
— Мальчик, ты чего так кричишь? Давай-ка поспокойнее?
Начнем с того, что делать замечание чужим детям — это дурной тон. Ребенок оказывается в проигрышной ситуации, он же не может ответить или нагрубить большому и сильному чужому взрослому. Поэтому здесь придется взять ответ в свои руки:
— Спасибо за замечание. Предоставьте это мне.
Раздувать скандал, конечно, не стоит, мол, какое вы тут имеете право с моим ребенком так разговаривать. Ребенку будет еще более неловко, что из-за него вдруг такое происшествие. Хуже только объединиться с тем, кто делает замечание: «Да, действительно, ты чего расшумелся? Видишь, людям мешаешь?» Ребенок будет чувствовать предательство. Поэтому достаточно коротко ответить и сохранить за собой право разговаривать со своим ребенком.
Потом, наедине ребенку можно сказать: «Я чувствовал себя неловко и неудобно, когда ты делал то-то, но я всегда на твоей стороне».
Что важно знать начинающим туристам
Многие начинающие туристы часто испытывают трудности с организацией своей поездки в силу неопытности. Чтобы правильно спланировать путешествие, стоит соблюдать некоторые общепринятые рекомендации. Рассмотрим 5 важных правил для начинающих путешественников:
- Позаботиться о месте проживания в чужой стране.
- Тщательно спланировать багаж.
- Не забывать про хорошую медицинскую страховку.
- Составить маршрут поездки.
- Внимательно относиться к хранению денег и ценностей.
Позаботиться о месте проживания в чужой стране
Следует заранее позаботиться о бронировании отеля, хостела или другого места, в котором Вы остановитесь по прибытии. Сделать это нужно по нескольким причинам
Во-первых, многие авиакомпании, во время регистрации на рейс, запрашивают информацию о состоянии счетов, обратные билеты и, что самое важное, бронь отеля или приглашение от жителя страны, который согласен принять Вас у себя в доме. Во-вторых, если бронировать гостиницу заранее (приблизительно за три-четыре недели), можно значительно сэкономить на итоговой стоимости номера
В-третьих, в некоторых популярных среди туристов городах Вы просто не сможете найти отель по прибытии, в особенности, если Ваша поезда намечена на период праздников или фестивалей в этой стране.
Тщательно спланировать багаж.
Всегда тщательно отбирайте вещи, которые возьмёте в багаж. Не стоит брать лишнюю одежду или другие предметы
Перед поездкой, ознакомьтесь с правилами перевозки багажа, которые регламентирует Ваша авиакомпания и особенное внимание обратите на допустимый вес ручной клади и чемоданов, за которые взымается дополнительная плата. Таким образом, Вы сможете сэкономить, не доплачивая за перевес, а также, будете иметь возможность привезти сувениры или другие вещи на обратном пути
Не забывать про хорошую медицинскую страховку
Обязательно оформляйте медицинскую страховку. Во многих странах, лечение даже самых лёгких травм может стоит баснословных денег. К примеру, в Лондоне за диагностику и перевязку вывиха Вы будете вынуждены заплатить от 400 долларов. Имея туристическую страховку, сумма чека за медицинские услуги значительно снизится или же они будут предоставлены и вовсе бесплатно. Во время путешествия, можно получить травму или заболеть простудой, отравится в самый неожиданный момент, поэтому в обязательном порядке следует оформить медицинскую страховку.
Составить маршрут поездки
Перед путешествием, наметьте приблизительный маршрут. Узнайте о местных культурных достопримечательностях, выберите рестораны, которые хотите посетить, ознакомьтесь с графиком работы музеев и галерей, а также, с регламентируемой стоимостью на входные билеты.
Внимательно относиться к хранению денег и ценностей
В период поездки, никогда не храните все деньги в одном месте. На полных туристами площадях, в музеях и кафе очень часто орудуют карманные воры, а остаться в чужой стране без денег — не лучшая идея.
Разделите свои средства на несколько частей: одну из них берите с собой, когда идёте в ресторан, галерею или на шопинг, вторую оставьте в номере отеля, а третью спрячьте в документы или скрытый карман чемодана. Также, целесообразно оставить некоторую часть денег на карте.
Полезные советы ученикам
Следующие несколько советов пригодятся в процессе учебы и школьной жизни. Возьми себе на заметку.
Старайся учить уроки с желанием узнать новое и запомнить надолго. Никто не знает, когда пригодится выученная информация. Может быть, ты выиграешь в передаче “Как стать миллионером”!
Научись сдерживать негативные эмоции. “Спокойствие, только спокойствие” – как говорил Карлсон.
Не скрывай свои переживания и постарайся найти человека, который сможет тебя выслушать.
Будь разносторонним – общайся, гуляй, развивайся, читай книги, смотри кино.
В школе, в первую очередь, получают знания, которые помогут в будущем
Поэтому не лишним будет изучить литературу о том, как сосредоточиться на учебе и направить внимание в нужное русло. Это пойдет только на пользу.
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо
И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны
На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.
О человечности
Наша задача, окружающего мира, взрослого мира, — свести понятия свободы и ответственности. К сожалению, принято считать, что человека в этом возрасте надо опекать со всех сторон. А я могу посоветовать в этом возрасте как можно больше “отпускать его в самостоятельное плавание”, давайте ему возможность и право трогать мир на ощупь и проверять. Это может выражаться в самых разных действиях, как близких сердцу родителей, например, читать, смотреть спектакли, получать новые культурные впечатления, так и не близких им, например, знакомиться с большим количеством людей, пробовать разные модели коммуникации.
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Особую роль чтение занимает в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Автор показывает, как книги способствуют развитию человека. Макар Девушкин до знакомства с Варенькой читал бульварные книги, девушке же удалось добиться того, что он стал читать по-настоящему серьезную литературу. Раньше Макар увлекался творчеством Ратазяева, однако Варенька назвала его произведения «пустяками» и отправила Девушкину творения А.С. Пушкина. Произведение глубоко запало в душу главного героя, он нашел в «Станционном смотрителе» что-то похожее со своей жизнью. «Маленький человек», коим является Макар Девушкин, читает произведения о таких же «маленьких людях». Это и «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, и «Шинель» Н.В. Гоголя. Ф.М. Достоевский демонстрирует, насколько чтение повлияло на мировоззрение Макара Девушкина и на его манеру разговора: речь его стала более интересной и изящной.