Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Правила

Решив познакомить малыша с важным деликатным вопросом, следует опираться на следующие рекомендации.

Учет возраста. Само содержание беседы зависит от того, сколько лет любознательному крохе.
Дошкольника не стоит посвящать в анатомические подробности: в силу возраста эти сведения для детей не только лишние, но и малоинтересные

В современной литературе можно встретить исчерпывающие пояснения в картинках, однако специалисты рекомендуют не спешить
Малыши еще не готовы к такой информации.
Не стоит привлекать внимание к теме. Так, не на все вопросы крох у мам и пап находятся ответы (например, откуда появились звезды, тучи), но именно вопрос о детях ставит в тупик
Выручит самый простой ответ.
Дети 7-8 лет уже понимают, что тема деликатная, стесняются задавать подобные вопросы

Однако если интерес все же проявляется, важно пояснить ребенку, что самое главное в данном процессе – чувства, которые взрослые испытывают друг к другу.

Итак, детям не стоит предоставлять подробную информацию физиологического содержания, гораздо важнее обратить их внимание на отношения родителей, делать упор на то, что дети появляются в браке, когда мама и папа любят друг друга

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать «почемучку» своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить свое понимание мира

Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно

В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду — от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять и помочь «почемучке», маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение

Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость

Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов «почемучки»? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит, и его любознательность сведется к нулю. Позже, на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками — «Ему ничего не интересно». А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух.

Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»: «Любознательность — крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится».

Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия — вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Почему, почему, почему

Случается, что бесконечная серия вопросов становится проверкой родительского терпения.

– Почему женщина так быстро разговаривает?

– Потому что она очень торопится.

– Почему она торопится?

– Может, она хочет успеть всё рассказать.

– Почему она хочет побыстрее рассказать?

– Потому что у неё много новостей.

– Почему?

Дети могут без устали продолжать такие цепочки вопросов. Тем самым они показывают, что еще не удовлетворены ответами. И они демонстрируют, что хотят общаться. Взрослый тут может задать простой встречный вопрос:

– Что ты имеешь в виду, спрашивая об этом?

Это обычно помогает прервать бесконечный поток вопросов и начать разговор, в котором ребенок может назвать самое главное.

Знания взрослых – не всегда главное

Интересно: 7 ситуаций, когда дети сгорают от стыда за своих родителей – не делайте этих ошибок

Конечно, родители стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой мама бежит рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлена, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ею ответе.

Такая реакция не показывает, что  ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос

Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи – они хотят знать причину, по которой оно сияет

Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.

Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова. Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.

С чего начать

В течение всего детства малыш периодически будет спрашивать вас о некоторых деталях интимной стороны жизни, и вы должны с невозмутимым видом рассказывать о том, что его интересует. Для маленького ребёнка вопросы пола являются, можно сказать, такими же естественными, как и другие предметы и явления окружающего мира. Однако в каждом возрасте степень углубления в тему должна быть разной. Говорите ребёнку только правду, ведь когда через несколько лет он её узнает, то просто перестанет доверять вам.

В 2 – 3 года, посещая детский сад или бегая голеньким на пляже, ребёнок впервые начинает замечать, что не все дети и взрослые похожи друг на друга. Он может спросить о том, почему дети  писают по разному, и что это за  «штука такая» висит у некоторых между ногами.   В этот период ваша задача объяснить малышу, что все ребята делятся на мальчиков и девочек, и, когда они  вырастают, мальчики превращаются в мужчин, а девочки – в женщин. По внешнему виду отличаются они только строением одного органа, который называется половым. У мальчиков этот орган находится снаружи, и его хорошо видно, а у девочек он  как бы спрятан внутри тела. Можно предложить ребёнку рассмотреть на себя в зеркало и убедиться, что это действительно так. Можно уточнить, что благодаря такому строению у взрослых мужчин и женщин рождаются дети. Обычно, в этом возрасте такого разъяснения вполне достаточно, чтобы удовлетворить любопытство малыша.

Через год – два вашего сына или дочку будет интересовать более глобальный вопрос – почему его раньше не было, и откуда он взялся.  Вам не нужно теряться. Отвечайте на поставленный вопрос просто и конкретно. Объясните ребёнку, что сначала он был очень маленький, жил у мамы в животе, поэтому его никому не было видно. Потом он стал расти, и вырос до таких размеров, что уже перестал там помещаться. Вот тогда мама и решила его родить. Не вдавайтесь в подробности, если ребёнок этого не просит.

Конечно, со временем  малышу обязательно  захочется узнать, как он оказался в мамином животе и каким образом она его родила. Здесь надо максимально точно и  доступными  словами отвечать на вопросы по мере того, как они будут поступать.

Начните свой рассказ так: как малыш уже знает, мальчик и девочка, вырастая, становятся мужчиной и женщиной.  Если они нравятся друг другу, возникает любовь. Они женятся и живут вместе. Они спят вместе, и когда хотят иметь детей, то проделывают определённые действия, благодаря которым происходит передача от будущего папы к будущей маме специальной клеточки, которая, попадает в мамино тело через специальный проход внизу живота. Эта клеточка в животе мамы соединяется с большой  клеткой и возникает круглый пузырёк. В пузырьке находится маленький человечек, который почти год живёт там, растёт и превращается в маленького ребёночка. А когда ребёночку становится тесно, мама едет в больницу и доктор помогает ей выпустить ребёночка наружу через тот же проход внизу живота.

Малыш может захотеть поподробнее узнать, что же это за действия такие, которые проделывают мама и папа, чтоб у них появился ребёнок. Сохраняя спокойствие, можете сказать, что они долго целуются, обнимаются и крепко прижимаются друг к другу, вот тогда папина клеточка и переходит к маме

Только это их тайна, и им не нравится, когда это кто – нибудь видит.  Говоря это, акцентируйте внимание ребёнка на то, что детей могут иметь только взрослые люди, которые любят друг друга и всегда хотят быть вместе. Будьте уверены – на довольно долгое время малышу достаточно будет того, что вы ему объяснили. . Что же делать тем родителям, чьи дети так до школы и не спросили, откуда берутся дети? В этом случае поспешите сами начать разговор

Постарайтесь сначала узнать, почему он до сих пор ничего у вас не спрашивал. Возможно, он всё уже знает и без вас, а может быть «это» его не интересует. Если ребёнок что-то знает, узнайте что именно ему известно и откорректируйте эти сведения. Если  не знает ничего, обязательно расскажите основные моменты про отношения полов, потому, что вскоре его осведомят об этом, используя ненормативную лексику, более просвещённые одноклассники или старшие товарищи во дворе

Что же делать тем родителям, чьи дети так до школы и не спросили, откуда берутся дети? В этом случае поспешите сами начать разговор. Постарайтесь сначала узнать, почему он до сих пор ничего у вас не спрашивал. Возможно, он всё уже знает и без вас, а может быть «это» его не интересует. Если ребёнок что-то знает, узнайте что именно ему известно и откорректируйте эти сведения. Если  не знает ничего, обязательно расскажите основные моменты про отношения полов, потому, что вскоре его осведомят об этом, используя ненормативную лексику, более просвещённые одноклассники или старшие товарищи во дворе.

Как поговорить с подростком 11-16 лет

Поддерживать доверительные отношения с подростком – целое искусство, ведь в этом возрасте авторитет взрослых обесценивается. Однако без доверия невозможны беседы на деликатную тему.

Подростки активно интересуются противоположным полом, влюбляются, встречаются. В чем-то они совсем ещё дети, но физиологически они уже готовы вести «взрослую» жизнь». Именно поэтому на первом месте должны быть разговоры не о гигиене или изменениях тела, а о планировании семьи, зачатии, беременности, средствах контрацепции.

Как и в вопросах подготовки к взрослению, в беседах с подростками важна свободная атмосфера, состояние диалога, а не «сухие» лекции. Разговаривать «про это» лучше на равных, как взрослый со взрослым, называя вещи своими именами и рассказывая о реальных опасностях

Говоря об отношениях с противоположным полом и о возможности рождения ребёнка, важно делать акцент на то, что ребёнок – это, прежде всего, большая ответственность, поэтому лучше, если он будет рождён сознательно, в браке, когда оба готовы к созданию семьи и разделению ответственности

Родителям подростков всегда тревожно: а вдруг ребёнок рано начнёт половую жизнь? Вдруг будет нежелательная беременность или инфекции? К сожалению, в некоторых семьях половое воспитание ребёнка сводится к «узнаю – убью». К ещё большему сожалению, при таком раскладе у родителей есть все шансы просто не узнать. Именно поэтому если ребёнок делится чем-то личным – не стоит его критиковать, ругать, осуждать.

Чем старше ребёнок, тем более сложные вопросы рождаются в его голове. На каждый из них он хочет получить ответ, и если не в семье, то на улице или в интернете эти ответы будут найдены. Если ребёнок по каким-то причинам не задаёт вопросы и не проявляет интерес к щекотливой теме – родителям стоит взять инициативу в свои руки и начинать разговоры первыми. Чем лучше ребёнок будет «вооружён» информацией, тем больше он будет готов к взрослой жизни.

Читаем также:

  • Топ 10 детских вопросов, которые ставят родителей в тупик (и как на них отвечать). Часть 1
  • Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?
  • Неловкие вопросы детей — как отвечать?
  • Возраст «Почемучек» или 100 тысяч «А зачем..? А почему..?»

Подборка книг

  1. Дюмон Вирджини. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет
  2. Виржини Д., Монтанья C. Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет
  3. «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман. Возраст: 4–6 лет
  4. «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель. Возраст: 4–7 лет
  5. «Книга о любви», Пернилла Стальфельт. Возраст: от 4 лет
  6. «Главное чудо света», Георгий Юдин. Возраст: 6–10 лет
  7. «Before You Were Born», Дженнифер Дэвис, Лора Корнелл. Возраст: 2–4 года
  8. «The True Story of How A Baby Is Made», Пер Хольм Кнудсен. Возраст: 3–5 лет
  9. «A Kid’s First Book About Sex», Джоани Бланк. Возраст: 7–11 лет
  10. «Mommy Laid an Egg: or, Where Do Babies Come From?», Бабетт Коул. Возраст: 3–5 лет
  11. «Where Did I Come From?», Питер Мэйл. Возраст: 7–10 лет

Бестселлер

Дети хотят знать все на свете:

  • Откуда берутся дети?
  • Чем различаются мальчики и девочки?
  • Что делает малыш в животе у мамы?
  • Что происходит во время родов?

Озвученная книга для iPad

Это озвученная детская книга, созданная для iPad приложения Kinderbook. Доступным для детей языком и в игровой форме, авторы описывают технические подробности отношений мужчины и женщины, в результате которых появляются дети.

https://youtube.com/watch?v=5Zba_tyyLrA

Познавательный мультфильм откуда берутся дети

Если вы не хотите рассказывать про капусту и аистов этот познавательный мультфильм расскажет о внутреннем мире человека. Просто и доступно ребенок узнает как зарождается новая жизнь, почему дети похожи на родителей, и даже немного о ДНК и РНК.

Как отвечать на детские вопросы

Подробности
Создано: 18.03.2013 19:14
Опубликовано: 18.03.2013 19:14
Просмотров: 5269

Авдуевская Анастасия Александровна, 

социальный педагог

(в статье использованы материалы сайта nsportal.ru)

Всем родителям хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня в определённом возрасте (от 3-х до 5-ти лет) часто утомляет взрослых.

Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять «почемучек» без ответов нельзя, но и отвечать нужно уметь.  Во-первых, сами родители должны знать многое, чтобы не попасть впросак, а если не знают, то признаться в своём незнании. Во-вторых, знания, передаваемые детям, следует давать в доступной детской форме. В-третьих, хорошо задать ребёнку встречные вопросы на эту же тему, чтобы он учился рассуждать и самостоятельно обобщать уже имеющиеся у него сведения.

Возраст «почемучек» — самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?» На такие воп­росы детей не сложно ответить. Даже маленького ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

Умение ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Овладеть таким искусством — посильная задача для родителей и воспитателей. В дошкольной педагогике определены основные требования к ответам на детские вопросы. Рассмотрим эти  требования.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно

Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование — краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребенка требуется сообщение сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торо­питься давать в таких случаях ответы. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как думаешь ты?» При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ.

Так, например, “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Не надо отвечать на вопросы детей формально или в на­смешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмысли­цей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.

Прежде всего, не следует “отмахиваться” от детских вопросов, оставляя их без внимания. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательны, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу или справочник, постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени,  скажите ребёнку, что обязательно  узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный — чтение.

Желаем вам успехов в воспитании детей!

  • Назад

  • Вперёд

Послесловие

Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.

Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!». А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!». Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность – норма для ребёнка, признак его одарённости

И если он задаёт вопросы – это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы

Вопросы

Сначала родители очень радуются, что их малыш начал задавать вопросы. Стараются отвечать, удовлетворяя интерес ребенка. Но со временем, услышав один и тот же вопрос в сотый раз, начинают раздражаться. Однако родителям стоит понять, что малыш должен получить ответ на свой вопрос независимо от того, сколько раз он его задал.

Да, часто бывает, что малыш, получив ответ, через час снова приходит с тем же вопросом. Не сердитесь, просто ребенку необходимо знать, что все осталось неизменным. Ребенок трех лет только познает окружающий мир, слишком многое для него пока загадочно и непонятно. Поэтому маленькие дети очень дорожать теми небольшими частичками знаний, которые они смогли освоить. Малыш задает вопрос снова и снова, чтобы убедиться: да, я все понял правильно, и этот кусочек мира я уже знаю.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью — нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае — научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей — достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос

В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

возраст «почемучек»

Информация о материале
Опубликовано: 21.01.2012, 22:00
Просмотров: 1192

На четвертом и пятом году жизни речевая активность ребенка усиливается — начинается возраст «почемучек». Малыш задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность.

Почему небо голубое?

— Почему собачка лает?

— Где живет солнышко?

— Почему машине едет?

При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Детские вопросы могут быть очень неожиданными. Они возникают тогда, когда малыши пытаются понять связь между предметами. Поэтому, если ребенок спрашивает «Что такое микробы?»  — не надо читать ему лекцию по микробиологии – малыш все равно ничего не поймет. Он просто выделит несколько важных для себя моментов и свяжет их в единое целое.

Когда мы взрослые в целях безопасности малыша, запрещаем ему играть со спичками, трогать кастрюлю с кипятком, у него сразу же возникает вопрос — почему? Малыша в возрасте «почемучек» интересует не устройство проводки и электрического тока, ему хочется знать, почему вы запрещаете ему делать это. Он старается убедиться в правильности Ваших запретов. На все запреты взрослых у ребенка один вопрос — почему нельзя? Спокойно объясните малышу, почему нельзя это делать. И что такое правило распространяется не только на него, а на всех членов семьи.

Что касается помощи в овладении родным языком, то родители детей четвертого-пятого года жизни главную задачу должны видеть в обогащении словаря и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей. Не только названия цветов (красный, синий и т.д.), но и их оттенков. Не только названий формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой именно вопрос ему лучше задать. Такие вопросы как «Кто это?» или «Что это?», естественно предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос «Какой?» заставляет называть различные признаки предмета. Если вы спросите: «Из чего сделан?» — ребенок назовет материал; при этом он, кстати, должен будет поставить слово в родительном падеже («Из стекла»). «Что делает?» — называет действие. «Для чего нужен этот предмет?» — этот вопрос вызывает распространенный ответ; иногда при ответе малыш строит даже сложное предложение.

Важно, разумеется, не просто знакомить ребенка с окружающим. Рассмотрели предметы, назвали их — закрепите слова в различных словесных играх

Эти игры расширяют в сознании детей смысловое содержание слова и помогают им самим создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Например, игра «Какое что бывает?». Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше — дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».  На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: «А что шире ручеек или река?».

Такую игру можно проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы

Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение — обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он, запомнит и усвоит эти слова, будет использовать их в других речевых ситуациях

Не отмахивайтесь от «почемучек». Разговаривайте с ребенком постоянно, это способствует развитию речи малыша

Для ребенка очень важно, чтобы ему отвечали – отвечает,  значит, уделяет внимание. Уделяет внимание – значит любит. А любовь и внимание для детей важнее всего

А любовь и внимание для детей важнее всего.

  • Назад

  • Вперед

Важность разговора

Прежде всего, родителям нужно быть морально готовыми к тому, что беседа на неудобную тему состоится. По телевидению взаимоотношения мужчины и женщины активно обсуждаются в дневное время, деликатные вопросы проскальзывают даже в мультиках, рекламные ролики пестрят картинам оголенных человеческих тел. В подобных условиях стыдливая позиция, суть которой «ничего рассказывать не надо, сами все поймут» не просто неуместна, но и опасна. Ребенок действительно узнает все интересующее, но уже не от родителей, а от сверстников или детей постарше, нередко в самой грубой форме.

Задача родителей – своевременно познакомить ребенка с этим миром «запретного», разложить все по полочкам, ответить на самые неудобные вопросы. Не стоит думать, что такая откровенность лишает малыша невинности. Напротив, она спасает его от жизненных ошибок и стремлений «познать недозволенное». Согласитесь, гораздо лучше самим рассказать всю информацию малышу, чем «доверить» этот вопрос чужим людям, которые только исказят сведения.

Почему у меня нет этой игрушки, а у всех она есть?

Дух соперничества часто пробуждает желание у детей иметь то, что есть у их товарищей, например, интерактивную игрушку или новый мобильный. Подростковый возраст в этом плане особенно сложный, ведь дети не хотят быть «белой вороной», отличаясь от других

Важно понять – слова об уже имеющихся игрушках или вещах не возымеют действия, дети их попросту не услышат

Постарайтесь подобрать другой ключик – сначала скажите ребёнку, что его чувства вам понятны, вы их разделяете. Это поможет подготовить благоприятную почву для дальнейшего разговора. Далее скажите, что желаемую вещь вы как раз собирались подарить ему на предстоящий день рождения.

Когда данный вопрос задаёт подросток, предложите ему вариант решения проблемы, позволив самостоятельно накопить нужную сумму для покупки. Поступая так, вы научите его ценить деньги, тем самым подготовите его к взрослой жизни. Если же разговор не принёс результата – ребёнок продолжает настаивать на своём, просто закройте эту тему.

Почемучки – это хорошо или плохо?

Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально.

Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной. Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три: задержка развития речи, эмоциональные проблемы, отставание в когнитивном развитии.

Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы родителям

И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым вы сможете показать малышу, что вы его любите, слушаете и считаете его вопросы важными

Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей.

Евгения Хоновец специально для сайта Ребенок 3 лет

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе – или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» — это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

А дед Мороз есть на самом деле?

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника,  вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

  • Неловкие вопросы детей — как отвечать?
  • 11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать
  • Видео: Как правильно отвечать на детские вопросы о сексе, смерти, курении и наркотиках
  • Возраст «Почемучек» или 100 тысяч «А зачем..? А почему..?»
  • Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?

Ответы

От того как именно вы будете отвечать ребенку на его вопросы, будет в какой-то степени зависеть формирование личности крохи

Поэтому не недооценивайте важность вашего ответа. Ведь для ребенка вы авторитет и, отвечая на вопросы, вы показываете малышу, что вы его внимательно слушаете

Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными.

Если у вашего ребенка начался возраст почемучек, то помните, что ответы должны быть с учетом возраста крохи. Если ребенку три года, то не надо на простой вопрос отвечать заумными терминами. Ответы всегда должны быть короткими, лаконичными и понятными ребенку.

Когда малыш задает вам вопрос, постарайтесь обратить на него внимание, сесть рядом и спокойно объяснить свой ответ. Не говорите между делом, выполняя какое-то поручение шефа

Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют. Старайтесь вовлекать малыша в такую игру

Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях

Старайтесь вовлекать малыша в такую игру. Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях.

Когда кроха спрашивает «почему нельзя?», недопустимо отмахиваться, отвечая, например, «потому что», «так надо». Вы должны объяснить ребенку свою позицию, иначе он не поймет. Малыш должен убедиться в том, что этого делать действительно нельзя, и к чему это приведет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: