Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей

МЕСТНЫЕ

Я имею в виду москвичей во втором-и-так-далее поколении, чьи родители или пробились к столице в начале 90-х, или уже жили здесь, но в перестройку были вынуждены строить жизнь практически с нуля. Работали на трех работах, меняли специальности, может быть, разорялись и снова богатели. Создавали бизнесы и росли профессионально.

Их дети в это время ходили в частные садики (муниципальные были «перепрофилированы» под офисы фирм), потом в частные школы (из муниципальных дети приходят после обеда, а дома никого нет до ночи), потом поступали в частные вузы (в государственных конкурс, и туда трудно поступить). Детки-конфетки. У родителей к ним смешанные чувства. С одной стороны — кровиночка, наследник, все для него. «Я же работаю, чтобы у тебя все было!» — вопль отчаявшейся матери. С другой — нахлебник, палец о палец не ударит, помощи от него не дождешься, просиживает штаны за компом или целыми днями мотается по бутикам. Сплошное разочарование и позор.

Родителей мотыляет между виной и обидой. Они совершенно растеряны и рассержены одновременно. Ведь они, и правда, все это устраивали ради детей, не ради себя же выдерживаешь 14-часовой рабочий день с двумя неделями отпуска в году. Но почему же такой странный (хотя и вполне предсказуемый) результат?

Совсем в другом положении находятся те семьи, где родителям не удалось оградить детей от тягот молодой самостоятельной жизни. Как показывает практика, там, где детей таскали за собой по командировкам за отцом, давали им посильные задания на дачном участке, пристраивали к работе лет с 14 (вместо того чтобы отправлять в языковые лагеря), и отношения проще и ближе, и дети повеселее смотрят, и родители не мучаются всякими комплексами вины по поводу «отнятого детства».

Потому что детям не нужно беспроблемное детство как в рекламном ролике. Они тоже люди. Им поначалу гораздо интереснее с папой сверлить-чинить, с мамой пироги печь или наоборот — с мамой строить беседку, а с папой готовить плов. В период Возрождения в Европе у детей не было игрушек в нынешнем понимании — нечто для развлечения. А были уменьшенные копии орудий труда, чтобы дети учились жить в современном им обществе.

Способы устранения боли

Массаж животика поможет устранить колики.

Причины появления колик индивидуальны, поэтому и помогать младенцам надо, опираясь на индивидуальные особенности организма. Общей схемы лечения не существует.

Родителям лучше попробовать все предлагаемые специалистами методы и остановиться на тех, которые помогают реально. Самые распространенные рекомендации приведены ниже:

  • Проводить легкий массаж живота спустя четверть часа после кормления.
  • Делать младенцу гимнастику. Для этого ножки сгибать, прижимая коленочки к животику, разгибать.
  • После кормления не класть сразу малыша, а удерживать его в вертикальном положении не меньше 10 минут.
  • Ребеночку надо давать возможность полежать на животике. Такая поза многим помогает.
  • Если живот переполнен газами, а естественным путем они выйти не могут, изредка можно поставить газоотводную трубку. Но обращаться к такому методу можно лишь в крайнем случае.

Как помочь малышу при коликах? Надо обеспечить ребенку максимальный физический и психологический комфорт. Ему будет легче, если условия вокруг него будут напоминать мамин животик. Поэтому его надо носить так, чтобы он чувствовать тепло мамы.

Можно оголить его животик и положить на мамин оголенный живот. Рекомендуют покачивать кроху, причем делать это можно как на руках, так и в колыбельках с автоматическим укачиванием. В комнате можно включать запись природных звуков, отличающихся спокойствием и монотонностью.

Это может быть шум прибоя, дождя, водопада. Нередко дети успокаиваются под звук домашних электроприборов, например, под жужжание фена. Только звук не должен быть громким, резким.

Если не получается добиться правильного захвата груди, можно по вечерам кормить ребенка сцеженным молоком из ложки. Это поможет минимизировать количество заглатываемого воздуха.

Надо приложить все усилия, чтобы кормящая мама была спокойна, в хорошем расположении духа. Если своими усилиями не удается вернуть ее в здоровое психическое состояние, лучше обратиться к специалистам.

Обязательно надо пересмотреть рацион питания кормящей женщины. Ведь именно вредные продукты в ее меню могут быть причиной колик у новорожденного. Специалисты рекомендуют составлять меню кормящей из следующих продуктов:

  • овсяная, рисовая, гречневая, кукурузная, ячневая каши;
  • компот без сахара из сухофруктов;
  • чай некрепкий зеленый;
  • до 15 г сливочного масла;
  • растительные нерафинированные масла;
  • твердые сыры;
  • постное мясо;
  • галеты, отрубной хлеб, обычные сухари;
  • тушеные, запеченные, отварные овощи.

Также надо пить простую негазированную воду. Рацион разбавляют перечисленным ниже продуктами. Но их количество должно быть умеренным.

  1. яблоки, бананы, виноград;
  2. отварная паста;
  3. свежие овощи, капуста;
  4. кефир, молоко, сметана, мороженое, йогурт;
  5. курица (нежирные части);
  6. яйца;
  7. изюм;
  8. хлеб, булки;
  9. чеснок.

Под полный запрет попали такие продукты:

  • шоколад;
  • сгущенка;
  • консервы, маринады;
  • алкоголь;
  • полуфабрикаты, копчености, соленья;
  • майонез;
  • газировка.

Если кормящая мама возьмет себя в руки, то она наверняка сможет урегулировать ситуацию и привести состояние малыша в норму. Комплексное воздействие и внимательное отношение к крохе помогут «выстоять» до 4 месяцев, помочь ребеночку вынести это непростое время и болезненные ощущения.

Как и когда приучать к труду

Давайте работу по силам 

Ребенку необходимо четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую — под руководством взрос­лых и на какую следует попросить разрешение. Двухлетке уместно доверить уборку игрушек, а школьнику — полноценную помощь по дому. 

Если кажется, что ребенок не справится, например, поранится или разобьет хрупкие предметы, выполните работу вместе. Так он укрепит свое желание помогать взрослым и чуть больше разовьет нужные практические навыки. 

Подавайте правильный пример 

Если родители с нежеланием делают домашнюю работу, то дети тоже будут отказываться помогать по хозяйству. Найдите для домашних дел подходящее время, чтобы силы на работу были и у вас, и у ребенка. 

Когда дети на своем опыте знают, что такое поддерживать чистоту и порядок в доме, им легче объяснить ценность труда дворников, легче приучить выбрасывать за собой мусор. Если ребенок постоянно мастерит своими руками поделку, то не будет заниматься вандализмом и уничтожать то, что изготовлено другими людьми.

Используйте игру 

Игровой подход срабатывает в любом возрасте — малыши, играя, в первый раз прибирают свои игрушки, а младшеклассники с горящими глазами бегут собирать поделки из мусора, забывая о том, что не хотели вставать из-за компьютера несколько минут назад. 

Поощряйте усилия, а не результат 

Хвалите ребенка за помощь по дому, даже если у него еще не получается вымыть пол или вытереть пыль с полок быстро и хорошо — мастерство приходит со временем и опытом. Аккуратно укажите на ошибки и расскажите, как сделать лучше. Но не ругайте и не говорите, что в следующий раз сделаете сами — такие высказывания отбивают желание трудиться. 

Делайте задания понятными 

Малышам давайте четкие и простые указания из одного действия: принеси веник, убери кружку со стола. Детям постарше можно уже показывать конечную цель: например, прибраться в комнате — это расставить игрушки по местам, навести порядок на рабочем столе, вытереть пыль на полках, пропылесосить. В любом возрасте ребенку должны быть понятны требования взрослых.

Не превращайте труд в наказание 

«Где ты шлялся после школы? Иди быстро мой посуду». Если вы наказываете детей с помощью труда, то будьте готовы к тому, что они быстро потеряют интерес к домашней работе. Наказания хочется избежать — даже если ваш ребенок станет учиться на пятерки, чтобы избавиться от домашней работы, к труду вы его так не приучите. 

Материалы по теме:

Что делать, если ребенок ленится?

Ленивый ребенок: что делать? Конечно, в каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры – родители должны сами понять, что происходит с их ребенком!  Сайт sympaty.net подскажет только то, над чем стоит подумать:

  • Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту! Чем младше возраст – тем больше времени для игр и развлечений должно быть! Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям!
  • Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес! По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься и т.п.
  • Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Ребенок все видит и делает выводы!

Надеемся, таким образом проблема детской лени в вашей семье будет решена!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Просить и благодарить

Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»

И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!

Как справиться с проблемой самостоятельно

Если расстройство находится на начальных стадиях развития, можно предпринять попытки побороть его самостоятельно. Это будет первым шагом на пути к выздоровлению. При появлении тревожных симптомов следует:

обратится за помощью. Речь идет не о визите к психотерапевту. Расскажите о своей проблеме близкому человеку. В некоторых случаях выговаривание проблемы позволяет найти пути выхода из нее. К тому же, поддержка близких вселяет в нас силы и уверенность в успехе, избавляет от чувства незащищенности и одиночества;
не клеймите себя. Негативные ярлыки, которые больные люди навешивают сами на себя, мешают выздоровлению. Даже если вы едите слишком много пищи, вы не становитесь плохим. Переедание – это не преступление, а болезнь, требующая лечения;
не нужно все продукты питания делить на плохие или хорошие

Важно понять, что есть можно все, но в небольших количествах. Если придерживаться этого правила, то можно позволить себе и немного картошки фри или кусочек кремового торта;
старайтесь делать паузы во время еды

Прервитесь и оцените свои ощущения. Если человек использует пищу в качестве успокоительного средства, то он может пропустить сигнал о насыщении, посылаемый из головного мозга;
поменяйте привычки или среду. То, что нас окружает, оказывает большое влияние на наш образ жизни и культуру питания. Компульсивный едок должен стараться как можно чаще принимать пищу в компании. Ходите в кафе или приглашайте в гости друзей;
дайте себе право быть слабым. Многие люди, страдающие обжорством и лишним весом, составляют список запрещенных продуктов. Этого делать не стоит, потому что справиться с соблазном вряд ли получится. И уже через некоторое время воздержания вы снова будете предаваться чревоугодию. Если хочется чего-то, то съешьте это сейчас, но совсем немного. В этом случае не возникнет чувство вины, являющееся ключевым в пусковом механизме компульсивного переедания;
у человека, страдающего данным психогенным расстройством, может быть только один запрет – на диеты. Об ограничениях в питании необходимо забыть раз и навсегда, поскольку они приводят лишь к дополнительным стрессам. Правильнее будет составить сбалансированный рацион. Если сделать это самостоятельно не получится, то можно обратиться за помощью к диетологу.

Эти методы избавления от пищевых расстройств достаточно действенны. Но лишь в редких случаях больные люди могут справиться с приступами обжорства самостоятельно. При тяжелых формах расстройства помощь специалистов просто необходима. Только при сочетании психотерапии и самоконтроля можно добиться устойчивых результатов.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

Что же такое лень в психологии простыми словами

Ленью называется психологическое нежелание заниматься какими-либо делами. Может быть кратковременной или длительной, периодической или постоянной. Чаще всего является проявлением психологического состояния человека, но может быть признаком различных заболеваний. Академик Павлов называл лень потребностью в экономии энергии.

Виды лени:

  1. Физическая. Возникает на фоне усталости, истощения или изнеможения.
  2. Мыслительная. Человек не способен думать, анализировать какие-либо процессы. Проблема часто возникает у людей умственного труда.
  3. Эмоциональная. Истощаются любые возможности проявлять чувства. Причиной ленивости может быть усталость или стресс.
  4. Творческая. Не получается придумать новые идеи и решения.
  5. Патологическая. Крайняя степень ленности. Проявляется отсутствием мотивации. Человек осознанно бездельничает и даже не хочет находить оправдания своему ничегонеделанью. Но о патологической лени можно говорить, если человек отдохнул, у него нет усталости, но он продолжает лениться.

В психологии лень классифицируют и сути и причинам возникновения:

Вид

Описание

Избирательная

Не хочется делать определенные действия. При необходимости ими заниматься возникает усталость, отвращение. Но другие виды работ человек выполняет быстро и хорошо.

Тотальная

Все вокруг вызывает скуку, ничего не вызывает интерес, мотивации нет. Человек не видит пользу в каких-либо действиях, поэтому предпочитает просто бездельничать целый день. Но сильная скука может сподвигнуть на активные действия.

Сознательная

Намеренное безделье, если человек не видит выгоды или результата.

Прогрессирующая

С каждым днем желание что-либо делать уменьшается. Часто является первым шагом к депрессии., человек может быстро дойти до крайней точки нервного истощения.

Основные признаки лени — преобладание пассивного отношения к жизни, страдания и недовольства при необходимости выполнять физическую или умственную работу. Снижается работоспособность, очень быстро возникает утомление.

Обратите внимание! Лень губит человека, негативно влияет на профессиональную деятельность, учебу и качество личной жизни. Входит в список семи смертных грехов

В «Божественной комедии» лентяи попадали на пятый круг ада.

Рвота

В чем выражается

Содержимое желудка «выплескивается фонтаном», с большей силой, чем во время срыгивания.

Причины

Причин много. Это может быть нормой, а может свидетельствовать о патологии. Рвота не опасна, если она происходит редко и к ней не прибавляются никакие другие тревожные симптомы.

  • Переедание — в таком случае нужно просто успокоить малыша, приласкать, поносить на руках. Не спешите снова его кормить.
  • Гигиена матери — следует мыть грудь перед кормлением и после и следить за собственным правильным питанием. Жирная, соленая и острая пища также может быть причиной рвоты и нарушений процесса пищеварения.
  • Отравление — рвота может быть реакцией на недоброкачественную пищу. Обычно это сопровождается жидким стулом. В таком случае обязательно вызывайте врача. Следите за тем, чтобы организм не потерял много жидкости. Каждые 15 минут предлагайте малышу чайную ложку чистой кипяченой воды. Когда рвотные позывы прекратятся, давайте столовую ложку. В случае диареи можно дать малышу растворенную в воде таблетку активированного угля и дождаться прихода врача.
  • Кишечная инфекция — обычно начинается с внезапного приступа рвоты, часто с жаром или поносом. Надо как можно скорее восполнить потерю жидкости и немедленно обратиться к врачу, так как это заболевание может быть опасным для жизни. Терапию вам назначит доктор.
  • Сотрясение мозга — если рвота началась после падения малыша с любой высоты, вызывайте скорую помощь.

Когда стоит беспокоиться:

  • Если ребенок не хочет брать грудь или принимать молочную смесь;
  • Если малыш вялый;
  • Если у него поднялась температура;
  • Если малыша рвет более 3 раз в сутки;
  • Если рвоту сопровождает понос;
  • Если ребенок потерял много жидкости.

Как уговорить ребенка собрать игрушки

Поиграйте с ним. Поставьте посреди комнаты корзину и забивайте игрушками «голы». Во избежание порчи дорогих экземпляров подавайте ему только мягкие, резиновые изделия, пластиковые кубики и другие небьющиеся предметы. Каждое попадание встречайте бурными овациями. Устройте соревнование наперегонки. Кто первый очистит часть территории, тому разрешат смотреть мультики, дополнительную прогулку на улице, визит к любимой бабушке и т.д. Заинтересуйте строптивца увлекательным сюжетом. Предложите ему роль крана, большого медведя, быстрого Супермена, другого любимого мультипликационного героя.

Почему ребенок ленится: лень как протест

Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!

Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?

И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!

Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.

Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!

Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем  он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!

Мама ужасается: а как же скрипка? изостудия? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!

На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!

В каком возрасте следует приучать ребенка к труду

Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты. Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять. И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?

Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.

2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.

3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».

4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: