Что такое гуманистическая парадигма в образовании?

Гуманистическая педагогика в России

Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке.

Ломоносов был великим просветителем-гуманистом

Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.

Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом.

Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным.

Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей.

Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству.

Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия.

К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера.

Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание.

Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.

Один из ярких представителей гуманистической педагогики наших времен — Сухомлинский

Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других.

Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим.

Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению.

Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями.

Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется.

При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития.

Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью.

Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом.

Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.

В этом видео вы увидите доклад одного из современных гуманистов о педагогике:

Критерии эффективности

При гуманистическом подходе результативность обучения не сводится только к оценке умений и знаний, которые выявляются контрольными срезами и тестовыми работами. Основным элементом эффективности образовательной деятельности является использование ребенком полученных навыков и знаний в практической деятельности.

Педагог должен создавать «ситуацию успеха» для своих воспитанников на всех этапах учебного (внеурочного) занятия, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для эффективного решения этой задачи учитель использует следующие факторы:

  • осуществляет совместную деятельность с учениками в процессе учебной и внеурочной деятельности;
  • демонстрирует свое одобрительное отношение к ученикам, стремящимся самостоятельно приобретать навыки и умения;
  • предлагает школьникам увлекательную, интересную работу.

Плюсы гуманистической педагогики

  • Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
  • Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
  • Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
  • Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
  • Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.

Принципы гуманистической педагогики

Гуманизм в педагогике не преследует цель установления определенной авторитарной идеологии, а наоборот стремится помочь ученику стать более независимым. Это делает его и более ответственным при решении жизненных проблем.

Ценность подобного воспитания состоит в том, что учитель и ученик проводят совместную работу по определению методов самоорганизации и самопознания.

Гуманистическая педагогика направлена прежде всего на самореализацию каждого ученика

Педагогика при этом реализует следующие принципы:

  1. Непредвзятость, объективность и научность процесса обучения и воспитания. На деле это означает, что учитель должен быть максимально непредвзятым при передаче или обсуждении информации. Иначе будет нарушено хрупкое равновесие идей свободы и равенства, а, следовательно, и возможности на самореализацию каждого ученика. Конечно, подобного достичь почти невозможно. На любого человека влияют так или иначе приходящие извне события, но тем не менее педагог должен быть максимально отстранен от пристрастий и штампов, быть объективным и меньше поддаваться идеологическим эмоциям.
  2. Побуждение к самодетерминации и саморегуляции воспитательных процессов, главная цель которых — вызвать в ученике тягу к самопознанию, саморазвитию, самооценке, самокоррекции и так далее. На практике это означает, что педагог раскрывает ученику методы и технологии работы над собой, а также способы оценки эффективности культурной и социальной жизни.
  3. Предлагающие объяснения, которые задают грани моральной и этической правомерности методов процесса познания. Ученик должен понимать, почему он делает выбор в пользу этой идеи или технологии, зачем ему это нужно, какие цели он преследует и так далее. 

Ответы на данные вопросы не должны ущемлять свободу выбора, унижать его достоинства или унижать самопознания личности. И уж тем более при этом не должно быть педагогического произвола и анархии.

Каждый человек живет в обществе, которое обязывает его сохранять этические, моральные и социальные требования.

Обучаемый не должен ставить себя выше этих норм, так как на них зиждется сохранение любой государственности.

Описанные выше принципы являются метамировоззренческими, то есть носят общечеловеческий характер, выходя за грани конкретного мировоззрения.

Нужно ли воспитывать школьников в гуманной атмосфере, когда общество негуманное?

Этот вопрос возникает у многих работников образования. Именно с ним после семинара в крупном российском городе ко мне подошла одна из его участниц.- Вы говорите, детей надо любить?! – спросила с возмущением.- Об этом твердит вся классическая педагогика! – ответил я.- Ошибается ваша классика… Для этого есть родители, вот и пусть любят, -сколько хотят. А мне их любить не надо. Зато я дам им крепкие знания, и они — выдержат экзамены в любой ВУЗ, смогут приспособиться к жизни.

Что было сказать в ответ?

Школа создана не для того, чтобы приспосабливать детей к жизни, тем более к той, которая творится негуманным обществом. Не жизнь производит негуманных людей, а их безволие, бездуховность и безнравственность делает жизнь жестокой и негуманной. Адаптировать детей, приспосабливать их к жизни, которая полна жестокости и злобы, агрессивности и криминала, значит, способствовать ещё большему ухудшению жизни.

Может ли школа, «мастерская человечности» (Коменский), отказаться от своего предназначения? Можем ли мы, люди образования, ждать того времени, когда общество само возвысится нравственно и гуманизм станет его определяющим качеством, жизненной нормой, чтобы приступить к утверждению идей гуманной педагогики в образовательном мире? Зачем нам такая школа?

Лагерь в Украине

Такой лагерь появился и в Украине, его создала семья Светланы и Николая Залужных, учеников гуманной педагогики. Создатели назвали его «ЗОРЕЛОВЫ», подчеркивая тот факт, что последователи гуманной педагогики являются в предельной степени первопроходцами, ловцами звезд, теми, кто стремится к новым знаниям, дающим свет, и делятся ними.  “Создание комьюнити, некоего круга людей, которые используют инструменты гуманной педагогики в обычной жизни, одно из преимуществ, которые дает лагерь. Когда ты находишься в среде семей-единомышленников, людей, объединённых общими задачами, это всегда вдохновляет. Благодаря погружению в метод, совместному изучению практик и возможности практикования в благоприятной среде, происходит более качественное усвоение знаний и дальнейшей их практики в семье” —  комментирует Светлана Залужная. По словам Николая Залужного, который является отцом четырех детей, “…сейчас разумно оглянуться и рассмотреть, какой вклад мы делаем в свою семью, если хотим построить гармоничные отношения со своими детьми. В отношения, которые мы хотим видеть как здоровые, взаимные, необходимо инвестировать, ими необходимо заниматься. Эта инвестиция — прежде всего время, которое мы вкладываем в свое собственное развитие, в подбор тех способов взаимодействия, которые будут работать и давать искомые плоды. Такие семейные проекты как лагерь, основанный на методе гуманной педагогики, дает возможность находить эти инструменты, “ключи” к построению отношений, часто очень индивидуальные…”.  

Тренерами лагеря станут известные украинские педагоги и коучи, среди них Катерина Ясько, Алексей Бабаянц, Ирэна Праскавичуте, непосредственно Шалва и Паата Амонашвили и многие другие. 

С детьми будут работать лучшие воспитатели и педагоги, ученики Шалвы Александровича в Украине. 

Открытие украинского лагеря состоится при непосредственной менторской поддержке семьи Амонашвили – Шалвы Александровича и Пааты Шалвовича. В 2021 году лагерь будет в июле, в две смены, каждая по неделе в одном из живописных и уютных мест украинских Карпат. 

Светлана Залужная — является соавтором частной школы нового формата DEC Life School, Амбасадором Эмпатии в Украине и Ученицей профессора Шалвы Амонашвили, автора Гуманной педагогики, мама троих детей, 7 лет развития в отрасли образования. 

Николай Залужный — ментор семейного воспитания, детский спортивный наставник, отец четырех детей, участник спортивных соревнований Ocean Man, 20 лет успешной работы в бизнесе.

Полная информация о лагере в Украине — http://zorelovy.com/Больше о гуманной педагогике — https://xn--80aagyardii6h.xn--p1ai/gumannaya-pedagogika/Лагерь в Грузии, отзывы гостей — https://mariamamonashvili.wixsite.com/busheti2018О профессоре Ш.А. Амонашвили — https://xn--80aagyardii6h.xn--p1ai/amonashvili/

Специфика воспитания

Нет необходимости проводить специальные эксперименты для того, чтобы понимать, что сидение за монитором компьютера приводит к превращению в интеллектуально ограниченного человека.

Современная гуманистическая педагогика особое значение уделяет этическому, ценностному воспитанию. П. Куртц считал, что цель этического воспитания является двоякой:

  • формирование в подрастающем поколении личностного начала, которое позволяет им мыслить самостоятельно, применять моральные правила не только в отношении к себе, но и к другим людям;
  • воспитание возможности этического развития, а также формирование навыков ведения критического исследования.

Духовность и гуманность – фундаментальные понятия образования. Но что они есть в действительности? Что мы подразумеваем под ними в педагогике?

О гуманизме и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Так много, что эти понятия стали модными и настолько привычными, как будто отражают действительную и повсеместную практику. Между тем, их понимание и применение в педагогике зачастую не соответствует глубинной сути этих понятий.

Такая беда случилась и с понятиями – развитие и сотрудничество. Теперь настал черёд стать модными понятиям: духовность и формирование духовности, гуманность и гуманное отношение к детям, личность и личностно ориентированное обучение (воспитание, образование). Есть опасность, что происходит и их девальвация.

Между тем, понятиям духовность и гуманность суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить насилию низших ценностей – чувству собственности, индивидуализму, алчности, культу наживы и т. д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как: вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру.

Духовность и гуманизм – фундаментальные понятия, способные через образование содействовать непрерывному эволюционному процессу человечества. Они – опора личности на её трудном пути восхождения.

Но духовность и гуманность потеряют силу влияния, если их превратить в обычные, расхожие словечки и обозначать ими неадекватные, противостоящие реалии. Они – понятия, а не просто слова для разговорной речи; инструменты, а не украшения; поле боя, а не пещеры для укрытия. В них мы вкладываем смысл, обозначающий принцип и образ жизни в настоящем и будущем.

Эти понятия не кратковременного порядка, такие, как скажем, технические средства или алгоритмизация обучения, программирование, комплексный подход, стандарты образования, тестирование и пр., которые сегодня есть, а завтра могут уйти. Они – вечные, так как составляют первооснову, действенную суть образования и воспитания. Возвращая им истинное значение, мы возрождаем энергию, накопленную тысячелетиями, которая способна воодушевить многих на духовный подвиг во имя того, чтобы духовность и гуманность стали нормой для каждого из нас.

Какой же вывод можно сделать из этого?

Первое – мы возвращаем к новой жизни понятия, на которые возлагаем большие надежды: с одной стороны – вывести из кризиса наше педагогическое сознание, с другой – дать ориентир образованию с его целями, процессами и содержанием.

Второе – имея горький опыт опошления важных понятий, которым суждено сыграть исключительную роль в обновлении образования, нам следует уберечь понятия духовности и гуманности от девальвации, чтобы они не утратили заложенную в них энергию преобразования.

Основные задачи гуманистической педагогики

В настоящее время педагоги считают, что этого недостаточно для достижения главной цели гуманистической педагогики.

Есть большая разница между полученными знаниями и повседневными привычками человека.

Теоретические ценности нужно уметь реализовывать в практической жизни индивида. Гуманистическое воспитание имеет определенную дуальность.

С одной стороны, человек должен обладать определенными моральными принципами по отношению к себе и окружающему его обществу.

С другой индивид должен обладать критическим этическим познанием себя, других людей и физического мира. Иначе можно увязнуть в решении псевдопроблем, которые не имеют смысловой ценности для человека и человечества в целом.

На что же направлена современная гуманистическая педагогика?

На что направлена гуманистическая педагогика?

Современная наука о воспитании ставит перед собой задачу установить согласие между личностью и её мировоззрением, имеющимися знаниями и применением их в повседневной жизни человека.

Этическая сторона воспитания призвана укрепить гармонию между духовными основами жизни человека и его поступками.

На практике такое воспитание позволяет развить уникальность и самобытность каждого ученика, на которые не влияют политические и социальные условия.

При возникновении же нестандартных ситуаций его это не поставит в тупик и не лишит творческого отношения к жизни.

Человек реализует себя и свою жизнь по собственному усмотрению, то есть занимается самореализацией, не мешая при этом другим личностям искать свой путь.

Самореализация помогает осуществить на практике теоретические идеи свободы и равенства.

Поняв ценность и важность каждой личности, человек не допускает рост напряженности в межличностных отношениях

Основное предназначение

Одной из своих основных задач гуманистическая педагогика считает преодоление мелких проблем, концентрацию внимания ребенка на серьезных и актуальных вопросах. Те несущественные проблемы, которые появляются из-за недостаточности понимания какого-то явления, утраты этических норм, могут быть упущены при традиционной методике образования. Гуманистическое воспитание ориентируется не только на простую передачу информации, но и на ее детальную проработку на эмоциональном уровне.

В процессе проведения различных занятий, отработки универсальных навыков в рамках лабораторных практикумов, школьники осознают значимость личности, Педагог в рамках подобной концепции выступает в качестве наставника – тьютора. Он помогает воспитаннику выстраивать собственную образовательную и развивающую траекторию.

Для того чтобы выявлять творческие и интеллектуальные способности и возможности, педагоги совместно с психологами организуют диагностическую работу, направленную на выявление одаренности.

Цели и задачи подхода

Гуманизация образования – это система, признающая человека в качестве высшей ценности. И. Кант считал, что подобный подход способствует формированию человека, который сможет самостоятельно развиваться, совершенствовать свои творческие и умственные способности.

Что вкладывают в смысл данного метода современные исследователи? Они считают, что гуманизация образования – это создание определенных условий, которые направлены на раскрытие и совершенствование способностей ребенка. Они помогают формировать позитивную самореализацию. В основе подхода лежит уважение к человеку, вера в него, взаимоотношения с другими людьми, комфортность существования в социальной среде.

Отличительные особенности гуманизации

Личностно-ориентированные технологии предполагают постановку в центр образовательной системы личности ребенка, создание для него бесконфликтных, благоприятных и безопасных условий реализации, развития природного потенциала.

Технология сотрудничества базируется на равенстве, демократизме, партнерстве педагога и воспитанника. Они вместе продумывают план действий, подбирают литературу для работы, анализируют полученные результаты. Гуманизация современного образования способствовала введению в образовательные учреждения исследовательской и проектной деятельности.

Проектная методика стала обязательным элементом в любой учебной дисциплине. Какова ее значимость при гуманизации образования? В рамках проведения проекта ребенок учится самостоятельно ставить цели, задачи, выдвигать гипотезу (предположение), подбирать научную литературу. В этом процессе педагог является наставником, он корректирует работу своего подопечного.

Технология свободного воспитания способствует творческому, разностороннему развитию школьника. При оформлении результатов проведенного исследования ребенок приобретает информационные компетенции. Готовый проект дети представляют в рамках научно-исследовательских конференций и конкурсов своим сверстникам, формируя и развивая при этом коммуникативные навыки.

Особенности гуманистической педагогики

Гуманистическая педагогика — это направление в теории и
практике образования, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов в США как
педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основными
тенденциями, характеризующими это направление в педагогике, являются придание
личностно-ориентированного характера образовательному процессу, преодоление
авторитаризма в воспитании и обучении, попытки эмоционально окрасить процесс
приобретения учащимися знаний, умений и навыков.

Само понятие «гуманизация» происходит от понятий
«гуманизм» и «человечность». Этот термин отражает
конструктивный аспект проблемы, решением которой является деятельность по
достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей.

Гуманизация образования, по мнению ученых-педагогов,
является морально-психологической основой педагогического процесса. Это
социально-педагогическая особенность самого процесса воспитания и образования.
Это процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта
творческой учебной деятельности, познания и общения. Согласно ее целям,
гуманизация является условием гармоничного развития личности, обогащения ее
творческого потенциала, реализации творческих способностей и стремлений
личности, установления гармоничного взаимодействия с миром: природой, обществом
и другими людьми. По мнению Е.Н. Шиянова, гуманизация является ключевым
элементом нового педагогического мышления, в котором и учителя, и ученики
выступают как субъекты развития творческой индивидуальности.

Гуманизация образования подразумевает своего рода
«гуманизацию» знаний, то есть такую организацию образовательного
процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития гуманистическая педагогика выработала
ряд положений, которые являются ее отличительными особенностями и должны быть
учтены в процессе реализации обучения и воспитания. Рассмотрим следующие
особенности гуманистической педагогики:

  • В процессе преподавания и обучения должна быть создана эмоционально стимулирующая школьная среда;
  • обязательное поощрение инициативы студентов в образовательном процессе;
  • Построение конструктивных межличностных отношений в классе имеет большое значение;
  • Для полноценной реализации образовательного процесса необходимо разработать такие образовательные программы, которые максимально развивают потенциал и творческие способности учащихся;
  • В учебном процессе необходимо совместно обсуждать проблемы познавательного процесса и способы его оценки с учителем и учащимися;
  • Необходимым, хотя зачастую и трудным условием является отказ от выставления оценок как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического
взаимодействия позволяет использовать различные формы педагогической работы —
от гибких и спонтанных на уровне самоопределения учащихся до достаточно
жестких, которые будут основаны на устойчивой мотивации и потребностях детей.

Принципы

Основы гуманистической педагогики основываются на трех принципах:

  • научности, объективности, непредвзятости;
  • самодетерминации и саморегуляции;
  • объяснения.

Достижение научности, непредвзятости, объективности является сложной процедурой очистки педагогического процесса от внушения, навязывания школьникам системы атеистических, религиозных взглядов, политических убеждений. Данный процесс не всегда возможен, поскольку педагог имеет собственную точку зрения, обладает определенными эмоциями.

Сама атмосфера воспитательного процесса в какой-то мере пропитана идеологическими подходами, поэтому требуется немало усилий для того, чтобы педагог в полном объеме соблюдал свободу убеждений и совести.

Идеи гуманной педагогики начинают влиять на образовательную действительность.

Тяга учителей и воспитателей к ним возрастает. За последние 12 лет более 16 тысяч учителей прошли обучение на семинарских курсах повышения квалификации и получили соответствующие удостоверения. В 150 городах России, стран СНГ и Балтии, а также в Болгарии созданы общественные лаборатории гуманной педагогики, которые проводят педагогические конференции и чтения, осуществляют творческую практику, ведут методическую разработку и распространяют накопленный опыт. Некоторые лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Тюмени, Пензе и др. городах выпускают сборники своих трудов и учебно-методические пособия. Особый интерес к гуманной педагогике проявляют учителя Латвии, Литвы, Эстонии. Только в Латвии в 2002-2005 годах было проведено 12 семинаров. В них участвовало более 2000 учителей. В Москве создан Международный Центр Гуманной Педагогики, который ежегодно проводит Международные Педагогические Чтения. В них принимают участие учителя, воспитатели, работники образования, родители, учёные – более 600 человек ежегодно. Чтения объединяют учителей из всех государств, составлявших ранее Советский Союз. Тема каждых чтений помогает участникам осмыслить разные аспекты гуманной педагогики.

Вот эти темы по годам:

  • 2002 год – Первые Чтения: «Гуманная педагогика и духовность образовательных пространств»
  • 2003 год- Вторые Чтения: «Улыбка моя, где ты?»
  • 2004 год – Третьи Чтения: «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»
  • 2005 год – Четвёртые Чтения: «Без сердца что поймём?»
  • В 2006 году будут проведены Пятые Чтения по теме: «Спешите, дети, будем учиться летать»

Материалы Чтений публикуются в ежегодном выпуске журнала «Три ключа» (осуществлено 9 выпусков). Международное Жюри «Сердце и Лебедь» учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10-ти особо отличившимся работникам образования диплом и золотой значок «Сердца и Лебедя».

Издательский Дом Шалвы Амонашвили осуществляет многотомное издание «Антологии Гуманной Педагогики» (главный редакгор академик РАО Д. Д. Зуев). Уже издано 50 томов, среди которых: Святые Писания Мировых Религий, духовные учения, философия, психология, классика, современность. «Антология» выходит в пяти книгах по направлениям: Древняя Мудрость, Восток, Запад, Россия. Современность. «Антология» допущена Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических учебных заведений всех уровней. Издаётся педагогическая и учебная литература в помощь учителям. В частности, издан учебно-методический комплект по письменно-речевой деятельности для 1 -V классов (автор – академик В. Г. Ниорадзе). При Московском Городском Педагогическом Университете создана Лаборатория гуманной педагогики. Она ввела на факультетах спецкурсы: «Основы гуманной педагогики», «Культура учителя гуманного типа мышления». В университете ежегодно проводится конкурс среди студентов и аспирантов на лучшую работу по гуманной педагогике и выдаётся 10 премий.

Под научным руководством Лаборатории осуществляется система гуманно-личностного подхода в экспериментальных школах: 200, 1715, 1607 (Москва), 38 (Санкт.-Петербург). 12, 62, 70 (Тюмень), 5 (Сургут), 31 (Нижневартовск), Лиепская сельская основная школа (Цесиский район, Латвия). Защищаются докторские и кандидатские диссертации по проблемам гуманной педагогики. В 2004 году защитила докторскую диссертацию главный специалист лаборатории В. Г. Александрова по теме: «Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции». Особо интенсивную работу по исследованию исторических аспектов проблем гуманной педагогики ведёт кафедра педагогики Лингвистического университета в г. Пятигорске.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: