Страхи у детей

Детские страхи по возрастам на этапах развития

1. Между первым и третьим годом жизни дети испытывают тревогу разлуки – в большей или меньшей степени.

2. В возрасте от двух до четырёх лет дети находятся в так называемой «магической фазе»: они видят фантастические фигуры и верят, что могут творить чудеса. Ночью они часто боятся угрожающих монстров и темноты.

3. В возрасте от пяти до семи лет дети мыслят уже более логично, но всё ещё очень конкретно. Они боятся бедствий, катастроф или войн – например, если видели что-то о них по телевизору. Даже если катастрофа находится далеко, дети сильно связывают это с собой.

Я рекомендую родителям не изолировать детей, а объяснять им новости, которые они увидели, к примеру, по телевизору, в доступной для детей форме. Также типичные страхи для этого возраста: опасение получить травму и боязнь определённых животных.

4. Примерно с восьми лет обычно появляются первые детские страхи, связанные с успеваемостью – например, паника перед контрольной в школе или экзаменами.

5. В подростковом возрасте, когда дети начинают отделяться от родителей, как правило, появляются социальные страхи.

Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло

Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.

Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.

После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.

Страхи от 11 до 16 лет

В норме все детские страхи и тревоги в подростковом возрасте должны сгладиться. Появляются новые страхи, связанные с взрослением ребенка и становлением его самооценки. Он боится быть «не собой», т.е. не соответствовать собственным требованиям к самому себе.

Подростки переживают физическую и физиологическую перестройку, из-за чего многие из них начинают комплексовать из-за своей внешности, боятся не понравиться лицам противоположного пола.

Не стоит воспринимать страх, как каприз ребенка или способ привлечь к себе внимание! Страхи быстро исчезнут, если в семье царит благополучная и мирная обстановка, полная любви к ребенку и поддержки во всех трудностях. 

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком

Найти и обезвредить

Так или иначе, мы все взрослеем вместе со своими детскими страхами

Чтобы минимизировать их влияние на взрослую жизнь, родителям нужно уметь обращать на них внимание в детстве, не отмахиваться и не игнорировать детские посылы

Даже самые простые действия, не требующие труда, способны поменять отношение ребенка к собственному страху. Как помочь:

  • Купить плюшевую игрушку – друга и рассказать историю о том, что она всегда будет охранять ребенка.
  • Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе маленьком. Вообще уделять ребенку больше внимания.
  • Рисовать, лепить вместе с ребенком. Предложить нарисовать того, кто пугает.
  • Всегда рассказывать о том, что вокруг. Не игнорировать вопросы «почему небо синее» и так далее.
  • Пересмотреть обстановку в семье. Решить конфликтные ситуации.
  • Избегать переутомления у ребенка, снизить нагрузки.
  • Следить за режимом сна и отдыха.
  • Чаще проводить время вместе.

И конечно нельзя делать следующее:

  • Стыдить и смеяться над детскими страхами: «Ты уже большой, а боишься темноты», «не придумывай, все это глупости».
  • Игнорировать просмотр агрессивных фильмов и компьютерных игр.
  • Акцентировать и напоминать про страхи.
  • Обзываться и наказывать: «Ой, посмотрите, какой трус растет».

Семья – это первая и самая важная социальная группа в жизни каждого человека. Нас всех иногда раздражают страхи наших детей, кажутся нам глупыми и наивными. Но нужно помнить, что проблемы, которые начались именно в семейной обстановке, во взрослом возрасте устранить достаточно сложно.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Особенности страхов с 1-3 лет

После года причины этого чувства резко меняется. Малыш может остерегаться наказаний, криков, боли, темноты, одиночества. Психологи утверждают, что это нормально для детей этого возраста. Абстрактные страхи для этого возраста не характерны. Они возникнут много позже.

Пример 

Девочка 3 лет очень боится темноты. Когда ее укладывают спать — обязательным условием должен быть горящий свет в ночнике. Без него малышка кричит, плачет, цепляется за родителей. Когда взрослые решили разобраться в причине такого неестественного поведения дочери, выяснилось, что старший сын любил рассказывать сказки-страшилки на ночь глядя. У девочки сформировался страх после подобных сказок.

С 12 до 16 лет

Подростковый возраст — время социальных страхов, которые вытесняют все остальные. Ребенок переживает половое созревание, у него быстро меняется внешность, идет гормональная перестройка.

Так появляется страх стать некрасивым и превратиться в объект насмешек

Чтобы свести такие страхи к минимуму, важно привить подростку навыки ухода за собой, привычку регулярно заниматься спортом, следить за питанием

Также важно, чтобы у подростка были увлечения, своя компания единомышленников и друзей. Спортивные или творческие секции, хобби помогают избежать депрессивных мыслей и легче пройти кризис идентичности

Ребенок панически боится насекомых до истерики, что делать?— Психологический Центр Инсайт

Боязнь различных насекомых – энтомофобия – это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают к ним страха или брезгливости.  Поэтому, если ребенок в 3 года боится насекомых, речь идет о фобии, спровоцированной какой-то причиной. 

Почему возникает энтомофобия?

Естественной реакцией любого человека на появление жука или таракана является крик: «Убей его!». Увидев этих «чудовищ», хочется сразу схватить тапочек и раздавить их. Проявление подобной агрессии или страха со стороны взрослых становится причиной того, почему ребенок боится насекомых. 

Родители могут пошутить и сказать, что безобидные внешне мелкие беспозвоночные больно кусаются. У малыша в подсознании это отложится, как предупреждение об опасности, он постарается избегать встреч с летающими мошками и ползающими жуками. Для крохи не будет иметь значения, кто перед ним – паук или бабочка.

Причиной возникновения данной фобии может стать запугивание: к примеру, что непослушных маленьких деток забирает к себе злая гусеница. Несколько подобных фраз приводят к тому, что ребенок панически боится насекомых. Побороть этот страх – становится основной задачей многих родителей. 

Если у сына или дочери появилась энтомофобия, постарайтесь убедить их, что нет причин для страха перед беспозвоночными. Не нужно малыша и убеждать, что поблизости нет мелких животных. Букашка, появившаяся в поле зрения карапуза, приведет к истерике и слезам, а его доверие к родителям уменьшится

Лучше привлекать внимание к тому, что малыш находится под защитой любимых людей, которые позаботятся о нем и спасут от опасных беспозвоночных. 

Ребенок боится насекомых: способы устранения страха

В попытках избавить малыша от энтомофобии не стоит вдаваться в крайности. Нельзя сажать возле него паука или муравья, ожидая спокойной реакции. Не рекомендуется также давить жуков и пчел при детях: так вы научите их жестокости. Постарайтесь найти творческий и приятный подход к лечению подобного страха. Если ребенок боится насекомых до истерики, помогут следующие рекомендации.

  • Объясните крохе, что не каждая букашка опасна. В природе есть множество прекрасных маленьких животных, которые не причиняют вреда людям – божьи коровки, бабочки, стрекозы. И даже если ребенка укусил комар или ужалила пчела, успокойте его и убедите, что в этом нет ничего страшного. 

  • Покажите малышу, какие букашки безвредные, а с какими следует избегать встречи. С этой целью можно приобрести красочную энциклопедию. 

  • Если ребенок панически боится насекомых, купите ему игрушку в виде мухи или жучка. 

  • Прочитайте малышу историю, стих или сказку о добрых букашках. Включите забавный мультик о путешествиях веселых червячков, муравьев или комаров. 

  • Материализуйте фобию. Победить подобный страх можно при помощи рисунка. Предложите карапузу нарисовать или вылепить из пластилина насекомых, вызывающих у него страх. Этот прием позволит вам превратить в глазах сына или дочери ужасных пауков в милых букашек. 

Если все попытки вылечить сына или дочь от энтомофобии не увенчались успехом, тогда следует обратиться к профессионалам. Опытные сотрудники психологического центра «Инсайт» помогут решить данную проблему. Они подберут для ребенка индивидуальный метод лечения и избавят его от панической боязни насекомых в кратчайшие сроки. Чтобы записаться на прием, позвоните менеджерам компании или заполните заявку на сайте. 

Как помочь преодолеть страхи младшему школьнику

Рассмотрим, как можно помочь ребенку на примере со страхом опоздать.

Сначала проанализируйте, на каком этапе возникает пугающая ситуация:

— ваш школьник начинает паниковать еще дома, когда одевается и собирается;

— по дороге;

— когда переступает порог школы.

Лучше всего собрать компанию друзей и устроить очень веселую и шумную игру вместе. Разбейте игру на соответствующее количество этапов:

1) дом;

2) дорога в школу;

3) школа.

Суть игры в том, чтобы утрировать ситуацию и показать в смешном виде, что мешает ребенку прийти вовремя. Это поможет ему перепрожить свой страх в более безопасной среде. и посмотреть на него с юмором. Роли взрослых – мамы, папы, учительницы пусть играют дети, а взрослые могут справиться с ролью машины, которая тормозит и буксует, футболки, которая не хочет надеваться, или пенала, который куда-то делся. Строгую учительницу пусть тоже сыграет кто-то из ребят.

Если ваш ребенок не хочет играть главную роль, предложите ему любую на выбор. Главное, чтобы он попытался прожить эту ситуацию, победить мешающие обстоятельства и посмотреть на них другими глазами.

Сложность сюжета зависит от возраста. Иногда достаточно разыграть одну пугающую сцену.

Причины детских страхов

1. Семья

Как это ни странно, самая частая причина укрепления, казалось бы, простых детских страхов – это семья. Это не значит, что ребенок впервые ощутил страх в семье, это значит, что семья, сама того не зная, помогает его укрепить

Чрезмерное внимание или его недостаток, тревожность родителей, ссоры – все это «слышится и видится» маленьким ребенком

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

Детский страх провоцирует и укрепляет:

  • слишком авторитарная семья,
  • одиночество, дефицит общения с родителями,
  • частые наказания,
  • гиперопека,
  • неблагополучная ситуация в семье.

Здесь все зависит от родителей. Пересмотрев и изменив свое собственное поведение и образ жизни, можно помочь ребенку правильно пережить свои страхи.

2. Физиологические причины

Детские страхи зависят от многих факторов:

  • возраст – чем младше, тем страшнее;
  • гиперчувствительность;
  • травмы;
  • недостаток физической активности и гипоксия;
  • пол – мальчики боятся реже;
  • возраст родителей – поздние дети чаще подвергаются гиперопеке, а тревожность родителей высока;
  • наследственность.

Детские страхи не развиваются исключительно по физиологическим причинам, обязательно есть наличие и других факторов.

3. Психологические причины

Это могут быть травмирующие ситуации, которые спровоцировали у ребенка сильный испуг:

  • укус насекомого или животного;
  • асоциальное поведение взрослого, взрослая истерика или паника
  • смерть родственника;
  • авария, падение с высоты;
  • конфликты в семье с громкими криками.

В подобных случаях очень многое зависит от родителей

Если они смогут обеспечить ребенку спокойную обстановку, чувство безопасности и покоя, смогут отвлечь и переключить его внимание на что-то другое, страх очень быстро пройдет

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация;
  • имплозия;
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента

Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям

Страхи лечатся эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним, воспринимает их без проявления паники и тревожности.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия

Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей

Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью

Может потребоваться помощь родителей. Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать

Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов

Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться

К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов. Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха

Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Терапия и коррекция

Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:

  • избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии;
  • разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов;
  • невербально проявить мысли и чувства;
  • развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.

В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.

Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.

Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).

Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог

Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко

Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Почему возникает страх?

  • конкретная ситуация. Если ребенка исцарапала кошка, он будет в дальнейшем бояться повторения этой ситуации. Однако такие страхи довольно легко поддаются коррекции – достаточно обратиться к квалифицированному психологу;
  • механизм внушения. Нередко взрослые способствуют формированию страхов у ребенка – например, часто грозятся в случае непослушания отдать его полицейскому. В результате ребенок будет бояться людей в форме;
  • фактор окружения. Если ребенок испытывает постоянный страх дома, или у него не сложились отношения в садике/школе, то впоследствии он будет расти боязливым и остро реагировать на критику;
  • фантазии. Например, под влиянием собственных фантазий у многих детей формируется страх темноты, только одни дети его перерастают, а у других могут развиться нервные расстройства;
  • психические расстройства. Нередко страхи могут свидетельствовать о развитии невроза, и в таком случае без специалиста не обойтись.

Детские страхи и их коррекция

  • реальные страхи, которые являются естественной реакцией на внешние раздражители;
  • невротические страхи, которые связаны с невротическими расстройствами. То есть страх возникает сам по себе, безосновательно;
  • свободные страхи, которые выражаются в постоянном ожидании стрессовой среды.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно, лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии: они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства, например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: