Задания и упражнения для изучения геометрических фигур
Чтобы организовать процесс обучения малышей по ФЭМП геометрическим знаниям, используются специальные методы работы.
При этом можно воспользоваться следующими заданиями или упражнениями:
- Детям предлагаются плакаты, на которых нарисованы таблицы с квадратными ячейками. Они могут иметь различные размеры и быть заштрихованы. Малышей просят определить, где больше квадратов, сравнить их величину.
- На рисунке изображена гусеница, состоящая из зеленых кружков. Из каждого выходит по две ножки. Детям предлагают плакаты, где изображены гусеницы, имеющие различную длину, чтобы сравнивать их и определять, какие из них высокие или низкие, длинные или короткие.
- На плакате нарисовано большое количество простейших геометрических фигур в виде контуров. При этом фигуры одного вида имеют одинаковый цвет, а различные — отличаются своим окрасом. Детям предлагают разделить нарисованные фигуры на группы. Это можно сделать словесно или путем их вырезания и раскладывания на несколько кучек.
- У детей в дошкольном возрасте нужно воспитывать понимание основ математики — связи между фигурами и числами. Чтобы ее лучше освоить, детям показывают рисунки, где рядом изображено несколько квадратов, в другой части кружки, в третьей — треугольники. В виде задания предлагают посчитать их. Также рисуют простейшие примеры на сложение и вычитание, чтобы изучать счет. Например: два круга, знак плюс, два квадрата, знак равенства, затем рисуют подряд два круга и два квадрата.
- С использованием бумаги в клеточку предлагают нарисовать фигуры по заданным воспитателем параметрам.
- Чтобы малыши осваивали понятия «больше» или «меньше», можно использовать полосочки различного цвета и длины, но одинаковой ширины. При помощи наложения полосок можно определять, какие из них окажутся длинней, а какие короче.
Дошкольники могут заняться конструированием более сложных фигурок из заданного набора элементарных. Например, для этой цели может быть использована игра «Танграм». В ней квадрат разрезан на несколько кусочков, из которых необходимо сложить заданные сложные фигуры.
Малыши учатся различать фигуры
При работе с малышами могут быть также применены следующие методы:
- Наблюдение. В этом случае, например, детям показывают вырезанные из плотной бумаги геометрические фигурки и задают вопросы об их свойствах.
- Предлагают пары картинок или фигур для сравнения. Малыши могут отмечать, в чем они похожи, а в чем у них имеются отличия.
- Закрепление знаний может происходить путем получения ответов на наводящие вопросы. Например, малышей можно спросить, какие фигуры не имеют углов (круг или овал).
Важно! В результате таких занятий дети получают запас представлений и понятий, относящихся к геометрической сфере, который окажет им существенную помощь в дальнейшей жизни. Формирование представлений о свойствах и отношениях геометрических фигур имеет не только важное значение в формировании познавательных функций ребенка, но и учит его мыслить, развивает наблюдательность, обучает сопоставлять и делать выводы
Почему не стоит пренебрегать этой темой ни дома, ни в ДОУ
Формирование представлений о свойствах и отношениях геометрических фигур имеет не только важное значение в формировании познавательных функций ребенка, но и учит его мыслить, развивает наблюдательность, обучает сопоставлять и делать выводы. Почему не стоит пренебрегать этой темой ни дома, ни в ДОУ
https://youtube.com/watch?v=O3vzmcGv2go
Фигуры для детей 7 лет
Геометрические фигуры для детей 7 лет
Детям всегда интересно проявлять фантазию и составлять рисунок из геометрических фигур. Такое творческое задание покажется ребенку увлекательным и в тоже время оно развивает фантазию и пространственное мышление.
Геометрическая фигура звезда
Звезда фигура картинки
Фигура куб
Геометрическая фигура куб
Фигура куб является объемной геометрической фигурой у которой есть 6 граней. Каждая грань куба является …
Фигура трапеция
Трапеция для детей
Геометрическая фигура трапеция
Трапеция геометрическая фигура для детей
Картинки трапеция для детей
Трапеция …
Геометрическая фигура цилиндр
Развертки геометрических фигур цилиндр
Фигура ромб
Ромб для детей
Геометрическая фигура ромб
Ромб картинка для детей
Фигура ромб для детей
Геометрические фигуры для детей ромб
Ромб …
Фигура многоугольник
Многоугольник для детей
Геометрические фигуры для детей многоугольник
Картинка многоугольники для детей
Рисунки из многоугольников …
Фигура параллелепипед
Геометрическая фигура параллелепипед
На рисунке представлены фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.
Объемная фигура …
Фигура пирамида
Геометрическая фигура пирамида
Фигура треугольная пирамида
Фигура четырехугольная пирамида
Объемная фигура пирамида
Фигура конус
Геометрическая фигура конус
Найди на картинки предметы напоминающие геометрическую фигуру конус:
МороженоеЗонтЧасы песочныеПирамидкаКолпак …
Геометрическая фигура Призма
Геометрическая фигура дуга
Какая фигура на картинке не является дугой?
Фигура шестиугольник
Геометрические фигуры шестиугольник
Шестиугольники для детей
Шестиугольник фигура это геометрическая фигура с шестью сторонами.
Фигура …
Геометрическая фигура параллелограмм
Фигура овал
Картинка овал для детей
Предложите ребенку вырезать геометрические овалы из цветной бумаги, а затем создайте вместе аппликацию из …
Геометрическая фигура пятиугольник
Геометрическая фигура месяц
Аппликация из геометрических фигур
Аппликация из геометрических фигур для детей
Аппликация из геометрических фигур шаблоны
Рисунок из геометрических фигур
Рисунок …
Зачем ребенку учить геометрические фигуры?
Первые три года жизни ребенка – это период развития мозговых клеток, когда образуется прочная база для новых свершений. Уже в 3-4 месяца малыш способен различать формы. Это не означает, что пришла пора заучивать названия геометрических фигур, но мама при разговоре с крохой может стараться употреблять фразы: «А вот и наше любимое круглое блюдце», «Давай посмотрим, что в квадратной коробке» и подобные.
Знание геометрических фигур помогает:
- развивать пространственное мышление, ориентацию в пространстве;
- расширять кругозор;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать и выделять главное, классифицировать;
- пополнять словарный запас.
И, конечно же, полученные дошкольником знания послужат ему отличным подспорьем в изучении математики в школе.
Аппликации для младших школьников
Тематика аппликаций из геометрических фигур для школьников – это животные и птицы, насекомые и объекты природы. Педагоги могут упростить любое задание тем, что показать готовые образцы работ и раздать заготовленные трафареты (шаблоны).
В зависимости от возрастных особенностей ребенка, им предлагается собрать картинку из готовых кругов и квадратов или вырезать их самостоятельно.
Далее задание можно усложнить – выложить фрагменты симметрично или изменить форму, но так, чтобы изображение получалось узнаваемым.
Предлагаем галерею лучших работ дошкольников и аппликации детей 1-2 классов из геометрических фигур.
В каком возрасте можно начинать изучение геометрических фигур
Познание окружающего мира ребенком начинается с восприятия им предметов и явлений. В самом младшем возрасте малыши еще не способны понимать форму предмета отдельно от него самого. Фактически они познают их с использованием различных органов чувств: не только с помощью зрения, но и на ощупь, а также проговаривая различные слова.
Набор для изучения
К сведению! Важную роль в этом процессе играет сравнение. Увидев новый предмет, малыш может определить, похож ли он на другие, уже известные ему.
В процессе своего развития ребенок по-разному воспринимает геометрическую форму предметов. Маленькие дети видят и ощущают их в целом, не выделяя при этом форму. То есть каждый мячик для них не шар, а особенный предмет.
В более старшем возрасте малыш уже может производить сравнение предметов, определяя их схожесть или различие. Постепенно он учится выделять должным образом элементы формы. В старшем дошкольном возрасте уже понимает, что такое геометрическая фигура и какие свойства у нее существуют.
Однако развитие геометрического восприятия и мышления происходит не автоматически, а в процессе обучения.
Важно отметить, что получение первоначальных геометрических знаний и обучение счёту носит ознакомительный характер. При этом не происходит систематического изучения геометрических знаний
Никакие точные определения в это время не рассматриваются.
Важно! В процессе изучения дети учатся узнавать и изучать фигуры, рисуют их, описывают на русском языке
Дидактические игры
1. Заблудившиеся фигурки
Понадобится много разноцветных фигур из плотного картона и несколько коробок. Задача ребёнка – рассортировать фигуры по коробкам. Перед началом игры можно рассказать малышу сказку о том, как фигурки заигрались, перепутались и теперь хотят поскорее попасть домой. В одной коробке живут квадраты, в другой – треугольники, в третьей – круги и т. д.
Можно усложнить задание, предложив выбрать фигуры только одного цвета.
2. Цепочки
Взрослый выкладывает в ряд фигуры в определённом повторяющемся порядке. Треугольник, квадрат, круг, потом снова треугольник, квадрат, круг… Ребёнку предлагает продолжить эту цепочку. Малышу нужно понять закономерность и самому воспроизвести ряд.
Эта игра имеет много уровней сложности. Начинать следует с самого простого, чтобы ребёнок понял принцип закономерностей. Потом можно усложнять, добавляя цвета, фигуры и размеры.
3. Кот в мешке
Вместо кота в мешок помещают фигуры из плотного картона. Они должны быть такого размера, чтобы помещались в ладошке ребёнка. Ему нужно опустить руку в мешок, нащупать фигуру и угадать её название.
4. Рисование разнохарактерных линий
Линии – это тоже геометрический материал, с которым знакомятся дети в дошкольном возрасте. Они могут быть прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Детям предлагают незаконченные рисунки. Рисование дождика – это наклонные линии, рисование причёски на голове человека – волнистые и т. д. Таким образом, ребёнок знакомится с основами геометрии, просто рисуя. Также нужно ввести понятие «точка». Точка – это начало любой линии. Если соединить несколько точек, можно получить определённую фигуру.
5. Пазлы
Собирание пазлов хорошо развивает логику и пространственные представления. Можно изготовить самодельные пазлы для изучения геометрических фигур. Понадобятся картинки, которые нужно разрезать на несколько фигур. Ребёнку предлагают воссоздать картинку и рассказать, из каких геометрических фигур он её собрал.
6. Геометрический планшет
Этот способ использовала Мария Монтессори в своей методике. Для изготовления понадобятся кнопки-гвоздики, канцелярские резинки и пробковая доска. Ребёнок может составлять геометрические фигуры, растягивая резинку между симметрично расставленными гвоздиками.
Польза математических диктантов
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради Шевелёва развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:
координация движений;
внимание;
память;
усидчивость;
воображение;
словарный запас;
мелкая моторика;
орфографическая зоркость.
Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.
Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.
Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.
Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.
Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.