20 лучших развивающих мультиков для самых маленьких

Как правильно выбирать мультики для просмотра

Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.

Признаки «нежелательных» мультиков

Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности

Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался

А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.

Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.

Признаки хороших мультиков

После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:

  1. Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.

  2. Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.

  3. Простая, но не скучная подача информации. 

  4. Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость. 

  5. Спокойный звуковой ряд.

  6. Чистая и грамотная речь у персонажей.

Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.

Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов

3–5 лет

6–9 лет

10 лет и старше

Первые сезоны «Смешариков»

«Смешарики», серия «Пин-код»

«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец»

«Лунтик и его друзья»

«Фиксики»

«Мой сосед Тоторо»

«Даша-путешественница»

«Щенячий патруль»

«Спирит: душа прерий»

«Гуппи и пузырьки»

«Бемби»

«Маленький принц»

«Робокар Поли»

«Чаччингтон: веселые паровозики»

«Карлик Нос»

«Клуб Микки Мауса»

Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки»

«Трое из Простоквашино»

Изучение цифр

Педагоги рекомендуют начинать изучение цифр с годовалого возраста, не раньше. И лучше всего это делать в игровой форме, иначе малыш не получит никаких навыков, но начнет испытывать отвращение к учебе, а это совсем не та цель, которой мы хотим добиться. Для закрепления навыков устного счета можно использовать не только игрушки, но и мультфильмы. Такие, например, как предлагает своим зрителям Очень Важный Канал, на котором представлены самые разнообразные ролики.

Все серии мультика

Сюжет

Значительным преимуществом канала является то, что ребенок сам может выбирать те мультики и тех персонажей, которые ему нравятся больше всего. Очень Важный Канал хорош также и тем, что практически во всех представленных роликах практикуется комплексный подход. Те, кто будут смотреть онлайн мультфильмы «Основы изучения цифр», смогут отметить, что в них изучают одновременно и цифры, и цвета, и сравнение разных понятий. Причем во всех мультфильмах задействованы персонажи, которые так нравятся детям

Это машинки, кораблики, забавные животные — словом, все то, что может привлечь внимание малыша. Например, машинка Лёля познакомит детей с основами устного счета, умный планшет покажет примеры того, как можно посчитать котят или львят, а в Сладкой стране можно посчитать количество леденцов и т.д

Как правило, ролики идут не дольше пяти минут, так что ребенок не устанет от обилия информации. Нужно только следить за тем, чтобы малыш не смотрел больше 4-5 серий подряд

Лучше переключить внимание на что-то другое

Как научить ребенка считать?

Хотя родители пытаются научить ребенка считать уже начиная с годовалого возраста, очень часто малыши воспринимают числовой ряд как своего рода стишок, который нужно просто заучить. Никакой пользы в таком обучении нет, ведь ребенок просто не чувствует, для чего нужны ему эти числа

Другое дело — развивающие мультфильмы (например, такие, которые представлены в сборниках Очень Важного канала). Они на конкретном примере показывают, для чего нужен счет

Игровые ситуации из этих мультфильмов можно воспроизвести и дома. Например, посчитать вместе с малышом, сколько машинок стоит у него в игрушечном гараже, сколько кубиков конструктора нужно для того, чтобы построить домик и т.д. Одновременно нужно использовать карточки с картинками и изображениями цифр. Не торопитесь, для начала остановитесь на изучении цифр от одного до пяти, а уже затем переходите к следующим примерам.

Развивающие мультики про животных

1. Программа «Вундеркинд с пеленок». Это своеобразный тренажер в котором детям демонстрируются изображения предметов с одновременным озвучиванием соответствующих названий. При этом скорость показа можно выставлять индивидуально, замедляя или ускоряя процесс демонстрации. Действительно, подобные пособия помогают малышу значительно расширить словарный запас и зрительную память.

https://youtube.com/watch?v=kv3X-r2bmAo

2

Непродолжительные по времени (что очень важно) развивающие мультфильмы «Baby Einstein». Каждая серия этого цикла расширяет кругозор ребенка по определенным темам, например: животные, транспорт, страны, цифры, геометрические фигуры и др

Это не только послужит хорошим подспорьем для развития речи и мышления, но и в дальнейшем поможет ребенку в развитии навыков классификации тех или иных предметов. Также хочется отметить, что при создании этих мультфильмов использовалась классическая музыка Бетховена, Баха, Россини и многих других музыкальных классиков.

С какого возраста детям можно смотреть мультики

ВОЗ считает, что детям до трех лет не стоит показывать мультики. В столь раннем возрасте малыши еще неспособны осмыслить содержание картины, а сосредоточены на смене ярких картинок. Просмотр мультфильма не несет для них воспитательной ценности, зато наносит вред физическому здоровью: 

  • мешает развитию опорно-двигательного аппарата;

  • ухудшает зрение;

  • способствует набору веса.

Маркировка на упаковке DVD-диска «0+» не говорит о том, что видео могут смотреть груднички. Она лишь означает отсутствие взрослого контента: сцен насилия, нецензурщины, «черного» юмора, запутанного сюжета.

Клуб Микки Мауса

Данный интерактивный мультфильм создавался для деток, старше 2 лет. Однако малышам до года тоже будет интересно понаблюдать за компанией главных героев во главе с Микки Маусом

Все вместе они научат кроху считать, танцевать, различать самые разные геометрические фигуры, расскажут о важности здорового образа жизни,  занятий спортом и научат деток дружить

В большинстве случаев, сюжет каждой серии основан на известных сказках, таких как Рапунцель. Хотя есть и сюжеты, рассказывающие о фермерах, космонавтах, гонщиках и т. д. Главные герои регулярно обращаются за помощью к юным зрителям, предлагая им повторить интересный материал или помочь с решением очередной задачи.

Медвежья история

  • Оценка
    7,6 / 7,7 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    мультфильм, короткометражка, драма, приключения, семейный
  • Страна
    Чили
  • Режиссёр
    Габриель Осорио Варгас
  • Длительность
    11 мин.
  • Студия
    Punkrobot Studio
  • Дата премьеры
    8 мая 2014
  • Сценарий
    Даниэль Кастро, Габриель Осорио Варгас

Лауреат «Оскара» 2016-го.

После таких сюжетов хочется натянуть на голову одеялко, повыть и позвонить маме. Зачем так грустно? Жили-были папа-медведь, мама-медведь и малыш-медвежонок. И однажды к ним постучались в дверь. Лучше бы это была невоспитанная девочка Маша, но нет — за дверью оказались персонажи похуже. Прошло много лет, и постаревший папа-медведь рассказывает о своей жизни прохожим, используя механическую коробку с двигающимися фигурками. История очень грустная. И страшная, ведь на самом деле мультфильм посвящён чилийским семьям, пострадавшим во время военной диктатуры Аугусто Пиночет.

«Щенячий патруль» (Канада, США)

Мультфильм канадского производства был показан широкой публике в 2013 году. Это — приключенческий анимационный сериал о команде щенков-спасателей во главе с мальчиком Райдером. Сериал имеет маркировку «0+», то есть рассчитан на самых маленьких детей.

Кадр из мультфильма «Щенячий патруль»

Мнение мам:

«Моему сыну после „Щенячьего патруля“ сносит крышу. Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. В общем, у нас под запретом», — Любовь Ратомская.

«„Щенячий патруль“ не нравится: слишком громкий, аляпистый, возбуждающий», — Анна Гольдштейн.

«С точки зрения морали в них вроде все в порядке. Но во всех этих мультах — синтетическая эстетика! Некрасивая 3D анимация: гипертрофированные фигуры, эмоции, цвета. Дети перестают воспринимать более тонкие материи, абстракцию, полутона. Это как пересоленная или переслащенная еда», — Надежда Низамова.

«Почему никто не говорит о том, что часть мультфильмов из списка вредит ещё и тем, что опустошает родительский кошелёк? У кого дети смотрят „Щенячий патруль“, сколько предметов на каждого щенка в вашей домашней коллекции?» — Милана Касакина.

«Клауз»

Описание фильма: очень поучительный, атмосферный и трогательный мультфильм с интересной идеей, анимацией, озвучкой и моралью. Мультфильм рассказывает историю становления Санты Клауса и всех сопутствующих рождественских традиций. Одновременно с этим, фильм дарит веру в нечто невероятное, способное случиться именно на Рождество, когда в воздухе начинает видать ни с чем несравнимый праздник

Идея фильма наглядно показывает, как добро и внимание может на глазах менять людей и делать их добрее.

https://youtube.com/watch?v=iVYgncKFKWg

Год выхода: 2019
Рейтинг: 8.7 из 10
Жанр: мультфильм, семейный, комедия, приключения
Возраст: 6+ (для лиц старше 6 лет)
Длительность: 96 минут (1 час 36 мин.)
Сюжет фильма: Владелец почтовой империи, чтобы образумить своего ленивого сына Джеспера отправляет его на крайний север в город Смиренсбург. Там он должен организовать почтовое отделение и за год обработать не менее 6000 писем. Прибыв на место, парень оказывается между двух огней, а именно между двумя семейными кланами, которые питают взаимную ненависть и делают пакости. Из-за вражды весь город пришел в запустение, а почтовое отделение давно превратилось в курятник. Уже практически отчаявшись, Джеспер посещает лесного отшельника по имени Клаус, и их знакомство положит начало удивительным событиям.

№8 Ральф

Возрастной рейтинг: от 10 лет.

Год выхода: 2012.

Кинопоиск: 7,8.

IMDB: 7,7.

Если вы застали эру 8-битных консолей и аркадных автоматов — этот мультфильм вас точно порадует. Ральф — это злодей из игрового автомата, который… не хочет быть злодеем! Вне работы он добрый, хоть и простодушный парень, который хочет больше внимания и заботы. Только вот пытаясь их добиться, он попадает в сложную ситуацию…

Мультфильм работает на контрасте — а что если герой автомата 80-ых Мастер Феликс влюбится в девушку из современной «стрелялки»? А может ли в детском игровом автомате скрываться страшный злодей? И наконец — может ли ломающий все Ральф спасти кого-то?

Если уже видели оригинальный мультфильм, то советую ознакомиться с сиквелом: он не настолько впечатляет, но зато пародирует все штампы и проблемы современного Интернета.

Крот, пес и…

Кстати, кротик не единственный персонаж, созданный Зденеком Миллером. Вместе с маленьким разумным щенком режиссер учил детишек постигать законы природы: как происходит круговорот воды, появляются лягушки или добывается мед. А созданный на студии в ФРГ кузнечик стал одним из любимых персонажей мастера.

Правда, такой бешеной популярности, как крот, эти герои не снискали. Со щенком было снято всего три серии, с кузнечиком — восемь. Да и символом страны, каким является кротик для Чехии, они так и не стали.

Так в чем же его притягательность? Пожалуй, в двойственности — простоты и сложности. Просто выглядит окружение и действия персонажей. А вот сложность — в решении поставленных задач. Как и в жизни.

С какого возраста можно смотреть?

Детские психологи и учёные едины во мнении: знакомить малыша с телевизором нельзя минимум до 2-х лет, а лучше ещё позднее. Почему?

Вот рекомендации российских и американских психологов:

  • у детишек в возрасте до 3-х лет восприятие устроено таким образом, что они будут смотреть любой контент без разбора: фильмы, мультики, рекламу, боевики — им всё равно. Главное, чтобы на экране что-то мелькало. Малыши смотрят не фильм, они видят только картинку. Их восприятие исключительно сенсорное, что опасно, поскольку при этом блокируется работа мозговых центров, отвечающих за развитие ключевых навыков необходимых в раннем детстве, в частности, предметной деятельности. Исследования показывают, что ребёнок до 2-х лет не осознаёт и не запоминает, что происходит на экране. Он просто зомбирован сменой ярких картинок;
  • просмотр телевизора детям младше 2-х лет должен быть исключён полностью. Это связано не только с нагрузкой на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему младенца и может привести к перевозбуждению малыша;
  • родителям детишек 18-24 месяцев, желающих познакомить своих крох с возможностями цифровых гаджетов (речь не о мультиках, а о развитии малыша или общении с близкими людьми), должны использовать только качественный контент и осваивать его совместно, поскольку известно, что лучший способ обучения для ребёнка — это наблюдение за действиями взрослого;
  • дети до 2-х лет не должны оставаться наедине с телевизором, планшетом или другим цифровым устройством.

Психологи уверены, что малышам до 3-х лет вместо просмотра мультфильмов нужно играть с реальными предметами, изучая их свойства.

Установлено, что просмотр любого видеоконтента детьми в возрасте до 18 месяцев отрицательно влияет на развитие речевых навыков, способности к чтению, ослабляет кратковременную память и снижает вербальный интеллект.

Любой ли «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Что главное в развитии малыша и что будет определять его успех в жизни? Запоминание и знание множества фактов – названия геометрических тел и фигур, планет и т.д.? Или умение находить сходство и отличие, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, умение найти оригинальный выход из проблемной ситуации, договориться с партнерами по игре или общению, организовать себе среду, спланировать свои действия, увидеть свои ошибки, понять их причины и внести коррективы?

К сожалению, сейчас многие считают, что самое главное – это запоминание самыми маленькими букв, цифр и иностранных слов, разных фактов и названий объектов окружающего мира.  Именно поэтому в сети есть куча так называемых «развивающих» видеороликов, где просто показывается картинка, например, планета, минерал или животное, и этот объект называется диктором. И на этом заканчивается всё содержание ролика. Например, в развивающем видео, которое обещает научить малышей различать и правильно называть цвета, на экране показывается картинка и сухой или, наоборот, фальшиво-слишком-радостный голос диктора говорит: «Красный цвет. Это красное яблоко». Затем показывается новый цвет и диктор снова, радуясь неизвестно чему, произносит: «А это оранжевый цвет. Оранжевый апельсин» и т.д., пока перечень цветов не закончится.

Развивают ли подобные ролики детей? Нет. Чаще всего малыш называет вслед за диктором привычный ему рисунок — «кривая линия» или «равнобедренный треугольник» или «Сатурн». Но попробуйте нарисовать  другую кривую линию, на другой бумажке и другим маркером, или выложить кривую веревочкой на земле, и малыш уже не может определить, что это такое нарисовано – кривая, прямая или ломаная линия. Он просто механически запомнил название конкретной картинки! Он не научился выделять главное от второстепенного, находить общие и различные признаки и обобщать, переносить усвоенные знания в новые ситуации в своей жизни! Это мертвая информация, никак не влияющая на развитие малыша. Просто называние и механическое запоминание ничего не дает развитию дошкольника! Для того, чтобы знания развивали, их надо использовать в жизни. А это возможно только в реальном общении со взрослыми в семье, а не в пассивном восприятии слов с экрана!

Разберем пример с цветом. Гораздо полезнее для здоровья и развития ребенка не смотреть на экране такое ложно-развивающее видео с простым перечислением картинок разного цвета, а поиграть с мамой с цветами. При этом мы начинаем искать предметы заданного цвета в комнате и мама говорит: «Я нашла оранжевую папку. А ты что оранжевое нашел?» Ребенок бежит к полке, показывает пальчиком на книжку: «Оранжевая». И дальше ищем всё оранжевое, что есть дома. А собираясь на прогулку, назовем цвета одежды: «Какого цвета курточка? Брюки? Шарф?» и т.д. и закрепим названия цветов, которые уже знает малыш. А может быть, поиграем в другую игру — возьмем 4 карандаша разных цветов и попросим ребенка угадать, какого цвета карандаш у Вас в правой руке? После трех попыток проверим, угадал ли ребенок. Есть еще один вариант — выложим пять цветных карандашей, попросим ребенка закрыть глаза и уберем один и спросим малыша: «Какой карандаш исчез?». При этом мама играючи,  мягко и последовательно будет развивать малыша и вести его от называния 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)  к всё более и более широкому спектру оттенков (серый, бордовый, розовый, малиновый, алый, фиолетовый, салатовый и т.д.)

  • Первая причина.Если назвать ролик  «Картинки для детей. Космос» — это непривлекательно. А если назвать «Развивающее видео для умников и умниц по теме  «космос» — это уже очень привлекательно и заманчиво (это название я придумала сама для примера, так что если вдруг такой ролик реально существует, то я не имела его ввиду в этой моей реплике).
  • Вторая причина — отсутствие в России экспертизы на развивающую видеопродукцию для малышей.

Поэтому выбирая развивающий ролик для своего малыша, нужно ориентироваться прежде всего на его содержание, а не его название. Есть прекраснейшие видеоролики для детей, не называющие себя развивающими, но в то же время действительно вносящие весомый вклад в развитие малыша! Но их на сегодняшний день не так много.

«Развивающий» мультфильм или видеопрограмма обязательно должны не давать готовые ответы или требовать запоминания картинок, а как раз наоборот — побуждать ребенка задавать вопросы, сравнивать, анализировать, показывать знакомые объекты с новой точки зрения, пробуждать творчество малыша, развивать его умение видеть один предмет с разных сторон!  А не перечислять нарисованные картинки.

Советские или современные: на каких мультфильмах лучше растить ребенка

Замечено, что многие родители предпочитают воспитывать своих чад на старых советских мультиках. Это и понятно.

Отечественные мультфильмы учат хорошему, в них нет жестокости. Отрицательные персонажи показаны с юмором и, как правило, всегда перевоспитываются и исправляются.

У родителей, начитавшихся критических статей про зарубежную мультипликацию, складывается представление, что только в наших мультфильмах, присутствует смысл, а иностранные сериалы манипулируют сознанием ребёнка. Так ли это? Психологи утверждают, что малыш идентифицирует себя с персонажами мультфильма. Поэтому представления родителей о воспитании должны отражаться в видеоконтенте, который взрослые предлагают ребёнку.

Любая телепередача несёт в себе идею, установку и малыш принимает эту информацию на веру. Примером использования анимации для достижения определённых социальных задач и является советская мультипликация. Социалистическая идеология делила все на хорошее и плохое. Но уже с пятилетнего возраста нужно показывать ребёнку, что мир не так однозначен.

В старых советских мультфильмах множество кинематографических шедевром, но думается, что ограничивать ребёнка знакомством с одной лишь отечественной видеопродукцией в сегодняшнее время не стоит. Детям полезно смотреть качественные передачи и мультфильмы, созданные в различных странах.

Ведь зарубежные родители тоже озабочены тем, как защитить кроху от вредной информации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: