Причины проблем с развитием познавательных процессов у подростка
Все познавательные процессы — мышление, память, внимание, воображение — неразрывно связаны друг с другом
У ребенка будет хорошая память, если он внимателен и может концентрироваться на важном. Он учится мыслить при богатом абстрактном воображении и умении запоминать теоретическую информацию
Он учится мыслить при богатом абстрактном воображении и умении запоминать теоретическую информацию.
Какие факторы могут негативно сказываться на развитии познавательных процессов у подростка?
- Физическое и умственное перенапряжение.
- Повышенная возбудимость нервной системы.
- Впечатлительность.
- Серьезное увлечение, которое занимает все его время и мысли.
- Недостаточная тренировка познавательных процессов.
- Неправильное питание.
- Вредные привычки.
Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?
Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми
Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением
Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.
Эффективные методики
Развивающие игры и упражнения действительно помогают не только весело провести время со своими детьми, но и улучшить их интеллектуальные способности. Но очень часто такого времяпрепровождения недостаточно, чтобы получить заметные результаты. Во многом это связано с тем, что в домашних условиях не всегда удается заниматься регулярно. Чтобы продуктивно развивать навыки школьника, тренировки должны быть систематическими, последовательными, основанными на какой-либо эффективной программе. Именно поэтому многие родители отдают предпочтение обучению по специальным методикам, направленным на развитие памяти и концентрации внимания школьников.
Одной из таких программ является Меморика – система тренировки памяти и внимания детей от академии развития интеллекта AMAKids. Обучаясь по этой методике, ребята освоят несколько эффективных способов запоминания информации, станут более внимательными. Первые заметные результаты таких тренировок можно будет увидеть уже после первого месяца обучения. Навыки, полученные во время занятий, помогут легче усваивать школьную программу. А когда учеба дается легко, заниматься намного интереснее.
Нарушения внимания и памяти
Родителям следует обращать внимание на то, как развиваются у ребенка функции высшей нервной деятельности. Непроизвольные процессы удержания внимания и запоминания не поддаются контролю, а произвольную память необходимо развивать
Нарушения памяти и внимания неизбежно влияют на способность к обучению, а значит отразятся и на общем интеллектуальном развитии.
На что обратить внимание:
- ребенок рассеян, небрежен в выполнении заданий;
- не может сконцентрироваться на одном деле, отвлекается на мелочи;
- ему сложно выполнить ряд последовательных действий, заданных взрослым. В 3 года ребенок способен запомнить и воспроизвести 4-5 таких «шагов» (пойти на кухню, взять со стола ложку, вернуться в комнату, постучать ложкой по двери, подойти к маме и т.д.), после 4-х лет количество действий, которые он может запомнить возрастает до 5-6 и выше;
- еще одним признаком является возможная нелюбовь к настольным играм — они также требуют сосредоточенности.
Игры для младших школьников:
- Карточки «Memori» или «Пары» в этом возрасте пользуются большой популярностью. Играть в них можно он-лайн в интернете или купить (сделать самим). Сначала ребенок смотрит на открытые карточки, запоминая, где какая расположена. Затем карточки переворачиваются вверх рубашкой и по памяти нужно открывать парные карты.
- Нестареющая классика — игра «Да и Нет не говорите». Ее наверняка помнят родители и даже бабушки и дедушки.
Барыня прислала 100 рублей,
Что хотите, то берите,
Да и нет не говорите,
Черный с белым не берите!
Вы поедете на бал? - Задавайте провокационные вопросы, чтобы «вырвать» ответ, который нельзя не говорить. Обязательно поменяйтесь с ребенком местами, пусть он тоже постарается вас «поймать».
- «Повтори за мной» — предложите ребенку воспроизвести нарисованный на бумаге узор или фигуру, сложенную из спичек. Чтобы усложнить задание, показав фигуру, закройте его бумагой, пусть процесс воспроизведения проходит по памяти.
Вспомните старый школьный «Морской бой», научите отпрыска играть в шашки и шахматы, играйте вместе! Такие развивающие задания обязательно понравятся ребенку. Конечно, они отнимут у взрослых некоторое время от домашних дел или отдыха после работы, но наградой для вас обоих станут отличные результаты и прекрасные дружеские отношения с сыном или дочкой.
Упражнения для развития зрительной памяти
Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.
Упражнения для тренировки:
Найти отличия
Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
Тест на внимание для компании людей
Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.
Начисление очков
Для удобного отслеживания результатов каждой тренировки, по ее окончании вам начисляется соответствующее число баллов, основанных на нескольких важных показателях.
Формула начисления баллов за правильный ответ выглядит так:
Ваша сумма очков + КС*Уровень
КС – коэффициент сложности, он зависит от настроек сложности выбранных до начала теста, эту цифру вы сможете увидеть в верхнем левом углу рабочего поля. При усложнении настроек повышается коэффициент сложности.
Уровень – это не постоянная величина, в начале тренировки он имеет минимальное значение и растет на одну позицию с каждым правильным ответом. При неправильном ответе, уровень стает ниже на позицию.
Формула вычитания баллов за неправильный ответ выглядит так:
Ваша сумма очков – (КС*Уровень)/2
При этом в минусовые значения сумма очков не заходит.
Лабиринт
Первое, что нужно сделать, это нарисовать 2 поля, как для морского боя, но без кораблей. По ходу действий соперники рисуют на своем поле сокровища (список внизу), и пытаются захватить сокровища друг друга на свое поле.
Важно! Предметы (сокровища) находятся между стенами, которыми и образуется лабиринт. Ходы делать интереснее, если в начале игры каждому сопернику предоставить по 3 хода с гранатами
Ими легко разбомбить любые стены и добыть себе предметы
Ходы делать интереснее, если в начале игры каждому сопернику предоставить по 3 хода с гранатами. Ими легко разбомбить любые стены и добыть себе предметы.
Список сокровищ:
- арбалет (1 шт.);
- кирка (1 шт.);
- капкан (1-2 шт.);
- портал (2-4 шт.);
- выход из портала (по количеству порталов);
- ложные сокровища (2-3 шт.);
- клад (1 шт.).
Соперники ищут клад, называя друг другу координаты клеток, как в морском бое.
Правила:
- Следует сделать лабиринт так, чтобы можно было войти в него и выйти без применения гранат.
- В одной клетке должен быть только один клад, который может обозначаться специальным знаком.
- Нельзя делать обманки или пропасти.
Виселица («Палач»)
Виселица – игра детства. В нее мы играли на переменах всю начальную школу, потому правила ее плотно врезались в память:
- Один игрок задумывает слово и придумывает несколько фраз или слов для характеристики первого.
- Второй пытается отгадать главное слово путем подбора отдельных букв. Если указанная буква в слове есть, она вставляется на свое место. Если буква отсутствует, первый рисует начало виселицы.
Далее каждый игрок выполняет свою часть работы. Первый контролирует ход игры, вписывает буквы или рисует следующую часть виселицы. Она же будет состоять из множества частей – стойка, перекладина, распорка, веревка. Когда все это уже есть на бумаге, рисуется человек (тело, две руки и столько же ног, голова). Чтобы играть подольше, можно добавить шею и подставку под ноги.
Результат. Если при готовой виселице слово еще не угадано, соперник проиграл.
Подсказки:
- Следует загадывать слово с наименьшим количеством повторяющихся букв. Будет слово длинное или короткое – все равно.
- Угадывать слово нужно с гласных букв, ведь они в слове могут повторяться.
Морской бой
Цель игры – найти и потопить корабли противника.
Правила:
- По клеткам рисуется поля 10 на 10 клеток. Одно поле для одного противника, всего 2. На своем следует отменить свои корабли и точками отмечать, куда соперник попал или промахнулся. На втором поле делают заметки о положении кораблей противника. Крестиками отмечаются клетки попадания, точками – промахи.
- Каждое поле размечается. По диагонали буквы от а до к, по вертикали цифры от 1 до 10. Делая ход, игрок говорит координаты нужной клетки (к примеру, А1 или К5).
- Соперники делают ходы по очереди. Если кто-то попал, может сделать второй ход без очереди.
Флотилия кораблей:
- однопалубный (1 клетка) — 4 шт.;
- двухпалубный (2 клетки по прямой) — 3 шт.;
- трехпалубный (3 клетки по прямой) — 2 шт.;
- четырехпалубный (4 клетки по прямой) — 1 шт.
Если игроки договорились использовать поле больше, чем 10 на 10 клеток, можно использовать и один корабль в пять палуб. Кто первый подбивает флотилию соперника считается победителем.
Подсказка – делайте ходы «конем», если вы понимаете, о чем это. Ход конем взят из шахмат, но в морском бое он также подойдет. По-простому рассчитывайте каждый ход два прямо, один в бок (буквой «г»). Началом расчета становится клетка предыдущего хода.
История
Игра на время. Необходимо создать свою историю по заданной теме. К примеру, «имя, растение, река, животное, страна» или «страна, город, река, растение, насекомое».
Суть:
- Лист бумаги сгибается гармошкой. Вначале каждой гармошки пишется тема. Если вариант первый или второй (как в примере) сгибов должно быть 5. Без проблем можно придумать свою тему.
- На время игроки (за минуту по таймеру) придумывают слова, подходящие по теме.
- В конце каждый рассказывает свою историю. У кого получилось смешнее, тот выиграл. По опыту знаю, победителем здесь всегда оказывается ребенок.
Что может получиться из тем «имя, растение, река, животное, страна»? Алиса-гусеница на лотосе плывет в Амуре с медведем в Египте. Или другое – жук Макс на Оке крокодила везет в Америку. Смешно, правда?
Онлайн игры
1
Числа
Игра «Числа» покажется знакомой всем, кто ранее сталкивался с таблицами Шульте. Они объединены общей концепцией и отлично тренируют пространственную память и концентрацию. Но эта онлайн игра несколько видоизменена, что делает её более сложной и способствует развитию навыка визуальной структуризации. Играть
2
Судоку
Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим её печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга. Играть
3
Moneycomb
«Moneycomb» – онлайн флеш игра на запоминание, которая придётся по вкусу детям
Приятная графика, лёгкое музыкальное сопровождение и простота помогут ребёнку научиться воспроизводить информацию, развить внимание, а вместе с этим и усидчивость. Играть
4
Следуй за лягушкой
Пусть название и интерфейс этой онлайн игры вас не обманут – она далеко не детская. Легко выиграть в неё не удастся, ведь помимо сосредоточенности и хорошей памяти, для достижения успеха понадобится ещё и умение непоследовательно воспроизводить всё возрастающий объём информации. Играть
5
Матрица памяти
Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество видоизменённых аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации. Играть
6
Пары
Онлайн флеш игра «Пары» относится к категории классических игр для развития памяти – вы наверняка встречали подобные приложения, реализованные на различных платформах, в том числе среди стандартных игр для Windows 7. Несомненным её преимуществом является то, что она реализована просто, но при этом подходит и взрослым, и детям, сохраняя свой КПД. Играть
Мемо о странах мира
Группа игр о странах мира позволяет изучать географию и историю Эстонии, Беларуси, Крыма, многих европейских стран, собирать в пары чудеса планеты. Мечтающие о кругосветном круизе оценят комплект, посвященный путешествиям. Такая игра Мемо позволит оценить весь мир, не выходя из дома. Колизей в Италии, Оперный театр Сиднея, Великая Китайская стена – только некоторые примеры мест, изображенных на карточках.
Отечественные издательства хорошо понимают, что Мемо помогает развивать как внимание, так и эрудированность игроков, и регулярно выпускают версии, знакомящие участников с Родиной. Продолжить урок географии для всех возрастов поможет игра Мемо: Естественные природные чудеса России, где пару надо будет находить для пейзажей Крайнего Севера или вод Черного моря
Дидактическая игра «Найди пару»
В игру может играть младшая группа детсадовцев (3-4-летнего возраста).
С помощью игры дошкольники:
- учатся сопоставлению предметов, выявлению общих признаков;
- развивают память, концентрацию внимания, мыслительную способность;
- улучшают моторику пальцев;
- закрепляют понимание терминов «разные», «одинаковые», «парные».
Для занятия требуются две веревочки, набор карточек с парными изображениями любых животных, растений, плодов, вещей.
Одну часть набора воспитатель оставляет у себя, вторую с аналогичными изображениями раздает воспитанникам. Берет карточку так, чтобы изображение было скрыто от детских взглядов, описывает его. Дети должны понять по описанию, о какой иллюстрации идет речь. Ребенок, у которого оказывается эта картинка, нанизывает ее на веревочку. Если пара подобрана правильно, воспитатель нанизывает свою карточку на другую веревочку.
Найди животному пару
В этот вариант коллективной игры играет средняя группа детсадовцев (4-5 лет).
Цель – знакомство с разными животными, с местами их обитания в природе.
Задачи:
- формирование представления о внешнем виде и местах обитания животных;
- развитие логики и внимания;
- улучшение речевых навыков, обогащение словарного запаса;
- формирование усидчивости, терпеливости, культуры коллективного поведения;
- развитие зрительного восприятия;
- улучшение мелкой моторики.
Для занятия требуются парные карточки, изображающие животных нашей страны.
Воспитатель раздает детям по картинке. Включает танцевальную музыку, под которую воспитанники бегают, танцуют. Когда музыкальное сопровождение прекращается, каждый должен найти одногруппника, у которого изображено аналогичное животное. Дети рассказывают про это животное, где оно обитает.
Для развития памяти и внимательности можно усложнить задание: разложить карточки на столе лицевой стороной вниз.
Найди рукавичке пару
Цель дидактической игры «Найди пару» – закрепление навыка распознавания геометрических фигур и цветов. Занятие развивает усидчивость и внимательность, закрепляет понимание сочетаний «много-один», «одинаковый-разный».
Для игры необходимо подготовить несколько парных рукавичек: каждая пара определенного цвета с определенным геометрическим узором. Воспитанники рассматривают их, обсуждают сходство и различие.
Далее воспитатель соединяет вырезку в кучу, перемешивает. Каждый ребенок достает рукавичку, пытается подобрать для нее аналогичную. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее количество пар.