МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНКЕ.
Рассказ по картинке — это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку в книге.
Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь ребёнка, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас школьника.
При работе над сочинением по картинке можно соблюдать определённый порядок действий.
1. Создайте эмоциональный настрой на занятие, заинтересуйте ребёнка этим видом работы.
2. Дайте ребёнку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетных картинок и нарушена их последовательность, то попросите его восстановить порядок расположения рисунков).
3. Ответьте на вопросы ребёнка, если они возникли, а затем задайте свои: по содержанию картинки, выявлению темы и основной мысли, настроению и чувствам, связанным с восприятием рисунка.
4. Вместе обсудите возможные варианты заголовка и выберите наиболее удачный.
5. Составьте план будущего сочинения.
Составить план сочинения — значит озаглавить каждую его часть. Помните, что заголовок должен отражать тему или главную мысль каждой части. При работе над серией сюжетных картинок составить план — значит, озаглавить каждый рисунок.
6. Проведите лексическую работу: подберите синонимы, сравнения, образные выражения, определите точное значение слов и т. п.
7. Попросите ребёнка рассказать получившийся текст по плану, используя опорные слова и словосочетания.
Доброжелательным тоном укажите на недочёты и фактические ошибки, вместе исправьте их.
8. Дайте ребёнку время самостоятельно написать сочинение. (В это время и взрослый может попробовать свои силы в написании сочинения).
Если у ребёнка во время работы возникнут вопросы по написанию каких-либо слов или постановке знаков препинания, не требуйте вспомнить правило, скажите правильный ответ, не отвлекайте его от творческого процесса.
Важно, чтобы ребёнок не испытывал страха перед исправлениями, поэтому покажите, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву. 9
Проверьте и оцените готовое сочинение
9. Проверьте и оцените готовое сочинение.
Пусть ребёнок сначала сам проверит свою работу. Положите перед ним орфографический словарь и научите им пользоваться. Затем сами проверьте сочинение. Ни в коем случае не пользуйтесь красной ручкой! Возьмите зелёную ручку и отметьте на полях знаками «+» или «!» то, что у ребёнка получилось (удачно подобранное сравнение, правильно составленное предложение и т. п.). Сначала похвалите его за удачные моменты в работе, а потом корректно подскажите, где есть ошибки, вместе найдите их и исправьте.
Прочитайте ребёнку своё сочинение или образец сочинения из данной книги. Дайте ему возможность проверить вашу работу, найти в ней достоинства и недостатки (можно использовать собственную систему оценивания работы, например нарисовать весёлую или огорчённую рожицу).
10. В конце занятия поблагодарите друг друга за приятные минуты общения, поделитесь своими чувствами и впечатлениями, договоритесь о следующем занятии.
И ещё несколько советов.
• Ни в коем случае не выбрасывайте детские сочинения! Собирайте их в отдельную папку, организуйте домашнюю выставку лучших работ ребёнка, попросите прочитать сочинение бабушке, однокласснику и другим близким людям.
• Выбирая рисунок для занятия, имейте в виду, что сочинение-повествование по серии сюжетных картинок — наиболее простая форма сочинения.
Сочинение-повествование по сюжетной картинке труднее предыдущего. Здесь ребёнок должен уметь использовать свои знания, свой жизненный опыт, чтобы создать в воображении сюжет.
Сочинение-описание — самая трудная форма сочинения.
ОГУРЕЦ И КАПУСТА
I. Подготовительная работа.
1. Ответь на вопросы.
Что необычного ты видишь на картинках? Как художник показывает, что прошёл целый день? Почему капуста осталась на берегу? Почему огурец покрылся пупырышками? Каким будет твой рассказ: грустным или смешным?
2. Выбери наиболее удачный заголовок. «Огурец и капуста»
«Почему у огурца пупырышки?» «Вот так искупались!»
3. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.
4. Замени слова пойти, прыгнуть, купаться близкими по смыслу словами.
5. Подбери как можно больше имён прилагательных к словамкапуста, огурец.
6. Продолжи предложения.
Капуста долго раздевалась, потому что… Огурец покрылся пупырышками, потому что…
7. Составь из слов каждой строчки предложения.
• купаться, капуста, на, однажды, огурец,4юшли, и, реку
• весь, пупырышками, от, огурец, покрылся, холода
8. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:
- Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
- Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
- Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
- Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
- Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил? - Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.
Вариант 2
Картинка очень симпатичная. Тут показано, что мы можем делать зимой. Вот и название такое – про зимние забавы.
На картинке много снега – зима. Тут целые сугробы – горки, с которых можно кататься. Ещё тут есть дерево в снегу. И ещё снеговик. А вот и замерзшее озеро, круглое оно.
На картинке много детей. Они все тепло одеты. В шапках!
Дени на озере, понятно, на коньках катаются, а то они бы упали. Тут девочка в розовом пальто и мальчик в зеленом и бежевом. Они красиво катаются. Даже на одной ноге. Репетируют танец?
Слева девочка надевает на голову ведро. Не себе, конечно! Снеговику… А он аж зажмурился от радости.
Рядом мальчик играет в снежки. Играет он не сам с собой, а с другими ребятами. Точней, с мальчиком в ушанке. У соперника куртка красная, а у этого синяя. Тут ещё девочка на «поле боя», но она лепит снеговика. Скатывает из снега большой шар – она только начала лепить.
За ними ребята катаются на санках. Так весело! Мальчик в зеленой куртке, валенках и рукавицах аж руки поднял – летит на санках с горки. Тут же девочка поднимается в гору – тащит санки свои. У неё голубая дубленка и розовая шапка, как у снегурочки.
Справа (у дерева) двое детей кормят птиц и белок. Прямо с рук. И звери их не боятся… Ещё на заднем фоне (около того дерева) двое катаются на лыжах. У одного такой лыжный (теплый) костюм, чтоб удобно кататься. Все улыбаются, все рады зиме.
Дети не похожи на настоящих. То есть они не такие, как на фото – это рисунок. И он очень красивый. Всё не просто белое, а красивое… Небо голубоватое с розовым и желтым. Снег голубой, синий, сиреневый и серый. Все дети в очень яркой одежде. Деревья и кустарники черные – снег осыпался.
И столько всего можно делать зимой! Надо запомнить, чтобы зимой всё это попробовать – так весело и красиво! От таких картинок начинаешь больше любить зиму – тут собрано всё самое хорошее. Мне картинка очень нравится по цветам, по смыслу, по всему-всему.
Описание для 2, 3 класса
Загадки для деток про снеговика
*****Он — не кукла и не человек,
На снегу стоять привык.
У него нос — вкусная морковка
Кто это? Конечно…
*****Ее украшения и убранства —
Ведро, морковка и метла.
Сама пушистая и мягкая,
Недолговечная и молчаливая. (Бабка снеговая).
*****Шары снежные катаю,
в кучки я их собираю.
Шляпа — старое ведро,
Нос морковный красненький…
Выйдет белый человек.
Как зовется?
*****На головку одел ведро,
На плечи — снежный пуховик.
Из морковки нос он смастерил
Зимний белый …
*****Я жил среди двора,
Там, где гуляет детвора.
И солнца луч греть сильно стал —
И ручейком я заурчал…
*****Вот идет метелица,
Белым снегом стелется.
Во дворе, как живая,
Вышла … (Баба снежная).
*****Он не дворник,
Но с метлою,
Нос морковкою большою,
Как хозяин — домовит,
Ну конечно…
*****Выпал снег посреди двора,
Там гуляет детвора.
Колобки они катают,
колобки то ведь не тают.
Друг на друга ставили,
По весне растаяли.
*****Появился на дворе
Он в прохладном декабре.
Неуклюжий, нос смешной,
На лужку стоит с метлой.
К ветру сильному привык,
Наш дружочек…
*****Человек он непростой,
Существует лишь зимой,
А весною исчезает,
Ведь на солнышке он тает.
Конспект занятия для детей старшей группы. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Разделы: Логопедия
Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о зиме и ее предметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов).
Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки-фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски-схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.
1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”, совершенствование грамматического строя речи)
Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.
Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме “Зима”.
Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.
Снежный (что?). Морозный (что?)….Сильный (что?)….
Снежная (что?)….Ледяная (что?)….
Белый (что?)…. Холодная (что?)….
Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.
2. Рассматривание сюжетных картинок – фрагментов к сюжетной картине “Зимние забавы”, самостоятельное составление предложений по картинкам – фрагментам (расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)
На наборном полотне выставлены картинки – фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы
— Кто изображен на картинках?
— Что делают дети?
— В какое время года можно играть в эти игры?
3. Игра с мячом “Какой? Какая? Какое?” (активизация словаря прилагательных)
Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.
Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.
Снег какой? — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой какой — колючий, холодный сильный.
Воздух зимой какой? — свежий, морозный, холодный.
Горка какая? — Ледяная, скользкая, высокая.
Лед какой? — блестящий, скользкий, гладкий.
4. Упражнение “Вьюга”(развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)
Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.
Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?
Сейчас мы поиграем в игру — Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже — тише петь.
5. Беседа по сюжетной картине “Зимние забавы” и ее фрагментам (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)
Логопед помещает на наборное полотно картину “Зимние забавы” и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки-фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.
6. Упражнение “Снеговик” (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).
Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят
Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры
Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
ЛЕТНЯЯ ГРОЗА
I. Подготовительная работа.
1. Восстанови последовательность событий.
2. Ответь на вопросы.
Какое явление природы изображено на картинках?
Ты наблюдал грозу в природе? Расскажи. Что происходит до наступления, во время и после грозы?
Какая картинка рождает тревожное чувство, чувство страха, чувство радости и облегчения?
Какие краски использовал художник для каждой картинки? Почему?
3. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Гроза в лесу»
«Лето»
«Летняя гроза»
4. Озаглавь каждую картинку. (Подумай, сколько картинок относится к основной части сочинения.) У тебя получился план сочинения.
5. Подбери к словам небо, тучи, ветер, молния, солнце, радуга синонимы, сравнения, образные слова и выражения.
6. Подбери как можно больше глаголов к словам тучи, ветер, молния, дождь.
7. Продолжи предложения. Набежали грозовые тучи… Небо прояснилось…
8. Из слов каждой строчки составь предложения.
• туча, солнце, низкая, закрыла
• вспышка, вершины, осветила, молнии, деревьев, яркая
• из-за, выглянуло, ласковое,туч, солнце
9. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
Ход занятия.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель спрашивает у детей:
— Какое сейчас время года?
Дети отвечают:
— Зима;
— А чем вам нравится заниматься на улице зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей.
— Зимой нам нравится кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках с ледяной горки. А сейчас я предлагаю вам отгадать несколько загадок о зиме.
Воспитатель читает загадки.
1. С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит к нам пришла. (зима).
2. Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег).
3. С неба звездочки летят
И на солнышке блестят
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки).
4. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот –
Не вода в ручье, а. (лед).
5. Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло – заплачет вмиг
И растает. (снеговик).
Далее проводится артикуляционная гимнастика.
Воспитатель рассказывает сказку про ячычок.
«Жил в тепленькой квартире маленький ячычок. Наступила зима и язычок решил прогуляться по снежному лесу. Язычок увидел мягкий снежок и решил с ним поиграть.
1. Сначала он взял его в ручку и подул на него (дети берут ватные шарики на нитках, подносят ко рту и дуют на них слегка раскрыв рот, язык чуть виден). Воспитатель сначала показывает упражнение, потом дети повторяют за воспитателем.
2. Язычок немного поиграв, почувствовал что замерз. Давайте покажем, как язычок боится мороза. (Острый напряженный язык быстро высовывается изо рта и прячется 5-6 раз).
3. Язычок повстречал зайца в зимнем лесу и решил с ним поиграть (язык прыгает по верхней губе, потом по нижней, как зайчик по снегу).
4. Потом язычок вернулся к себе домой и погрел ручки. (поднести ладони ко рту, слегка приоткрыть рот, выдыхать воздух на ладони).
-Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы с вами попробуем составить рассказ вот по этим картинкам» (серия картинок размещена на доске).
«Во дворе гуляли дети. Шел снег. Дети решили слепить снеговика. Скатали один большой снежный ком, второй поменьше и третий маленький. Принесли ведро, одели снеговику на голову, и морковку, из нее сделали нос. На следующий день, когда дети вышли во двор, увидели рядом со снеговиком большой красивый мешок».
Воспитатель вызывает 3-4 детей к доске и предлагает составить такой же рассказ по картинкам. После составления рассказов проводится физкультминутка. Дети встают около своих стульчиков и выполняют движения за воспитателем.
Выпал беленький снежок. (приседают.)
Собираемся в кружок. (соединяют руки в кольцо над головой.)
Мы потопаем, мы потопаем. (топают ногами.)
Будем весело плясать (кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (потирают руки.)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (прыгают.)
Чтобы стало потеплей. (прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (прыгают.)
После физкультминутки, дети усаживаются. Воспитатель говорит:«Какие вы молодцы, ребята, вы смогли составить очень интересные рассказы по одним и тем же картинкам по-разному. Как вы думаете, дети, что за большой и красивый мешок появился рядом со снеговиком утром? Что в этом мешке и кто мог его оставить?». Дети предполагают, воспитатель обобщает ответы детей. «Правильно, ребята, этот мешок с подарками и принес и оставил его ночью Дед Мороз. Потому что наступает Новый Год». Потом воспитатель предлагает детям сложить на столах из карандашей фигуры, изображающие подарки для друзей, которые бы дети хотели подарить. В конце занятия дети рассматривают «подарки» и обсуждают.
Литература:
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Тема 8. «Почему растаяла Снегурочка?».стр. 47
2. интернет-ресурс www.ped-kopilka.ru/vneklasnaya-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-zimu.html.
Приложение 1. Картинки
Картинка 1.
Картинка 2.
Картинка 3.
Картинка 4.
СОЧИНЕНИЕ-ПОВЕСТВОВАНИЕ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ
ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!
I. Подготовительная работа.
1. Продолжи предложение. Ребята придут в школу…
2. Ответь на вопросы.
Когда в России отмечают День знаний? Почему?
Какое время года изображено на картинке? Почему ты так решил?
Какие детали подчёркивают праздничное настроение ребят?
3. Выбери наиболее удачный заголовок. «Здравствуй, школа!»
«1 сентября — День знаний» «Снова в школу»
4. Составь план сочинения-повествования.
5. Замени слова школьники, праздновать, нарядные близкими по смыслу словами.
6. Составь из слов каждой строчки предложения.
• школу, дети, в, идут, нарядные
• их, учительница, школе, встретит, в
• рады, одноклассниками, вновь, увидеться, ребята, с
7. Напиши предложения правильно. Ребята — они идут в школу. Школьники держат на руках букеты цветов.
8. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ
I. Подготовительная работа.
1. Продолжи ряд слов.
Осень — это дождь, листопад…
2. Расскажи о времени года, отвечая на вопрос.
Какая бывает осень? — Золотая, унылая…
3. Ответь на вопросы.
Какой период осени изображён на картинке? Почему ты так думаешь?
Какие деревья ты узнал?
Какие краски использовал художник, чтобы изобразить осенний лес?
Какое настроение создаёт эта картинка?
4. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Осень в лесу»
«Листопад»
«Краски осеннего леса»
5. Составь план сочинения-описания.
6. Подбери к словам берёза, дуб, клён, ель сравнения, образные слова и выражения.
7. Подбери как можно больше глаголов к слову листья.
8. Из слов каждой строчки составь предложения.
• дождь, в, шумит, золотом, лесу
• опускаются, на, листья, разноцветные, медленно, землю, клёна
9. Составь текст-описание, используя план, опорные слова и словосочетания.
Как зонт превратился в гнездо.
Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.
Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.
Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.
Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.
Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.
Как зонт превратился в гнездо.
Стояла дождливая пасмурная погода. Ксюше не сиделось дома. Она взяла большой зонт и вышла прогуляться.
Погода ухудшилась. Дождь полил ещё сильнее. Вдруг налетел ветер, выхватил из рук девочки зонт и помчал его ввысь. Ксюша так и не смогла догнать зонт.
Мимо пролетала ворона. Она увидела зонт, который кружился в воздухе. Птица уцепилась за него лапами и втащила на дерево.
Ворона натаскала в зонтик солому, веточки, мох, и у неё получилось уютное гнёздышко. Весной в нём вывелись замечательные горластые воронята. Они всё время хотели есть. Ворона не успевала приносить птенцам червячков.
Вот так зонтик стал новым домиком для счастливого семейства.
Как одевались в Древней Руси.
На картинке изображены жители Древней Руси — славяне.
На девушке поверх белой рубахи лазоревый сарафан — длинная одежда без рукавов. На сарафане внизу яркий орнамент. На шее у славянки большие красные бусы, а в ушах серьги. На голове у девушки красный кокошник с алой лентой. Этот головной убор обычно носили по праздникам.
Юноша одет в широкую белую рубаху — косоворотку навыпуск — и полосатые порты. Рубаху украшает вышивка на вороте, манжетах, плечах и подоле. В Древней Руси считали, что орнамент защищает человека от злых сил. Обязательная деталь рубахи — длинный пояс-оберег. На ногах у молодого человека высокие красные сапоги.
Одежда славян поражает своей простотой, яркими красками и необычными узорами.
Стихи детям про снеговика
*****Снеговики каждую ночь умело
Дворы снегами засевали,
И посевалку снежную белую
В холодную метель запевали,
Собравшись в кружок потихоньку:
О инее, ветре с морозцем,
О речке сказку ледяную …
А о весне и не словцом.
*****РАЗ — шар, шуба снежная.
ДВА — меньше шар, он голова.
ТРИ — глаза черные угли.
ЧЕТЫРЕ — улыбка из рябины.
ПЯТЬ — шляпка с дуршлага.
Слепили мы снеговика!
*****Спи-усни снеговичок,
колыбельную звездочек,
В метели шутя,
Сном вызванивает зима.
Укроет инеем бочек,
Чтоб заснул снеговичок.
*****Во дворе снеговичок
Наклонился на бочок.
Нет мороза, снега нет,
И никто не даст обед.
А на утро он исчез,
Может он подался в лес?
****Шишка — нос, глаза — ледышки.
Губы — ягоды калины.
Волосы — солома, руки — веточки.
Снеговик пришел к нам, деточки.
Ход НОД
Дидактическая игра «Подберём слово»
— Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников)
Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая?
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.
Упражнение на применение предлогов
Стимулировать применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов.
— Вы очень сильно подули на снежинки. Все картины разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок.
— Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была…. (Ответы малышей: под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).
Первый вариант игры – с кубиками
Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.
Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.
Помимо предметных, сделайте следующие кубики:
Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.
Примеры заданий для дошкольников:
Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:
Что посеешь, то и пожнёшь.
В один прекрасный летний денёк друзья отправились на рыбалку. Они взяли с собой рыболовные снасти, большое ведро, нашли укромное местечко на берегу реки и стали ждать клёва.
Долго сидели мальчики в ожидании улова. Наконец-то что-то клюнуло! Мальчик дёрнул удочку и вытащил вместо рыбы… консервную банку! Ребята выудили из реки бутылку, кастрюлю, старый башмак и даже колесо от велосипеда. Ни одной рыбы не поймали!
Удивились ребята, задумались, откуда такой «необыкновенный» улов. А потом вспомнили, что невоспитанные туристы здесь часто останавливались и весь мусор выбрасывали в речку. Недаром в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь».
I. Подготовительная работа.
1. Восстанови последовательность событий.
2. Ответь на вопросы.
Что необычного ты видишь на картинках?
Чем сказка отличается от рассказа?
Что на картинках сказочное, а что — реальное?
Почему Баба Яга превратилась в добрую старушку?
3. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Путешествие Вани в сказку»
«Волшебное превращение Бабы Яги»
«Сказочное приключение»
«На добрый привет добрый ответ»
4. Придумай заголовок к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.
5. Назови как можно больше «сказочных» слов и выражений.
Жили-были…
6. Продолжи предложения.
Подул ветер…
Ваня собрал свои вещи…
Мышка рассказала Ване, что…
7. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам Ваня, Баба Яга, старушка.
8. Определи границы предложений.
Жили-были мальчик Ваня и его мама жили они дружно мама занималась хозяйством, а сынок ей помогал.
9. Составь сказочный текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
ПОЧЕМУ У ЛУНЫ НЕТ ПЛАТЬЯ.
I. Подготовительная работа.
1. Отгадай загадку.
То полна, а то стройна, По ночам не спит она.
2. Что ты представляешь, когда слышишь слово Луна?
3. Ответь на вопросы.
Что необычного ты видишь на картинках?
С какой просьбой обратилась Луна к портному?
Как менялся вид Луны?
Как менялось настроение портного? Почему?
Почему у Луны нет платья?
4. Объясни, как ты понимаешь выражение многоликая Луна ?
5. Выбери наиболее удачный заголовок.
«Многоликая Луна».
«Почему у Луны нет платья».
«Как портной шил Луне платье».
6. Задай главный вопрос к каждой картинке. У тебя получился план сочинения.
7. Как менялся внешний вид Луны? Прочитай слова в нужной последовательности.
• Месяц, полная Луна, Серп, Полумесяц.
8. Как менялось настроение портного? Прочитай слова и словосочетания в нужной последовательности.
• Расстроился, разгневался не на шутку, с радостью встретил, чуть не заплакал от досады.
9. Продолжи предложения.
Луну называют многоликой, потому что…
Портной отказался шить Луне платье, потому что…
10. Из слов каждой строчки составь предложения.
• Вдвое, за, Полумесяц, дней, сделался, несколько, больше.
• Месяц, время, полной, стал, некоторое, Луной,
Через.
11. Составь текст-повествование, используя план, опорные слова и словосочетания.
Как слепить снеговика на улице из снега, подробно
Чтобы ваш снеговик слепился и простоял долго, выбирайте морозное время и мокрый снег. С рассыпчатого снега что-то слепить очень сложно.
Слепив маленький снежок, начните катать его по снегу, он начнет увеличиваться. Для полноценного снеговика потребуется три комка снега разного размера. Скатав первый комок, установите его в удобном месте.
Скатайте еще 2 комка снега разного размера, которые будут пропорционально смотреться с предыдущим большим комом. Установите их один на другой. Руками в рукавицах разровняйте все заготовки, похлопывая и поглаживая их.
Из веток сделайте руки и утеплите снеговичка теплыми вещами для красоты.
Сочинение описание картины Зимние забавы
Вот и наступила зима. Зима — самое веселое время года. Во сколько интересных забав и игр можно дружно играть на улице! Кругом белым-бело, мягкий пушистый снег переливается на солнце и так и манит поиграть на свежем морозном воздухе.
На картине «Зимние забавы» ребята вовсю резвятся на улице, не обращая внимание на холод. Зимний ясный денек позвал детей во двор
Все одеты тепло, и никто не спешит домой.
Каждый ребенок нашел занятие по себе. Кто-то оседлал санки и вот-вот скатится с горы с веселыми криками и смехом. Пара ребят с удовольствием надели лыжи и поскрипывая снегом ездят по протоптанной лыжне.
Озеро замерзло и покрылось льдом на радость детям. Вот и каток не пустует, девочка мастерски катается на коньках. Группа мальчишек и девчонок тем временем устроили настоящую снежную битву, они катают снежки и бросаются в друг друга, стараясь увернуться от снарядов. Ребятишки смеются от души и раззадоривают друг друга.
Малыши тоже не теряют времени даром и лепят большого и смешного снеговика. Ведро вместо шапки, камешки вместо глаз и нос морковка. Мальчик тем временем катает новый снежный ком, строит второго снеговика-друга.
Из-за пригорка идет девочка, спешит присоединиться к зимним забавам друзей.
Лица ребят полны восторга и счастья, они весело проводят время и ни минуту не скучают! Так и хочется присоединиться к ним. На картину не посмотришь без улыбки, она заражает задорным настроением и желанием поиграть в снежки, построить снежную крепость или покататься на коньках. Нет лучше развлечения, чем игры во дворе с друзьями, особенно зимой!
Я очень люблю зиму, мне кажется это отличное время года, с богатой выдумкой и фантазией можно провести его активно и с пользой, не скучая.
ТЕКСТ
Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст посвящен определённой теме и имеет основную мысль.
Тема текста — то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста — то, в чём автор хочет убедить читателя.
У каждого текста есть название — заголовок. Чтобы озаглавить текст, необходимо кратко назвать его тему или основную мысль.
Обычно текст состоит из трёх частей.
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Каждая часть текста записывается с красной строки.
Различают три типа текстов: описание, повествование, рассуждение.
Описание — текст, в котором описываются предметы, люди, животные, растения или явления природы. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?
Текст-описание насыщен именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
Что посеешь, то и пожнёшь.
В один прекрасный летний денёк друзья отправились на рыбалку. Они взяли с собой рыболовные снасти, большое ведро, нашли укромное местечко на берегу реки и стали ждать клёва.
Долго сидели мальчики в ожидании улова. Наконец-то что-то клюнуло! Мальчик дёрнул удочку и вытащил вместо рыбы… консервную банку! Ребята выудили из реки бутылку, кастрюлю, старый башмак и даже колесо от велосипеда. Ни одной рыбы не поймали!
Удивились ребята, задумались, откуда такой «необыкновенный» улов. А потом вспомнили, что невоспитанные туристы здесь часто останавливались и весь мусор выбрасывали в речку. Недаром в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь».