Что лучше — кубики Зайцева или Чаплыгина
Евгений Чаплыгин — автор собственной методики обучения чтению. По примеру Зайцева использует в качестве учебного материала кубики с буквами и складами. Комплект содержит 10 сдвоенных букв, 10 одинарных и вращающуюся панель для составления слогов.
Образовательные системы Зайцева и Чаплыгина имеют много общего. Чтобы понять, чем же они различаются, проведем сравнительный анализ. Используем мнение воспитателей детских садов, родителей, педагогов школ.
Характеристики | Кубики Зайцева | Кубики Чаплыгина |
---|---|---|
Комплектация | Много наглядного материала (таблицы, кубики, песни). Детям до 4–5 лет сложно ориентироваться, в некоторых случаях кубиков оказывается достаточно, таблицы применяются позже | Карточки с картинками и кубики не перенапрягают детей зрительными образами |
Простота технологии обучения (для родителей) | Разобраться в методике просто, специальные знания и педагогический опыт не требуются | Система обучения проста и понятна |
Готовность комплекта | Нужно самостоятельно склеивать кубики из картона, распечатывать дополнительные элементы | Готов к работе полностью |
Материал | Картон, пластик | Дерево |
Информационная насыщенность | Дети знакомятся с разными типами звуков, различают их при чтении | Ребенок учится читать, характеристики звука не освещаются |
Дополнительные способы обучения | Попевки, диски с песнями по складам, книга с играми и упражнениями | Диск с песенками для заучивания слов, методическое пособие со сценариями игр |
Место для хранения и размещения наглядного материла | Требуется площадь в комнате для развешивания плакатов, хранения 61 кубика | Игровой комплект легко помещается в небольшую коробку для хранения, на уроке кубики и карточки легко разместить на столе |
Стоимость | Около 5 тысяч рублей | Около 3 тысяч рублей |
Еще одним преимуществом кубиков Чаплыгина является соответствие принятой Минобром России системе обучения в школе. Путаницы в голове у детей в первом классе не возникает.
В чём весь цимус?
Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.
- Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
- Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
- В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.
Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.
Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.
Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.
То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.
Задания для детей
Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.
Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.
Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.
Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.
Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.
Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее
По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.
К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.
Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.
Возрастные особенности, которые следует учитывать
Первая и самая важная особенность дошкольника, о которую спотыкаются старательные родители, когда пытаются сами готовить ребенка к школе, в том числе, и учить читать – это ведущая деятельность.
Дело в том, что до 6-7 лет, а у некоторых и позже, ведущим видом деятельности является игра. Не общение, не работа с информацией. И основные знания о мире, основные навыки, основное развитие ребенок получает, именно играя. Усадить его за книгу можно только насильно. Поэтому, если вам не удается научить ребенка читать – посмотрите в сторону игровых методик. Это не методика обучения в чистом виде – обычно используется одна из вышеперечисленных, а приемы создания интереса, часто – готовые игровые сюжеты или наборы игр, где ребенок незаметно учится читать. Здесь имеет смысл посмотреть сайты Лены Даниловой, О.Н. Тепляковой.
Самый простой способ создать обстановку игры – включить в процесс занятия игрушки. Пусть они наравне с ребенком выполняют задания, ошибаются. Это резко повышает интерес к занятиям в домашних условиях, когда нет компании других детей. Однажды, когда мой сын категорически отказался учиться, я сказала, «Ну и ладно, я буду заниматься с Мишкой и Питером!». И действительно начала с ними выполнять задания в книге, по которой мы в тот момент учились читать. Ох уж эти Мишка с Питером (кроликом)… Сколько ошибок они делали… Конечно, ребенок выдержал недолго. Должен же был кто-то им помочь!
Кроме того, психические процессы дошкольника сильно отличаются от взрослых и даже детей школьного возраста
Их внимание имеет непроизвольный характер, а произвольное внимание находится на стадии формирования. Именно поэтому в детских книгах много ярких картинок – они привлекают внимание
А вовсе не чтобы было красивее. Учитывать непроизвольное внимание следует, и организуя занятия с ребенком-дошкольником. Любые звуки, яркие образы, находящиеся в поле зрения, будут привлекать внимание, отвлекая от чтения.
Аналогичным свойством обладает и память дошкольника. Он не может усилием воли запомнить что-то, заучить. Запомнится то, что заинтересовало, удивило… Или то, что часто повторяется. С этой точки зрения, если занятия чтением не вызывают особого интереса, то лучше заниматься 2-3 раза в день по 5 минут, прочитывая по десятку слогов, чем один-два раза в неделю по часу.
Как научить понимать прочитанное (методики)
Часто случается, что ребенок научился читать, но совершенно не понимает содержание прочитанного
Происходит это от того, что все внимание ребенка ушло на контроль над правильностью произношения букв
Заметив подобное не стоит ругать ребенка. Этим можно только усугубить положение. Но и медлить с исправлением ситуации тоже не нужно, подобная манера чтения может перерости в привычку.
Какие меры можно предпринять:
- Для начала нужно убедиться, что ребенок знает все буквы. Не по знакомой ему азбуке, либо другим предметам, где уже есть подсказки. Возьмите отрывок интересного текста, с достаточно крупным шрифтом и позвольте ему читая, зачеркивать знакомые, а не знакомые буквы обводить в кружок.
- Книги, которые читает ребенок, должны быть интересными, иметь крупный шрифт, содержать короткие предложения и известные слова. В раннем возрасте исключите классические произведения, в них встречаются слова не знакомые для детей. Старайтесь длинные и сложные предложения читать вместе с ребенком.
- Не стоит торопить ребенка, если он читает медленно. Подобное поведение родителей может привести к неправильному произношению, глотанию букв и, как следствие, к полному непониманию прочитанного материала.
- Чаще просите ребенка рассказать о том, что он прочитал.
- Заведите дома привычку общения записками. Пишите слова разборчиво печатными буквами. Пусть для ребенка это будет некой игрой, к примеру, поиск клада.
- Разрешите читать ребенку так, как ему удобно: водя пальцем, при помощи закладки/линейки.
- Уча наизусть стих, не стоит его просто заучивать. Убедитесь, что ребенок понимает о чем он.
- Читая сказки обязательно проговаривайте сюжетные линии. Обсуждайте поступки главных героев. Анализируйте принятые ими решения.
- Гуляя на улице старайтесь больше разговаривать с ребенком, развивая его словарный запас. Это поможет ему в дальнейшем более точно формулировать свои мысли.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги
Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой
После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:
Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».
Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.
Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее
За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.
Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.
Игры на умение складывать слоги
- Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
- Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
- Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
- Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Как быстро научить ребенка читать по слогам?
Игра «Читаем по слогам»:
- Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
- Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
- Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги
Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.
Плюсы и минусы методики
Методика обучения чтению имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы очевидны, их много:
- Развитие дошкольника происходит в развлекательной форме, вам не придется ругать малыша за нежелание заниматься, сидеть неподвижно со скучным букварем, все происходит в шуточной и веселой манере, что очень удобно и не обязательно в раннем возрасте.
- На кубиках написаны склады, поэтому ребенок сразу же осваивает чтение, не размышляет над тем, как произнести сочетание, не запинается.
- Грамотность ребенка – на первом месте. Если с обычными кубиками малыш может составить слово с ошибочными сочетаниями ШЫ или ЖЫ, то здесь такого не произойдет, таких пар букв тут просто нет. Ученик избавлен от самых глупых ошибок, которые могут остаться во взрослой жизни.
- Универсальность методики – обучать ребенка можно практически с рождения, если вы опоздали, даже в пятилетнем возрасте будет совсем не поздно – техника не учитывает возраст.
- Эта техника – настоящая выручалочка для ребенка, который ходит в школу, но не может научиться читать вместе с преподавателем, не успевает со сверстниками изучать школьную программу и потому испытывает трудности. Методика позволяет научиться читать быстро и непринужденно: за 4 занятия, как утверждает автор.
- Родители свободны, дети играют самостоятельно. Удобно, не так ли? Когда вы заняты, работаете, а готовить уроки с ребенком некогда – кубики должны прийти на выручку. Процесс должен происходить в привычной обстановке, то есть ребенок, не отвлекаясь от других игр, с удовольствием играет с кубиками.
- Кубики развивают все органы чувств. Благодаря яркому, но не кричащему цвету, кубики тренируют зрение. Приятный звук различной высоты развивает музыкальные способности и память. Находясь в руках, они тренируют интеллект, логическое мышление, моторику рук.
- При грамотном размещении кубиков ребенок будет избавлен от возможного сколиоза, как это происходит с азбукой.
Но как бы ни были многочисленны преимущества техники чтения по Зайцеву, недостатки тоже есть:
- Придется переучиваться в школе, где никаких складов нет, а вот разбирать слово по слогам придется, неподготовленному ребенку будет тяжело с этим справиться, ведь он привык к другой методике.
- Логопеды утверждают, что чтение по кубикам приводит к проглатыванию окончаний и целых букв. Дети не понимают, как звуки сливаются в слова, поэтому зачастую допускают ошибки в произношении.
- Метод непоследовательный, не учитывает многие правила русского языка, например, встречается кубик со слогом «ПЭ», объяснять ребенку, что буква Э после согласного пишется в исключительных случаях, придется самостоятельно, иначе вместо Е малыш будет писать Э там, где слышит.
- Дороговизна пособий – купить кубики может не каждая семья, они стоят недешево, впрочем, их можно изготовить из картона. На это уйдет много времени, да и затраты не сильно уменьшатся. Кроме того, возникает проблема с хранением всего этого имущества, необходимо постоянно их ремонтировать, ведь ребенок может испортить кубики. Тем не менее, зная, что из себя представляют кубики Зайцева, всегда можно изготовить и подремонтировать их самостоятельно.
Обучение ребенка слоговому чтению
Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.
Карточки для слогового чтения
В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.
Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично
Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка. Знакомство с буквами
Знакомство с буквами
Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:
- Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
- Твердые звонкие согласные: Л, М
- Глухие, шипящие звуки
После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.
Кубики Зайцева для слогового чтения
Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.
В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение. Занятие должны быть ежедневными
Занятие должны быть ежедневными
Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.
Волшебные кубики
Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).
Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.
Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.
Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.
Но в чем же их особенность?
- Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
- Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
- Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
- Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
- Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
- Белый кубик со знаками препинания.
Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
со-ловь-и-ный
В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:
- со-ловьиный
- соловь-иный
- соловьи-ный
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
у-ча-сти-е
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
уча-стие
Рубинчик Людмила Ивановна
Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
Начните с алфавита
Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок
Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы
Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя
Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью
Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги
Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению
Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?
То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.
Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание
- В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
- Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
- В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).
Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.
Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.
Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)
Всем успехов в учебе!
Ваша «ШколаЛа»)
Выделение слогов
Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.
Традиционная школа
Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.
При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.
В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.
Школа углублённого изучения
В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.
Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.
Система обучения по Павлу Тюленеву
Автор даже написал специальную книгу – «Читать раньше, чем ходить», в которой подробно описал свой новаторский метод. Тем папам и мамам, кто и вправду интересуются, как научить ребенка читать в 4 года, эта книга будет особо интересна. Её автор утверждает и доказывает на многочисленных примерах, что научить малыша чтению можно уже к двум годикам. К концу же первого года он начнёт вполне осмысленно оперировать буквами и словами.
Важная часть данной методики – начинать занятия с малюткой надо чуть ли не с момента рождения, поскольку именно в первые четыре месяца мозг малыша активно формируется и способен без проблем усваивать сложные и простые графические картинки.
Также важно, чтобы во время обучения малыша ничего не отвлекало – никаких игрушек и т. д., то есть, нужно специально создавать благоприятную среду для учёбы
Возможные трудности
Существует несколько проблем, с которыми в той или иной степени сталкиваются все родители
Исправить их не сложно, достаточно уделить внимание, потренироваться чуть дольше.
- Слияние звуков. Ребенок не может прочитать слог слитно, выговаривает буквы отдельно. Есть простой визуальный способ: нарисуйте линию между двумя буковками и скажите, что они как бы стремятся друг к дружке. Повторите, отработайте звучание.
- Регрессии. Хоть малыш и читает, но его глазки непроизвольно возвращаются назад, к уже пройденному. В этом случае, сбавьте темп занятий, проходите материал немного дольше.
- Додумывание. Такое встречается даже у школьников, но появляется при в то время, когда ребенок только учится читать по слогам дома. Мальчик или девочка правильно произносят начало слова, но заканчивают неверно. Исправить это можно, только если постоянно указывать на ошибки.
Упражнения для развития внимания
Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.
Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его
Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.
Обратное задание — лишняя буква. Процесс аналогичный
Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.
Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.
Вывод
Итак, вопрос, с какого года следует начинать учить малыша чтению, не совсем корректен. Есть методики, требующие, чтобы ему уже исполнилось пять лет, а есть и такие, которые рассчитаны на первые четыре месяца жизни. С какого метода в таком случае начинать – решать родителям.
Желательно, чтобы для учёбы у вас был под рукой какой-нибудь вспомогательный материал: карточки с изображением букв или отдельных слогов, магнитная азбука или же красочный «Букварик».
Стоит лишний раз пояснить, почему нельзя давить на детей – этим вы превращаете интересное занятие в «обязаловку», вырабатывая у ребёнка устойчивое отвращение к книге и чтению.
Дела пойдут куда лучше, если вы сами любите читать книги и «заразите» своего ребёнка.
Занятия должны быть краткими, если они предполагают обучение сложным вещам. Если же урок идёт в интересной игровой форме, то дети сами будут хотеть его продолжить или пожелают, чтобы вы проводили такие занятия почаще.