Логические задачи основного комплекса
6 задача
Попробуйте установить принцип построения указанной последовательности:
8 2 9 0 1 5 7 3 4 6 Ответ
Последовательность цифр построена на основании алфавитного порядка их названий (восемь, два, девять, ноль и т. д.).
7 задача
Вообразите десятикилометровый мост через пролив. Максимальная нагрузка для него – 25 тонн. С начала этого моста стартовал грузовик, масса которого – ровно 25 тонн. Автомобиль продолжает движение к противоположному краю. Баланс моста пока не нарушен. Неожиданно, когда грузовик достиг середины этого путепровода, на него сел воробей со своим весом.
Вопрос к вам: приведёт ли вес птицы к нарушению балансировки и разрушению моста?
Ответ
Не приведёт. Так как грузовик преодолел путь до середины моста, что равно 5 км, расход потраченного топлива в разы превысил вес птицы.
8 задача
В одно и то же время к водному каналу приблизилось двое. Добраться до другого берега поможет лодка, которая рассчитана только на одну персону. Тем не менее, без стороннего участия оба переправились на противоположный берег на этой лодке.
Как люди справились?
Ответ
Люди приблизились к противоположным берегам водного канала.
9 задача
Отважного воина захватили слуги султана. Султан приказал отправить смельчака в темницу, где вместе с ним беспрерывно будут рядом два надзирателя
Один стражник исключительно правдив в разговоре, а второй лжёт. Внутри темницы оказались два закрытых входа. Войдёшь в один – выберешь «неволю навсегда», а в другой – «освобождение». Султан предложил воину избрать один вход: если это окажется «освобождение», то пленник свободен.
Воину позволили спросить надзирателей только один раз. То есть один вопрос на двоих надзирателей. Пленник не в курсе, кто из них лжец, а кто правдив. Надзиратели, несомненно, знают, какой вход подарит воину освобождение.
Какой вопрос задаст воин одному из стражников для достоверного определения входа, который означает «освобождение»?
Ответ
Воин задаст только один вопрос любому из надзирателей: «Если попросить твоего коллегу указать на вход «освобождение», то куда он направит меня?» В обеих ситуациях надзиратель укажет на «вход в неволю».
10 задача
В лесу десять родников с мёртвой водой: от первого до десятого. Мёртвая вода из родников с первого по девятый доступна каждому, а десятый родник во власти Кощея в пещере, в которую он никого не впускает. По вкусу и цвету мёртвую воду не отличить от обыкновенной, однако глоток воды из родника означает смерть. Спасёт только вода из родника с номером выше. Поэтому того, кто изначально выпьет десятую воду, ничего не спасёт.
Иванушка бросил вызов Кощею. Условились принести с собой чашку с водой и дать её осушить сопернику. Радости Кощея не было предела: «Ура! Я налью десятый яд, и Иванушка не спасётся! В то же время выпью то, что даст Иванушка, следом выпью десятый яд и останусь живым!»
В оговоренный день соперники столкнулись. Последовал честный обмен чашками. Содержимое выпито. При этом Кощей погиб, а Иванушка выжил.
Как Иванушка победил Кощея?
Ответ
Иванушка предложил Кощею обыкновенную воду. А Кощей, по неверным предположениям, «запил» её собственным десятым ядом. Перед встречей с соперником Иванушка выпил воду из любого родника. Вышло, что он запил яд Кощеевым десятым, что привело к нейтрализации яда.
Наглядно-действенное мышление и как его развивать
Задачи решаются посредством практического взаимодействия с предметом в реальной, наглядной ситуации. Умственные действия задействованы в меньшей степени.
Наглядно-действенное мышление существует с первобытных времен, активно в своем развитии до 7 летнего возраста.
При работе этого типа мышления дети группируют различные объекты в одно целое, оперируют ими.
Взрослые благодаря ему находят практическую пользу в окружающих предметах. Наглядно-действенное мышление развивается под руководством левого полушария головного мозга.
Чтобы потренировать данный вид мышления, поиграйте в шахматы, порешайте головоломки, составьте пазл.
Среди игровых онлайн тренажеров также большой выбор для быстрых и эффективных тренировок.
И вот несколько упражнений для тренировки наглядно-действенного мышления:
- Возьмите в руки какой-нибудь предмет и постарайтесь определить его вес, потом другой и так несколько разноплановых предметов. Осмотрите свою квартиру, и попробуйте прикинуть площадь каждой комнаты.
- Нарисуйте на листке бумаги альбомного формата 3 геометрические фигуры: ромб, трапецию, треугольник. После с помощью ножниц превратите каждую фигуру в квадрат, сделав один разрез по прямой линии
- Из 5 спичек выстроите 2 одинаковых треугольника. Затем из 7 спичек сделайте 2 квадрата и 2 треугольника.
- Обзаведитесь конструктором, и каждый день составляйте из него какую-нибудь новую фигуру, желательно, не из инструкции. Выбирайте конструктор с большим количеством деталей, от 40.
Игры для развития памяти
Развивающие игры и упражнения — отличный вариант не просто скоротать время или развлечься, но еще и улучшить память. Рассмотрим некоторые из самых мощных упражнений.
Развивающая игра «матрицы памяти»
Запоминайте расположение закрашенных полей за 1-2 секунды, после чего воспроизводите закрашенные поля по памяти. Игра тренирует визуальную память и скорость запоминания.
Анаграммы помогут развить такие качества как: внимание, концентрация, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово
Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры
В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.
Развивающая игра «Буквенный охват»
Игра на развитие объема памяти. На экране показываются буквы, которые нужно успевать запоминать и воспроизводить в нужном порядке.
Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.
Развивающая игра «Запоминай и прокликай»
Эта развивающая игра направленна в первую очередь на развитие объема внимания. Чем больше мы сможем запомнить различных элементов за раз, тем лучше.
На несколько секунд будет показана таблица с цифрами, нужно успеть запомнить все цифры и воспроизвести их в порядке возрастания.
Поиск цифр и букв
Попробуйте также потренироваться в поиске букв. Эти упражнения отлично помогают развивать боковое зрение и скорочтение. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв и в статье с тренажером Поиск цифр и чисел.
Развивающая игра «Запомнить и найти»
Игра на развитие рабочей памяти, запоминания предметов. На мгновение показывается набор объектов, которые нужно успеть запомнить, и по памяти определить, какой объект поменялся.
Чтение пристрелкой
Также мы разработали еще один полезный тренажер, который подходит как для развития бокового зрения, так и для развития скорочтения. При нажатии на кнопку «Случайная фраза» тренажер отображает на 1-2 секунды случайное предложение. Старайтесь охватить взглядом всю строку:
Развивающая игра «Найти монетку»
- Развивает объем памяти
- Улучшает зрительную память
- Совершенствует пространственную память
Открывайте клетки на экране и находите монетки. Клетка после открытия закрывается, поэтому нужно помнить на какие клетки уже нажимали.
Пятнашки
Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг на весь день! Это игра для развития мышления. Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.
Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
- чистить зубы;
- открывать дверь ключом;
- есть ложкой;
- набирать сообщение в телефоне;
- краситься.
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
По этим записям потом можно будет отследить эволюцию вашего мышления. Ваши первые записанные рассуждения будут казаться вам детскими и наивными. По мере продвижения по страницам дневника ваши мысли будут развиваться вместе с вами и становиться стройнее и глубже.
Общайтесь с теми, кто умнее
Окружение очень сильно влияет на человека. Не зря говорят: “С кем поведешься, от того и наберешься”. Часто люди избегают общения с теми, кто в чем-то лучше них, из страха уронить самооценку. Но если вы действительно хотите добиться результата, через этот стресс придется пройти.
Окружайте себя людьми увлеченными, разносторонне-развитыми, любящими мыслить и рассуждать. Разница в мыслительных способностях будет подстегивать вас к развитию.
А вот общение с бездельниками и нытиками, наоборот, придется сократить. Иначе вы и не заметите, как они затянут вас в свое болото под названием “зона комфорта”. А там нет ничего, кроме перспективы намертво прирасти к дивану.
Играйте в интеллектуальные игры
Сегодня коллективные интеллектуальные игры на пике популярности. В каждом крупном городе можно найти клуб любителей “Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринга” и всевозможных квизов. Примкните к ним – вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев.
Во-первых, подобные игры отлично развивают логику. Большинство вопросов там составлены так, что додуматься до ответа может каждый, независимо от уровня знаний. Вы будете тренировать свой ум в нескучной игровой форме, а яркие эмоции и азарт сделают тренировку в несколько раз эффективнее.
Во-вторых, вы познакомитесь с интересными, увлеченными, мыслящими людьми. Как раз о таких мы говорили чуть ранее. Полезное и веселое времяпрепровождение может впоследствии перерасти в крепкую дружбу.
Разгадывайте кроссворды и решайте головоломки
Купите журнал кроссвордов и старайтесь везде носить его с собой. Отгадывайте их, как только появляется такая возможность. Например, в очереди в банке или в больнице. Это гораздо полезнее, чем коротать время, ковыряясь в телефоне.
Не ищите легких путей
Иногда полезно устраивать своему мозгу встряску, создавая искусственные стрессовые ситуации. В таких условиях развитие происходит быстрее и интенсивнее. Попробуйте приехать в незнакомый район и ориентироваться там только по карте, не спрашивая дороги у случайных прохожих.
То же самое можно провернуть, если вы собираетесь в другой город или страну. Даже банальный поход в торговый центр можно использовать с пользой. Не просите у консультантов помощи в поиске интересующего вас товара, попытайтесь сориентироваться самостоятельно.
Тренируйте память
Память и мышление – взаимосвязанные процессы. Именно память определяет, насколько быстро вы будете мыслить и как часто будете совершать ошибки
Поэтому не забудьте уделить этой когнитивной функции отдельное внимание
В качестве тренировки можно учить стихи, запоминать списки покупок и дел. Можно пойти дальше и записаться на курсы по развитию памяти. Так вы быстрее добьетесь желаемого эффекта и не забросите занятия через два дня.
Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:
Вопрос-ответ
Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква? Форма ушей у немецкой овчарки? Количество комнат в жилой комнате вашего дома?
Создание образов
Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:
- Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
- Какие блюда подавались?
- О чем была беседа?
- Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
- Представленная картинка была черно-белой или цветной?
- Опишите зрительный образ помещения.
Описание предметов
Опишите каждый из представленных предметов:
- зубная щетка;
- сосновый лес;
- закат;
- ваша спальня;
- капли утренней росы;
- парящий в небе орел.
Воображение
Вообразите Красоту, Богатство, Успех.
Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.
Воспоминания
Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.
Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).
Как развивать логику и мышление у детей 5, 6 и 7 лет
В возрасте 5-7 лет дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому все занятия проводит воспитатель в учебном классе.
Детям младшего дошкольного возраста развивать мышление можно следующим образом:
- проведение бесед и обсуждений. Дети этого возраста не только могут воспринимать информацию, но и сами высказывают свое мнение и делают простые умозаключения;
- проведение дидактических игр и выполнение упражнений с логическим содержанием, решение головоломок. Задания могут быть в печатной форме;
- игры, включающие и творчество, и логику. Лучше всего ребенок запомнит то, что создано своими руками. Поэтому ему можно предложить выполнить следующие задания: дорисовать недостающую часть у геометрической фигуры, отдать недостающие предметы: удочку — рыбаку, машине — колеса и т. д. Необходимо, чтобы ребенок мог пояснить свой выбор;
- использование приема «намеренной ошибки». В возрасте пяти лет у ребенка уже сформировались представления о юморе и у них достаточно развито мышление, чтобы не принимать на веру все, что говорят взрослые. Использовать намеренную ошибку возможно на любых занятиях, главное, чтобы материал был детям хорошо знаком;
- применение предметов-заместителей. Данный прием при помощи переноса некоторых свойств предмета на заменяющий его развивает мышление, воображение, творческие способности. Дети способны представить воображаемые свойства предметов;
- применение знаков и пиктограмм. На пятом году жизни малыш знакомится с цифрами. С помощью их изучения у ребенка развивается абстрактное мышление. Используя цифры, ребенок должен уметь собрать одинаковые предметы в группу и обозначить их количество. Сначала предлагаются простые задания: предметы располагаются в ряд. Ребенок должен определить их количество, указав на определенную цифру. Затем задание усложняется: вразброс выкладываются предметы двух видов (например, 3 яблока и 2 груши). Ребенок должен суметь определить количество каждого предмета и указать на соответствующую цифру;
- пиктограммы — изображения предметов в более простом виде. Они передают главные и узнаваемые признаки. Пиктограммы способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Изучив пиктограмму, ребенок сначала высказывает мнение, какой изображен предмет, затем выделяет его главные черты. После этого вместе со взрослым делает заключение, верной ли была догадка.
Пример пиктограммы
В шесть-семь лет важны практические занятия. Здесь важна самостоятельная работа. Дошкольники старшего возраста исследуют предложенные предметы. Они сравнивают их свойства, цвет, форму, размер. Информацию они должны получать не в готовом виде, а с помощью наводящих вопросов.
Для старших дошкольников можно проводить различные эксперименты и опыты, а также устраивать презентации. Дети должны наблюдать за их ходом и записывать данные в специальный журнал. Затем, просматривая журнал, должны объяснить, как взаимосвязаны этапы опыта: что было в начале и что получилось в конце. Практические приемы тесно связаны со словесными. Ребенок должен уметь объяснить, почему получилось именно так.
Важно! С дошкольниками необходимо вступать в игровой спор, побуждая их высказывать свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свое мнение
Развитие мышления
Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:
- Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
- Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
- Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.
Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.
Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.
8 врагов продуктивного мышления
Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.
Телевизор
Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.
Соцсети
Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.
Алкоголь и сигареты
Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.
Неправильное питание
От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.
Недосып
Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.
Малоподвижный образ жизни
И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.
Однообразие
Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?
Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.
Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.
Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.
Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.
Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.
Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.
Особенности детей от 2-4 лет
Детям в этом возрасте свойственен основной вид мышления — наглядно-действенный
Также «все тащить в рот» — это привилегия ребят данного возраста, ведь очень интересно попробовать его на вкус. В два года ребенок не запоминает полученный опыт, поэтому невкусные предметы он может тянуть в рот повторно. Но уже в три года развитие памяти и внимания позволяют сохранить в памяти полученный опыт. К примеру, не тащить повторно в рот кислый лимон.
Главное в этом возрасте
На что стоит уделить особое внимание, как средство развития логического мышления у детей в 2-4 года:
- давать возможность детям экспериментировать с предметами разного характера (вода, песок, игрушки, растения);
- рассказывать малышу о предметах, давая их точные характеристики по цвету, запаху, форме, функционалу;
- спрашивать у ребенка, какой формы предмет, что с ним происходит, каковы его характеристики – это будет способствовать развитию речевых навыков малыша;
- формировать навыки первоначальных логических операций, таких как классификация или группировке (выделить и собрать предметы, схожие по одному признаку, к примеру, кубики), сериации (собирать предметы по размерам – на убывание или возрастание — пирамидки, матрешки, кольца), синтезу (сбор частей в целое — конструктор, лего, мозаики).
Задача родителей и педагогов раннего развития – создать благоприятные условия для богатой предметно-развивающей среды, приобретая яркие, разноплановые, интересные предметы, как игрушки, так и предметы окружающей среды (вода, песок, растения). Периодически менять предметы.
Практические задания
В три года в большинстве своем детей интересуют логические операции по установлению взаимодействий между двумя предметами. Для этого подойдут игры по поиску пары игрушке, такие как «Кто чей ребенок», « у кого какая пара», «Найди детёныша».
Важно! Лучше применять маленькие игрушки и предметы, чтобы развить моторику ребенка.
В игровой форме стоит предложить ребенку не просто однотипные предметы, а разноплановые, к примеру, куколок и мебель и постараться сгруппировать предметы по назначению. Малыши с удовольствием расставляют мебель, посуду, надевают одежду на кукол, ставят детенышей рядом со взрослым представителем животного.
Чтобы игры стали более эффективными и максимально способствовали развитию логического мышления у ребят, целесообразно применять следующие приемы:
- показать и рассказать все о предмете;
- поиграть с предметами;
- попросить ребенка выполнить ту или иную задачу по расстановке предметов, по классификации, так называемая экспериментальная деятельность.
В игровой форме при правильном педагогическом подходе дети не просто заинтересованы игрой, они получают большой практический опыт и знания свойств и характеристик предметов, что стимулирует развитие памяти и познавательную активность детей.
Как развивать логику и мышление у детей в раннем возрасте, смотрите на видео:
Формирование наглядно образного мышления
Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.
Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.
Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.
Упражнения
Переходим к практической стороне вопроса. Такая зарядка для ума способствует развитию собственного воображения. Постарайтесь последовательно выполнить следующие приемы:
1. Воспроизведите в памяти образ вчерашнего дня: что вы делали? Во что были одеты? С кем разговаривали и о чем? Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, вплоть до мелочей.
2. Посмотрите следующие картинки. Как можно больше придумайте оригинальных и интересных к ним ассоциаций.
Это упражнение для развития мышления помогает овладеть умением анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по размеру, форме и цвету.
3. Посмотрите на отдельные геометрические изображения, которые представлены на рисунке, и подумайте, что в итоге получится, если их наложить друг на друга? Выберите ответ из фигур, находящихся справа.
4. Далее предлагаем упражнение на развитие мышления и внимания, направленное на формирование геометрических представлений и образов. Суть заключается в следующем: дорисуйте вторую половину рисунков, но так, чтобы она была полностью идентична.
5. Опишите тремя прилагательными каждый из следующих предметов:
- абрикос;
- окно;
- звезда;
- парящая снежинка;
- колесо.
Вышеперечисленные упражнения на развитие интеллекта и мышления можно изменять на ваше усмотрение. Делайте их так, как вам удобно. Главное — чтобы был задействован непосредственно данный вид мышления, скорость и качество которого будет зависеть от того, насколько часто вы практикуетесь.
Упражнения
Обеспечить себе формирование крепкого интеллекта можно с помощью специальных упражнений. Использовать их рекомендуется ежедневно, выделяя на это не менее 30 минут. При желании можно составить свою особую программу тренировок, выбрав самые интересные упражнения, исходя из личных предпочтений, возраста и свободного времени.
Какие упражнения стоит использовать:
100 секунд. Это известное упражнение может называться по-разному. Его суть в том, что человек должен за 100 секунд вспомнить и проговорить 100 имен или названий вещей, выбрав свою тему (писатели, города, моря и т.п.).
Накопления. Такое упражнение займет очень много времени – целый месяц. Задачей становится ежедневное заучивание 4 строк из любого понравившегося стиха. Постепенно размер отрывков нужно увеличивать. Этот вариант очень полезен для школьников младших классов.
Запоминание прохожих. По дороге домой нужно просто бросать короткий взгляд на любого прохожего, а через некоторое время стараться максимально точно его вспомнить, учитывая даже мельчайшие подробности.
Регулярная арифметика. Упражняющийся должен каждый день находить возможности самостоятельно в уме посчитать любые примеры. Например, изменения своего бюджета или стоимость покупок.
Мелкие детали. Такое упражнение подойдет для дошкольника, которому помогают родители. Взрослый должен прочитать вслух интересный рассказ, а потом задать ребенку вопросы о малозначимых деталях, которые он мог упустить.
Аналогии
Проводить занятия с поиском аналогий можно даже без посторонней помощи, но при этом важно сохранять честность относительно себя. Целью упражнения становится поиск аналогов для определенной вещи по отдельным признакам (цвет, функция, размер)
Такие тренировки очень полезны для выстраивания верных логических умозаключений и развития воображения.
Поиск букв. Хороший способ развития ребенка дошкольного возраста. Задачей станет поиск и вычеркивание заданной буквы, для чего малышу нужно дать несколько страниц текста. Желательно, чтобы это был интересный рассказ.
Комбинация чтения и рисования. Детское упражнение, для выполнения которого потребуется помощь взрослого. Мама или папа должны следить за правильным выполнением всех требований. Заданием ребенка будет проговаривание стиха с выражением и параллельное рисование на любую тему.
Намеренная замена маршрута. Простой способ тренировки, результатом которого станет значительное развитие памяти и мышления. Нужно сознательно заменять привычный маршрут на незнакомый, стараясь сориентироваться на местности без посторонней помощи.
Фотография глазами. Универсальное упражнение, вызывающее интерес у людей любого возраста. Суть его в том, что тренирующийся должен в течение 30 секунд посмотреть на картинку с разными изображениями, цифрами или фразами, а потом воспроизвести их на чистом листе.
Дополнительно можно воспользоваться классическим упражнением с поиском отличий. Нужно взять две практически одинаковых картинки и найти все присутствующие на них различия. Такой способ не очень эффективен для детей старших возрастов или взрослых, но принесет много пользы, если ребенок еще не пошел в школу или учится в первых классах.
Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)
Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.
Формы абстрактного мышления
У абстрактного мышления выделяют 3 формы:
понятие – предметы объединяются по признакам;
суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.
Пример абстрактного мышления:
У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?
Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты
А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление