Слоговой синтез: упражнения

Этимология слов

В двусложных словах со значением «сын воды (неба)» первый слог имеет У гласный, второй слог может иметь А гласный или вовсе не иметь его. Обитатели вод относятся к классу «сын воды». Некоторые названия рек, речушек, родниковых, водных растений, островов образованы по модели «сын воды». Земля сама есть «сын воды». Татарское җир — «земля», русское суша оформлены так же, как «сын воды». Интересно отметить, что в Татарстане течет речка под названием Суша. Данное слово из двух слогов су — «вода» и ша — «сын» в одном случае (русском) означает «землю», а в другом (татарском) — «речку». Несмотря на то, что в русском и татарском суша имеет разные значения, первичная семантика слова —»сын воды» остается без изменения.
В некоторых языках «рыба» и названия рыб образованы по модели двусложного «сына воды». Например, «рыба» в немецком — фиш, китайском — йуй, маори, рапануи — ика. Из названий рыб, образованных по этой модели, укажем еще русское щука, татарское шукэ — «щука», сибирско-татарское (тобольское) тугу — «стерлядь».

Двусложные слова со значением «сын неба» формально идентичны словам класса «сын воды». В языке маори голубь называется куку, а в языке суахили куку значит «курица», на татарском куке — «кукушка». Русское гусь, мальгашское гиса — гусь, а в языке кетском (Сибирь) тих — лебедь.

Природные явления, как-то: ветер, буран и т. д. являются «сыновья неба». Русское туча, татарское щил — «ветер» относятся к этому разряду слов. Названия многих зверей и домашних животных образованы по этой же модели. Например, татарское куй — «овца», буре—»волк». Длинные, прямоствольные деревья также имеют названия, относящиеся к этому разряду слов: татарское мука —»липа», русские дуб, липа.

Ценные, цветные металлы золото, серебро, медь, по представлениям первобытного человека, считаются сыновьями неба. В шумерских мифах говорится, что до сотворения мира над землей возвышалось куполообразное свинцовое небо. Под этим куполом находились вместе бог неба и богиня земли. Верховный бог Энлиль медным ножом разрезал края небесного свода. Тогда бог неба Ан выпрямился и приподнял небо. В то время когда Ан поднял небо, края его разбились на куски и упали на землю. Цветные металлы на земле и есть остатки вот такой божественной операции.

Из названий двусложных «сынов неба» — цветных металлов укажем татарское җиз— «медь». В некоторых языках слова со значением «камень» также образованы по модели двусложного «сына неба». В языке ингессана (Африка) камень называется мит. Возможно, что и русское медь изначально имело такое же звучание—мит. В языке майя камень и драгоценный камень называется тун. А в древнекитайском тун — медь красная.

Агрегатор новостей 24СМИ

Ход УРОКА:

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:

Читается утверждение. Дети отвечают хором.

Буквы бывают строчные и заглавные.

-Буквы мы произносим и слышим, а звуки пишем и видим.

-Имена, фамилии людей, клички животных пишем с заглавной буквы.

-Звук всегда мягкий

-Звук всегда твердый.

-В слове ЖЕНЯ– 5 букв.

— В словах ЛУЖИ, СТРИЖИ, СНЕЖИНКИ после буквы Ж будем писать Ы.

— Звуки – всегда глухие.

— Что повторили? Для чего мы это повторили?

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

НА ДОСКЕ: Л И А Ш Ч Я

— Какие буквы вы видите на доске? Назовите их.

-Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?

— НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ. РАССКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ О НИХ ЗНАЕТЕ.

— НАЗОВИТЕ СОГЛАСНЫЕ. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЗВУКУ .

— ОТКРОЙТЕ ПРОПИСЬ – с. 28. РАССМАТРИТЕ СТРАНИЧКУ.

— Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой?

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

1) ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ КРАСИВОГО ПИСЬМА.

2) ПИСЬМО БУКВ : Л И Л Г С П – 1-я строка прописи с. 28

Проверка по ЭТАЛОНУ НА КАРТОЧКАХ. САМООЦЕНКА. ВЗАИМОПРОВЕРКА. ВЗАИМООЦЕНКА.

3)РАБОТА В ПАРЕ: УПРАЖНЕНИЕ «ЗВОНКАЯ – ГЛУХАЯ»:

— НАЗОВИТЕ БУКВЫ ВЕРХНЕГО РЯДА. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ВЕРХНЕМУ РЯДУ БУКВ.

-ГДЕ ГАХОДЯТСЯ ЭТИ БУКВЫ НА ЛЕНТЕ БУКВ? В ГОРОДЕ БУКВ?

— НАЗОВИТЕ БУКВЫ НИЖНЕГО РЯДА. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭТИМ БУКВАМ.

— СОЕДИНИТЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПАРАМИ: ЗВОНКАЯ + ГЛУХАЯ.

— ЗАПИШИТЕ ПАРЫ БУКВ НА ПОСЛЕДНЕЙ РАБОЧЕЙ СТРОКЕ ПРОПИСИ – с. 28.

Ф ИЗ К У Л Ь Т М И Н У Т К А

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА:

1)ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ:

— ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ- ШИ;

— ПИСЬМО СОЧЕТАНИЙ В ПРОПИСИ – с. 28 3-я строка.

— ПИСЬМО В ПРОПИСИ СЛОВ : МЫШИ, УЖИ, ЛУЖИ, ЖИВОТ, ЖИЗНЬ – 4 СТРОКА.

На доске: схема слова ЖИЗНЬ

— СООТНЕСИТЕ СХЕМУ С ОДНИМ ИЗ ЗАПИСАННЫХ СЛОВ.

2) СЛОГО-ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ:

1 В. — МЫШИ 2 В. — ЛУЖИ

3) ПИСЬМО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА:

МЫШИ ЖИЛИ В НОРКЕ.

— ПРОЧИТАЙТЕ. ДОКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

— НАЗОВИТЕ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ.

— ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. НАЙДИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

6. ИТОГИ УРОКА.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Золотонивская СШ » 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК «Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Как правильно делить слова на слоги

В русском языке иногда тяжело определить четкие границы слогов. К примеру, слово «острый» можно разделить несколькими способами вида: о-стрый, ос-трый, ост-рый.

По основному принципу, слогораздел в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука: ко-шка, со-ло-ма, у-е-зжать. Выделяют несколько исключений.

  1. Слог является последним в слове или единственным. Тогда все конечные согласные включают в него: по-вар, прочь.
  2. Если после гласного сочетаются «й» и согласная, то слогораздел проходит после «й»: вой-на, буй-вол, во-лей-бол.
  3. Если после гласного находится сочетание непарного звонкого согласного и парного согласного, то звонкий звук относят к предыдущему слогу: кар-тон, бел-ка.

Выделим общий алгоритм деления слова на минимальные фонетические единицы.

  1. Прочитать слово.
  2. Выделить в слове гласные.
  3. Посчитать количество гласных в слове и определить количество слогов.
  4. Проверить слово на наличие исключений.
  5. Разделить слово на слоги в соответствии с количеством гласных звуков.

При переносе слов

Хотя слоги и морфемы лежат в основе правил переноса, разделение слова на слоги может отличаться от разделения слова для переноса.

В русском языке выделяют следующие правила переноса слов:

  • нельзя переносом оставлять на строке одну букву или группу букв без согласных;
  • нельзя проводить раздел слова перед буквами «й», «ь», «ы», «ъ»;
  • запрещено переносить аббревиатуры, написанные прописными буквами;
  • в сложных словах можно совершать перенос между гласной и последующей согласной, а также после приставок;
  • переносом нельзя отделять последние согласные приставок, а также первые согласные корня;
  • желательно избегать отдельного переноса слога «не», чтобы не искажать визуально смысл последующего текста.

Что такое слог?

В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.

Определение

Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется  только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:

1. слог составляет один гласный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог составляет гласный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог образует гласный с несколькими согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг

Закрытые слоги

Непарные звон­кие соглас­ные (сонор­ные) про­из­но­сят­ся с извест­ной долей шума и голо­са. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью при­со­еди­нить­ся к глас­но­му зву­ку и закрыть слог в любой пози­ции в сло­ве (в нача­ле, в сере­дине, в конце):

  • ар-ба
  • лей-ка
  • рюм-ка
  • кар-ман
  • по-сыл-ка
  • ман-да-рин

Обратим вни­ма­ние, что за сонор­ным соглас­ным сле­ду­ет звон­кий или шум­ный соглас­ный. И тогда сло­го­раз­дел про­ис­хо­дит меж­ду ними. Так обра­зу­ют­ся закры­тые слоги.

Определение

Закрытые сло­ги — это сло­ги, в кон­це кото­рых нахо­дит­ся один или несколь­ко соглас­ных звуков.

Все соглас­ные зву­ки в оди­ноч­ку и в ком­би­на­ции с дру­ги­ми соглас­ны­ми обра­зу­ют закры­тые сло­ги в кон­це слов:

  • кисть
  • по-клон
  • у-рок
  • по-езд
  • те-ле-ви-зор

Мягкий и твер­дый знак не обо­зна­ча­ют зву­ка и при­над­ле­жат соглас­но­му, после кото­ро­го они пишут­ся. Слогораздел в таких сло­вах про­хо­дит после этих орфо­гра­фи­че­ских значков:

  • друзь-я
  • ля-гу-шачь-я (кожа)
  • инъ-е-кци-я

Рассмотрим фоне­ти­че­ский состав сле­ду­ю­щих слов и ука­жем в них откры­тые и закры­тые слоги.

Примеры

  • гроздь
  • ша-лаш
  • кро-вать
  • изъ-ян
  • объ-я-ти-е
  • ва-силь-ки
  • серь-ё-зный

Итак, каж­дое сло­во состав­ля­ют откры­тые и закры­тые сло­ги, на кото­рые его мож­но раз­де­лить, если учесть фоне­ти­че­ские особенности.

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Структура слога и ударение

По структуре слог обязательно состоит из слогообразующего гласного звука — ядра — и, опционально, окружающих его неслоговых согласных звуков.

Если в начале слога стоит согласный звук, его называют инициалью. Согласный звук в конце слова называют финалью. Рассмотрим несколько примеров.

В слоге «дом» есть инициаль, ядро и финаль. Инициаль — «д», ядро — «о», финаль — «м».

Ударение — это фонетическое выделение одного из слогов силой голоса, повышением тона или большей длительностью, а на письме — специальным символом.

На основе наличия ударений слоги разделяют на ударные и безударные. В русском языке ударение может падать на любой слог, в отличие от, например, французского, где ударение при произношении всегда падает на последний слог. Филологи в современном языкознании выделяют различные схемы ударений. Они нуждаются в отдельном изучении.

гЮВЕЛ ДЕКХРЭ ЯКНБЮ МЮ ЯКНЦХ

дЕКЕМХЕ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ НАКЕЦВЮЕР НАСВЕМХЕ ВРЕМХЧ. дЮФЕ БГПНЯКШЕ, ЙНЦДЮ МЮРЮКЙХБЮЧРЯЪ МЮ МЕГМЮЙНЛНЕ ЯКНБН, ЛШЯКЕММН ВХРЮЧР ЕЦН ОН ЯКНЦЮЛ. дЕКЕМХЕ ЯКНБ МЮ ЯКНЦХ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ – ЯОНЯНА КСВЬЕ ОНМЪРЭ ТНМЕРХВЕЯЙСЧ ЯРПСЙРСПС ПЕВХ. щРНР МЮБШЙ ОНЛНФЕР Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ДЕКЮРЭ ТНМЕРХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ ЯКНБ МЮ СПНЙЮУ ПСЯЯЙНЦН ЪГШЙЮ.

дЕКЕМХЕ МЮ ЯКНЦХ РЮЙФЕ МСФМН МЮ СПНЙЮУ ПСЯЯЙНЦН Б РЕЛЕ «оЕПЕМНЯ ЯКНБ». дЕРХ, ОКНУН СЯБНХБЬХЕ ЯКНЦХ, ЯРЮКЙХБЮЧРЯЪ Я НЬХАЙЮЛХ, ЙНЦДЮ НЯРЮБКЪЧР МЮ ЯРПНВЙЕ ЯРЕВЕМХЕ ЯНЦКЮЯМШУ.

яКНЦ ЛНФЕР ЯНЯРНЪРЭ ХГ ЦКЮЯМНЦН КХАН ЦКЮЯМНЦН Х НДМНЦН ХКХ МЕЯЙНКЭЙХУ ЯНЦКЮЯМШУ.

вРНАШ НАСВХРЭ ПЕА╦МЙЮ ДЕКЕМХЧ МЮ ЯКНЦХ, МСФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ МЮЦКЪДМШЕ ЛЕРНДШ: ЙЮПРНВЙХ ЯН ЯКНЦЮЛХ, ДХДЮЙРХВЕЯЙХЕ ХЦПШ Х РПЕМЮФ╦ПШ.

дНЬЙНКЭМХЙЮЛ НВЕМЭ МПЮБЪРЯЪ ГЮМЪРХЪ Я ЦЕПНЪЛХ ЛСКЭРТХКЭЛНБ Х ЯЙЮГНВМШЛХ ОЕПЯНМЮФЮЛХ. еЯКХ ГЮДЮМХЪ АСДЕР ДЮБЮРЭ МЕ ПНДХРЕКЭ, Ю яБХМЙЮ оЕООЮ, ГЮМЪРХЪ АСДСР ОПНУНДХРЭ НФХБК╦ММЕЕ.

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Сочетания гласных (диграфы)

Диграфом называется сочетание двух букв, которые произносятся как один звук. В случае гласных это может быть долгий, краткий звук или дифтонг. Во многих старых англо-саксонских словах, произношение которых менялось в течение сотен лет, сохранились такие диграфы: thief, boil, hay, boat, straw. Например, у слова thief такая история:

  • Древнеанглийский язык: thēof
  • Древнефризский язык: thiāf
  • Древнесаксонский язык: thiof
  • Древневерхненемецкий язык: diob
  • Древнескандинавский язык: thjōfr
  • Готский язык: thiufs

В таких словах множество исключений, поэтому единственный способ — заучивать их постепенно и систематически.

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

Классификация слогов

В русском языке существует несколько классификаций слогов по разным основаниям.

По наличию конечного согласного выделяют:

  • открытые (заканчиваются на гласную);
  • закрытые (заканчиваются на согласную).

По наличию начального согласного выделяют слоги:

  • неприкрытые (начинаются на гласную);
  • прикрытые (начинаются на согласную).

По количеству гласного, или количественной характеристике слоги условно делят на:

  • сильные, или долгие (оканчиваются на долгую гласную или на гласную с согласными);
  • слабые, или краткие (оканчиваются на краткую гласную).

По звуковому составу выделяют слоги:

  • с одним гласным звуком;
  • с гласным и одним согласным звуком;
  • с гласным и несколькими согласными звуками.

Так что же это такое – слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).

Деление слов на слоги

Сайт slogi.su — самый удобный и самый быстрый сервис деления любых русских слов на слоги. Сервис умеет выделять слоги как в отдельных словах, так и в тексте. У нас нет готового словаря слов с заранее выделенными слогами, мы определяем слоги в словах в автоматическом режиме.

Это означает, что можно ввести слово русского языка в любом числе, роде, падеже и любой другой форме склонения слова. Дополнительно к разбору мы даём справку по каждому выделенному слогу в слове — вид слога, правило разбиения.

Деление на слоги на сайте осуществляется с учётом современных правил русского языка школьной программы (традиционная школа) и программы с углублённым изучением. Если есть разница в делении на слоги двух программ, на странице слова даются пояснения.

Если нужно разбить на слоги все слова в тексте, используйте форму ниже. С помощью формы удобно привести текст песни к формату караоке, подготовить детский рассказ для чтения по слогам, разбить слова на слоги для иностранцев и для других полезных нужд.

Формирование слоговой структуры слова с помощью дидактической игры

Формирование слоговой структуры слова с помощью дидактической игры

Материал подобран Давлетбаевой Е.И.

Учителем-логопедом МБДОУ «Колокольчик» Г. Ноябрьск

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Родители обычно не очень волнуются по поводу данного нарушения. Некоторых это даже умиляет. Но нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется у детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова:

1) Подготовительный этап

-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

2) Коррекционный этап

— воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

— уточнения артикуляции сохранных звуков;

— проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/ Согласный + гласный /ба-ба-ба/; Гласный + согласный /ам-ам-ам; ох – ох – ух/ Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/ Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/; Гласный + согласный + согласный /афт – афт/ Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

— проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

К сожалению дети не всегда соглашаются повторять непонятные слова, им это просто не интересно. Совсем по- другому они реагируют на предложение поиграть, и в непринуждённой обстановке, с использованием различных картинок, педагогам или родителям проще научить ребёнка правильно проговаривать слова различных типов. Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Предложенные дидактические игры созданы с учетом данной типологии, усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. Вам останется распечатать нужную подборку картинок, необходимую для закрепления произношения слов нужного типа. Разрежьте картинки, разложите их на столе предварительно перевернув их рисунком вниз. Задав вопрос, предложите взять одну из картинок и назвать картинку.

Закрытые слоги

Непарные звон­кие соглас­ные (сонор­ные) про­из­но­сят­ся с извест­ной долей шума и голо­са. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью при­со­еди­нить­ся к глас­но­му зву­ку и закрыть слог в любой пози­ции в сло­ве (в нача­ле, в сере­дине, в кон­це):

  • ар-ба
  • лей-ка
  • рюм-ка
  • кар-ман
  • по-сыл-ка
  • ман-да-рин

Обратим вни­ма­ние, что за сонор­ным соглас­ным сле­ду­ет звон­кий или шум­ный соглас­ный. И тогда сло­го­раз­дел про­ис­хо­дит меж­ду ними. Так обра­зу­ют­ся закры­тые сло­ги.

ОпределениеЗакрытые сло­ги — это сло­ги, в кон­це кото­рых нахо­дит­ся один или несколь­ко соглас­ных зву­ков.

Все соглас­ные зву­ки в оди­ноч­ку и в ком­би­на­ции с дру­ги­ми соглас­ны­ми обра­зу­ют закры­тые сло­ги в кон­це слов:

  • кисть
  • по-клон
  • у-рок
  • по-езд
  • те-ле-ви-зор

Мягкий и твер­дый знак не обо­зна­ча­ют зву­ка и при­над­ле­жат соглас­но­му, после кото­ро­го они пишут­ся. Слогораздел в таких сло­вах про­хо­дит после этих орфо­гра­фи­че­ских знач­ков:

  • друзь-я
  • ля-гу-шачь-я (кожа)
  • инъ-е-кци-я

Рассмотрим фоне­ти­че­ский состав сле­ду­ю­щих слов и ука­жем в них откры­тые и закры­тые сло­ги.

Примеры

  • гроздь
  • ша-лаш
  • кро-вать
  • изъ-ян
  • объ-я-ти-е
  • ва-силь-ки
  • серь-ё-зный

Итак, каж­дое сло­во состав­ля­ют откры­тые и закры­тые сло­ги, на кото­рые его мож­но раз­де­лить, если учесть фоне­ти­че­ские осо­бен­но­сти.

Основные гласные диграфы. Таблица

Написание

Произношение

Примеры

ai / ay

bait, hay

au / aw

taunt, draw

ea

meat, deal

bread, steady

ee

feed, reel

ei

feint, vein

(после c)

ceiling, receive

eu / ew

feud, strewn, jewel

ie

thief, priest

oa

coat, goal

oi / oy

coin, toy

oo

root, food 

(перед k)

book, look + исключения good, room

ou

loud, noun

soup, ghoul

ow

cow, howl

know, low

Эти сочетания гласных могут и не быть диграфами, тогда гласные будут относиться к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук . Например: 

  • lion
  • diet

По правилу открытого слога иногда может произноситься и вторая буква сочетания:

  • break  
  • great
  • steak
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: