Пальчиковая гимнастика для детей 3–4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Учат внимательно слушать речь взрослого, понимать её и повторять движения самостоятельно. 

Утка (Утята)

У берега утка так важно плывет,

И деток-утят увлеченно зовет:

“Бегите ко мне, пора вам купаться!

В тёплой воде идите плескаться!”.

Вот первый услышал, и сам прибежал.

Второй пас червей и чуть-чуть опоздал.

А третий утенок купальник забыл,

Он с братом четвертым домой заходил.

Как пятый утенок братишек догнал,

Он поторопиться им всем приказал.

(Мама-утка ― согнутая в локте левая рука. Четыре пальца соединены с большим наподобие клюва. Дети-утята ― это вторая согнутая рука. Когда называем утят по порядку, пальцы сгибаются к матери ― левой руке).

Очки

Очки у бабушки пропали!

Внучата, знать, озорничали.

Бегите их скорей искать,

Чтоб вам же сказку почитать!

(Соединяем большие пальцы рук с остальными и образуем колечко, подносим эти колечки к глазам).

Стул

Одна спина, четыре ножки.

Ну, посидим с тобой немножко?

(Дети держат левую ладонь вертикально, к нижней части приставляют правую руку,  которую сжимают в кулачок. Если ребята легко и быстро справляются, то меняют положения рук на счёт взрослого). 

Стол

Четыре ножки у стола,

Идём-ка чай пить, детвора! 

(К сжатой в кулачок левой руке дети сверху кладут раскрытую ладонь правой руки, образуя стол. Меняют положения рук по очереди).

Развитие пальцев рук

Сегодня уже совершенно точно установлено, что развитие речи ребенка зависит от уровня развития мелкой моторики у ребенка. Чем более совершенны движения пальчиков ребенка, чем более они соответствуют возрастным нормам, тем более правильной будет его речь. Именно поэтому тренировке движений кистей и пальцев рук уделяется в дошкольном возрасте столько внимания. Упражнения для мелкой моторики:

  • способствуют развитию артикуляции;
  • влияют на готовность руки к письму;
  • тренируют мышление ребенка, стимулируя кору головного мозга.

Очень важно начинать такие занятия как можно раньше. Пальчиковые игры для самых маленьких рекомендуется делать с 2-3 месяцев

Сначала взрослый помогает малышу, делая движения за него, а к 3-4 годам дети уже отлично справляются с такими задачами сами.

Примеры пальчиковых игр

Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.

Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.

Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:

  1. Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
  2. Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
  3. Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
  4. Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
  5. Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
  6. Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

  • Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
  • Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
  • Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

  • Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
  • Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.

Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.

Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.

Стишок про сороку: 5 любимых детских потешек для игры с пальчиками

Кому из нас, когда мы были маленькими, родители или бабушки-дедушки не рассказывали потешку про сороку-белобоку? Но не все помнят ее слова. Вот вам пять вариантов текста потешки, какой из вашего детства?

Как играть: водим круговыми движениями указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша, спрашиваем сороку, где она была. Затем, немного измененным голосом, отвечаем за нее и по очереди загибаем пальчики ребенка — «этому дала, этому дала»… В конце все пальчики, кроме мизинчика, оказываются зажаты. Мизинец остается стоять, ему «строго» грозим…

— Сорока – сорока, где была? — Далёко! Печку топила, кашу варила, Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели.   Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала!   Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашу не варил.

В этой версии «сороки-белобоки» голос менять не надо, движения остаются прежними (загибаем пальчики по очереди, кроме самого маленького):

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он дров не носил, печку не топил!

Стишок про «Сороку» особенно любят годовалые дети, в этом возрасте они начинают сами водить указательным пальчиком по ладошке. К двум годам «сороку-сороку» внучата уже пытаются рассказать своим бабушкам и дедушкам, вызывая их восхищение и умиление.

Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали!   Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил! Зачем воду не носил!

«Простые» варианты потешки про сороку можно проигрывать с грудничками, начиная с 3-месячного возраста. В этот период они активно интересуются своими ручками, разглядывают их и пробуют «на вкус», а так же начинают раскрывать ладошку. Сначала легкое поглаживание ладони вызывают у малютки хватательный рефлекс, это нормально.

К годовалому возрасту короткие варианты «Сороки-сороки» можно дополнять новыми, более длинными. Если на знакомый стишок малыши реагируют радостным воплем и активным участием, то, услышав незнакомые слова, притихают и прислушиваются. Новые потешки вызывают такой же неподдельный интерес, как и новые сказки.


Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала, Чубчика надрала.(теребим мизинчик)   Он мал, круп не драл, Воды не носил, Дров не рубил, Ему кашки нет. Пускай идёт по водичку!   Тут пень, (трогаем за ладошку) Тут колода, (берем за запястье) Тут криничка, (дотрагиваемся до внутреннего сгиба локтя) А тут — холодная водичка! (щекочем подмышки)

Еще один стишок про сороку для игр с малышом от года и старше. Показываем ребенку новые движения ладошками, показываем их значение и учим повторять:

Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашки не едали.   Всю кашку деткам отдала: Этому — на ложечке, Этому — на поварешке, Этому — на ухвате, Этому — на лопате!   Пальчику-мальчику не досталось. Пальчик-мальчик толчёт, мелет. По воду ходит, квашню творит. Вода на болоте, мука не молота. Квашенка на липе, мутовка на сосне. Взял коробичку, пошел по водичку.   Тут ступил — тёпленько, Тут — горяченько, Тут пень, тут колода, Тут студёная вода, А тут ключики кипят-кипят!

Сорока-ворона: мультик для малышей

2–3-летним деткам можно показать короткий мультфильм с песенкой, они уже готовы не только слушать, но и смотреть «сороку-сороку»:

Пальчиковые игры для малышей до года

Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.

1. «Клубочки»

Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы «мотает клубочки». Постепенно эту игру усложняем и выводим «кончик ниточки» на каждый пальчик по очереди, приговаривая:

«Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке, Ниточка-маме ,ниточка-папеИ ниточка-деточке.»

2. «Подушечки»

Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:

«Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.Эта подушечка-для бабушки.Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы. А для детки-самая мягкая, самая маленькая».

3. «Кормим птичку»

Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными «клювиком», тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:

«Птичка, птичка,Вот тебе водичка.  (Водим «клювиком» по ладошке)Вот тебе крошки на маленькой ладошке.»  (Слегка пощипываем «клювом»)

4. «Муха»

В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:

«Вот летела муха.На варенье села.  («Муха» садится на ладошку крохи)Вымазала брюхо.  (Погладить ладошку круговыми движениями)Дальше полетела.»  (Улетает)

5. Первые «Ладушки».

Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:

«Хлопают ладошки у нашей крошки:Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки».

6. «Ладошки-хлопошки»

Взрослый помогает малышу проделывать все движения.

«Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.Хлопали в ладошки, хлопали немножко.Кулачки сложили, кулачками били».

7. «Ладушки-у бабушки».

А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:

«Ладушки, ладушкиГде были ?  (Руки разводят в стороны)У бабушки!  (Хлопок)Что ели ?  (Руки в стороны)Кашку!  (Хлопок)Что пили?  (Руки в стороны)Простоквашку!  (Хлопок)Попили, поели-шу! Полетели  (Взмахи руками)На головку сели»  (Ручки приблизить к головке).

8. «Сорока- белобока»

Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:

«Сорока – белобока, кашку варила, Деток кормила, Этому дала,  (Загибает пальчики)Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала  (Показывает на большой палец)
(Поглаживая его, говорят):Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил!»

Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр

1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.

2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.

3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.

4

Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы

5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.

6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.

7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.

Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.

И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.

В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста, читайте здесь.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

Наиболее распространенные упражнения и игры

Пальчиковая гимнастика

Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.

40 игр для развития мелкой моторики.

Для деток постарше

  • Перелистывание страниц книжки с картинками.
  • Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
  • Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.

Для детей от 3-ех лет

Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)

Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.

Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.


Специальные игры для развития мелкой моторики.

Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.

Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.

Завинчивание, застегивание, расстегивание

Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.


Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.

Лепка развивает моторику и воображение

Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.)

Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок

Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.

Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.

Используйте игры с песком

Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.


Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.

Стихотворения для заучивания наизусть про маму

Матери

Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку. Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?

1906—1911 гг

Маме

Марина Цветаева

В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

1907 г

Мама, глянь-ка из окошка

Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

1887 г

О вера наших матерей…

Виктор Коротаев

О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей,

Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей.

Уж матери — такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят.

Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И — не крикливые — они Не почитают это дивом.

И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.

О матери

Анатолий Передреев

Уляжется ночь у порога, Уставится в окна луна… И вот перед образом Бога Она остается одна.

Туманный квадратик иконы, Бумажного венчика тлен… И долго роняет поклоны, Она, не вставая с колен. И пламя лампадки колышет, Колеблет комочек огня Ночной её вздох… Не услышит Никто её, кроме меня! Лишь сердце мое отзовется, Сожмется во мраке больней… Никто никогда не вернется С кровавых безмолвных полей… Не будет великого чуда, Никто не услышит молитв… Но сплю я спокойно, покуда Она надо мною стоит!

Поделиться статьей с друзьями!

9
Поделились

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей

Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков

Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Стихи про пальчики для детей: 17 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал 17 интересных стихов про пальчики для детей. С ними малыши легко запомнят названия пальчиков, а так же научатся играть в пальчиковые игры. Эти игры очень полезны для развития моторики рук, они помогут развлечь малыша, разовьют память, а так же улучшат его координацию.

***

У меня пропали руки (спрятать руки за спину), Может быть они от скуки убежали в зоосад? Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки) Они с джемом были в банке. Мои ручки просто клад.

***

Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет, Безымянный не поймет, что все это значит, Средний пальчик — очень важный, не желает слушать, Указательный спросил: «Может хочешь кушать?» А большой бежит на кухню, тащит каши ложку, говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»

***

Идут четыре брата Навстречу старшему. -Здравствуй, большак! — говорят. — Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка Да крошка Тимошка.

***

Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом — строгий наш отец. Следом братец и сестрица. Ну, а мне где поместиться?

***

Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать!

***

Большаку дрова рубить, А тебе воды носить, А тебе пЕча топить, А малышке песни петь Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.

***

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

***

У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой — парень с душой, Палец указательный — господин влиятельный, Палец средний — тоже не последний. Палец безымянный — с колечком ходит чванный, Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

***

Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю– Очень маленьких люблю!

***

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал.

***

Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

***

Мы капусту рубим рубим (проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы рубим капусту) Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)) Мы капусту соооолим сооолим… (пальчики щепоткой — солим) Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)

***

Мы делили апельсин! (кулачок- «апельсин» перед собой) Много нас (левая рука растопырена — это «мы») А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик) Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик) Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик) Эта долька для чижа (четвертый) Эта долька для бобра (пятый) А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой) Разозлился волк — беда, Разбегайтесь кто куда!

***

Этот пальчик маленький, Этот пальчик слабенький, Этот пальчик длинный, Этот пальчик сильный, Ну а это толстячок, А все вместе — кулачок!

***

На прогулке

На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались — и сцепились! Прибежали разнималки- Помешали перепалке. И к развилке на кобыле Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка: Раз-два-три-четыре-пять- Хорошо друзей считать!

***

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал. Этот ел. Ну а этот, лишь глядел!

***

Пальчики

Десять пальцев- Десять братьев: Справа пять И слева пять, Стали думать И гадать Как друг друга Называть. Самый первый, Ты – большой, Указательный — Второй, Самый длинный Будешь – средний. Безымянный — Предпоследний. А мизинчик – позади. Ты — мизинчик. Ты — води!

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Правила проведения занятия

Помимо ненавязчивости со стороны родителей, существуют дополнительные правила проведения занятий. Здесь необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

перед упражнениями требуется подготовить руки – важно выполнить непродолжительные поглаживающие движения, которые разгонят кровь, заставив мышцы работать; выбирайте медленный темп выполнения упражнений, постепенно переходите на более быстрые действия с повторениями до 5 раз; в начале пальчиковой игры все действия рекомендуется выполнять одной рукой, потом второй, и только заканчивать двумя; доброжелательно поправляйте ребенка, если он выполнил движения неправильно; во время работы двух рук они должны нагружаться одинаково; после каждого упражнения требуется расслаблять кисти – встряхивать их или потирать ладошками; отследите, какие игры у ребенка любимые – их выполняйте каждый раз, остальные меняйте с определенной периодичностью; если малыш старается самостоятельно выполнить определенные действия, его необходимо хвалить

Рассмотренными упражнениями в большинстве случаев занимаются в детском садике с воспитателями. Но это не значит, что родители не должны проводить те же действия дома. Тактильный контакт с малышом стимулирует лучшее понимание детей и родителей. Поэтому занятия следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы взрослея не возникало проблем недопонимания у членов семьи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от Наталии Ткаченко
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: